Порядок рассмотрения имущественных споров из договоров воздушной перевозки

Обновлено: 25.06.2024

Постановление содержит ряд ключевых разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, приведем их.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА

  • Взимание платы за оформление билета. Перевозчик не правомочен требовать уплаты клиентом дополнительного вознаграждения за оформление проездного билета. Такую плату вправе взимать только агент в случае заключения договора перевозки с использованием его услуг.
  • Ответственность перевозчика:

o Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные.

o Перевозчик несет ответственность за утрату багажа при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования.

o Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа, если он принял на себя обязанность упаковать багаж или в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику. Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден ввиду ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика. Такой же подход применяется в отношении ответственности перевозчика/экспедитора за утрату, недостачу или повреждение груза.

o Убытки, причиненные пассажиру просрочкой доставки багажа, возмещаются в полном объеме сверх суммы неустойки, подлежащей уплате перевозчиком.

o Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира, вследствие неудовлетворительного состояния салона транспортного средства, предоставленного для перевозки.

  • Ответственность агрегаторов такси. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора, отвечает за вред, причиненный пассажиру в процессе перевозки, если данное лицо заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что такой договор заключается непосредственно с агрегатором такси, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

o Экспедитор, принявший груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, отвечает за риски, связанные с возможной утратой либо повреждением груза, возникшие ввиду этого обстоятельства.

o Неустойка (штраф[3]) подлежащая уплате перевозчиком за просрочку доставки груза, имеет штрафной характер и взыскивается сверх суммы убытков, вызванных просрочкой доставки груза.

СООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕВОЗЧИКА И ЭКСПЕДИТОРА

  • Экспедитор несет ответственность за повреждение или утрату груза в случаях, если экспедитор является фактическим перевозчиком либо экспедитор каким-либо образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза (в том числе, если положения договора не дают клиенту права выбирать кандидатуры конкретных перевозчиков; цена услуг экспедитора выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов).
  • Иск о возмещении реального ущерба в случае утраты, недостачи или повреждения груза клиент может предъявить как перевозчику, так и экспедитору, если последний по условиям заключенного с клиентом договора обязался обеспечить сохранную транспортировку груза. В этом случае перевозчик и экспедитор отвечают перед клиентом солидарно.
  • Экспедитор, заключивший от своего имени договор перевозки, правомочен требовать с перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного повреждением или утратой груза, независимо от того, возмещен ли вред экспедитором клиенту за поврежденный или утраченный груз.

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО СПОРАМ, СВЯЗАННЫМ С ПЕРЕВОЗКОЙ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА, ГРУЗА, А ТАКЖЕ С ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

  • Порядок исчисления срока исковой давности. Срок исковой давности по иску экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но при этом отвечающего за сохранную перевозку груза, к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту и течет аналогично случаям, когда экспедитор является грузоотправителем (со дня события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска).

О чем подумать, что сделать

Поскольку ряд содержащихся в Постановлении положений направлен на усиление ответственности перевозчиков, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке, а также агрегаторам такси, осуществляющим деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа, рекомендуется ознакомиться с новыми разъяснениями и учитывать их в работе с потребителями (пассажирами) и контрагентами.

Помощь консультанта

[3] В размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза.

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

​ проезда на льготных условиях в соответствии с законодательство м РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;

​ бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);

​ бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;

​ бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карант инным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающи й условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающ его условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка - 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются: отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию; несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительност и проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом; а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностраннойавиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель

в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

​ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);

​ Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);

​ Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

В связи со значительным числом споров по договорам перевозки и спецификой как сроков исковой давности, так и порядка их исчисления в этой сфере, отраженной во множестве специальных федеральных законов, полагаем необходимым более подробно остановиться на сроках исковой давности по перевозкам грузов. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату ( п. 1 ст. 785 ГК). В свою очередь по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа ( п. 1 ст. 786 ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензий в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Необходимость претензионного порядка очевидна: транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвующих в перевозке груза, и т.п.

На основании п. 3 ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Применительно к железнодорожной перевозке срок исковой давности составляет один год ( ст. ст. 125 и 126 Устава железнодорожного транспорта РФ). При этом данный срок исчисляется:

— по искам клиентов к перевозчикам — со дня наступления соответствующего события, но иск может быть подан не ранее истечения 30-дневного срока ответа на претензию либо получения ответа на нее ( ст. 125 Устава железнодорожного транспорта РФ); данный срок также действует в отношении исков о возврате излишне списанной провозной платы ( Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2005 г. N 3793/05);

— по искам перевозчиков к клиентам — со дня наступления соответствующего события, а по искам о взыскании штрафов за невыполнение заявки на перевозку грузов — по истечении пяти дней с момента уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа ( ст. 126 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Претензионный срок по требованиям к перевозчику составляет шесть месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней ( ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Право на иск возникает с момента рассмотрения претензии и отказа в ее удовлетворении либо с истечением срока ответа на претензию, если он не был дан.

Исковая давность по спорам, возникающим из отношений по поводу морской перевозки, составляет один год ( ст. 408 Кодекса торгового мореплавания РФ).

По требованиям, вытекающим:

По требованиям, вытекающим из загрязнения нефтью с судов и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, — три года, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб ( ст. 410 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки внутренним водным транспортом, составляют:

— по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов, — один год ( п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

— по требованиям к перевозчику, вытекающим из перевозки пассажиров и их багажа, — три года ( п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

— по требованиям перевозчиков или буксировщиков к клиентам — один год ( п. 4 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), но иск может быть предъявлен только после получения ответа на претензию либо истечения 30-дневного срока ответа на претензию, если такой ответ не получен ( п. 1 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). Претензионная давность корреспондирует с исковой ( п. 4 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);

— по требованиям, возникающим в связи со столкновением судов и с осуществлением спасательной операции, — два года ( п. 5 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

По искам, вытекающим из воздушной перевозки, специальные сроки не установлены, поэтому действует общий годичный срок исковой давности ( ст. 797 ГК РФ).

В то же время установлен специальный срок претензионной давности:

— шесть месяцев — по внутренним перевозкам ( ч. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ);

— семь дней — по международным перевозкам багажа, если требование вытекает из повреждения (порчи);

— 14 дней — по международным перевозкам груза, если требование вытекает из повреждения (порчи);

— 21 день — по международным перевозкам груза или багажа, если требование вытекает из просрочки доставки;

— 18 месяцев — по международным перевозкам груза или багажа, если требование вытекает из утраты (сроки установлены ст. 127 Воздушного кодекса РФ).

Исковая давность начинает течь с момента получения отказа в удовлетворении претензии либо по истечении 45-дневного срока с момента получения претензии перевозчиком, если ответ не был получен ( ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

Так, по требованиям, вытекающим из договоров перевозок и договоров фрахтования, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:

— возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, — со дня выдачи багажа, груза;

— возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, — со дня признания багажа утраченным;

— возмещения ущерба, причиненного утратой груза, — со дня признания груза утраченным;

— просрочки доставки багажа, груза — со дня выдачи багажа, груза.

До предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии. Претензии к перевозчикам, фрахтовщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

Дело в том, что уже после опубликования данного обзора с определением категоричной правовой позиции по вопросу взыскания провозной платы с грузоотправителей юристами нашей компании было получено два судебных акта по двум разным делам (один их которых даже прошёл апелляционную инстанцию), содержащих прямо противоположный правовой позиции Верховного Суда подход.

Данной статьёй компания DUALLEX открывает цикл материалов, посвящённых анализу и оценке предложенных Президиумом ВС РФ взглядов к разрешению споров, связанных с договорами перевозки и экспедиции.

Рассмотрим основные случаи повреждения, недостачи или полной утраты грузов.

Хищение груза

Подтверждён устоявшийся подход к установлению обязанности возмещения грузоотправителю / грузополучателю убытков, причинённых похищением груза третьими лицами на этапе транспортировки. Судом акцентировано обязательство перевозчика по обеспечению сохранности переданного ему груза любой ценой:

Произошла утрата груза в результате использования мошеннической схемы или прямой кражи груза и полуприцепа? Всё это зона ответственности перевозчика.


Пожар

Схожий у ВС РФ подход и к повреждению и утрате груза и в отношении повреждения груза в ДТП.

Ранее нами была опубликована статья, посвящённая правоприменительной практике возложения ответственности на перевозчика при повреждении груза в ДТП. Верховный суд вновь признал, что основанием для освобождения профессионального перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба признаются обстоятельства, объективно непредвидимые, непредотвратимые и чрезвычайные. Перевозчик, осуществляющий на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, несёт ответственность за случайное причинение вреда.
Судом признано, что профессиональный перевозчик не может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями (даже не по вине водителя), а значит такое событие не может быть признано непредвидимым, а перевозчик принимает на себя риск убытков, связанных с его наступлением.

Как можно снять риски и предотвратить повреждение груза летящим в лоб с нарушением всех возможных правил дорожного движения встречным автопоездом? С человеческой точки зрения никак, но у судов есть другое мнение. Суды трёх инстанций по делу №А50-21608/2010 пришли к выводу о том, что ответчик предпринял все меры для осуществления перевозки на технически исправном транспортом средстве, а утрата груза, произошедшая вследствие пожара, является чрезвычайной и непредотвратимой, вызвана событием, избежать которого перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предупреждены. Но Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе двенадцати судей постановил, что подобные ситуации возникают нередко при перевозке грузов автомобильным транспортом:


Основной вывод Верховного Суда РФ
Можно спорить и не соглашаться с такими подходами, однако нужно признать, что лицо, признанное перевозчиком, несёт ответственность за утрату и повреждение груза почти всегда. ДТП или пожар, кража или мошенничество, - эти события не являются поводом не возмещать ущерб грузовладельцу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предупредить пожар по технической причине сложно, предсказать ДТП с виновной третьей стороной-невозможно. Риски ответственности перевозчика за сохранность груза не устранить, но можно их частично минимизировать. Каким образом? Страхование. На это указал и Президиум ВС РФ. Можно ругать страховые компании, обвинять их в недобросовестности, а можно разобраться в плюсах и минусах различных страховых продуктов и выбрать для себя наиболее подходящий. В некоторых случаях страхование грузов возможно от своего имени, но засчёт собственника груза.

Тема минимизации рисков перевозчика путём страхования обширна и требует вдумчивого погружения в неё не столько с финансовой, сколько с юридической точки зрения. При наличии вопросов, касающихся поднятой темы ответственности перевозчика, а также при необходимости консультирования при выборе страховых партнёров и услуг – обращайтесь, будем рады помочь.

Читайте также: