Отличия права публичной и частной собственности на природные объекты

Обновлено: 13.05.2024

Право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
Право собственности на природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение.
Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе природных ресурсов конкретному лицу. Владение - это фактическое обладание вещью.
Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей, например - земельного участка.
Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких отличий от правомочий собственника природных объектов (ресурсов).
Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

1. Право частной собственности

2. Право государственной собственности

3. Право муниципальной собственности

Как субъективное гражданское право собственности определяетсякак закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания.

Оно состоит из двух элементов: титульной характеристики, т. е. оно регулирует, за кем закрепляются право собственности, полномочия собственника и иные связанные с этим вещные права, которые могут иметь различное – конституционное, административное, гражданско-правовое и иное содержание; самого содержания правомочий.

Право собственности на природные ресурсы – наиболее полное по объему вещное право, которое предоставляет его обладателю возможность по своему усмотрению решать вопросы использования принадлежащего ему имущества, осуществляя правомочия владения, пользования и распоряжения.

Конституционно закрепленное ст. 9 право собственностина землю и природные ресурсы является экологическим– оно ставит целостные интересы охраны окружающей среды выше интересов субъекта права собственности как одного из участников правового оборота. Оно предполагает большие ограничения для субъекта собственности в его господстве над объектом, чем фактически в любом другом случае

Право общего природопользования: общая характеристика, виды, принципы.


Право общего природопользования - это га­рантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно при­родной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека, поэтому является об­щедоступным и не требует какого-либо разреше­ния компетентных государственных органов.

Право общего природопользования непосредственно вытекает из Кон­ституции РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окру­жающую среду (ст. 42), и конкретизируется в нормах текущего законода­тельства - земельного, водного, лесного и др.

Так, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность для граждан бес­платно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс РФ - право общего водопользования граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 88), Земельный кодекс РСФСР - право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 76). Примерами установления права общего природопользования могут служить также нормы законодательства о разра­ботке гражданами общераспространенных полезных ископаемых и использо­вании недр для строительства подземных сооружений в пределах своих зе­мельных участков, использовании природной среды пригородных, зеленых зон, национальных, природных парков, курортных и лечебно-оздоровитель­ных местностей

Общее природопользование не требует какого либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атм. воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).

Право общего природопользования в определенной степени осуществляется в рамках сервитутного права, регулируемого Гражданским кодексом РФ и Водным кодексом РФ. Так, ст. 274 ГК РФ предусматривает возможность установления сервитута, т.е. права ограниченного пользования чужим земельным участком. Таким правом обладает, однако, ограниченный круг лиц. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут при этом носит в основном целевой характер. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего его установления.

Водный сервитут выступает в формах публичного и частного водных сервитутов (ст. 43 Водного кодекса РФ). Публичный водный сервитут дает право каждому пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Частный водный сервитут устанавливает право заинтересованных лиц на ограниченное пользование водными объектами, предоставленными в долгосрочное или краткосрочное пользование. Данный вид сервитута может устанавливаться либо в силу договора между водопользователем и субъектом сервитута, либо на основании судебного решения. Частный водный сервитут не является формой реализации права общего водопользования, так как предоставляется на основе договора или решения суда.

Публичные и частные водные сервитуты также носят целевой характер. Они могут устанавливаться в целях:

• .забора воды без применения сооружений, технических .средств и устройств;

• водопоя и прогона скота;

• использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др.

Для осуществления водных сервитутов, как и для реализации права общего водопользования, не требуется получения лицензии ва водопользование.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

Право собственности на природные ресурсы позволяет их владельцам распоряжаться этими ресурсами по своему усмотрению. Но существует ряд ограничений, которые собственники природных ресурсов обязаны соблюдать. Данные ограничения закреплены в действующем законодательстве.

Понятие собственности на природные ресурсы

Понятие собственности на природные ресурсы

По закону, право собственности на природные ресурсы — это возможность владения, пользования и распоряжения данным видом имущества. Причем следует учитывать, что эти права имеют определенные различия, связанные с конкретным типом ресурса. Например, несколько разновидностей редкоземельных металлов не могут находиться в собственности физических лиц.

Понятие права собственности на природные ресурсы — это совокупность законов, регулирующих принципы владения, пользования и распоряжения данными ресурсами. При этом, по закону, владение должно осуществляться с пользой не только для собственника, но и для общества в целом.

Основное отличие этого вида права: оно связано с множеством ограничений, накладываемых на владельцев подобной собственности. Например, одной из основных обязанностей владельцев становится соблюдение экологических норм. Требуется не только сохранение и грамотное использование ресурса — собственник обязан предотвращать любой ущерб, наносимый окружающей среде.

Субъекты и объекты

Субъектами этого типа права называют тех лиц, которые могут пользоваться природными ресурсами на установленных законом условиях. К субъектам относят:

  • Государство. Является основным собственником на все виды природных ресурсов. Его представителями являются муниципалитеты и органы местного самоуправления. Обладает исключительным правом на владение всеми ресурсами, находящимися на его территории.
  • Юридические лица. Стоит отметить, что в список входят как коммерческие, так и некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относят различные частные сообщества, занимающиеся охраной природы. В ряде случаев действуют от имени государства, и находятся на государственном финансировании.
  • Физические лица. К ним относятся российские и иностранные граждане.

В список объектов права на природные ресурсы входят все виды этого типа собственности. Список велик, поэтому предусмотрено несколько вариантов его деления.

Основным способом деления объектов данной категории права можно считать деление на неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

К неисчерпаемым относятся: солнечная энергия, ветер, сила приливов и отливов, и т. п. Государство не накладывает серьезных ограничений на их использование. Противоположность этого типа ресурсов — невозобновляемые. К ним относятся, преимущественно, различные полезные ископаемые. За их добычей государство строго следит, не допуская бесполезных трат.

Наиболее разнообразны возобновляемые природные ресурсы. В них входят:

  • Вода и воздух. В ряде случаев их относят к неисчерпаемым ресурсам. Но было доказано, что на текущий момент эти ресурсы нуждаются в охране и восполнении.
  • Почвы. В ряде случаев наиболее редкие виды почв, необходимые для редких видов растений, находятся под охраной государства.
  • Животные. В список обычно включают только диких животных. Выделяют типы, имеющие промысловое значение, и нуждающиеся в охране как находящиеся на грани вымирания.
  • Растения. Принцип разделения аналогичен применяемому к животным.
  • Отдельные типы быстровосполняемых минеральных ресурсов.

Все перечисленное является объектами права собственности на природные ресурсы. Принципы обращения с ними регулируются водным, лесным и земельным законодательством.

Содержание права собственности на природные ресурсы

Содержание права собственности на природные ресурсы

Согласно законодательству, собственник обладает несколькими основными правами, связанными с имеющимся у него имуществом:

  • Владение. Возможность обладать определенным объектом на правах его законного хозяина.
  • Пользование. Возможность эксплуатации конкретного имущества, с получением конкретных преимуществ или прибыли. Следует учитывать: в ряде случаев имеется ввиду не материальная прибыль.
  • Распоряжение. Возможность менять юридический статус определенного имущества. Сюда же входит отчуждение собственности, приобретение и прекращение права на нее.

В отношении большей части видов имущества эти права работают безоговорочно. Но при владении природными ресурсами на собственника накладывается ряд ограничений. Они связаны с основными особенностями, имеющимися у данного типа объектов права.

Главные особенности природных ресурсов как объекта имущественного права:

  • Влияние на экологию. Как уже упоминалось, все объекты права собственности на природные ресурсы связаны с экологией.
  • Этот ресурс не обладает базовой стоимостью, так как не был создан человеком. Стоимость определяется в процессе эксплуатации, и зависит от ряда факторов. Пример: исчезающие виды флоры и фауны. Их относительная цена высока из-за необходимости сохранения их, а вместе с ними — и определенных типов экосистем.
  • Все природные ресурсы являются основой благосостояния человека. Согласно статье 9 Конституции РФ, они охраняются, так как являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.
  • Использования описываемого типа имущества — это сфера, касающаяся не столько отдельных лиц, сколько общества в целом. Это связано с тем, что владение природными ресурсами связано с охраной природы, а это попадает в сферу интересов государства.

Отдельно стоит упомянуть тот факт, что ряд природных ресурсов в принципе не может считаться объектом собственности. Пример: воздух или ветер. Это же касается и воды. В частности, статья 31 Водного кодекса РФ утверждает: право собственности не может в полной мере распространяться на водоемы. Это связано с тем, что вода в природе циркулирует постоянно, и не способна принадлежать отдельному субъекту.

Формы собственности

Согласно действующему законодательству, выделяется три основных типа форм собственности на описываемые объекты. Владеть природными ресурсами могут:

  • Частные лица;
  • Государство;
  • Муниципальные организации.

Нужно обратить внимание: государство и муниципалитеты разделены на отдельные группы. Хотя, по сути, любой муниципалитет является органом самоуправления, представляющим интересы страны. Но определенные различия между этими видами собственности имеются.

В отношении собственности граждан не имеется различий, являются ли они юридическими или физическими лицами. Их права и обязанности, связанные с владением данным типом имущества, ничем не отличаются.

Природные ресурсы, принадлежащие государству

Природные ресурсы государства

Среди всех форм собственности, перечисленных в действующем законодательстве, приоритетным считается государственное владение природными ресурсами. Именно государство вправе передавать своим субъектам или гражданам возможность владения определенными типами имущества.

В список природных ресурсов, принадлежащих государству, входит:

  • Земля и земельные участки;
  • Недра и все, что в них содержится. Поэтому права на добычу полезных ископаемых передаются лишь на время, и являются частной разновидностью аренды;
  • Объекты животного мира;
  • Водные объекты;
  • Лесные объекты.

Вся энергетика, связанная с земными недрами, находится в ведении государства и его субъектов. Это же справедливо для использования рек и приливов для получения электроэнергии. С солнечной и ветряной энергией данные ограничения никак не связаны.

Имеется ряд территорий, относящихся к природным ресурсам, но находящихся в федеральной собственности. Их запрещено передавать даже муниципальным властям, так как они имеют стратегическое значение. Подобная защита права собственности распространяется на следующие объекты:

  • Территориальные воды;
  • Континентальный шельф;
  • Исключительная экономическая зона РФ.

Воздух и вода не принадлежат ни одному собственнику, в том числе и государству. Эти ресурсы являются достоянием всего человечества. Государство РФ обеспечивает их охрану и сохранение, но они не находятся в его исключительном пользовании или владении.

Ресурсы, принадлежащие гражданам

Граждане РФ и иностранцы имеют право владеть определенными природными ресурсами на постоянной основе. К объектам владения относят:

  • Земельные участки. При этом определенные типы земель не подходят для владения частными лицами, физическими или юридическими. А иностранцы не могут обладать участками, расположенными в пограничной зоне России. Основные права граждан на землю перечислены в статье 36 Конституции РФ.
  • Водные объекты. Допускается владение небольшими, обособленными водоемами, не связанными с другими объектами, находящимися на поверхности. Проточные водоемы не могут находиться во владении у частных лиц. Права собственников подобных объектов регулируются статьей 36 и статьей 40 Водного Кодекса РФ.
  • Лесные объекты. Граждане обладают ограниченным правом владения лесными ресурсами. Эти права описаны в статье 20 Лесного Кодекса РФ. В частности, это касается лесной растительности, расположенной на земельном участке в частной собственности. Гражданин имеет право распоряжаться и реализовать ее по своему усмотрению, в соответствии с законами РФ.

Закон требует, чтобы граждане всегда соблюдали основные требования, предъявляемые к собственникам природных ресурсов.

И здесь нужно разобраться с основаниями для возникновения и прекращения права собственности на этот тип имущества.

Сначала надо понять, что является основанием для возникновения прав на природные ресурсы:

  • Покупка, дарение, мена на основе соответствующего договора.
  • Наследование имущества.
  • Решение суда.
  • Приватизация.
  • Передача собственности муниципалитетом в пользу гражданина (граждан).

В описанных случаях работают общие принципы обращения с частной собственностью, перечисленные в статье 209 ГК РФ. А вот в случае прекращения имущественных прав работают принципы, характерные именно для владения природными ресурсами. Вот они:

  • Во владении гражданина оказалось имущество, владеть которым он не имел права. Например: земля, изначально принадлежащая заповеднику. Это же правило касается проточных водоемов, владения редкими видами животных и растений, недрами и т. п.
  • Гражданин не соблюдает экологические нормы, установленные действующим законодательством. Сюда входят любые нарушения, влияющие на экологическую обстановку. В случае малозначительных нарушений гражданин получает предупреждение. А серьезные преступления в сфере экологии часто приводят к конфискации имущества, относящегося к природным ресурсам.

Все прочие ситуации прекращения имущественных прав ничем не отличаются от стандартных ситуаций. Пример: заклад и невыплата залога, самовольный захват и т. п.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах:

  • как правовой институт;
  • как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.
Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Имеет ряд характерных признаков , отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота:

  1. признак овеществленности;
  2. признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды;
  3. признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы

Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

  • обращения взыскания на имущество по обязательствам;
  • изъятия для государственных нужд путем выкупа;
  • изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
  • перехода наследства государству;
  • реквизиции (изъятия у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества);
  • конфискации (безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке);
  • национализации (обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц).

АВ 2002г. Выпуск 33 Проблемы законодательного обеспечения прав собственности в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации в статье 9 закрепила положение о многообразии форм собственности на природные объекты. Последние могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Круг природных объектов, подлежащих регулированию, весьма разнороден. Это - земля, леса, воды, недра, объекты животного и растительного мира. Они разнообразны по своему значению в жизни общества, их доступности и экономическому предназначению, возможности регенерации и прочее.
С правовой точки зрения важной особенностью природных объектов является возможность их рационального использования и индивидуализации, оборотоспособность объектов и правовые формы их эксплуатации, организация публичного контроля за их использованием и т.д.
Это приводит к выводу, что регулирование различных природных объектов не может быть одинаковым, равно как установление для них многообразных форм собственности. Сегодня этот вывод весьма актуален, поскольку некоторые активно выступают за распространение частной собственности на все объекты природы, а другие выдвигают не менее весомые аргументы против распространения частной собственности на земельные участки, обособленные водные объекты.
Земли, являющиеся государственной и муниципальной собственностью, в статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации именуются земельными участками общего пользования. Их правовой режим в пункте 2 этой статьи ставится в зависимость от того, огорожен земельный участок или нет. А как же быть с ограничением доступа в пожароопасный период в леса и прочие не огороженные зоны?
Таким образом, появление Гражданского кодекса Российской Федерации обострило вопрос о соотношении его норм с положениями нормативных актов о правовом режиме природных объектов.
Гражданский кодекс Российской Федерации должен охватывать гражданские отношения. Вместе с тем Гражданский кодекс содержит нормы о собственности федеральной и собственности ее субъектов как собственности государства (ст. 214). В части второй этой статьи речь идет о природных ресурсах. Конечно, статьи об объектах природы можно было бы включать в Гражданский кодекс, признавая и регулируя эти отношения как частноправовые. Однако в Гражданском кодексе эти статьи, приведенные из Конституции Российской Федерации, не относятся к частной собственности. Упомянутые в ней природные ресурсы, кроме земли и обособленных водных объектов, по действующему законодательству не могут находиться в частной собственности. В пункте 3 указывается, что права собственника от имени Российской Федерации осуществляют органы государственной власти. Но таким образом Гражданский кодекс Российской Федерации уравнивает государственную собственность и права государства на нее с частной собственностью.
По общему правилу разграничение государственной федеральной собственности с собственностью субъектов Российской Федерации происходит на основе федеральных законов и совместно принимаемых решений органов власти Российской Федерации и ее субъектов.
Определение правового режима природных ресурсов регулируется Конституцией Российской Федерации (ст. 9, 36, 71, 72, 73), федеральными законами и другими правовыми актами. Основные положения в отношении субъектов Российской Федерации, закрепленные в этих документах, сводятся к следующему:
а) "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности" (ст. 9), однако их правовое положение применительно к каждому виду объектов решается специальными федеральными законами;
б) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными объектами, объектами животного мира, а также разграничение государственной собственности, природопользование, особо охраняемые природные территории, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72);
Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными правовыми актами, общими и специальными договорами между Федерацией и ее субъектами. Однако это весьма трудная теоретическая и практическая проблема. Поэтому природные объекты до сих пор практически не поделены между Федерацией и субъектами.
Что касается иных природных объектов, кроме земли и воды, то они в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в основном в государственной собственности, а некоторые из них - в муниципальной собственности. Государственная собственность может быть федеральной и собственностью субъектов Российской Федерации. Важнейшей особенностью этой собственности является то, что она находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Однако, признаваясь одной из форм собственности, она не определяется как общая собственность Федерации и субъектов, поскольку является еще и территорией, на которую распространяется их суверенитет.
Такое ее положение привело к тому, что распоряжение этой собственностью, и прежде всего разграничение федеральной собственности и собственности регионов, осуществляется не с помощью правил регулирования отношений собственности, а через не определенное в законодательстве понятие "находится в ведении", привнесенное из области регулирования административных отношений.
Словом, гражданско - правовые отношения заменены административными, при которых распоряжение осуществляют органы государственного управления двух уровней, связанные между собой субординацией вертикальных отношений.
Таким образом, "совместное ведение", хотя и регулирует отношения собственности, но не является управлением общим совместным или долевым имуществом, а скорее есть административное распоряжение. Нечеткость позиции в этом вопросе приводит к постоянному смешению в данной области административных функций "ведения", "управления" с гражданско - правовыми правомочиями "владения, пользования и распоряжения".
Практика использования такой формы регулирования порождает серьезные разногласия и вынуждает искать новые формы разрешения этой проблемы, которые могут быть достигнуты изменениями в Конституции Российской Федерации и природоресурсном федеральном и региональном законодательстве.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила отказ от монопольного права государственной собственности на природные ресурсы, а вместе с этим и от существовавшей ранее системы административного командования в области использования природных ресурсов. В данный период мы пока находимся в сложной системе отношений, которые регулируются как нормами гражданского, так и административного права. При этом все больше голосов специалистов и политиков склоняются к мнению о том, что следует реально осмыслить происходящие изменения и не спешить с заменой административно - правового регулирования гражданско - правовым, поскольку самого перехода объектов природы в область частноправовых отношений не произошло.
Земельные участки и участки недр Гражданским кодексом Российской Федерации признаны недвижимой вещью (имуществом), собственностью и на них распространено действие институтов вещного права. Стали признаваться гражданско - правовые сделки в отношении ряда природных ресурсов. Однако нормы гражданского права могут применяться в отношении к природным ресурсам лишь с учетом специфики правового регулирования этих объектов. Но именно здесь и заложены существенные противоречия, позволившие в отношении многих природных объектов вернуться к системе административно - командных методов регулирования.
Конституция Российской Федерации оставила нерешенными многие принципиальные проблемы в области использования природных объектов Федерацией и ее субъектами. Эти проблемы относятся к установлению четкого правового положения отдельных природных ресурсов, порядка и принципов разграничения собственности на природные ресурсы между Федерацией, ее субъектами и муниципальными органами, проблемам совместного управления природными ресурсами, порядку разрешения спорных вопросов и многое другое, что относится к созданию эффективного природоресурсного законодательства.
В настоящее время регулирование использования природных объектов формируется в русле гражданско - правового (частного) и административного (публичного) законодательства, тесно переплетающихся между собой. Здесь сказывается отсутствие четкой концепции развития системы законодательства, его ориентации на те или иные методы регулирования.
Государство должно учитывать публичные интересы в использовании природных ресурсов в интересах всего общества и ограничивать передачу природных объектов в частную и иные формы собственности, устанавливать прямое административное регулирование. На эту систему наслаиваются федеративные отношения, которые заставляют Федерацию делиться с субъектами имеющимися природными объектами. И это породило систему "совместного ведения", не огражденную от диктата федерального центра с его системой вертикального государственного управления на принципах субординации и стремления субъектов Федерации к автономии. Последнее оформляется в законах субъектов путем закрепления под их юрисдикцию всех природных ресурсов на своей территории без учета общегосударственных интересов Российской Федерации.
Такая ситуация порождает законы субъектов Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, которые, однако, не отменяются ни Конституционным судом, ни Генеральной прокуратурой Российской Федерации и на которые не реагируют законодательные органы Федерации.
Договоры между государственными органами Федерации ее субъектов стали выше Конституции Российской Федерации, противоречат и подменяют ее положения. В этой области издаются федеральные акты, противоречащие друг другу и не согласованные между собой.
Подобная ситуация сложилась в результате острой политической борьбы в центре и на местах и стремления органов власти Федерации и ее субъектов обладать природными ресурсами.
В этой области масса нерешенных проблем, относящихся к природным объектам, находящимся в государственной собственности: особо охраняемым объектам, природным ресурсам стратегического значения и особого назначения, таких как драгоценные металлы и камни, радиоактивные вещества.
Одной из важных является проблема формирования земельного рынка, решение которой затруднено в связи со столкновением интересов Федерации и регионов.
Думается, окончательно не выработана и концепция развития законодательства в области недропользования, лесопользования, водопользования. Недра, леса и воды в настоящее время целесообразно сохранить в публичной (государственной) собственности, поставив их использование под жесткий публичный контроль, особенно в вопросах сохранения стратегических ресурсов, охраняемых территорий (ценных месторождений полезных ископаемых, лесных ресурсов, биологических запасов).

Земля

В настоящее время использование значительной части земельного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и федеральным законом Об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Водные объекты

Условием закрепления в частную собственность водных объектов является их обособленность (замкнутость) в пределах земельного участка, находящегося в собственности земельного собственника. Водный кодекс устанавливает, что "владение, пользование и распоряжение указанными объектами осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации".
Многообразие форм собственности на водные объекты в принятом Водном кодексе Российской Федерации предполагает такие формы права собственности, как право государственной собственности на водные объекты (ст. 35), право муниципальной собственности (ст. 39), право собственности граждан и юридических лиц (ст. 40). При этом ограничения для последних форм связывается с обособленностью водных объектов в рамках земельного участка, являющегося муниципальной либо частной собственностью.
Водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. Это, как правило, обособленные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. Права собственников в отношении их осуществляют органы местного самоуправления.
Предметом права собственности выступает водный объект. Содержание права собственности основывается на положениях гражданского законодательства Российской Федерации и применяется к водам в той мере, в какой это не противоречит требованиям водного кодекса Российской Федерации (ст. 32 ВК РФ).
В муниципальной собственности, как и в собственности граждан и юридических лиц, находятся лишь обособленные (замкнутые), не имеющие связи водные объекты (ст. 39, 40).
Из приведенного в Водном кодексе Российской Федерации перечня водных объектов (ст. 36) большинство относится к федеральной государственной собственности. В кодексе приведен механизм формирования федеральной собственности. Он закрепляет федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, а управление ею предусматривает не через правомочия собственника, а через компетенцию органов власти и управления Федерации и ее субъектов (ст. 66).
Право государственной собственности на водные объекты принадлежит Российской Федерации, обладающей федеральной собственностью, и ее субъектам, обладающим собственностью субъектов Федерации (ст. 35 ВК РФ). В Водном кодексе Российской Федерации определены критерии, в соответствии с которыми те или иные объекты могут быть отнесены к федеральной либо собственности субъектов.
Разграничение функций проходит не через правомочия, а через государственное управление водными объектами путем выдачи лицензий на водопользование. Основываясь на практике регулирования отношений в недропользовании, лицензия на водопользование дополняется договором пользования водным объектом с закреплением условий пользования, принятых сторонами.
_________________________
Там дже

Леса

Лесной кодекс Российской Федерации не признает иных форм собственности на лесной фонд, кроме государственной (федеральной и собственности субъектов Федерации). Исключение составляют городские леса и лесные участки, не входящие в лесной фонд, судьба которых должна решаться федеральными законами.
Кодекс содержит статью 12, запрещающую оборот объектов лесных отношений. Единственный оборот в этой области возможен в виде передачи в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации части лесного фонда из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. В лесных отношениях, где вместо сторон выступают участники лесных отношений, граждане и иные субъекты лесных отношений могут иметь право собственности на древесно - кустарниковую растительность, расположенную в том числе и на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности.

Недра

Аналогичную позицию занимает законодательство и в отношении недр. В соответствии со статьей 1-2 "Закона о недрах" недра, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, находящейся в совместном ведении Федерации и субъекта Российской Федерации.
Закон выделяет в рамках государственной собственности на недра участки федерального и регионального значения. При этом территория континентального шельфа в Законе определяется как попадающая под юрисдикцию Федерации и на которую распространяются суверенные права Федерации.
Закрепив право государственной собственности, Закон подчеркивает, что недра не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в другой форме.
Добытые полезные ископаемые могут находиться в собственности Федерации, ее субъектов, муниципальной, частной и иных формах собственности. При этом статья устанавливает, что "права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами".
Закон о недрах предусматривает, что отдельные участки недр могут получить статус объектов федерального значения (ст. 2-1) на основании совместного решения федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Животный мир

Что касается объектов животного мира, то в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О животном мире" объекты животного мира являются государственной собственностью, разграниченной на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.
Владение, пользование и распоряжение этими объектами в соответствии с этой же статьей относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

© Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы, 2008
© Правовое управление, Информационно-аналитическое управление 2000-2008

Читайте также: