Порядок разграничения государственной собственности на землю постановление правительства

Обновлено: 12.05.2024

В настоящее время на всех уровнях обсуждается проблема разграничения государственной собственности на землю. Вопрос стоит так: что лучше для нашей страны - федеральная государственная собственность на землю в целях сохранения стратегических природных ресурсов либо разграничение государственной собственности на землю по аналогии с имуществом? Некоторые ученые "бьют в колокола", обращая внимание общественности на положение, когда в результате борьбы за передел власти между центром и регионами сложилась договорная теория, признающая в качестве основы федеративного государства не Конституцию РФ, а договоры между федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Более пяти лет соответствующие органы обсуждают проекты Федерального закона "Об отнесении земельных участков, находящихся в государственной собственности, к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации" (о государственных и муниципальных землях). Последний вариант проекта называется "О разграничении государственной собственности на землю" (о государственных и муниципальных землях). Как следует из его преамбулы, Федеральный закон "определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность)". Пять статей регламентируют "возникновение права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", основания для отнесения к ним земельных участков и порядок разграничения государственной собственности на землю (без определения порядка подготовки и согласования перечней с субъектами РФ). Авторы пытаются решить насущную для России задачу. Не окажутся ли их усилия тщетными? Не приведут ли они к колоссальным финансовым затратам, поскольку планируется дележ самого ценного в стране?

Заметим, что проекты, которые сейчас обсуждаются, далеки от совершенства. Наряду с повторением некоторых норм действующего законодательства в них просматривается и несоответствие основополагающим законам.

В самом главном - о субъектах права собственности на землю - нет единого мнения. То ли проводить разграничение по двум уровням, то есть на собственность Российской Федерации и собственность субъектов Федерации, хотя Конституция РФ, как и институты гражданского права, рассматривает землю в качестве предмета исключительно федерального законодательства , то ли за основу брать три уровня - государственную собственность Российской Федерации, собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность с равной правовой защитой и гарантиями, допускаемыми Конституцией РФ .

Несмотря на то, что все федеральные земли расположены на территории (в границах) субъектов Федерации, Конституция РФ не предусматривает гражданско - правовой нормы о форме собственности на природные ресурсы, находящиеся в "совместном ведении".
Гражданский кодекс РФ (ст. 212, 214), закрепляя признание в Российской Федерации предусмотренных Конституцией форм собственности, четко связывает при этом понятие "форма собственности" с субъектом права собственности.

Учитывая, что анализируемые проекты регулируют отношения в сфере природопользования, в них должна быть ссылка не только на данный Федеральный закон, но и на федеральное природоресурсное законодательство , указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законодательство субъектов Российской Федерации, которые также являются правовой основой для разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации и субъектов РФ.

Например, ФЗ РФ от 24 июня 1999 года "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"; Лесной кодекс РФ; Водный кодекс РФ; Закон о недрах РФ.

Будущий Закон должен, кроме того, соответствовать таким действующим законодательным актам, как Законы РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О государственном земельном кадастре" и др.

Возлагая на федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами обязанности по подготовке предложений по отнесению земельных участков, находящихся в государственной собственности, к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Федерации, необходимо учитывать, что после упразднения Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 17 мая 2000 года Госкомитета РФ по земельной политике Федеральной службе земельного кадастра России передана лишь часть функций этого комитета. По данному вопросу в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 2000 года имеется только один пункт, перечисляющий специальные функции по "ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель", что крайне недостаточно.

По последнему варианту проекта федеральный орган исполнительной власти (Министерство имущественных отношений РФ - автор законопроекта) будет решать, на какие земли у Российской Федерации "возникает право собственности". Органы местного самоуправления будут принимать акты о предоставлении земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, что практически происходит в столице Российской Федерации, где в федеральном подчинении осталось примерно 5 - 8 процентов объектов . Все идет к тому, что в ближайшее время для строительства федеральных объектов Российской Федерации придется выкупать земельные участки у собственников.

См.: Бочаров Ю. Москва - столица нашей мэрии // Власть. N 35 (386).

Следовало бы отметить, что государство было наделено земельной собственностью по Декрету о земле 8 (26) ноября 1917 года, и в настоящее время происходит не наделение Российской Федерации землей, а попытка разграничения государственной собственности между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Порядок возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество регламентирован Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Необходимость принятия обсуждаемого Закона, создающего условия для разграничения государственной собственности на природные ресурсы, вызывает серьезные сомнения и в связи с проблемой сохранения федеральной государственной собственности, суверенитета России в целях консервации и сохранения стратегических ресурсов.

Поскольку планируется раздел не земельных участков, а государственных земель водного фонда, участков недр, особо охраняемых природных территорий и т.п., к решению данной проблемы необходимо подходить с позиции природопользования. В тяжелейшее для России время вносится новый проект, направленный отнюдь не на укрепление Федерации, к тому же влекущий затраты в десятки тысяч миллионов рублей (в дополнение к истраченным миллионам при осуществлении земельной реформы) для проведения инвентаризации земель, землеустроительных, картографо - геодезических и иных работ. С принятием данного проекта необходимо будет внести изменения во многие действующие законы, указы Президента РФ и ряд других нормативных правовых актов в расчете на то, что право собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на землю предоставит законную возможность реализации правомочий собственника по распоряжению землями и обеспечит поступление денежных средств в доходную часть их бюджетов.

Однако нельзя забывать, что государство реализует свои полномочия собственника в совокупном интересе всех проживающих на его территории народов. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Специфика права государственной собственности на землю - в использовании ее под размещение предприятий, производящих, например, ядерное и иное боевое вооружение, под военные полигоны, аэродромы и т.п. Уже на стадии подготовки проекта у разработчиков есть серьезные расхождения в подходе к разграничению земель. По сравнению с проектом, прошедшим второе чтение, последний вариант не учитывает объекты Российской Федерации, например, предназначенные для размещения и обслуживания иностранных представительств; космической инфраструктуры; обеспечивающие охрану государственных границ, производство ядовитых и наркотических средств, закрытых административно - территориальных образований, добывающей промышленности; предприятий топливно - энергетического комплекса.

Аналогичные расхождения с такими действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, как Закон РФ "О закрытом административно - территориальном образовании" от 14 июля 1992 года (с изменениями), Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 "О федеральных природных ресурсах", Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации. ".

Содержащиеся в проекте основания для внесения земельных участков в перечни по трем уровням собственников его авторы считают исчерпывающими. А между тем они далеко не полные. К федеральной собственности не будут относиться иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения. В собственность субъектов Российской Федерации могли бы быть включены земли, необходимые для обеспечения самостоятельности национально - государственных и административно - территориальных образований. Что же касается муниципальной собственности, то здесь имело бы смысл помимо земель, занятых объектами муниципальной собственности, указать на земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания потребителей, находящихся на территории данной муниципальной единицы, как это было регламентировано в Законе о собственности.

Правомочия Российской Федерации как собственника на землю совпадают с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением контрольных функций за использованием земель иными собственниками. Цели использования земель, находящихся в собственности Федерации, являются универсальными, продиктованными интересами функционирования государства в целом. А право собственности других собственников должно ограничиваться в интересах государства и общества, а не наоборот, - оставляя землю достоянием народов Российской Федерации.

Следует также отметить, что Гражданский кодекс РФ не дает полного определения статуса государства как субъекта права собственности. Механизм реализации такого права в настоящее время основан на том, что от его имени в сфере гражданско - правовых отношений выступает множество органов государственной власти в пределах своей компетенции. Принятие нового Закона повлечет за собой издание указа Президента РФ либо постановления Правительства Российской Федерации об определении кроме Федеральной службы земельного кадастра России и его территориальных органов, органов, наделенных полномочиями подготовки, рассмотрения предложений и утверждения перечней, определяющих с учетом законов полномочия соответствующих исполнительных органов. При этом при проведении подобных мероприятий нельзя обойтись только федеральными органами исполнительной власти, необходима ссылка и на органы исполнительной власти субъектов РФ .

Дальнейшее совершенствование структуры государственного управления в области природопользования должно учитывать объективные законы развития природы как самоуправляющейся системы, так как вмешательство человека в природу может существенно влиять на взаимодействие природных процессов.

Целесообразно определение перечней об отнесении земельных участков, находящихся в государственной собственности, к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации и их утверждение отразить в одном пункте, где говорится о совместном разграничении государственной собственности на землю между Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

Принятие рассматриваемого Федерального закона потребует внесения изменений в указанный выше действующий Федеральный закон, поскольку п. 2 ст. 18 предусматривает иное деление территории РФ. Единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации устанавливается Правительством РФ (пункт 4).

Кроме того, придется принимать постановление Правительства РФ о порядке, сроках подготовки, рассмотрения и согласования предложений об отнесении земельных участков, находящихся в государственной собственности, к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации; о дополнениях и изменениях положений о согласительных комиссиях по разрешению споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по данным отношениям.

Все проекты, которые сейчас обсуждаются, далеки от совершенства. Именно поэтому Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отклонил данный законопроект.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю

Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

2. Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю

1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

2. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 16 ЗК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ЗК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

Законы Российской Федерации по ЗК РФ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

"О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О государственной регистрации недвижимости"

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ЗК РФ

"Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками"

"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации"

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ЗК РФ

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"

"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

"О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации""

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 16 ЗК РФ

"О направлении письма Росреестра" (вместе с Росреестра от 11.06.2014 N 14-08108/14 "О рассмотрении обращения")

"Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации при приватизации указанного имущества"

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ЗК РФ

"О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2021 года по вопросам налогообложения"

"В 2022 году заработает новая ГИС "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru"

"О налогообложении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и принадлежащих коммерческим организациям, включая банки" (вместе с "Письмом" Минфина России от 15.01.2020 N 03-05-06-02/1158, "Письмом" ФНС России от 24.08.2021 N БС-4-21/11880@ "О налогообложении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, принадлежащего коммерческой организации")

Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований является принципом земельного права, закрепленным в пп. 9 п.1 ст. 1 ЗК РФ. Согласно данному принципу правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В период существования СССР проблема разграничения государственной собственности не возникала: Советский Союза представлял собой фактически унитарное государство, в котором с момента принятия Декрета о земле 1917 г. никаких иных форм собственности на землю, кроме государственной, не могло возникнуть в принципе. Земля считалась всенародным достоянием, а деление вещей на движимые и недвижимые было успешно отменено еще в первые годы советской власти.

В связи с этим необходимо обратить внимание, что разграничение государственной собственности не затрагивает теоретического аспекта деления собственности по формам. Конституция РФ закрепляет существование в России трех самостоятельных форм собственности: государственной, муниципальной и частной. Муниципальная собственность является самостоятельной формой собственности и не входит в состав государственной, что подтверждается содержанием п. 1 ст. 214 ГК. Но ЗК РФ включил муниципальные образования в число участников разграничения. Соответственно, разграничение государственной собственности на землю является одним из оснований возникновения права муниципальной собственности на земельный участок (п. 1 ст. 19 ЗК РФ).

Разграничение государственной собственности на землю - это процедура формирования и закрепления в собственность каждого уровня публичной власти (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) конкретных земельных участков из состава неразграниченной государственной собственности по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными актами.




В юридической ситуации, когда принятые земельные законы, и, в первую очередь, ЗК РФ исходят из того, что все земли в РФ являются уже разграниченными, затягивание процесса их разграничения стало серьезным тормозом в развитии земельных отношений. Например,это создавало органам местного самоуправления ряд затруднений: по переводу земельного участка из одной категории в другую; установлению максимальных размеров земельных участков, передаваемых в частную собственность бесплатно; установлению дополнительных оснований изъятия земель для муниципальных нужд; определению размера арендной платы и т.д.

В 2006 г. предпринимается радикальная реформа сразу двух земельных процедур: приватизации дачных (садовых) земельных участков (а также участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства) в целях расширения налогооблагаемой базы по земельному налогу (названной журналистами "дачной амнистией") и упрощение порядка разграничения государственной собственности на землю.

Однако у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований право собственности в полном объеме возникает с момента государственной регистрации, так как распоряжение разграниченными земельными участками может осуществляться только после государственной регистрации права собственности на них, если федеральными законами не предусмотрено иное (п. 10 ст. 3 Вводного закона).

В соответствии с п. 5 ст. 3.1 Вводного закона, изданные Правительством РФ на 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, являются основанием для государственной регистрации соответствующего права собственности. Таким образом, отмена закона о разграничении не повлекла за собой отмену результатов уже состоявшегося разграничения.

Неразграниченная государственная собственность регистрации не подлежит. В том же пункте Вводного закона устанавливается, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ею. Исходя из этого, можно предположить, что возможна государственная регистрация неразграниченной государственной собственности на землю. Однако это не так. Анализ действующего законодательства показывает, что ни в законах, ни на подзаконном уровне не установлены основания и прядок такой регистрации. В связи с этим, регистрация неразграниченной государственной собственности просто неосуществима.

В то же время, в связи с тем, что объектом прав на землю может быть только земельный участок, для целей предоставления необходимо образовать его из государственных и муниципальных земель. В этом случае одним из этапов образования земельного участка является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте территории). В случае если земельный участок предоставляется на праве аренда, постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, он остается в неразграниченной государственной собственности.

Таким образом, в настоящий моментв Российской Федерации государственная собственность подразделяется на три вида – собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и неразграниченная государственная собственность.

Читайте также: