Первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков это

Обновлено: 04.05.2024

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 сентября 2019 года N 1644

О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ (ВНЕОЧЕРЕДНОЕ) ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ИЛИ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА

1. Отменить Порядок учета граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) предоставление земельных участков для жилищного строительства или подсобного хозяйства, дачного хозяйства или садоводства, расположенных на территории Павлово-Посадского муниципального района Московской области, утвержденный постановлением главы Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 07.02.2012 N 104.

2. Утвердить Порядок учета граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, на территории городского округа Павловский Посад Московской области.

3. Возложить обязанности по ведению учета граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад Московской области на отдел по учету и распределению жилой площади администрации городского округа Павловский Посад Московской области.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Павлово-Посадские известия" и на официальном Интернет-сайте администрации городского округа Павловский Посад Московской области.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа Павловский Посад Московской области Иванова А.Д.

Глава городского округа
Павловский Посад
О.Б. Соковиков


Утвержден
постановлением администрации
городского округа Павловский Посад
Московской области
от 12 сентября 2019 года N 1644

ПОРЯДОК УЧЕТА ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ (ВНЕОЧЕРЕДНОЕ) ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ИЛИ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок определяет правила постановки на учет граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) получение земельных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, на территории городского округа Павловский Посад Московской области и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Московской области и настоящим порядком, а также порядок предоставления указанных земельных участков.

1.3. Первоочередное право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, на территории городского округа Павловский Посад Московской области имеют инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, военнослужащие.

Внеочередное право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, на территории городского округа Павловский Посад Московской области имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне и вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

1.4. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящимися в собственности муниципального образования, осуществляется администрацией городского округа Павловский Посад (далее - Администрация) в соответствии с действующим законодательством.

2. Организация учета граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное), получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, на территории городского округа Павловский Посад

2.1 Учет граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад ведется по единому списку.

2.2. Датой принятия на учет является дата принятия решения о постановке на учет граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) получении земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

2.3. Рассмотрение вопросов принятия граждан, имеющих первоочередное (внеочередное) право на получение земельного участка на учет, снятия с учета или об отказе в постановке на учет возлагается на уполномоченный Главой городского округа Павловский Посад орган (далее Уполномоченный орган Администрации).

2.4. Список граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад и внесение изменений в указанный список утверждаются Главой городского округа Павловский Посад и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

3. Порядок принятия на учет граждан, имеющих право на первоочередное (внеочередное) получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад

3.1. На учет ставятся граждане Российской Федерации, проживающие на территории городского округа Павловский Посад не менее 5 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым ранее не выделялись земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области, и имеющим право на первоочередное (внеочередное) получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

3.2. Земельные участки предоставляются гражданам имеющим право на первоочередное (внеочередное) получение земельных участков в соответствии с действующим законодательством в аренду.

3.3. Для принятия на учет гражданин, имеющий право на первоочередное (внеочередное) предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад подает заявление в Администрацию. Форма заявления приведена в приложении N 1.

3.4. К заявлению о принятии на учет гражданина, имеющего первоочередное (внеочередное) право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад прилагаются:

1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (паспорт или иной документ, его заменяющий);

2) копии документов, подтверждающих преимущественное право заявителя на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с действующим законодательством (ксерокопия удостоверения, подтверждающего льготу);

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии у заявителя земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии у заявителя собственности на жилые дома (строения);

5) документ, подтверждающий постановку заявителя на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Копии указанных документов представляются с подлинниками для сверки.

3.5. Администрация вправе осуществлять проверку сведений, указанных в документах, предусмотренных пунктом 3.4 настоящего Порядка, и в рамках проверки запрашивать иную необходимую информацию.

3.6. Заявления граждан имеющих первоочередное (внеочередное) право, на получении земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад рассматриваются в сроки, установленные действующим законодательством.

4. Отказ в принятии на учет граждан имеющих первоочередное (внеочередное) право, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад

4.1. Отказ в принятии на учет граждан, имеющих первоочередное (внеочередное) право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад допускается в случаях, если:

1) не предоставлены документы, предусмотренные пунктом 3.4. настоящего Порядка;

2) представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете;

3) имеются иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4.2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основание такого отказа и может быть обжаловано в судебном порядке.

4.3. Отказ в принятии на учет не исключает возможности подачи гражданином повторного заявления после устранения указанных в решении об отказе в принятии на учет недостатков. Принятие на учет в таком случае производится с момента подачи повторного заявления.

4.4. В случае, если ранее земельный участок для жилищного строительства, подсобного хозяйства, дачного хозяйства и садоводства был получен гражданином и гражданин совершил сделку по отчуждению такого земельного участка или его части, то такому гражданину предоставление земельного участка осуществляется на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством.

5. Учет граждан имеющих первоочередное (внеочередное) право, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад

5.1. Граждане, принятые на учет на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад, включаются в Книгу учета граждан, которую ведет Уполномоченный орган Администрации. Форма Книги учета приведена в приложении N 2.

5.2. В книге учета листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и заверены подписью должностного лица.

5.3. В книге учета не допускаются подчистки. Поправки и изменения, вносимые на основании документов (путем зачеркивания чертой), заверяются должностным лицом.

5.4. Записи во всех регистрационных документах обозначаются порядковым номером.

5.5. На основании данных Книги учета, принятые на учет граждане, имеющие первоочередное (внеочередное) право, на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, включаются в единый список.

5.6. На каждого гражданина, принятого на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства заводится учетное дело, в котором содержатся представленные им документы.

5.7. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета.

5.8. Уполномоченный орган Администрации обеспечивает надлежащее хранение Книги учета, списков и учетных дел граждан, состоящих на учете имеющих первоочередное (внеочередное) право, на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад.

5.9. Книга учета и списки граждан имеющих первоочередное (внеочередное) право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад, и их учетные дела хранятся в Уполномоченном органе Администрации 10 лет со дня снятия гражданина с учета по любым обстоятельствам.

5.10. Состоящие на учете граждане, имеющие первоочередное (внеочередное) право, на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад, при изменении места жительства, паспортных данных или иных сведений, имеющих значение для ведения учета, обязаны письменно в течение 30 календарных дней проинформировать об этом Администрацию. На основании представленных документов Уполномоченным органом Администрации в Книгу учета вносятся изменения.

5.11. Право состоять на учете граждан имеющих первоочередное (внеочередное) право, на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад сохраняется за гражданами до получения ими таких участков или до выявления оснований для снятия с учета.

5.12. В случае если гражданин отказался от предлагаемого земельного участка или от него не получен письменный ответ по истечении 30 календарных дней с момента отправки запроса, то такой земельный участок предлагается следующему гражданину согласно хронологии списка.

При этом гражданин, отказавшийся от земельного участка, из очереди не исключается.

6. Снятие граждан имеющих первоочередное (внеочередное) право, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад

6.1. Граждане снимаются с учета в получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад в случаях:

1) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им первоочередное (внеочередное) право на предоставление земельных участков;

3) выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия их на учет, а также поставленных на учет с нарушением действующего законодательства;

4) предоставления гражданину земельного участка.

6.2. Решение о снятии с учета граждан, имеющих первоочередное (внеочередное) право, на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад, должно содержать основания для снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также настоящим Порядком.

6.3. Решение о снятии с учета выдается или направляется гражданину, в отношении которого принято такое решение, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.

6.4. Если после снятия с учета по основаниям, указанным в пункте 6.1, у гражданина вновь возникли основания для принятия на учет как имеющего первоочередное (внеочередное) право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад, то принятие на учет этого гражданина производится в соответствии с настоящим Порядком.

7. Порядок формирования и предоставления земельных участков

7.1. Гражданам, состоящим на учете и имеющим первоочередное (внеочередное) право, на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад, предоставляются земельные участки исходя из времени принятия на учет и включения в список на получение таких участков.

7.2. Администрация самостоятельно и за свой счет обеспечивает формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Павловский Посад. По своему усмотрению определяет месторасположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков, при этом площадь земельного участка должна быть не менее 1 000 кв. м и не более 1 100 кв. м.

После того, как в ходе реформы гражданского законодательства были отредактированы все ранее известные одиозные нормы Гражданского кодекса (вроде п. 4 ст. 453 ГК РФ о том, что после расторжения договора нельзя требовать назад исполненное по нему), на первое место в моем рейтинге самых неразумных, необъяснимых и нелепых норм частного права вышли положения, касающиеся преимущественного права покупки земель с/х назначения субъектом РФ.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).

Действующее законодательство содержит следующие примеры наделения субъектов гражданских правоотношений преимущественным правом заключения договора по приобретению имущества (имущественных прав):

- преимущественное право сособственника на покупку доли в праве общей долевой собственности на вещь (ст. 250 ГК РФ);

- преимущественное право владельца доли в уставном капитале ООО или самого ООО на покупку доли другого участника, отчуждаемой третьему лицу (ст. 21 Закона об ООО). Аналогичное право может быть предусмотрено уставом непубличного акционерного общества в отношении его акций, отчуждаемых третьим лицам (п. 3 ст. 7 Закона об АО);

- преимущественное право арендатора на заключение с ним договора аренды вещи на новый срок (п. 1 ст. 621 ГК РФ);

- преимущественное право собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, принадлежащем на праве собственности иному частному лицу, на приобретение такого земельного участка (п. 3 ст. 35 ЗК РФ);

- преимущественное право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок (ст. 1035 ГК РФ), и др.

Во всех указанных случаях законодательство предусматривает правовую возможность лица, чье преимущественное право было нарушено, обратиться с иском о переводе на себя прав и обязанностей по договору, заключенному с иным лицом.

Сама же сделка, совершенная с третьим лицом, признается действительной, что логически следует из самой возможности перевода прав и обязанностей по ней (п. 14 постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010, постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 № 14055/11 и т.д.).

Таким образом защита нарушенного преимущественного права, по общему правилу, невозможна без одновременной реализации этого права путем предъявления требования о переводе на себя прав и обязанностей по договору с иным лицом.

Другими словами, у субъекта преимущественного права всегда есть выбор – либо согласиться со сделкой, нарушившей его право (например, в связи с отсутствием у него денежных средств/имущественного интереса для заключения договора по соответствующей цене), либо обратиться за защитой нарушенного права, но в таком случае быть готовым заплатить ту цену, которую нарушитель согласовал с третьим лицом.

С этой точки зрения, преимущественные права являются проявлением общего принципа диспозитивности гражданского права, поскольку вопрос об инициировании негативных последствий нарушения права оставляется на субъективное усмотрение обладателя этого права. Один лишь объективный факт нарушения права не влечет для сделки ровным счетом никаких последствий.

2. Однако в случае с преимущественным правом покупки земель с/х назначения последствием несоблюдения данного права закон называет не возможность уполномоченного органа обратиться в суд с требованием о переводе на себя прав и обязанностей по договору, а ничтожность соответствующего договора.

Чем же обосновывается подобное отклонение рассматриваемого правового механизма от обычной модели защиты преимущественного права?

По всей видимости, государство исходило из идеи о том, что в данном случае оно защищает не каких-то там частных хозяйствующих субъектов (арендаторов, владельцев долей и т.д.), а себя родимого. А поскольку речь идет о своих правах, то и защиту нужно предусмотреть максимальную – одного лишь права на перевод прав и обязанностей будет маловато, нужно пустить в ход тяжелую артиллерию в виде института недействительности сделки. Да и какой недействительности – не просто по модели оспоримости (что также привносило бы элемент диспозитивности в оспаривание сделки), а сразу по модели ничтожности!

Следовательно, независимо от того, заинтересован ли уполномоченный орган в приобретении земельного участка или нет, сделка с нарушением преимущественного права автоматически попадает в категорию недействительных. Более того, не имеет значения даже тот факт, будет ли уполномоченный орган обращаться с иском о признании ее недействительной – она ничтожна независимо от признания ее таковой судом.

Абсурдная порочность (или порочная абсурдность?) данной нормы очевидна. Даже в ситуации, при которой уполномоченный орган будет осведомлен о нарушении своего права, однако не будет иметь интереса в приобретении соответствующего земельного участка (например, в связи с отсутствием в бюджете заложенных для этого средств), договор купли-продажи земельного участка из земель с/х назначения будет являться ничтожным.

Это, в свою очередь, порождает следующие последствия.

Во-первых, в любом споре из правоотношений по данному договору суд вправе установить его недействительность, при этом он вправе сделать это: а) независимо от периода времени, которое прошло с даты заключения договора, поскольку возражения о ничтожности не задавниваются (п. 71 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25), б) по своей инициативе, т.е. даже если участники спора не заявляют доводов о ничтожности договора (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 57). В частности, не подлежит удовлетворению иск продавца к покупателю о взыскании покупной цены по договору и о применении мер ответственности, а также любой иск к лицу, давшему обеспечение по обязательствам из такого договора (п. 3 ст. 329 ГК РФ);

Во-вторых, любая из сторон договора может предъявить требование о недействительности такого договора и применении реституции (ст. 167 ГК РФ) в том случае, если рыночная конъюнктура после совершения сделки изменится. Например, покупатель участка проведет градостроительную подготовку участка к застройке его многоквартирными жилыми домами (путем внесения изменений в Генплан и ПЗЗ), в связи с чем стоимость земельного участка и его инвестиционная привлекательность вырастут многократно. В таком случае у продавца будет иметься большой соблазн потребовать возврата земельного участка себе (необходимость возврата полученной покупной цены в порядке реституции в таком случае будет отступать перед выгодой от восстановления прав на земельный участок). При этом, как известно практикующим юристам, вопрос применения эстоппеля (п. 5 ст. 166 ГК РФ) в каждом случае решается судом по-разному и в многом зависит от субъективного усмотрения (когда нарушение серьезное, очевидное да еще формально затрагивает права третьего лица – субъекта РФ, то суд может и не применить эстоппель).

Все вышеизложенные последствия для договора купли-продажи земельного участка наступают и в том случае, когда уполномоченный орган не имеет интереса в нивелировании правовых последствий договора, который, тем не менее, приносится ему в жертву. Для чего? По всей видимости, в назидание субъектам гражданских правоотношений, что неуважительно относиться к государству (не извещать о предстоящей продаже) нельзя. Вот только какое отношение это имеет к частному праву?

3. Наконец, еще большую сумятицу в проблему реализации преимущественного права покупки с/х земель вносит судебная практика по данной категории споров (которая, к слову, напрочь отсутствует на уровне определений СКЭС ВС РФ или Президиума ВАС РФ и представлена лишь судебными актами нижестоящих судов).

3.1. Например, в ряде случаев суды указывают, что преимущественное право покупки земельного участка из состава земель с/х назначения не распространяется на сделки по передаче участка в счет отступного (постановления ФАС Московского округа от 26.06.2013 по делу N А41-13193/11, от 01.11.2012 по делу N А41-43228/11 и др.).

3.2. Но еще более необъяснимым в таких условиях является тот факт, что суды, напротив, распространяют действие преимущественного права на предварительные договоры купли-продажи земельных участков (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2016г. по делу № А41-19691/15, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011г. по делу № А41-9519/2010).

Согласно достаточно очевидной правовой позиции ВС РФ, заключение предварительного договора не может повлечь перехода права собственности или возникновения обязательства по передаче имущества (п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утв. Президиумом ВС РФ 01.06.2011).

Вменение сторонам предварительного договора умысла на нарушение преимущественного права субъекта РФ при заключении основного договора купли-продажи является не чем иным, как нарушением презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Равным образом, стороны предварительного договора теоретически могут вовсе не реализовать намерение заключить основной договор в связи с истечением срока действия предварительного договора либо ненаступлением необходимых для этого обстоятельств (ст. 327.1 ГК РФ). В таких условиях вывод о нарушении преимущественного права субъекта РФ одним лишь фактом заключения предварительного договора также не будет соответствовать ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ.

Следовательно, судебная практика, признающая недействительными предварительные договоры купли-продажи земельных участков по причине нарушения преимущественного права субъекта РФ, является очевидно необоснованной и нуждается в корректировке.

Особенно вопиющим является тот факт, что судебно-арбитражная практика допускает вывод о ничтожности предварительного договора и в тех случаях, когда на дату заключения предварительного договора земельный участок еще не был сформирован (в частности, по обоим вышеуказанным делам).

Очевидно, что для направления оферты необходимо указать существенное условие договора купли-продажи, которым является кадастровый номер земельного участка (ст. 435 ГК РФ, ст. 37 ЗК РФ). Более того, на необходимость указания кадастрового номера в извещении-оферте напрямую указывается даже в нормативных актах субъектов РФ по данной тематике (напр., ст. 9 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области").

Резюмируя изложенное, следует сделать следующие выводы:

- судебная практика применения норм о преимущественном праве, к сожалению, зашла еще дальше, признавая недействительными, в том числе, предварительные договоры купли-продажи участков. Данный тренд является следствием расширительного толкования ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, которое является необоснованным, так как до продажи земельного участка (перехода права собственности на него к покупателю) преимущественное право не может считаться нарушенным. Тем более, не может считаться нарушенным преимущественное право в том случае, если на дату заключения предварительного договора купли-продажи сам земельный участок еще не был сформирован.

Предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.

Тезис: предоставление земельного участка в первоочередном порядке требует подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Льгота состоит в предоставлении земельного участка в первоочередном, безаукционном порядке, но такое предоставление не является безвозмездным.

Исходя из системного анализа приведенных норм и положений жилищного законодательства Российской Федерации, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а только на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учёте или имеющих основания для постановки на жилищный учёт.

Предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей

Земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, исключительно, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков.

Постановка на учет

Условия для постановки гражданина (одного из родителей), имеющего трех и более детей, (далее по тексту – Заявитель) на учет указаны в Приложении №1.

Для постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, Заявитель подает заявление (см. форму заявления – Приложение № 2) в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства (список органов местного самоуправления Краснодарского края – Приложение № 3) о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление ему земельного участка (далее - учет), с приложением копий документов, указанных в Приложении № 4 (см. схему)

Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) сверяют представленные заявителем для постановки на учет копии документов с их оригиналами.

Орган местного самоуправления не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления о постановке на учет с приложенными документами, принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке его на учет по основаниям указанным в Приложении № 5.

Решение о постановке на учет с указанием времени и даты постановки на учет или об отказе в постановке на учет выдается заявителю или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Датой и временем постановки заявителя на учет считаются дата и время подачи им заявления о постановке на учет.

Случаи, при которых гражданин, имеющий трех и более детей, состоящий на учете, может быть снят с него указаны в Приложение № 6 (см. схему).

В целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления формируют и не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя утверждают перечень земельных участков, поставленных на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящих на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее - Перечень).

В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 календарных дней не поданы заявления.

Предоставление земельных участков в аренду

Заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением земельных участков, указанных в Перечне, подает по месту проживания в орган местного самоуправления письменное заявление только на один земельный участок, указанный в Перечне, по форме согласно Приложению № 7

В случае подачи в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня нескольких заявлений от различных заявителей на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматриваются в порядке очередности постановки заявителей на учет. По истечении указанного срока заявления рассматриваются в порядке очередности их подачи.

В течение не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления орган местного самоуправления проверяет заявителя на соответствие условиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, и принимает решение:

- о предоставлении земельного участка в аренду;

- об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с обоснованием отказа.

Заявитель, по заявлению которого принято решение органом местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с более поздней постановкой на учет или поздней подачей заявления на предоставление земельного участка в аренду, имеет право на повторную подачу заявления на другой земельный участок, включенный в перечень.

Орган местного самоуправления не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения выдает заявителю под роспись или направляет заказным письмом с уведомлением копию принятого решения, а в случае положительного решения - с приложением трех экземпляров проектов договоров аренды.

Земельный участок предоставляется заявителю сроком на 20 лет.

Права по договору аренды земельного участка не подлежат переуступке третьим лицам (кроме детей, супругу или супруге).

Предоставление земельных участков в собственность бесплатно

В течение срока договора аренды земельного участка заявитель должен использовать арендуемый земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования и разместить на нем индивидуальный жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. С момента возникновения права собственности на размещенный индивидуальный жилой дом у заявителя возникает право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, на котором он расположен. Для прекращения договора аренды заявитель подает заявление в орган местного самоуправления с приложением копии документа, подтверждающего право собственности на индивидуальный жилой дом, а орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю в собственность бесплатно и прекращает договор аренды.

Поле, пашня и лесополоса

Что такое неразграниченный земельный участок

Аэрофотосъемка земель

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Получатели услуги


Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Ноутбук

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

Куда подавать заявление

Макет домов

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Документы, подписание

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Порядок оформления прав садоводов, огородников и дачников на земельные участки

Порядок оформления прав садоводов, огородников и дачников на земельные участки

Значительная часть жителей России является садоводами, огородниками либо дачниками, использует земельные участки в целях производства сельскохозяйственной продукции, для решения жилищных проблем – возводит дома, пригодные для постоянного проживания, а также для отдыха и удовлетворения иных материальных и духовных потребностей. В связи с необходимостью регистрации прав на возводимые на таких земельных участках строения либо необходимостью распорядиться участками – продать, подарить их или обеспечить беспрепятственный переход прав к наследникам – очень важно своевременно принять меры по оформлению земельного участка в собственность.

Но, что делать, если кроме членской книжки садовода (огородника или дачника) на руках у владельца земельного участка нет никаких документов? А шаги следующие.

Во-первых, необходимо установить, когда земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, был предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению (далее – Объединение).

Во-вторых, необходимо определить, соответствует ли земельный участок, которым владеет гражданин, следующим условиям, в совокупности:

-должно быть решение общего собрания членов Объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами Объединения либо другой устанавливающий распределение земельных участков документ о том, что конкретный земельный участок распределен данному члену Объединения;

-земельный участок не должен быть изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении такого участка не должно быть принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется по его заявлению на основании решения уполномоченного органа. На территории Омска такими полномочиями наделен Департамент имущественных отношений Администрации города Омска. С заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении гражданину следует обращаться в службу одного окна по адресу: ул. Гагарина, 32/1. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

1. Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную юридическим лицом, если отсутствует утвержденный проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, или проект организации и застройки территории Объединения граждан, или описание местоположения границ такого земельного участка в ЕГРН;

2. Протокол общего собрания членов Объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между ними, или иной устанавливающий распределение земельных участков в этом Объединении документ, или выписка из указанных протокола или документа;

3. Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию Объединения, если такие сведения отсутствуют в ЕГРН, в случае, если ранее ни один из членов Объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска в течение 14 дней – с даты получения заявления и приложенных к нему документов.

Распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность является основанием для регистрации права собственности гражданина на земельный участок. Важный момент! С 1 января 2017 года обязанность по обращению за государственной регистрацией права собственности гражданина на основании такого акта возложена на орган, принявший такой акт.

Также необходимо знать, что возможность бесплатного приобретения участка предоставлена гражданам действующим законодательством только до 31.12.2020 года. Владельцы садовых, огородных и дачных земельных участков должны поторопиться с оформлением своих прав на них.

В случае если садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение, членом которого являлся гражданин, было ликвидировано и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, а владелец участка своевременно не предпринял мер по оформлению прав на него, то у него остается единственно возможный способ установления права на имущество – судебный порядок.

Читайте также: