Порядок предоставления участков земли на общественных кладбищах

Обновлено: 14.05.2024

Органам местного самоуправления принадлежат полномочия по организации и содержанию мест погребения, установлению порядка предоставления ритуальных услуг, определению стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и др.

Участок земли для погребения на общественном кладбище предоставляется органом местного самоуправления бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли для погребения умершего на территориях кладбищ (за исключением Федерального военного мемориального) устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

Правила содержания мест погребения устанавливаются органами местного самоуправления. На них, кроме того, возлагается обязанность в случае нарушения санитарных и экологических требований приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Одним из основных полномочий органов местного самоуправления районов, поселений и городских округов в рассматриваемой сфере является организация похоронного дела. Органы местного самоуправления создают специализированные службы, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении). Порядок деятельности данных служб определяется органами местного самоуправления.

Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

оформление документов, необходимых для погребения;

предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Законом не предусмотрено бесплатное оказание услуг, связанных с подготовкой тела умершего к погребению (оказание косметических услуг, одевание тела и т.д.).

Также не входит в гарантированный перечень услуг, предоставляемых на безвозмездной основе, копка могилы на кладбище. Копка могилы может осуществляться специализированной службой по вопросам похоронного дела, любыми хозяйствующими субъектами в указанной сфере либо самими гражданами. Навязывание данных услуг специализированной организацией под видом платного предоставления подготовленного места для погребения является незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (органы социальной защиты, пенсионного фонда и т.д.).

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статьи 17 Закона о погребении.

Вместе с тем, оказание специализированной организацией услуг по гарантированному перечню на безвозмездной основе не исключает возможности оказания данной организацией на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень, а также оказание на платной основе услуг из гарантированного перечня в случае, если лицо, обратившееся за оказанием данных услуг, получило социальное пособие на погребение.

1) абзац десятый статьи 1 изложить в следующей редакции:

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

в) дополнить пунктами 7 1 –7 3 следующего содержания:

«7 1 ) формирование и ведение реестра мест захоронений на территории Московской области;

7 2 ) утверждение формы, порядка формирования и ведения реестра мест захоронений на территории Московской области;

5) в статье 11 1 :

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Муниципальная услуга по предоставлению места для родственного захоронения оказывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, его представителя с заявлением о предоставлении места для родственного захоронения.

К заявлению прилагается копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки), при захоронении урны с прахом дополнительно к заявлению прилагается копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки).

7) статью 13 изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Семейные (родовые) захоронения

  1. Семейные (родовые) захоронения могут создаваться на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории Московской области, за исключением Федерального военного мемориального кладбища (далее – общественные и военные мемориальные кладбища), внесенных в перечень кладбищ.

2. Общественные и военные мемориальные кладбища, на которых могут создаваться семейные (родовые) захоронения, должны соответствовать санитарным правилам, экологическим и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

3. Порядок предоставления гражданам мест для создания семейных (родовых) захоронений устанавливается Правительством Московской области с учетом положений настоящего Закона.

5. Муниципальная услуга по предоставлению места для создания семейных (родовых) захоронений на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территориях муниципальных образований Московской области, за исключением Московского областного военного мемориального кладбища, оказывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.

6. Государственная услуга по предоставлению места для создания семейных (родовых) захоронений на Московском областном военном мемориальном кладбище оказывается уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

7. Места для создания семейных (родовых) захоронений предоставляются под настоящие и будущие захоронения.

8. Размер места семейного (родового) захоронения не может превышать 12 кв. метров с учетом бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения.

9. За резервирование места для создания семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения (далее – резервирование места для создания семейного (родового) захоронения), уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией взимается плата.

Размер платы устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией на основании методики расчета платы за резервирование места для создания семейного (родового) захоронения, установленной Правительством Московской области.

10. Средства за резервирование места для создания семейного (родового) захоронения подлежат зачислению в:

бюджет муниципального образования Московской области в случае создания семейного (родового) захоронения на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением Московского областного военного мемориального кладбища;

бюджет Московской области в случае создания семейного (родового) захоронения на Московском областном военном мемориальном кладбище.

11. Одному лицу на территории Московской области может быть предоставлено не более одного места для создания семейного (родового) захоронения.

12. При оказании государственной или муниципальной услуги по предоставлению места для создания семейного (родового) захоронения уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела в пределах их компетенции лицу, ответственному за создание семейного (родового) захоронения, выдается удостоверение о семейном (родовом) захоронении.

дополнить абзацами следующего содержания:

«К ходатайству дополнительно прилагается копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки), при захоронении урны
с прахом дополнительно прилагается копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки).

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Муниципальная услуга по предоставлению места для воинского захоронения на кладбище, находящемся в ведении органа местного самоуправления, оказывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, с заявлением о предоставлении места для воинского захоронения.

К заявлению прилагается копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки), при захоронении урны с прахом дополнительно к заявлению прилагается копия справки о кремации
(с представлением подлинника для сверки).

в) часть 3 изложить в следующей редакции:

11) статью 17 изложить в следующей редакции:

«Статья 17. Захоронения в стенах скорби

1. Стены скорби – места захоронения (хранилища) урн с прахом (пеплом) после сожжения (кремации) тел умерших, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле на специально отведенных земельных участках кладбищ.

Допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле размещение стен скорби за пределами территорий кладбищ на обособленных земельных участках с соблюдением санитарных и экологических требований.

2. Муниципальная услуга по предоставлению ниши в стене скорби на кладбище, находящемся в ведении органа местного самоуправления, оказывается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела только в случае отсутствия на кладбище мест для захоронения или подзахоронения урны с прахом умершего в землю.

Государственная услуга по предоставлению ниши в стене скорби на Московском военном мемориальном кладбище оказывается уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела только в случае отсутствия на Московском областном военном мемориальном кладбище мест для захоронения или подзахоронения урны с прахом умершего в землю.

Государственная или муниципальная услуга по предоставлению ниши в стене скорби оказывается на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, его представителя с заявлением, к которому прилагаются копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки) и копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки).

В случае, если заявление подается представителем лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, то к указанному заявлению прилагается также оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подтверждающая полномочия представителя на совершение действий, связанных с предоставлением ниши в стене скорби.

12) статью 17 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 17 1 . Подзахоронение

1. Муниципальная услуга по выдаче разрешения на подзахоронение на месте родственных, семейных (родовых), воинских, почетных захоронений, захоронений в стенах скорби на кладбищах, находящихся в ведении органов местного самоуправления, оказывается на безвозмездной основе уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.

Государственная услуга по выдаче разрешения на подзахоронение на месте воинских и семейных (родовых) захоронений, в стенах скорби на Московском областном военном мемориальном кладбище оказывается на безвозмездной основе уполномоченным органом Московской области
в сфере погребения и похоронного дела.

2. Для оказания государственной или муниципальной услуги по выдаче разрешения на подзахоронение в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченный орган Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией предоставляются следующие документы:

1) заявление о выдаче разрешения на подзахоронение;

2) удостоверение о захоронении;

3) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, на которого оформлено захоронение (с представлением подлинника для сверки);

5) копия свидетельства о смерти (с представлением подлинника для сверки);

6) копия справки о кремации (с представлением подлинника для сверки) при захоронении урны с прахом после кремации;

7) копии документов, подтверждающих семейную, родственную связь с лицом, на которое оформлено семейное (родовое) или родственное захоронение (с представлением подлинников для сверки).

В случае отсутствия у заявителя копий указанных документов их изготовление обеспечивается работниками уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченного органа Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией.

13) часть 4 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«4. Перерегистрация захоронения носит заявительный характер и осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела, в ведении которых находятся кладбища, в день обращения на основании заявления с указанием причин перерегистрации.

К заявлению прилагаются:

1) удостоверение о соответствующем захоронении;

4) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, на которое осуществляется перерегистрация захоронения
(с представлением подлинника для сверки);

5) копии документов, подтверждающие факт родства с заявителем, либо захороненным (с представлением подлинника для сверки), если производится перерегистрация родственных и семейных (родовых) захоронений.

В случае отсутствия у заявителя копий указанных документов, их изготовление обеспечивается работниками уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченного органа Московской области в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией.

Не допускается требовать представления иных документов, не предусмотренных настоящим Законом.

Споры, возникающие в связи с перерегистрацией захоронений, разрешаются в судебном порядке.

15) статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Несоблюдение требований к предоставлению мест для захоронений (подзахоронений), регистрации (перерегистрации) захоронений

1. Несоблюдение установленных настоящим Законом требований к предоставлению мест для одиночных, родственных, воинских, почетных, братских (общих) захоронений, захоронений в стенах скорби, регистрации (перерегистрации) захоронений –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

2. Несоблюдение установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области требований
к предоставлению мест для создания семейных (родовых) захоронений, регистрации (перерегистрации) семейных (родовых) захоронений –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Несоблюдение установленных настоящим Законом требований к подзахоронению –

16) статью 26 признать утратившей силу.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, за исключением пункта 7, абзацев пятого и шестого пункта 15 статьи 1 настоящего Закона.

Пункт 7, абзацы пятый и шестой пункта 15 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 октября 2016 года.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев

Принят постановлением
Московской областной Думы
от 16.06.2016 № 7/170-П

Группа компаний

1. Утвердить Порядок создания воинских участков на общественных кладбищах Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района (согласно приложению).

2. Открыть для захоронений, согласно утвержденному Порядку, воинские участки на общественных кладбищах Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района, находящихся по адресу:

1)Краснодарский край, Кущевский район, х.Тауруп Первый, ул.Комсомольская, 4 А - площадью 500 кв.м;

2)Краснодарский край, Кущёвский район, ул.Октябрьская, 59 - площадью 500 кв.м.

3. На воинских участках разрешить производить погребения военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, а так же умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности, ветеранов военной службы.

6. Контроль по исполнению настоящего постановления оставляю за собой

7. Постановление вступает в силу со дня его обнародования.

Кущевского района Л.В.Чермонтеев

Проект подготовлен и внесен

Ведущий специалист администрации П.А.Головань

Заместитель главы Среднечубуркскогосельского

поселения, начальник общего отдела администрации Г.Г.Захарова

к постановлению администрации

Среднечубуркского сельского поселения

От 14.05.2013 № 47

создания воинских участков на общественных кладбищах

Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района

1.Общие положения

2. Решение о погребении на таких участках принимается органом местного самоуправления .

3. На участке для воинских захоронений необходимо предусмотреть площадку для отдания воинских почестей. а также маршевую дорогу для торжественного марша воинского подразделения. Ширину маршевой дороги (площадки) следует принимать не менее 4,5 м., длину не менее 30 м.

4. Участок воинского захоронения должен предусматривать площадки для отдания воинских почестей. Ритуальная зона должна обеспечивать размещение почетного эскорта в строю, не менее чем на воинское отделение .

5. Участок земли, предоставленный для воинского захоронения должен составляет пять квадратных метров и иметь размеры: длина 2.0 м., ширина 2.5 м.

6. Участок для воинского захоронения предоставляется бесплатно.

2. Порядок предоставления социальных гарантий

1. Участки предусмотренные для воинских захоронений предназначены для погребения военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, а так же умершие (погибшие) граждане, уволенные с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать и более лет, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, умерших вследствие ранения, контузии, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности, ветеранов военной службы, если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников

2.Воинские захоронения находятся в ведении органов местного самоуправления.

3. Захоронения вышеперечисленной категории лиц на воинских участках кладбищ с предоставлением права на получение социального пособия производятся на основании предъявления следующих документов:

Для участников войны:

- свидетельство о смерти,

- удостоверение участника войны,

- копия военного билета или приписного свидетельства, или архивная справка об участии в боевых действиях.

Для пенсионеров Министерства обороны:

- свидетельство о смерти,

Для военнослужащих Министерства обороны:

- свидетельство о смерти,

- выписка из личного дела.

Для близких родственников вышеперечисленных категорий лиц:

- свидетельство о смерти,

- документ, подтверждающий родство,

- подлинное свидетельство о смерти на захороненного.

Предоставление выплат социального пособия осуществляется военными комиссариатами по месту жительства покойного.

Погребение производится в соответствии с требованиями:

Надгробные сооружения устанавливаются по заказам родственников с допустимыми габаритами:

- высота памятника не должна превышать 1,5 м,

- ширина и длина должны соответствовать размерам могилы,

- ограждение не должно превышать размеры отведенного участка на захоронении.

Предоставление социального пособия указанных категорий граждан при захоронении на других действующих кладбищах Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района осуществляется на тех же основаниях, что и на воинских участках кладбищ через воинские комиссариаты.

4. Порядок захоронения и установки надмогильных сооружений

Захоронение умершего производится сотрудниками специализированной службы в соответствии с санитарными правилами не ранее чем через 24 часа после наступления смерти по предъявлении гербового свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, или в более ранние сроки по разрешению медицинских органов, если труп подвергался паталогоанатомическому вскрытию или судебно-медицинской экспертизе.

На открытых кладбищах захоронения производятся в последовательном порядке по действующей нумерации подготовленных могил.

При захоронении или подзахоронении на каждом могильном холме устанавливается мемориальная табличка, которая изготавливается заранее, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и даты смерти. Допускается изображение трудовых, боевых и религиозных символов.

Администрация Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района должна быть извещена о предстоящих похоронах за сутки.

Захоронение производится в соответствии с действующими санитарными правилами рабочими кладбища.

При захоронении возможно проведение воинского ритуала, связанного с отданием воинских почестей. Организацией проведения ритуала отдания воинских почестей занимается воинские комиссариаты по месту жительства покойного.

Захоронения производятся на свободные места воинских участков на общественных кладбищах.

Отвод участков для воинских захоронений на воинских участках общественных кладбищ не может превышать 5 кв. метров с учетом последующего подзахоронения близкого родственника и оставлением проходов слева вдоль захоронения 1,0 м, справа вдоль захоронения 0,5 м, вдоль следующего захоронения, справа 1,0 м, проход между рядами 0,5 м.

Использование существующей могилы для нового захоронения допускается не ранее, чем через 20 лет после последнего захоронения.

Подзахоронение на воинских участках общественных кладбищах разрешается в могилы и ограды близких родственников умершего при наличии свидетельств о смерти в подлинниках на ранее захороненного, на умершего, документа, подтверждающего близкое родство между умершими, соответствующей надписи на надмогильном сооружении.

Примечание (1). Близкими родственниками считаются: родители, дети, супруги. Решение вопроса о возможности подзахоронения в существующие могилы по истечении санитарного срока принимает администрация Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района по заявлению лица, оформляющего погребение, и на основании документов, указанных выше.

Примечание (2). При захоронении урн с прахом умерших дополнительно предъявляется справка крематория.

При их отсутствии вопрос о принятии заказа решается администрацией Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района на основании архивных документов о захоронении на данном участке, документов, подтверждающих близкое родство (в соответствии с примечанием 1) между умершими; подлинного свидетельства о смерти на умершего, повторного свидетельства о смерти на ранее захороненного, соответствующей надписи на надгробии.

Каждое захоронение регистрируется администрацией Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района в книге установленной формы с указанием номера (названия) участка захоронения и могилы.

Свидетельство о смерти возвращается родственникам умершего со штампом Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района, на котором указано кладбище, место и дата захоронения.

Подзахоронение урн с прахом в существующие могилы воинских участков и на урновых участках производится независимо от срока предыдущего захоронения с разрешения администрации Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района по заявлениям граждан на основании документов, указанных выше.

При захоронении урн с прахом умерших на урновых участках администрацией Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района предоставляется участок земли в бессрочное пользование по установленным нормам.

Подзахоронение урн с прахом в родственные могилы, а также изъятие допускается только с разрешения администрации Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района с соответствующей записью в книге регистрации захоронений при наличии соответствующих документов.

Примечание (3). В случае захоронения умершего в нестандартном гробу размер могилы увеличивается в зависимости от размера гроба, но без увеличения установленного размера отводимого участка.

Захоронения в могилы, признанные в установленном порядке бесхозными, производятся в соответствии с порядком.

В случае бесхозяйственного содержания надмогильных сооружений и могил длительное время, а также в случае, если на могиле отсутствуют какие-либо надмогильные сооружения, а могила не благоустроена, комиссия в составе представителей специализированной службы по вопросам похоронного дела, администрации Среднечубуркского сельского поселения и санэпидстанции составляет акт о состоянии могилы.

Администрация Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района выставляет на могильном холме трафарет-предупреждение ответственному лицу за захоронение о необходимости приведения могилы в порядок.

По истечении года, в случае, если ответственным лицом могила не приведена в порядок, либо от него не поступило обращения в администрацию Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района, комиссия принимает решение о возможности использования данного места для захоронения на общих основаниях в соответствии с настоящим Порядоком создания воинских участков на общественных кладбищах Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района.

Надмогильные сооружения (памятники, ограды, цветники и т. п.) на местах захоронений устанавливаются или заменяются на другие с разрешения администрации Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района при предъявлении документов на их изготовление (приобретение), свидетельства о смерти на захороненного(ых). Надмогильные сооружения устанавливаются в пределах отведенного земельного участка.

Установка памятников допускается, как правило, по прошествии 1 года со дня захоронения.

Все работы по установке, снятию и замене надмогильных сооружений производятся только работниками кладбища с оплатой услуг согласно действующим ценам в соответствии с допустимыми габаритами.

Ограждение могил допускается только с разрешения администрации Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района оградой стандартного размера в соответствии с размером отведенного участка, допустимая высота ограждения - 0,3 м.

Установка новых или нанесение на имеющиеся надмогильные сооружения надписей, не отражающих сведений о действительно захороненных в данном месте умерших, запрещается.

За разрушение надгробия, происшедшего от времени, администрация Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района ответственности не несет, т. к. содержание надгробия в надлежащем порядке входит в обязанность лица, производившего захоронение.

За повреждение надгробий вследствие стихийного бедствия администрация Среднечубуркского сельского поселения Кущевского района ответственности не несет.

3. Правила работы воинских участков кладбищ

4.1. Кладбища открыты для посещений ежедневно с 9-00 до 17-00 часов, в летнее время до 20-00 часов. Погребение умерших на кладбище производится ежедневно с 10-00 до 16-00 часов. Конкретное время погребения устанавливается при определении места захоронения по согласованию с заявителем.

4.2. На территории кладбищ посетители должны соблюдать общественный порядок и тишину.

4.3. Посетители кладбища имеют право:

- устанавливать памятники в соответствии с требованиями к оформлению участка захоронения;

- поручать работникам кладбища уход за могилой с оплатой по утвержденному прейскуранту;

- сажать цветы на могильном участке;

- сажать деревья в соответствии с проектом озеленения кладбища по согласованию с администрацией;

- беспрепятственно проезжать на территорию кладбища в случаях установки (замены) надмогильных сооружений (памятники. стелы, ограды и т.п.)

- посетители – престарелые и инвалиды могут пользоваться легковым транспортом для проезда по территории кладбища.

4.4. На территории кладбища посетителям запрещается:

- устанавливать, переделывать и снимать памятники, мемориальные доски и другие надмогильные сооружения без разрешения администрации.

- портить памятники, оборудовании;

- ломать зеленые насаждения, рвать цветы;

- водить собак, пасти домашних животных, ловить птиц;

-разводить костры, добывать песок и глину, резать дерн;

- ездить на велосипедах, мопедах, мотороллерах, лыжах и санях;

-распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии;

- находится на территории кладбища после его закрытия;

- въезжать на территорию кладбища на автомобильном транспорте за исключением инвалидов и престарелых;

- производить раскопку грунта и оставлять запасы строительных материалов.

4.6. За нарушение настоящих Правил виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством

Суд подчеркнул, что отсутствие решения органов местного самоуправления об изъятии земельного участка и несоблюдение процедуры такого изъятия для муниципальных нужд сами по себе не лишают правообладателя права на возмещение убытков


Верховный Суд поддержал собственников, у которых местная администрация фактически изъяла для муниципальных нужд в целях осуществления захоронений принадлежащий им на праве частной собственности земельный участок без предоставления компенсации (Определение № 4-КГ21-25-К1).

В связи с этим собственники обратились в суд с иском к Администрации о взыскании стоимости участка и прекращении на него права собственности, поскольку фактически они лишены права пользования принадлежащей им территорией по целевому назначению. Истцы просили суд взыскать в их пользу рыночную стоимость земельного участка – по 2,4 млн руб. каждому – и передать его в муниципальную собственность.

27 февраля 2020 г. суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, поскольку Администрация не претендовала на изъятие спорного объекта недвижимости для муниципальных нужд и не возмещала собственникам причиненные убытки. Помимо этого суд указал: поскольку между истцами и ответчиком не было зафиксировано договорных правоотношений о порядке использования спорного участка, то, соответственно, он используется Администрацией для муниципальных нужд самовольно.

В кассационной жалобе в Верховный Суд собственники просили отменить судебные акты апелляции и кассации. Рассмотрев материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам ВС согласилась с доводами жалобы и удовлетворила требования кассаторов.

Суд подчеркнул, что использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса, и в этих случаях данная территория может быть использована только под зеленые насаждения.

Судебная коллегия, обращаясь к п. 3 ст. 49 ЗК РФ, указала, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным федеральными законами. При этом Верховный Суд пояснил, что принудительное изъятие участка возможно при условии предварительного и равноценного возмещения.

Таким образом, ВС продемонстрировал, что отсутствие решения органов местного самоуправления об изъятии земельного участка и несоблюдение процедуры такого изъятия для муниципальных нужд сами по себе не лишают правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества. По мнению коллегии, данное обстоятельство не было учтено судом апелляционной инстанции при принятии решения об отказе в иске.

ВС также отметил, что суд кассационной инстанции не исправил допущенные апелляцией нарушения, ограничившись формальным указанием на осведомленность истцов о существовании кладбища на спорном земельном участке более 20 лет, а также на отсутствие вины ответчика в невозможности использования истцами земельного участка по назначению. В связи с этим он напомнил, что кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дел, а должен проверять законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм.

Таким образом, Суд отменил определение кассации и направил дело на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.

Юрист Содружества земельных юристов Татьяна Граблина считает, что поставленная в определении проблема прежде всего заключается в притеснении частных интересов собственников земельного участка со стороны административного органа. По ее мнению, смысл приведенных Верховным Судом норм сводится к тому, что местная администрация фактически лишает законных собственников земли права на использование принадлежащего им имущества в соответствии с разрешенным назначением.

Татьяна Граблина заметила, что в судебной практике уже были дела, подобные рассматриваемому. Например, в одном из них постановлением ФАС Московского округа по делу №А41-20317/11 были возмещены потери в отношении рыночной стоимости собственнику земельного участка, сначала граничащего с кладбищем, а потом на территории которого были произведены несанкционированные захоронения. Кроме этого, юрист отметила, что актуальность проблемы обусловлена и тем, что близкое расположение к территориям захоронений приводит к опасности для жизни и здоровья людей с экологической точки зрения (апелляционное определение Липецкого областного суда от 1 марта 2016 г. по делу №33-268/2016).

Адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев положительно оценил позицию Верховного Суда в данной ситуации, так как, по его словам, определение закрепляет в судебной практике наиболее важное положение о том, что собственник может требовать устранения нарушений своих прав независимо от наличия или отсутствия факта лишения права владения.

Читайте также: