Пошлина за приватизацию квартиры 2021

Обновлено: 26.04.2024

Для того чтобы стать собственником квартиры, можно купить недвижимость, получить в качестве дара или наследства, или приватизировать уже имеющееся жилье. Приватизация для граждан России является бесплатной и бессрочной, а это значит, что если вы имеете в распоряжении квартиру, которая подпадает под условия приватизируемого жилья, то в любой день можно обратить данную недвижимость в личную собственность. Приватизацию еще называют процессом разгосударствления, т.к. в результате государственная собственность на жилые объекты переходит в руки граждан. Несмотря на то что данная процедура бесплатная, в рамках приватизации потенциальным собственникам все же придется потратить небольшую сумму. Сколько стоит приватизация – рассмотрим далее.

Приватизации быть: что говорит закон

Напомним, что сроки бесплатной приватизации неоднократно продлевались. Государство тем самым торопило население скорее оформить жилье в собственность, тем самым облегчив финансовую нагрузку на бюджет, за счет дополнительных налогообложений вновь испеченных собственников жилья.

Последний срок, установленный законодательством для оформления квартиры в собственность по процедуре приватизации, значился до 1 марта 2019 года. Однако не стоит торопиться, ведь в феврале 2017 года Президент подписал закон, согласно которому бесплатная приватизация для граждан РФ стала бессрочной. Хотя ранее Государственной думой несколько раз отклонялся законопроект об установлении бессрочной приватизации.

Процедура приватизации в 2019 году не претерпела изменений по сравнению с предыдущим годом, осталась бесплатной и бессрочной.

Приватизируем квартиру самостоятельно: можно ли сэкономить

При приватизации квартиры не обойтись без обязательных платежей, т.к. это обязательная статья расходов, которую лицо, желающее приватизировать квартиру, должно будет заплатить на различных этапах.

Можно выделить два основных способа приватизации:

  1. Самостоятельная приватизация.
  2. Приватизация через посредников (агентства, при помощи юристов).

Разумеется, во втором случае к обязательным платежам добавится гонорар посредника, поэтому многие в целях удешевления процедуры приватизации, проводят ее собственными силами. Кстати, если разобраться, то в процессе разгосударствления квартиры, с точки зрения действий потенциального собственника жилья, нет ничего сложного.

Если вы решили самостоятельно оформить приватизацию в 2019 году, то подсчитайте основные расходы, связанные с данной процедурой:

  • регистрация права собственности на квартиру – государственная пошлина в размере 2000 рублей;
  • оформление кадастрового паспорта на квартиру – 2000 рублей;
  • технический план на квартиру либо экспликация - средняя стоимость оформления технического плана от 5000 до 15000 рублей;
  • выписка из домовой книги (справка о составе семьи) – оплачивается в размере 200 рублей;
  • выписка из реестра недвижимости (ЕГРН) по форме №3 – 200 рублей;
  • выписка с лицевого счета по квартире – 200 рублей;
  • услуги нотариуса за удостоверения – 1000 рублей.

Если квартира приватизируется на нескольких собственников, то пошлина оплачивается в отношении каждого лица, т.к. будет выдано свидетельство о праве собственности. Таким образом, минимальный размер обязательных расходов на приватизацию квартиры своими силами составит 10600 рублей.

Если проводить приватизацию при помощи третьих лиц, в качестве которых могут выступать как специалисты в роли юристов или агентств, так и любое доверенное лицо, то придется увеличить статью расходов по следующим пунктам:

  1. 1. Доверенность: необходимо оформить в случае, когда нет времени заниматься сбором и подачей документов самостоятельно. Доверенность можно оформить у нотариуса на любое право и дееспособное лицо. В доверенности необходимо прописать круг полномочий, которым обладает доверенное лицо, прописать организации, в которых лицо может представлять интересы доверителя, а также указать срок действия доверенности. Рекомендуем сделать доверенность с небольшим запасом по срокам, в случае если в документе срок не указан, то по общему правилу такая доверенность действует три года. За оформление доверенности у нотариуса оплачивается тариф в размере 1000 рублей.
  2. 2. Оплата услуг агентств от 5000 рублей.
  3. 3. Услуги юриста от 500 рублей.

К дополнительным расходам при приватизации можно отнести:

Стоимость приватизации при помощи посредников: агентства, юристы

Приватизировать квартиру через посредников вполне реально. В качестве посредников могут выступать как обычные юристы, так и сотрудники агентств, специализирующихся на любых сделках с недвижимостью. В этом случае посредникам можно поручить следующие операции:

  1. Сбор и подготовку документов для приватизации квартиры.
  2. Процедуру приватизации полностью, которая подразумевает не только подготовку необходимой документации, но и подачу заявления в регистрирующий орган.

В обоих случаях процедура приватизации будет проходить через посредников, и если клиент желает максимально оградить себя от похода по инстанциям, в целях заполучить необходимые бумаги, то придется оформлять доверенность на представителя.

Услуги как юристов, так и агентств оплачивает заинтересованное в приватизации лицо, сумма зависит от региона, опыта специалиста, а также от объема оказываемых услуг.

Как правило, посредники работают по предоплате. Средняя стоимость услуг представителя начинается от 2000 рублей.

Срок оформления квартиры в собственность: срочная приватизация

Срок приватизации можно отсчитывать с момента подачи документов с заявлением на приватизацию. В этом случае регистрирующий орган рассматривает заявление в течение 5 рабочих дней.

Но если рассматривать этот срок с более глобальной стороны, а именно с момента принятия решения о необходимости приватизации и начала подготовки пакета документов, то выясняется, что этот процесс не такой уж и быстрый, даже если все проживающие в квартире согласны на оформление недвижимости в собственность. На сбор документов может уйти месяц. В этом случае на оформление, сбор документов и регистрацию права собственности на приватизированный объект уходит 2 месяца.

Что делать, если приватизация не ждет и подать документы необходимо в кратчайшие сроки (например, когда квартиру нужно продать или сдать в аренду)? В таком случае возможна срочная приватизация. Оформление всех справок и выписок займет меньшие сроки, но встанет в копеечку. Многие агентства предлагают подобную услугу, при этом срочная приватизация оказывается дороже обычной на 30-50%.

Самостоятельно ускорить срок приватизации можно, т.к. некоторые справки можно получить за дополнительную плату в короткие сроки. Но все же в этом случае проще обратиться к агентствам, у которых есть свои каналы и связи, позволяющие существенно сократить временной интервал между заявлением на выдачу справки или выписки и их получением.

Как приватизировать квартиру по доверенности

Гражданский кодекс РФ устанавливает определенные виды сделок, совершение которых по доверенности допускается только в случае нотариального удостоверения последней. В частности, приватизация квартиры, в случае если она совершается представителем собственника, должна быть совершена только на основании нотариальной доверенности.

Для того чтобы составить доверенность, нужно обратиться к любому нотариусу. Доверитель должен предъявить следующие документы:

  • паспорт;
  • копию паспорта доверенного лица;
  • документы, подтверждающие право на квартиру.

Доверенность будет зарезервирована в реестре выданных доверенностей и в случае ее отмены раньше срока, доверенность будет аннулирована в данном реестре. Для того чтобы отозвать доверенность, нужно обратиться к тому же нотариусу, который ее выдал, а также известить об этом доверенное лицо.

После того как доверенность подписана доверителем, за ее оформление нотариус взимает тариф (в среднем 1500 рублей). Перед тем как подписать документ, необходимо еще раз проверить достоверность изложенных данных и полноту полномочий представителя по доверенности, а именно:

  • паспортные данные (ФИО, дату рождения, реквизиты паспорта, место регистрации, дату выдачи паспорта);
  • срок действия доверенности;
  • перечень полномочий.

Юридические услуги: юрист как посредник при приватизации

При переводе недвижимости из государственной формы в частную весьма часто не обойтись без помощи юриста. Когда стоит обращаться за помощью к юристу:

1. Общая консультация по вопросам приватизации.

2. Наличие осложняющих приватизацию обстоятельств:

  • наличие несовершеннолетних детей, в качестве потенциальных собственников квартиры;
  • несогласие некоторых жильцов квартиры на проведение приватизации;
  • несогласованная перепланировка квартиры;
  • сложности при получении документов и заполнении заявлений.

3. Помощь при подготовке пакета документов.

Устная консультация юриста по вопросам приватизации обойдется в 500 – 1500 рублей. Дальнейшие действия в части оплаты зависят от сложности. Например, за обращение в суд с требованием об аннулировании права на приватизацию юрист может запросить от 2500 рублей (за составление иска), за участие в одном судебном заседании – от 5000 рублей.

Любой юрист может выступать в качестве посредника (доверенное лицо), при этом нотариальная доверенность оформляется в отношении юриста по общим правилам.

В 2019 году приватизация носит бессрочный характер. В результате этой процедуры квартира из государственной собственности совершенно бесплатно становится частной. Но если разобраться, приватизация не является совершенно бесплатной, т.к. за подготовку документов и выдачу свидетельства о праве собственности нужно заплатить. После того как квартира приватизирована, у нового собственника возникают новые права и обязанности, например, по оплате налога на имущество, оплате коммунальных расходов в полной мере, а также иные обязанности по содержанию жилого помещения.

Когда приватизацию жилья, в котором ваша семья живет многие годы, называют бесплатной, имеется в виду, что вы не выкупаете квартиру у государства по рыночной или фиксированной стоимости квадратного метра, а безвозмездно переоформляете ее в свою собственность. Плюс не платите 13% НДФЛ, что было бы неизбежно при покупке жилья.

Сколько стоит приватизация квартиры

Когда приватизацию жилья, в котором ваша семья живет многие годы, называют бесплатной, имеется в виду, что вы не выкупаете квартиру у государства по рыночной или фиксированной стоимости квадратного метра, а безвозмездно переоформляете ее в свою собственность. Плюс не платите 13% НДФЛ, что было бы неизбежно при покупке жилья.

Тем не менее, полностью бесплатной данную процедуру никак не назовешь. Всевозможные бюрократические процедуры (получение справок, выписок, планов) и пошлины за оформление документов никто не отменял. В некоторых случаях затраты могут быть весьма значительными.

Обязательные расходы на приватизацию

В обязательном порядке придется оплатить следующее:

  • Составление технического плана (пожалуй, самая значительная часть расходов, в зависимости от региона проживания и площади квартиры, стоимость техплана может составлять от 1,5 до 15 тысяч рублей)
  • Кадастровый паспорт (200-300 рублей)
  • Госпошлину за оформление права собственности (2000 рублей, разделенные на всех членов семьи, участвующих в приватизации)

Естественно, эти расходы не идут ни в какое сравнение с рыночной стоимостью жилья, даже в регионах, где оно стоит крайне дешево. Так что приватизацию с полным основанием можно назвать бесплатной.

Дополнительные расходы на приватизацию

Итак минимальные затраты мы обсудили. Каковы же максимальные? Здесь все зависит от конкретных обстоятельств. Возможны следующие дополнительные расходы;

Расходы на приватизацию через агента или агентство

Расходы на приватизацию через агента или агентство

Специальные агентства в разных городах предлагают гражданам услуги оформления бесплатной приватизации жилья. Это значит, что каждый член семьи пишет доверенность и забывает о процессе, пока не получит регистрационное свидетельство на приватизированную квартиру.

Пошлины и получение платных документов, как правило, оплачиваются отдельно. Указанная сумма – лишь плата за то, что вам не придется отпрашиваться с работы или брать отгул, куда-то ехать, стоять в очередях, вступать во взаимодействие с госслужащими, вникать, каких данных вам не хватает для получения той или иной справки, и как их добыть. И еще за срочность. Приватизация через агентство обычно занимает 2-3 недели, а самостоятельная 2-3 месяца.

Юристы подробно расскажут, какие документы понадобятся для приватизации, и, возможно, один из специалистов согласится помочь вам оффлайн за разумное вознаграждение.

Цена будет значительно ниже, чем в агентстве.

Как сэкономить на приватизации

Нужно ли вообще приватизировать квартиру в России

Нужно ли вообще приватизировать квартиру?

Когда в 1991 началась бесплатная приватизация жилья, это вызвало ажиотаж. Все бросились приватизировать квартиры, тем более что, согласно тогдашней норме, сделать это бесплатно можно было только до 2004 года. Но затем срок бесплатной приватизации несколько раз продлевался, и 2017 году было объявлено, что приватизация жилья социального найма после определенного срока прописки в нем объявляется бессрочной.

Дело в том, что приватизация существенно повышает плату за коммунальные услуги, плюс вызывает необходимость оплачивать капитальный ремонт зданий. Ежемесячная квартплата возрастает вдвое и больше. Выселить из приватизированной квартиры за коммунальные долги не могут, но принудительно взыскать долг через суд – запросто. Также приходится ежегодно платить налог на недвижимость. Это небольшая сумма, но все-таки.

И если люди в принципе не собираются продавать свою квартиру, сдавать в аренду, оставлять по завещанию лицу, не прописанному в ней, приватизация не приносит им никакой выгоды, а только повышает расходы.

Поэтому полезный юридический совет – не спешите с бесплатной приватизацией. Занимайтесь этой процедурой только, если вам действительно необходимо полное право собственности на квартиру. Поскольку бесплатная приватизация на данный момент объявлена бессрочной, сделать это вы сможете в любой момент.

Процесс приватизации позволяет оформить жилье из государственной собственности в частную. В 2022 году эта процедура остается доступной россиянам, которые проживают в жилье, предоставленном им по договору социального найма. Каковы плюсы и минусы приватизации недвижимости и стоит ли переоформлять квартиру в свою собственность? Можно ли в дальнейшем расприватизировать квартиру?

Что такое приватизация квартиры, для чего она нужна

Приватизация представляет собой процедуру передачи государственного имущества в частную собственность. Данная процедура распространяется не только на квартиры, но и на земельные участки, а также нежилые помещения. Приватизация носит бессрочный характер. Она опирается на нормы Гражданского кодекса, Жилищного кодекса и Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.

Через приватизацию можно приобрести право собственности на недвижимость, которой сейчас гражданин пользуется по договорам социального найма. Только после этого квартиру допускается выставить на продажу, подарить, обменять на другую квартиру, передать по наследству и передать в залог в рамках договора кредитования.

Неприватизированное имущество не позволяет совершить такие сделки: в такой квартире можно проживать, а распоряжаться как своей собственностью – недопустимо (на основании ст. 209 Гражданского кодекса, ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда). Связано это с тем, что квартиры, переданные по договорам социального найма, фактически находятся в собственности муниципалитета или государства.

Для возникновения правовых оснований для прохождения процесса приватизации требуется соблюдение только одного условия: нужно иметь законное право пользования жильем по договору социального найма (по ст. 2 Закона о приватизации). При СССР такой договор подписывали с гражданином после получения ордера на квартиру, сейчас – после признания лица малоимущим и постановки его на учет, как нуждающегося в жилом помещении (на основании ст. 49 Жилищного кодекса).

На какую недвижимость распространяется

На основании ст. 2 Закона о приватизации приватизировать можно любое жилье, которое сдается по договору социального найма и расположено в обычном жилом доме. При этом квартира передается в собственность проживающих там людей. Обычно приватизируются квартиры полностью, но допускается и приватизация комнаты в коммунальной квартире или часть либо доля в приватизированной квартире.

Законодательство содержит и определенные исключения (ст. 4 Закона о приватизации). Недопустимо переоформить в собственность жилые помещения в аварийном состоянии, в доме под снос или в доме, который нуждается в капитальном ремонте. Квартиру в собственность нельзя оформить в общежитиях и домах на территории закрытого военного городка. Нельзя также приватизировать служебные жилые помещения (кроме тех, которые располагались в совхозах или колхозах), кооперативное жилье и квартиры в домах, которые признаны памятниками архитектуры.

Необходимо помнить, что бесплатная приватизация распространяет свое действие на недвижимость, по которой оформлены договоры социального найма до 2005 года. Все договоры, подписанные после указанного срока, под процедуру не подпадают.

Кто вправе приватизировать квартиру

Право на участие в приватизации распространяется и на людей, которые временно отсутствовали по уважительной причине. Это, например, лица, проходившие службу или отбывавшие наказание в местах лишения свободы.

Совершеннолетние жильцы квартиры вправе оформить отказ от доли в праве собственности и написать отказ от приватизации. В такой ситуации человек может сохранить свое право на приватизацию в перспективе (по закону каждый человек вправе пройти процедуру приватизации один раз за жизнь).

Но есть и определенное исключение: если человек участвовал в приватизации еще до 18 лет, то он может приватизировать жилье после совершеннолетия (по абз. 2 ст. 11 Закона о приватизации).

Сроки проведения

Преимущества и недостатки

Главное преимущество приватизации – возможность бесплатно оформить права собственности на недвижимость и распоряжаться ею по своему усмотрению. Так, собственники квартиры наделены правом:

Можно выделить и недостатки приватизации недвижимости, в числе которых:

  1. Расходы на содержание несут собственники недвижимости. Если собственник не оплачивает их самостоятельно, то его могут заставить оплачивать их в судебном порядке (на основании ст. 210 Гражданского кодекса или ст. 158 Жилищного кодекса). Наниматели квартир по договорам социального найма могут не нести дополнительные траты: все расходы берет на себя собственник в лице муниципального образования.
  2. На квартиру в собственности могут наложить взыскание, а на муниципальное жилье – нет (по ст. 32, 87.2 Жилищного кодекса). Неприватизированная квартира не может быть изъята в рамках исполнительного производства или в процессе банкротства, так как она фактически не принадлежит человеку.
  3. В случае если на месте дома планируется строительство социального объекта, то приватизированную квартиру могут изъять у собственника. Изъятие недвижимости власти компенсируют разными способами: они могут предоставить взамен другую недвижимость или выплатить денежную компенсацию. Конечно, неприватизированную квартиру в данной ситуации также изымут, но обмен будет более выгодным с учетом нормы жилплощади на человека.
  4. Необходимость ежегодной оплаты налог на имущества (согласно ст. 400 Налогового кодекса).
  5. Необходимость оплаты взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома. На основании ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса можно сделать вывод, что наниматели квартиры такие взносы не платят, а собственники – обязаны.
  6. Лишение права на бесплатную приватизацию в перспективе.

Порядок приватизации квартиры в 2022 году

Для того чтобы приватизировать квартиру, нужно придерживаться установленного порядка действий.

Документы

Первое, что необходимо сделать для старта процедуры приватизации квартиры, это подготовить определенный комплект документов. На федеральном уровне данные документы не прописаны, но они содержатся в региональных регламентах. Перед тем как готовить документы, стоит найти административный регламент оказания услуги по переоформлению недвижимости в частную собственность.

Например, в Москве для приватизации недвижимости необходимо предъявить:


Определение способа

Перед приватизацией квартиры необходимо определиться с порядком ее раздела между проживающими лицами.

Граждане вправе оформить квартиру в общедолевую собственность либо в совместную. Последний вариант доступен только для супругов. При оформлении недвижимости в долевую собственность будет пройден этап выдела долей.

В случае оформления квартиры в единоличную собственность этот этап можно пропустить.

Получение согласия от других собственников

Для приватизации недвижимости придется заручиться согласием всех жильцов на прохождение процедуры. Либо они могут предоставить официальный отказ от приватизации с сохранением права проживания. Согласие на приватизацию от будущих собственников составляется в письменном виде и подлежит нотариальному заверению.

Если определенное лицо противится приватизации, то ситуация существенно осложнится. Так, в первую очередь следует понять, вправе ли оно оказывать влияние на процедуру. Не всем лицам доступна возможность блокирования приватизации. В их числе:

Во всех перечисленных выше ситуациях можно приватизировать квартиру без получения каких-либо дополнительных согласий.

Несовершеннолетние участвуют в приватизации без согласия со стороны родственников.

Нанимателю можно также попробовать детально разъяснить всем сомневающимся о выгодах приватизации для них: о том, что это позволит вступить в права собственности, продавать или завещать квартиру внукам и пр.

При рассмотрении дела о принудительном выселении в иных случаях суд будет учитывать комплекс обстоятельств: материальное положение трудоспособного ответчика, наличие у него альтернативной недвижимости и технической возможности выделить долю. Недопустимо выселение без предоставления альтернативного жилья инвалидов, пенсионеров, членов семей военнослужащих или сотрудников МВД, детей и иждивенцев.

Пошаговый алгоритм

Процедура приватизации квартиры предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Передать заявление на передачу квартиры в собственности и приложить комплект документов для уполномоченного органа. Это, например, департамент имущественных отношений или комитет по управлению городским имуществом. Документы допускается передать лично либо через представителя в МФЦ. В некоторых регионах организован прием документов в электронном виде.
  2. Дождаться, когда проверка документов будет завершена. Заявление рассматривают в сроки до 60 дней.
  3. По результатам заявителям могут отказать в подписании договора при наличии веских оснований или дадут им на подпись договор об оформлении квартиры в собственность. В договоре указывается, кто передает квартиру, к кому переходит право собственности, тип объекта и его адрес, характеристики жилого помещения. В договоре необходимо обозначить размер долей, если он был определен по согласию между собственниками. Договор должен быть заверен главой администрации и подписями новых владельцев.
  4. Совершеннолетние участники подпишут его самостоятельно или передают эти полномочия доверенному лицу.
  5. Оформить квартиру в собственность в Росреестре. Подписание договора приватизации еще не означает, что квартира переходит в собственность лица – этот факт нужно зарегистрировать в Росреестре. Договор с муниципальными властями о приватизации квартиры станет основанием для оформления ее в собственность.
  6. Сроки регистрации права собственности составят 7 рабочих дней при передаче документов через Росреестр и 9 дней – если документы передаются через МФЦ.
  7. По результатам регистрации собственник получит выписку из ЕГРН.

Стоимость процедуры

Процедура приватизации недвижимости является бесплатной. Но нанимателю предстоит подготовиться к определенным расходам, которые сопровождаю данную процедуру на практике. В числе основных затрат на приватизацию:

  1. Государственная пошлина за регистрацию права собственности на недвижимость. Она составляет 2000 р. с каждого человека, кто регистрирует свое право собственности. Оплачивается до подачи заявления о регистрации права собственности на квартиру (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
  2. Плата за техпаспорт и поэтажный план: стоимость будет зависеть от региона проживания (обычный вариант – от 1200-3000 р., плата за срочность – до 10 000 р.).
  3. Кадастровая выписка из ЕГРН – за оформление предстоит заплатить 350 р. в электронном виде или 870 р. в бумажном.
  4. Выписка из домовой книги, справка о составе семьи не предполагают взимания платы.
  5. Оформление нотариального договора на передачу недвижимости составляет не более 1000 р.

Порядок распределения расходов собственники определяют самостоятельно.


Признание приватизации недействительной

Приватизация может быть признана недействительной в принудительном порядке. Такое допускается, если при приватизации будут нарушены законодательные нормы. Например:

  1. Договор приватизации составили в обход законодательных нормативов, и он не содержит существенных условий.
  2. Приватизация являлась фиктивной (то есть она не преследовала формирование обязательных прав и обязанностей сторон).
  3. Приватизация выступала для прикрытия другой сделки.
  4. В приватизации приняли участие лица, которые не обладали на это правом (например, недееспособное лицо подписывало документы без согласия органов опеки).

Также решение о передаче приватизированного жилья муниципалитету может принять сам собственник и отказаться от приватизации добровольно.

Подводим итоги

Подводя итоги, выделим то, что россиянам необходимо знать о процедуре приватизации:

Фото: pixabay.com

Порядок следующий – претендент на квартиру подает заявку, получает разрешение на приватизацию, оплачивает госпошлину и регистрирует право собственности в МФЦ или Росреестре. Отдельного рассмотрения заслуживает размер государственной пошлины за приватизацию квартиры. Сколько придется отдать в 2021 году? Имеются ли дополнительные расходы? Об этом и не только мы поговорим в нашей статье.

✅ Размер госпошлины

Приняв решение приватизировать квартиру, люди начинают подсчеты: во сколько обойдется процедура? Если не знать нюансов, то может показаться, что приватизация – это покупка жилья за деньги. Действительно, такой вариант существует, но он и называется платной приватизацией. Вторая разновидность – бесплатное переоформление квартиры. Несмотря на то, что здесь нет выкупа жилплощади, расходы все же присутствуют.

Размер госпошлины за приватизацию квартиры в 2021 году – 2 000 рублей с человека. От оплаты освобождаются несовершеннолетние до 18 лет, если они участвуют в процедуре вместе с родителями (опекунами). Впоследствии, им будет дан шанс на повторную приватизацию, но уже самостоятельно.

Госпошлина – это оплата услуг регистраторов, которые внесут данные в реестр недвижимости и выдадут правоутверждающий документ – выписку из ЕГРН (см. “Как выглядит документ о приватизации квартиры“). Проще говоря, вы оплачиваете лишь налоговый сбор, тогда как квартира переходит в собственность совершенно бесплатно. Или за деньги, в зависимости от выбранного варианта приватизации.

Анна, Егор и Светлана участвуют в приватизации квартиры. Администрация разрешает перевести жилье в частную собственность. При оформлении квартира перейдет в общую долевую собственность - на троих жильцов. Поэтому размер госпошлины в 2 000 рублей делится поровну. Итого: 2 000/3 = 666 рублей. Именно столько заплатит каждый из участников приватизации квартиры.

✅ Другие расходы при приватизации

Итак, госпошлина – это обязательный платеж, который нужно оплатить до получения выписки из ЕГРН на квартиру. Однако одной выпиской дело не ограничивается. Соискателю могут потребоваться и другие документы. Разумеется, за них тоже придется заплатить.

Основные расходы при приватизации квартиры в 2021 году:

Стоимость техпаспорта на квартиру – от 1 200 рублей и выше, в зависимости от региона. Если документ нужен срочно, придется заплатить около 15 000 рублей.

Второе название – поквартирная карточка. Документ подтверждает факт проживания жильцов. Если квартира приватизируется на нескольких человек, выписка из домовой книги укажет – кто имеет право участвовать в процедуре. Жилье перейдет в долевую собственность.

Выписка из домовой книги выдаётся бесплатно – ничего платить не нужно. Заказать можно в УК, ТСЖ, паспортном столе или через МФЦ.

Универсальный документ, который вобрал в себя ранее действительные справки: кадастровый паспорт, справку о неучастии в приватизации, справку о владении жильем и т.д.

Стоимость расширенной выписки из ЕГРН с 1 января 2020 года – 460 рублей физическим лицам; 1 270 рублей – организациям. Электронные выписки обойдутся в 290 и 929 рублей соответственно.

  • Нотариальный отказ от приватизации

Оформляется в случае нежелания человека участвовать в приватизации квартиры. Отказ не может быть в чью-то пользу, как, например, с наследованием имущества. Отказавшись от участия, жилец сохранит право на бесплатную приватизацию.

Стоимость нотариального отказа – от 800 до 1 200 рублей (в среднем – 1 000 рублей). Оплата происходит в нотариальной конторе либо в банке по выданным реквизитам.

Бывает, что человек не может самостоятельно приватизировать квартиру. Например, в силу занятости, нежелания, лечения или отдыха за границей. Нет ничего проще доверить оформление представителю. Доверенность утверждается нотариусом (см. “Как составить доверенность на приватизацию квартиры?“).

Стоимость доверенности – от 1 000 до 4 000 рублей. Этой суммой клиенты оплачивают техническую и правовую работу нотариуса.

Более подробно о расходах вы можете прочитать в статье “Сколько стоит приватизация квартиры?”

✅ Судебные расходы

Возникновение сложных ситуаций часто приводит в суд. Расходы на судебные издержки зависят от тех требований, которые заявляет истец. Это может быть принудительное выселение из квартиры, отказ в приватизации, признание приватизации недействительной и т.д.

Госпошлина за подачу искового заявления – 300 рублей (пп. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ). Иски неимущественного характера оцениваются по такому же тарифу, как и имущественные иски. Если подается несколько исков или заявлено много исковых требований – стоимость увеличится. Желательно доверить составление обращения в суд квалифицированному юристу.

Юрист поможет сформулировать требования к ответчику и соблюсти процессуальные сроки. Вместе с тем за истцом сохраняется право взыскать судебные издержки с проигравшей стороны. Об этом нужно указать заранее, чтобы суд принял соответствующее решение.

✅ Где и как оплатить госпошлину?

Практика показывает, что не все люди знают, где можно оплатить госпошлину за приватизацию квартиры? По общим правилам, претендентам на жилье дается сразу несколько вариантов оплаты:

Соискатель подходит в ближайшую кассу, предъявляет паспорт и реквизиты. Кассир примет деньги и выдаст квитанцию об оплате. Обратите внимание, что в квитанции должны стоять: сумма, дата и время совершения платежа, а сам документ заверен печатью банка.

Удобнее всего платить госпошлину в банковском учреждении. При возникновении вопросов можно обратиться к консультантам. Совершив платеж, обязательно возьмите чек.

Привязав банковскую карту к своему аккаунту на портале Госуслуг, можно оплачивать услуги прямо из дома/на работе. После прохождения платежа пользователь получит электронную квитанцию об оплате.

Имея под рукой мобильное устройство или компьютер, можно оплачивать госпошлину в приложении (например, Сбербанк онлайн). Для того, чтобы квитанция имела юридическую силу, ее нужно будет распечатать и заверить в банке.

Другой вопрос, где взять квитанцию на оплату по реквизитам? Обычно она вывешивается на стенде администрации, УК или ТСЖ. Кроме того, ее можно найти на официальном сайте государственного учреждения. Информация с реквизитами хранится и в Многофункциональных центрах (МФЦ).

Ниже вы можете ознакомиться с образцом квитанции:


✅ Можно ли вернуть уплаченную госпошлину?

Встречаются ситуации, когда госпошлина за приватизацию уже оплачена, но человек передумал оформлять квартиру. Возникает вопрос, можно ли вернуть уплаченную сумму? Основания и порядок возврата денег предусмотрены в ст. 333.40 НК РФ. Речь идет о возвращении полной или частичной суммы.

Основания:

  • Превышение установленной законом суммы госпошлины (например, вместо положенных 2 000 рублей претендент внес 2 500 рублей).
  • Соискатель получил отказ в приватизации квартиры (например, в случае отсутствия прав на проживание).
  • Претендент на жилье отказался от государственной услуги по своему усмотрению.

Для того, чтобы вернуть уплаченную госпошлину, гражданину придется написать заявление. Вместе с заявлением подается квитанция об оплате взноса. Если никаких нареканий нет, Федеральное казначейство вернет запрашиваемую назад сумму – в полном объеме или частично. Возврат денежных средств происходит в течение одного месяца со дня обращения.

Подведем итоги:

  • Приватизация является бесплатной процедурой.
  • Соискатели оплачивают обязательную госпошлину за регистрацию - 2 000 рублей. Сумма делится на число участвующих в приватизации лиц.
  • Дополнительные расходы могут быть связаны с получением других документов.
  • Оплата производится по реквизитам банка.
  • Если обращаться в суд, придётся заплатить госпошлину за подачу иска - она составляет 300 рублей.
  • Заявитель может вернуть ранее уплаченную госпошлину за приватизацию, например - в случае уплаты сверх нормы.

Финансовые вопросы могут ввести в ступор. А значит приватизация окажется под угрозой или придётся тратить время. Зачастую возникают проблемы с регистриторами или администрацией, например - по поводу уплаты госпошлины. Кому-то нужно готовить дополнительные справки. Где их взять, куда обращаться, сколько это стоит? Юристы нашего сайта готовы ответить на любые вопросы. Эксперты посоветуют наилучший вариант, уточнят правовые моменты, уберегут от ошибок и лишних действий. Задайте вопрос, если вы сами не можете в нем разобраться - юристы сделают это за вас совершенно бесплатно. Заявку можно подать на сайте или позвонить по телефону горячей линии!

Сколько стоит бесплатная приватизация?

С условиями перехода жилищных владений из социального найма в частную собственность граждане России начали ознакамливаться ещё с 1992 года.

В связи с последующим экономическим развитием государства произошло много изменений.

Однако, чтобы оформить некоторые регистрационные документы и воспользоваться услугами опытного юриста, всё-таки придётся заплатить.

Условия перевода недвижимости

Лицо, которое проживает в квартире на законном основании (по договору социального найма), может стать собственником данной квартиры.

Приватизации подлежит только жилплощадь, выделенная для бесплатного пользования.

Временно проживающие в таком помещении лица, в том числе и родственники нанимателя, также не могут надеяться на получение данного жилья.

На каких условиях осуществляется приватизация жилья?

В целом, на жильё претендуют в равных долях все, кто прописан в квартире.

Если принимается решение о приватизации, тогда вначале нужно собрать все необходимые документы и подать их вместе с заявлением на рассмотрение.

После тщательной двухмесячной проверки, как правило, предлагается подписать договор.

Процедура государственной регистрации обычно проходит от двух недель до месяца после чего наниматель становится полноправным собственником.

Стоит ли переводить жилье в частную собственность?

Приватизация означает передачу права собственности от государства к частным лицам.

Некоторые члены Комитета Госдумы по жилищно-коммунальному хозяйству заявляют, что государству выгодно передать как можно больше жилья владельцам.

Однако приватизации не подлежат:

  • квартиры в аварийных домах и общежитиях;
  • служебные жилые помещения.

Вместе с тем российское законодательство не обязывает каждого гражданина становится собственником жилья. Есть время обдумать этот вопрос и принять правильное решение.

Многие граждане не желают переводить жильё в частную собственность.

Причин тому несколько:

  1. Занимая квартиру по договору социального найма, за коммунальные услуги нужно платить значительно меньше.
  2. Не стоит переживать о предстоящем повышении налога на недвижимость.
  3. Отобрать квартиру, за неоплаченный кредит тоже невозможно, ведь она является государственным имуществом.

В чем смысл перевода мунициального жилья в частную собственность?

Кроме приведенных минусов есть и существенное преимущество процедуры приватизации квартиры. Только собственник имеет право по своему усмотрению распоряжаться недвижимостью, в том числе и извлекать из нее выгоду (продавать ее, завещать, дарить или сдавать третьим лицам).

Государство разрешает один раз в жизни деприватизировать жильё. Иными словами – можно передумать и вернуть ее обратно в муниципальный фонд, сохранив за собой право проживания в данном помещении.

Процедура сбора документов и предоставления их на регистрацию

Процедуру приватизации проходят либо все лица, проживающие в данной квартире либо какое-либо доверенное лицо (член семьи или представитель специализированной организации).

На представителя требуется оформить нотариальную доверенность от всех родственников, имеющих право на квартиру.

В Бюро технической инвентаризации вам должны выдать экспликацию жилого помещения и его план.

Затем необходимо подготовить оригиналы и копии таких документов:

  • копии квитанций об уплате услуг ЖЭКа, за последние три месяца;
  • ордера на квартиру; (если он был заключён);
  • паспорта помещения (кадастровый и технический);
  • справка формы № 9;
  • справка, в которой будет указано, что данное жильё ранее не подвергалось приватизации.

Кроме того, требуются индивидуальные документы лиц, прописанных в квартире:

  • паспорта;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельства о браке или разводе.

В отдельных случаях, уполномоченные органы могут затребовать дополнительные разрешения либо справки.

Необходимо обратить внимание на то, что большинство из вышеперечисленных документов, по истечении определённого срока, теряют свою актуальность.

После сбора документов вместе с ними и заявлением о приватизации нужно обратиться в территориальное отделение Департамента жилищной политики.

Стоимость оформления отдельных документов для регистрации права собственности

Сколько стоит оформление приватизации недвижимости?

По официальным данным независимо от способа проведения приватизации квартиры (через суд или районную администрацию), кроме оплаты госпошлины и обязательных сборов вносить деньги не нужно.

Однако на самом деле процедура эта не совсем безвозмездная.

Расходы зависят от метража недвижимости, количества прописанных людей, выбранного режима оформления договора в Жилищном отделе.

Можно попытаться сделать приблизительные расчёты:

  • получение информации для самостоятельного сбора документов – от 2 000 рублей;
  • заказ и получение кадастрового паспорта и экспликации обойдётся свыше 2 000 рублей;
  • за получение формы № 9 и справки из ЖЭКа прийдется отдать около 1000 рублей;
  • государственная регистрация договора с пошлиной будут стоить – 1 000 рублей;
  • квитанции по 250 рублей за каждого жильца.

Стоимость сопровождения регистрации юристом или нотариусом

Чтобы подготовить документы для нотариата придётся заплатить около 4000 рублей.

Привлечение нотариуса для приватизации жилья

В стоимость услуг юриста входят:

  • устные консультации – 3 000 рублей;
  • письменные консультации – 5 000 рублей; – от 10 000 рублей;
  • признание права собственности через суд – от 40 000 рублей;
  • оформление и государственная регистрация права собственности при приватизации – от 5 000 рублей.

Следует отметить, опытные специалисты не только помогут быстро собрать документы, но и найти выход из возникающих спорных и запутанных ситуаций.

Воспользовавшись услугами юридических организаций можно провести срочную приватизацию (заключения договора с Администрацией и его регистрация):

  • за 5 дней – от 15 000 рублей;
  • за 10 дней – от 10 000 рублей;
  • за 15 дней – от 6 800 рублей.

Когда невозможно самостоятельно получить архивные справки, при приватизации квартир военнослужащих и других спорных моментах, выход один – обращение в суд.

Юридические компании готовы подготовить все необходимые документы, исковое заявление и приватизировать жилплощадь по решению суда за 25 000 рублей.

Дополнительные расходы

Расходы при приватизации муниципального жилья

Как уже было сказано, при проведении приватизации практически всегда существуют какие-либо преграды: меняются фамилии, теряются ордера, в документах находят ошибки, при проверке работники БТИ обнаруживают неузаконенную перепланировку.

Когда требуется подать дополнительный пакет документов, юридические компании запрашивают 500 рублей. Заключение договора по социальному найму будет стоить 5000 рублей.

Предполагается, что в будущем гражданам нужно будет платить за приватизацию рыночную цену. В этом случае расходы увеличатся сразу на несколько порядков.

Видео: Почему в России боятся приватизации?

В видеозаписи радиоэфира ведется беседа о проблемах приватизации жилья в России.

Разбирается в чем плюсы и минусы при оформлении социального жилья в собственность, к каким сложностям и дополнительным расходам быть готовым нанимателям муниципальных квартир и какие выгоды несет в себе право собственности на недвижимость.

Читайте также: