Порядок передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование

Обновлено: 02.05.2024

На сайте Госкомимущества в новой редакции изложены разъяснения по применению норм законодательства при приеме-передаче имущества на безвозмездной основе.

Рассмотрим, что изменилось в разъяснениях по сравнению с их прежней редакцией, датированной 2019 годом.

Раздел I разъяснений Госкомимущества

Прежде всего, в новых разъяснениях из раздела I исключены все отсылки на нормы Указа N 294, срок действия которого истек 14.11.2019.

Как и ранее, в разъяснениях отмечено, что распоряжение госимуществом, включая его приобретение в госсобственность, осуществляется в соответствии с Указом N 169 . Вместе с тем теперь уточнено, что при безвозмездном приобретении имущества в коммунальную собственность необходимо руководствоваться соответствующим решением местного Совета депутатов .

Указано, что при подготовке проектов решений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, следует руководствоваться постановлением Совмина N 767 .

Сохранено с небольшой правкой разъяснение о том, что решение об отчуждении на безвозмездной основе из собственности Республики Беларусь, передаче без перехода права собственности движимого и недвижимого имущества принимается на основании согласия принимающей стороны на приобретение такого имущества (письмо, приказ либо иное решение уполномоченного органа, принятое в соответствии с законодательством). В этом случае договоры о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, дарения (пожертвования) не заключаются. При этом добавлено, что в случае передачи движимого и (или) недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, без перехода права собственности такое согласие должно быть предоставлено принимающей стороной, в чье хозяйственное ведение (оперативное управление) либо безвозмездное пользование передается госимущество, без согласования с вышестоящим органом управления, если иное не предусмотрено п. 5 Указа N 169, уставом организации или договором безвозмездного пользования .

Отмечено, что решение о приобретении на безвозмездной основе в собственность Республики Беларусь имущества принимается на основании согласия собственника на передачу такого имущества (письмо, приказ либо иное решение уполномоченного органа, принятое в соответствии с законодательством). Причем при передаче без перехода права собственности либо отчуждении в коммунальную собственность, а также приобретении в собственность Республики Беларусь движимого имущества, не относящегося к ОС, перечень документов для принятия такого решения законодательством не определен .

Предусмотрено, что при передаче на безвозмездной основе в госсобственность имущества, в том числе не относящегося к ОС, стороны вправе заключить договор безвозмездной передачи имущества. Передача осуществляется по акту приема-передачи. При этом договоры о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, дарения (пожертвования) не заключаются .

Раздел II разъяснений Госкомимущества

В разделе указано, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице госорганов и иных юридических лиц . При этом разъяснено, что применительно к безвозмездной передаче имущества указанная норма означает, что передающая сторона не исчисляет НДС, когда соблюден порядок оформления приемки имущества в госсобственность, который регулируется нормами Указа N 169.

При безвозмездной передаче работ и услуг порядок принятия безвозмездно выполняемых работ, оказываемых услуг Республикой Беларусь или ее административно-территориальными единицами, подобный порядку для имущества, закрепленному Указом N 169, в законодательстве отсутствует. Поэтому передача работ, услуг на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи не может рассматриваться в качестве передачи работ, услуг в соответствии с законодательством Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам. Следовательно, безвозмездное выполнение (оказание) на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи работ (услуг) облагается НДС в общеустановленном порядке.

При безвозмездной передаче имущества (работ, услуг) бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта следует руководствоваться подп. 2.5.5 ст. 115 НК как специальной нормой, определяющей конкретных получателей при такой безвозмездной передаче, и, соответственно, при определении налоговых вычетов применять норму подп. 24.9 ст. 133 НК.

Раздел III разъяснений Госкомимущества

Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье.

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Безвозмездное пользование

Передача имущества в безвозмездное пользование на сегодняшний день ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010 г.). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлена только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектов движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

  1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие );
  5. образовательным и медицинским учреждениям;
  6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  7. объектам почтовой связи;
  8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.

Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса. Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом. В данном случае уполномоченный орган представляет экспертную оценку последствий, которые имеют место быть после передачи объекта в безвозмездное пользование.

Важно! Договор о передаче права на безвозмездное пользование имуществом не может быть осуществлен в случае, если результат экспертной оценки показал возможность ухудшения условий, указанных в договоре.

Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца. Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме. Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.

Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

Использование имущества, принадлежащего государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения. Государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей. Ссудополучатель вместе с правом безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя.

Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.

Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования

Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:

  • использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
  • не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
  • передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
  • значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.

В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:


Приложение 1
к Решению Екатеринбургской
городской Думы
от 20 декабря 2011 года № 87/51

Глава 1. Общие положения

Глава 4. Порядок получения согласия на заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за учреждением

20. Действие настоящей главы распространяется на случаи получения согласия на совершение сделок по передаче в безвозмездное пользование муниципального недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальными автономными и бюджетными учреждениями на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, а также на совершение сделок по передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, закрепленного за муниципальными казенными учреждениями на праве оперативного управления.
21. Для получения согласия на передачу имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, учреждения обращаются до совершения указанной сделки к учредителю с заявлением о получении согласия на передачу имущества в безвозмездное пользование (далее – заявление). В заявлении должны быть перечислены следующие сведения:
наименование имущества, предлагаемого к передаче в безвозмездное пользование, технические характеристики и иные сведения, позволяющие его индивидуализировать;
организационно-правовая форма, наименование юридического лица, предложившего заключить договор (при наличии у такого лица предусмотренного законом права на заключение договора без проведения торгов);
вид деятельности, для осуществления которого предполагается передача имущества в безвозмездное пользование.
К заявлению прилагаются:
кадастровый паспорт недвижимого имущества (здания, строения, сооружения), предлагаемого к передаче в безвозмездное пользование, или выписка из технического паспорта данного недвижимого имущества (здания строения, сооружения) на помещение, являющееся частью этого объекта и предлагаемое к передаче в безвозмездное пользование;
копии учредительных документов лица, предложившего заключить договор, заверенные подписью руководителя организации и печатью организации (для юридических лиц);
выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 6 месяцев до даты направления предложения учреждению о заключении договора, содержащая сведения о факте государственной регистрации лица, предложившего заключить договор, видах деятельности данного юридического лица, органе, действующем без доверенности от его имени, а также сведения о том, что такое лицо не находится в стадии реорганизации или ликвидации;
копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на недвижимое имущество, в котором расположен объект, предлагаемый к передаче в безвозмездное пользование.
Автономные учреждения дополнительно представляют:
протокол заседания наблюдательного совета, содержащий рекомендации по совершению сделки (в случаях распоряжения имуществом, которым данное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно);
протокол заседания наблюдательного совета, содержащий решение о совершении крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность (в случаях когда передача имущества в безвозмездное пользование относится к категории данных сделок).
Для решения вопроса о даче согласия на предоставление в безвозмездное пользование движимого имущества также представляются документы инвентарного учета движимого имущества с его техническими характеристиками, справка о полной восстановительной стоимости движимого имущества.
22. Учредитель рассматривает заявление и дает заключение о том, повлияет ли предоставление имущества в пользование на осуществление учреждением основной деятельности. В случае если предоставление имущества в пользование не повлияет на осуществление учреждением основной деятельности, учредитель оформляет свое согласие на предоставление имущества в безвозмездное пользование.
23. Учредитель отказывает в выдаче согласия на предоставление имущества в безвозмездное пользование в следующих случаях:
1) предоставление имущества в безвозмездное пользование существенно затруднит выполнение учреждением основной деятельности;
2) учреждением не соблюдены требования и условия совершения сделки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, регламентирующим его деятельность;
3) учреждение представило не все документы, перечисленные в пункте 21 настоящего Положения, или представленные документы оформлены с нарушением требований, перечисленных в пункте 21 настоящего Положения.
24. Согласие либо отказ учредителя на предоставление имущества в безвозмездное пользование оформляется в письменном виде. В случае согласия в обязательном порядке указывается срок, на который дано согласие учредителя на предоставление имущества в безвозмездное пользование.
Документ об отказе учредителя на предоставление имущества в безвозмездное пользование направляется только учреждению.
Срок для рассмотрения документов, принятия учредителем решения о даче согласия на заключение договора, а также для уведомления учреждения и Департамента о принятом решении составляет 15 рабочих дней со дня поступления к учредителю документов, перечисленных в пункте 21 настоящего Положения.
25. Учредитель направляет в Департамент для получения согласия на передачу имущества в безвозмездное пользование следующие документы:
свое письменное согласие на заключение договора;
документы, перечисленные в пункте 21 настоящего Положения.
26. Департамент отказывает учреждению в согласии на предоставление имущества в безвозмездное пользование, в случае если одновременно поступили два и более предложений о заключении договоров в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества.
27. Решение Департамента о согласии или об отказе в согласии на совершение сделки оформляется в письменном виде и направляется учредителю в течение 15 рабочих дней со дня поступления в Департамент документов, перечисленных в пункте 25 настоящего Положения.
28. На основании решения Департамента учредитель уведомляет учреждение о согласии или об отказе в согласии на совершение сделки по передаче в безвозмездное пользование имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в течение 3 рабочих дней со дня поступления учредителю документа о согласии Департамента или об отказе в согласии Департамента на совершение сделки.
29. После заключения договора в течение 10 рабочих дней учреждение, заключившее договор, направляет экземпляр заключенного договора учредителю и копию договора – в Департамент для сведения.
Сведения о заключенных учреждениями договорах включаются в реестр объектов муниципальной собственности города Екатеринбурга.
Учреждение, заключившее договор, самостоятельно контролирует и обеспечивает его исполнение.

Читайте также: