Можно ли отключить воду по заявлению собственника

Обновлено: 17.05.2024

Может ли УК отключить подачу коммунальных услуг в квартиру по заявлению собственника?

Собственник приобрел квартиру и проживает в другом городе. В настоящее время в квартире проживают предыдущие собственники незаконно.

Новый собственник всячески пытается выселить жильцов и создать им препятствия.

Законно ли будет отключение коммунальных услуг по его просьбе?

В ПП № 354 говорится только о случаях отключения ком.услуг из-за неоплаты или в случае аварийной ситуации, и т.д. Но нет информации о возможности отключения по заявлению самого собственника. В квартирах стоят счетчики на все виды услуг.

Нет, такое отключение законом не предусмотрено. Спор с прежними собственниками новый собственник должен решать в суде, т.к. выселение осуществляется на основании решения суда. ст. 292 гк рф.

Отключение услуг может нарушать и ст. 3 жк рф. Поэтому и УК вряд ли согласится на такие действий, т.к. они могут быть расценены как самоуправство ст. 19.1 коап рф.

ЖК РФ Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

1. Жилище неприкосновенно.
2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В ряде случаев исполнитель коммунальных услуг вправе ограничить или приостановить предоставление потребителям или конкретным потребителям предоставление коммунальных услуг. В этом случае он обязан соблюдать не только установленный порядок уведомления потребителя и в установленные сроки.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

В случаях, указанных в подпунктаха и б пункта115 Правил, исполнитель обязан в зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

Пунктом 117 Правил определены два случая, по которым исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг с обязательным уведомлением об этом потребителей:

1) проведение планово-профилактического ремонта и выполнение работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД. При таком ограничении или отключении коммунальных услуг потребителя следует письменно предупредить (уведомить) об этом за 10 рабочих дней

2) наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги.. В этой ситуации ограничение предоставления или отключение коммунальных услуг осуществляется через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, установленном Правилами..

Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг

Порядок уведомления потребителей в случае неполной оплаты предоставленных коммунальных услуг закреплён положением пункта119 Правил.

Внимание. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктаха, б и д пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Хочу подстраховаться на случай, если наниматель перестанет платить за квартиру

Моя семья сдает квартиру. Мы делаем все по закону: платим налоги, оформляем жильцам регистрацию по месту пребывания на время договора. Но недавно я прочитал, что это не защищает нас от возможных злоупотреблений со стороны арендатора. Если по каким-то причинам он перестанет платить, выселить его можно только по суду, что может занять несколько месяцев. Таким образом, можно лишиться дохода от аренды на довольно длительное время.

Я надеюсь, что такая ситуация никогда не возникнет, но хотелось бы подстраховаться и найти какой-то законный способ воздействия на арендатора в этом случае.

Пришел в голову такой план: предусмотреть в договоре возможность отключить электроэнергию, если есть задолженность. Без электричества в наш век вряд ли можно нормально жить, так что не думаю, что арендатор будет держаться за такую квартиру. Разумеется, просто выключить электричество на счетчике недостаточно, ведь арендатор может включить его обратно.

Возникает вопрос: кому принадлежит электросчетчик? Когда понадобилось его заменить, я оплачивал установку из своих средств, так что, по идее, он должен принадлежать мне. Тогда могу ли я вырвать провода или еще каким-то способом привести счетчик в негодность?

Есть ли какие-то законы, которые ограничивают мое право обесточивать принадлежащую мне квартиру? Или, может быть, я могу написать заявление в энергосбыт с просьбой прекратить ее электроснабжение?

Существуют ли другие законные способы воздействия на недобросовестного арендатора?

Действительно, выселить нанимателя из квартиры за неуплату можно только по решению суда или если он согласен съехать добровольно. Подробно об этом мы уже писали.

Отключить электроэнергию в своей квартире вы можете. Для этого не надо вырывать провода и портить счетчик — достаточно написать заявление об отключении. Но по закону вы должны обеспечить жильцов непрерывным энергоснабжением. Вдруг у них полетит дорогая электроника, и они не поленятся пойти в суд.

Я советую продолжать делать все по закону и, например, взять с квартиросъемщика обеспечительный платеж за дополнительные 1—2 месяца найма. Эти деньги покроют неполученный доход за время судебного разбирательства.

Как отключить свет в своей квартире

По закону вы вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор энергоснабжения. Для этого необходимо написать заявление на отключение электроэнергии в энергосбыт и оплатить уже потребленное электричество. Возможно, еще придется заплатить за саму услугу по отключению, как и за то, чтобы электроэнергию подключили обратно. Это лучше уточнить в энергосбыте.

Заявление об отключении электроэнергии вы можете написать в любой момент. Никакие причины указывать не нужно, кроме того, что вы не можете обесточить квартиру самостоятельно. Дату можно согласовать и присутствовать при отключении, если захотите убедиться, что все прошло успешно.

При этом если нельзя отключить электричество только в вашей квартире и могут пострадать соседи, энергосбыт вам откажет.

Есть и другой вариант обесточить квартиру, не ломая счетчики и не вырывая провода. Вы оплачиваете ЖКУ только за счет арендной платы, а она не поступила. Пусть копится задолженность — коммунальщики сами отключат электричество за долги. Правда, до конца 2020 года из-за коронавируса отключать должников от коммунальных услуг нельзя.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 05 августа 2019

Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг установлен в разделе XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Под ограничением предоставления коммунальной услуги понимается ситуация при которой исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Правилами четко прописана последовательность действий и обязанности исполнителя по договору поставки коммунальных ресурсов.

В случае наличия задолженности потребителя по оплате коммунальной услуги исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

При непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.

При непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения и приостановлению предоставления коммунальной услуги

Таким образом, одним из обязательных условий соблюдения процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги является предоставление потребителю возможности погасить образовавшуюся задолженность в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока.

Из-за аварии у соседей у нас уже пять дней нет воды

Однажды я пришла домой и обнаружила, что в квартире нет воды. Я позвонила в жилкомсервис, и мне сказали, что у соседей снизу прорвало трубу и пришлось перекрыть стояк. Собственников этой квартиры найти не могут, поэтому пока продолжайте принимать душ в гостях, не ходите в туалет и обходитесь нарзаном.

Что можно сделать в такой ситуации? Прошло пять дней. Что, если их не найдут? Как заставить этих собственников заплатить за мои страдания?

Эльмира, жилкомсервис правомерно перекрыл стояк. Это разрешено, если прорвало трубу. Только так можно защитить имущество в квартире, где произошла авария, и квартирах под ней. Но у этого права есть ограничение: нельзя лишать других собственников воды больше чем на 24 часа. Поэтому действия жилкомсервиса не совсем законны.

А ваши соседи вообще не виноваты в этой ситуации. Это же не они отключили воду, тем более что прорвало общую трубу. Если бы потекла не общая труба, а, например, батарея и случилось затопление, тогда были бы виноваты соседи, но только в последствиях потопа.

Расскажу подробнее, как должны были поступить коммунальщики по закону и что делать вам.

На каких условиях могут отключить воду

По закону, если произошла авария или есть риск ее возникновения, воду могут отключить без предварительного уведомления потребителей, даже если из-за этого могут пострадать другие люди. Восстановить водоснабжение должны не позднее двух дней после устранения неисправности. При аварии в многоквартирном доме отключать питьевую воду можно только на 24 часа.

Если воду отключили из-за прорыва трубы, в течение суток нужно известить потребителей, почему и как долго ее не будет. Это делает водоканал или управляющая компания.

Получается, что холодную — питьевую — воду могут отключить только на сутки. Горячую воду могут перекрыть на более долгий срок и включить через два дня после замены лопнувшей трубы.

Например, в Волгограде водоснабжающая компания отключила воду в частном жилом доме на несколько месяцев. Но нарушения тут не было: пришла в негодность труба на территории собственника дома. Зона ответственности делится так: общую трубу, по которой вода поступает в несколько домов или квартир, должен ремонтировать водоканал или управляющая компания. А от первого сварочного шва контролировать пригодность и ремонтировать должен собственник жилья. Поэтому суд в иске отказал.

Вы и ваши соседи можете потребовать от жилкомсервиса компенсации морального вреда из-за длительного отсутствия водоснабжения, но ее по такого рода спорам суды присуждают в очень маленьком размере.

Как получить компенсацию за страдания

По закону можно требовать денежной компенсации за физические или нравственные страдания в суде. Суд присуждает компенсацию в зависимости от степени вины нарушителя, характера страданий и других обстоятельств.

Вот что это значит. Если бы жилкомсервис сразу после отключения повесил объявление о том, что воды из-за прорыва трубы не будет, и включил питьевую воду на следующий день, вы все равно испытали бы дискомфорт. Но при этом действия жилкомсервиса были бы в рамках закона. Значит, формально вы будто не пострадали.

Если из трубы давно капало и собственник квартиры подал много заявок на устранение проблемы, а к нему так и не пришли, компенсацию морального вреда возместят и в значительно большем размере. Если же авария совершенно неожиданная, а без воды сидел человек, который почти весь день на работе, денег дадут мало.

В Нерюнгри суд тоже отказался взыскивать моральную компенсацию. Там подъезд затопило холодной водой и во избежание короткого замыкания почти на сутки отключили электричество. Плиты в доме были электрическими, и один из жильцов потребовал 10 000 Р компенсации за то, что не смог приготовить еду в темный ноябрьский вечер. Но все неудобства были в рамках закона: авария, отключение на срок меньше суток. Управляющая компания даже собрала подписи жильцов на уведомлении об отключении.

Например, в Нижнем Новгороде суд взыскал всего 7500 Р в пользу потребителя в ситуации, аналогичной вашей. Холодной и горячей воды не было 10 дней из-за протечки в квартире, владелец которой уехал в отпуск. Объявление об отключении воды управляющая компания не повесила. Во двор дома питьевую воду не привозили. То есть степень вины была максимальной.

Характер страданий потерпевшего суд не учел. Тот ссылался на обострение мочекаменной болезни через месяц после отключения воды и необходимость лечения. Доказать причинно-следственную связь между нарушением законодательства и болезнью практически невозможно.

Моральная компенсация всегда маленькая. Я больше двух лет каждый день участвовала в рассмотрении исков о взыскании компенсации морального вреда. Суды взыскивали 50 000—100 000 Р за сломанные кости и больничный длиной в несколько месяцев, 200—300 тысяч — за вину в смерти близкого родственника. Нравственные страдания сложно измерить, поэтому их почти не компенсируют. Сравните с расходами на вскрытие двери для устранения аварии.

В Норильске суд взыскал 30 тысяч за взломанную дверь в квартире, в которой много лет никто не жил. Возможно, дверь была старая, но нужно было отремонтировать ее и дверную коробку, заменить два замка, заплатить за материалы и работу. Две тысячи морального вреда суд тоже взыскал.

Очевидно, что расходы на вскрытие двери и компенсацию ее замены больше расходов на компенсацию морального вреда. Так что понятно, почему ваш жилкомсервис ждет соседа: дверь ломать дорого, а до суда и жилинспекции вряд ли кто-то дойдет. Но даже если дойдет, это дешевле, чем вскрывать дверь. Вот жилкомсервис и дожидается собственника аварийной квартиры — так коммунальщикам проще и дешевле.

Я советую попросить в жилкомсервисе акт об отключении воды с указанием причин и сроков и обратиться в суд и жилищную инспекцию. Только так вы сможете предупредить будущие неудобства.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

От использования горячего водоснабжения вполне можно отказаться

В квитанции на оплату коммунальных услуг начисления на поквартирное водоснабжение горячее обычно самые высокие. За год набегает приличная сумма, которую можно потратить с большей пользой. Как это сделать, не лишая себя привычного комфорта, расскажем в этой статье.

Преимущества отказа от централизованной подачи горячей воды

Жители многоэтажных домов часто сталкиваются с проблемами горячего водоснабжения.

  • Подача воды недостаточной температуры, из-за чего увеличивается её расход и, соответственно, растут цифры в платежке;

Температура воды часто бывает недостаточной

Температура воды часто бывает недостаточной

  • Остывание воды в трубах, в результате чего приходится долго ждать, когда сольется холодная вода и потечет горячая;
  • Плохое качество воды – она бывает с примесью ржавчины или с неприятным запахом;

Такую воду вряд ли захочется использовать для купания

Такую воду вряд ли захочется использовать для купания

  • Частые плановые и внеплановые отключения, доставляющие не только бытовые неудобства, но и финансовые потери. Ведь при отсутствии счетчика добиться перерасчета за время отсутствия ГВС очень сложно.

Отключения горячей воды приносят массу неудобств

Отключения горячей воды приносят массу неудобств

Можно попытаться доказать, что нормы горячего водоснабжения в квартирах нарушаются, заказав экспертизу её состава и составив в присутствии коммунальщиков акт о реальной температуре текущей из крана воды.

Но даже в случае вашей победы не факт, что проблемы будут решены. Да и от плановых отключений водопроводной системы на ремонт это не спасет.

Стандартная отписка коммунальщиков на несоблюдение нормы горячего водоснабжения в квартирах

Стандартная отписка коммунальщиков на несоблюдение нормы горячего водоснабжения в квартирах

Но выход есть, и он очень надежный: нужно установить в квартире водонагреватель и стать самому себе поставщиком горячей воды.

Водонагреватель в квартире

Водонагреватель в квартире

  • Она всегда будет чистой, так как её источником станет питьевая вода из системы ХВС;
  • Вы сможете сами регулировать её температуру;

Функция регулировки температуры очень удобна

Функция регулировки температуры очень удобна

  • Перебои в подаче возможны только при отключении энергоносителя или холодной воды;
  • Из платежки исчезнут внушительные суммы за горячее водоснабжение.

Обратите внимание. С другой стороны, увеличатся платежи за холодную воду и электричество (или газ, если водонагреватель газовый). Насколько выгодно такое решение, будет зависеть от вида и мощности бойлера, среднего расхода воды и других факторов. Но в любом случае даже при отсутствии экономии вы получаете больший комфорт.

Варианты оформления автономного горячего водоснабжения

Существует два способа: установка счетчика на трубу ГВС с ежемесячной передачей нулевых показаний и официальное отключение квартиры от горячего водоснабжения.

Вариант со счетчиком

Сейчас в большинстве домов требуют ставить приборы учета на все коммуникации. Если счетчики у вас уже стоят, никаких проблем не будет.

Если их нет, действуете так:

  • Установить бойлер, подключив его к системе холодного водоснабжения;
  • Купить счетчик на горячую воду и перекрыть кран на вводе.

Совет. При выборе обращайте внимание на эксплуатационные характеристики – некоторые приборы ставятся только на холодный водопровод.

Счетчик на фото может работать при температуре воды до 900

Счетчик на фото может работать при температуре воды до 900

  • Установить его на трубу ГВС. Для этого нужно написать заявление в управляющую компанию на установку приборов учета;
  • Вызвать представителей УК для пломбировки счетчика и передачи начальных показаний в вычислительный центр.

Снятие показаний

Совет. Одновременно рекомендуем поставить прибор учета и на холодную воду. Платить по счетчику часто оказывается выгоднее, чем по тарифу.

Этот вариант обладает большим преимуществом: при поломке водонагревателя или при отключении электричества в квартире вам достаточно будет открыть кран на трубе ГВС и пользоваться горячей водой из центральной системы.

При использовании такой схемы нужно соблюдать следующие правила:

  • Ежемесячно передавать показания счетчика, даже если они не изменились в результате неиспользования централизованной подачи;
  • Один раз в шесть лет (срок уточняйте у вашего поставщика) проводить поверку прибора, вызывая на дом представителя тепловых сетей.

Поверка счетчика на дому

Поверка счетчика на дому

Совет. Вместо поверки можно менять счетчик на новый. Стоит он недорого, а услуга опломбировки предоставляется бесплатно.

Вариант с отключением от системы

Можно совсем отключить в квартире горячее водоснабжение, срезав трубу или сделав на ней разрыв.

  • Сначала нужно сделать запрос в УК или ЖКХ на отключение от городской сети ГВС;
  • Затем силами ведомственного сантехника сделать видимые разрывы на всех отводах от стояков горячего водоснабжения и заглушить их;

Заглушенные стояки

  • Вызвать представителя поставщика для опломбирования и составления акта об отключении от сети. С этого момента начисления за ГВС прекращаются;
  • Установить водонагреватель с обвязкой.

Схема подключения бойлера к системе водоснабжения

Схема подключения бойлера к системе водоснабжения

Недостаток этого варианта – полное отсутствие горячей воды в случае перебоев в поставке электроэнергии или поломки бойлера.

Обратите внимание! Факт отключения от городской сети ГВС нужно подтверждать ежегодно. Для чего необходимо вызывать представителя поставщика для составления акта об отключении и наличии пломб. В противном случае по истечении года в платежку вернется графа оплаты за горячее водоснабжение по нормативам.

Выбор водонагревателя

Какой выбрать бойлер, зависит от многих причин. Прежде всего рассматривают экономическую, и в этом отношении не найти равных газовому водонагревателю или колонке. Поэтому, если проектом такая возможность предусмотрена, а вы хотите хорошо сэкономить, выбирайте этот тип.

Газовый водонагреватель Оазис

Газовый водонагреватель Оазис

Единственный минус такого решения – вы не можете установить его сами, так как инструкция требует наличия техусловий для подключения, и заниматься монтажом колонки должен сертифицированный специалист.

Подключение газовой колонки

Подключение газовой колонки

Но само газовое оборудование стоит дешевле электрического, поэтому окупится оно быстрее. Если дом не газифицирован или вы противник присутствия газового оборудования в квартире, покупайте электрический водонагреватель.

Он бывает двух видов:

  • Проточный – вода нагревается, проходя через нагревательный элемент. Она должна иметь хороший стабильный напор. К преимуществам таких приборов относятся небольшие габариты и простота установки своими руками. К недостаткам – высокая потребляемая мощность (5-27 кВт), подчас совершенно нивелирующая выгоду от отключения городской сети. Кроме того, проводка в старых домах часто не рассчитана на такую мощность и может не выдержать нагрузки.

Проточный водонагреватель Термекс

Проточный водонагреватель Термекс

  • Накопительный – нагревает сразу большой объем воды, находящийся в баке. Дает возможность регулировать температуру и поддерживать её на заданном уровне. По сравнению с проточным потребляет очень мало электроэнергии (1,5-3 кВт), но обладает внушительными габаритами.

Накопительный водонагреватель Электролюкс горизонтального типа

Накопительный водонагреватель Электролюкс горизонтального типа

Ещё одним фактором, влияющим на выбор бойлера, является его размещение в квартире.

Проще всего найти место для проточного электрического нагревателя. Обычно его устанавливают на кухне в месте подключения к воде кухонной мойки. Также есть возможность врезать его в трубопровод на вводе в квартиру, чтобы обеспечить горячей водой все водоразборные краны.

Накопительные и газовые бойлеры нельзя размещать в ванной комнате. Поэтому первые чаще всего вешают в туалете, а вторые – на кухне, в месте подвода газовой трубы. И из этой точки делают врезку в существующий трубопровод ГВС, или прокладывают разводку ко всем потребляющим горячую воду приборам.

Газовая колонка на кухне Проточный водонагреватель в шкафчике под мойкой Накопительный бойлер большого объема в санузле

Заключение

Если вы устали переплачивать за некачественную услугу и не хотите даже на один день оставаться без горячей воды, откажитесь от неё. Автономный водонагреватель станет отличным решением проблемы. Главное – все правильно оформить.

На видео в этой статье показано, как монтируется система горячего водоснабжения в квартире от водонагревателя. Изучив его, вы сможете большую часть работы выполнить самостоятельно.

Тарифы на коммунальные услуги ежегодно растут, поэтому многие жильцы квартир попадают в список злостных неплательщиков. Управляющие компании всячески пытаются взыскать задолженность, пугают приостановкой подачи ресурсов, отключением воды за неуплату. Правомерны ли такие действия? Кому пожаловаться, если коммунальщики решают выключить водоснабжение незаконно.

Правовая сторона вопроса

Распоряжение российского правительства №354 от 6 мая 2011 г. гласит, что коммунальщики могут ограничить доступ к ресурсам лишь при просрочках по платежам не менее чем за 3 месяца. Согласно п. 119 (раздел 21) коммунальщики вправе приостанавливать подачу горячей воды, газа, электричества в общем порядке, но обязаны придерживаться описанных в Постановлении правил. При этом не вправе делать жилье непригодным для проживания людей, т.е. отключать канализацию, холодную воду, отопление. Нарушением Законодательства также считается отключение воды сотрудниками УК без письменного уведомления за 30 календарных дней.

Для приостановки поставки коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации должны быть веские причины, регламентированные Жилищным Кодексом РФ. Между управляющей компанией и потребителями обязательно составляется договор. Все пункты подлежат исполнению, не должны противоречить нормам законодательства и правовым актам.

На их основании временная приостановка горячей воды во всем доме допускается без предварительного информирования жильцов при появлении следующих законных факторов:

  • появление аварийной ситуации, угрожающей жизни и здоровью жильцов;
  • проведение ремонтных, профилактических работ;
  • ЧП, стихийные бедствия.

Предусмотрены иные случаи для прекращения подачи горячей воды у отдельного потребителя без предупреждения, если клиент:

  • создает аварийную ситуацию для других владельцев недвижимости;
  • незаконно изменяет коммунальные системы, обустраивает теплый пол в квартире от сети горячего водоснабжения;
  • самовольно подключился к трубе водоснабжения.

Что может смягчить вину неплательщика

Случаи в жизни бывают разные. Должник может избежать перекрытия крана с горячей водой, получить отсрочку по платежам при наличии следующих уважительных причин:

  1. Задержка заработной платы при предоставлении официального подтверждения с места работы.
  2. Малый доход семьи, не превышающий прожиточного минимума. В этом случае можно обратиться в органы соцзащиты, получить статус “малоимущего”, предоставив официальное подтверждение.
  3. Наличие в семье детей-инвалидов, несовершеннолетних. Деньги нужны на обучение, лечение, содержание.
  4. Временная утрата трудоустройства.

В вышеописанных случаях неплательщик вправе обратится в ЖЭК по месту проживания, попросить рассрочку или отсрочку по выплате задолженности. Малоимущим гражданам положены субсидии на 6 месяцев, разовая выплата от государства на погашение коммунальных долгов.

Порядок отключения

Санкция по отношению к должнику в виде перекрытия стояка с горячей водой применяется спустя 30 дней после оповещения письмом. Составляется предупреждение с отражением данных неплательщика:

  • ФИО;
  • адрес жилого помещения;
  • номер лицевого счета;
  • период задолженности;
  • сумма долга;
  • дата погашения.

Предупредительное письмо вручается адресату под расписку или доставляется по почте заказным письмом. Должнику дается время для оплаты задолженности. Затем уведомление направляется вторично, за 3 дня до отключения. Если неплательщик бездействует за этот период времени, то коммунальные службы приостанавливают подачу воды сроком на 1 месяц. Если оплата не последует, то управленцы перекрывают стояк с водой в квартире. При отсутствии погашения долга в последующем вправе обратиться в суд.

Как осуществляется отключение

Труба с горячей водой перекрывается в квартире или заваривается стояк. Если такой способ для представителей ЖЭКа становится недоступным, ведь не каждый хозяин готов впустить в квартиру, то другой вариант – установка заглушки на трубу в подвале. Но потребуется специальное оборудование и приспособления для проведения действий. Коммунальщики сами рискуют понести ущерб. Хотя вправе взыскивать в последующем в судебном порядке как прибавку к основной сумме задолженности.

Действия по ограничению или постановке услуг не должны причинять вред или неудобства иным собственникам.

Если вода отключается в подвале, то собственник оплачивает как задолженность по услугам, так и за используемую коммунальщиками установку. Дополнительно налагается штраф, пеня за просрочки.

Законно ли отключение

ЖЭУ могут законно отключать горячую воду, но лишь при полной неоплате на протяжении 3-ех месяцев. Если за указанный период времени собственник жилья платил за водоснабжение частично или внес хотя бы 1 руб., то действия коммунальщиков по прекращению подачи воды уже становятся незаконными. При этом сумма задолженности на отключение не влияет. Другая причина незаконного отключения – отсутствие уведомлений. Причем дважды, за 30 дней и за 3 дня до принятия мер.

Согласно Постановлению №354, п.122 коммунальные службы могут отключить или ограничить поставку услуг, но не имеют права нарушать интересы других абонентов, которые платят исправно. В частности, портить их имущество, создавать какие-либо неудобства или условия, непригодные для целевого использования жилища.

Что должен сделать должник при отключении

Проще всего погасить задолженность полностью и не доводить ситуацию до суда. Если “жалующийся” не может погасить долговые обязательства, то вправе оплачивать частично. Обычно коммунальщики идут навстречу, когда видят хотя бы частичное внесение денежных средств, уменьшение основной суммы задолженности.

Если же должник считает, что вода отключена без оснований, то вправе подать жалобу в соответствующие структуры. Сначала стоит написать заявление в УК, потребовать перерасчет оплаты. Может какое-то время заявитель не пользовался водой, а вина в этом лежит на коммунальных службах.

Если мера не действует, вода в кране так и не появляется, то для восстановления справедливости можно подать прошение в Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию. Конечно, придется предоставить доказательства. Это могут быть свидетельские показания жильцов, видеозаписи, фотографии.

Последняя инстанция для подачи жалобы – суд. Одно из оснований – неправильное начисление платежей за воду. Должник преднамеренно не оплачивает услуги, а коммунальщики отказываются произвести перерасчет без объяснения причин.

Лучшее доказательство неправомерных действий коммунальные служб при перекрытии горячей воды – акт осмотра, составленный при 2-ух свидетелях. Но составляет его непосредственно ЖЭУ и, как правило, на практике не всегда соглашается прийти добровольно.

Как оформить жалобу

Жалоба составляется на имя должностного лица управляющей компании. Особой унифицированной формы нет. Можно написать от руки. В шапке прописывается название организации, фамилия, имя, отчество, адрес, контакты заявителя, суть претензии + ссылка на закон (Постановление №354). Немаловажно отразить причину несанкционированного отключения услуги. Бывает, что оплата производилась частично или не поступало оповещение об отключении. В нижней части деловой бумаги ставится дата, подпись заявителя.

Бывает, что после подачи претензии управляющая компания все-таки признает свою ошибку, принимает решение вновь подать воду в квартиру. Если же игнорирует требования потребителя либо выдает отрицательный ответ, то следующие инстанции для подачи жалобы – Прокуратура, Жилинспекция.

Заявление пишется на имя руководителя. Прописываются данные заявителя, название организации, обстоятельства по делу, факт незаконного перекрытия воды, дата, подпись в нижней части документа. Обязательно стоит приложить ответ, полученный из УК. Если контролирующие органы также выдают отрицательный ответ, а проблема остается нерешенной, заявителю нанесен особый вред, то стоит обращаться в районный суд . Претензия составляется так:

  1. В шапке прописывается ФИО, номер телефона, адрес заявителя, наименование судебной организации, данные ответчика, юридический адрес, телефон.
  2. В теле документа излагаются исковые требования. Прописываются обстоятельства, при которых была выключена вода и дата, когда управляющая компания после предъявления претензии вынесла свой вердикт.
  3. В нижней части ставится дата, подпись.

Немаловажно приложить к исковому заявлению экземпляры претензий с ответами, полученными из контролирующих организаций.

Важно правильно составлять исковое заявление. Может быть, есть смысл обратиться к юристу.

Суд установит справедливость. Возможно, истцу удастся одержать победу, добиться подключения воды, возмещения морального ущерба. Хотя придется доказать, что коммунальные службы действовали халатно, умышленно нарушали права жильцов, создавали угрозу жизни и здоровью. Меры по отключению воды привели к порче их имущества.

Куда подавать

Подача претензии осуществляется путем перенаправления заказного письма с уведомлением в адрес УК или непосредственно лично ответственному лицу. Бумага составляется в 2-ух экземплярах. Один остается у сотрудника, другой – у заявителя с проставлением подписи.

На рассмотрение заявки, выдачу письменного ответа отводится 10 дней.

Следующие организации для решения проблемы при бездействии УК – Жилинспекция, Роспотребнадзор. Сотрудникам обязаны ответить на жалобу в течение 30 дней с момента приема претензии. Последняя инстанция – суд, если предыдущие организации не принимают меры или игнорируют сроки выдачи ответа.

Ответственность УК за незаконное отключение воды

При установлении факта нарушений к УК могут применяться следующие меры:

  • административная ответственность (ст.19.1. КОАП);
  • штраф в размере 500 – 1000 руб. для должностных лиц.

Если должнику причинен моральный (материальный) вред, что доказано судом, то УК грозит:

  • уголовная ответственность;
  • штраф до 200000 рублей.

При самоуправстве полагаются принудительные работы до 200 часов или штраф в размере 6-месячного оклада (8000 руб.).

При угрозах в адрес должника на основании ст.330,215 УК коммунальщики могут привлекаться к тюремному сроку до 5 лет или аресту до 6 месяцев.

Если неплательщик выигрывает суд, то коммунальщик понесет наказание. Водоснабжение будет восстановлено в течение 3-ех рабочих дней, платежи – пересмотрены. Конечно, отдать основной долг пользователю все равно придется. На это будет отведен судом 30-дневный срок.

Коммунальные службы знают, что закон предусматривает для них достаточно серьезные наказания. Именно поэтому часто идут на уступки, пытаются решить проблемы в досудебном порядке. Потребителю важно понимать, что в случае проигрыша в суде придется оплачивать не только долг по непогашенным счетам, но и судебные издержки.

Всегда лучше не допускать веских оснований для перекрытия воды. Если управленцы действительно превышают свои полномочия, отключают воду незаконно до истечения 3-ех месячного срока, то восстановить справедливость обязательно помогут вышестоящие структуры.

Коммунальная война потребителей и управляющих компаний продолжается не первый год. Пока ее финал еще не маячит на горизонте. Нельзя сказать, что вина целиком лежит на ком-то одном.

Содержание статьи:

Как в таких условиях жить? Любые военные действия предполагают подготовку, теорию, стратегию и практику. Я снова на стороне закона, снова убежден, что знание правовых норм – это основа мирной и комфортной жизни, даже если дело касается российского ЖКХ, ведь проще подать на перерасчет (как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг по ссылке) и решить вопрос, чем тратить силы не в том направлении.

Работа с должниками по оплате коммунальных услуг

Начнем с того, что оплата коммунальных услуг – это текущая обязанность тех граждан, которые используют государственные ресурсы: воду, электроэнергию, газ, тепло. Тем, кто живет в дремучем лесу, в самодельной избушке без тепла, воды и света дальше можно не читать, вопрос ресурсообеспечения вас не коснулся. А обязательство всех остальных, каждый месяц оплачивать потребление всех этих составляющих современного комфорта. Без каких-либо альтернатив.

Если причина вашего долга в ненадлежащем качестве коммунальных услуг, куда дешевле все-таки оплатить их, а потом зафиксировать низкое качество услуг. Существуют совершенно определенные критерии оценки. Можно заказать экспертизу и получить документ, где будет прописано, что:

  • вода недостаточно горяча или чиста;
  • напор за пределами нормы;
  • батареи холодные или свет отключают слишком часто.

Через суд можно добиться не только перерасчета, но и возмещения дополнительных убытков. А в случае накапливания долга убытки будут только расти, никто никакого перерасчета не сделает, более того, вы заплатите не только сумму долга, пени, но еще и штрафы – сумма может быть огромной. Суд за неуплату коммунальных услуг лучше проанализировать с нашим адвокатом по жилищным вопросам, чтобы потери были минимальны.

Порядок отключения коммунальных услуг за неуплату

Итак, после просрочки в 3 месяца с должником начинают досудебную работу. Сначала с ним пытаются вести переговоры, объяснять, почему выгоднее заплатить долг, узнают, по каким причинам он не платит за ЖКХ, предлагают составить график погашения долга – бывает, что договариваются на данном этапе и запускается погашение долга. Но бывает, что должник вообще не идет на контакт, не открывает дверь, не реагирует на письменные уведомления об отключении коммунальных услуг.

Тогда начинается претензионная работа. Такая работа может вестись в разных вариантах:

Некоторые особенно активные пенсионерки-общественницы, в каждом доме такие найдутся, начинают вести свою работу – при каждом удобном случае озвучивать свое недовольство публично, клеймить, так сказать, позором.

Если и это не оказывает должного эффекта, запускается правовой механизм отключения:

Уведомление об отключении коммунальных услуг

Статья 118 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года позволяет УК, ТСЖ, ЖСК и прочим представителям исполнительной власти конкретного дома ограничить или вообще приостановить предоставление коммунальной услуги.

Исполнитель направляет должнику письменное уведомление о том, что намерен ограничить или приостановить предоставление какой-либо услуги или услуг. Это уведомление должно вручаться под расписку или направляться по почте заказным письмом, обязательно с описью вложения. После вручения уведомления, исполнитель ожидает 30 дней, в надежде, что жилец решит погасить свой долг. Если этого не происходит, в конкретной квартире сначала ограничивают коммунальные услуги, потом блокируют их подачу вовсе.

Какие коммунальные услуги можно отключать?

Согласно статье 119 Постановления Правительства нельзя ограничивать или отключать холодное водоснабжение и отопление. А все остальное: горячая вода, электроэнергия, санитарно-техническое оборудование, электрооборудование, механическое оборудование подлежат блокировке, как в квартире, так и за ее пределами.

Отключение электричества за неуплату коммунальных услуг

Электроэнергию за неуплату можно отключить только при соблюдении обязательных этапов.

Сначала должнику направляется уведомление о том, что по части электроэнергии у него имеется задолженность, указывается сумма долга и начисленных пени. Если через 20 дней должник не попытался погасить долг, не обратился с просьбой о реструктуризации, не погасил долг полностью, направляется уведомление о наложении штрафных санкций в виде ограничения поставки света. Отправляют такое уведомление обязательно заказным письмом или вручают лично в руки. Ожидают 3 дня. Если должник по-прежнему не попытался решить проблему своего долга , санкции вступают в силу и неплательщик получает новое уведомление. Лишь после соблюдения данного протокола наступит полное отключение электроэнергии. Если данный порядок исполнитель не пожелал соблюсти, неплательщик вправе оспорить отключение, потребовать возместить ущерб. Суд, скорее всего, квалифицирует действия УК как самостоятельное урегулирование вопроса, встанет на сторону жильца и определит возместить ему нанесенный ущерб в полном объеме. Понимая это, исполнительная коммунальная власть стремится выполнять все правовые нормы очень скрупулезно, дабы не давать шансов должнику обратиться за компенсацией в суд.

Отключение канализации за неуплату коммунальных услуг

Правила блокировки канализации говорят о том, что заглушка на канализационном выпуске делает жилое помещение непригодным для проживания и нарушает санитарно-эпидемиологическую безопасность.

В связи с чем управляющую компанию за такие действия можно будет привлечь к ответственности за нарушение лицензионных требований. Судебная практика по вопросу: Постановление Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 47-АД19-2

Порядок отключения воды за неуплату

Важно, чтобы уведомление содержало:

  • не общую сумму задолженности, а детализированную по каждому виду неоплаченных услуг
  • в уведомлении должно быть указано, есть ли техническая возможность сначала ограничить оказание услуги, а только потом приостановить

Что грозит за самовольное подключение к ресурсам?

Итак, грозит ли что-то?

Бороться с системой, наверное, можно, но насколько это выгодно – решите сами. На мой взгляд, соблюдение закона выгодней в разы. Получите консультацию нашего адвоката по жилищным спорам, чтобы знать как правильнее действовать в Вашей ситуации.

Читайте также: