Порядок оформления протокола общего собрания собственников мкд в 2020 году

Обновлено: 15.06.2024

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Исходя из положений части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр (далее - Требования).

Пунктом 21 Требований предусмотрено, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также о лицах, проводивших подсчет голосов, и собственноручная подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

В случае отсутствия прямых норм в требованиях специального законодательства применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.

В указанном случае жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет голосов, следовательно правомерно применение подпункта 4 части 4, подпункта 4 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которыми установлено, что в протоколе собрания должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов к составу счетной комиссии и не ставит состав такой комиссии в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания.

На основании изложенного Департамент жилищно-коммунального хозяйства считает возможным включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а равно секретаря такого собрания допустимым, в случае если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено иное.

Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для исполнения.

Таким образом, в состав счетной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в виду того, что состав счетной комиссии определяется решением собственников помещений в многоквартирном доме, так как вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Также пунктом 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1ГК РФ).

Согласно статье 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ).

Аналогичная норма права содержится в части 6 статьи 46 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и, если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлен приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах".

Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

При этом, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр помимо Требований к оформлению протоколов собраний собственников помещений в МКД (далее – Требования) утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее – Порядок). Этот документ привлек не меньшее внимание профессионального сообщества, чем Требования.

Прежде чем перейти непосредственно к изучению Порядка, предлагаем вспомнить положения ЖК РФ об обязанности управляющего МКД передавать протоколы и решения органу ГЖН.

С 30.06.2015 действует ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой:

  • решения и протокол общего собрания признаны официальными документами и подлежат размещению в ГИС ЖКХ лицом, инициировавшим общее собрание;
  • копии решений и протокола общего собрания подлежат обязательному представлению инициатором собрания в УК, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания. Опираясь на Требования, можно прийти к выводу, что датами проведения общего собрания считаются дата совместного присутствия (собрание в форме очного голосования) и дата окончания приема решений собственников (собрание в форме очно-заочного, заочного голосования). Протокол должен быть составлен в письменной форме не позднее чем через 10 дней после проведения собрания. Дата составления протокола соответствует дате окончания подсчета голосов. Таким образом, нужно успеть составить протокол, снять копии и передать их управляющему в течение 10 дней с даты проведения собрания. Обратим внимание, что оригиналы протокола и решений хранятся в месте, определенном решением общего собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), обязанность передавать их третьим лицам законом не установлена.

С 30.06.2015 действует ч. 19 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, в соответствии с которой протоколы собрания собственников многоквартирного дома передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в этой системе с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ, но не позднее 01.07.2016). Обратим внимание, что в данной норме не отмечено, кто именно передает протоколы в орган ГЖН. Поскольку в жилищном законодательстве сказано об обязанности передавать копии протоколов в орган ГЖН применительно к управляющему МКД и обязанности размещать протоколы и решения в ГИС ЖКХ применительно к инициатору общего собрания, представляется, что в рассматриваемой норме не содержится никаких новых предписаний, она лишь повторяет требования ч. 1 и 1.1 ст. 46 ЖК РФ с учетом общего правила о сроке возникновения обязанности большей части поставщиков информации размещать ее в ГИС ЖКХ.

Что нужно передать?

Прежде всего нужно определить, какие именно документы подлежат передаче органу ГЖН. В частях 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ сказано о решениях и протоколах собрания собственников многоквартирного дома. Это означает, что:

  • протоколы общих собраний членов ТСЖ, ЖК, ЖСК передавать никуда не нужно (в соответствии с требованиями приведенных норм ЖК РФ);
  • под решением следует понимать бюллетень для голосования каждого собственника помещения (см. также ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), который необходим при проведении собрания собственников многоквартирного домав форме заочного или очно-заочного голосования. Если при очном голосовании решения собственников не оформляются, передавать их не надо;
  • передавать в орган ГЖН необходимо все полученные протоколы и решения, даже если без участия управляющего МКД они были оформлены с нарушением Требований (а ранее – без обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 181.3 ГК РФ), либо вызывают сомнения в достоверности, либо могут быть квалифицированы как ничтожные.

протокол собрания собственников

Естественно, если инициатором собрания был сам управляющий, он должен передать копии протокола и решений без каких-либо дополнительных условий.

Куда и в какие сроки передавать?

В силу ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ УК обязана передать документы в течение пяти дней с момента их получения от инициатора собрания (см. п. 3 Порядка). Поскольку не указано иное, считать нужно календарные дни. Важно зафиксировать дату поступления документов. Для этого необходимо составить акт приема-передачи документов, в котором следует привести перечень документов, отразить дату передачи, проставить подписи принимающей и передающей сторон.

Если в роли инициатора общего собрания выступает управляющий МКД, вполне логично предположить, что передать пакет документов органу ГЖН нужно в течение пяти дней с даты составления протокола.

В пункте 2 Порядка специально отмечено, что документы надо передавать в орган ГЖН субъекта РФ, на территории которого находится МКД, собственники помещений в котором проводили общее собрание.

Каким образом передавать?

Согласно п. 3 Порядка копии документов должны быть переданы способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом ГЖН, а также путем размещения в ГИС ЖКХ электронных образов решений, протокола.

О передаче органу ГЖН

протокол собрания собственников многоквартирного дома

В пункте 4 Порядка уточнено, что копии документов считаются переданными в случае наличия у управляющего МКД документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган ГЖН. Самый очевидный способ – передача нарочным, с получением расписки от сотрудников органа ГЖН с указанием даты передачи документов. Обращаем ваше внимание: в Порядке не сказано, что это единственно возможный способ. Управляющим в населенных пунктах, расположенных в существенном отдалении от областного центра, где обычно располагается орган ГЖН, этот вариант может быть весьма неудобен. Учитывая равенство прав всех хозяйствующих субъектов, представляется справедливым, что управляющие могут направлять пакет документов чиновникам заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

О размещении в ГИС ЖКХ

Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронные образы решений, протокола находятся в открытом доступе и доступны для обозрения в ГИС ЖКХ (п. 4 Порядка). Исходя из буквального толкования ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ и Порядка, размещение в системе и вручение документов не являются альтернативными способами передачи. Это значит, что приказом Минстроя конкретизирована обязанность управляющего МКД размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы собраний собственников.

К сведению

С одной стороны, согласно прямому указанию в ч. 19 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ протоколы передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в системе в общие сроки – с 01.07.2016.

С другой стороны, на основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 209-ФЗ в случае, если законодательством РФ для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, они обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, предусмотренные законодательством РФ. Приказ Минстроя является актом законодательства РФ. Можно ли считать, что он устанавливает срок размещения информации в ГИС ЖКХ? Ответ на этот вопрос будет влиять на квалификацию правонарушения в виде неразмещения, несвоевременного размещения в ГИС ЖКХ протоколов общих собраний собственников помещений.

В настоящее время размещение решений и протоколов собрания собственников многоквартирного дома в ГИС ЖКХ – это исполнение обязанности управляющего МКД по передаче контролирующему органу сведений, необходимых для осуществления надзорных мероприятий. Такая обязанность предусмотрена ЖК РФ. Ее неисполнение влечет административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (штраф для юридических лиц в сумме от 3 000 до 5 000 руб.).

Одновременно существует обязанность, установленная специальным законом о ГИС ЖКХ, размещать разнообразную информацию в данной системе (цель – предоставление заинтересованным лицам сведений о ЖКХ). В общем случае размещать информацию в ГИС надо с 01.07.2016, в отношении отдельной информации (о домах, находящихся в управлении УК) – с 01.08.2015. Нарушение данной обязанности грозит более серьезными санкциями (см. ст. 13.19.2 КоАП РФ, штраф для УК – 30 000 руб.).

Для справки

С 1 августа 2015 года УК обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о перечне МКД, находящихся в управлении, а также информацию об изменении этого перечня (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ). Приказом Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015, вступившим в силу 05.01.2016, было уточнено, что помимо размещения сведений непосредственно об МКД (адрес) в ГИС ЖКХ следует размещать протокол собрания собственников многоквартирного дома, на котором принято решение о выборе УК, изменении, расторжении договора управления. Таким образом, определенная категория протоколов общих собраний уже публикуется в системе.

собрание собственников многоквартирного дома

Итак, с 29.04.2016 у управляющих МКД есть бесспорная обязанность размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы общих собраний собственников помещений. Однако с учетом различных целей размещения протоколов в ГИС ЖКХ есть основания считать, что до возникновения обязанности размещать информацию в системе в целом за отсутствие в открытом доступе в ГИС ЖКХ электронных образов решений и протоколов общих собраний (кроме протоколов общего собрания о выборе УК, расторжении договора управления) должна применяться ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Впрочем, нельзя исключать другую трактовку закона проверяющими.

О защите персональных данных

Говоря о размещении протоколов общих собраний и зная о требованиях к их содержанию, нельзя не затронуть вопрос правомерности распространения персональных данных собственников помещений (в реестрах, списках указывают Ф. И. О. гражданина, номер принадлежащего ему помещения, реквизиты документа о праве собственности на помещение в МКД). Необходимо ли получать согласие граждан на такие действия? Может ли быть наложен штраф за размещение протоколов в ГИС ЖКХ с указанием персональных данных граждан по ст. 13.11 КоАП РФ (для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб.)?

  • если субъект персональных данных согласен на их обработку;
  • если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей;
  • если персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Статья 7 указанного закона гласит: операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обязанность управляющего МКД раскрывать в системе ГИС ЖКХ персональные данные без согласия субъектов предусмотрена ЖК РФ, такая обработка осуществляется для исполнения возложенной на управляющего МКД обязанности по передаче органу ГЖН протоколов, решений общих собраний собственников помещений в МКД. Поэтому закрывать фамилии собственников помещений в реестрах при сканировании протоколов, приложений к ним, решений собственников не нужно.

Кроме того, следует помнить, что совокупность указанных данных доступна любому лицу в виде выписки из ЕГРП.

Все протоколы общих собраний собственников помещений в МКД, проводимых в период управления домом конкретной организацией (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК), последняя обязана направлять в орган ГЖН (нарочным, заказным отправлением с уведомлением о вручении). Также она должна размещать в ГИС ЖКХ их электронные образы. Передавать и размещать в системе нужно непосредственно протоколы собраний со всеми приложениями, включая решения собственников помещений в МКД. При получении документов от инициатора собрания собственников многоквартирного дома обязательно составляйте акт с указанием перечня документов и даты передачи. Вопрос квалификации нарушения в виде неразмещения протоколов в ГИС ЖКХ является спорным, на сегодняшний день более обоснованным представляется применение ст. 19.7 КоАП РФ.


Шаг 1. Инициируйте проведение общего собрания собственников
Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно, в течение II квартала года, следующего за отчетным годом, если общим собранием собственников не установлено иное (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ).
Помимо годового общего собрания собственники помещений в многоквартирном доме могут проводить внеочередные общие собрания (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ).
Внеочередное общее собрание может быть созвано:
по инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);
по инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ);
по инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ);
управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ);
по инициативе уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, подготовившего проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки, либо юридического лица, определенного РФ или субъектом РФ для реализации такого решения, — по вопросу включения дома в границы указанной территории (ч. 2.1 ст. 45 ЖК РФ).

Шаг 5. Оформите результаты голосования
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколом. Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через 10 календарных дней с даты проведения общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. 2 Требований N 44/пр).
В протоколе общего собрания следует указать наименование документа, дату и номер протокола, дату, место проведения общего собрания, заголовок к содержательной части протокола, содержательную часть протокола (в частности, повестку дня, правомочность общего собрания (наличие или отсутствие кворума), количество голосов по каждому вопросу), информацию о месте (адресе) хранения протоколов и решений собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование. Если содержательная часть протокола содержит указание на наличие предложений, к протоколу прилагаются перечисленные в ней документы. По общему правилу протокол подписывают председатель, секретарь собрания и лица, проводившие подсчет голосов (п. 4, Разд. II Требований N 44/пр).
Лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание, обязательно должно представить подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК, иной специализированный потребительский кооператив, при непосредственном способе управления МКД — в орган жилищного надзора, а в определенных случаях в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами — копии решений и протокол собрания не позднее чем через 10 календарных дней после проведения (окончания) общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. 4 Порядка, утв. Приказом Минстроя России N 44/пр).

Обратите внимание! В целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) сроки направления подлинников решений и протокола могут быть продлены до снятия соответствующих ограничений в субъекте РФ (Письмо Минстроя России от 07.04.2020 N 10966-ОГ/04).

В г. Москве органом государственного жилищного надзора является Мосжилинспекция (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП).
Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

Обратите внимание! Решение общего собрания собственников, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Шаг 7. Обжалуйте решение общего собрания (при необходимости)
Собственник, не принимавший участия в голосовании или голосовавший против принятия решения, считающий, что этим решением нарушены его права и законные интересы, вправе обжаловать в суд решение, принятое с нарушением требований ЖК РФ, в течение шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков собственнику (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Для решения вопросов об управлении домом, не выходя из квартир, жители могут организовать заочное голосование через информационную систему ЖКХ, а со следующего года будут повсеместно доступны и региональные системы

Как провести онлайн-собрание собственников помещений в многоквартирном доме?

25 мая президент подписал закон о внесении изменений в Жилищный кодекс, которые предусматривают упрощение правил проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием информационных систем 1 . Такое голосование позволит жильцам, не выходя из своей квартиры или находясь за границей, принимать решения по актуальным вопросам, связанным с управлением домом. При этом уменьшается вероятность того, что подписи будут подделаны, а решения приняты не в интересах собственников.

Какие информационные системы можно использовать для проведения заочных голосований?

Ранее жилищное законодательство предусматривало возможность проведения заочного голосования с использованием информационных систем только в случае принятия такого решения на общем собрании собственников. Однако новые поправки в ст. 44 и 47.1 Жилищного кодекса исключили такую необходимость: теперь для использования ГИС ЖКХ и региональных систем одобрение общего собрания не потребуется.

Когда возможно будет повсеместное проведение общих собраний собственников с использованием региональных информационных систем?

С 1 июля 2021 г. каждый регион должен обеспечить техническую взаимосвязь своих информационных систем и ГИС ЖКХ. После этого информация о собраниях собственников станет автоматически размещаться в ГИС и будет возможно проведение общих собраний в форме заочного голосования через региональные информационные системы. Доступ к ним должен быть обеспечен собственникам также к июлю следующего года.

Как провести заочное голосование?

Поправками в Жилищный кодекс определены правила проведения первого общего собрания в форме заочного голосования с использованием информационной системы. Инициатором такого собрания может быть любой собственник или лицо, осуществляющее управление домом (управляющая компания и др.). Он же исполняет полномочия администратора первого общего собрания. Для проведения последующих собраний в форме заочного голосования с использованием системы в повестку дня обязательно включаются вопросы об определении администратора, порядке приема им решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и о его продолжительности.

Как быть, если нет технической возможности зарегистрироваться на сайте для участия в заочном голосовании?

Инициатор общего собрания должен разместить в общедоступных местах информацию о порядке голосования для собственников, у которых нет возможности принимать участие в онлайн-голосовании.

Имейте в виду: решение общего собрания, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, кто не участвовал в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Как отказаться от проведения общего собрания собственников в форме заочного голосования?

В каком случае будет отменено заочное голосование?

Это произойдет при наличии письменных отказов от его проведения собственников, обладающих более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.

Можно ли будет оспорить решение, принятое во время заочного голосования?

Поскольку не введен порядок оспаривания решений, принятых на заочном голосовании, можно предположить, что оно будет производиться по общим правилам. Если собственник считает, что принятое решение не соответствует требованиям Жилищного кодекса и нарушает его права, он может обратиться в суд в течение 6 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нем. Например, можно обжаловать решение общего собрания о размещении рекламных конструкций на доме, об ограничении пользования мусоропроводом или установке шлагбаума, который ограничивает доступ на придомовую территорию автомобилей, не принадлежащих жильцам.

При этом суд с учетом обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если собственник, не участвовавший в голосовании, все равно не мог повлиять на его результаты, если принятое решение не повлекло за собой причинение ему убытков и допущенные нарушения не являются существенными (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Читайте также: