Порядок проведения обследования недвижимого имущества днр

Обновлено: 08.05.2024

2 2. Отношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество государственной или муниципальной формы собственности, не урегулированные настоящим Законом, регулируются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Статья 3 1. Права на недвижимое имущество, возникшие до 14 мая 2014 года в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанной даты, признаются следующими правами, установленными законодательством Донецкой Народной Республики: 1) право коммунальной собственности территориальных общин признается правом собственности муниципальных образований (далее муниципальная собственность); 2) право коммунальной собственности, которая находилась в управлении Донецкого областного совета Украины, а также право государственной собственности Украины признается правом собственности Донецкой Народной Республики (далее государственная собственность). 2. Право государственной собственности Украины на недвижимое имущество, находившееся по состоянию на 21 июля 2014 года на территории Донецкой Народной Республики, считается прекращенным. Статья 4 1. Перечень недвижимого имущества, признаваемого государственной собственностью (далее Перечень государственного недвижимого имущества), а также перечень недвижимого имущества, признаваемого муниципальной собственностью (далее Перечень муниципального недвижимого имущества), устанавливается законом. В Перечень государственного недвижимого имущества включается расположенное на территории Донецкой Народной Республики недвижимое имущество, находившееся в государственное собственности Украины, недвижимое имущество коммунальной собственности, находившееся в 2

3 управлении Донецкого областного совета Украины, недвижимое имущество, на которое отсутствуют правоустанавливающие документы. В Перечень муниципального недвижимого имущества включается расположенное на территории Донецкой Народной Республики недвижимое имущество, находившееся в собственности территориальных общин. 2. Предложения по включению недвижимого имущества в Перечень государственного недвижимого имущества или в Перечень муниципального недвижимого имущества подготавливаются и направляются на рассмотрение Народного Совета Донецкой Народной Республики Правительством Донецкой Народной Республики на основании актов обследования Межведомственной комиссии по вопросам обследования объектов недвижимого имущества (далее Межведомственная комиссия), полномочия и порядок деятельности которой определяются Правительством Донецкой Народной Республики. Обследование недвижимого имущества проводится Межведомственной комиссией в соответствии с порядком проведения обследования недвижимого имущества, утверждаемым Правительством Донецкой Народной Республики, на основании обращений о признании недвижимого имущества государственной или муниципальной собственностью, направляемых в Межведомственную комиссию государственными органами и органами местного самоуправления. В состав Межведомственной комиссии входят представители государственных органов и органов местного самоуправления, среди которых пять представителей действуют на постоянной основе (постоянные члены) и один представитель от государственного органа или органа местного самоуправления, подавших обращение. Постоянными членами Межведомственной комиссии являются представители: 1) Администрации Главы Донецкой Народной Республики; 2) Аппарата Правительства Донецкой Народной Республики; 3) республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции; 3

4 4 4) Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики; 5) органа исполнительной власти, проводящего государственную политику и осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере земельных отношений. 3. Для проведения обследования недвижимого имущества Межведомственная комиссия вправе запрашивать и получать у государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от формы собственности сведения о недвижимом имуществе, копии документов, в том числе правоустанавливающих, копии инвентарных дел и иных документов, позволяющих установить собственника недвижимого имущества, а также технические характеристики недвижимого имущества. При проведении обследования недвижимого имущества Межведомственная комиссия вправе самостоятельно определять площадь недвижимого имущества, его тип, этажность, а также составные части. Межведомственная комиссия вправе привлекать для участия в своей работе представителей государственных органов и органов местного самоуправления по согласованию с руководителями указанных органов. 4. В случае если акт обследования Межведомственной комиссии не содержит однозначного вывода о принадлежности недвижимого имущества к государственной или муниципальной собственности, копия такого акта и прилагаемые к нему документы направляются в Аппарат Правительства Донецкой Народной Республики для последующего предоставления государственному органу или органу местного самоуправления, направившему обращение относительно недвижимого имущества. Государственный орган или орган местного самоуправления на основании копии акта обследования Межведомственной комиссии и прилагаемых к нему документов подает в Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики заявление о выявлении недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйной вещи. 5. Перечень государственного недвижимого имущества и Перечень муниципального недвижимого имущества должны содержать следующие сведения:

5 1) почтовый адрес недвижимого имущества; 2) площадь недвижимого имущества; 3) тип недвижимого имущества; 4) этажность недвижимого имущества; 5) составные части недвижимого имущества (при наличии). Статья 5 1. Недвижимое имущество, признаваемое законом государственной собственностью, подлежит учету в Едином реестре объектов государственной собственности и объектов, в отношении которых введена временная администрация (оперативное управление), а также объектов иной формы собственности, находящихся под управлением государства (далее Реестр объектов государственной собственности), ведение которого осуществляется в порядке, установленном Фондом государственного имущества Донецкой Народной Республики. 2. Недвижимое имущество, признаваемое законом муниципальной собственностью, подлежит учету в Реестре объектов муниципальной собственности, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Главой Донецкой Народной Республики. Статья 6 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, признанное законом государственной или муниципальной собственностью, осуществляется на основании заявления государственного органа либо органа местного самоуправления о государственной регистрации права собственности. 2. К заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи, прилагается техническая документация на недвижимое имущество в случае ее наличия на день подачи заявления. 3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится без предоставления технического паспорта на недвижимое 5

6 имущество при наличии в документах на недвижимое имущество, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, указаний на тип недвижимого имущества, его этажность, площадь, составные части недвижимого имущества (при наличии), а также иные признаки, позволяющие установить соответствие объекта недвижимого имущества сведениям, указанным в документах. 4. Сведения вносятся в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество на основании сведений, указанных в документах, предоставленных для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в документах, а также подлинность документов, предоставленных для проведения государственной регистрации прав, несет руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, подавший заявление о государственной регистрации права собственности. Статья 7 Право собственности на недвижимое имущество, переданное в муниципальную собственность или признанное государственной собственностью (переданное в государственную собственность) до вступления в силу настоящего Закона, возникает со дня государственной регистрации указанного права в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не требует повторной государственной регистрации. Статья 8 1. Передача недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в муниципальную собственность осуществляется безвозмездно. 2. Решения о передаче недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в муниципальную собственность принимаются Правительством Донецкой Народной Республики. 3. Решения о передаче недвижимого имущества из государственной собственности в муниципальную собственность принимаются на основании 6

7 обращения государственного органа или органа местного самоуправления. К указанному обращению прилагаются следующие документы: 1) перечень недвижимого имущества, подлежащего передаче; 2) правоустанавливающие документы на недвижимое имущество; 3) техническая документация на недвижимое имущество (при наличии); 4) документы, содержащие сведения, позволяющие характеризовать недвижимое имущество (почтовый адрес недвижимого имущества, тип недвижимого имущества, его этажность, площадь, составные части недвижимого имущества (при наличии)). Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в обращении, а также подлинность документов, прилагаемых к обращению, несет руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, подающего обращение. 4. Решение Правительства Донецкой Народной Республики о передаче недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в муниципальную собственность должно содержать следующие сведения: 1) почтовый адрес недвижимого имущества; 2) площадь объекта недвижимого имущества; 3) тип недвижимого имущества; 4) этажность недвижимого имущества; 5) составные части недвижимого имущества (при наличии); 6) условия обеспечения финансирования государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и проведения его технической инвентаризации в предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики срок и порядок с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. 7

8 8 Статья 9 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество при передаче недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в муниципальную собственность осуществляется на основании следующих документов: 1) заверенной в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке копии решения Правительства Донецкой Народной Республики о передаче недвижимого имущества государственной формы собственности; 2) заверенной в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке копии решения руководителя органа местного самоуправления о принятии имущества в муниципальную собственность; 3) акта приема-передачи недвижимого имущества; 4) технической документации на недвижимое имущество (при наличии); 5) заявления органа местного самоуправления о государственной регистрации права собственности. 2. Отсутствие технического паспорта на недвижимое имущество не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество при передаче недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в муниципальную собственность. Статья Орган местного самоуправления в отношении недвижимого имущества, принятого в муниципальную собственность, обязан: 1) обеспечить проведение технической инвентаризации недвижимого имущества; 2) в течение десяти дней со дня получения технического паспорта на объект недвижимого имущества подать заявление о внесении изменений в запись Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

9 2. Заявление на проведение технической инвентаризации недвижимого имущества подается органом местного самоуправления в течение финансового года, следующего за годом принятия Правительством Донецкой Народной Республики решения о передаче недвижимого имущества из собственности Донецкой Народной Республики в муниципальную собственность. 3. Орган местного самоуправления, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, или муниципальное учреждение, за которым недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления, обязаны предусмотреть в проекте бюджетной сметы на соответствующий финансовый год расходы на проведение технической инвентаризации недвижимого имущества и иные расходы, связанные с принятием указанного имущества в муниципальную собственность, закреплением на указанного имущества на праве оперативного управления. 4. Требования настоящей статьи применяются к недвижимому имуществу, переданному из государственной собственности в муниципальную собственность, за исключением случаев последующего закрепления органом местного самоуправления недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за юридическим лицом. Статья 11 Юридическое лицо, за которым недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обязано: 1) обеспечить проведение технической инвентаризации недвижимого имущества; 2) в течение десяти дней со дня получения технического паспорта на объект недвижимого имущества подать заявление о внесении изменений в запись Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество; 3) подать заявление о государственной регистрации производных прав на недвижимое имущество, а также заверенную в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке копию решения, на основании которого недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 9

11 11 Статья До формирования органов местного самоуправления и вступления в силу закона, регулирующего вопросы их организации, функции органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, осуществляются местными администрациями в пределах, определенных законами Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики. 2. До вступления в силу закона, регулирующего вопросы организации органов местного самоуправления, муниципальными образованиями в понимании настоящего Закона являются село, поселок, город, район в городе, район. Глава Донецкой Народной Республики г. Донецк 30 апреля 2021 года 271-IIНС Д.В. Пушилин

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №514 от 23.12.2021 года О внесении изменений в Порядок предоставления материальной помощи в денежном выражении отдельным категориям лиц, утвержденный Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 12 июня 2019 года № 164

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №332 от 01.09.2021 года О выделении средств из резервного фонда Главы Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №307 от 31.08.2021 года О выделении средств из резервного фонда Главы Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №54 от 02.03.2021 года Об особенностях осуществления закупок для технического оснащения пунктов проведения Единого государственного экзамена на территории Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №20 от 04.02.2021 года Об организации подготовки населенных пунктов Донецкой Народной Республики к весенне-летнему периоду 2021 года

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №17 от 01.02.2021 года О признании утратившим силу Распоряжения Главы Донецкой Народной Республики от 30 сентября 2015 года № 181

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №316 от 20.08.2020 года Об утверждении Дорожной карты реализации Указа Главы Донецкой Народной Республики от 19 августа 2020 года № 280

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №158 от 23.04.2020 года Об утверждении Плана мероприятий по проведению в Донецкой Народной Республике Года Великой Победы

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №135 от 08.04.2020 года О снятии дисциплинарного взыскания с Министра образования и науки Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №96 от 14.03.2020 года О проведении Года Великой Победы в Донецкой Народной Республике

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №86 от 06.03.2020 года О внесении изменения в Положение о межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, утвержденное Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 30 сентября 2015 года № 181

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №60 от 26.02.2020 года Об организации подготовки населенных пунктов Донецкой Народной Республики к весенне-летнему периоду 2020 года

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №43 от 17.02.2020 года Об обеспечении в 2020 году отдельных категорий лиц продуктовыми наборами к праздничным дням и памятным датам

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №27 от 11.02.2020 года О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №356 от 06.11.2019 года О внесении изменений в Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 08 апреля 2015 года № 46

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №332 от 18.10.2019 года О внесении изменений в Порядок предоставления целевой гуманитарной помощи семьям с детьми в возрасте до 3-х лет, утвержденный Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 09 декабря 2016 года № 210

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №272 от 02.09.2019 года О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №237 от 29.07.2019 года О порядке согласования проектов актов Правительства Донецкой Народной Республики, разрабатываемых министерствами и иными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Глава Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №235 от 29.07.2019 года О порядке согласования некоторых проектов актов Правительства Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №190 от 28.06.2019 года О внесении изменений в Положение о межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, утвержденное Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 30 сентября 2015 года № 181

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №188 от 27.06.2019 года О снятии дисциплинарного взыскания с заместителя Председателя Правительства Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №173 от 18.06.2019 года О направлениях деятельности советников Главы Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №167 от 13.06.2019 года Об организации выездов граждан Донецкой Народной Республики в пункты выдачи паспортов Российской Федерации

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №164 от 12.06.2019 года Об утверждении Порядка предоставления материальной помощи в денежном выражении отдельным категориям лиц

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №116 от 26.04.2019 года Об обеспечении продуктовыми наборами участников боевых действий и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, войны 1945 года с Японией

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №76 от 29.03.2019 года О государственной регистрации Нотариальной Палаты Донецкой Народной Республики

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №71 от 22.03.2019 года О признании утратившим силу Распоряжения Главы Донецкой Народной Республики от 22 марта 2017 года № 66

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №51 от 01.03.2019 года Об организации подготовки населенных пунктов Донецкой Народной Республики к весенне-летнему периоду 2019 года

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №50 от 01.03.2019 года О внесении изменений в Распоряжение Временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики от 03 ноября 2018 года №80 «О внесении изменений в Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 30 октября 2018 года №73

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №36 от 19.02.2019 года Об увековечении подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и чествовании ветеранов Великой Отечественной войны в 2019 году

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №11 от 23.01.2019 года О внесении изменений в Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 06 марта 2018 года №62

2018 год

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №171 от 29.12.2018 года О внесении изменений в Положение о межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, утвержденное Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 30 сентября 2015 года № 181

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №152 от 25.12.2018 года О реализации мер по восстановлению муниципального жилого фонда для последующего распределения отдельным категориям лиц пострадавшим от военных действий

Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики №113 от 04.12.2018 года О внесении изменений в Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики от 14 ноября 2018 года №96

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №97 от 14.11.2018 года Об осуществлении хозяйственной деятельности в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №90 от 08.11.2018 года О признании утратившим силу Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 29 мая 2017 года №155

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №85 от 08.11.2018 года О признании утратившим силу Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 28 сентября 2017 года №302

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №80 от 03.11.2018 года О внесении изменения в Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 30 октября 2018 года № 73

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №75 от 30.10.2018 года О внесении изменений в Распоряжение временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики от 26 сентября 2018 года № 23

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №74 от 30.10.2018 года О внесении изменений в Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 20 июля 2018 года № 252

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №67 от 24.10.2018 года О признании утратившим силу Распоряжения Главы Донецкой Народной Республики от 24 января 2018 года № 12

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №36 от 08.10.2018 года О поощрении за весомый личный вклад в дело защиты Донецкой Народной Республики, образцовое выполнение служебных обязанностей и высокие показатели в боевой и служебной подготовке

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №32 от 03.10.2018 года О внесении изменения в Распоряжение Временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики от 12 сентября 2018 года № 2

Распоряжение врио Главы Донецкой Народной Республики №27 от 29.09.2018 года О признании утратившим силу Распоряжения Главы Донецкой Народной Республики от 26 июля 2018 года № 257


Землеустроительную экспертизу часто назначают при рассмотрении в судах общей юрисдикции гражданских дел, связанных с разрешением земельных споров. Частое нарушение земельных прав связано с неправильным формированием земельного участка, в том числе подготовкой землеустроительной и другой документации, противоречащих требованиям законодательства.

По статистике имущественных споров именно земельные споры являются самой распространённой категорией. В судебном процессе перед судьёй встаёт огромное множество таких технических вопросов, ответ на которые могут дать лишь специальные исследования. Данный факт определяет необходимость проведения независимой судебной землеустроительной экспертизы.


C 2018 г. объектами землеустройства являются:

  • территории субъектов РФ и их части;
  • территории муниципальных образований и их части.

Землеустроительная экспертиза (земельная экспертиза) – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных землеустроительных знаний в области геодезии и кадастра объектов недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.

Это определение выводит землеустроительную экспертизу за рамки землеустройства.

Когда нужна землеустроительная экспертиза?

Землеустроительную экспертизу назначают при рассмотрении судебных споров:

  • о предоставлении и изъятии земельных участков органами исполнительной власти;
  • с органами кадастрового учета по отказам в осуществлении кадастрового учета земельных участков и их частей или изменений исходных сведений;
  • по отказам в регистрации прав на землю;
  • о разделе и объединении земельных участков;
  • о местоположении выделяемых участков в счет долей и земель сельскохозяйственного назначения;
  • об определении порядков пользования земельными участками;
  • о признании прав собственности на участки
  • об установлении положения границ земельных участков на местности;
  • иные споры и разногласия.

Стороны и другие лица, участвующие в деле по земельному спору, имеют право: просить суд назначить производство судебной землеустроительной экспертизы, просить поручить её производство конкретному эксперту или экспертной организации, заявлять отвод эксперту (п. 2 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее ГПК РФ).

Решение о назначении и производстве экспертизы принимается только судьей. Землеустроительная экспертиза сегодня является дорогостоящим исследованием, поэтому судья старается примирить спорящие стороны путем заключения мирового соглашения.

Что является объектами землеустроительной экспертизы?

  • земельные участки и их части;
  • границы земельных участков;
  • геодезические координаты земельных участков и иных объектов недвижимости, эксплуатация которых предусмотрена или не предусмотрена на данном земельном участке;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права на землю, кадастровый паспорт на земельный участок, постановления о предоставлении земельных участков в пользование, графические материалы - планы участков, рабочие чертежи с привязкой к местности, акты об отводе границ земельных участков, сведения об имеющихся обременениях земель участка (сервитут), и прочие);
  • межевой план или землеустроительное дело;
  • материалы топографических съемок;
  • зоны с особыми условиями использования территорий;
  • территориальные зоны в соответствии с правилами землепользования и застройки;
  • иные объекты

Кто может быть экспертом при производстве судебных землеустроительных экспертиз?

Проводить землеустроительные экспертизы могут кадастровые инженеры, обладающие соответствующим аттестатом, а также юридические лица, имеющие лицензию на осуществление геодезических работ.

Как показывает судебная практика, экспертизу, как правило, доверяют именно кадастровым инженерам.

Эксперт должен иметь знания в области землеустройства и кадастра, а также геодезии и картографии.

Эксперты используют специальные технические средства и научные методики, которые позволяют ответить на все вопросы, поставленные судом. Полный перечень требований, предъявляемых к эксперту, приведен в ст. 13 ФЗ № 73.

Какую методику используют эксперты?Определенной методики или техники экспертного исследования для проведения судебной землеустроительной экспертизы к настоящему времени еще не существует.

Поэтому, каждый эксперт-землеустроитель путем проб и ошибок выводит для себя определенный порядок действий при работе (свою методику или технику). Условно методику проведения землеустроительной экспертизы можно разделить на две группы: геодезический и документальный.

Геодезический метод заключается в изучении участка, проведения замеров с помощью специальных измерительных приборов и создании плана участка с применением специализированных компьютерных программ.

Документальный метод состоит в анализе имеющихся документов на это недвижимое имущество и, при необходимости, вынесении вердикта о необходимости их корректировки.

В процессе исследования эксперт формирует информационную основу, включающую следующие критерии анализа:

1. Фактическая площадь исследуемого участка.

2. Соответствие установленной фактической площади участка и заявленной в правоустанавливающей документации.

3. Установление факта наложения границ исследуемых земельных участков.

4. Определение состава имущества на земельном участке.

5. Соответствие действительного расположения имущества его местонахождению, внесенному в документацию.

6. Расчет совокупной площади пересеченных частей исследуемых земельных участков.

7. Установление площади участка, свободного от застройки / занятого постройками.

8. Возможность осуществления строительства объекта недвижимости на исследуемом участке.

9. Правомочность землеустроительных работ, произведенных на участке.

10. Условия соблюдения вида разрешенного использования земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки.

Каковы этапы проведения землеустроительной экспертизы?

Землеустроительная экспертиза осуществляется в три этапа:

Подготовительный этап

Исследовательский этап (полевой)

Камеральный этап (оформление экспертного заключения)

Уяснение экспертной задачи

Осмотр, описание объекта; экспертный осмотр земельных участков начинается со знакомства со сторонами и их представителями.

Заключение эксперта регламентируется ст. 86 ГПК РФ и состоит из трех основных частей: вводной, исследовательской и выводов.

Изучение материалов дела, нормативной и справочной литературы

Полевые измерения – получение характеристик земельных участков с помощью специальных приборов. Эксперт проводит топографическую съемку и фотосъемку объекта исследования, определяет параметры, характеризующих его пространственное положение.

Предварительное исследование представленной документации

По результатам топографической съемки может составляться топографический план участка местности или абрис.

После выводов эксперта располагаются Приложения. В приложения могут входить: графические изображения, сметы, таблицы с координатами, графики, копии документов об образовании экспертов, копии документов о поверке инструментов, фототаблицы.

Сравнение полученных пространственных параметров объекта с нормативными и правовыми допусками

На каждом листе приложения ставится подпись эксперта или экспертов, а также печать экспертной организации. Заключение эксперта оформляется в двух экземпляра.

Одна из самых сложный проблем – определение местоположения характерных точек объекта исследования. Наиболее точным и универсальным способом является геодезическое описание местоположения с помощью координат поворотных точек границ земельного участка в установленной системе координат. В кадастровой системе России геодезической основой кадастра является государственная геодезическая сеть (ГГС) и создаваемые в установленном Правительством Российской Федерации порядке геодезические сети специального назначения.

Что такое сложившийся порядок пользования и почему он важен при проведении землеустроительной экспертизы?

Эксперт обязан учитывать данный аспект при проведении землеустроительной экспертизы, а также при изучении материалов дела. Сложившийся порядок пользования земельным участком определяется наличием административно-правового акта или иного документа о закреплении за собственником права на земельный участок.

В судебной практике необходимо учитывать сложившийся порядок пользования как одно из главных доказательств на право владения и пользования земельным участком именно в определенных границах, а также при подтверждении эти границ экспертным заключением.

1. Имеющиеся у правообладателя правоустанавливающие документы на объект были оформлены до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, то есть не позднее 31 января 1998 года.

Предлагаем алгоритм из семи шагов. Следуйте ему, чтобы выявить правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На заметку

Какую проблему решит новый закон

Шаг 1. Поднимите документы, где могут быть сведения о правообладателях

Информация о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости может быть в документах, которые находятся в муниципальных архивах. Также посмотрите распоряжения уполномоченного органа МСУ, осуществляющего мероприятия по выявлению правообладателей.

Шаг 2. Направьте запросы в органы государственной власти и организации

Если сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости найти не удалось, направьте запросы:

  • в органы государственной власти;
  • в бюро технической инвентаризации. Именно эти организации занимались учетом и регистрацией прав на объекты недвижимости до конца 1997 года;
  • нотариусам.

Какую информацию можно запросить, посмотрите в таблице 1 ниже.

Ожидайте ответа в течение 15 дней. Отсчет этого срока начинается со дня, когда орган или нотариус получил запрос.

Таблица 1. Какую информацию запросить в госорганах, организациях и у нотариуса
Какую информацию запросить
В МВД либо его территориальный орган
О первичной выдаче и (или) замене российского паспорта, выданного правообладателю ранее учтенного объекта недвижимости, об адресе регистрации правообладателя по месту жительства и (или) по месту пребывания, о дате и месте его рождения
В ПФР
СНИЛС
1. О возможной смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, перемене его имени.
2. О государственной регистрации правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
В территориальный орган ФНС
О ранее учтенных объектах недвижимости и об их правообладателях
Нотариусу по месту открытия наследства
О лицах, у которых возникли права на ранее учтенный объект недвижимости в результате его наследования после смерти правообладателя
  • на официальном сайте уполномоченного органа МСУ муниципального образования, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости;
  • информационных щитах в самом населенном пункте либо за его пределами, в зависимости от того, где находятся ранее учтенные объекты недвижимости.

Кроме сведений о правообладателях заинтересованное лицо должно сообщить в уполномоченный орган МСУ:

  • свой почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • свой СНИЛС.
Шаг 4. Подготовьте проект решения

Если удалось установить владельца недвижимости, подготовьте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта. Что указать в этом документе, посмотрите в таблице 2 ниже.

Не подготавливайте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости в двух случаях.

1. В ответ на запросы вы получили противоречивую информацию о правообладателе.

2. Здание, сооружение или объект незавершенного строительства прекратили свое существование.

Таблица 2. Что указать в проекте решения о выявлении правообладателя
Что указать в проекте решения
Пояснение
Кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН
Если номера нет, укажите вид, назначение, площадь, адрес или местоположение объекта
Информацию о правообладателе — физическом лице
Укажите Ф. И. О., дату и место рождения, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства или по месту пребывания
Информацию о правообладателе — юридическом лице
Укажите полное наименование, ИНН , основной государственный регистрационный номер
Информацию о подтверждающих документах
Документы должны подтверждать, что выявленное лицо — правообладатель ранее учтенного объекта недвижимости. Укажите реквизиты документов, если они есть
Результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства
Результаты осмотра должны подтверждать, что на момент проведения мероприятия по выявлению правообладателей объект не прекратил свое существование. Акт осмотра приложите к проекту решения

На заметку

Как снять с учета объект, прекративший свое существование

Если ранее учтенный объект, сведения о котором внесены в ЕГРН, прекратил свое существование, обратитесь в Росреестр с заявлением о снятии этой недвижимости с государственного кадастрового учета. Акт обследования Росреестр не потребует. Достаточно приложить к заявлению акт осмотра объекта. Не позднее чем за 30 дней до подачи заявления уполномоченный орган МСУ обязан предупредить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя объекта недвижимости. Отправьте ему извещение заказным письмом с уведомлением о вручении. Либо вручите извещение лично и попросите расписаться в получении.

Шаг 5. Опубликуйте сведения об объекте и направьте проект решения правообладателю

В течение пяти рабочих дней с момента подготовки проекта разместите на официальном сайте муниципального образования сведения об объекте недвижимости. Укажите его кадастровый номер. Если выявленный правообладатель — физическое лицо, укажите его Ф. И. О. Если юридическое — полное наименование, ИНН и основной государственный регистрационный номер.

В тот же пятидневный срок направьте проект решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости. Вручите его лично под расписку или отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении. Физлицу заказное письмо направьте по адресу регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Юрлицу — по адресу в пределах местонахождения. В сопроводительном письме укажите срок, в течение которого адресат может представить возражения относительно сведений о правообладателе объекта.

На заметку:Если правообладатель сообщил адрес электронной почты, можно использовать его

Принимайте возражения, которые оформлены письменно на бумаге или в виде электронного документа. Сам предполагаемый правообладатель, его представитель или иное заинтересованное лицо может представить в уполномоченный орган МСУ:

  • сведения о подлежащих выявлению правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости;
  • документы, подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости.

Срок представления возражений — 30 дней со дня, когда лицо получило проект вашего решения.

Шаг 6. Примите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости

На заметку: Заявление выявленного правообладателя о внесении в ЕГРН данной записи не потребуется

Когда предполагаемый правообладатель получит проект, подождите 45 дней. Если за это время вам не представят возражения, можно принять решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Если возражения поступили, не принимайте решение. В течение одного года вы вправе обратиться в суд с требованием о внесении в ЕГРН сведений о вещных правах на объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе. Если суд вынесет решение в вашу пользу, запись внесут в реестр.

Шаг 7. Направьте сведения в Росреестр, а копию решения — правообладателю

После того как вы приняли решение о выявлении правообладателя, в течение пяти рабочих дней нужно:

Заявление в Росреестр. Направьте одно из двух заявлений. Если в ЕГРН уже есть сведения об объекте и не хватает только информации о правообладателе, подайте заявление о внесении сведений о правообладателе. Если информации о самом объекте в реестре тоже нет, подайте заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и его правообладателе. Любое из этих заявлений направьте в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

К заявлению приложите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы со сведениями, полученными по запросам.

На заметку

Как провести комплексные кадастровые работы в отношении ранее учтенного земельного участка

Орган МСУ вправе обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ (ККР) в отношении ранее учтенного земельного участка, чтобы уточнить его границы. Обратитесь от имени правообладателя участка в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета. Доверенность не потребуется. Но уведомить правообладателя необходимо. Если он возражает, ККР выполнить нельзя.

По результатам государственного кадастрового учета получите выписку из ЕГРН. Затем в течение 20 дней передайте ее правообладателю ранее учтенного земельного участка. Либо направьте ему выписку по обычной или электронной почте.

Читайте также: