Особый порядок распоряжения имуществом

Обновлено: 16.05.2024

Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при приеме-передаче нефи­нансовых активов между организациями государственного сектора. По­этому на практике подобные операции вызывают множество вопросов и проблем.

Рассмотрим варианты решений, которые может принять уч­реждение, исходя из условий, на которых передается имущество.

Безвозмездное поступление

Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автоном­ных) учреждений операций по безвозмездному поступлению нефи­нансовых активов от различных организаций госсектора зависит ис­ключительно от категории поступающего имущества.

Стоимость нефинансовых активов, которыми учреждения не впра­ве распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), относится в кредит счета 4 210 06 000 "Рас­четы с учредителем". При поступлении иного имущества его стои­мость учитывается как увеличение финансового результата по креди­ту счета 4(2) 401 10 180 "Прочие доходы". Если по поступающим объ­ектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны быть отражены по дебету счетов 4 210 06 000, 4(2) 401 10 180.

Применяемая методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному.

Действующее законодательство не содержит ограничений для отнесения движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 02-03-10/5026).

Перечни особо ценного движимого имущества учреждений опре­деляются их учредителями (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее -Закон № 7-ФЗ; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее — Закон № 174-ФЗ).

Таким образом, до включения в установленном порядке движи­мого имущества в соответствующий перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналити­ческой группе 20 "Особо ценное движимое имущество учреждения".

Соответственно, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество учреждение не рас­полагает решением учредителя о его включении в состав особо цен­ного, в учете отражается поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации в корреспон­денции со счетом 4(2) 401 10 180.

После поступления документов, подтверждающих включение уч­редителем определенных объектов в состав особо ценного движимо­го имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 "Нефинансо­вые активы" в разрезе соответствующих аналитических счетов от­ражается изменение категории имущества:

  • перевод основных средств по балансовой стоимости

Кредит 410130 310;

Кредит 4104 20 410.

Одновременно остаточная стоимость имущества может быть уч­тена по дебету счета 4 401 10 180 и кредиту счета 4 210 06 000.

Корреспонденции счетов в отношении иму­щества, поступающего в рамках деятельности по выполнению госу­дарственного (муниципального) задания, а также в рамках приносящей доход дея­тельности смотрите в полной версии статьи.

Безвозмездная передача

При передаче имущества любым организациям государственного сектора бюджетному (автономному) учреждению необходимо:

  • получить от учредителя документы, подтверждающие согласова­ние операции по передаче имущества (если передается недвижи­мое и особо ценное движимое имущество);
  • согласовать с принимающей стороной саму возможность переда­чи, а также ее сроки.

Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономно­го) учреждения операций по безвоз­мездной передаче нефинансовых активов различным организациям госсектора также зависит только от категории передаваемого имуще­ства.

Окончательное решение о порядке отражения в учете операций, связанных с безвозмездным получением (передачей) нефинансовых активов, между учреждением и иными организациями госсектора принимает учредитель.

АКЦИЯ ГОДА

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 1998, N 48, ст. 5849; 1999, N 28, ст. 3473; 2002, N 12, ст. 1093, N 52, ст. 5141; 2003, N 52, ст. 5031; 2006, N 3, ст. 282, N 6, ст. 636, N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 37, N 1, ст. 39, N 10, ст. 1151, N 22, ст. 2563, N 22, ст. 2562, N 30, ст. 3753, N 30, ст. 3799, N 45, ст. 5415, N 48, ст. 5814, N 49, ст. 6047, N 49, ст. 6078, N 27, ст. 3213, N 49, ст. 6039, N 49, ст. 6061; 2008, N 20, ст. 2253, N 30, ст. 3604, N 30, ст. 3616, N 30, ст. 3617; 2009, N 23, ст. 2762, N 29, ст. 3582, N 29, ст. 3607; 2010, N 15, ст. 1736, N 19, ст. 2291, N 21, ст. 2526, N 30, ст. 3995; 2011, N 1, ст. 49, N 23, ст. 3264, N 30, ст. 4568, N 30, ст. 4587, N 30, ст. 4590, N 45, ст. 6321, N 47, ст. 6607; 2012, N 31, ст. 4323, N 43, ст. 5787, N 53, ст. 7650; 2013, N 7, ст. 609; 2013, N 27, ст. 3464; 2013, N 27, ст. 3477; 2013, N 52, ст. 6961; 2013, N 44, ст. 5630, N 52, ст. 6978; 2014, N 8, ст. 738; 2014, N 14, ст. 1531, N 23, ст. 2932; N 30, ст. 4237, N 42, ст. 5611, N 45, ст. 6139, N 48, ст. 6639, N 52, ст. 7551; 2015, N 1, ст. 58, N 10, ст. 1413, N 14, ст. 2020, N 18, ст. 2618, N 29, ст. 4351, N 48, ст. 6707, N 48, ст. 6724; 2016, N 1, ст. 56, N 5, ст. 559, N 11, ст. 1494, N 14, ст. 1912, N 22, ст. 3097, N 23, ст. 3303, N 27, ст. 4169, N 27, ст. 4219, N 27, ст. 4220, N 27, ст. 4305, N 52, ст. 7498; 2017, N 24, ст. 3482, N 31, ст. 4766, N 47, ст. 6846; 2018, N 1, ст. 90, N 7, ст. 975, N 27, ст. 3947, N 31, ст. 4849), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4236; 2011, N 20, ст. 2829; 2012, N 1, ст. 170; 2014, N 52, ст. 7775; 2018, N 51, ст. 8003; 2019, N 10, ст. 971) и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4237) приказываю:

1. Утвердить Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за федеральным государственным научным бюджетным учреждением "Российский институт стратегических исследований" учредителем либо приобретенным федеральным государственным научным бюджетным учреждением "Российский институт стратегических исследований" за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Определить перечень особо ценного движимого имущества федерального государственного научного бюджетного учреждения "Российский институт стратегических исследований" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Установить, что ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется федеральным государственным научным бюджетным учреждением "Российский институт стратегических исследований" на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости, об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) и реестровом номере федерального имущества на бумажном носителе и в электронной форме (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему приказу).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федерального агентства

по управлению государственным имуществом

к приказу Федерального агентства

по управлению государственным имуществом

от 14 июня 2019 г. N 138

СОГЛАСОВАНИЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ ОСОБО ЦЕННЫМ ДВИЖИМЫМ

ИМУЩЕСТВОМ, ЗАКРЕПЛЕННЫМ НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ ЗА ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАУЧНЫМ

БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ" УЧРЕДИТЕЛЕМ ЛИБО ПРИОБРЕТЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАУЧНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "РОССИЙСКИЙ

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ" ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ,

ВЫДЕЛЕННЫХ ЕГО УЧРЕДИТЕЛЕМ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ТАКОГО ИМУЩЕСТВА

1. Порядок согласования распространяется на виды особо ценного движимого имущества, определяемые в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4237).

2. ФГНБУ РИСИ без согласия Федерального агентства по управлению государственным имуществом не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем либо приобретенным ФГНБУ РИСИ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

3. При осуществлении распорядительных действий с особо ценным движимым имуществом указанное имущество должно быть учтено в реестре федерального имущества.

4. Руководитель ФГНБУ РИСИ несет персональную ответственность за выполнение требований настоящего Порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Для согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом ФГНБУ РИСИ направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на бумажном и электронном носителях следующие документы:

а) письмо, подписанное руководителем ФГНБУ РИСИ (лицом, исполняющим его обязанности), содержащее:

обоснование и цель совершения сделки;

сведения о лице, с которым планируется заключить сделку (фирменное наименование, организационно-правовая форма, адрес юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для физического лица);

предмет и цену сделки в рублях (числом и прописью), включая налог на добавленную стоимость;

сроки исполнения обязательств, возникающих из сделки;

источники финансирования сделки;

иные существенные условия сделки;

б) проект предлагаемого к заключению договора со всеми приложениями к нему;

в) проект акта приема-передачи особо ценного движимого имущества, являющегося предметом сделки, с указанием наименования передаваемого объекта основных средств, его инвентарного номера, даты ввода в эксплуатацию, остаточной стоимости и сумм начисленной амортизации;

г) копия инвентарной карточки учета особо ценного движимого имущества, являющегося предметом сделки;

д) заверенные копии правоустанавливающих и регистрационных (в случаях, когда государственная регистрация имущества предусмотрена законодательством Российской Федерации) документов на особо ценное движимое имущество;

е) справка о балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, являющегося объектом сделки;

ж) копии бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГНБУ РИСИ за отчетный финансовый год и на последнюю отчетную дату;

з) копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), юридического лица, с которым планируется заключить сделку;

и) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о юридическом лице, с которым планируется заключить сделку, выданная не позднее чем за месяц до даты подачи документов;

к) отчет об оценке рыночной стоимости особо ценного движимого имущества, являющегося предметом сделки, подготовленный в случаях, предусмотренных законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, произведенной не ранее чем за 3 (три) месяца до его представления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

л) финансово-экономическое обоснование целесообразности предлагаемого ФГНБУ РИСИ способа распоряжения особо ценным движимым имуществом;

м) справка о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности ФГНБУ РИСИ;

н) документ, подтверждающий отнесение объекта к особо ценному движимому имуществу.

6. Направляемые в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом документы должны быть заверены подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью ФГНБУ РИСИ, а также размещены на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

7. Отчет об оценке рыночной стоимости права пользования особо ценным движимым имуществом, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также руководителем юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор. При этом подписи должны являться усиленными квалифицированными электронными подписями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Письмо ФГНБУ РИСИ о согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом и прилагаемые к нему документы регистрируются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в течение одного рабочего дня с момента его поступления.

9. Срок рассмотрения и принятия решения по представляемым в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом документам составляет 30 (тридцать) дней с даты их регистрации при условии представления ФГНБУ РИСИ полного комплекта документов, необходимых для согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом.

10. По результатам рассмотрения документов Федеральным агентством по управлению государственным имуществом принимается решение о согласовании либо об отказе в согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом.

11. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает решение об отказе в согласовании письма ФГНБУ РИСИ о распоряжении имуществом в случаях, если:

а) установлено несоответствие информации и документов, представленных ФГНБУ РИСИ, требованиям законодательства Российской Федерации;

б) документы представлены не в полном объеме либо в представленном письме или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;

в) передача ФГНБУ РИСИ имущества приведет к невозможности осуществления им деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом ФГНБУ РИСИ, или существенно затруднит эту деятельность;

г) сделка по отчуждению имущества не обоснована потребностями ФГНБУ РИСИ, не соответствует целям, предмету и видам его деятельности.

12. При вынесении решения об отказе в согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом ФГНБУ РИСИ имеет право повторно обратиться в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом после устранения выявленных нарушений с возобновлением сроков рассмотрения.

13. В случае, если для принятия решения о согласовании передачи имущества требуются дополнительные материалы и/или разъяснения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет в ФГНБУ РИСИ запрос о представлении соответствующих документов с указанием срока, в который необходимо их представить.

При этом срок рассмотрения документов приостанавливается до дня регистрации в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом затребованных у ФГНБУ РИСИ документов и/или разъяснений.

При непредставлении ФГНБУ РИСИ документов и/или разъяснений в установленный срок Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает решение об отказе в согласовании распоряжения имуществом, о чем письменно информирует ФГНБУ РИСИ.

14. Решение о согласовании распоряжения ФГНБУ РИСИ имущества (либо отказе в согласовании) оформляется письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом за подписью заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, осуществляющего курирование деятельности ФГНБУ РИСИ, и направляется в ФГНБУ РИСИ.

15. Обращение руководителя ФГНБУ РИСИ с прилагаемыми к нему документами не возвращается.

16. Учет и хранение обращения руководителя ФГНБУ РИСИ с прилагаемыми к нему документами, протоколов, решений осуществляет уполномоченное структурное подразделение Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

к приказу Федерального агентства

по управлению государственным имуществом

от 14 июня 2019 г. N 138

ОСОБО ЦЕННОГО ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕННОГО НА ПРАВЕ

ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗА ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

НАУЧНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ

1. Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 тысяч рублей.

1.1. Компьютерное и телекоммуникационное оборудование, оргтехника и средства связи, информационные системы и программно-аппаратные комплексы, фотоаппаратура и киноаппаратура.

1.2. Средства транспортные, машины и оборудование.

1.3. Аудиооборудование и видеооборудование, мебель и предметы интерьера.

1.4. Охранные системы, системы вентиляции и кондиционирования, системы пожаротушения, системы связи и передачи данных (в том числе аппаратные комплексы указанных систем).

1.5. Силовые машины и оборудование, торгово-технологическое оборудование, оборудование коммунально-бытового назначения, в том числе инженерные системы и комплексы.

1.6. Объекты библиотечного фонда.

2. Иное движимое имущество, без которого осуществление ФГНБУ РИСИ предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено.

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

к приказу Федерального агентства

по управлению государственным имуществом

от 14 июня 2019 г. N 138

Реестровый номер федерального имущества

Наименование движимого имущества

Инвентарный (учетный) номер (при его наличии)

Дата постановки на учет

Балансовая стоимость (руб.)

I. Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 тысяч рублей

Имущество, учтенное на балансовых счетах

Имущество, учтенное на забалансовых счетах

II. Иное движимое имущество, без которого осуществление ФГНБУ РИСИ предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено

Имущество, учтенное на балансовых счетах

Имущество, учтенное на забалансовых счетах

III. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда

Имущество, учтенное на балансовых счетах

Имущество, учтенное на забалансовых счетах

"О внесении изменений в план информатизации Федерального агентства связи на 2019 финансовый год и плановый период 2020 - 2021 гг., утвержденный приказом Федерального агентства связи от 07.02.2019 N 21"

Нюансы учета особо ценного имущества АУ

В статье напомним, какие требования установлены законодательством в части учета имущества автономных учреждений, которым оно не вправе распоряжаться самостоятельно.

В пункте 2 ст. 3 Федерального закона № 174н[1], а также в п. 2 ст. 298 ГК РФ определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Напомним, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, иное имущество, отнесенное к данной категории законом (ст. 130 ГК РФ).

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  1. Вычислительная техника.
  2. Информационное оборудование.
  3. Машины и иное оборудование.
  4. Оборудование систем связи.
  5. Оргтехника.
  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.
  7. Средства измерения и управления.
  8. Транспортные средства.

Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:

– имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;

– иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

– имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).

По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ).

При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02‑03‑10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.

Отметим также, что Постановление № 538 не содержит ограничений для отнесения имущества автономных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, к категории ОЦДИ уже после изменения типа. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 13.01.2020 № 02‑07‑10/668, от 07.05.2019 № 02‑07‑05/33148, от 31.08.2017 № 02‑06‑10/56069. Таким образом, имущество, приобретенное за счет собственных средств, может быть отнесено к категории ОЦДИ (включено в перечень ОЦДИ) исходя из стоимостного или иного критерия в зависимости от того, какой порядок установлен учредителем учреждения.

Таким имуществом (приобретенным за счет приносящей доход деятельности, включенным в перечень ОЦДИ, но не закрепленным за учреждением в установленном порядке) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно Письму Минфина РФ № 02‑06‑10/56069 учреждение при ведении перечня ОЦДИ может предусмотреть обособленно вести в нем два раздела:

  1. ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно.
  2. ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Обособление в учете имущества, которым учреждение не вправе
распоряжаться самостоятельно.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ автономные учреждения обязаны вести в установленном порядке обособленный учет:

1) недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

2) особо ценного движимого имущества.

В целях бухгалтерского учета нефинансовых активов инструкциями № 157н[2], 183н[3] предусмотрены счета:

К указанным счетам применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, в частности:

Операции на указанных счетах отражаются в зависимости от источника приобретения имущества по соответствующим кодам вида финансового обеспечения, в частности:

– 2 – собственные доходы (приносящая доход деятельность);

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

– 5 – субсидии на иные цели;

– 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Если расходы, связанные с приобретением (созданием) основных средств или нематериальных активов, произведены по КВФО 5, 6, вложения в указанные объекты учета, отраженные на соответствующих счетах 5 (6) 106 20 000, необходимо перевести на КВФО 4 (счет 4 106 20 000). Принятие к учету объектов основных средств и нематериальных активов по КВФО 5, 6 не допускается, такие операции отражаются по КВФО 4 (по дебету счетов 4 101 20 000, 4 102 20 000 и кредиту счета 4 106 20 000).

Таким образом, на счетах бухгалтерского учета имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, обособляется следующим образом:

– закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 101 10 000, 2 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000, 2 10х 20 000, 7 10х 20 000 (в части ОЦДИ);

– приобретенное автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств (учитывается на счетах 4 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000 (в части ОЦДИ).

Корректировка показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется только в случае поступления или выбытия названного имущества при составлении годовой бухгалтерской отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год) и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Увеличен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств собственника

Уменьшен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости выбывающего имущества (при выбытии недвижимого имущества и ОЦДИ, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, при передаче объектов основных средств, нематериальных активов учредителю, собственнику, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) и извещения (ф. 0504805). На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000 (2 210 06 000) учреждение направляет учредителю указанное извещение в порядке, установленном учредителем.

В отношении ОЦДИ, приобретенного учреждением за счет приносящей доход деятельности (включенного в перечень ОЦДИ), но не закрепленного в установленном порядке за учреждением (имущество, которое приобретено после изменения его типа), показатели по счету 2 210 06 000 формированию не подлежат (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/60698).

В связи с этим показатели балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, которым учреждение не может самостоятельно распоряжаться, отраженные на счете 2 210 06 000, и состав движимого имущества, включенного в перечень ОЦДИ, могут различаться (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/668).

Пример

Автономное учреждение в текущем году приобрело имущество, относящееся к ОЦДИ:

– за счет средств субсидий на иные цели – оборудование, балансовая стоимость которого составила 1 000 000 руб.;

– за счет приносящей доход деятельности – автомобиль, балансовая стоимость которого равна 1 300 000 руб.

Все расчеты осуществлялись с коммерческими организациями.

В этом же году учреждение списало по согласованию с учредителем компьютерную технику (5 единиц), отнесенную к ОЦДИ по приносящей доход деятельности и закрепленную за учреждением при изменении его типа, балансовая стоимость которой составила 150 000 руб. (учтена по счету 2 101 24 000). На данные объекты амортизация начислена полностью, убытки от обесценения не начислялись.

В целях упрощения примера операции по начислению амортизации не приводятся.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного оборудования

Переведены вложения в оборудование
с КВФО 5 на КВФО 4

Принято к учету оборудование по сформированной стоимости

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного автомобиля

Принят к учету автомобиль по сформированной стоимости

Списана компьютерная техника

Приняты на забалансовый учет выбывшие из эксплуатации компьютеры (до момента их демонтажа и (или) утилизации)

Забалансовый счет 02

При отражении расчетов с учредителем необходимо учесть балансовую стоимость оборудования, приобретенного за счет средств целевой субсидии, и стоимость выбывшей компьютерной техники, приобретенной за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Автомобиль, приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не включается в данный показатель, так как учреждение вправе распоряжаться таким имуществом самостоятельно.

Увеличен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего имущества (ОЦДИ)

Уменьшен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости выбывшего имущества (ОЦДИ), закрепленного за учреждением при изменении его типа

Выбытие (списание) имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника, осуществляется в порядке, установленном учредителем для своих подведомственных учреждений. В основном такие порядки разрабатываются в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

Подробнее о процедуре списания имущества расскажем на стр. 20.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Суд посчитал, что право собственников помещений – участников общей долевой собственности владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других


Один из экспертов отметил, что все доходы, полученные от сдачи арендных площадей, подлежат распределению между другими собственниками общего долевого имущества пропорционально, поскольку между ними не имеется соглашения, предусматривающего иной порядок. Второй указал, что из-за отсутствия прямого регулирования правоотношений, касающихся владения и распоряжения общим имуществом в нежилых зданиях, суды довольно часто совершают ошибки, не учитывая правовой режим такого имущества.

Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-13573, в котором указал, что использование единолично одним собственником мест общего пользования и получение от этого дохода без согласия других собственников не соответствует требованиям закона.

Повод для обращения в суд – сдача оператору связи крыши здания в аренду

Верховный Суд указал, что права одного собственника имущества не могут нарушать прав его сособственников

Суд отметил, что согласно п. 1 ст. 246 ГК распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Статьей 247 ГК определено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

ВС отметил, что аналогичные положения содержатся в ст. 36 Жилищного кодекса, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Собственники помещений владеют, пользуются и в установленных кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Пунктом 4 ст.36 ЖК также закреплено, что по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

По мнению ВС, поскольку ответчик не представил нижестоящим инстанциям доказательства правомерного распоряжения общим имуществом и получения соответствующего дохода, у судов не имелось оснований для отказа в иске.

Таким образом, Верховный Суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Эксперты посчитали разъяснения ВС значимыми для правоприменительной практики

Андрей Кацайлиди отметил, что все доходы, полученные от сдачи арендных площадей, подлежат распределению между другими собственниками общего долевого имущества пропорционально, поскольку между ними не имеется соглашения, предусматривающего иной порядок.

По мнению ведущего юриста Содружества земельных юристов Марины Строкань, при рассмотрении подобных споров следует принимать во внимание, что режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений, может устанавливаться по решению собственников помещений. В качестве особенностей режима может быть установлен в том числе порядок использования средств, полученных от сдачи общего имущества здания в аренду, как указано в п. 6 упомянутого Постановления Пленума ВАС РФ № 64. В соответствии с п. 7 этого постановления по соглашению сособственников общего имущества допускается передача отдельных частей здания в пользование. Например, может быть заключен договор пользования несущей стеной или крышей здания для размещения наружной рекламы. Стороной такого договора, предоставляющей имущество в пользование, признаются все сособственники общего имущества здания, которые образуют множественность лиц в соответствии с действующим законодательством.

Марина Строкань посчитала, что в рассматриваемом споре Верховный Суд в очередной раз указал на недопустимость дискриминации прав всех собственников в здании в результате единоличного распоряжения имуществом общего пользования со стороны одного из собственников.

Читайте также: