Порядок продажи имущества спк

Обновлено: 19.05.2024

Процедура признания человека банкротом предполагает несколько возможностей расплатиться с кредиторами: реструктуризация долгов гражданина, заключения мирового соглашения с кредиторами или реализация имущества.

В большинстве случаев к должникам применяется именно последнее. Поэтому важно разобраться, что это значит, какие особенности данной процедуры предусматривает закон.

Если говорить простыми словами, то это продажа имущества должника с публичных торгов и погашение долга за счет вырученных средств.

Конечно процедура весьма нежелательна для самого должника, а его главной целью является списание долгов и освобождение от исполнения обязательств перед кредиторами. Давайте разберемся как этого можно достичь? Прежде всего нужно разобраться какое имущество может подпадать под реализацию.

Какое имущество попадает под реализацию?

Все имущество должника, которое было приобретено до или после вынесение решения о реализации составляет конкурсную массу, то есть сумму всего, что будет выставлено на торги. Но статья 446 ГПК РФ предусматривает имущество на которое не может быть наложено взыскание:

единственное жильё, земельный участок на котором оно находится;

предметы быта, домашней обстановки если они не считаются предметами роскоши;

инструменты необходимые для осуществления профессиональной деятельности, мелкий и крупный рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные и постройки в которых они содержатся, семена необходимые для посевных работ;

продукты питания и денежные средства в размере не более прожиточного минимума должника и лиц находящихся на его иждивении;

топливо, необходимое для приготовления пищи и отопления жилого помещения;

имущество связанное с организацией быта должника — инвалида;

призы, государственные награды;

Для того, чтобы исключить это имущество из конкурсной массы, необходимо подать ходатайство в Арбитражный суд.

Нужно обратить внимание на то, что имущество находящееся в ипотеке подлежит реализации даже если оно единственное. Даже если жильё или другое имущество находиться в долевой собственности, оно может быть реализовано, а совладельцам выплачивается компенсация в размере стоимости их доли.

Однако, возможно составить ходатайство на то, чтобы оставить имущество подлежащее включению в конкурсную массу, но особо необходимое должнику на сумму до 10.000. В некоторых случаях суммарная стоимость может быть и выше, например если человеку необходимо дорогостоящее лечение.

Так у должника остается возможность сохранить самое важное: единственное жильё и средства в размере прожиточного минимума на себя и лиц находящихся на иждивении. Не смотря на это процедура реализации имущества остается крайне не желательной для человека оказавшегося в ситуации долговой ямы. Нужно разобраться когда применяется эта процедура и есть ли возможность ее избежать?

Когда применяется реализация имущества?

Процедура реализации является крайней мерой, которая производится, если не удается прийти к мировому соглашению или реструктуризации долга, то есть назначение более щадящего режима погашения задолженности. В рамках этой процедуры составляется график на 3 года, в течении которых человек может расплатиться с долгами.

Поэтому первым делом стороны стремятся прибегнуть именно к реструктуризации, ведь такой способ выгоден всем участникам судопроизводства.

Однако процедура реструктуризации не является обязательной и иногда реализация имущества начинается минуя этот этап.

Это происходит если:

участники судопроизводства не предъявили план реструктуризации;

у должника нет постоянного источника доходов достаточного для погашения задолженности;

суд отклонил план реструктуризации;

должник дважды допустил просрочку выплат по графику;

кредиторы выступили против плана реструктуризации;

нарушены условии мирового соглашения должником;

Сколько длится реализация имущества при банкротстве?

Закон определяет стандартный срок этой процедуры в 6 месяцев, за исключением случаев когда суд продлевает этот срок.

Это может происходить если:

  • сделки должника оспариваются финансовым управляющим или кредиторами;
  • имущество должника находиться в розыске;
  • происходит обжалование судебных постановлений, возникают новые споры по делу;

Как проходит реализация имущества при банкротстве?

Продажа имущества должника проходит в несколько этапов:

Сначала кредиторы должны обратиться в суд с требованием о включении их в реестр требований кредиторов. Для этого они предоставляют документы о долге, ими могут служить: расписки, судебные приказы, договоры займа. Если суд удовлетворяет это требование и формирует реестр, делопроизводство передается финансовому управляющему, который и ведет это дело.

Составление конкурсной массы

После этого имущество банкрота, которое подлежит реализации, включается в конкурсную массу. Составляется опись имущества принадлежащего должнику. На этом этапе финансовым управляющим проводится проверка подтверждающая, что банкрот не скрыл часть имущества, которое может быть продано на торгах. Для этого он делает запросы в Росреестр, Госавтоинспекцию, инспекцию по маломерным судам, налоговую службу и даже о наличии патентов на изобретения и авторских прав, анализирует расходы и зачисления по счетам в банках. Также он проверяет все сделки совершенные за три года. Если находятся доказательства того, что дорогостоящее имущество, автомобили или недвижимость были проданы существенно ниже рыночной цены, заключены дарственные с целью передать имущество своим родственникам, такие сделки могут быть оспорены в судебном порядке, а имущество включено в конкурсную массу.

Исключение собственности из конкурсной массы

Когда конкурсная масса сформирована, можно исключить из конкурсной массы часть имущества. Все что не может продаваться за долги перечислено в статье 446 Гражданско-процессуального кодекса РФ. Не стоит также забывать о возможности дополнительно исключить из описи личное имущество подходящее для торгов на сумму не более 10.000 рублей, при исключительных обстоятельствах эта сумма может быть увеличена. Для этого необходимо обратиться с заявлением к финансовому управляющему и далее в Арбитражный суд.

Оценка имущества

Далее необходимо оценить описанное имущество. Это может сделать финансовый управляющий, но если кредиторы или должник не согласен с его оценкой, можно пригласить независимого эксперта. В таком случае его услуги оплачивает заинтересованная сторона.

Бывает и так что родственники намерены выкупить имущество на аукционе, тогда нужно бороться за то, чтобы установить цену ниже рыночной.

Организация торгов

Закон предусматривает проведение торгов только через электронные площадки для аукционов. Всю процедуру можно разделить на три этапа:

1. Первичные торги

На этом этапе по представленным лотам участники предлагают свои цены. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую.

2. Повторные торги

В случае если не всё имущество ушло с молотка, оно будет выставляться со скидкой в 10% от начальной стоимости.

3. Публичные торги

Оставшиеся лоты на публичных торгах выставляются со скидкой до 99%

В течении получаса, после завершения аукциона формируется протокол его прохождения, где прозрачно описана процедура торгов. В течении трех рабочих дней публикуется итоговый протокол, где названы победители. С ними финансовый управляющий заключает договор купли-продажи.

По окончании трех этапов аукциона не проданное имущество предлагается кредиторам, если они отказываются от него, оно возвращается к банкроту.

Удовлетворение требований кредиторов

Вырученные от продажи имущества банкрота средства идут на погашение задолженности. Статья 213.27. Закона о банкротстве регламентирует очередность выплат кредиторам.

В первую очередь погашаются требования кредиторов по текущим платежам это те обязательства, которые возникли после принятия заявления о банкротстве —вознаграждение финансовому управляющему, судебные издержки, алименты.

Далее удовлетворяются требования об оплате труда сотрудников, если речь идет об ИП, фирмах.

Следующая очередь включает выплаты за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи после принятия заявления о банкротстве.

После этого удовлетворяются требования из реестра требований кредиторов.

Прежде всего выплачиваются взыскания с причинением вреда жизни или здоровью, алиментами.

Далее расчеты по заработной плате сотрудников.

И наконец, производятся расчеты с налоговой инспекцией, банками, микро финансовыми организациями и коллекторами.

80% стоимости залогового имущества (например при ипотеке) получает залогодержатель. Оставшиеся 20% идут на погашение текущих платежей и долгов из реестра требований кредиторов.

Если средств вырученных от продажи имущества не хватает, чтобы погасить все долги, то они считаются погашенными. Однако, алименты, возмещение вреда, долги сотрудникам по зарплате таким образом не списываются. То же самое происходит если должник связан с кем-либо субсидиарной ответственностью — то есть существует право взыскания задолженности с другого лица.

Завершение процедуры реализации

Итогом является отчет о результатах, который подает финансовый управляющий. Рассчитывается остаток долга, который списывается в ходе финального заседания Арбитражного суда.

Почему не нужно бояться реализации имущества при банкротстве?

К сожалению, в нашей жизни мы не застрахованы от неприятностей. Даже состоятельный человек может оказаться должником. Долги нарастают, как снежный ком, а расплатиться с ними нет никакой возможности. Тогда и помогает процедура признания гражданина банкротом. Ее цель полное избавление человека от долговых обязательств. Но возможность продажи имущества с публичных торгов часто останавливает человека от процедуры банкротства, хотя иногда для человека оказавшегося в долговой яме, это лучший способ освободиться от задолженности.

Нужно помнить:

Не все дела заканчиваются реализацией - это лишь крайняя мера.

Не всё имущество подлежит продаже с торгов. У вас не отберут единственное жилье, личные вещи, необходимые для существования денежные средства и то что помогает вам зарабатывать на жизнь.

Если сумма долга больше, чем стоимость вашей собственности, которая может уйти с молотка это хороший способ решить ваши финансовые проблемы. Остальной долг спишут, ведь это предусматривает статья 213.28 закона о банкротстве.

Материальные ценности, кроме самого необходимого дело наживное, а честную репутацию и здоровье не купишь.

В течение двух месяцев с даты поступления такого требования конкурсный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества за счет имущества должника.

Сведения об отчете об оценке имущества должника, указанные в абзаце пятом пункта 5.1 статьи 110 настоящего Федерального закона, с приложением копии такого отчета об оценке в форме электронного документа подлежат включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии такого отчета об оценке в форме электронного документа.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

1.1. В течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника (далее в настоящей статье - имущество должника) в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения:

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что, если имущество должника не было реализовано на первых торгах, имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов, при этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества должника, начинается заново.

Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.

Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Определение арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника может быть обжаловано.

2. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.

3. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

4. В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

5. Имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.

6. Действие положений настоящей статьи не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации *

(с изменениями на 8 июня 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
4 июля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2008 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации");

2) отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;

3) недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;

4) недвижимое имущество, которое ограничено в обороте;

5) государственное или муниципальное недвижимое имущество, если на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление) опубликовано объявление о продаже такого имущества на торгах или заключен договор, предусматривающий отчуждение такого имущества унитарным предприятием.

Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества

1. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, решение о включении арендуемого имущества в акты планирования приватизации государственного и муниципального имущества может быть принято уполномоченным органом не ранее чем через тридцать дней после направления уведомления в указанные координационные или совещательные органы.

2. Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.

3. Решение собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, о согласии на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, принимается не ранее чем через тридцать дней после дня направления указанным собственником уведомления в координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если эти органы созданы при соответствующем уполномоченном органе) и арендатору или арендаторам такого имущества.

Статья 3. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

Субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2_1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2_1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2_1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ)

Статья 4. Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества

1. Уполномоченный орган в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера (часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, а также получило в соответствии с законодательством Российской Федерации согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

(Часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества (часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

4_1. Течение срока, указанного в части 4 настоящей статьи, приостанавливается в случае оспаривания субъектом малого или среднего предпринимательства достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества, до дня вступления в законную силу решения суда.

(Часть дополнительно включена с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ)

5. При заключении договора купли-продажи арендуемого имущества необходимо наличие документов, подтверждающих внесение арендной платы в соответствии с установленными договорами сроками платежей, а также документов о погашении задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в размере, указанном в требовании о погашении такой задолженности (в случае, если данное требование направлялось субъекту малого или среднего предпринимательства).

(Часть дополнена с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6. В любой день до истечения срока, установленного частью 4 настоящей статьи, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе подать в письменной форме заявление об отказе от использования преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

7. Уступка субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:

1) отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

2) достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9. Субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:

1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества (пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества в случае, если этот договор не подписан субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок, за исключением случаев приостановления течения указанного срока в соответствии с частью 4_1 настоящей статьи;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 144-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства.

10. В тридцатидневный срок с момента утраты субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, определенным частью 9 настоящей статьи, уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, принимает одно из следующих решений:

1) о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества";

2) об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

11. В договоре купли-продажи арендуемого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, стороны подтверждают выполнение продавцом и покупателем условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона (часть дополнительно включена с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 149-ФЗ).

Статья 5. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества, приобретаемого его арендаторами при реализации преимущественного права на его приобретение

1. Оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты такого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение устанавливается соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом, но не должен составлять менее пяти лет.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Как распоряжаться имуществом, находящимся в долевой собственности

Как распоряжаться имуществом, находящимся в долевой собственности

Общая собственность – явление весьма частое и представляет значительные трудности для уяснения ее юридической природы. Вместе с тем, несмотря на сложность для понимания, общая собственность наиболее распространена именно применительно к объектам недвижимого имущества, и именно с применением ее к недвижимости возникают наибольшие трудности.

В соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. При этом имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Специфика порядка регистрации права общей долевой собственности определяется, прежде всего, установленными законом правилами распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой собственности (ст.ст. 246, 250 ГК РФ).

Согласно статье 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ.

В соответствии же со статьей 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении. При этом продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых ее продает. Если остальные участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Установленный законом порядок регистрации перехода права на долю в общем недвижимом имуществе должен обеспечивать соблюдение вышеуказанных норм ГК РФ.

Так, согласно пункту 1 статьи 42 Закона о регистрации сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.

Таким образом, если гражданин является собственником доли в праве на объект недвижимости (то есть он не единственный собственник данного объекта недвижимости), то, намереваясь совершить сделку со своей долей в праве собственности на такую недвижимость, он должен в обязательном порядке обратиться к нотариусу для удостоверения данной сделки.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о регистрации при продаже доли в праве общей собственности лицу, не являющемуся сособственником, к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых ее продает. К заявлению о государственной регистрации прав могут прилагаться документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае государственная регистрация перехода права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с даты извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.

Кроме того, статья 42 Закона о регистрации содержит следующие требования: государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. В случае обращения одного из участников долевой собственности с заявлением о государственной регистрации изменения размера долей в праве общей долевой собственности необходимым условием такой государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия остальных участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются, если иное не предусмотрено законом или договором, между указанными участниками долевой собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 244 ГК РФ совместная собственность представляет собой общую собственность без определения долей.

Согласно пункту 3 данной статьи совместная собственность является исключением из правила, причем случаи возникновения совместной, а не долевой собственности, должны быть прямо предусмотрены законом.

Действующее гражданское законодательство устанавливает только два случая возникновения общей совместной собственности – общая собственность супругов (статья 256 ГК РФ) и общая собственность крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 257 ГК РФ). Остановимся более подробно на общей совместной собственности применительно к имуществу супругов.

В соответствии с гражданским и семейным законодательством действует презумпция совместной собственности на имущество супругов, приобретенное в период брака.

Согласно статье 33 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Статья 34 СК РФ устанавливает, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Из содержания данной нормы следует, что собственность становится совместной при соблюдении указанных условий независимо от того, кто из супругов является формальным приобретателем имущества.

Семейное законодательство содержит исключение из общего правила распоряжения имуществом, находящимся в совместной собственности.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 35 СК РФ при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.

Согласно пункту 3 статьи 35 СК РФ для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

Несколько по-иному выглядит ситуация с отчуждением одним из супругов недвижимого имущества. Основанием для решения о признании сделки недействительной в этом случае служит нарушение прав второго супруга на участие в распоряжении общим имуществом.

Таким образом, при отчуждении недвижимости лицом, состоящим в браке, нотариально удостоверенное согласие супруга должно быть представлено во всех случаях, за исключением тех, когда период и основания приобретения этого имущества исключают возникновение совместной собственности.

Согласно статье 36 СК РФ не является совместной собственностью имущество:

– принадлежавшее одному из супругов до вступления в брак;

– унаследованное им в период брака;

– подаренное ему в период брака;

–полученное по иным безвозмездным сделкам, в том числе по договору безвозмездной передачи жилья (приватизации).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации режим совместной собственности может быть изменен: брачным договором между супругами (пункт 1 статьи 33 СК РФ), соглашением о разделе общего имущества (статья 38 СК РФ), судебным решением.

Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, как и брачный договор, заключенный между супругами, подлежат нотариальному удостоверению (пункт 2 статьи 38 СК РФ, пункт 2 статьи 41 СК РФ).

Следует отметить, что режим совместной собственности сохраняется и после расторжения брака, если раздел общего имущества не произведен. Требования о разделе могут быть заявлены в течение 3-х лет после расторжения брака (пункт 7 статьи 38 СК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Закона о регистрации государственная регистрация права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из участников совместной собственности, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между участниками совместной собственности не предусмотрено иное.

Кроме того, документы, представленные для государственной регистрации права общей совместной собственности, должны соответствовать требованиям, установленным статьей 21 Закона о регистрации.

Читайте также: