Поясните какие природные объекты и ресурсы могут быть переданы в частную собственность

Обновлено: 16.05.2024

Понятие и типы прав на ресурсы и объекты природного мира

В экологическом праве природные ресурсы и объекты рассматриваются как составные части окружающей среды, которые нуждаются в охране и разумном природопользовании. Еще один момент, который следует учитывать: в результате деятельности по пользованию объектов природного мира, будучи изъятыми из окружающей среды, ресурсы и объекты могут превращаться в объекты рыночных взаимоотношений, при этом они обретут определенную стоимость, которая определяется существующим спросом на продукцию такого рода.

Характер принадлежности природных ресурсов и объектов определенным субъектам экологических правоотношений имеет первостепенное значение, так как объекты мира природы могут быть либо свободны по своему правовому статусу, либо иметь какое-либо ограничение.

Важно своевременно определить виды прав собственности на природные объекты и ресурсы и выявить субъектов, которые являются правообладателями.

На основе анализа существующего на сегодняшний день законодательства в сфере экологии можно выделить такие виды прав собственности на природные ресурсы:

  • сервитут по отношению к природным ресурсам;
  • право безвозмездного пользования;
  • права на условиях соглашения о разделе продукции и концессионного договора;
  • аренда и другие типы срочного возмездного пользования объектами природы и ресурсами;
  • пожизненное право владения наследуемого земельного участка;
  • право бессрочного пользования участком земли;
  • право собственности на землю и другие природные ресурсы и объекты.

Право собственности на земельные объекты

Земельные ресурсы – вид ресурсов, которые не были созданы руками человека, то есть вся поверхность земли, которая располагается над уровнем моря, и при этом ее может использовать человек для своей деятельности и жизни.

Земельные ресурсы – важный элемент жизни человека, который в зависимости от своих качеств (плодородия почвы, расположения, рельефа, площади, климата и т.д.) имеет определенную стоимость и ценность.

В соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса собственнику принадлежат права распоряжения, пользования и владения своим имуществом. При этом в статье 129 ГК прописано, что земля и иные природные ресурсы могут переходить от одного лица к другому или отчуждаться в той мере, в какой это допускается законом о земле и иных природных объектах.

Для понимания правоотношений в сфере природных ресурсов и объектов, следует понимать, кого считать собственником природных ресурсов и объектов. Статья 9 Конституции РФ во второй своей части определяет, что земельные и иные природные ресурсы могут находиться в муниципальной, государственной, частной и прочих видах и формах собственности. Исходя из этого, разумно будет подробнее рассмотреть нормы законов, которые непосредственно регламентируют эти вопросы.

В главе 3 Земельного Кодекса РФ, отмечено, что все предусмотренные Конституцией РФ формы собственности допускаются к применению земельных ресурсов.

В ст. 27 Земельного Кодекса определен состав земель, которые получили ограничение в обороте или были полностью из него изъяты.

Право на объекты водного мира

Водные ресурсы представляют собой воды океанов, морей, водохранилищ, каналов, рек и озер, пригодные для использования человеком в своем хозяйстве. К этой же категории природных ресурсов можно отнести ледники, почвенные влага, водяные пары атмосферы, болота и подземные воды.

Поддержание жизнедеятельности всего живого на Земле – важнейшее назначение водных ресурсов. Интерес данный ресурс может представлять не только как источник питьевой воды, но и как среда обитания рыб, как транспортные магистрали, как необходимый компонент многих технологических и пичевых производств.

Водные объекты находятся в федеральной собственности в соответствии со статьей 8 Водного Кодекса. Однако, такие водные объекты, как обводненный карьер либо пруд, которые находятся в пределах границ земельного участка, находящегося в праве собственности юридического или физического лица, муниципального образования или субъекта ФР, находятся соответственно в частной, муниципальной, региональной или государственной собственности, если федеральными законами не установлено иное.

Право собственности на лесные ресурсы

Лесные ресурсы — это в первую очередь древесные ресурсы, а также кормовые, пищевые, технические и лекарственные.

Также лесные ресурсы важны своей способностью противостоять эрозии почв, оздоравливать человека, регулировать климат и сохранять водные запасы.

Проблема современных лесных ресурсов – их значительное сокращение, нерациональность лесных заготовок и вырубок, а также обезлесивание площадей. Содержание Лесного Кодекса РФ регламентирует правоотношения и деятельность людей в отношении лесных угодий страны.

Лесной Кодекс в статье 19 регламентирует принадлежность лесного фонда и леса, расположенного на землях обороны, федеральной собственности.

Согласно статье 20 Лесного Кодекса в собственности юридического лица или гражданина может находиться кустарниковая и древесная растительность, которая располагается на земельном участке, принадлежащем этому субъекту, в том случае, если федеральным законом не установлено иное право собственности в экологическом праве.

В том случае, если данная растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом после передачи земельного участка в собственность юридическому лицу или гражданину, то им принадлежит право распоряжаться, пользоваться и владеть растительностью в соответствии со своим усмотрением.

Право собственности на животный мир

Животный мир представляет собой совокупность всех видов диких животных (насекомых, пресмыкающихся, рыб, птиц, молюсков, земноводных, млекопитающих и др.) проживающих на определенной территории в естественном, свободном состоянии.

Животный мир – это промысловые и охотничьи ресурсы, для защиты которых и для регулирования правоотношений в данной сфере был создан Закон о животном мире.

Закон о животном мире устанавливает, что в пределах территории РФ животный мир является собственностью государства. При этом разграничение государственной собственности на животный мир, на собственность субъектов и федеральную собственность осуществляется в установленном федеральным законом порядке.

В Законе о животном мире присутствует допущение о том, что у федеральной собственности могут относиться объекты животного мира, которые населяют исключительную экономическую зону РФ, континентальный шельф, территориальное море, особо охраняемые природные территории и др.

Согласно статье 2 Закона природных территориях, которые подлежат особой охране, эти территории в зависимости от их функционального назначения и статуса могут находиться в муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в федеральной собственности.

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица.

В частной собственности могут находиться земельные участки, переданные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке (приватизация земли), а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок. ГК РФ (ст. 234) предусматривает еще одно основание возникновения права частной собственности – приобретательскую давность. В частной собственности также могут находиться водные объекты — пруды и обводненные карьеры, и древесно-кустарниковая растительность.

В порядке приватизации право частной собственности на земельные участки могут приобрести:

Не подлежат приватизации, а, следовательно, не могут быть объектами права частной собственности земельные участки: общего пользования, зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению, историко-культурного назначения, оздоровительного назначения и некоторые другие. Кроме того, ст. 27 ЗК РФ закрепляет перечень земель, изъятых или ограниченных в обороте.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками;

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 ст. 27, в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Собственники земельных участков имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле;

2) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

3) возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные строения и сооружения;

) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

5) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

6) участвовать в решении вопросов мелиорации их земель;

7) на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа при предоставлении для государственных и общественных нужд, а также на возмещение убытков;

) совершать сделки купли-продажи, дарения, мены, залога, аренды, вносить в качестве вклада в уставной фонд коммерческих организаций, передавать по наследству. В настоящее время установлены некоторые ограничения в отношении залога земли, совершение остальных сделок не ограничено.

Собственники земельных участков обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;

3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату;

4) не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

5) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно - градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. При аренде государственных и муниципальных земель возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре, а при аренде земли у собственника - с согласия собственника.

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

10.2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты и ресурсы

Основу правового регулирования отношений права собственности на природные ресурсы составляют положения Конституции РФ. Согласно ч.2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; ст. 71 и 72 устанавливают разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Непосредственно формы собственности на каждый природный ресурс, основания возникновения, прекращения и порядок осуществления права собственности конкретного субъекта устанавливаются отраслевыми природоресурсными законами – Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом о недрах РФ, Федеральным законом о животном мире и др.

Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой институт экологического права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу возникновения, осуществления и прекращения права собственности различных субъектов на отдельные природные ресурсы и природные объекты.

Субъективная точка зрения определяет право собственности на природные ресурсы как содержание правомочия конкретного субъекта – собственника конкретного природного ресурса и механизм их реализации, устанавливает права и обязанности по владению, использованию, распоряжению данным природным ресурсом и его охране.

Особенностью правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы является то, что человек, являясь частью природы, не может существовать, не используя в той или иной степени различные природные ресурсы, поэтому вопросы установления права собственности на данные объекты в высшей степени значимы как для отдельного человека, так и для государства и общества.

Согласно положениям п. 1 ст. 209 части первой Гражданского кодекса от 30.11.1994 № 51-ФЗ содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особенным образом.

Так, правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своем хозяйстве (например, фактически обладать земельным участком, числить на своем балансе и т. п.). Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования природного ресурса путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (например, использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины и т. п.).

Правомочия распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путем изменения их принадлежности, состояния или назначения (отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству и т. п.).

В качестве характерной особенности следует отметить, что право собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Так, согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Следует отметить, что не все природные объекты и природные ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю (земельные участки и их части), недра (участи недр), леса (лесные участки и лесные насаждения), воды (водные объекты), животный мир и водные биологические ресурсы, а также на особо охраняемые природные территории. То есть, атмосферный воздух ввиду его физических свойств объектом права собственности являться не может.

Субъектами права собственности на природные ресурсы в соответствии со ст. 212 ГК РФ могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. При этом законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу специфики и публичного значения природных ресурсов нахождение их в частной собственности существенно ограничено.

В частной собственности могут находиться:

– добытые из недр собственниками земельных участков общераспространенные полезные ископаемые (песок, глина, торф, гравий ст. 1.2 Закона РФ «О недрах);

– древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на земельном участке, являющемся собственностью гражданина или юридического лица (ст. 20 Лесного кодекса РФ).

Муниципальной собственностью на природные ресурсы является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Органы местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, владеют, пользуются и распоряжаются такими участками. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.84 ЛК РФ могут передаваться юридическим лицам в аренду, а гражданам в безвозмездное срочное пользование. Порядок и условия передачи устанавливаются в соответствии с лесным, земельным и гражданским законодательством.

Федеральное законодательство не устанавливает права собственности на недра муниципальных образований. В компетенцию органов местного самоуправления входит выдача разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Что касается права собственности на водные объекты, то Водный кодекс устанавливает, что муниципальная собственность допускается только на обособленные водные объекты согласно ст. 34 ВК РФ. В собственности муниципального образования могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К ним относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Объектами права государственной собственности признается довольно широкий круг природных объектов и ресурсов природы. Это воды, недра, леса, особо ценные и охраняемые объекты и территории. Данные объекты Конституцией РФ и другими федеральными законами относятся к государственной собственности. В каждом случае характер природного объекта, его хозяйственное, экологическое и иное назначение играют существенное значение и в природоресурсном праве. В этом находит отношение закрепление особенностей регулирования в отношении каждого из них.

Право собственности на землю.

Наиболее важное значение среди объектов природы играет земля, что дало основание для установления особого правового режима этого природного объекта. Земельное законодательство установило разнообразные формы собственности на землю. Порядок распоряжения категориями земель различен и устанавливается в зависимости от того, разграничены ли эти земли или нет.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Также следует отметить, что ст. 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Право собственности на водные объекты.

Водный кодекс в ст. 8 указал, что водные объекты находятся преимущественно в федеральной собственности. Исключения составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответственно субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Законодатель установил неразрывную связь водного объекта с земельным участком, в границах которого находится этот объект. Так, в ч. 3 ст. 8 ВК РФ определено, что право собственности субъектов на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого они находятся. Не допускается отчуждение указанных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которого они расположены.

Право собственности на леса.

В федеральной собственности согласно ст. 8 ЛК РФ находятся лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, которые не находятся в сфере гражданско-правового регулирования. Правовое положение лесных участков определено ЛК РФ, что они находятся в государственной и муниципальной собственности и могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду. Лесной кодекс установил цели, для которых собственник может предоставлять лесные участки. Это прежде всего строительство и эксплуатация водных объектов, портов и прочее (ст. 44–46 ЛК РФ).

Право собственности на недра.

Субъектами права государственной собственности на недра и ресурсы недр признается РФ. От ее имени выступают соответствующие государственные органы. Пользователями недр признаются юридические лица и в незначительной части физические лица, как российские, так и иностранные, в равной мере в соответствии с законодательством о недрах.

Право собственности на животный мир.

К основным признакам животного мира относятся биологическое разнообразие и возобновляемость объекта, устойчивое существование (подобно водным и лесным ресурсам). Обладая суверенными правами, Российская Федерация в отношении объектов животного мира осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в соответствии с другими ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ и нормами международного права. Это означает, что никто не может использовать объекты животного мира, обитающие на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, без ее согласия. Животный мир, включая водные биологические ресурсы в пределах территории РФ, является государственной собственностью, разграниченной на федеральную и собственность субъектов РФ, в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

– обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

– населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

– подпадающие под действие международных договоров РФ;

– отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

– естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Федерации.

Отношения по владению, пользованию, распоряжению объектов животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в которой они не урегулированы Федеральным законом.

Право собственности на особо охраняемые территории и объекты.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов Российской Федерации);

– государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения).

Особо охраняемые территории и объекты относятся к объектам общенационального достояния.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Читайте также: