Порядок согласования подключения к коммуникациям поставщика услуг всех собственников

Обновлено: 28.04.2024

Совокупный долг управляющих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Краснодар, перед ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) огромен, в результате накопленной управляющими организациями (далее – УО) задолженности РСО в свою очередь не могут обеспечить качественные коммунальные услуги.

Единственное решение этой проблемы - переход на прямые договоры между собственниками помещений многоквартирных домов (далее - МКД) с РСО на предоставление коммунальных услуг.

Говоря о плюсах прямых расчетов с гражданами, необходимо отметить что их главным преимуществом является исключение нецелевого использования денежных средств населения исполнителями коммунальных услуг, каковыми являются УО, и сокращение сроков их получения РСО, так как они поступают напрямую в адрес РСО.

Все эти изменения детализировали нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую РСО по прямым договорам, а также способствовали усилению правового статуса реестра лицензий по управлению МКД.

Каким путём можно перейти на прямые договоры

Существует три основных способа перехода потребителей коммунальных услуг на прямые договоры с РСО:

  • по решению общего собрания собственников помещений в МКД, принятого простым большинством голосов в соответствии с ч. 4.4 ст. 44 ЖК РФ ;
  • по решению РСО согласно ст. 157.2 ЖК РФ. Такое решение возможно в случае, если УО имеет задолженность перед РСО в размере 2-х среднемесячных оплат за поставленные ресурсы;
  • исторически сложившиеся отношения. Так при смене управляющей организации или формы управления МКД, если у собственников помещений в МКД уже были прямые договоры с РСО, то в этом случае, если собственники помещений на общем собрании подтвердят, что они хотят оставаться на прямых договорах, они продолжают по ним работать и с новой управляющей организацией или формой управления.

Однако есть исключение, которое касается новостроек. Согласно ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ МКД с момента сдачи в эксплуатацию считается домом с невыбранным способом управления, поэтому работает по прямым договорам. А с момента подписания актов приёма-передачи помещений МКД, такие прямые договоры возникают и у будущих собственников.

Кого считать исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах

Одновременно существуют договорные отношения между РСО и УО, в части предоставления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества МКД, которые подчиняются Постановлению № 124, в п. 2 которого указано, что исполнителем коммунальных услуг считается лицо, которое обслуживает инженерные системы в МКД, то есть УО.

Кто и какую информацию должен предоставлять при прямых договорах

Аналогичное правило действует в отношении данных, передаваемых УО региональному оператору по обращению с ТКО.

Эти данные нужны для начисления платы за коммунальные услуги.

На передачу этих сведений получать согласие субъекта персональных данных не нужно.

Если УК эти сведения не передаст или не передаст вовремя, в связи с чем потребителю будут ошибочно начислены платежи, и РСО заплатит за эту ошибку штраф, то УК возместит РСО сумму этого штрафа.

Кроме того УК обязана предоставлять РСО и региональному оператору по обращению с ТКО сведения из реестра собственников (ФИО с указанием размера долей в общем имуществе МКД), и при этом постоянно актуализировать эти сведения в дальнейшем.

Передавать информацию УО обязана в двух вариантах: на электронном носителе и на бумаге. Документ должен быть подписан руководителем управляющей организации или председателя правления ТСЖ/ЖК.

Кто отвечает перед потребителем за качество коммунальных услуг

Даже с момента перехода на прямые договоры РСО отвечает за их поставку в надлежащем качестве до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома ( ч. 15 ст. 161 ЖК РФ ).

Если РСО является исполнителем коммунальных услуг, то она делает перерасчёты потребителям в случае, если качество услуг нарушено до стены дома.

Если же качество коммунальных услуг нарушено из-за ненадлежащего содержания внутридомовых инженерных сетей, перерасчёт РСО не обязана делать. При этом потребители вправе требовать возмещения убытков ( п. 103 Постановления РФ № 354 ) и морального вреда с УО ( п. 21 Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 ).

О пользе перехода МКД на прямые договора

Следует отметить, что переход на прямые договоры приведет к контролю собственника (нанимателя) помещения МКД над объемами и стоимостью предоставляемых ему коммунальных услуг, и как следствие будет стимулировать к рациональному и бережному использованию коммунальных ресурсов.

Одновременно, переход собственников (нанимателей) помещений МКД на прямые договора с РСО положительно скажется и на работе УО.

Прежде всего после реализации жителями МКД своего права на переход к прямым отношениям с РСО изменяется зона ответственности УО, сокращается круг её обязанностей.

После исключения УО из схемы предоставления и оплаты коммунальной услуги она получает возможность перераспределить трудозатраты, сосредоточить внимание на основных направлениях деятельности - на жилищных услугах, содержании и ремонте общего имущества МКД.

Работа по прямым договорам на сегодняшний день должна являться показателем готовности потребителей, РСО и УО к соблюдению платежной дисциплины и организованности в исполнении договорных обязательств, в том числе в части расчетов за коммунальные платежи.

Стало проще перейти на прямые договоры с поставщиками услуг ЖКХ

В России упростилась процедура перехода оплаты услуг непосредственно их поставщикам, то есть минуя посредника - управляющую компанию.

 Фото: Александр Щербак/ТАСС

Это стало возможным после вступления в силу с 31 июля изменений сразу в три документа - в правила предоставления коммунальных услуг, правила заключения договоров ресурсоснабжения и в требования к организации расчетов за коммунальные ресурсы.

Напомним, что возможность перехода на прямые договоры потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах была предоставлена еще в апреле прошлого года, после внесения изменений в Жилищный кодекс.

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Однако, как отмечают в Национальном центре общественного контроля в сфере ЖКХ, собственники жилья за прошедший год так и не решились массово перейти на самостоятельные взаимоотношения с ресурсниками.

Теперь процесс должен пойти легче, так как новые изменения в законодательство предлагают среди прочего типовые условия договора поставки коммунальных ресурсов. И это, безусловно, шаг вперед. Людям предложен образец, заполнив который, они могут получать коммунальный ресурс и платить за него прямо поставщику, без боязни, что промежуточное звено (управляющая организация) вдруг обанкротится и исчезнет вместе с деньгами, предназначенными на оплату отопления, воды, электроэнергии или газа.

В регионах, которые уже перешли на прямые расчеты с поставщиками ресурсов, платежи довольно часто вырастают

Как пояснила "Российской газете" исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева, предусмотрено два варианта перехода на прямые договоры - решение общего собрания собственников жилья и решение ресурсоснабжающей организации. Последняя сама может инициировать переход и разослать владельцам недвижимости договоры, которые необходимо заполнить. Договор считается заключенным с момента выставления первой платежки.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Однако, по словам Разворотневой, ряд пунктов типового договора вызывает вопросы. Например, в нем не предусматриваются характеристики качества услуги - температуры подаваемой в дом воды или давления газа. Потребителю, подписавшему столь общий договор, потом сложно будет предъявить претензии по качеству, так как оно не оговорено. Не прописана также процедура разрешения споров и выплаты штрафов в случае оказания некачественных услуг. Из договора следует, что управляющие компании принимают жалобы от потребителей, оформляют претензии к ресурсоснабжающей организации и затем они вместе проверяют обоснованность жалобы. А что происходит дальше - вопрос открытый. Споры и ожидание выплат непонятно от кого могут затянуться на годы. И потребитель тут совершенно беспомощен.

"В тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто платежи за потребленные ресурсы вырастают. Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. Подозреваю, что компании приписывают порой больше потребленного по факту. И если в управляющей компании есть, как правило, свои юристы, которые могли бы с подобными случаями разбираться квалифицированно, то собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму", - отмечает эксперт.

Но в общем практика показывает, что для потребителя нет особой разницы - платить ли напрямую поставщикам или через посредников в виде управляющих компаний, говорит Разворотнева. Если есть опасения относительно недобросовестности УК, то, конечно же, лучше принять решение на общем собрании и перейти на прямые договоры.

Между тем Госдума осенью планирует рассмотреть поправки в Жилищный кодекс, по которым все счета за услуги ЖКХ будут печатать в едином документе. Составлять и рассылать платежки, по идее авторов проекта, будут единые расчетные центры. Таким образом их деятельность поддержат на федеральном уровне.

С одной стороны, единый платежный документ - дело удобное. Не нужно разбираться в куче бумажек, а потом еще и хранить их годами, чтобы при любом сбое в системе не вылез долг за уже оплаченное. А такое случается.

По словам одного из авторов законопроекта, зампреда Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, при 7-10 платежках, которые порой получают потребители, нередки ошибки и двойные начисления. Именно с неверными начислениями были связаны около 60 процентов обращений в Госжилинспекцию РФ в прошлом году. Кроме того, оформление и доставка каждой из платежек стоит денег, и платит, естественно, получатель. За одну бумажку сумма не так велика, может достигать 10-15 рублей, но за десять бумаг уже вполне ощутима. По замыслу авторов законопроекта, эти расходы должны сократиться.

Что такое опосредованное технологическое присоединение, и как это работает?

В системе электрификации жилых и промышленных объектов обычно работает простая и прямая схема: процедуры технологического присоединения к сетям выполняются на основании действующего законодательства, прозрачны и понятны:

– потребитель подает заявку на присоединение к сетям энергопоставщика;

– поставщик электрической энергии выдает потребителю технические условия и заключает с ним договор;

– потребитель составляет электропроект и подает его на согласование;

– выполняются электромонтажные работы по подключению объекта к сетям;

– объект принимается в эксплуатацию;

– энергопоставщик по договору поставляет электричество с разрешенной по ТУ мощностью, потребитель ежемесячно оплачивает потребленный объем.

Однако в старых электросетях до сих пор существует другая система подключений: к энергопоставляющей компании подключено, например, промышленное предприятие или коммерческое здание с собственной энергоустановкой, способной перераспределять электричество. А к этой энергоустановке подключены или другие предприятия, или частные потребители, которые находятся в непосредственной близи от него.

То есть, конечный потребитель получает энергию не напрямую от сетевой компании, а через посредника. Таким образом, потребителем для энергопоставщика является предприятие, а подключенные к его сетям потребители (частные и коммерческие) являются субпотребителями. Такое подключение считается опосредованным.

В принципе, и раньше, и сегодня, опосредованное присоединение субпотребителей – это нормальное явление: процесс их электрификации проходит намного проще и быстрее, а затраты меньше (не нужно тянуть кабели к сетям поставщика, не нужно приобретать дорогостоящее оборудование). Раньше субпотребители (субабоненты) имели возможность заключать договор на подключение с таким предприятием-посредником, и оплачивали потребленную энергию в его бюджет. А то, в свою очередь, оплачивало услуги энергопоставщика с учетом общего потребления всех подключенных потребителей.

Однако возникла проблема: не все субабоненты соблюдали платежную дисциплину, возник серьезный кризис платежей, который на многие предприятия лег серьезным финансовым грузом: посредник не получает оплаты за потребленную электрику от подключенных к нему потребителей, ему сложно рассчитаться с энергопоставщиком, сетевая компания выставляет судебные иски…

Часть субпотребителей могут относиться к неотключаемым (например, инфраструктурные общественные учреждения – школы, детсады, котельные, поликлиники), и за попытку избавиться от них можно получить еще и серьезные штрафы от ФАС. А по правилам недискриминационного доступа сложно отключить и частных потребителей – предприятие будет препятствовать свободному перетоку энергии в сетях.

По сути, предоставив свою энергоустановку субпотребителям, ее владелец, вместо прибыли, получает убытки и нерешаемые проблемы, не может свободно распоряжаться получаемой от поставщика электроэнергией и несет непредвиденные расходы на обслуживание электрических сетей.

Постановление №861: новые требования к опосредованному присоединению

Неурегулированная система юридических отношений в вопросах опосредованных присоединений к электросетям и накопившаяся судебная практика между участниками процесса перетока электричества заставили искать выход из ситуации.

Однако, чтобы получить этот статус, предприятие, по требованию Правительства РФ, должно было:

– ранее иметь статус сетевой компании, но в настоящий момент не оказывать услуги по транспортировке электричества;

– обладать подстанциями мощностью не менее 10 МВА (негенерирующее оборудование) и сетевыми магистралями двух уровней напряжений с протяженностью не менее 15 км;

– имеющихся субабонентов подключать только согласно правилам технологического подключения;

При этом, компенсировать субабоненты были обязаны потребление электроэнергии, но не затраты на содержание и обслуживание энергооборудования. Суды же продолжали принимать сторону субпотребителей при возникновении финансовых споров.

В этой ситуации государство решило вернуться к Постановлению Правительства №861 и внесло в него ряд изменений, чтобы защитить владельцев электроустановок и привести отношения в энергетике к единой и справедливой системе.

Согласно этому постановлению, с 2016 года опосредованное присоединение к энергосистемам допускается по новым правилам:

– Переоформление документов субабонентов и перезаключение договоров с владельцами транзитных энергоустановок (например, при смене собственника подключенного объекта) прекращено.

– Субабоненты теперь должны обращаться в сетевые организации, к системам которых подключена транзитная энергоустановка.

– Договор с сетевой организацией заключается на полноценное присоединение на общих основаниях, с надлежащим оформлением и по установленной процедуре.

– Разрешение на опосредованное подключение действительно только при получении в сетевой компании акта об осуществлении технологического присоединения.

При этом, никаких ограничений на присоединение субабонента к электрическим сетям через сетевое хозяйство абонента (то есть, посредника) сетевой компании не существует – его осуществляет своими силами сетевая компания. Оплату за потребленную энергию также должен получать прямой поставщик электроэнергии.

Потребители, через сетевую систему которых к энергопоставщику подключаются субабоненты, не обязаны получать статус сетевой компании. Субабоненты с такими потребителями дополнительно заключают соглашение об опосредованном присоединении.

Подача заявки на опосредованное присоединение к электросетям

Исходя из вышесказанного, порядок опосредованного подключения теперь идентичен порядку оформления прямого присоединения:

– В сетевую компанию с заявкой обращается сам субабонент, который намерен подключиться к электросетям через энергооборудование абонента (посредника) энергопоставщика.

– Субабонент обязан предоставить стандартных пакет документов для технологического присоединения (в том числе, линейную схему или электрический проект), получить технические условия и заключить договор с сетевой компанией.

– Расчет потребляемой мощности присоединяемого субабонента посредством перераспределения общей мощности (абонент + субабонент) выполняет сетевая организация, и только с согласия абонента.

Важно! Если потребитель дает согласие на перерасчет потребляемой мощности субабонента посредством перераспределения имеющейся мощности, то он автоматически должен ограничить свою максимальную потребляемую мощность на значение, выделенное субабоненту, и зафиксировать соблюдение выделенных технических условий в новом договоре с сетевой организацией в течение 10 дней.

Такой порядок опосредованного технологического присоединения соблюдается в любом случае – даже тогда, когда в сетевой цепочке подключений присутствует два и более подключенных абонента (можно присоединиться и к субабонентам) обращаться с заявкой необходимо только к энергопоставщику или соответствующей сетевой организации.

Наши услуги

Наши работы

Наши сертификаты

Наши благодарственные письма











Группа компаний Электрим имеет многолетний опыт в решении вопросов связанных с электроснабжением частных домов, коттеджей и предприятий в Москве и Московской области.

Главный офис

г. Москва, Даниловский Вал, 13 А, оф. 43Б

Контакты

Если у собственников возникли подозрения, что управляющая организация получает деньги от провайдеров за предоставление общего имущества, которые не понятно на что расходуются, то можно сделать следующее:

1. Проверить, нет ли в договоре управления многоквартирным домом условий, которые разрешают управляющей организации предоставлять общее имущество в аренду и расходовать доход на свои нужды.

3. Посмотреть отчетность управляющей организации. Возможно, там указано, что дохода от сдачи имущества в аренду она не получает.

4. Проще всего написать обращение в саму управляющую компанию. В обращении надо спросить про наличие заключенных договоров, их условия, расходовании дохода от использования имущества. Также надо попросить предоставить информацию, на основании какого решения общего собрания собственников эти договоры заключены. Если договоры не заключались, а имущество используется, то спросите, почему организация, которая следит за содержанием общего имущества, допускает его использование без согласия собственников.

В ответе управляющая организация может написать, что договоры не заключались, а не допускать провайдеров она боится из-за того, что антимонопольная служба привлечет ее к ответственности. Такая практика в антимонопольной сфере действительно раньше была распространена.

Однако в 2018 году Верховный суд РФ вынес решения, в которых изложил свои выводы относительно провайдеров и общего имущества. Кратко они сводятся к следующему:

  • управляющая организация ограничена в своих правах по пользованию и распоряжению общим имуществом. Она не может сама решать о допуске других лиц к общему имуществу, поэтому управляющая компания не может быть признана самостоятельным хозяйствующим субъектом. В связи с этим оценка действий организации по ограничению доступа провайдера не правомерно оценена антимонопольной службой как злоупотребление доминирующими положением и является вмешательством в гражданско-правовой спор между оператором связи и управляющей компанией.
  • наличие у проживающих в доме лиц потребности в доступе к интернету и заключение ими договоров на предоставление услуг связи (интернета) автоматически не дает провайдеру права по своему желанию размещать свое имущество в местах общего пользования многоквартирного дома, не получив при этом согласия собственников на общем собрании и не внося плату за использование общего имущества.

(см. например, определение ВС РФ № 306-КГ17-17056 от 01.03.2018 по делу № А55-16550/2016)

Что делать, если решения об аренде имущества не принималось на общем собрании, а управляющая организация не наделялась правом заключать такие договоры с провайдерами (операторами связи)?

1. Провести общее собрание, на котором принять решения:

- об определении лица, которое от имени наделено полномочиями на заключение договоров об использовании общего имущества (или договоров аренды). Чаще всего это управляющая организация. Иногда полномочиями подписывать договоры с провайдерами наделяют председателя совета многоквартирного дома;

- об определении условий договоров об использовании общего имущества (договоров аренды). Здесь можно указать, какое именно имущество передается, по какой цене, за какой период и в каком порядке период происходит оплата

- о порядке расходования денежных средств, полученных по заключенным договорам об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Если хотите написать куда-нибудь жалобу, подумайте, чем её сможете подтвердить. Если в отчете управляющей организации нет сведений о доходе от сдачи имущества, сама она отвечает, что имущество не сдает, а о договорных отношениях вам известно только со слов представителей провайдеров, то проверка по обращению, скорее всего, не принесет результата. Контролирующие органы напишут, что собственники вправе провести общее собрание, на котором решить вопросы о сдаче имущества в аренду, установлении платы.

Поэтому есть смысл быстрее проводить собрание, а не только вступать в переписку с контролирующими органами.


Прошли те времена, когда любой провайдер мог установить свое оборудование в жилом доме, не спрашивая разрешения на проведение работ у управляющей компании или у собственников.

Согласно Жилищному Кодексу РФ распоряжаться общедомовым имуществом могут только собственники жилых и нежилых помещений этого дома. Об этом говорят ст. 45-48 гл.6 ЖК РФ. К такому имуществу относят лестничные клетки, подвалы, технические этажи. Именно часть технического этажа отводится провайдерам для размещения телекоммуникационного оборудования, а значит, такое право они могут получить только с согласия собственников.

К кому обратиться за помощью в согласовании

Безусловно, оператор связи может, используя в качестве руководства ЖК РФ и материалы этой статьи, самостоятельно организовать процедуру согласования. Но когда речь идет о больших многоквартирных домах, потребуется значительный человеческий ресурс, самостоятельный подбор которого достаточно сложен.

На рынке консалтинговых услуг согласование доступа для провайдера представлено небольшим числом специалистов. Их можно разделить на 2 категории:

Эти две категории исполнителей принципиально различаются подходом к проведению согласования, качеством оказываемых услуг и соответственно их стоимостью.

Как провести процедуру согласования в рамках законодательства


Работа по согласованию должна проводиться по этапам, четко определенным рамками Жилищного кодекса.

Этап 1. Поиск инициатора

Работа начинается непосредственно с поиска инициирующего лица в конкретном многоквартирном доме, так как компания оператор связи не имеет прав на проведение подобных собраний собственников, если, конечно, у нее нет помещений в собственности по конкретному адресу. Именно лицо, которое согласилось стать инициатором общего собрания собственников, фигурирует во всех бланках и документах.

Этап 2. Размещение уведомления о проведении очного собрания собственников

На следующем этапе необходимо разместить уведомление о проведении общего собрания собственников в форме очного голосования. Согласно ЖК РФ такое уведомление должно быть размещено инициатором за 10 дней до проведения такого собрания. Чтобы иметь доказательства факта размещения, необходимо произвести фотосъемку и отразить этот момент в акте о фотографировании, который подписывает инициатор и несколько понятых.

Этап 3. Формирование списков собственников

В течение 10 дней до проведения очного голосования компания формирует список собственников многоквартирного дома с указанием № регистрации права собственности и общей площадью помещений этого многоквартирного дома.

Этап 4. Проведение очного голосования

В назначенное время компания и инициатор проводят очное голосование путем совместного присутствия. На таком собрании всех пришедших собственников регистрируют в специальном бланке, выбирают секретаря и председателя собрания, которые в свою очередь проверяют и подписывают все документы общего собрания собственников. Для того чтобы очное собрание состоялось необходимо присутствие 2/3 площадей принадлежащих собственникам многоквартирного дома.

По опыту такое возможно в двух случаях, если многоквартирный дом небольшой (до 16 квартир) или же большинство помещений дома принадлежат одному человеку или компании, например, застройщику. Во всех остальных случаях набрать кворум практически невозможно, но проведение общего собрания собственников является обязательным условием.

Этап 5. Проведение заочного голосования

Если на этапе очного голосования кворум не собрался, оно переходит в заочную форму. Теперь необходимо каждому собственнику жилого или нежилого помещений в многоквартирном доме вручить под роспись бланк решения с перечнем вопросов, поднятых на голосовании и бланк уведомления о проведении заочного голосования с указанием сроков проведения и местом передачи заполненных бланков.

Этап 6. Передача документов

По завершении процедуры заочного голосования инициатор собрания и секретарь в присутствии всех желающих проводят подсчет голосов и подписывают все необходимые документы. Если на заочном голосовании набрали кворум, то собрание считается правомочным и решение, принятое на таком собрании, подлежит исполнению. В случае с оператором связи при положительном исходе, копии бланков решений и протоколов направляются в управляющую компанию дома для дальнейшего исполнения. Общее собрание собственников не может длиться менее 21 дня.

Единичные проектные команды проводят всего три этапа согласования:


Как видите, на первом этапе работы таких команд происходит заочное голосование, во время которого раздаются под роспись бланки решений и уведомлений, при этом право собственности на помещение уточняется на словах. Есть большая вероятность, что в голосовании примет участие не собственник, а лицо арендующее помещение или родственник собственника.

В процессе заочного голосования наиболее лояльному собственнику предлагается стать инициатором, который потом фигурирует во всех документах. Он же и подписывает все документы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Данный пакет документов передается оператору связи, который сам принимает решение о дальнейших действиях по согласованию доступа в жилые дома.

Почему не стоит экономить на процедуре получения доступа

При использовании первого варианта, включающего все необходимые этапы, получение доступа в жилые дома для размещения телекоммуникационного оборудования наиболее защищено от оспаривания в суде, так как все действия основаны на предписаниях ЖК РФ.

В качестве примера предлагаем один из наших проектов по согласованию доступа в жилые дома, который мы проводили для провайдера г.Видное (Московская область).

Читайте также: