Особенности правового режима земель водного фонда

Обновлено: 04.05.2024

Правовой режим земель водного фонда определяется совокупностью правил использования и включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга, установленных земельным законодательством, законодательством о недрах, водным, природоохранным, градостроительным и иным законодательством.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ водный фонд представляет собой совокупность водных объектов в пределах территории РФ. Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:

1. Покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2. Занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Земли водного фонда находятся в государственной федеральной собственности (следовательно, субъектом права собственности на них может быть только РФ), за исключением земель, занятых прудами и обводненными карьерами, которые могут находиться в любой форме собственности (в данном случае субъектами права собственности могут быть и граждане, и юридические лица, и публично-правовые образования).

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте, а, следовательно, не подлежат приватизации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, под объектами гидротехнических сооружений и в 1 и 2 поясе зон санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.

Согласно ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся:

1. Моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2. Водотоки (реки, ручьи, каналы);

3. Водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

5. Природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6. Ледники, снежники.

Правовой режим подземных вод регулируется законодательством о недрах.

Согласно ст. 5 ВК РФ, к водному объекту также относится береговая линия. Она является границей водного объекта и отделяет земли водного фонда от земель иных категорий.

По условиям доступа водные объекты подразделяются на:

1. Объекты общего пользования.

В соответствии с п.1 ст. 262 ГК РФ, если земельный участок не огорожен и находится в частной собственности, любое лицо может пройти через этот участок к водному объекту общего пользования.

2. Водные объекты обособленного пользования.

Ст. 8 ВК РФ устанавливает запрет на отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, на которых они расположены.

Согласно п. 2 ст. 102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Земельный участок не подлежит разделу, если при этом требуется раздел водного объекта. Это правило применяется только к прудам и обводненным карьерам, поскольку другие водные объекты не могут находиться в частной собственности и быть объектами гражданско-правовых сделок.

Органы, осуществляющие землями водного фонда:

1. Общее управление осуществляют органы общей компетенции.

2. Ведомственное управление осуществляют органы специальной компетенции. Наиболее широкие полномочия принадлежат Минприроды и находящемуся в его ведении Росприроднадзору и Федеральному агентству водных ресурсов.

В зависимости от видов хозяйственной эксплуатации земель водного фонда управление также осуществляют Минсельхоз, Минтранс, Ростехнадзор, федеральное агентство по недропользованию.

Правовая охрана водных объектов регулируется главой 6 ВК РФ. С целью охраны устанавливаются:

а) Береговая полоса водных объектов общего пользования. Ширина от 5 до 20 метров.

б) Водоохранные зоны (ст. 65 ВК РФ). Устанавливается от 50 до 200 м от береговой полосы.

ЛК РФ относит леса, расположенные в водоохранных зонах к защитным лесам. В них запрещается проведение сплошных рубок, они подлежат освоению в целях сохранения средообразующей функции.

Перевод земельных участков водного фонда в другую категорию осуществляется по общему правилу, установленному в ФЗ о переводе. Перевод земель водного фонда в другую категорию допускается:

1. В случае создания ООПТ;

2. Для установления или изменения границ населенных пунктов;

3. Для размещения объектов государственного или муниципального значения;

4. В случае прекращения существования водного объекта при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Наша страна обладает огромными запасами пресной воды: порядка 10 процентов мирового речного стока (больше только у Бразилии). Рациональное использование водных ресурсов в России признается одним из ключевых факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Именно поэтому во всех вопросах водопользования приоритет отдается охране водных объектов, а не их использованию.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Земли водного фонда — это дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как природного, так рукотворного происхождения.

Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, вод, покрывающих его, и земель, прилегающих к береговой линии.

Существенные признаки объекта

Только поверхностные водные объекты могут иметь в своем составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды, находящиеся в гидравлической связи, и вмещающие их горные породы, при этом участок земли, в недрах которого они сосредоточены, может относиться к другой категории земель, например, сельскохозяйственного назначения.

Понятие и общая характеристика

Земельный кодекс РФ в ст. 102 относит к водному фонду помимо земель, занятых непосредственно водными объектами, также примыкающие к ним земли, необходимые для рационального использования водных ресурсов или защиты от вредного воздействия вод.

К ним относятся водоохранные зоны и территории, занятые под специальные гидротехнические сооружения и комплексы: насосные станции, очистные сооружения, плотины, дамбы, судоподъемники, причалы (пирсы), молы, водосбросы, водозаборы, мосты, судоходные шлюзы, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, берегозащитные и другие конструкции.

Какие территории относятся к этой категории?

Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:

  1. Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
  2. Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.

Справка! Водный объект во взаимосвязи с установленным на нем гидротехническим комплексом образует единую водохозяйственную систему.

Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:

  • для морей — по линии максимального отлива;
  • для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
  • для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
  • для болот — по границам залежей торфа.

Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).

Правовой режим и положение

Особенности правового режима данной категории земель непосредственно связаны с их назначением — организацией рационального использования и охраны вод как важнейшего ограниченного природного ресурса.

Кто является собственником?

В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).

В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры.

Справка! Если земельный участок, на котором расположен пруд или обводненный карьер находится на территории двух и более субъектов РФ, то он будет являться собственностью Российской Федерации.

То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.

Разрешенное использование

Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.

Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.

О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.

Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?

Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.

Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:

  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.

Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

  1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
  2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
  3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.

Управление и мониторинг

Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.

В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.

Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.

Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:

  • локальном (водопользователи);
  • территориальном;
  • региональном;
  • федеральном.

Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Аренда

Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора.

Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:

  1. Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
    • плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
    • речное и морское судоходство;
    • разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
    • забор воды судами для технических нужд.
  2. Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
    • охота, рыболовство;
    • рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
  3. Научно-исследовательские и учебные цели:
    • геологическое изучение;
    • гидрографическая и топографическая деятельность;
    • геофизические, геодезические и водолазные работы.
  4. Иные, предусмотренные законом, случаи:
    • полив садовых, дачных или огородных участков;
    • водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
    • купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).

За нарушение правил водопользования грозит штраф (КоАП РФ Статья 8.14):

  • для граждан его размер составляет от 500 до 1000 рублей;
  • для ИП — от 20 до 30 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 80 до 100 тысяч рублей.

Взять в аренду участок земли, относящейся к водному фонду, то есть приобрести право водопользования, можно путем заключения соответствующего договора между собственником и заинтересованным лицом.

Закон разрешает заключать договор водопользования для следующих целей:

  • забор воды с поверхности водоема;
  • использование акватории, в том числе для создания рекреационной зоны;
  • производство электроэнергии без изъятия водных ресурсов (создание гидроэнергетических сооружений).

ВАЖНО! По окончании срока аренды арендатор обязан за свой счет произвести демонтаж установленного оборудования и конструкций.

Если земля относится к федеральным объектам, то со стороны арендодателя договор заключает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) или его подразделения. Если же участок принадлежит муниципалитету, то арендодателем будет выступать орган местного самоуправления.

Как оформить договор аренды?

  1. Обратиться в соответствующее бассейновое водное управление для выяснения, внесен ли интересующий вас земельный участок в водный реестр.
  • кадастровый план акватории (составляется кадастровым инженером);
  • проект планируемых построек с указанием их назначения и точных размеров (подойдет любая проектная организация);
  • план водоохранных мероприятий на весь срок водопользования;
  • схема водопользования;
  • технические сведения об оборудовании, если таковое планируется к установке;
  • заявление по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии России;
  • копии удостоверяющих документов физлица или учредительного документа (устава) юрлица;
  • доверенность (при осуществлении действий от имени заявителя).
  • границы водного объекта;
  • цели использования арендуемых земель;
  • цена договора;
  • срок аренды (максимальный срок — 20 лет, но по его истечении арендатор будет иметь преимущественное право на повторное заключение договора).

Вы можете взять в аренду и участок береговой полосы общего пользования (например, чтобы поставить гараж для лодки) при условии обеспечения свободного прохода граждан к водоему и отсутствия капитальных построек.

Заключение

Как мы видим, государство существенно ограничивает возможности хозяйственного использования земель водного фонда, устанавливая особый правовой режим для водных объектов.

Однако учитывая стратегическую и социальную значимость водных ресурсов в современном обществе, не удивительно, что любые виды деятельности, чуждые водному хозяйству, допускаются лишь в качестве второстепенных либо временных при условии сохранения преимущественно публичной формы собственности на земли водного фонда и контроля за их использованием со стороны органов власти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.

У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Правовой режим земель водного фонда Рогачева Екатерина, Кириллова Татьяна Бк.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Правовой режим земель водного фонда Рогачева Екатерина, Кириллова Татьяна Бк

1 слайд

Описание слайда:

Правовой режим земель водного фонда
Рогачева Екатерина, Кириллова Татьяна
БкЮ-303

Земли водного фонда Согласно ст. 1 Водного Кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ

2 слайд

Описание слайда:

Земли водного фонда

Согласно ст. 1 Водного Кодекса РФ
от 03.06.2006 N 74-ФЗ водный фонд –
это совокупность водных объектов в
пределах территории Российской Федерации.

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ к землям водного фонда относит земли:
покрытые поверхностными
водами, сосредоточенными
в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и
иными сооружениями,
расположенными на водных
объектах.

На таких землях не осуществляется образование земельных участков (ст. 102 З

3 слайд

Описание слайда:

На таких землях
не осуществляется образование земельных участков (ст. 102 ЗК РФ).
К поверхностным водным объектам относятся:
моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
водотоки (реки, ручьи, каналы);

Земли, покрытые поверхностными
водами, сосредоточенными
в водных объектах
водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
болота;
природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
ледники, снежники.

Земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на во

4 слайд

Описание слайда:

Земли, занятые гидротехническими и
иными сооружениями,
расположенными на водных
объектах.
Водные объекты и соответствующие
земельные участки могут быть
использованы для размещения таких сооружений, как:

причалы,
судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения,
насосные станции,
дамбы, берегозащитные сооружения
мосты,
подводные и подземные переходы,
очистные сооружения,
плотины,
водосбросы,
и другие гидротехнические сооружения

Нормативно-правовая база Конституция Российской Федерации (принята всенародны

5 слайд

Описание слайда:

Нормативно-правовая база
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая, вторая)
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N136-ФЗ

Основные собственники земель водного фонда Право собственности на земли водно

6 слайд

Описание слайда:

Основные собственники земель водного фонда
Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водный объект: земли водного фонда принадлежат тому, кому принадлежит водный объект.
Право собственности на земли водного фонда
Частная
Государственная
Муниципальная

Государственная собственность Водный Кодекс РФ ст. 8: В Российской Федерации

7 слайд

Описание слайда:

Государственная собственность
Водный Кодекс РФ ст. 8:
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты.
Исключение
Муниципальная/
частная

Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностны ми водными объектами (замкнутые водоемы).

Ст. 7 Федерального закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водно

8 слайд

Описание слайда:

Ст. 7 Федерального закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

2. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.

3. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

4. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

Особенности правового режимаВ Российской Федерации устанавливается государств

9 слайд

Описание слайда:

Особенности правового режима
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст.35 ВК РФ).
Цели использования и резервирования земель;
Бассейновый принцип;
Влияние режима водных объектов;
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на них: право долгосрочного пользования, право краткосрочного пользования и водный сервитут;
Водный сервитут - это право ограниченного пользования третьими лицами водным объектом, предоставленным в долгосрочное или краткосрочное пользование. Оно возникает в силу договора либо (в случае спора) на основании судебного решения (ст.43 ВК).
Право пользования водными объектами возникает на основании лицензии и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным (ст.58 ВК РФ).
Договор пользования водным объектом считается заключенным с момента его регистрации специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Водные объекты исключены из состава объектов недвижимости. В качестве объектов вещных и обязательственных прав, в том числе возникающих из гражданско-правовых сделок, они могут выступать только в составе земельных участков.
Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из закона.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользовани предназначается для общего пользования.

Ограничения права собственностиОсновные ограничения: возложение на собственни

10 слайд

Описание слайда:

Ограничения права собственности
Основные ограничения: возложение на собственников и пользователей земель водного фонда обязанности по охране данных земель:
- мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений;
- водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране вод­ных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами;
- дополнительные требования по отдельным категориям водных объектов (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.);
- установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения.;
придание водному объекту и (или) прилегающей к нему территории особого эколого-правового статуса по причине его уникальности и ценности (водоохранные зоны, особо охраняемые водные объекты) либо статуса зоны экологического бедствия;
- установление видов запрещенной деятельности в пределах водоохранной зоны.

Особенности ответственности за нарушение правового режима В Уголовном кодекс

11 слайд

Описание слайда:

Особенности ответственности за нарушение правового режима
В Уголовном кодексе РФ непосредственно относящимися к водным отношениям можно считать статьи 250 и 252 УК РФ (о загрязнении вод и загрязнении морской среды).
В соответствии со статьей 250 УК РФ загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.
Согласно статье 252 УК РФ загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо исправительными работами, либо арестом.

В главе 7 и 8 КоАП РФ предусматриваются собственно водные правонарушения: -

12 слайд

Описание слайда:

В главе 7 и 8 КоАП РФ предусматриваются собственно водные правонарушения:
- ст. 8.9 - нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;
-ст. 8.12 - нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования;
- ст. 8.13 - нарушение правил охраны водных объектов;
- ст. 8.14 - нарушение правил водопользования;
- ст. 8.15 - нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
-ст. 8.2 - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
- ст. 8.3 - нарушения правил обращения с пестицидами и ядохимикатами;
- ст. 8.6 - порча земель;
- ст. 7.6 - самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий;
- ст. 7.7 - самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- ст. 7.10 - самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом

Судебная практика Дело № 2-1067 (2016) 14 октября 2016 года Арский районный с

13 слайд

Описание слайда:

Судебная практика
Дело № 2-1067 (2016) 14 октября 2016 года Арский районный суд Республики Татарстан

Прокурор Арского района Республики Татарстан обратился в суд с иском к Валиуллину З.Г., Палате имущественных и земельных отношений Арского муниципального района РТ о признании договора купли- продажи земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки и о сносе самовольной постройки.

https://rospravosudie.com/court-arskij-rajonnyj-sud-respublika-tatarstan-s/ac

14 слайд

Описание слайда:

Решение :
Иск прокурора Арского района Республики Татарстан был удовлетворен частично.
Признан недействительным договор купли- продажи № от 17 октября 2013 года, заключенный между Палатой имущественных и земельных отношений Арского муниципального района и Валиуллиным З. Г. в части купли- продажи земельного участка н, на котором расположены водные объекты.
В удовлетворении остальной части иска было отказано.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Земли водного фонда – это территории, на которых имеются разнообразные водные объекты, охранные утверждённые зоны, отводные полосы, водоразборные участки, которые охраняют сооружения гидротехники, и прочие структуры, представляющие собой водное хозяйство. Говоря простыми словами, земля водного фонда являет собой территорию, в границах которой расположена река, море, озеро, пруд, водохранилище, здание или сооружение, имеющее отношение к таким объектам, а также другие технические водные объекты.

63169

Действующий ныне Водный кодекс Российской Федерации фиксирует в себе, что водный ресурс, является природным и неотъемлемо возобновляемым по своему происхождению, но признаётся ограниченным, уязвимым и требующим охраны. По данной причине за такими землями и объектами государство ведёт особый контроль, разделяя водный фонд на режимы, хозяйства, ресурсы, объекты и акватории. Сам водный фонд состоит из отдельных объектов, находящихся в Российской Федерации. В него включён каждый из видов. Соответственно, получить такие объекты в частную собственность или даже аренду не всегда представляется возможным, но это всё же вполне реально и для этого есть несколько вариантов.

Категории и объекты

Официально к землям водного фонда относятся земли, которые имеют в своих чертах определённый объект или несколько таковых. Кроме того, они разделяются на две большие категории:

  • Особо охранные, не передающиеся в пользование физическим лицам. Государство их держит под особым контролем. Как правило, здесь располагаются какие-либо технические объекты, осуществляющие работу водозабора, исследований воды, научной или культурной деятельности, имеют эстетическое или рекреационное значение;
  • Общего пользования – территории, находящиеся во владении муниципалитета, федеральных органов или государства, которые могут использоваться для бытовых целей всеми желающими. При этом беспрепятственно доступ открыт только физическим лицам. В соответствии с Водным кодексом, юридические лица вести здесь коммерческую деятельность не имеют права.

b7506270

Говоря об акватории, находящиеся вблизи любых водоёмов, включая природные и искусственные, объектом водной территории признаётся любой водоём, обладающий соответствующими признаками. В свою очередь водный ресурс, внешний или внутренний может быть использован, используется или находится под государственной охраной (как пример – подземный ключ питьевой воды).

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Водное хозяйство – вся деятельность, имеющая какое-либо отношение к эксплуатации, изучению, охране водного объекта с его ресурсами, а также деятельность по ликвидации возникшей водной катастрофы. Режим – так принято называть изменяемые уровни воды в водоёмах по всей территории страны.

Что нужно знать о водных объектах?

Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные. Чтобы узнать подробнее об их правовом положении, стоит обратить внимание на пятую статью Водного кодекса.

Вкратце, оглядываясь на данную статью и рассматривая понятие и состав земель водного фонда, стоит отметить, что к надземным водным объектам отнесены:

1922087

  • Объекты со снегом и льдом (включая ледники на горах);
  • Водоёмы и водотоки (река, пруд, заводь, ручей, болото, водохранилище);
  • Морские части (включая и сами моря, каждый пролив, залив, порт, пристань и так далее);
  • Каждый выход подземного водотока (родник, ключ, колодец, гейзер).

Перечисленные категории являются собственностью государства, за исключением некоторых нормативно-правовых актов в отдельных регионах страны. Границы таких объектов установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом берутся во внимание не только границы воды, но и территория, называемая береговой линией. Унифицированных границ не существует. В каждом отдельном случае их устанавливают индивидуально и в зависимости от категории.

Принципы перевода и вывода из фонда

Правовой режим земель водного фонда устанавливают с учётом того, чтобы как можно больше таких территорий было в федеральном владении. Частному или аналогично юридическому лицу, а также муниципалитету можно передавать в собственность только небольшой водоём или пруд с прилегающей территорией, если она принадлежит данным лицам на частной основе. Российское законодательство на сегодняшний день предусматривает возможность принудительного отчуждения такого имущества для нужд государства, например, когда отдельные земли, находясь в разной собственности, не могут существовать порознь.

091813_1547_1

В соответствии с нормами Федерального действующего сегодня закона №172, земля, документально находящаяся в реальной собственности не государственных структур, может быть вполне законно изъята и в процессе переведена в иную категорию. То есть, изначально земля, которая не относилась к водному фонду, может быть причислена к нему и впоследствии изъята, если это необходимо для государства. Разумеется, для владельца, у которого изымается его недвижимость, предусмотрена финансовая компенсация. Перед этим собственника обязательно уведомляют о подобном решении заранее и официально, как того требует тот же Федеральный закон.

Нормы перехода из категорий

Стоит учесть и прочие особенности правового режима земель водного фонда. Так, например, перевести в иную категорию можно и те земли, которые ныне имеют статус общепринятого водного фонда. Это более чем возможно, если территория утратила статус, в соответствии с действующими сегодня нормативно-правовыми актами.

Земельный кодекс Российской Федерации предоставляет право местным органам самоуправления и федеральным органам власти строить и создавать искусственные водоёмы и водохранилища, не изымая землю у её владельцев. Делают они это, реквизируя её во временное использование до окончания всех необходимых работ. Однако российское законодательство не устанавливает чётких сроков временной реквизиции территорий, ставя временные рамки от двух до двадцати лет. Эти сроки зависят непосредственно от того, кто выступает владельцем недвижимости, каково назначение планируемого водного объекта и насколько масштабны работы.

0e045ef55e0372c0038dac1fa8eb24a5_XL

Важно учитывать, что невозможно иметь право собственности на водный объект, не имея при этом собственнических прав на территорию, на которой он расположен. Если изымается земля, автоматически изымается и водный объект. Что же касается охраны таких объектов, она регламентирована водным законодательством полностью, включая также нормы Земельного кодекса и некоторых другие нормативно-правовые акты местного и федерального значения.

Суть и назначение территорий

В Водном кодексе Российской Федерации можно заметить некоторую специфику, касающуюся самих водных объектов и земель данного фонда, а также их использования, охраны и владения. Как уже говорилось, земной водный фонд может принадлежать муниципальным органам, физическим и юридическим лицам. При этом зачастую таким объектам требуется обеспечение охраны, особенно если речь идёт об источниках, которые отнесены к категории водоснабжения питьевых и хозяйственных нужд. Здесь вводится особый правовой режим пользования.

1311342831_1254319121_432517_86

Охраняемой водной зоной признают территории, которые примыкают к водным акваториям, на которых введены специальные и охранные режимы использования ресурса с выполнением прочей хозяйственной деятельности, как гласит 111 статья Водного кодекса. Такой статус присваивается для того, чтобы поддерживать объект в должном состоянии и положении, соответствии со всеми требованиями экологии, обеспечения сохранности природной среды с ее флорой и фауной.

Для охранных объектов устанавливаются береговые защитные линии с введением запретов на раздел земли, вырубку лесного фонда, корчевание грунтов, установку ферм и лагерей.

Направление деятельности охраны участков

Охранная деятельность содержит в себе особые мероприятия с направленностью на регулирование, восстановление и сохранение охранного объекта. Отношения, связанные с регулированием земли водного фонда состоят из зафиксированных прав и обязательств, наложенных на каждого участника.

Основные направления деятельности охраны:

  • Соблюдение регламентированных требований к эксплуатации в соответствии с целью и категорией;
  • Введение санкций нарушителям норм земельного и водного действующего законодательства;
  • Осуществление действий, направленных на работу по восстановлению водного ресурса и прилегающей к нему земли.

23_m2

Главной задачей всех без исключения охранных и особых режимов служит контроль загрязнения воды, земли и лесного фонда, разработка и поддержание правил по строительству, использованию и сносу построек, поддержание санитарных зон возле водных источников, учитывая принятые показатели.

Надзором за соблюдением каждого законодательного акта и охранного регламента занимается уполномоченный в регионе орган, а именно должностное официальное лицо – государственный назначенный приказом инспектор. Ответственность за нарушения придётся нести в соответствии с Федеральными законами, Водным, Земельным, Гражданским и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Что разрешено и что запрещено?

В статьях Водного кодекса определены основные понятия охраняемых водных зон, характерных объектов и хозяйств с установлением особого правового режима. В пределах каждой такой территории осуществляется соответствующая деятельность по фактическому сохранению и проведению необходимой очистки учётного ресурса, включая в себя совершенствование технологий, чистку поверхностей, контроль эксплуатации и многое другое. Ссылаясь на это, можно назвать деятельность, которая в охраняемых зонах категорически запрещена. Запрещено:

DSCN6735

  • Использовать стоки для водного снабжения почвы;
  • Размещать отходники, отстойники, кладбища, скотомогильники;
  • Осуществлять авиационно-химические опыления;
  • Организовывать нерегулируемое движение транспорта, стоянки, если для этого нет специально оборудованных мест;
  • Размещать горючие, смазочные вещества, ремонтировать и мыть транспортные средства;
  • Нелегально устанавливать и эксплуатировать судостроительные организации, неутверждённые верфи, сооружения внутреннего водного пути;
  • Хранить и использовать полезные ископаемые;
  • Незаконно добывать полезные ископаемые;
  • Организовывать свалки;
  • Вести некоторые виды хозяйственной деятельности.

В свою очередность, земли, относящиеся к земельному водному фонду, разрешено использовать для проектирования, последующего ведения строительства, эксплуатации разрешённого хозяйственного и иного сооружения, если оно оснащено специальным оборудованием, а именно:

  • Центральной канализацией;
  • Системой водоотвода;
  • Техникой для сбора отхода и фильтрования сточной воды.

Вопросы собственности

Rowing boat under a pine tree

Право собственности на земли водного фонда может по факту принадлежать и предоставляться субъектам, существующим в Российской Федерации, действующим муниципальным образованиям, частникам для личного бытового потребления и юридическим лицам для законной коммерческой деятельности при условии наличия государственной актуальной лицензии. На объекты определяемого водного фонда распространена федеральная собственность, поэтому муниципалитеты и частные лица вправе получить во владение только обособленный водный объект. В свою очередь, субъекты Российской Федерации получают права на ресурсы, находящиеся в ведомстве субъекта при условии, что к федеральной собственности они не относятся.

Оформить в частное владение можно объект, если он:

  • Обособлен и территориально замкнут;
  • Имеет небольшую площадь;
  • Не имеет протоков;
  • Не связан с иными водными объектами.

Во владении государства находятся объекты, которые:

1311343736_519765

  • Находятся на участке двух и больше субъектов Российской Федерации;
  • Отвечают за нужды федерального значения и обороны;
  • Являются охраняемой средой обитания редкого вида рыб;
  • Относятся к пограничным водам, внутренним и территориальным морям;
  • Признаны курортной зоной, особенно охраняемые участки, лечебно-оздоровительная земля федерального значения.

Последние изменения в законодательстве могли быть не отображены в данной статье, в связи с этим статья могла утратить юридическую актуальность. В случае возникновения вопросов обязательно обратитесь за бесплатной консультацией к нашему юристу через форму ниже.

Читайте также: