Отказ в согласовании границ земельного участка администрацией

Обновлено: 19.05.2024

О признании отказа Администрации города в выдаче схемы границ земельного участка незаконным

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА

к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Солнечногорск Московской области о признании незаконным отказа,

третьими лицами для участия в данном гражданском деле были привлечены: : Управление Росреестра по Московской области,

Определением Арбитражного суда Московской области от 14. 11. 2012 года произведена замена ненадлежащего ответчика – Администрация города – на надлежащего – Управление градостроительства и архитектуры администрации города.

Определением Арбитражного суда от 06.12 2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра.

Ответчик по заявленным истцом исковым требованиям возразил, указав, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации для организации зоны для активного отдыха детей на открытом воздухе. Ответчик в судебном заседании настаивал на том, что в настоящее время в отношении земельного участка переданного вышеуказанному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование осуществлен государственный кадастровый учет. Утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка приведет к его вклиниванию в другой земельный участок, оформляемый в муниципальную собственность.

В заседании суда 19 марта 2011 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 25 марта 2013 года, по окончании которого судебное заседание продолжено при участии представителей сторон, участвовавших до перерыва. После перерыва явились лица, участвующие до перерыва.

Стороны поддержали доводы изложенные ранее в предыдущих судебных заседаниях.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Московской области установил следующее.

Данный земельный участок вошел в перечень земельных участков, сформированный для включения в муниципальный контракт на выполнение работ по уточнению границ и площадей земельных участков для дальнейшего оформления права муниципальной собственности. На основании изложенного, согласно доводов ответчика, утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.

Согласночасти 1 статьи 198Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована ст. 34 Земельного кодекса РФ,

Согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29настоящего Кодекса (далее – уполномоченный орган).

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного впункте 2настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральнымзаконом"О государственном кадастре недвижимости".

Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному впункте 4настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).

Исходя из изложенного, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.

Земельный участок как объект прав возникает после описания его границ в установленном порядке и постановки на государственный кадастровый учет, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения.

Из взаимосвязанных положений земельного законодательства следует, что при рассмотрении обращения о предоставлении земельного участка орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками, должен учесть все обстоятельства и возможные основания как для отказа в предоставлении земельного участка, так и для его предоставления, что возможно только после составления и утверждениясхемы расположения испрашиваемого земельного участкана кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Статьей 85 ЗК РФ и статьями 8, 18, 23-29 Градостроительного кодекса РФ установлено, что вопросы территориального планирования являются компетенцией органов местного самоуправления. Это же напрямую следует и из положений пункта 4 статьи 34 ЗК РФ.

Поскольку схема размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории содержит не только чертеж планировки территории с учётом зонирования территории (п. 4 ст. 34 ЗК РФ), формируется с соблюдением норм отвода земель для конкретных видов деятельности в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК РФ), в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, но и содержит сведения о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, другие места общего пользования, линии связи, объекты инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры, границы зон объектов капитального строительства с учётом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей, придомовую территорию многоквартирных домов и т.п. сведения, то при отсутствии такой схемы размещения земельных участков на местности орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком не вправе принять окончательное решение по заявлению о предоставлении участка.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31октября 2012 года правообладателем учтенного земельного участка площадью 21 185 473 кв.м, является Российская Федерация.

Однако доказательств невозможности утверждения схемы спорного земельного участка в испрашиваемом предпринимателем районе ответчик в нарушение ст. 65, ч. 2 ст. 200 АПК РФ суду не предоставили.

При этом Арбитражный суд Московской области суд исходит из того, что при подаче заявления о предоставлении земельного участка в Департамент границы испрашиваемого земельного участка определяются заявителем условно, а его площадь указывается ориентировочно, а при утверждении схемы расположения этого участка на кадастровом плане соответствующей территории, его площадь и границы могут быть скорректированы органом местного самоуправления, с учетом имеющихся ограничений.

Невозможность формирования земельного участка в границах указанных заявителем, не означает, что этот участок не может быть сформирован в иных, скорректированных границах.

Согласно исковому заявлению истец- ДНП просит суд обязать ответчика утвердить и выдать схему расположения земельного участка, не относящегося к собственности Российской Федерации и входящего в состав неучтенных земельных участков в кадастровом квартале.

Доказательства невозможности формирования указанного земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлено.

Таким образом,отказ, выраженный в письмеот 25 июля 2012 года не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.

Согласно пунктам 1.2., 1.3. Положения об управлении градостроительства и архитектуры Администрации Управление градостроительства и архитектуры администрации города является органом администрации города Солнечногорска, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры.

На основании изложенного, заявленные требования к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации города обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Признать незаконным отказ Администрации, изложенный в письме от 25 июля 2012 года, в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, для целей не связанных со строительством, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Администрацию в течении месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, на кадастровом плане соответствующей территории для целей не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства).

В сентябре вступит в силу закон, который позволит владельцам земельных участков регистрировать в собственность излишки используемой земли. Но прежде нужно будет согласовать границы участков с соседями. Как это сделать, чтобы не пришлось потом спорить в суде?

Хотите зарегистрировать лишние сотки – придется обсудить границы участка с соседом

Президент Владимир Путин одобрил поправки в законы о кадастровой деятельности и государственной регистрации недвижимости 1 . Согласно новым правилам, если при проведении кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует землю, которая в документах не значится, он сможет оформить излишки в собственность.

При этом обязательным условием изменения границ земельного участка является их согласование с соседями – собственниками смежных участков.

В каком случае потребуется уточнение границ участка?

Провести процедуру уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуется в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ участка установлены с точностью, которая ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границы участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержится несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

С кем нужно будет согласовать границы участка?

Согласование необходимо с лицами, которые обладают смежными участками на праве собственности.

Если же земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности, то обсуждать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают этими участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. При этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.

Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более 5 лет, то согласовать границы нужно как с собственником, так и с арендатором.

Как согласовывать границы участка с соседями, чтобы не допустить земельных споров?

Судебные тяжбы, связанные с определением границ земельных участков, в числе самых сложных и длительных, поэтому важно урегулировать спор на стадии согласования границ. Чтобы их установить, собственник должен обратиться к кадастровому инженеру. Он проведет процедуру согласования границ индивидуально со всеми соседями или на общем собрании. По итогам составляется акт согласования, который подписывают все заинтересованные стороны.

Что будет, если кадастровый инженер не сможет связаться с соседом-смежником?

Собрание для согласования границ без установления их на местности проводится в ближайшем населенном пункте или в том, где земельные участки расположены. При этом кадастровый инженер может определить иное место по согласованию с заинтересованными лицами.

Кроме того, независимо от наличия или отсутствия информации об адресах заинтересованных лиц, извещение будет опубликовано в СМИ, если:

  • смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  • земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Если после извещения собственник или иной правообладатель не явился на собрание либо принял в нем участие, но не заявил возражений, местоположение границ земельного участка с его стороны считается согласованным.

Как не пропустить собрание, на котором будут согласовываться границы участков?

Собственнику следует внести свои контактные данные в ЕГРН через МФЦ. В противном случае границы земельных участков могут быть согласованы без его участия.

Как было указано выше, в некоторых случаях извещение о проведении собрания публикуется только в средствах массовой информации. Поэтому необходимо регулярно изучать местные СМИ.

Что делать, если владельцы участков не согласны с расположением смежных границ?

При наличии возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

При этом согласование границ земельного участка является правом, а не обязанностью собственника. Поэтому для отказа в согласовании границ не требуются юридические основания.

Как в суде решаются споры о согласовании границ земельных участков?

Принимая решение обратиться в суд, необходимо понимать возможные риски. Дело в том, что законодательство не предусматривает определенного способа защиты прав в такой ситуации. Человек, подавший иск, рискует получить отказ в удовлетворении заявленных требований.

Судебная практика весьма противоречива. Федеральные суды некоторых округов в своих постановлениях допускают возможность понуждения смежного землепользователя к согласованию. В то же время другие суды приводят аргументы, свидетельствующие о невозможности удовлетворения такого требования. Главный из аргументов – в соответствии с законом согласование акта является правом, а не обязанностью.

Когда суд обязывает смежного землепользователя согласовать границы земельного участка, процесс исполнения судебного акта может затянуться. Особенно в том случае, если горе-сосед целенаправленно отказывается от согласования, планируя подзаработать на этом.

При таких обстоятельствах можно подать иск о признании права собственности на участок в определенных границах, что сделает судебный акт в случае удовлетворения иска более исполнимым.

При подготовке иска необходимо помнить: если неизвестно местонахождение лица, которого необходимо привлечь к участию в деле, заявитель может обратиться в суд с ходатайством об оказании помощи в его розыске. В случае удовлетворения ходатайства суд может истребовать эту информацию у органов ФМС, МВД, нотариусов и т.п.

Также стоит иметь в виду: почти во всех подобных делах суд проводит судебную землеустроительную экспертизу. И оплатить эту экспертизу должен заявитель.

О признании отказа Администрации города в выдаче схемы границ земельного участка незаконным

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА

к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Солнечногорск Московской области о признании незаконным отказа,

третьими лицами для участия в данном гражданском деле были привлечены: : Управление Росреестра по Московской области,

Определением Арбитражного суда Московской области от 14. 11. 2012 года произведена замена ненадлежащего ответчика – Администрация города – на надлежащего – Управление градостроительства и архитектуры администрации города.

Определением Арбитражного суда от 06.12 2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра.

Ответчик по заявленным истцом исковым требованиям возразил, указав, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации для организации зоны для активного отдыха детей на открытом воздухе. Ответчик в судебном заседании настаивал на том, что в настоящее время в отношении земельного участка переданного вышеуказанному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование осуществлен государственный кадастровый учет. Утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка приведет к его вклиниванию в другой земельный участок, оформляемый в муниципальную собственность.

В заседании суда 19 марта 2011 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 25 марта 2013 года, по окончании которого судебное заседание продолжено при участии представителей сторон, участвовавших до перерыва. После перерыва явились лица, участвующие до перерыва.

Стороны поддержали доводы изложенные ранее в предыдущих судебных заседаниях.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Московской области установил следующее.

Данный земельный участок вошел в перечень земельных участков, сформированный для включения в муниципальный контракт на выполнение работ по уточнению границ и площадей земельных участков для дальнейшего оформления права муниципальной собственности. На основании изложенного, согласно доводов ответчика, утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.

Согласночасти 1 статьи 198Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована ст. 34 Земельного кодекса РФ,

Согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29настоящего Кодекса (далее – уполномоченный орган).

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного впункте 2настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральнымзаконом"О государственном кадастре недвижимости".

Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному впункте 4настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).

Исходя из изложенного, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.

Земельный участок как объект прав возникает после описания его границ в установленном порядке и постановки на государственный кадастровый учет, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения.

Из взаимосвязанных положений земельного законодательства следует, что при рассмотрении обращения о предоставлении земельного участка орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками, должен учесть все обстоятельства и возможные основания как для отказа в предоставлении земельного участка, так и для его предоставления, что возможно только после составления и утверждениясхемы расположения испрашиваемого земельного участкана кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Статьей 85 ЗК РФ и статьями 8, 18, 23-29 Градостроительного кодекса РФ установлено, что вопросы территориального планирования являются компетенцией органов местного самоуправления. Это же напрямую следует и из положений пункта 4 статьи 34 ЗК РФ.

Поскольку схема размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории содержит не только чертеж планировки территории с учётом зонирования территории (п. 4 ст. 34 ЗК РФ), формируется с соблюдением норм отвода земель для конкретных видов деятельности в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК РФ), в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий, строений, сооружений, но и содержит сведения о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, другие места общего пользования, линии связи, объекты инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры, границы зон объектов капитального строительства с учётом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей, придомовую территорию многоквартирных домов и т.п. сведения, то при отсутствии такой схемы размещения земельных участков на местности орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком не вправе принять окончательное решение по заявлению о предоставлении участка.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31октября 2012 года правообладателем учтенного земельного участка площадью 21 185 473 кв.м, является Российская Федерация.

Однако доказательств невозможности утверждения схемы спорного земельного участка в испрашиваемом предпринимателем районе ответчик в нарушение ст. 65, ч. 2 ст. 200 АПК РФ суду не предоставили.

При этом Арбитражный суд Московской области суд исходит из того, что при подаче заявления о предоставлении земельного участка в Департамент границы испрашиваемого земельного участка определяются заявителем условно, а его площадь указывается ориентировочно, а при утверждении схемы расположения этого участка на кадастровом плане соответствующей территории, его площадь и границы могут быть скорректированы органом местного самоуправления, с учетом имеющихся ограничений.

Невозможность формирования земельного участка в границах указанных заявителем, не означает, что этот участок не может быть сформирован в иных, скорректированных границах.

Согласно исковому заявлению истец- ДНП просит суд обязать ответчика утвердить и выдать схему расположения земельного участка, не относящегося к собственности Российской Федерации и входящего в состав неучтенных земельных участков в кадастровом квартале.

Доказательства невозможности формирования указанного земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей в материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлено.

Таким образом,отказ, выраженный в письмеот 25 июля 2012 года не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.

Согласно пунктам 1.2., 1.3. Положения об управлении градостроительства и архитектуры Администрации Управление градостроительства и архитектуры администрации города является органом администрации города Солнечногорска, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры.

На основании изложенного, заявленные требования к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации города обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Признать незаконным отказ Администрации, изложенный в письме от 25 июля 2012 года, в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, для целей не связанных со строительством, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Администрацию в течении месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, на кадастровом плане соответствующей территории для целей не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства).

Заявитель является одним из трех собственников земельного участка, право собственности оформлено в 2017 году. Межевание участка ранее не проводилось, собственники хотят провести межевание для дальнейшей продажи участка. При этом двое собственников хотят провести межевание, третий отказывается.

Вопрос

Как в этой ситуации провести межевание участка?

Ответ юриста

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

КонсультантПлюс: примечание. С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в часть 4 статьи 39 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".

(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

КонсультантПлюс: примечание. С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в пункт 2 части 8 статьи 39 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ).

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА извещения приведена в Приложении к приказу Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 735.

10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Статья 40. Акт согласования местоположения границ

1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

5. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными.

Резюмируем: два собственника могут обратиться к кадастровому инженеру за проведением межевания земельного участка, он готовит извещение для всех заинтересованных лиц о том, что будет проходить согласование границ земельного участка в определенное время. Если третий сособственник не явится, по его части земельного участка будет установлено предварительное межевание. Если при повторном уведомление не явится, то границы будут считаться полноценно установленными.

После того, как межевание земельного участка будет окончено, двум другим собственникам нужно правильно реализовать право преимущественной покупки, согласно ст. 250 ГК РФ.

Статья 250. Преимущественное право покупки

1. При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов, а также случаев продажи доли в праве общей собственности на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Публичные торги для продажи доли в праве общей собственности при отсутствии согласия на это всех участников долевой собственности могут проводиться в случаях, предусмотренных частью второй статьи 255 настоящего Кодекса, и в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.

Если остальные участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. В случае, если все остальные участники долевой собственности в письменной форме откажутся от реализации преимущественного права покупки продаваемой доли, такая доля может быть продана постороннему лицу ранее указанных сроков.

Особенности извещения участников долевой собственности о намерении продавца доли в праве общей собственности продать свою долю постороннему лицу могут быть установлены федеральным законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

3. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

4. Уступка преимущественного права покупки доли не допускается.

5. Правила настоящей статьи применяются также при отчуждении доли по договору мены.

Информация для сведения:

Согласно п. 2 ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.

Если остальные участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. В случае, если все остальные участники долевой собственности в письменной форме откажутся от реализации преимущественного права покупки продаваемой доли, такая доля может быть продана постороннему лицу ранее указанных сроков.

Если имеется возможность передать уведомление лично и получить расписку о получении, это отлично, но в большинстве случаев, если нет возможности договориться с другим сособственником, оформляем нотариальное уведомление и направляем заказным письмом с уведомлением с описью сложением по адресу регистрации сособственника. Далее выжидаем время рассмотрения уведомления (1 календарный месяц) с учетом времени доставки почты до отправителя Уведомления. Если другой собственник на выкуп доли не согласился и не выразил свою волю на это, реализуем процедуру продажи доли третьему лицу (все уведомления, которые направлялись другому собственнику, необходимо сохранить).

Если же при процедуре межевания земельного участка третий собственник заявит мотивированное возражение на проведение межевания, можно тогда подать исковое заявление в суд о выделе доли в натуре, согласно ст. 252 ГК РФ.

Читайте также: