Передача собственности из частных рук в руки государства это

Обновлено: 05.05.2024

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 января 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 января 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Приватизация, начавшаяся в России более десяти лет назад, породила, помимо прочего, проблему легитимности отношений собственности в нашей стране, остающуюся актуальной и сегодня. Почти две трети россиян (64%) считают, что приватизационные сделки в большинстве случаев проводились с нарушением закона, и лишь 9% – что они, как правило, осуществлялись по закону. Такое распределение мнений весьма устойчиво: в 1998 году первую точку зрения разделяли 63%, вторую – 6% участников опроса.

К тому же российские граждане отнюдь не уверены, что приватизация оказалась оправданной и в чисто экономическом отношении. Только 16% респондентов считают, что приватизированные предприятия работают лучше оставшихся в собственности государства. Впрочем, и противоположное мнение – что они работают хуже – не является преобладающим: его разделяют 27% опрошенных, тогда как остальные выбирают промежуточные варианты ответа на этот вопрос ('одинаково' – 14%, 'бывает по-разному' – 23%) либо затрудняются с ответом (21%). Распределение мнений по данному вопросу с 1998 года тоже практически не претерпело изменений. Но хотя россияне и далеки от единства в своих суждениях о влиянии приватизации на эффективность производства на отдельных предприятиях, они почти втрое чаще считают, что страна в целом развивается лучше, если большая часть предприятий находится в государственной собственности, чем занимают противоположную позицию – что преобладание частной собственности обеспечивает более успешное развитие страны (56% и 20% соответственно). Следует, однако, отметить, что работники небюджетных учреждений и предприятий несколько чаще бюджетников и тех, кто не работает, убеждены в большей эффективности частного капитала.

Усматривая в приватизации аферу общенационального масштаба и, вместе с тем, не считая ее экономические последствия благотворными, россияне, в большинстве своем, уверены, что в целом она принесла стране больше вреда, чем пользы. Сегодня такое мнение разделяют 55% граждан (в 1998 году – 61%), и лишь 7% (в 1998 году – 8%) полагают, что она принесла больше пользы. Считают, что пользы и вреда было поровну, 22% респондентов (в 1998 году – 17%).

Вместе с тем, за последние годы доля сторонников пересмотра итогов приватизации довольно заметно снизилась – с 60% в 2000 году до 51% – в 2005 году. Причем сегодня только треть опрошенных (33%) полагает, что приватизацию не следовало проводить вообще; гораздо больше (46%) – тех, кто считает, что проводить ее следовало, но иначе (полагающих, что она была проведена правильно, лишь 5%). Следует подчеркнуть, что молодые респонденты, отвечая на вопросы, связанные с этой темой, неизменно демонстрировали менее негативное отношение как к самой приватизации, так и к собственникам приватизированных предприятий, нежели представители старшего поколения. Например, мнение о том, что приватизацию не следовало проводить в принципе, разделяют 19% респондентов, не достигших 35-летнего возраста, и 47% – из числа тех, кто старше 55 лет.

ПОГОВОРИМ О ПРИВАТИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕННОЙ В РОССИИ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ, КОГДА ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПЕРЕШЛА В ЧАСТНЫЕ РУКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕННАЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ, ПРИНЕСЛА РОССИИ В ЦЕЛОМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ, ИЛИ ВРЕДА, ИЛИ ТОГО И ДРУГОГО ПОРОВНУ?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ НЕДОПУСТИМО. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАКИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ ИМЕЛА ПРИВАТИЗАЦИЯ? (Открытый вопрос.)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРИВАТИЗИРОВАННЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РАБОТАЮТ ЛУЧШЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ХУЖЕ ИЛИ ТЕ И ДРУГИЕ РАБОТАЮТ ОДИНАКОВО?

ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛ ВЫБОР, НА КАКОМ ПРЕДПРИЯТИИ РАБОТАТЬ - БЮДЖЕТНОМ, Т.Е. ФИНАНСИРУЕМОМ ГОСУДАРСТВОМ, ИЛИ ЖЕ В НЕБЮДЖЕТНОМ - ЧАСТНОМ, НЕГОСУДАРСТВЕННОМ, - ЧТО БЫ ВЫ ПРЕДПОЧЛИ?

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ПРИНЦИПЕ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОМ СЛУЧАЕ СТРАНА РАЗВИВАЕТСЯ ЛУЧШЕ - ЕСЛИ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НАХОДИТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРИВАТИЗАЦИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРОВОДИЛАСЬ ПО ЗАКОНУ ИЛИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ВЫЯВЛЯТЬ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОВ, ДОПУЩЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ? (Ответы заявивших, что приватизация в большинстве случаев проводилась с нарушениями закона.)

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ЛИШАТЬ СОБСТВЕННОСТИ? (Ответы заявивших, что приватизация в большинстве случаев проводилась с нарушениями закона.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПРОТИВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ, НАДО ИЛИ НЕ НАДО ВОЗБУЖДАТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА? (Ответы заявивших, что приватизация в большинстве случаев проводилась с нарушениями закона.)

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 января 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, КАКИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ ИМЕЛА ПРИВАТИЗАЦИЯ?

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 15-16 января 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЕСЛИ ВЫ РАБОТАЕТЕ, ТО В КАКОМ УЧРЕЖДЕНИИ, ПРЕДПРИЯТИИ - БЮДЖЕТНОМ, Т.Е. ФИНАНСИРУЕМОМ ГОСУДАРСТВОМ ИЛИ ЖЕ В НЕБЮДЖЕТНОМ, Т.Е. ЧАСТНОМ, НЕГОСУДАРСТВЕННОМ?

ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛ ВЫБОР, НА КАКОМ ПРЕДПРИЯТИИ РАБОТАТЬ - БЮДЖЕТНОМ, Т.Е. ФИНАНСИРУЕМОМ ГОСУДАРСТВОМ, ИЛИ ЖЕ В НЕБЮДЖЕТНОМ - ЧАСТНОМ, НЕГОСУДАРСТВЕННОМ, - ЧТО БЫ ВЫ ПРЕДПОЧЛИ?

ПОГОВОРИМ О ПРИВАТИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕННОЙ В РОССИИ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ, КОГДА ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПЕРЕШЛА В ЧАСТНЫЕ РУКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕННАЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ, ПРИНЕСЛА РОССИИ В ЦЕЛОМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ, ИЛИ ВРЕДА, ИЛИ ТОГО И ДРУГОГО ПОРОВНУ?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ НЕДОПУСТИМО. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПРИВАТИЗИРОВАННЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РАБОТАЮТ ЛУЧШЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ХУЖЕ ИЛИ ТЕ И ДРУГИЕ РАБОТАЮТ ОДИНАКОВО?

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ПРИНЦИПЕ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОМ СЛУЧАЕ СТРАНА РАЗВИВАЕТСЯ ЛУЧШЕ - ЕСЛИ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НАХОДИТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРИВАТИЗАЦИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРОВОДИЛАСЬ ПО ЗАКОНУ ИЛИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ВЫЯВЛЯТЬ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОВ, ДОПУЩЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ? (Ответы заявивших, что приватизация в большинстве случаев проводилась с нарушениями закона.)

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ЛИШАТЬ СОБСТВЕННОСТИ? (Ответы заявивших, что приватизация в большинстве случаев проводилась с нарушениями закона.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПРОТИВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОВ, НАДО ИЛИ НЕ НАДО ВОЗБУЖДАТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА? (Ответы заявивших, что приватизация в большинстве случаев проводилась с нарушениями закона.)

Приватизация – это преобразование государственной собственности в частную.

По сути, это процесс, который сопровождает сделки передачи или купли-продажи имущества государства или муниципалитета в частные руки. В нем задействовано минимум две стороны – одной из которых обязательно является государство. Существует разница между разгосударствлением и приватизацией. Последний термин определяет передачу имущества государства в частную собственность. Под разгосударствлением понимается упразднение государственной монополии и переход к многоукладной смешанной модели хозяйствования. То есть, происходит полная перестройка национального хозяйства и принципов его управления. Вследствие разгосударствления происходит:

  1. Создание многообразных форм собственности.
  2. Преобразование хозяйств в конкурентные.
  3. Приватизация

Получается, что приватизация является одной из форм разгосударствления. При ней происходит смена собственника имущества, децентрализация управления собственностью. Это явление может принимать различные формы, не только приватизацию. Например, государством может быть допущен коллектив предприятия к покупке его имущества. Перераспределение собственности может происходить в виде специальных денег и чеков. Так же может видоизменяться организационная структура предприятия, изменяться степень участия в приватизации отдельных субъектов.

Поэтому приватизация не является гарантом экономического развития. Она выступает в качестве инструмента построения рыночных конкурентных отношений. Сочетание частной и государственной собственности способно стать основой сильного национального хозяйства. Однако, для успешного использования коммерческого имущества необходимо грамотное управление и регулирование, которое, например, в России, оставляет желать лучшего. Таким образом, приватизация является одной из форм разгосударствления имущества.

Готовые работы на аналогичную тему

Разгосударствление собственности в России

Ваучерная приватизация осуществлялась в 92-94 годах. Граждане могли открывать приватизационные вклады, на которые должны были зачисляться денежные суммы. Но вместо этого закона была проведена ваучерная приватизация. Она заключалась в передаче прав собственности работникам предприятий, но сложность заключалась в том, что они не обладали равными правами. Ваучерная приватизация оказалась выгодной для руководителей, так как они смогли выкупить контрольные пакеты акций. Большая часть населения не понимала ценность ваучеров, поэтому стала продавать их скупщикам. Цена на них стремительно падала. Итогом стал рост социальной напряженности и расслоение общества по доходам.

Разгосударствление собственности в мире

Кризис семидесятых годов в мире привел к тому, что большая часть предприятий столкнулась с системными проблемами. Инфляция постоянно росла, поэтому им было сложно решить следующие вопросы:

  1. Повышение заработной платы.
  2. Перенос издержек на покупателей.
  3. Увеличение цен на продукцию, как следствие рост выручки.

Экономика в этот период замедлилась, покупательская способность снизилась, а у многих стран начался рост дефицита бюджета. Стабилизация экономики привела к росту прибыльности предприятий, однако, государственная модель хозяйствования продемонстрировала свою несостоятельность. Считается, что стимулом к приватизации стало желание снизить влияние профсоюзов. Приватизация позволила частным предпринимателям проводить более гибкую политику управления, в том числе, кадрами. Государственные предприятия смогли получить социальные меры поддержки. Пионером приватизации стала Великобритания. Ее примеру последовали другие государства, например, Бразилия и Новая Зеландия. В это же время назревал кризис в СССР и странах Восточной Европы, что еще сильнее убедило мировую общественность в необходимости частной собственности.

Исследования показали, что приватизация крупных предприятий способствовала укреплению их экономического положения и росту доходов. Так же положительным оказался опыт размещения акций на фондовых биржах. В странах Восточной Европы приватизированные компании смогли показать рост производительности на 20-30%. Переход имущества в частные руки способствовал росту инвестиционной привлекательности, демонополизации, формированию справедливой конкуренции. К отрицательным изменениям относят снижение деловой активности и занятости.

Неудачный опыт приватизации характерен для стран Латинской Америки. Великобритания, ставшая примером приватизации, в середине девяностых годов так же столкнулась с трудностями. Начался глубокий экономический спад, а государственных активов практически не осталось. Начался рост дефицита бюджета, который составил более 6%.

Законодательством РФ предусмотрено несколько механизмов осуществления приватизации. Ее субъектами могут быть как граждане, так и организации. Объектами приватизации в соответствии с законодательством становятся предприятия, квартиры, земельные участки, нежилые помещения. В чем заключаются особенности осуществления процедуры их передачи из собственности государства или муниципалитетов в частные руки? Какие документы при этом следует собирать?

Способы приватизации

Определение понятия приватизации

Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.

В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.

В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.

Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.

Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.

Способы приватизации предприятий

Способ приватизации — это метод, предусмотренный законом и установленный для конкретного субъекта правоотношений — гражданина или организации. Во многих случаях он также может характеризовать конкретный тип недвижимости.

Рассмотрим особенности обоих основных механизмов передачи имущества из собственности государства или муниципалитетов в частные руки, а также соответствующие им основные способы приватизации подробнее. Начнем с процесса перехода активов государственных или муниципальных органов в частные руки.

Какие варианты приватизации имущества государства и муниципалитетов допускает законодательство РФ?

В соответствии с законодательством РФ есть следующие способы приватизации имущества, которое принадлежит государственным или же местным органам власти:

  • преобразование предприятия, имеющего статус унитарного, в АО или ООО;
  • продажа имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, на аукционе, конкурсе;
  • продажа в рамках особых процедур ценных бумаг акционерных обществ, в том числе принадлежащих государству;
  • реализация имущества в рамках публичных предложений;
  • продажа активов, принадлежащих государству или муниципалитету, без публикации цены;
  • включение активов государственных или местных органов власти в уставные капиталы АО;
  • реализация акций АО по итогам доверительного управления в рамках механизмов, установленных законодательством.

Существует особая процедура, которая предусмотрена правовыми актами, регулирующими приватизацию, — преобразование имущественных комплексов предприятий в статусе унитарных в хозяйственные общества. Рассмотрим ее подробнее.

Формы и способы приватизации

Приватизация имущественных комплексов

Итак, способы приватизации, предусмотренные законодательством РФ, включают процедуру, которая представляет собой преобразование имущественных комплексов предприятий, что относятся к унитарным, в хозяйственные общества — например, АО или ООО. Данный механизм возможен, если величина уставного капитала соответствующего хозяйственного общества соответствует минимальному показателю, установленному законодательством РФ для АО, либо превышает его.

В способы приватизации имущественных комплексов, предусмотренные регулирующими правовыми актами, также входит преобразование соответствующих экономических субъектов в общества с ограниченной ответственностью. Это возможно, если среднесписочное количество сотрудников или выручка вследствие осуществления предпринимательской деятельности унитарного предприятия в течение 3 лет, предшествующих приватизации, не превышает предельных показателей, которые установлены законодательством РФ, регулирующим вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

В случае если величина уставного капитала, учреждаемого в рамках приватизации хозяйственного общества, становится ниже минимального показателя, установленного законодательством РФ для АО, имущественный комплекс подлежит преобразованию в ООО.

Приватизация государственного имущества: нюансы

Рассмотренные нами формы и способы приватизации государственного и муниципального имущества характеризуются довольно большим количеством нюансов, с точки зрения правоприменительной практики, отражающей выполнение теми или иными субъектами правоотношений требований законодательства РФ в части приватизации. Так, можно отметить, что процедура, о которой идет речь, чаще всего состоит из 3 этапов:

  • планирования;
  • рассмотрения компетентным субъектом различных документов;
  • непосредственно приватизации.

Конечно, в рамках каждого из них может быть большое количество иных процедур, но в целом передача имущества в собственность осуществляется именно в указанной последовательности.

Самый сложный этап, вне зависимости от того, какие конкретно способы приватизации имущества задействуются тем или иным субъектом правоотношений, — первый. В рамках данного этапа орган власти решает, соглашаться или нет на передачу тех или иных активов в частные руки. В рамках данной процедуры государственный или муниципальный орган осуществляет оценку объектов, которые в порядке, предусмотренном законодательством, могут подлежать приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

То, каким образом будет реализован рассматриваемый процесс на практике, определяется, прежде всего, конкретной категорией имущества. Например, если способы приватизации предприятий, предусмотренные законодательством РФ в целом, не предполагают существенных сложностей при передаче тех или иных объектов их государственной собственности в частную, то, к примеру, объект, который имеет историческую или культурную ценность, в силу требований законодательства не может быть передан во владение гражданину.

Решение о передаче частному лицу того или иного государственного актива принимается на уровне федеральных органов власти — прежде всего, Правительством РФ. Это предопределяет довольно долгий процесс. Поэтому субъектам правоотношений, рассчитывающим применить соответствующие условия, способы приватизации государственного имущества, может потребоваться затратить большое количество времени на реализацию рассматриваемой процедуры. В свою очередь, если человек взаимодействует с органом власти на уровне региона или муниципалитета — приватизация может пройти достаточно быстро.

Важнейший аспект приватизации имущества, принадлежащего государственным или муниципальным структурам — информационное обеспечение процесса приватизации. Рассмотрим его особенности подробнее.

Информационное обеспечение процедуры приватизации государственных либо муниципальных активов

Информационное обеспечение в данном контексте — это совокупность мероприятий, проводимых государственными или муниципальными структурами в целях обеспечения возможностей получения свободного доступа любых лиц к сведениям о приватизации. Тот или иной субъект правоотношений может, таким образом, узнавать способы приватизации муниципального имущества или же того, что принадлежат государству, а также при наличии возможности и объективной потребности — участвовать в данной процедуре.

Основной инструмент информационного обеспечения приватизации — опубликование в интернете сведений в формате прогнозных планов или программ по передаче того или иного имущества в частные руки. При этом на серверах компетентных государственных ведомств могут отражаться данные, касающиеся имущества как федерального, так и принадлежащего региональным или же муниципальным структурам.

Рассмотрим теперь те способы приватизации, что характеризуют данный процесс при рассмотрении его во втором контексте — как процедуры перехода в частные руки объектов жилой недвижимости, принадлежащих государству.

Особенности приватизации жилья

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Основные способы приватизации

Приватизация жилья: основные документы и рекомендации юристов

Если передаваемый от государства или муниципалитета гражданину объект недвижимости — квартира, то в целях оформления ее в собственность квартиросъемщику необходимо подготовить:

  • документы, удостоверяющие личности всех граждан, которые прописаны в квартире;
  • договор, по которому человек пользуется жильем на праве социального найма;
  • ордер, являющийся основанием для заселения гражданина в квартиру;
  • выписку из жилищно-коммунальной компании о том, что у заявителя отсутствуют долги за соответствующие услуги;
  • справку, подтверждающую тот факт, что человек ранее не реализовывал свое право на бесплатную приватизацию квартир, поскольку, как мы отметили выше, воспользоваться гражданин им может только 1 раз бесплатно;
  • выписку из государственного реестра прав владельцев недвижимости;
  • заявления от граждан, проживающих с человеком в приватизируемой квартире.

Если говорить о рекомендациях юристов касательно приватизации жилья — многие из них советуют обязательно уточнять, нет ли необходимости дополнить данный перечень документов какими-либо иными источниками непосредственно в государственных или муниципальных органах власти, с которыми гражданин предполагает взаимодействовать в рамках процедуры получения права собственности за соответствующие объекты недвижимости. Также юристы советуют следить за сроками действия соответствующих документов — многие из них, например, справка из жилищно-коммунальной компании, должны быть свежими.

Условия способы приватизации

Можно отметить, что законодательством РФ также предусмотрены способы приватизации государственной собственности и нежилых помещений гражданами. Рассмотрим особенности данной процедуры подробнее — опять же, с точки зрения подготовки человеком необходимых документов.

Приватизация нежилых помещений гражданами

Для того чтобы задействовать рассматриваемый механизм, гражданину нужно подготовить весьма объемный перечень различных источников, сопоставимый с тем, что нужен в рамках приватизации жилых помещений, а то и превосходящий его — как с точки зрения сложности комплектования, так и в плане общего количества источников, которые нужно собрать человеку. Так или иначе, заявитель должен предоставить в государственный или муниципальный орган, отвечающий за проведение приватизации, такие документы, как:

  • паспорт;
  • постановление, удостоверяющее правомерность приватизации помещения;
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты гражданином государственной пошлины;
  • выписка из кадастра;
  • заявление с обращением о проведении необходимых процедур, связанных с регистрацией права собственности;
  • контракт на аренду — если соответствующий документ является основанием для осуществления приватизации;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Как мы отметили выше, способы приватизации государственного и муниципального имущества, имеющего статус нежилого фонда, в общем случае реализуются на платной основе. Конкретные расходы на осуществление данной процедуры человеку, пользующемуся недвижимостью, следует уточнять в государственных и муниципальных органах власти, в которые он обращается.

Способы приватизации в России, предусмотренные законодательством, также позволяют гражданам оформлять в собственность земельные участки. Рассмотрим данную процедуру подробнее — опять же с точки зрения, прежде всего, сбора необходимых документов.

Оформление в собственность земельных участков: документы

Для того чтобы оформить земельный участок, изначально принадлежащий государству или муниципалитету, в собственность, гражданин должен подготовить такие документы, как:

  • заявление по установленной форме, в котором фиксируются сведения об участке, а также цель осуществления его приватизации;
  • паспорт гражданина — оригинал, а также ксерокопия;
  • выписка из единого реестра прав владельцев недвижимости;
  • кадастровый паспорт;
  • свидетельство о передаче земельного участка в пользование гражданину.

Приватизация через суд: подводные камни процедуры

Итак, мы рассмотрели основные формы и способы приватизации, которые осуществляются на основе норм федеральных источников права. Но в ряде случаев осуществление передачи права собственности на тот или иной объект от государства гражданину или организации требует участия судов.

Например, это может быть обусловлено расхождениями сторон правоотношений в рамках приватизации в трактовке положений федерального законодательства — в части различных подводных камней в нормах права, или же иными спорами, которые сторонам не удается разрешить совместными усилиями без привлечения арбитража.

Способы приватизации в России

Какие распространенные подводные камни в рамках рассматриваемых правоотношений характеризуют процесс взаимодействия граждан и государства? Чаще всего обращение в суд осуществляется гражданами в случаях, когда:

- возникают проблемы с определением правового статуса приватизируемых объектов недвижимости — например, по причине отсутствия сведений о квартире в государственных реестрах;

- есть необходимость доказать в суде преимущественное право на выкуп той или иной недвижимости у государства или муниципального органа власти — в то время как данной возможностью желают воспользоваться другие граждане, и не всегда правомерно, или же возникает другая проблема — конкретные ведомства препятствуют инициативе гражданина приобрести имущество.

В исковом заявлении, которое направляется в судебную инстанцию, юристы рекомендуют фиксировать:

  • название суда, данные об истце — его Ф. И. О., адрес проживания, регистрации,
  • предмет спора или обжалования того или иного решения,
  • перечень доказательств нарушения прав гражданина,
  • конкретные требования истца,
  • перечень документов, которые дополняют заявление.

Стоит отметить, что основные способы приватизации, рассмотренные нами, при условии, что субъекты соответствующих правоотношений уделяют достаточное внимание обеспечению законности сделки, не предполагают в общем случае каких-либо сложностей. Самое главное — вовремя собрать документы. Еще лучше — уточнить их перечень в компетентном государственном или муниципальном органе власти.

Что такое разгосударствление?

Законодательство о приватизации государственного имущества

Под приватизированием понимается процедура перехода государственной и муниципальной собственности к частным, физическим или юридическим лицам. В узком смысле слова это действительно понимается как переход жилых помещений в частное владение.

В широком понимании разгосударствление касается имущества, которым ранее владело государство. Это могут быть нежилые помещения, сельскохозяйственные и промышленные предприятия, культурные объекты. Впервые о разгосударствлении заговорили в 1990 году, но сам процесс начался в 1992 году. С тех пор был принят ряд законов и нормативных актов, регламентирующих разгосударствление.

Виды приватизации

В зависимости от того, что является объектом разгосударствления, приватизация бывает…

С точки зрения того, кто являлся собственником имущества, приватизация бывает:

  • государственной собственности;
  • муниципального имущества.

Юридически разницы практически не существует. Однако на практике процесс может отличаться из-за наличия местных, региональных нормативных актов, регулирующих процедуру.

Способы приватизации

Согласно действующему законодательству касаемо разгосударствления, которое вступило в силу в 2001 году, существуют следующие возможности приватизировать государственное или муниципальное имущество:

Продажа государственной доли акций предприятия

  • переоформление предприятия в акционерное общество;
  • превращение организации в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа акций или имущества на открытом аукционе;
  • продажа акций после управления лицом по доверенности;
  • продажа на бирже;
  • вложение имущества в создаваемые стратегические акционерные организации.

Ранее существовали и другие способы приватизирования, такие как продажа ваучеров, но после изменения законодательства они были отменены.

Процесс приватизации

Условия и порядок приватизации муниципальной собственности состоят из нескольких этапов. Первым шагом является планирование процедуры разгосударствления. На этом этапе муниципалитет определяет, какие объекты он может передать в частные руки, кто является их владельцем, анализирует, как объекты используются на текущем этапе. Также анализируются доходы от приватизации объектов муниципальной собственности.

Составляется прогнозный план или программа разгосударствления объектов, в которых указываются следующие данные:

  • точный адрес объекта;
  • его технические характеристики;
  • условия обременения — кто пользуется, срок эксплуатации, арендная плата;
  • способ приватизирования;
  • рыночная стоимость;
  • остаточная стоимость;
  • доход от приватизирования.

Утверждение процедуры приватизации

Следующим этапом является разработка нормативных актов и согласование требований и условий, согласно которым будет происходить процедура приватизирования. Здесь происходит выбор способа приватизирования. Способы определяются муниципалитетом в зависимости от сопутствующих обстоятельств. Заключительный этап — непосредственно сама приватизация.

При проведении процедуры должны соблюдаться следующие требования:

  • запрещается допускать покупку объектов разгосударствления государственными организациями или организациями, имеющими государственную долю в уставном капитале больше одной четверти;
  • обеспечение гласности и опубликование ежегодных планов и отчётов касательно процедуры;
  • зачисление доходов от приватизирования в местный бюджет.

Доходы, которые поступают в региональный бюджет, должны быть направлены на содержание социально-культурных и коммунально-бытовых объектов, а также на финансирование мероприятий по социальной защите граждан. Лицо, которое приобрело имущество, в свою очередь обязуется использовать его по целевому назначению, содержать и поддерживать объекты, а также обеспечить беспрепятственный доступ к имущественным объектам в случае необходимости.

Отличие приватизации имущества муниципалитета от собственности государства

Приватизация муниципальной собственности по нормативным актам ничем не отличается от разгосударствления. На практике же существует несколько отличий.

Приватизация муниципального имущества на торгах

Во-первых, переоформление квартир в частную собственность касается именно муниципалитета. Жилые здания являются муниципальным имуществом, редко когда такого рода недвижимость принадлежит государству. Примером государственного жилья являются военные городки и военные части. Такую собственность приватизировать нельзя, хоть в квартирах можно жить даже после выхода на пенсию.

Во-вторых, имущество муниципалитета чаще всего реализуется по меньшей стоимости, чем государственное. Поэтому один из наиболее распространённых способов проведения процедуры — это торги на аукционе. В остальном федеральный закон для этих видов собственности един.

Выгоды приватизации

Приватизирование объектов собственности муниципалитета выгодно в первую очередь самому муниципалитету и государству. Многие предприятия недвижимое имущество не используют, так как нет средств. Отдавая объект в частные руки, муниципалитет получает гарантию содержания и обеспечения предмета приватизации.

Задачи, которые решает процедура приватизирования:

  • увеличение эксплуатационной эффективности объектов;
  • уменьшение бюджетных расходов на содержание объекта и получение дохода за его реализацию;
  • предотвращение монопольного владения;
  • улучшение жилищных условий граждан.

Таким образом, мы видим, что процедура приватизирования имущества, которое ранее принадлежало муниципалитету, выгодно и частным лицам, и самим органам власти.

Читайте также: