Порядок предоставления лесного участка для строительства линейного объекта

Обновлено: 11.05.2024

1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.

3. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

4. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

5. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарии к ст. 45 ЛК РФ

"Линейные объекты представляют собой линейные элементы организации территории. К ним относятся полевые и магистральные дороги, лесополосы, инженерные коммуникации (газопроводы, ЛЭП и др.), отдельные границы участков, зон и т.д. Эти объекты могут размещаться на местности в виде прямых и ломанных линий, а также в виде кривых. Они характеризуются протяженностью, шириной, координатами начальных, конечных и промежуточных точек" .

Нагаев Р.Т. Указ. соч. С. 156.

Что касается самих линейных объектов, то белых пятен российского законодательства в этом отношении еще достаточно. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа. Участок, по которому проложены коммуникации (трубопроводы, кабели, линии электропередачи и др.) с частично совпадающими или соприкасающимися полосами отвода или охранными зонами, понимается как "технический коридор" (п. 2 прил. 2 Правил охраны магистральных трубопроводов).

Субъектом земельных отношений в данном случае выступает организация - собственник системы газоснабжения. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Статья 28 вышеназванного Федерального закона устанавливает, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в постоянное или во временное пользование в порядке, определенном земельным законодательством РФ.

В постоянное пользование, как гласит Федеральный закон, организации - собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта. Во временное пользование организации - собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы газоснабжения, обеспечению их безопасности. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и отнесенных к категории земель промышленности, энергетики, недропользования или транспорта, осуществляется безвозмездно на основании решений органов власти, к полномочиям которых данный вопрос отнесен земельным законодательством РФ. Предоставление земельных участков, принадлежащих другим собственникам, осуществляется с согласия собственников земельных участков на основании договоров, заключаемых между собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами и организацией - собственником системы газоснабжения.

Вышеуказанные виды прав на земельные участки в рамках Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" не согласуются с видами прав на земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" был принят в первоначальной редакции до вступления в силу ЗК РФ. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ). Ранее полученные документы на таком праве должны быть переоформлены оставшимися юридическими лицами на право аренды или выкуплены в собственность. Поэтому, если организация - собственник системы газоснабжения к указанным лицам не относится, ни о каком праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками речи быть не может. Право временного пользования как институт земельного права в ЗК РФ не предусмотрено.

В соответствии с п. 6 ст. 90 ЗК РФ, посвященной землям транспорта, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки:

для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Обратим также внимание на текст ст. 28 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации" (в ред. от 18 декабря 2006 г.), согласно которому на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Правила охраны магистральных трубопроводов были утверждены в 1992 г. замминистра топлива и энергетики России, Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9. В данных Правилах закреплено, что запрещается в охранных зонах трубопроводов вообще и что возможно, но только при наличии письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта. Правила охраны газораспределительных сетей утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878, где также устанавливаются охранные зоны газораспределительных сетей и перечень ограничений на земельные участки, а также работ, которые разрешены в охранных зонах газораспределительных сетей, но при уведомлении эксплуатационной организации или при письменном разрешении эксплуатационной организации газораспределительных сетей.

Правила устанавливают, что земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев и пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), установленных Правилами. Данные ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.

Среди исчерпывающего перечня оснований для установления публичных сервитутов в рамках ст. 23 Земельного кодекса РФ значится использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. В Правилах охраны газораспределительных сетей, например, возможность установления сервитута на земельные участки предусмотрена для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети для эксплуатационной организации с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков. Сам сервитут в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является разновидностью ограничения (обременения). Исходя из смысла ст. 274 ГК РФ, регламентирующей положения о праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитуте), сервитутом может быть обременен именно соседний земельный участок.

Уже исходя из вышеизложенного возникают следующие вопросы.

1. Почему Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" закрепляет, что охранные зоны устанавливаются только на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, при этом законодатель допускает прохождение сетевых сооружений на землях иных категорий (например, на землях лесного фонда)?

2. Почему Земельный кодекс РФ в ст. 90, говоря о размещении трубопроводов на категории земель промышленности, энергетики, транспорта. и иного специального назначения, не устанавливает, когда требуется перевод земель из какой-либо категории в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта. и иного специального назначения, а когда не требуется? Ответ на этот вопрос четко не прослеживается и из текста Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Как понимать, что для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода осуществляется перевод в категорию земель промышленности и транспорта, а для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы газоснабжения, обеспечению их безопасности не требуется перевода земель?

3. Почему ст. 23 ЗК РФ определяет в качестве основания для установления публичного сервитута на земельные участки только ремонт сетей? А как быть с прокладкой сетевых сооружений?

4. Как соотнести несуществующие права на земельные участки, предусмотренные специальным законодательством и ЗК РФ?

В соответствии с ЗК РФ правовой режим земель должен определяться исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эксплуатация сетевых сооружений, как правило, отнюдь не краткосрочна, а предполагает длительный срок использования. Сами сетевые сооружения, как имущественный комплекс, должны входить в основные средства их балансодержателей. Данный комплекс неразрывно связан с землей, а потому природоресурсные отношения должны быть наиболее четко отрегулированы.

Охранные зоны магистральных трубопроводов с размерами установлены Правилами в разд. 4. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил.

Что запрещается осуществлять в охранных зонах, также отражено в п. 4.3, 4.4 Правил.

Любые работы, согласно п. 5.1 Правил, и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода от предприятия трубопроводного транспорта.

В соответствии с действующим законодательством существует право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Сервитуты подлежат государственной регистрации и, помимо частных (между собственниками земельных участков), могут быть публичными, в том числе для использования земельного участка в целях ремонта линий и сетей. Собственник участка, на который установлен такой сервитут, может требовать за это определенную плату; публичный сервитут устанавливается соответствующим нормативным правовым актом органа субъекта РФ, либо местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.

Согласно п. 6 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта на землях транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения трубопроводов, размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития таких сооружений, установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Здесь же установлено, что не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий и катастроф.

С учетом вышеизложенного, во избежание противоречий с землепользователями, собственниками, землевладельцами земельных участков, организации - собственники, держатели сетей, в том числе трубопроводов, должны обращаться в соответствующие администрации, органы исполнительной власти субъекта для установления публичных сервитутов для ремонта и подобных работ сетей. Соответствующие ограничения должны быть в виде изменений внесены в правоудостоверяющие документы землепользователей, при этом следует надлежащим образом произвести государственную регистрацию сервитутов в учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Читайте также: