Понятие состав и особенности правового режима земель историко культурного назначения

Обновлено: 04.05.2024

К землям историко-культурного назначения относятся земли, на которых расположены объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), в том числе объекты археологического наследия; достопримечательные места, в том числе места бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военные и гражданские захоронения (например, здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими событиями в жизни народа); городища, курганы, остатки древних поселений, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, произведения садово-паркового искусства, природные ландшафты и т.

Памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственной охране и государственному учету. На памятник истории и культуры выписывается паспорт. Организация, на землях которой находится памятник, подписывает охранное обязательство, по которому она обязана принимать меры к охране памятника и нести ответственность за его порчу, уничтожение и разрушение.

В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта, в которых запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников.

Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются. В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых и в которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, не совместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется пра- вилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Можно заметить, что земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, иные особо ценные земли, несмотря на их значительные различия, обладают единством правового режима; все они изъяты из активной хозяйственной деятельности в интересах настоящего и будущих поколений в установленном государством порядке.

На землях особо охраняемых природных территорий установлен особый правовой режим, обусловленный правовым статусом расположенных на них природных объектов (заповедников, заказников и т. д.).

Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных федеральными законами.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите земли, относящиеся к особо охраняемым территориям.

2. Каково содержание правового режима земель особо охраняемых территорий?

3. Какие охраняемые природные территории входят в природно-заповедный фонд?

4. Какой режим установлен на землях государственных природных заповедников?

5. Какие особо охраняемые земли используются для массового отдыха?

1. Боголюбов, С. А. Земельное право : учеб. для бакалавров / С. А. Боголюбов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Изд-во ЮРАЙТ : ИД ЮРАЙТ, 2013. — С. 281—304.

2. Земельное право : учеб. / под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова [и др.]. — Москва : ТК Велби : Проспект, 2008. — С. 635—657.

1. Камышанский, В. Некоторые проблемы приватизации земельных участков особо охраняемых природных территорий / В. Камышанский // Хоз-во и право. — 2008. — № 10. — С. 63—68.

2. Круглов, В. В. Об охране окружающей среды на природных территориях с особым режимом природопользования и охраны окружающей среды / В. В. Круглов // Рос. юрид. журн. — 2013. — № 6. — С. 151—156.

3. Макаренко, А. П. Новые аспекты в управлении особо охраняемыми природными территориями регионального значения в свете меняющегося законодательства / А. П. Макаренко, А. В. Бушуева, Е. Ю. Изъюров // Использование и охрана природ. ресурсов в России. — 2012. — № 3. — С. 52—54.

4. Степенев, В. И. Управление земельными отношениями особо охраняемых территорий наследия / В. И. Степенев // Там же. — 2008. — № 3. — С. 63—66.

Нормативные правовые акты

1. Земельный кодекс Российской Федерации : от 20 сент. 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001. — № 44. — Ст.4147.

2. Об особо охраняемых природных территориях : федер. закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // Там же. — 1995. — № 12. — Ст. 1024.

3. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : федер. закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // Там же. — 2001. — № 20. — Ст. 1972.

Правовой режим земель историко-культурного назначения зависит от масштаба объектов культурного наследия и достопримечательных мест.

К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке, устанавливаемом земельным законодательством РФ и законодательством субъектов рФ. На территориях традиционного природопользования могут выделяться в качестве объектов историко-культурного наследия культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и другие объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны культурного наследия, нормативно-правовому регулированию.

Использование земель историко-культурного назначения, определения границ этих земель, изъятия их из хозяйственного использования и других форм охраны земель историко-культурного назначения регулируется Земельным кодексом РФ и законодательством РФ и субъектов РФ о памятниках истории и культуры.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

Особо ценными землями могут считаться, например, типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций. К редким ландшафтам относят земельные участки живописных местностей, к культурным ландшафтам – старинные парки, аллеи, скверы и т. п.

К особо ценным землям могут также относиться земли, имеющие историческое или культурное значение, например земли с Домом Павлова (оборонительный рубеж Сталинградской битвы).

На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

Законодательством регулируется особый порядок использования земельных участков из особо ценных земель. Перемещение, изменение или уничтожение объектов, служащих основанием для объявления земель особо ценными, должно осуществляться с особого разрешения компетентного органа в зависимости от значения указанных объектов. Граждане и юридические лица, получившие такое разрешение, обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных в разрешении.

Работы, проводимые на особо ценных землях, которые могут создавать угрозу расположенным на этих землях объектам, также должны осуществляться по согласованию с соответствующими органами и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности этих объектов. Граждане и юридические лица в случае обнаружения в процессе работ археологических и других объектов, представляющих особую ценность, обязаны приостанавливать дальнейшее проведение работ и сообщить об этом в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое научное, историко-культурное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной, запрещается.

Земельные участки, относящиеся к особо ценным землям, у их собственников, пользователей, владельцев и арендаторов не изымаются. При этом на собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

Следует отметить, что Земельный кодекс не уточняет, какими органами и в каком порядке участкам придается статус особо ценных земель, каков порядок их использования, определения их границ, как осуществляется охрана особо ценных земель.

Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.

Правовой режим земель лесного фонда обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В соответствии с Земельным кодексом РФ к отношениям по охране лесов применяется лесное законодательство. Лесной кодекс РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как экологической системе или природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения, т. е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с положениями лесного законодательства о лесоустройстве.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

К земельным отношениям лесное законодательство применяется, когда эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Землями водного фонда являются:

– покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

– занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством.

В соответствии с Водным кодексом РФ воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Объектом водных отношений признается водный объект или его часть. Под водным объектом понимаются как поверхностные воды и земли, покрытые ими, так и сопряженные с ними дно и берега водного объекта. Поэтому регулирование водных отношений тесно связано с регулированием земельных отношений. Водные объекты используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на территории РФ, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Водный фонд образует совокупность водных объектов, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. Государственный водный кадастр – это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.

Взаимодействие земельного и водного законодательства можно рассмотреть относительно регулирования использования и охраны обособленных водных объектов. Объектами водных отношений, в частности, являются обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты – это замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами.

Определение обособленного водного объекта важно для установления режима его использования. Так, в соответствии с Земельным кодексом РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры (обособленные водные объекты), в границахтерриторий общего пользования.

Собственники земельных участков вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке пресные подземные воды, а также обособленные водные объекты (пруды, обводненные карьеры), также строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Водные объекты находятся в федеральной собственности. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому, юридическому лицам, находятся в их собственности, если иное не установлено законами.

Не допускается отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Земли запаса – это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам. Землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям:

1) земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности;

2) земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам;

3) земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам. По существу, к землям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервное значение. Целенаправленное использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным порядком перевода земель из одной категорию в другую. При этом земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Законодательством предусматривается включение в земли запаса различных видов и категорий земель.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, 3 отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Согласно Положению о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земли запаса.

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель после проведения инвентаризации устанавливается возможность передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса. Так, из земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

Согласно Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования этот фонд создается за счет земель запаса. Фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских)хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Понятие земель историко-культурного назначения. Статья 93 ЗК землями историко-культурного назначения признает земли, на которых (и в которых) располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства.

* СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 234.

Эти земли используются в особом режиме. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются. В соответствии с законодательством РФ отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых и в которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.

* ВВС РСФСР. 1978. № 51. Ст. 1387; 1985. № 4. Ст. 118.

В ст. 1 этого Закона дано определение памятников истории и культуры. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РФ, охраняются государством. Памятники истории и культуры подразделяются на следующие виды: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства и документальные памятники.

Обязанность обеспечения охраны и использования памятников истории и культуры возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Эти органы в пределах прав, предоставленных законом, обеспечивают охрану, использование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на их территории, обеспечивают соблюдение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.

Специально уполномоченным государственным органом охраны памятников Закон признает Министерство культуры РФ. Это Министерство и местные органы культуры в пределах их компетенции осуществляют государственное управление в области охраны и использования памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства.

В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. № 679*, к числу функций Министерства относятся:

* СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2762.

осуществление государственного учета и охраны недвижимых памятников истории и культуры РФ (в том числе особо охраняемых территорий), разработка и утверждение правил, нормативов и стандартов в области государственного учета, охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры;

установление режима содержания и использования объектов исторического и культурного наследия (в том числе особо охраняемых территорий), включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения;

подготовка с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и внесение предложений о включении объектов исторического и культурного наследия в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, а также в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;

подготовка с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и внесение предложений об отнесении историко-культурных и природных комплексов, архитектурных ансамблей и сооружений, организаций культуры, а также других объектов к особо ценным объектам культурного наследия народов России;

обеспечение формирования и ведения Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Министерство культуры РФ выполняет государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры. Государственный контроль в этой области имеет задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами обязанностей по соблюдению порядка охраны, использования, учета и реставрации памятников, а также иных правил, предусмотренных законодательством РФ. Указания специально уполномоченных государственных органов охраны памятников по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры обязательны для предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также для граждан.

Памятники истории и культуры независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету. Приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.

* СП СССР. 1982. № 26. Ст. 133.

Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством культуры РФ и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещаются земляные, строительные и другие работы, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников РФ. В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения указанные работы и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РФ. Разрешение на проведение работ в пределах указанных зон выдается по представлениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Министерством культуры РФ и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

Правовой гарантией обеспечения охраны памятников истории и культуры является требование Закона о том, что снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом случае разрешения Правительства РФ. Предприятие, учреждение, организация, получившие такое разрешение, при сносе, перемещении или изменении памятника обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных законодательством РФ, а соответствующий государственный орган охраны памятников обязан провести работы по научному изучению и фиксации памятников. Указанные работы выполняются за счет предприятия, учреждения, организации, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.

Закон предусматривает специальные меры по обеспечению сохранности памятников истории и культуры при строительных и других работах.

Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры. Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

Государственные органы охраны памятников имеют право приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе этих работ опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны. Работы могут быть возобновлены с разрешения соответствующего государственного органа охраны памятников лишь после устранения возникшей опасности для памятников или допущенного нарушения правил их охраны.

К числу ограничений, связанных с обеспечением охраны памятников истории и культуры, относится также право исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивать или запрещать движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим через их охранные зоны, если создается угроза для существования памятников.

Особые требования предъявляются к ведению раскопок и разведок памятников археологии. Такая деятельность допускается только при наличии разрешений (открытых листов), выдаваемых и регистрируемых в установленном порядке. Учреждения, организации и граждане, ведущие археологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников.

К землям историко-культурного назначения относятся также ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Они могут быть объявлены решением Правительства РФ историко-кулътурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них Положения.

Отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством культуры РФ и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Охраняются заповедные места на основании Положений, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.

Охрана произведений садово-паркового искусства и природных ландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или связанных с ними, осуществляется органами охраны памятников совместно с другими заинтересованными органами в соответствии с законодательством РФ об охране памятников истории и культуры и об охране окружающей природной среды.

* ВВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3172.

Органы местного самоуправления устанавливают процент отчислений в местные бюджеты от платы за землю исторических территорий, охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, организаций, домовладений, расположенных на этих территориях. Полученные средства направляются на охрану и реставрацию культурного наследия народов РФ, благоустройство исторических территорий.

§ 5. правовой режим земель историко-культурного назначения : Земельное право, Улюкаев В.Х., 2010 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Настоящий учебник подготовлен по материалам новейшего земельного законодательства и на основе нового Земельного кодекса Российской Федерации. При написании учебника было обобщено значительное число действующих нормативно-правовых актов.

§ 5. правовой режим земель историко-культурного назначения

1. К землям историко-культурного назначения ст. 99 ЗК РФ относит земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере сохранения историко-культурного наследия, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В части, не противоречащей ему, применяется Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (с последующими изменениями).

Согласно ст. 3 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся:

памятники отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары); некрополи;

достопримечательные места творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Из правила о приоритете целевого назначения земель историко-культурного назначения вытекает правило о запрете изъятия земель данного целевого назначения. Данный запрет является одним из ограничений изъятия, о которых говорится в п. 2 ст. 49 ЗК РФ.

Земли объектов историко-культурного назначения могут являться землями особо охраняемых природных территорий (Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях") либо землями иных категорий земель, например землями населенных пунктов (п. 10 ст. 85 ЗК РФ).

В случае если земли объектов историко-культурного назначения выделяются в пределах границ населенных пунктов в составе зон особо охраняемых территорий, такие земельные участки используются не в соответствии с градостроительными регламентами, а подчиняются особому правовому режиму, предусмотренному положениями ЗК РФ о данных землях в составе земель особо охраняемых территорий и объектов.

В то же время земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

В зависимости от того, кто является собственником историко-культурных объектов, решается вопрос о федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на занимаемые этими объектами земли историко-культурного назначения.

В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте. В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Нетрудно заметить, что особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации входят в число объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и это разные по объему понятия. Решение о признании объекта культурного наследия федерального значения особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации принимается Правительством РФ. Объект культурного наследия, включенный в Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке (ст. 24 Федерального закона N 73-ФЗ).

Однако права на землю граждан и юридических лиц могли возникнуть как до, так и после отнесения соответствующих земель к землям историко-культурного назначения. Поэтому закон вносит ясность в отношения собственности в данной подкатегории земель, определяя, что земельные участки, находящиеся на землях историко-культурного назначения, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Нахождение земельного участка на землях историко-культурного назначения возлагает на его собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов обязанность соблюдать режим этих земель особо охраняемых территорий и объектов.

Таким образом, земельные участки, занятые объектами культурного наследия, не ограниченные в обороте, могут находиться в частной собственности.

При этом необходимо различать правовые режимы объектов культурного наследия и земельных участков, в пределах которых они располагаются. Они могут принадлежать разным собственникам и находиться в гражданском обороте раздельно. Так, объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям. При отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия (ст. 50 Федерального закона N 73-ФЗ). Соответственно, к землям и расположенным на них объектам историко-культурного назначения, отвечающим признакам объектов недвижимости, затруднительно применять принцип земельного права о единстве судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры. Особенности правового режима указанных зон охраны регулируются Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315 (ред. от 10 марта 2009 г.) "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Читайте также: