Положение о порядке оформления бесхозяйного движимого имущества

Обновлено: 15.05.2024

  1. Утвердить Порядок выявления, учета и оформления в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого и выморочного имущества (приложение № 1).
  2. Утвердить Положение о комиссии по выявлению на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйного недвижимого имущества (приложение № 2)
  3. Утвердить состав комиссии по выявлению на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйного недвижимого имущества:

Председатель Комиссии - заместитель главы администрации МО г.п. Мурмаши.

Секретарь Комиссии - специалист 1 категории по муниципальному имуществу отдела муниципального имущества администрации МО г.п. Мурмаши.

Члены Комиссии:

Ведущий специалист по земельным вопросам отдела муниципального имущества администрации МО г.п. Мурмаши;

В случае временного отсутствия должностных лиц, входящих в состав Комиссии, в ее работе принимают участие должностные лица, их заменяющие.

И.о. главы администрации Т.М. Баженова

к постановлению администрации

МО городское поселение Мурмаши

от 02.10.2019 № 364

ПОРЯДОК
выявления, учета и оформления в муниципальную собственность

бесхозяйного недвижимого и выморочного имущества

- порядок выявления на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйного недвижимого имущества, порядок его учета и оформления в муниципальную собственность;

- порядок выявления на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества.

1.2. Настоящий Порядок распространяется на:

- недвижимое имущество, расположенное на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши, которое не имеет собственника или собственник, которого неизвестен, либо на имущество, от права собственности на которое собственник отказался;

- выморочное имущество, расположенное на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши.

1.3. Оформление документов для признания бесхозяйными объектов недвижимого имущества, постановку на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимого и выморочного имущества осуществляет администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши (далее – Администрация) в соответствии с настоящим Порядком.

1.4. Главными целями и задачами выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, оформления права муниципальной собственности на выявленные бесхозяйные объекты недвижимого и выморочного имущества являются:

- вовлечение неиспользуемого имущества в свободный гражданский оборот;

- обеспечение нормальной и безопасной технической эксплуатации имущества;

- повышение эффективности использования муниципального имущества;

- благоустройство и надлежащее состояние территории муниципального образования;

1.5. Вопросы принятия в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого и выморочного имущества, не урегулированные настоящим Порядком, регулируется действующим законодательством Российской Федерации.

  1. Порядоквыявления на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйного недвижимого имущества, порядок его учета и оформления в муниципальную собственность

2.1. Сведения о недвижимом имуществе, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать:

- от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

- от органов местного самоуправления;

- в результате проведения инвентаризации;

- при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры муниципального образования городское поселение Мурмаши;

- на основании заявлений юридических и физических лиц;

2.2. Организация работ по выявлению на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется комиссией по выявлению на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйного недвижимого имущества (далее – Комиссия), состав и положение о которой утверждается муниципальным правовым актом.

2.3. Учет и оформление в муниципальную собственность выявленных бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется отделом муниципального имущества Администрации.

2.4. В течение 10-ти рабочих дней со дня получения информации о бесхозяйном объекте недвижимого имущества Комиссия проводит проверку поступившей информации с выездом на место нахождения объекта с составлением Акта выявления бесхозяйного недвижимого имущества по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

2.4. После составления Акта выявления бесхозяйного недвижимого имущества отдел муниципального имущества Администрации в течение 10-ти рабочих дней проводит работу по уточнению и дополнению информации о бесхозяйных объектах недвижимого имущества, осуществляет сбор документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются:

- выданные органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

- сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объекте недвижимого имущества.

2.5. Документом, подтверждающим отказ собственника от прав на недвижимое имущество, является заявление от собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества и согласии на постановку на учет этого имущества в качестве бесхозяйного (представляется в случае отказа собственника от права собственности на это имущество), удостоверенное нотариально.

- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности;

- копии учредительных документов юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.

- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности;

- сведения о регистрации физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;

- копия документа, удостоверяющего личность гражданина.

2.6. В случае получения информации о собственнике объекта недвижимого имущества работа по сбору документов для постановки соответствующего объекта на учет в качестве бесхозяйного прекращается, о чем уведомляется лицо, предоставившее сведения о бесхозяйном недвижимом имуществе.

2.7. В течение 10-ти рабочих дней после окончания мероприятий по проверке сведений о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, за исключением случая, указанного в пункте 2.6. настоящего Порядка, издается постановление Администрации о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным и включении его в Реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши (далее – Реестр).

2.8. Ведение Реестра осуществляется отделом муниципального имущества Администрации по форме, утвержденной приложением № 2 к настоящему Порядку.

2.9. Не позднее 30-ти рабочих дней со дня принятия постановления Администрации о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным отдел муниципального имущества Администрации заказывает изготовление кадастрового и технического паспортов в органах технической инвентаризации. Работы по проведению технической инвентаризации и изготовлению кадастрового и технического паспортов осуществляются за счет средств местного бюджета.

2.10. В целях предотвращения угрозы разрушения (утраты) имущества, имеющего признаки бесхозяйного, возникновения и устранения последствий аварийных ситуаций, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан (в части содержания в надлежащем состоянии объектов жизнеобеспечения, инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства) Администрация обеспечивает сохранность данного имущества за счет и в пределах средств местного бюджета, выделенных на эти цели.

2.12. По истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет Администрация обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой объект.

2.13. Принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения заявления, указанного в пункте 2.12. настоящего Порядка.

2.14. Мероприятия по государственной регистрации права муниципальной собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, осуществляется отделом муниципального имущества Администрации в течение 10-ти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда о признании права муниципальной собственности.

2.15. После регистрации права муниципальной собственности отделом муниципального имущества в течение 10-ти рабочих дней проводятся мероприятия по исключению объекта из Реестра и включению его в реестр муниципального имущества.

2.16. После регистрации права муниципальной собственности отдел муниципального имущества проводит мероприятия по оформлению земельных участков под данными объектами недвижимости в муниципальную собственность.

  1. Порядок выявления на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества

3.1. Под выморочным имуществом, переходящим по праву наследования к муниципальному образованию по закону, относится имущество, принадлежащее гражданам на праве собственности и освобождающиеся после их смерти в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, а также, если имущество передано по завещанию муниципальному образованию.

3.2. В соответствии с действующим законодательством в порядке наследования по закону в муниципальную собственность переходит следующее выморочное имущество, находящееся на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши:

земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

3.3. Документом, подтверждающим право собственности муниципального образования городское поселение Мурмаши на выморочное имущество, является свидетельство о праве на наследство, выдаваемое нотариальным органом.

Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.

3.4. Организация работ по выявлению по выявлению на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества осуществляются отделом муниципального имущества Администрации.

3.5. Сведения о недвижимом имуществе, имеющем признаки выморочного, могут поступать:

- от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

- от органов местного самоуправления;

- в результате проведения инвентаризации;

- на основании заявлений управляющий организаций, иных юридических и физических лиц;

3.6. Отдел муниципального имущества Администрации в 5-тидневный срок с момента поступления сведений о выморочном имуществе направляет запрос в нотариальные органы с целью установления факта наследования.

3.7. В случае отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество Администрация обращается с иском в суд о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество.

3.8. При получении свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество либо вступившего в силу решения суда о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество отдел муниципального имущества Администрации обеспечивает государственную регистрацию права муниципальной собственности на выморочное имущество в органах регистрации прав.

3.9. После государственной регистрации прав на недвижимое имущество отдел муниципального имущества Администрации:

- обеспечивает подготовку проекта постановления о принятии в муниципальную собственность и включении в состав казны муниципального образования городское поселение Мурмаши выморочного имущества;

- обеспечивает внесение соответствующих сведений в реестр муниципального имущества.

УТВЕРЖДАЮ

Глава администрации муниципального

образования городское поселение Мурмаши

А К Т

выявления бесхозяйного недвижимого имущества на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши

Комиссия по выявлению на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйного недвижимого имущества в составе:

(указываются ФИО и должности присутствующих членов комиссии)

в соответствии с поступившим заявлением (обращением) от _____________ (вх. № _____) провела осмотр объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного.

Наименование имущества _________________________________________________

Местоположение имущества _______________________________________________

Краткая характеристика имущества _________________________________________

Признаки, по которым имущество может быть отнесено к бесхозяйному ___________

Бывший владелец имущества ______________________________________________

С какого времени имущество бесхозяйное ____________________________________

Подписи членов комиссии:

________________ (расшифровка подписи)

________________ (расшифровка подписи)

________________ (расшифровка подписи)

РЕЕСТР

бесхозяйных объектов недвижимости на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши

Наименование объекта Место

к постановлению администрации

МО городское поселение Мурмаши

от 02.10.2019 № 364

Положение

о комиссии по выявлению на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйного недвижимого имущества

1.1. Настоящее Положение определяет порядок работы комиссии по выявлению на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйного недвижимого имущества (далее - Комиссия).

2.1. Комиссия создается в целях проведения мероприятий по выявлению на территории муниципального образования городское поселение Мурмаши бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

2.2. Права и обязанности Комиссии определяются Порядком выявления, учета и оформления в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого и выморочного имущества (далее – Порядок), утвержденным постановлением администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши.

3.1. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, персональный состав которого утверждается правовым актом администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши.

3.2. Численный состав комиссии не может быть менее 3 человек.

В состав Комиссии могут включаться представители органов государственной власти, отраслевых подразделений администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши и организаций по согласованию с данными органами и организациями.

3.3. Работой комиссии руководит председатель комиссии, а в его отсутствие – лицом, его заменяющим.

3.4. Председатель комиссии осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, определяет дату и время проведения мероприятий по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества, подписывает (утверждает) документы по вопросам деятельности Комиссии, осуществляет иные полномочия по вопросам деятельности Комиссии.

3.5. Секретарь Комиссии запрашивает информацию, необходимую для работы Комиссии, направляет уведомления членам Комиссии и иным заинтересованным организациям о запланированных меропориятиях по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества, составляет документы, предусмотренные Порядком, и обеспечивает их сохранность, исполняет поручения председателя Комиссии по вопросам деятельности.

3.6. Члены комиссии участвуют в работе Комиссии, вносят предложения по вопросам, относящимся к деятельности Комиссии, подписывают документы, принимаемые в ходе работы Комиссии, осуществляет иные полномочия по вопросам деятельности Комиссии.

3.7. Материально-техническое обеспечение работы комиссии осуществляет администрация муниципального образования городское поселение Мурмаши.

Положение утверждено постановление Городской Управы города Калуги от 27.03.2015 № 100-п (в редакции постановления Городской Управы города Калуги от 29.05.2020 № 165-п).

Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, порядок их постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества

2.1. Сведения об объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, из заявлений юридических и физических лиц.

2.2. На основании поступившего в Городскую Управу города Калуги обращения по поводу выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, Городская Управа города Калуги в лице органа, осуществляющего функции по распоряжению и управлению имуществом (далее – уполномоченный орган), осуществляет: сбор необходимой документации и ее подачу вместе с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях постановки на учет выявленного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, осуществляет внесение выявленных объектов в реестр выявленного бесхозяйного недвижимого имущества.

2.3. В целях проведения проверки возможного наличия собственника выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, уполномоченный орган запрашивает:

2.4. В случае выявления информации о наличии собственника объекта недвижимого имущества уполномоченный орган прекращает работу по сбору документов для его постановки на учет в качестве бесхозяйного и сообщает данную информацию лицу, предоставившему первичную информацию об этом объекте.

2.5. Если в результате проверки будет установлено, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, уполномоченный орган:

2.5.2. Готовит проект решения Городской Думы города Калуги о подаче заявления для постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет.

2.6. После вынесения соответствующего решения Городской Думы города Калуги уполномоченный орган в установленном законодательством порядке обращается с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Раздел 3. Учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в Реестре выявленного бесхозяйного недвижимого имущества, содержание данных объектов

3.1. Реестр выявленного бесхозяйного недвижимого имущества (далее - Реестр) формируется на основании постановления Городской Управы города Калуги в соответствии с приложением 1 к Положению. Ответственным за ведение Реестра является уполномоченный орган.

3.2. Бесхозяйный объект недвижимого имущества учитывается в Реестре с присвоенным индивидуальным номером на каждый объект с момента постановки на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, до момента возникновения права муниципальной собственности на такой объект.

3.3. Включение объекта недвижимого имущества в Реестр и его исключение из Реестра осуществляется на основании постановления Городской Управы города Калуги, подготовку проекта которого осуществляет уполномоченный орган.
Включение объекта недвижимого имущества в реестр осуществляется при наличии сведений, поступивших из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Раздел 4. Выявление бесхозяйных движимых вещей, ведение реестра бесхозяйных движимых вещей и их содержание.

4.1. Сведения о движимой вещи, имеющей признаки бесхозяйной, брошенной или иным образом оставленной собственником, могут поступать от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, из заявлений юридических и физических лиц.

4.3. Если в течение одного месяца с даты размещения информации об установлении владельца брошенной вещи владелец не будет установлен, а также при получении сведений из УМВД России по г.Калуге об отсутствии владельца брошенной вещи уполномоченный орган вступает во владение такой вещью и далее проводит инвентаризацию брошенной вещи (составляет соответствующий акт).

4.5. После проведенной инвентаризации, на основании акта инвентаризации и постановления Городской Управы города Калуги осуществляется внесение бесхозяйной движимой вещи в реестр выявленного бесхозяйного движимого имущества. Реестр бесхозяйного движимого имущества формируется на основании постановления Городской Управы города Калуги в соответствии с приложением 2 к Положению. Ответственным за ведение данного реестра является уполномоченный орган.

Брошенные разукомплектованные транспортные средства (БРТС) как объекты бесхозяйного движимого имущества вносятся в реестр выявленного бесхозяйного движимого имущества на основании постановления Городской Управы города Калуги при поступлении в уполномоченный орган следующей информации:

Указанная в настоящем пункте информация в отношении БРТС поступает в уполномоченный орган из управления по работе с населением на территориях.

Направление заявления в УМВД России по г.Калуге о принятии мер к установлению владельцев БРТС, а также получение отказа собственника БРТС от данного имущества может быть осуществлено уполномоченным органом.

4.10. Исключение из Реестра бесхозяйного движимого имущества осуществляется уполномоченным органом путем вынесения соответствующего постановления Городской Управы города Калуги.

Группа компаний

1. Утвердить Положение о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования Новольвовское Кимовского района согласно приложению.

3. Решение вступает в силу со дня обнародования.

Глава муниципального образования

Новольвовское Кимовского района В.Е.Спиридонов

к решению Собрания депутатов муниципального образования Новольвовское Кимовского района

о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания

на него права собственности муниципального образования

Новольвовское Кимовского района

1. Общие положения

1.2. В настоящем Положении используются следующие определения:

а) муниципальная собственность – собственность муниципального образования Новольвовское Кимовского района;

б) муниципальный – находящийся в собственности муниципального образования Новольвовское Кимовского района;

в) объект – недвижимая вещь;

г) бесхозяйный объект – бесхозяйная недвижимая вещь;

д) брошенные вещи – движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них;

е) бесхозяйное имущество – бесхозяйные недвижимые и движимые вещи;

ж) транспортное средство – определено Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090;

з) администрация муниципального образования – отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района.

1.3. Настоящее Положение применяется в отношении объектов и движимых вещей на территории муниципального образования Новольвовское Кимовского района, являющихся бесхозяйными в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе:

а) не имеющих собственника;

б) собственник которых неизвестен;

в) от права собственности на которые собственник отказался в соответствии со статьями 226 , 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.4. Настоящее Положение регулирует порядок выявления бесхозяйного имущества, принятия решения об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, учета бесхозяйного имущества в Реестре бесхозяйного недвижимого имущества и в Реестре бесхозяйного движимого имущества, постановки бесхозяйных объектов на учет в Управлении Росреестра по Тульской области и принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.

1.6. Настоящее Положение не применяется в отношении транспортных средств.

1.7. Сведения об объектах и движимых вещах, имеющих признаки бесхозяйного имущества, по состоянию на 1 июня и 1 декабря систематизируются администрацией муниципального образования до 10 июня и 10 декабря соответственно.

2. Порядок выявления бесхозяйного имущества

2.1. Объекты, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, брошенные вещи выявляются в процессе осмотра территории, проведения инвентаризации, при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры, иными способами.

2.2. Сведения о бесхозяйном имуществе представляются учреждениями, предприятиями и заинтересованными лицами путем направления соответствующего заявления в администрацию муниципального образования.

В заявлении о выявлении бесхозяйного имущества указывается следующая информация о нем:

б) наименование (назначение);

в) ориентировочные сведения о размерах, материале, технических характеристиках, в том числе об этажности и площади для зданий, о протяженности, диаметре для линейных объектов;

г) сведения о пользователях;

д) иная имеющаяся информация.

2.3. В целях проведения проверки указанных сведений администрация муниципального образования:

2.3.1. Производит осмотр, фотографирование и описание бесхозяйного имущества.

2.3.2. Для брошенных вещей устанавливает:

а) брошена ли брошенная вещь на муниципальном земельном участке;

б) является ли стоимость брошенной вещи явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда.

2.3.3. По результатам осмотра составляет акт проверки бесхозяйного имущества.

2.3.5. Запрашивает в отношении объектов:

в) в Межрегиональном территориальном управлении Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях сведения о наличии объекта в реестре федеральной собственности;

г) в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области сведения о наличии объекта в реестре имущества Тульской области;

д) в администрации муниципального образования Кимовский район;

е) сведения о правах на объект у его предполагаемого собственника (при необходимости);

ж) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о предполагаемом собственнике;

з) сведения о собственнике земельного участка, на котором выявлен объект.

2.3.6. В отношении брошенных вещей, подлежащих регистрации в соответствии с федеральными законами:

а) запрашивает в органах, осуществляющих регистрацию, сведения о собственнике брошенной вещи;

б) получает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о предполагаемом собственнике (при необходимости);

в) уведомляет о выявлении брошенной вещи предполагаемого собственника.

2.4. В случае выявления собственника объекта, рассматривавшегося в качестве бесхозяйного объекта, либо собственника земельного участка, на котором выявлен такой объект, за исключением муниципального земельного участка или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, администрация муниципального образования:

а) прекращает работы, направленные на принятие объекта в муниципальную собственность;

б) сообщает данную информацию лицу, подавшему заявление о выявлении бесхозяйного имущества.

2.5. В случае вступления собственника движимой вещи, рассматривавшейся в качестве брошенной вещи, во владение ею администрация муниципального образования:

а) прекращает работы, направленные на принятие движимой вещи в муниципальную собственность;

б) сообщает данную информацию лицу, подавшему заявление о выявлении бесхозяйного имущества.

2.6. В случае отсутствия обстоятельств, указанных в пунктах 2.4 , 2.5 настоящего Положения, администрация муниципального образования готовит один из следующих проектов постановления администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района:

а) об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект;

3. Принятие заявлений собственников об отказе

от права собственности на объекты

3.1. Собственник объекта вправе отказаться от права собственности на него, подав соответствующее заявление в администрацию муниципального образования.

Заявление об отказе от права собственности на объект, находящийся в общей собственности, подается всеми собственниками.

3.2. В заявлении указываются:

3.2.1. Сведения о собственнике:

а) в отношении физического лица – фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания;

б) в отношении российского юридического лица – полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию, код причины постановки на учет, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

3.2.2. Описание объекта.

3.3. К заявлению прилагаются:

а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, если собственник объекта является юридическим лицом;

3.4. Копии указанных правоустанавливающих документов могут быть удостоверены нотариально. В иных случаях представляются подлинники правоустанавливающих документов и на копии правоустанавливающих документов должностное лицо администрации муниципального образования должно сделать надпись об их соответствии подлинникам и указать дату, свои фамилию и инициалы. Надпись заверяется подписями указанного должностного лица и собственника, отказавшегося от права собственности на объект, а также печатью администрации муниципального образования.

3.5. При подаче заявления граждане предъявляют паспорт, представители собственника – доверенность, заверенную нотариально.

3.6. При соответствии заявления об отказе от права собственности на объект настоящему Положению администрация муниципального образования готовит проект постановления администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

4. Принятие решения об оформлении права муниципальной

собственности на бесхозяйное имущество и его учет

4.1. Постановление об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект принимается администрацией муниципального образования Новольвовское Кимовского района и является основанием для учета бесхозяйного объекта в Реестре бесхозяйного недвижимого имущества и для выполнения работ, связанных с учетом бесхозяйного объекта в Управлении Росреестра по Тульской области.

4.2. Постановление об оформлении права муниципальной собственности на брошенную вещь принимается администрацией муниципального образования Новольвовское Кимовского района и является основанием для учета брошенной вещи в Реестре бесхозяйного движимого имущества.

4.3. В течение 5 дней со дня принятия постановлений администрации муниципального образования, указанных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего Положения, на основании имеющихся документов на бесхозяйный объект или брошенную вещь, в том числе заявлении об отказе от права собственности на объект (при наличии), администрация муниципального образования осуществляет учет:

а) бесхозяйных объектов путем включения в Реестр бесхозяйного недвижимого имущества с указанием наименования, адреса (адресного ориентира), характеристик, описания технического состояния, функционального назначения, документации, на основании которой объект имеет признаки бесхозяйного;

б) брошенных вещей путем включения в Реестр бесхозяйного движимого имущества с указанием наименования, характеристик, описания технического состояния, функционального назначения, документации, на основании которой движимая вещь имеет признаки брошенной вещи.

4.5. Бесхозяйные объекты включаются в Реестр бесхозяйного недвижимого имущества и исключаются из него, брошенные вещи включаются в Реестр бесхозяйного движимого имущества и исключаются из него на основании постановлений администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района в течение десяти дней.

5. Постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных

5.1. Администрация муниципального образования в течение 30 дней со дня принятия постановления администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект заказывает техническую документацию, необходимую для постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области.

5.2. Администрация муниципального образования в течение 7 дней после получения технической документации подготавливает необходимые запросы:

в) в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о наличии объекта в реестре имущества Тульской области;

г) в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях сведения о наличии объекта в реестре федеральной собственности;

д) в администрацию муниципального образования Кимовский район о наличии объекта в реестре муниципальной собственности.

5.5. После постановки объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области администрация муниципального образования получает выписку из Единого государственного реестра недвижимости о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного.

6. Обеспечение сохранности,

содержания и эксплуатации бесхозяйного имущества

6.1. Обеспечение сохранности, содержания и эксплуатации бесхозяйного имущества осуществляется на основании постановлений администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района и заключаемых в соответствии с ними договоров.

6.2. Обеспечение сохранности, содержания и эксплуатации бесхозяйного имущества может быть определено в постановлениях администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект, об оформлении права муниципальной собственности на брошенную вещь либо в последующих постановлениях администрации муниципального образования. При этом проекты постановлений администрации муниципального образования в отношении бесхозяйного имущества коммунального комплекса, в том числе водоснабжения, водоотведения, электро-, тепло- и газоснабжения, связи, утилизации (захоронения) бытовых и промышленных отходов, готовятся администрацией муниципального образования.

6.4. В постановлении администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района указываются:

а) эксплуатирующая организация;

б) указание администрации муниципального образования заключить договор с эксплуатирующей организацией, если предусматривается финансирование из бюджета муниципального образования Новольвовское Кимовского района.

6.5. Собственник, отказавшийся от права собственности на бесхозяйный объект, несет бремя его содержания до регистрации права муниципальной собственности.

7. Оформление права муниципальной собственности

на бесхозяйное имущество

7.1. По истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области администрация муниципального образования обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

На основании вступившего в законную силу решения суда администрация муниципального образования в установленном порядке осуществляет государственную регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

7.2. На основании постановления администрации муниципального образования Новольвовское Кимовского района об оформлении права муниципальной собственности на брошенную вещь администрация муниципального образования обращается в суд с требованием о признании ее бесхозяйной.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием возникновения права муниципальной собственности на брошенную вещь.

7.3. Если в срок до вступления в силу решения суда объявляется собственник бесхозяйного имущества, доказывание права собственности на него лежит на данном собственнике.

8. Расходы на оформление права муниципальной

собственности на бесхозяйное имущество

8.1. Расходы на оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество финансируются из средств бюджета муниципального образования Новольвовское Кимовского района.

8.2. Если до признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество объявляется его собственник, администрация муниципального образования вправе в судебном порядке взыскать с него расходы бюджета муниципального образования Новольвовское Кимовского района на содержание бесхозяйного имущества, в том числе на изготовление необходимой технической документации.

Здания, сооружения, помещения и машино-места, у которых нет собственника, либо у которых собственник неизвестен или от которой собственни к отказался, могут быть поставлены на учет как бесхозяйные вещи.

Установление права собственности на такие объекты недвижимости возможно в судебном порядке.

На учет такие объекты недвижимости как бесхозяйные принимает орган регистрации прав – Росреестр и его территориальные органы.

Обратиться в орган регистрации прав за постановкой на учет бесхозяйной недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия могут только органы местного самоуправления, на территории которых находится объект.

Таким образом, при обнаружении бесхозяйного объекта капитального строительства (далее – ОКС) органу местного самоуправления для государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь необходимо сделать следующее.

1. П одать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи .

П редварительно рекомендуется уточнить наличие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на такой объект недвижимости.

ОКС поставлен на государственный кадастровый учет.

Далее, следуя пошаговой инструкции портала Росреестра, необходимо заполнить детали запроса и прикрепить к заявлению следующие документы:

- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданные органами учета государственного и муниципального имущества;

- заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества – (в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место).

ОКС не поставлен на государственный кадастровый учет.

В случае если сведения об объекте недвижимости, который нужно учесть как бесхозяйный, отсутствуют в ЕГРН, то его принятие на учет будет осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет, для этого необходимо представить:

- заявление о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи;

- заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости установленной формы;

- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданные органами учета государственного и муниципального имущества;

- заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества – (в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место).

- технический план, подготовленный кадастровым инженером по результатам проведенных им кадастровых работ.

Для подготовки технического плана следует обратиться к кадастровому инженеру и заключить с ним договора подряда на изготовление технического плана.

При этом следует обратить внимание, что о снования для изготовления технического плана будут зависеть от вида объекта недвижимости:

- с ведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании проектной документации таких объектов недвижимости;

- с ведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости.

Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываютс я в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Решение о принятии на учет объекта бесхозяйственного имущества принимается регистрирующим органом не позднее 15 рабочих дней со дня приема заявления о постановке на учет и необходимых документов.

Следует отметить, что з аявление и прилагаемые к нему документы для постановки на учет бесхозяйного имущества могут быть возвращены органом регистрации прав без постановки бесхозяйной недвижимости на учет , если:

- из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

- в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

- из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

-ЕГРН содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

- в течение 15 рабочих дней после принятия заявления в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

- собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

После того как бесхозяйный объект будет поставлен на учет, орган регистрации прав направит заявителю соответствующее уведомление с указанием даты такой постановки на учет.

2. П одать в суд заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по месту ее нахождения по истечение одного года со дня принятия органом регистрации прав бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

Если в течение года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи никто не заявит о своих правах на нее, то орган местного самоуправления может обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на данную вещь.

В заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.

Решение суда относительно заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации такого права в ЕГРН.

3. Подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйн ую недвижимую вещь.

Для осуществления государственной регистра ции права муниципальной

собственности на объект недвижимости, учтенный в ЕГРН как бесхозяйное имущество, необходимо представить в орган регистрации прав:

- заявление о государственной регистрации прав;

- вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на бесхозяйную недвижимость.

О дновременно с записью в ЕГРН о государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект регистрирующим органом вносится запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного.

Срок государственной регист рации права составляет, в частности, 7 рабочих дней с даты приема Росреестром заявления и документов, а если документы подаются через МФЦ - 9 рабочих дней.

Гражданск ий кодекс Российской Федерации.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации .

Несмотря кажущуюся урегулированность вопросов выявления и постановки на учет бесхозяйных инженерных коммуникаций, эта проблема решается очень непросто. Признавать сети бесхозяйными имеет право орган местного самоуправления, однако часто он это делать отказывается, максимально затягивая процедуру. Результат - небезопасная эксплуатация никем не обслуживаемых инженерных коммуникаций и общая безнадзорность. С 02.07.2021 изменился порядок выявления таких объектов.

В чем суть проблемы с бесхозяйными объектами теплоснабжения

Сам подход, что в земле может лежать труба теплоснабжения, у которой нет хозяина – выглядит странным и необоснованным, поскольку проложению труб как линейных объектов предшествуют процедуры получения и согласования технических условий на подключение. То есть, нельзя сказать, что сети инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) выявляются в земле сами собой и появляются там случайно. Поэтому в большинстве случаев, проблемы с бесхозяйными объектами теплоснабжения имеют рукотворный характер и создаются вследствие некомпетентной градостроительной политики органов местного самоуправления.

Чтобы построить дом, нужно подвести под него сеть теплоснабжения (и другие сети ИТО). После того, как застройщик строит сеть, он подключает дом к сетям ИТО и получает разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Между тем, орган местного самоуправления и застройщик в большинстве муниципальных образований, как правило устраняется от регистрации права собственности на подводящие к дому сети и последующему отказу от права собственности на них. В дальнейшем управляющая организация или ТСЖ устанавливают в договоре ресурсоснабжения границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по стене многоквартирного дома, после чего кусок подводящей трубы оказывается брошенным и никем не обслуживаемым.

Чем больше новых домов с непереданными внешними сетями, тем больше бесхозяйных объектов теплоснабжения в городе. Если данная проблема не решается десятилетиями, то число таких участков в каждом крупном городе уходит за несколько сотен, однако детонировать (создавать проблемы) они начинают лишь спустя некоторое время по мере износа (пока сеть новая, будучи брошенной, она не создает никому проблем). Конечно, по такой практике рукотворного создания проблемы с бесхозом идут не все города, однако в десятках муниципальных образований ситуация по бесхозяйным сетям укладывается в приведенное выше описание и ничего не меняется годами.

1. Теплоснабжающие организации получили возможность закладывать в тариф затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию такого объекта теплоснабжения. Это значит, что эксплуатация бесхозяйных сетей будет осуществляться не бесплатно. Ранее ряд теплоснабжающих организаций имели проблемы по установлению тарифов на бесхозяйные сети по причине того, что не могли подтвердить право собственности на эти объекты (п. 1).

2. В течение 60 дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления обязан:

- обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики;

- провести проверку наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения;

- обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения;

- обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления (п. 6).

Данный алгоритм носит понятный характер, прежде всего, по действиям органа местного самоуправления. Однако мы сталкиваемся с ситуациями, когда местные власти отказываются считать тепловые сети бесхозяйными объектами (например, указывая, что тепловые сети являются общим имуществом через ст. 36 ЖК РФ или имуществом застройщика через ст. 218 ГК РФ). В таком случае реализовать описанную выше процедуру будет невозможно.

С учетом того, что до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (п. 6.1) сценарий затягивания местными властями решения данного вопроса – очень вероятен.

Между тем, с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию именно местные власти отвечают за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения (п. 6.5).

3. Кроме того, орган местного самоуправления:

- организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц (п. 6.2);

- направляет в Ростехнадзор заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения (п. 6.3).

4. После принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения (но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения) орган местного самоуправления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой соединены с бесхозяйным участком сети.

Такие действия осуществляются только в том случае, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в экспл

уатацию указанных объектов теплоснабжения. При этом сам бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения (п. 6.4).

Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления (п. 6.5).

Почему местные власти будут решать последствия, а не устранять причину бесхоза

Нововведения Закона №348 связаны с тем, что количество бесхоза по тепловым сетям становится все больше и это создает угрозу для стабильного теплоснабжения в рамках утвержденных схем теплоснабжения. Между тем, нововведения Закона № 348 – это устранение следствий проблемы, а не причины бесхоза, которая кроется в том, что застройщики новых домов не регистрируют право собственности на сети ИТО и не передают их в муниципальную казну в установленном порядке (справедливости ради отметим, что и муниципалитет не особо рад принимать сети ИТО на свой баланс).

Механизм решения проблемы с бесхозяйными сетями мог бы быть выстроен следующим образом:

1. В отношении вновь возводимых объектов в муниципальном образовании необходимо утвердить Порядок приема сетей инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) от застройщиков в орган местного самоуправления при строительстве новых объектов капитального строительства.

В таком случае в отношении каждого вновь построенного многоквартирного дома сеть от точки подключения (врезки) до внешней стены будет передаваться в муниципальную казну для последующей передачи этих сетей ресурсоснабжающим организациям.

Для того, чтобы передать эти сети, все застройщики должны регистрировать право собственности на застройщика по сетям ИТО (ст. 218 ГК РФ), чтобы в дальнейшем отказываться от них в пользу муниципалитета (который не должен препятствовать полноценной передаче такого рода объектов). Эти простые действия способны уменьшить количество имеющегося бесхоза по сетям ИТО.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся утверждение правил землепользования и застройки городских округов (пп. 3 п. 3 ст. 8 ГК РФ).

Таким образом, Порядок приема сетей инженерно-технического обеспечения (далее – сети ИТО) от застройщиков в орган местного самоуправления при строительстве новых объектов капитального строительства можно или включить в Правила землепользования и застройки города или принять в виде отдельного документа. Задавать правила игры по застройке и не допускать бесхоза – прямые полномочия органа местного самоуправления.

Безусловно, для проработки данных вопросов необходимы совместные консультации между застройщиками, органом местного самоуправления, управляющими организациями, РСО и тарифным органом (поскольку данные сети нужно будет заложить в тарифе на обслуживание). Очевидно, что ЖКХ-цеху нужно понимание, как будет работать механизм передачи сетей ИТО по новым домам.

2. В отношении уже построенных (сданных) в последние 10-15 лет объектов – проблему решить сложнее, потому что заставить застройщика что-то сделать после того, как дом построен и много лет эксплуатируется – непросто (тем более, что многие застройщики могли перестать существовать, а зарытые в земле сети – остались).

На первый взгляд, есть два варианта решения бесхозяйных сетей по уже построенным МКД (помимо алгоритма, который установлен в Законе № 348):

- принимать сети на основании решения судов и прописать это в нормативном акте (например, по решениям судов по преддоговорным спорам РСО или по решениям судов с органом местного самоуправления).

Решить проблему с бесхозяйными объектами теплоснабжения крайне непросто, но жизненно необходимо. Эти сети – самые опасные и ненадлежащее их содержание способно привести к беде и человеческим жертвам.

Читайте также: