Источники в которых рассредоточена собственность в мире искусства набор способов или средств

Обновлено: 18.05.2024

Много веков назад ценители произведений искусства начали настоящую охоту за подлинными шедеврами. Кто-то делал это, чтобы утолить жажду прекрасного, кто-то, чтобы выгодно инвестировать средства и получить прибыль от последующей продажи.

Как купить

Тому, кто раньше не сталкивался с вопросом приобретения произведений искусства, такое приобретение может показаться очень простым действием, не требующим каких-либо дополнительных усилий, кроме финансовых вложений. Однако, это не так. Зачастую, культурная ценность, попавшая на арт-рынок, обладает сомнительным провенансом: непонятно, кто выступил ее первоначальным продавцом и где гарантия подлинности ее происхождения.

Представьте, что российский предприниматель, отдыхая в Европе, в один из вечеров решил зайти в частную галерею из чистого любопытства и там увидел ту самую картину, которая должна украсить его кабинет. Любой ценой.

Продавец заверил покупателя, что картина подлинная, была написана в середине XIX века малоизвестным французским художником, предъявил заключение эксперта и пообещал, что все расходы и формальности, связанные с перевозкой, возьмет на себя. А если покупатель согласится на договор в устной форме и оплату наличными, то и скидку сделает. Покупатель знал правила арт-рынка и предпочел устным договоренностям договор в письменной форме.

Примерно через полгода счастливый обладатель картины показывал ее одному из своих знакомых искусствоведов, который порекомендовал отдать картину на повторную экспертизу в один из музеев. Этот совет он объяснил тем, что данная картина участвовала в выставке некоторое время назад, в ходе которой ее собственник заявлял, что продавать ее не собирается, а после смерти передаст музею.

Экспертиза показала, что приобретенная картина действительно является копией середины 1960-х годов и особой исторической или культурной ценности не представляет.

Благодаря наличию договора купли-продажи в письменной форме, в котором как предмет сделки называлась картина, написанная в середине XIX века, покупателю удалось расторгнуть договор и возвратить уплаченную сумму. При этом, если бы сделка совершалась в устной форме, вероятность удачного исхода такого спора была бы минимальной.

  • Первое правило покупки произведения искусства — проверять, участвовал ли он в выставках, прозрачна ли история владения с подтверждением оплаты прежним собственникам и перехода права собственности продавцу. Не следует забывать о проверке полномочий лица, предлагающего приобрести актив, если сделка заключается через посредника.

Как ввезти

Немало проблем может быть связано и с ввозом приобретенных за рубежом ценностей в Россию. Для перевозки объекта через границу важно узнать, может ли он быть признан культурной ценностью. При ввозе и вывозе произведений искусства через границу РФ осуществляется обязательная экспертиза для установления подлинности вещи, признаков культурной ценности.

Так, например, приобретая старинные часы на одном из главных уличных рынков Лондона Portobello road в Ноттинг Хилл, можно не подозревать о том, что при ввозе в Россию они могут быть признаны культурной ценностью, и вывоз их из России в дальнейшем будет возможен только на основании разрешительного документа или, при определенных условиях, вообще запрещен.

Если объект квалифицирован как культурная ценность особого значения, по закону его вывоз из России допускается только при условии принятия обязательства обратного ввоза. К таким ценностям относятся, например, художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года, мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся отечественных политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства и другие.

  • Так, например, коллекция, признаваемая культурной ценностью, подлежит обязательному декларированию, даже если каждый из предметов по отдельности не представляет особой значимости.

Поэтому следует крайне внимательно отнестись к описанию предмета в документах, представляемых в таможенные органы при декларировании, указанию его стоимости и возможности идентификации.

Как передать наследникам

Рано или поздно перед каждым коллекционером встает вопрос о передаче коллекции наследникам.

Для тех, кто коллекционирует или экспонирует ценности в России и владеет ими напрямую, актуальным остается вопрос применения норм российского наследственного права, в частности, норм об обязательной доле в наследстве, супружеской доле и правил наследования по закону (при отсутствии завещания). Если все указанные нормы не будут приняты во внимание при планировании наследования, коллекция может быть разделена и утрачена или даже присвоена наследниками, имеющими к ней доступ, вопреки воле наследодателя в течение шестимесячного периода принятия наследства.

  • Для решения части проблемных вопросов, связанных с наследованием предметов искусства в России, сегодня существует возможность распоряжения предметами искусства на случай смерти их владельца путем передачи коллекции в наследственный фонд.

Если речь идет о предметах искусства, находящихся за рубежом, применимой для частного владения конструкцией может быть отдельная персональная холдинговая структура, созданная в зарубежной юрисдикции, например, траст или частный фонд. Иногда такие структуры создаются для обособления разных коллекций и обеспечения их сохранности до передачи будущим поколениям.

И зарубежные структуры, и российские наследственные фонды позволяют вообще отказаться от передачи коллекции наследникам, а сохранить владение предметами искусства через такую структуру и передавать их музеям для экспонирования.

В целом, приобретение и владение предметами искусства и иными объектами коллекционирования может быть связано со значительными сложностями и рисками, не только описанными выше. В большинстве случаев такие риски могут быть существенно снижены при профессиональном сопровождении сделок с предметами искусства, разработке устойчивой структуры владения, соответствующей целям коллекционера и его личным интересам.

Но, в отличие от большинства биржевых инструментов, на которых трейдеры могут спекулировать, произведения искусства – это долгосрочные инвестиции. Возможно, потребуется годы или десятки лет, а может даже и не одно поколение, прежде чем автор обретет популярность, и его работы станут очень востребованными на рынке и, соответственно, дорогими.

Рынок искусства устроен иначе, чем другие рынки, и работает совсем по другим правилам. Например, в отличие от тех же акций, которые могут падать в цене из-за плохих показателей компании, ценность произведений искусства со временем только растет. Это вызвано несколькими факторами:

  • Их количество сильно ограничено. Акции могут выпускаться миллионными тиражами, из-за чего потолок их стоимости ограничен. Произведения искусства же уникальны и находятся обычно в единственном экземпляре. Поэтому одна картина может стоить несколько миллионов. Какие еще активы могут стоить столько денег?
  • Невозможно воспроизвести оригинал. Деньги и акции можно напечатать – это делается просто. Но оригинальное произведение всегда будет только в единственном экземпляре.
  • Произведения искусства служат как украшения или элемент декора. Они могут нести культурную, антропологическую и историческую ценность.
  • Рыночные потрясения не влияют на стоимость работ. Они не коррелируют с другими рынками и не зависят от котировок различных активов даже в периоды кризисов.

Ценность произведений искусства может планомерно расти со временем, поэтому они могут стать отличным инструментом диверсификации для инвесторов. Многое зависит от репутации авторов, спроса на их работы и других факторов, которые влияют на стоимость. Но если вы покупаете работы молодых и подающих надежды авторов, то риски будут невысокими, так как их картины стоят еще недорого и вряд ли сильно упадут в цене.

Однако все же сохраняется риск того, что произведение искусства может обесценится, а инвестор потеряет свои инвестиции. А если оно уже имеет ценность, то инвесторы могут нести расходы на их хранение и обслуживание.

До 2018 года рынок произведений искусства был труднодоступным для большинства пользователей, находящимися далеко за пределами города, в котором проходит выставка или аукцион. Чтобы приобрести интересующую инвестора работу, необходимо было физически присутствовать на мероприятии, а для жителей других стран такая поездка вышла бы дорого.

Но технология блокчейн открыла доступ к рынку искусства для инвесторов со всего мира, которые могут приобрести произведения за цифровые токены. При этом физическое присутствие не требуется, а токены – универсальное платежное средство, которое можно купить в любой точке мира.

Блокчейн позволяет токенизировать произведения искусства. Другими словами – преобразовать арт-работу в тысячи или даже миллионы цифровых токенов. При таком подходе легко можно доказать право собственности, поскольку блокчейн хранит все записи о транзакциях, которые практически невозможно изменить или подделать.

Сначала эксперт оценивает произведение искусства, например, картину или скульптуру, и определяет, сколько токенов она будет стоить после того, как в блокчейне появится цифровая запись.

Затем картина преобразуется на блокчейн-платформе в цифровые токены, которые могут приобрести потенциальные покупатели. Причем количество произведений, которые может приобрести покупатель, неограниченно. Таким образом, инвестор может собрать портфель из токенизированных арт-объектов.

Если владелец захочет продать картину, ему достаточно обменять свои цифровые токены на другую криптовалюту или стейблкоин. Причем вместе с токенами право на владение также перейдет другому покупателю. Такую сделку можно провести автоматически с помощью смарт-контракта. Это значит, что покупатель гарантированно получит свои токены после того, как передаст свои средства продавцу арт-объекта.

Если использовать блокчейн и токенизировать произведения искусства, то физическая передача самой работы не требуется – она также может находиться в музее или специальном хранилище, а владелец предмета искусства будет только оплачивать услуги хранения и обслуживания.

Кроме того, с помощью блокчейна легко организовать совместное владение. Если один из владельцев решит отказаться от своей доли, то другим инвесторам достаточно просто выкупить его цифровые активы, и его доля перейдет к ним.

Главное преимущество такого подхода в том, что токенизация права собственности повышает ликвидность произведений искусства и может повысить их ценность, так как на них будет претендовать больше покупателей со всего мира. Сравните разницу: сколько желающих купить вашу картину посетит галерею в небольшом городке, и сколько их может оказаться на онлайн-аукционе с разных уголков мира.

Известная исследовательская компания в 2019 году оценила арт-индустрию в $64,12 млрд. По прогнозам экспертом в следующие годы можно ожидать экспоненциального роста, поскольку блокчейн может повысить ликвидность и объединить инвесторов по всему миру. Кроме того, ранние успехи стимулируют разработчиков развивать блокчейн-платформы, с помощью которых можно будет токенизировать искусство, и интегрировать их, революционизируя этот рынок.

Статья подготовлена при содействии Amir Capital Group - экосистемы инвестиционных продуктов и услуг на блокчейн.

Как коллекционер может доказать право собственности на коллекцию? Рассмотрим положения российского законодательства в отношении физических лиц. Основания возникновения права собственности регулируются ГК РФ, перечислим основные, а именно:

• непосредственное создание вещи (применительно к арт-рынку — картин, входящих в коллекцию предметов искусства);
• право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества;
• наследование по завещанию или закону, включая наследование в рамках наследственного фонда, учрежденного наследодателем;
• приобретение права собственности в результате приобретательной давности (лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество, статья 234 ГК РФ).

Если основанием возникновения права собственности является договор или приобретение титула возникает в ходе наследования, помимо прочих существенных условий, о которых мы будем впоследствии говорить, важно обратить внимание на передачу исключительных прав автора: переходят ли они к новому владельцу в полном объеме вместе с материальными предметами, коллекцией?

О вопросах добросовестного владения 1 более детально мы будем говорить в статье о сделках с предметами искусства. Для целей же настоящей статьи стоит отметить следующее: российское гражданское законодательство предполагает добросовестность участников правоотношений и разумность их действий (статья 10 ГК РФ). Предполагает, но никак не гарантирует. Однако рынок искусства часто рассматривается покупателем как чрезмерно секретный и непрозрачный, на котором отсутствие документального оформления сделки — общепринятая норма. Этим могут воспользоваться недобросовестные игроки (преступники, скупщики краденого). В рамках гражданского судопроизводства требования законного владельца к добросовестному приобретателю о возврате находящейся у последнего коллекции не редкость. Российское законодательство в отношении статуса добросовестного приобретателя аналогично ряду европейских законодательств, которые в определенной степени защищают права добросовестного покупателя в зависимости от обстоятельств, о которых приобретатель должен был знать и догадываться при совершении сделки.

В настоящее время увеличивается число судебных споров об истребовании произведений искусства, насильственным образом отнятых у частных владельцев во время Второй мировой войны (т. н. nazi-looted art) 2 , а также о возвращении по требованиям государств 3 трофейного искусства. Проблема заключается в том, что коллекционер может долгое время хранить дома коллекцию, которая нигде никогда не экспонировалась, но если он сам либо его наследники решат ее продать, то может оказаться, что она является объектом претензий истинных владельцев, которые разыскивают ее по всему миру. В подтверждение вашего законного владения при отсутствии документов о правовом титуле рекомендуется хранить расписки, фотографии, каталоги резоне, каталоги выставок, историческую домашнюю опись — все то, что поможет подтвердить ваше правомерное открытое владение.

Передача коллекции может производиться при жизни коллекционера: (1) к примеру, коллекции могут быть подарены одному или нескольким наследникам при жизни наследодателя, но если дарение не оформлено документально, это впоследствии безусловно вызовет спор; (2) коллекция может быть передана музею для экспонирования, дабы перевести ее из достояния частного в достояние общественное, — и это также необходимо правильно оформить, чтобы исключить спор, были ли такие действия даром музею или только передачей на временное экспонирование.

Регистрационные действия

Переход права собственности на коллекцию, как и передача самой коллекции, не требует каких-либо обязательных регистрационных действий. Соответственно, на государственном уровне не существует каких-либо инструментов либо институтов, которые бы гарантировали право собственности конкретного лица на конкретную коллекцию. Другими словами, о собственной защите должен в первую очередь думать сам покупатель — причем еще до момента сделки: перепроверяя происхождение работы и оформляя передачу документально. О сделках собственников музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда, мы поговорим в отдельной статье.

Заключение

Сделки с предметами искусства требуют оценки юридических рисков, в том числе связанных с подтверждением права собственности, что возлагает на покупателя бремя проведения экспертизы как истории владения художественным произведением (провенанс), так и наличия документов, подтверждающими правовой титул.

Юлианна Вертинская, Legal&Compliance, специально для AI


1 Добросовестным считается приобретатель, который не знал и не мог знать, что он приобрел имущество у лица, которое не вправе его отчуждать.

Что сложнее купить – картину мастеров Ренессанса или чашку кофе?

Юрист скорее всего ответит, что принципиальной разницы нет: закон предъявляет к обеим сделкам почти одинаковые требования. Но приобретение подлинника дорогой картины все-таки требует куда более тщательной подготовки.

Как покупают предметы искусства

Купить арт-объект можно на аукционе, у галереи, антикварного салона, непосредственно у владельца или его представителя. Сделать это на аукционе в целом безопаснее, чем самостоятельно: хотя там есть своя специфика (например, внесение депозита), аукционный дом дорожит репутацией и отвечает за подлинность и юридическую чистоту лотов. Хороший пример – история с продажей Sotheby’s подделки полотна Пармиджанино: суд установил, что картина не является подлинной, и аукционный дом организовал выплату всей суммы покупателю.

В этом примере договор готовили юристы аукциона. Но если договор купли-продажи заключается с продавцом напрямую, покупатель имеет возможность настоять на включении выгодных для себя условий.

Предмет договора

Подлинность произведения

Самый сложный этап покупки произведения искусства – установление подлинности. Наиболее эффективным способом является экспертиза. В случае с картиной средняя стоимость – 20 000-50 000 руб., процесс занимает 15-20 рабочих дней.

Чем ценнее произведение, тем важнее привлечь нескольких экспертов. Например, для четырех работ Васнецова (считавшихся утраченными) были привлечены четыре специалиста, что обошлось в 150 000 руб. Но с учетом того, что работы были признаны подлинными и их стоимость измерялась миллионами долларов, затраты окупились сполна.

Если продавец и покупатель договорились о проведении экспертизы, необходимо согласовать, какая из сторон оплатит эту работу, какие эксперты будут привлечены, а также последствия отрицательного результата экспертизы.

Права продавца на предмет договора

У данного вопроса есть два аспекта: проверить доверенность и объем полномочий, если продавца представляет третье лицо, а также наличие прав на произведение у продавца и провенанс (историю владения объектом). И последнее гораздо сложнее.

В Европе при покупке предмета искусства продавцы должны сообщать о фактах получения всех платежей и об источниках перечисления средств на сумму свыше 10 000 евро. К сожалению, в России аналогичных правил нет.

Заверения продавца

Если на экспертизу и проверку нет времени или средств, можно в договоре указать заверения продавца. Если они окажутся недостоверными, покупатель сможет требовать возмещения убытков. Желательно получить гарантии наличия прав на картину, отсутствия обременений (залога, ареста), а также ее подлинности.

Исключительные права

Картина – это не только холст, масло и рама, но и само изображение как объект интеллектуальной собственности.

Согласно российскому законодательству, при покупке оригинала произведения у автора или его наследников исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. Это означает, что покупатель вправе демонстрировать произведение и воспроизводить его в каталогах, но не может осуществлять коммерческое использование изображения, иными словами, зарабатывать на нем.

При покупке оригинала у лица, обладающего исключительным правом на произведение, но не являющегося его автором (например, у галереи), исключительное право на произведение переходит к покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Если коммерческое использование объекта предполагается, необходимо обратить внимание на включение такого положения в договор, иначе есть риск нарушить права автора.

Транспортировка и страхование

Если для передачи картины требуется ее транспортировка из другой страны или даже соседнего дома, стороны должны предусмотреть, кто несет риск случайной гибели предмета, вопросы перевозки и страхования, оплаты соответствующих расходов.

Искусство и технологии

Не каждая покупка предмета искусства требует больших усилий: иногда стоимость картины существенно меньше, чем затраты на экспертизу, страхование и прочие услуги. Часто произведения приобретаются в рамках устных договоренностей, по знакомству, без документов. Право покупателя – закрыть глаза на формальности и насладиться покупкой, но действующее законодательство и реалии арт-рынка таковы, что покупатель более уязвим и должен проявлять осмотрительность.

Сейчас все больше сервисов упрощают покупку предметов искусства и делают ее более прозрачной. Искусственный интеллект научился распознавать подделки и в ближайшем будущем сможет упростить и ускорить проведение экспертиз, а блокчейн применяется для закрепления провенанса и организации аукционов. Потребности рынка искусства стимулируют развитие технологий, и очень интересно посмотреть, как это скажется на наших покупательских привычках.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Читайте также: