Кто рассматривал собственность как духовную преемственность жизни человека в семье и в роде

Обновлено: 16.05.2024

Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов.

Активность семейной системы, приводящая к достижению соответствующего полезного результата, является многоаспектной и разнонаправленной. Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские радости, печали. Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена лишь в рамках семьи как единой поведенческой системы с доминирующими ценностями и определенным организационным паттерном. Помимо сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием детей, социальным обучением, а также развитием каждого из партнеров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружескую адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи каждого из партнеров с родительской семьей и социальным окружением в целом.

♦ Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

♦ Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.

♦ Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

♦ Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

♦ Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:

♦ Создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;

Позиции специалистов по этому вопросу хорошо согласуются, имеющиеся различия касаются степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. Например, сексуально-эротическая функция отделяется от репродуктивной ввиду самостоятельной ценности человеческой сексуальности, ведущей роли семьи в психосексуальном развитии индивида, а также автономизации сексуального и прокреативного поведения.

В целом, обеспечение благоприятного психологического климата, коммуникации чувств, взаимной моральной и эмоциональной поддержки, понимания и принятия членами семьи друг друга часто называют психотерапевтической функцией семьи. Функция организации досуга, по всей видимости, является составной частью рекреативной функции. В свою очередь, рекреативная функция понимаемая как восстановление эмоционально-энергетических ресурсов благодаря комфортности семейного общения, сближается по смыслу и с психотерапевтической, и с коммуникативной. Функция постоянства общения, с одной стороны, имеет непосредственное отношение к коммуникативным аспектам семейной жизни; с другой стороны, она отражает особую потребность членов семьи воспроизводить ситуации общения, придавать определенный ритм внутрисемейному взаимодействию. Правомерность выделения функции духовного совершенствования подвергается сомнению. Литовский семейный психолог Г. Навайтис прямо говорит о том, что существует достаточно много стабильных семей, не отличающихся ни условиями для самореализации их членов, ни высоким уровнем их духовности.

Сообразуясь с частотой упоминания в литературе, отдельно остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи. Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней выражается заинтересованность людей в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем. Семейная жизнь подчинена определенному распорядку, регулируется нормами и правилами, что позволяет застраховать ее от неприятных событий. А. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.

Семейное счастье – продукт коллективного творчества. В семье как системе невозможно, чтобы кто-то был счастлив или несчастлив изолированно; переживания одного человека так или иначе затрагивают других. Поэтому так ценится проявление эмпатии и действенный характер любви: от совместных усилий зависит желательный исход дела.

У людей, выросших в неблагополучных семьях, есть трудности в умении веселиться, расслабляться. Сама мысль о радостях жизни может показаться им непозволительной. Между тем способность быть раскованным, отходить от обыденности, принимать участие в игре, проявлять остроумие и чувство юмора – все это характеристики здоровой личности.

Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полноты и точности анализа семейных функций. Убедительный тому пример – классификация, предложенная М.С. Мацковским (см. табл. 1).

Каждый аспект семейной жизни обладает определенной значимостью для того или иного члена семьи. Однако какие-либо функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнеров уже в период, предшествующий заключению брака. В общей мотивации супружеского союза можно выделить четыре ведущих побудителя: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личный. Разумеется, другие мотивы, часто неосознаваемые, тоже оказывают влияние на принятие решения о браке, но в качестве главенствующих побуждений часто выступают перечисленные.

Супружество может иметь смысл нравственно-психологического союза: в партнере видится прежде всего друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий наши взгляды и убеждения. Между членами семьи царит взаимопонимание и уважение, личность каждого оценивается по достоинству, независимо от того, взрослый это или ребенок.

Ориентация на брак как на семейно-родительский, педагогический союз исходит из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Для таких родителей характерна позиция детоцентризма, т. е. повышенной материальной и духовной заботы о детях. Пристальное внимание уделяется нуждам и интересам ребенка, изыскиваются средства для его разностороннего развития.

Супруги могут расценивать свой союз как интимно-личный, стремясь обрести желанного и любимого партнера. В такой семье большое значение придается взаимным симпатиям, любви, верности и постоянству привязанностей.

В зависимости от того, какая функция признается ведущей, оформляется и семейный уклад. Уклад – это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи. Кроме хозяйственно-бытового, нравственно-психологического, родительского, интимно-личного укладов, можно назвать еще несколько вариантов. Встречаются семьи, ориентированные на организацию досуга. Общие интересы, хобби, способы времяпрепровождения объединяют членов семьи. Здесь важен полноценный, насыщенный впечатлениями отдых, а не регулярность приемов пищи или чистота в квартире. Типичный пример – семьи заядлых туристов, чьи дети с малых лет приобщаются к девственной природе. Семья может развиваться и как психотерапевтический союз. В такой семье главными задачами будут эмоциональная поддержка, теплота, сочувствие и сопереживание. Это семья – своеобразная психологическая отдушина и обитель доверия.

Муж и жена могут происходить из семей с различными укладами. В добрачный период можно узнать, каковы представления партнера относительно первостепенных целей семейного союза. В первые два-три года совместной жизни отдается предпочтение какому-либо укладу: чаша весов склоняется в чью-то сторону или молодожены выбирают свой собственный путь. Можно выработать компромиссные варианты, чтобы каждый из супругов согласился с выбором. На основе избранного уклада предъявляются требования к партнеру. Различия в иерархии семейных ценностей приводят к конфликтам. Разногласия могут обостряться в переломные, кризисные периоды существования семьи, когда ведущие мотивы вступают в противоборство. В этом случае супругам необходимо достичь договоренности, прийти к единому мнению.

С течением времени функции семьи изменяются, что особенно ярко продемонстрировал XX в. Если в прошлом приоритетом обладали совместное ведение хозяйства и продолжение рода, то сегодня на первом месте оказывается уже не экономическая и даже не биологическая, а социально-психологическая функция. В былые времена от качества выполнения хозяйственно-экономических задач зависело физическое выживание членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты значимость этой функции постепенно утрачивается.

Что касается российских семей, то экономическая сторона их жизнедеятельности подверглась существенным преобразованиям. При переходе к рыночным отношениям семья как хозяйственно-экономическая единица изыскивает альтернативы для своего выживания, будь то фермерское хозяйство или труд на приусадебном участке. Семейный бизнес, в котором задействовано большинство родственников, далеко не редкость.

Динамика семейных функций проявляется в том, что происходит перераспределение компетенции удовлетворения тех или иных потребностей между семьей и обществом. Бурно и экспансивно развивается сфера бытовых и оздоровительных услуг, создаются новые, все более совершенные приборы и средства, облегчающие домашний труд. Открываются предприятия общественного питания. Индустрия развлечений предлагает семье разные варианты использования свободного времени. Функция воспитания детей частично передается детским образовательным учреждениям, для которых готовятся квалифицированные педагогические кадры.

Общая тенденция развития функций семьи может быть сформулирована следующим образом. По мере того как некоторые старые социально-экономические функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, особенно супругами. Это повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака.

Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи. Дело в том, что информационное производство предъявляет высокие требования к таким характеристикам работника, как интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность, восприимчивость к новому и т. д. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Имеются и противоположные прогнозы: задачу подготовки высокообразованного и квалифицированного работника полностью возьмут на себя другие социальные институты.

Возрастает удельный вес персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых. Особой ценностью признаются права и свободы личности.

Во-первых, со временем трансформируются потребности членов семьи. Например, у супругов пожилого возраста наблюдается снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с постепенным регрессом либидо до уровня эротической, а затем и платонической стадий.

Во-вторых, семья развивается поэтапно, и в каждый момент жизненного цикла семьи какая-либо ее функция выходит на передний план. Задача молодоженов – осуществить дифференциацию от родительской семьи. С появлением малыша им предстоит осваивать родительские роли, содержание которых будет меняться по мере взросления ребенка.

Люди весьма активны в восприятии и осмыслении своей семейной ситуации. Их интерпретации, как правило, отличаются друг от друга. Если вести речь о семейной ситуации развития ребенка, то она не тождественна той, которую воспринимают и обрисовывают взрослые. Взаимопонимание достигается благодаря доверительности отношений и ведению повседневного диалога. Родителям необходимо научиться прогнозировать последствия своих воздействий на ребенка.

На сегодняшний день семейными традициями и ценностями российской семьи принято называть те порядки и обычаи, которые передаются от отца к сыну, из поколения в поколение.

Немного истории

Пожалуй, нет такого народа, который не имел бы собственных обычаев и обрядов. Именно они являются ключевой составляющей в духовной сфере жизни человека, в стремлении многих поколений сделать жизнь содержательнее и гармоничнее.

История свидетельствует о том, что крепкие семьи в России объединялись своими обычаями. Но после известных событий октября 1917 года многие из них были упразднены. Оставшаяся же их часть претерпела значительные изменения. В первую очередь преобразования коснулись роли мужчин и женщин. Женщины, желающие равноправия в возможности получения образования и трудоустройства, обрели его, тем самым отодвинув на задний план заложенные природой обязанности хранительниц семейного очага. Кроме этого, видоизменились взгляды на семейность в целом. Такие понятия, как верность и продолжение рода, были немного искажены.

Научный аспект

Семейные традиции, примером которых являются унаследованные и укоренившиеся от предыдущих поколений и пропагандируемые силой мнения социума формы поведения людей и их взаимоотношений, включают в себя ряд мотивирующих качеств и способностей, ценностных ориентиров, общих понятий и привычек, входящих в вековой потенциал.

Семейные традиции в современной семье

Традиции, как ни парадоксально, и консервативны, и стремительно подвижны, они постоянно развиваются, уходят и возвращаются вновь. Как весомое средство воспитания, они наполнены смыслом за счёт передающихся из поколения в поколение элементов безоговорочного опыта. Они являют собой внутрисемейную ценность, которая диктует нормы поведения.

Существующие традиции в большинстве своём имеют общественную поддержку и влияют на различные сферы человеческой жизни:

  • Трудовую.
  • Социально-политическую.
  • Семейно-бытовую.
  • Социально-культурную и прочие.

Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений различают следующие традиции:

  • Национальные.
  • Интернациональные.
  • Патриотические.
  • Религиозные.
  • Социально-культурные.
  • Семейно-бытовые и прочие.

Стоит отметить, что традиционный уклад присутствуют и в других сферах — школьной, студенческой, научной, в сельской и городской среде и прочих.

Значение для семьи

Семейные традиции — это духовность, наполняющая отчий дом, а кроме этого, жизненный уклад и привычки домочадцев.

Тема сочинения Семейные традиции

Главную роль в формировании духовных потребностей и социализации личности играет семья. Она способствует становлению мировоззрения и самопознания. Начинать создавать традиции нужно на этапе создания семьи.

Семейные традиции наследуют опыт социального развития предыдущих поколений, основываясь на прошлом и настоящем семьи, тем самым обеспечивают стабильность отношений и формируют взаимоотношения её членов. В семейно-бытовой сфере преобладает народный идеал, с присущим ему благоприятным микроклиматом в стенах дома.

Семья — это не только совместный быт, планируемый бюджет и взаимодействие её членов. Это и особая атмосфера уюта, единения и взаимоуважения.

Роль в воспитании детей

Семейные традиции крайне важны в вопросах воспитания детей. Соблюдение им способствует:

  • Пониманию стабильности мира.
  • Сохранению и укреплению связей поколений.

Образец культурного и духовного наследия ребёнка

Дети, которые с садового периода приобщены к традициям семьи и рода, будут чтить свою историю, жизненный уклад и обычаи своего рода, знать и ценить своё право на участие в семейном совете. При этом примером должны быть не кто иные, как родители. Ведь основополагающее значение в развитии личности малыша имеет именно их уровень нравственной культуры, жизненные планы и устремления. Правильно организованный досуг ребёнка помогает в развитии эмоциональной, духовной и интеллектуальной сфере его жизни.

В условиях семьи формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества. Семья рождает ощущение преемственности поколений, обеспечивает стабильность, раскрывает способности. Именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка. Развитию и сохранению семейных обычаев способствуют народные праздники, которые приобщают малышей к гостеприимству, совместным обедам в выходные, уважению к окружающим, отдыху в кругу близких и родных.

Проанализировав, можно сделать вывод о том, что семья для ребёнка — это та среда, которая приобщает к важным в его развитии видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. В родительском доме берёт своё начало культурное и духовное познание малыша.


Цель: определить влияние семьи на формирование личности русских литераторов в произведениях русской литературы. Задачи:  прочитать тексты произведений русской литературы 19 века;  сделать тематический анализ произведений писателей 19 века,  определить условия взаимоотношений в разных семьях в литературе. Гипотеза: если мы определим условия, на которых строятся взаимоотношения в семье, то мы сможем определить истинную роль семьи в становлении личности.

В жизни каждого из них Щедрин видит три характерные черты: праздность, непригодность к какому-либо делу и запой. Именно эти качества и привели к распаду семьи. Таким образом, по мнению русских классиков 19 века, отсутствие нравственных ценностей, эгоизм, бездушие, лицемерие, праздность, являющиеся отличительными признаками деструктивной семьи, оказывают губительное влияние на формирование личности.

Ростовы – толстовский идеал семьи. В этой семье все строится на любви и взаимопонимании. Ростовы принадлежат к высшему обществу, но, несмотря на это, они добры, искренни, простодушны и щедры. Эта семья близка русскому народу. Открытость души семьи Ростовых – это способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь. У Ростовых сильно развито чувство дома, семьи. И в горе Ростовы поддерживают друг друга. Ростовы – патриоты. Писатель очень часто употребляет слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых. Для Толстого за этим словом – мир, согласие, любовь.

Болконские. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в своем имении культ знаний и труда. Старик Болконский проявляет огромную заботу о детях.

Причем это влияние может быть как негативным, так и позитивным. Сегодня, как и всегда, семья, семейное воспитание являются предметом широкой общественной дискуссии. И это лишний раз убеждает нас в важности этой проблемы. Действительно, можно ли говорить о крепком государстве, если в нем не уделяется должного внимания семье, воспитанию детей, которые в будущем и будут являть собой это самое государство?

1. Бурнашева Н.И. Диалектика персонажа в творчестве Толстого // Литература в школе. 1989. № 6.

2. Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье // Литература в школе. 1993. № 3.

3. Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мировоззрении Толстого // Литература в школе. 1991. № 1.

4. Лебедев Ю.В. У стоков русской трагедии // Литература в школе. 1995. № 3.

5. Михайлов Е. Проза Лермонтова. М., 1957. 6. Мурашов А. Из тонких линий идеала. М., 1990. 7. Тарасов Б.Н. Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. 1995. № 4.

Ценности глазами классиков и школьников

Детское видение семейных традиций и аргументы из литературы являются лишь подтверждением того, что тема эта весьма актуальна. Многие авторы в своих произведениях поднимали вопросы о семейном укладе и отношениях.

Горький о семье

Аргументы из классической русской литературы

Семья как социальный институт возникла с формированием общества.

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный

2.1 Последствия исторических изменений в функциях семьи

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д.

И.Ф. Дементьева[4] говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности.

Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.П. Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью, к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2, 5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано сосуществованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями.

Вывод: С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над нижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье. Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких. В то же время в семье, где кто-то из ее членов подвержен наркомании и алкоголизму, создаются тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье тяжело ранит их психику и часто вызывает различные расстройства.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно - потребительская, воспитательная и восстановительная.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

1. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии: Сб. — Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

2. Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — СПб: Азбука, 2009. — 256 с.

4. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Изд-тво: Академия, 2008 г.

5. Маргарет Мид. Отцовство у человека — социальное изобретение // Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188

[1] Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 132-133.

[2] Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. —Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

[3] Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. —Изд-во Речь, 2007. — № 3. — С. 58—68.

[4] Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Изд-тво: Академия, 2008 г.

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 23289
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: