Порядок оформления решений о передаче имущества закрепленного за научными организациями

Обновлено: 28.04.2024

Особо ценное движимое имущество – движимое имущество, находящееся у учреждения на праве оперативного управления, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено, и вошедшее в перечень особо ценного движимого имущества учреждения, утвержденного Росархивом, а также движимое имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления и приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему Росархивом на приобретение такого имущества, соответствующее видам особо ценного движимого имущества, установленным актами Росархива по направлениям основной деятельности учреждения.

Распоряжение особо ценным движимым имуществом может осуществляться учреждением следующими способами, подлежащими обязательному согласованию с Росархивом:

– путем заключения учреждением договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении особо ценного движимого имущества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (отчуждение, сдача в аренду, передача прав пользования на безвозмездной основе и другие), (далее – Договор);

– путем списания с бухгалтерского учета особо ценного движимого имущества учреждения, не подлежащего дальнейшей эксплуатации в связи с его износом (далее – списание);

– путем снятия особо ценного движимого имущества с баланса учреждения в связи с его передачей на баланс другому юридическому лицу или в казну Российской Федерации (далее – передача с баланса на баланс).

Руководитель учреждения несет персональную ответственность за выполнение требований настоящего Порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Перечень особо ценного движимого имущества

Перечень особо ценного движимого имущества утверждается приказом Росархива отдельно по каждому учреждению.

Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется учреждением на основании сведений бухгалтерского учета учреждения о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере.

Учет и хранение перечней особо ценного движимого имущества учреждений осуществляется Отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива.

Подготовка проекта приказа Росархива о внесении изменений в утвержденный перечень особо ценного движимого имущества учреждения осуществляется Отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива по согласованию с соответствующими структурными подразделениями, с Договорно-правовым отделом Росархива на основании представленных учреждением предложений в случае:

– отчуждения учреждением в соответствии с настоящим Порядком объекта особо ценного движимого имущества;

– списания особо ценного движимого имущества учреждения с согласия Росархива;

– передачи с баланса на баланс (вносятся изменения в перечни особо ценного движимого имущества передающего и принимающего имущество учреждений);

– приобретения учреждением имущества за счет средств, выделенных ему Росархивом на приобретение такого имущества, и отнесения его к особо ценному движимому имуществу в установленном порядке при условии предоставления учреждением копий документов, подтверждающих приобретение и постановку такого имущества на бухгалтерский учет учреждения.

Действие пункта 7 настоящего Порядка не распространяется на случаи передачи учреждением особо ценного движимого имущества в аренду, залог, безвозмездное пользование.

Обращение и прилагаемые к нему документы о согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом, требующего внесение изменений в перечень особо ценного движимого имущества учреждения, представленные в Росархив в соответствии с настоящим порядком, рассматриваются ежегодно до 1 июля.

В случае непредставления учреждением предложений в установленные сроки, перерасчет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждению в части определения нормативных затрат на содержание особо ценного движимого имущества не производится.

Корректировка и утверждение обновленных перечней особо ценного движимого имущества учреждений осуществляется Росархивом ежегодно до 1 августа сразу после принятия решения о согласовании учреждению распоряжения особо ценным движимым имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка.

В случае сдачи в аренду с согласия Росархива особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества Росархивом не осуществляется.

Отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива осуществляет учет сданного учреждениями особо ценного движимого имущества в аренду в целях перерасчета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также производит перерасчет данной субсидии в случаях, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка.

III. Основные требования к документам, представляемым учреждением в Росархив

Для получения согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом путем заключения Договора учреждение одновременно с официальным обращением в Росархив представляет следующие документы:

– информацию о прогнозе влияния результатов распоряжения особо ценным движимым имуществом на повышение эффективности деятельности учреждения с отражением производственных и финансовых показателей, в том числе оценку последствий заключения Договора;

– подробный расчет и обоснование предполагаемых затрат;

– подробное обоснование всех существенных условий Договора;

– копию бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;

– отчет об оценке рыночной стоимости особо ценного движимого имущества, в отношении которого предполагается заключить Договор, произведенной не ранее чем за 3 (три) месяца до его представления, подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

– фотографии объекта особо ценного движимого имущества, в отношении которого предполагается заключить Договор;

Для получения согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом путем списания учреждение одновременно с официальным обращением в Росархив представляет следующие документы:

– акт технического состояния, выданный специализированной организацией о техническом состоянии объекта особо ценного движимого имущества с заключением о возможности восстановления и оценкой его рыночной стоимости;

– копия приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии по списанию;

– копия инвентарной карточки учета объекта особо ценного движимого имущества;

– акты на списание объекта особо ценного движимого имущества;

– фотографии объекта особо ценного движимого имущества, предлагаемого к списанию.

При списании автотранспортных средств, отнесенных к особо ценному движимому имуществу в установленном порядке, учреждение помимо документов, предусмотренных настоящим пунктом, представляет в Росархив копию акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии.

При списании объекта особо ценного движимого имущества (в том числе и автотранспорта), выбывшего вследствие:

1) аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций, помимо документов, предусмотренных настоящим пунктом, учреждение представляет в Росархив копию акта, составленного уполномоченной организацией;

2) хищения, утраты или порчи, помимо документов, предусмотренных настоящим пунктом, учреждение представляет в Росархив:

– документы, подтверждающие факт хищения, утраты или порчи объекта особо ценного движимого имущества (постановление о возбуждении (прекращении) уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела),

– объяснительные записки руководителя и материально-ответственных лиц учреждения о факте хищения, утраты или порчи имущества и т.п.,

– документы, подтверждающие наказание виновных лиц и возмещение причиненного ущерба.

Для получения согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом путем передачи с баланса на баланс объекта особо ценного движимого имущества учреждение одновременно с официальным обращением в Росархив представляет следующие документы:

– технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности передачи с баланса на баланс объекта особо ценного движимого имущества;

– копию инвентарной карточки учета объекта особо ценного движимого имущества;

– акты приема-передачи объекта особо ценного движимого имущества с указанием наименования объекта, его инвентарного номера, даты ввода в эксплуатацию, балансовой стоимости, подписанные передающей и принимающей сторонами;

– письменное согласие передающей и принимающей имущество стороны с указанием индивидуальных характеристик объекта особо ценного движимого имущества (наименование, инвентарный номер, балансовая стоимость);

– фотографии объекта особо ценного движимого имущества, предлагаемого к передаче.

Документы, указанные в пунктах 13–15 настоящего Порядка представляются учреждением в Росархив в 3-х экземплярах.

В зависимости от способа распоряжения особо ценным движимым имуществом, предусмотренного пунктом 7 настоящего Порядка, Росархивом могут быть запрошены у учреждения дополнительные обосновывающие документы в соответствии перечнем документов, указанных в пунктах 13–15 настоящего Порядка.

Документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, представляются в Росархив не позднее, чем за 30 (тридцать) дней до объявления конкурса или аукциона на право заключения Договора и не позднее, чем за 60 (шестьдесят) дней до предполагаемой даты заключения Договора с контрагентом.

После получения учреждением решения Росархива о согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом путем заключения учреждением Договора внесение изменений и дополнений в текст такого проекта Договора не допускается.

В случае внесения изменений в текст проекта Договора после его рассмотрения и согласования Росархивом, он считается новым проектом и требует повторного согласования в соответствии с настоящим Порядком.

Внесение изменений в Договор, согласованный с Росархивом и заключенный в установленном порядке, путем оформления дополнительных соглашений к нему, подлежит согласованию с Росархивом в соответствии с настоящим Порядком.

IV. Порядок рассмотрения представляемых в Росархив документов,
необходимых для распоряжения особо ценным движимым имуществом

Максимальный срок рассмотрения и принятия решения по представляемым в Росархив документам составляет 30 рабочих дней при условии предоставления учреждением полного комплекта документов, необходимых для согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом.

По результатам рассмотрения представляемых в Росархив документов выносится решение о согласовании либо об отказе в согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом.

Организация процедуры согласования распоряжения учреждением особо ценным движимым имуществом путем заключения Договора и передачи с баланса на баланс осуществляется Отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива.

Организация процедуры согласования распоряжения учреждением особо ценным движимым имуществом путем списания осуществляется Отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива.

Общий отдел с режимно-секретной частью Росархива в соответствии с установленным порядком организации документооборота в Росархиве направляет поступившее в Росархив обращение учреждения о согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом и прилагаемые к нему документы в Отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива, соответствующее курирующее структурное подразделение, Договорно-правовой отдел Росархива.

В случаях, предусмотренных пунктом 23 настоящего Порядка, соответствующее структурное подразделение осуществляющее координацию деятельности учреждения, Отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива, а также Договорно-правовой отдел Росархива в срок до 15 рабочих дней со дня получения обращения учреждения и прилагаемых к нему документов представляют руководителю Росархива подготовленные ими по результатам рассмотрения документов мотивированные заключения о возможности согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, либо о нецелесообразности ее совершения.

В случаях, предусмотренных пунктом 24 настоящего Порядка соответствующее структурное подразделение, осуществляющее координацию деятельности учреждения, Отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива в срок до 15 рабочих дней со дня получения обращения учреждения и прилагаемых к нему документов представляют руководителю Росархива подготовленные ими по результатам рассмотрения документов мотивированные заключения о возможности согласования списания объекта особо ценного движимого имущества, либо о его нецелесообразности.

При вынесении решения об отказе в согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом учреждение имеет право повторно обратиться в Росархив после устранения выявленных нарушений с возобновлением сроков рассмотрения.

V. Основные критерии согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом

Решение о согласовании распоряжения учреждением особо ценным движимым имуществом в Росархиве принимается на основе следующих критериев:

– полнота и точность информации, содержащейся в представленных документах;

– обоснованная необходимость распоряжения учреждением особо ценным движимым имуществом;

– возможные последствия распоряжения особо ценным движимым имуществом;

Основаниями для отказа в согласовании учреждению распоряжения особо ценным движимым имуществом являются:

– представление документов, указанных в пунктах 13–15 настоящего Порядка, не в полном объеме или содержащих недостоверные сведения;

– отсутствие в проекте Договора существенных условий; наличие факторов, которые могут негативно повлиять на эффективность деятельности учреждения.

VI. Заключительные положения

Копии Договоров, заключенных учреждением с контрагентом представляются в Росархив в двухнедельный срок со дня заключения соответствующего договора.

Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при приеме-передаче нефи­нансовых активов между организациями государственного сектора. По­этому на практике подобные операции вызывают множество вопросов и проблем.

Рассмотрим варианты решений, которые может принять уч­реждение, исходя из условий, на которых передается имущество.

Безвозмездное поступление

Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автоном­ных) учреждений операций по безвозмездному поступлению нефи­нансовых активов от различных организаций госсектора зависит ис­ключительно от категории поступающего имущества.

Стоимость нефинансовых активов, которыми учреждения не впра­ве распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), относится в кредит счета 4 210 06 000 "Рас­четы с учредителем". При поступлении иного имущества его стои­мость учитывается как увеличение финансового результата по креди­ту счета 4(2) 401 10 180 "Прочие доходы". Если по поступающим объ­ектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны быть отражены по дебету счетов 4 210 06 000, 4(2) 401 10 180.

Применяемая методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному.

Действующее законодательство не содержит ограничений для отнесения движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 02-03-10/5026).

Перечни особо ценного движимого имущества учреждений опре­деляются их учредителями (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее -Закон № 7-ФЗ; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее — Закон № 174-ФЗ).

Таким образом, до включения в установленном порядке движи­мого имущества в соответствующий перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналити­ческой группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения".

Соответственно, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество учреждение не рас­полагает решением учредителя о его включении в состав особо цен­ного, в учете отражается поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации в корреспон­денции со счетом 4(2) 401 10 180.

После поступления документов, подтверждающих включение уч­редителем определенных объектов в состав особо ценного движимо­го имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 "Нефинансо­вые активы" в разрезе соответствующих аналитических счетов от­ражается изменение категории имущества:

  • перевод основных средств по балансовой стоимости

Кредит 410130 310;

Кредит 4104 20 410.

Одновременно остаточная стоимость имущества может быть уч­тена по дебету счета 4 401 10 180 и кредиту счета 4 210 06 000.

Корреспонденции счетов в отношении иму­щества, поступающего в рамках деятельности по выполнению госу­дарственного (муниципального) задания, а также в рамках приносящей доход дея­тельности смотрите в полной версии статьи.

Безвозмездная передача

При передаче имущества любым организациям государственного сектора бюджетному (автономному) учреждению необходимо:

  • получить от учредителя документы, подтверждающие согласова­ние операции по передаче имущества (если передается недвижи­мое и особо ценное движимое имущество);
  • согласовать с принимающей стороной саму возможность переда­чи, а также ее сроки.

Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономно­го) учреждения операций по безвоз­мездной передаче нефинансовых активов различным организациям госсектора также зависит только от категории передаваемого имуще­ства.

Окончательное решение о порядке отражения в учете операций, связанных с безвозмездным получением (передачей) нефинансовых активов, между учреждением и иными организациями госсектора принимает учредитель.

АКЦИЯ ГОДА

 Правовые условия распоряжения бюджетным учреждением своим имуществом.

Проведем обзор и анализ правовых условий, определяющих и влияющих на решение таких вопросов, как право собственности на имущество бюджетных учреждений, использование учреждением имущества, изъятие имущества учредителем, особенности пользования и распоряжения земельным участком, списание имущества, пределы самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом, продажа и сдача имущества в аренду.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ИМУЩЕСТВО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Согласно гражданскому законодательству использовать любое имущество бюджетное учреждение может только в соответствии с целями своей деятельности (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

Целями деятельности (создания) бюджетного учреждения считается выполнение работ и (или) оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона об НКО). Данные полномочия установлены в федеральном законодательстве.

Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (и, опять же, любого имущества независимо от источника его появления) будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя бюджетного учреждения (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). Например, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ будет использоваться учреждением для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, то подобное использование имущества не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов государственной власти субъекта РФ (у субъектов РФ нет полномочия по организации на территории региона розничной торговли продуктами питания для населения).

ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА У БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Собственник имущества вправе изъять у бюджетного учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (ч. 2 ст. 296 ГК РФ).

На первый взгляд речь здесь идет об имуществе, которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Но это не так, поскольку любое имущество учреждения принадлежит данному собственнику (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (см. выше) – оно фактически тоже относится к имуществу, которое может быть изъято у учреждения его учредителем (собственником имущества), если он сочтет, что данное имущество является для учреждения излишним, не используется или используется не по назначению (например, не в рамках реализации полномочий учредителя).

Порядок изъятия имущества устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципалитета).

Например, в Кировской области принятие решения об изъятии имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления, возложено на областной орган по управлению государственной собственностью. Это решение должно приниматься с учетом мнения соответствующего органа исполнительной власти отраслевой компетенции (государственного органа, выполняющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения). Но примечательно, что больше никаких правил здесь не установлено и ссылок ни на какие иные подзаконные нормативные правовые акты не дается. Вообще довольно часто встречаются ситуации, когда правила очень лаконичные – например, в Ленинградской области они ограничиваются только тем, что решение о таком изъятии принимается областным правительством.

Но правила могут быть прописаны и более подробно. Например, в г. Ангарске (Иркутская область), где решение тоже принимает соответствующий орган городской администрации (Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского городского округа), правила изъятия имущества прописаны сравнительно подробно и заключаются в следующем:

1. Излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество изымается из оперативного управления муниципального учреждения по распоряжению комитета с момента поступления заявления от учреждения или с момента выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

2. Изъятое имущество должно быть передано учреждением и принято комитетом по акту приема-передачи. Это имущество после прекращения на него права оперативного управления поступает в состав муниципальной казны.

3. Прекращение права оперативного управления учреждения на недвижимое имущество подлежит госрегистрации.

4. Оплата расходов на подготовку документов для госрегистрации, оплата госпошлины за проведение регистрации, а также представление документов в соответствующий орган осуществляются учреждением.

5. Учреждение обязано представить в комитет копию документа, выданного регистрирующим органом и подтверждающего прекращение права оперативного управления на недвижимое имущество, не позднее одного месяца со дня подписания акта приема-передачи недвижимого имущества.

В Хабаровске при выявлении излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества дается определенный срок на устранение проблемы – до принятия решения об изъятии имущества у учреждения Департамент муниципальной собственности не позднее 10 дней со дня обнаружения такого имущества направляет в отраслевое структурное подразделение городской администрации и учреждению требование о принятии мер по устранению нарушений. Требование подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня его получения, решение же об изъятии имущества принимается департаментом и оформляется его распоряжением не позднее одного месяца со дня выявления указанных нарушений в случае неустранения учреждением этих нарушений.

А вот в Темрюкском районе Краснодарского края порядок изъятия у муниципальных учреждений имущества напоминает процедуру строгих следственных действий и состоит из таких этапов:

1. Выявление излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением, осуществляется в процессе проведения администрацией муниципального образования соответствующих контрольных мероприятий.

2. В случае выявления названного имущества в акте, составляемом по окончании проверки, указывается следующая информация:

  • соответствие фактического наличия объектов и их характеристик учетным данным реестра муниципальной собственности муниципального образования и данным бухотчетности;
  • вид выявленного имущества, его технические характеристики и индивидуализирующие признаки (площадь, количество этажей, объем, мощность, номера силовых агрегатов и узлов, инвентарный номер и т. д.);
  • период неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества (с указанием способа использования);
  • расходы учреждения, связанные с неиспользованием или использованием не по назначению имущества;
  • причины неиспользования или использования не по назначению учреждением имущества;
  • предложения по повышению эффективности использования имущества;
  • срок, предлагаемый для устранения выявленных нарушений.

3. В ходе проведения контрольных мероприятий разрешается фото- и видеосъемка имущества.

4. Руководитель учреждения либо уполномоченное им должностное лицо обязан присутствовать при проведении контрольных мероприятий и составлении акта, а также давать пояснения о причинах неиспользования или использования не по назначению имущества.

5. При непринятии учреждением в установленный срок мер по устранению выявленных нарушений администрация муниципального образования готовит предложения о соответствующих мерах воздействия (расторжение трудового договора с руководителем, реорганизация юрлица, направление материалов в правоохранительные органы и др.).

6. Решение об изъятии имущества из оперативного управления учреждения принимается главой муниципального образования в форме постановления, где указываются причины изъятия имущества, а также определяются виды его дальнейшего использования.

7. Не допускается изъятие у учреждения закрепленного за ним имущества, если это приведет или может привести к невозможности осуществления учреждением уставных функций (управленческих, социально-культурных или пр.).

КАКОЕ ИМУЩЕСТВО СЧИТАЕТСЯ ИЗЛИШНИМ, НЕИСПОЛЬЗУЕМЫМ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫМ НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ?

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, какое же имущество в этих нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, хотя вообще такие определения можно встретить нечасто (как правило, они остаются без уточнений).

Например, в Новосибирской области используются следующие определения:

  • излишнее имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять свою уставную деятельность;
  • неиспользуемое имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;
  • используемое не по назначению имущество – закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.

РАСПОРЯЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ИМУЩЕСТВОМ БЕЗ СОГЛАСИЯ СОБСТВЕННИКА.

Также отметим, что иногда основанием для изъятия имущества у учреждения может быть установленный факт самостоятельного распоряжения учреждением имуществом в тех случаях, когда в соответствии с законодательством учреждение для этого должно предварительно получить согласие собственника имущества (учредителя). Например, данное основание среди прочих установлено в г. Кировске (Мурманская область), причем осуществление изъятия здесь определено не как право собственника имущества, а как его обязанность.

ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА ПО ИНИЦИАТИВЕ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Вместе с тем изъятие излишнего и неиспользуемого имущества может происходить по доброй воле и даже инициативе самих учреждений. Например, если ненужное имущество трудно выгодно сдать в аренду, то даже когда затраты на его содержание покрывает учредитель, административные заботы по его содержанию тоже могут быть обременительными.

Процедура данного изъятия тоже может устанавливаться в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Красноярском крае она заключается в следующем:

1. Учреждение, заинтересованное в изъятии закрепленного за ним имущества, подает в краевое агентство по управлению госимуществом соответствующее заявление, в котором в числе прочего должны содержаться:

  • перечень объектов недвижимого (за исключением земельных участков) и (или) движимого имущества, подлежащего изъятию с указанием их характеристик (вид, назначение, технические характеристики, балансовая стоимость, для недвижимого имущества – местонахождение);
  • причины изъятия имущества (является излишним, не используется, используется не по назначению);
  • техническое состояние имущества;
  • предложение о дальнейшем использовании имущества.

2. К заявлению прилагается ряд документов (в том числе согласие учредителя на изъятие).

3. В течение одного месяца со дня поступления заявления агентство принимает одно из решений: изъять имущество, отказать в изъятии имущества, доработать заявление и (или) прилагаемые к нему документы.

4. Решение об изъятии имущества оформляется в виде приказа агентства. В трехдневный срок со дня издания приказа его заверенная копия направляется учреждению и учредителю.

5. Иные решения агентства оформляются в виде письма, которое в трехдневный срок со дня подписания направляется в учреждение.

6. Основания для отказа в изъятии имущества:

  • изъятие имущества лишит учреждение возможности осуществлять его уставную деятельность;
  • неудовлетворительное техническое состояние имущества;
  • выявление нарушений использования по назначению и сохранности имущества, требующих устранения их учреждением;
  • отсутствие заявления краевого государственного учреждения или унитарного предприятия о предоставлении им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, подлежащего изъятию, в случае, если изъятие имущества предлагается для последующего предоставления иному краевому госучреждению или унитарному предприятию.

Вопросы, связанные с распоряжением бюджетным учреждением имуществом, занимают важное место в практике деятельности этих учреждений. Ведь имущество, с одной стороны, может быть источником получения учреждением дополнительных доходов, а с другой – обременяющей статьей расходов. Также содержание имущества и управление им налагает серьезную ответственность на руководителей учреждений. Кроме того, законодательные нормы, касающиеся имущественных вопросов, отличаются заметными противоречиями.

Решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом, согласно п. 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением № 537, принимаются Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

В этой связи, для согласования передачи имущества в аренду учреждению необходимо обратиться в Министерство культуры Российской Федерации со следующим пакетом документов:

1. Предложение подведомственного федерального государственного бюджетного учреждения, содержащее следующую информацию:

• площадь и адресные ориентиры федерального недвижимого имущества, передаваемого в аренду (далее – Объект);

• срок аренды Объекта;

• информацию о нахождении Объекта в пользовании третьих лиц;

• обоснование и цель передачи Объекта недвижимого имущества в аренду;

2. Проект аукционной документации;

3. Оригинал отчёта об оценке рыночной стоимости права пользования и владения на условиях аренды (со сроком давности не более трёх месяцев на дату представления);

4. Копию Положения учреждения о комиссии по проведению открытых аукционов на право заключения договоров аренды и приказ о создании названной комиссии. Положение должно соответствовать нормам приказа ФАС Российской Федерации от 10.02.2010 № 67;

5. Перечень (покомнатный состав) недвижимого имущества, предполагаемого к сдаче в аренду, согласно прилагаемой форме;

6. Оригинал выписки из ЕГРП, содержащий сведения о правах на Объект со сроком давности не более трёх месяцев;

7. Копию выписки из реестра федерального имущества на Объект;

8. Копию свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на Объект;

10. Проект договора аренды;

11. Копию документа уполномоченных органов, подтверждающего соответствие помещений, планируемых к передаче в аренду, требованиям противопожарной безопасности (со сроком давности не более 1 года);

12. Выписку из технического паспорта на Объект со сроком давности не более пяти лет (подлинник или нотариально заверенную копию);

13. Справку БТИ о состоянии Объекта со сроком давности не более пяти лет (подлинник или нотариально заверенную копию);

14. Экспликацию на Объект или помещения, если предметом сделки является часть здания, строения или сооружения, со сроком давности не более пяти лет (копию, заверенную ТБТИ);

15. Поэтажный план Объекта или помещений, если предметом сделки является часть здания, строения или сооружения, со сроком давности не более пяти лет (копия, заверенная ТБТИ);

16. копию кадастрового паспорта здания, сооружения или помещения, в зависимости от того, что будет предметом сделки;

17. Нотариально заверенную копию охранного обязательства, если предметом сделки является объект культурного наследия;

18. Копии учредительных документов (устав, выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе и письмо Росстата об учете в Статрегистре).

Копии документов должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью руководителя учреждения.

Министерство культуры Российской Федерации обращает Ваше внимание, что передача имущества в аренду возможна под цели, соответствующие видам деятельности учреждения, предусмотренным его уставом.

По результатам рассмотрения представленных документов, Министерство культуры Российской Федерации готовит проект приказа о согласовании передачи объекта недвижимого имущества в аренду.

После чего в установленном законодательством Российской Федерации порядке Министерство культуры Российской Федерации направляет проект приказа на согласование в территориальное управление Росимущества.

Министерством культуры Российской Федерации может быть принято решение об отказе в согласовании передачи имущества в аренду в следующих случаях:

  • не представлены все необходимые документы;
  • объект не внесен в реестр федерального имущества;
  • объект обременен правами третьих лиц;
  • цели сдачи в аренду объекта не соответствуют видам деятельности учреждения, предусмотренным его уставом;
  • в иных случаях.

В случае отказа в согласовании передачи имущества по договору аренды Министерство культуры Российской Федерации направляет учреждению мотивированное обоснование такого отказа и возвращает представленный комплект документов.

После проведения вышеназванных процедур Министерство культуры Российской Федерации издает приказ о согласовании передачи имущества в аренду, который является основанием для объявления торгов на право заключения договора аренды.

Помимо изложенного, Министерство культуры информирует, что копии заключенных договоров аренды в обязательном порядке должны быть представлены как в Территориальное управление Росимущества, так и в Департамент экономики, финансов и имущественных отношений Министерства культуры Российской Федерации.

Приложение: на 1 л. в 1 экз.

Фомина Анна Васильевна
624-17-86

Состав недвижимого имущества,
расположенного в здании по адресу:______________________________,
закрепленного за _______________________ (наименование федерального учреждения) и планируемого к передаче в аренду (безвозмездное пользование)

Читайте также: