Особенности экономической деятельности учреждений социального обслуживания различных форм собственности

Обновлено: 01.05.2024

Основой организации деятельности социальных служб является федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ".

Социальные службы представляют собой предприятия, учреждения вне зависимости от форм собственности, которые предоставляют социальные услуги, а также это граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. К социальным службам относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие. Социальные услуги представляют собой действия по оказанию клиенту социальной службы помощи[17]. Клиент социальной службы является гражданином, который находится в очень трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб. Эта деятельность направлена на клиента. Среди видов такой деятельности необходимо выделить:

· оказание материальной помощи;

· оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг;

· проведение социальной адаптации и реабилитации.

Экономическая деятельность социальных служб включает:

· планирование и финансирование;

· организация и оплата труда работников.

Планирование – это составление обязательного для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг.

Финансирование – определение источников финансовых средств. Социальные службы финансируются за счет средств:

· бюджетов определенного уровня;

· оказания платных услуг;

· от предпринимательской деятельности;

· Фонда социальной поддержки;

· федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;

· благотворительных организаций и др.

Социальные службы могут финансироваться полностью бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального обслуживания вне зависимости от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а также их обеспечивают земельными участками и имуществом[18].

Кадровая политика – система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения.

Кадры социальной работы – это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными полномочиями. Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне специальное, высшее) и специализаций. В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей). Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости от квалификации, характера и условий труда работников.

Заключение

Итак, мы выявили причины появления социальной защиты, дали понятие социальной защиты в рыночной экономике, рассмотрели основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы, организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования, а также организацию экономической деятельности социальных служб.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

В широком смысле социальная защита как социальный институт представляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь главных целей и основных задач социальной политики, а также деятельность государства по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, которые обеспечивают каждому гражданину соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни.

В узком же смысле социальная защита представляет собой комплекс определенных целенаправленных мероприятий экономического, правового, организационного характера с целью поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение представляет собой форму распределения материальных благ с целями удовлетворить жизненно необходимые личные потребности граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые создаются на страховой основе, и ассигнований государством.

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 17.12. 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 24.12. 2001, № 52 (1 ч), ст.4920.

2. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.12. 2001, № 51, ст.4831.

3. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.12. 2001, № 51, ст.4832.

5. Федеральный закон от 21.12. 1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 22.08. 2004) // "Собрание законодательства РФ", 23.12. 1996, № 52, ст.5880.

6. Федеральный закон от 10.12. 1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ред. от 22.08. 2004) // "Собрание законодательства РФ", 11.12. 1995, № 50, ст.4872.

7. Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 27.11. 1995, № 48, ст.4563.

8. Федеральный закон от 19.05. 1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 22.05. 1995, № 21, ст. 1929.

9. Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 16.01. 1995, № 3, ст.168.

10. Закон РФ от 28.06. 1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" ред. от 29.12. 2006) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 04.07. 1991, № 27, ст.920.

11. Закон РФ от 15.05. 1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 14.07. 2008) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, № 21, ст.699.

12. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2007. С.124.

13. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2007. С.224.

14. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2008 С. 192.

15. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М., 2005. С.640.

16. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // "Социальное и пенсионное право", 2007, № 2.

17. Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2008. С.1072.

18. Кучуков Р.А. Экономическая теория. М., 2007. С.520.

19. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия "социальная защита" (правовой аспект) // "Трудовое право", 2008, № 3.

20. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С.336.

21. Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С.528.

22. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2006.С. 192.

23. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 2009. С.672.

24. Салихов Б.В. Экономическая теория. М., 2007. С.724.

25. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // "Конституционное и муниципальное право", 2006, № 7.

26. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под редакцией В.С. Кукушина. М., 2007. С.336/

27. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М., 2007. С.448.

28. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009. С.512.

[1] Кучуков Р. А. Экономическая теория. М., 2007. С. 219.

[2] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М., 2009. С. 306.

[3] Салихов Б. В. Экономическая теория. М., 2007. С. 488.

[4] Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // "Конституционное и муниципальное право", 2006, № 7.

[5] Янова В. В., Янова Е. А. Экономическая теория. М., 2009. С. 359.

[6] Миронова Т. К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 182.

[7] Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // "Социальное и пенсионное право", 2007, № 2.

[8] Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под редакцией В. С. Кукушина. М., 2007. С. 94.

[9] Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2006. С. 83.

[10] Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2007. С. 57.

[11] Антипьева Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2007. С. 224.

[12] Гейц И. В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М., 2005. С. 501,

[13] Станковская И. К., Стрелец И. А. Экономическая теория. М., 2007. С. 296.

[14] Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия "социальная защита" (правовой аспект) // "Трудовое право", 2008, № 3.

[15] Великанова Н. Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2008 С. 102.

Основой организации деятельности социальных служб является федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ".

Социальные службы представляют собой предприятия, учреждения вне зависимости от форм собственности, которые предоставляют социальные услуги, а также это граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. К социальным службам относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие. Социальные услуги представляют собой действия по оказанию клиенту социальной службы помощи[17]. Клиент социальной службы является гражданином, который находится в очень трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб. Эта деятельность направлена на клиента. Среди видов такой деятельности необходимо выделить:

· оказание материальной помощи;

· оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг;

· проведение социальной адаптации и реабилитации.

Экономическая деятельность социальных служб включает:

· планирование и финансирование;

· организация и оплата труда работников.

Планирование – это составление обязательного для исполнения документа, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения социальных услуг.

Финансирование – определение источников финансовых средств. Социальные службы финансируются за счет средств:

· бюджетов определенного уровня;

· оказания платных услуг;

· от предпринимательской деятельности;

· Фонда социальной поддержки;

· федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;

· благотворительных организаций и др.

Социальные службы могут финансироваться полностью бюджетом, благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности или быть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из нескольких источников. Учреждения социального обслуживания вне зависимости от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а также их обеспечивают земельными участками и имуществом[18].

Кадровая политика – система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения.

Кадры социальной работы – это люди, работающие в системе социальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этого определенными полномочиями. Сейчас профессиональная подготовка кадров осуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (средне специальное, высшее) и специализаций. В системе социальной защиты населения различают социальных работников и специалистов по социальной работе. Право занимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензию на право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого, специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт (для определенных должностей). Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости от квалификации, характера и условий труда работников.

Заключение

Итак, мы выявили причины появления социальной защиты, дали понятие социальной защиты в рыночной экономике, рассмотрели основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы, организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования, а также организацию экономической деятельности социальных служб.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

В широком смысле социальная защита как социальный институт представляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь главных целей и основных задач социальной политики, а также деятельность государства по реализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, которые обеспечивают каждому гражданину соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни.

В узком же смысле социальная защита представляет собой комплекс определенных целенаправленных мероприятий экономического, правового, организационного характера с целью поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение представляет собой форму распределения материальных благ с целями удовлетворить жизненно необходимые личные потребности граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые создаются на страховой основе, и ассигнований государством.

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 17.12. 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 24.12. 2001, № 52 (1 ч), ст.4920.

2. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.12. 2001, № 51, ст.4831.

3. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.12. 2001, № 51, ст.4832.

5. Федеральный закон от 21.12. 1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 22.08. 2004) // "Собрание законодательства РФ", 23.12. 1996, № 52, ст.5880.

6. Федеральный закон от 10.12. 1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (ред. от 22.08. 2004) // "Собрание законодательства РФ", 11.12. 1995, № 50, ст.4872.

7. Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 27.11. 1995, № 48, ст.4563.

8. Федеральный закон от 19.05. 1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 22.05. 1995, № 21, ст. 1929.

9. Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 16.01. 1995, № 3, ст.168.

10. Закон РФ от 28.06. 1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" ред. от 29.12. 2006) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 04.07. 1991, № 27, ст.920.

11. Закон РФ от 15.05. 1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 14.07. 2008) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, № 21, ст.699.

12. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2007. С.124.

13. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2007. С.224.

14. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2008 С. 192.

15. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М., 2005. С.640.

16. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // "Социальное и пенсионное право", 2007, № 2.

17. Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2008. С.1072.

18. Кучуков Р.А. Экономическая теория. М., 2007. С.520.

19. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия "социальная защита" (правовой аспект) // "Трудовое право", 2008, № 3.

20. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С.336.

21. Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С.528.

22. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2006.С. 192.

23. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 2009. С.672.

24. Салихов Б.В. Экономическая теория. М., 2007. С.724.

25. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // "Конституционное и муниципальное право", 2006, № 7.

26. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под редакцией В.С. Кукушина. М., 2007. С.336/

27. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М., 2007. С.448.

28. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009. С.512.

[1] Кучуков Р. А. Экономическая теория. М., 2007. С. 219.

[2] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М., 2009. С. 306.

[3] Салихов Б. В. Экономическая теория. М., 2007. С. 488.

[4] Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // "Конституционное и муниципальное право", 2006, № 7.

[5] Янова В. В., Янова Е. А. Экономическая теория. М., 2009. С. 359.

[6] Миронова Т. К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 182.

[7] Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // "Социальное и пенсионное право", 2007, № 2.

[8] Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / Под редакцией В. С. Кукушина. М., 2007. С. 94.

[9] Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты. М., 2006. С. 83.

[10] Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. М., 2007. С. 57.

[11] Антипьева Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2007. С. 224.

[12] Гейц И. В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М., 2005. С. 501,

[13] Станковская И. К., Стрелец И. А. Экономическая теория. М., 2007. С. 296.

[14] Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия "социальная защита" (правовой аспект) // "Трудовое право", 2008, № 3.

[15] Великанова Н. Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М., 2008 С. 102.

Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйства: понятие, особенности, значение.
Принципы экономики в сфере социальной работы.
Сущность, принципы, основные направления экономической политики
государства.
Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.
Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.
Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
Правовые основы экономики социальной работы.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_ekonomika.docx

Экзаменационные вопросы по дисциплине

  1. Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйств а: понятие, особенности, значение.
  2. Принципы экономики в сфере социальной работы.
  3. Сущность, принципы, основные направления экономической политики
  1. Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.
  2. Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.
  3. Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
  4. Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
  5. Правовые основы экономики социальной работы.
  6. Экономика – материальная основа социальной работы.
  7. Факторы соответствия между потребностями и платежеспособным спросом.
  8. Экономический статус как фактор дифференциации в социальной работе.
  9. Экономическое пространство социальной работы: понятие, структура, функции.
  10. Основные направления совершенствования экономики здравоохранения, образования, сферы труда и быта.
  11. Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования.
  12. Минимальные государственные социальные гарантии: понятие, показатели.
  13. Благосостояние населения: понятие, показатели, динамика.
  14. Экономическая функция семьи: понятие, значение, структура.
  15. Семейный бюджет: понятие, значение, структура.
  16. Социально-экономический потенциал семьи: понятие, структура, значение.
  17. Экономика семьи как часть экономического пространства социальной работы.
  18. Экономические особенности социальной поддержки населения в период становления общества рыночных отношений.
  19. Экономические, правовые, организационные условия улучшения социально-экономического статуса малообеспеченных слоёв населения.
  20. Организационно-экономический механизм системы социального обеспечения.
  21. Проблемы пенсионного обеспечения в России в конце 90 – х годов.
  22. Основные направления совершенствования системы пенсионного обеспечения.
  23. Финансирование системы социальной защиты населения.
  24. Программно-целевое финансирование социальной работы.
  25. Организация и оплата труда специалистов по социальной работе.
  26. Формы оплаты труда сотрудников социальных служб.
  27. Социальное страхование как экономическая основа социального обеспечения.
  28. Экономика и организация деятельности предприятий и учреждений системы социальной поддержки населения.
  29. Экономика деятельности управления социальной защиты населения на муниципальном уровне.
  30. Экономика деятельности Центра социального обслуживания населения.
  31. Экономика деятельности Центра помощи семье и детям.
  32. Экономика деятельности стационарных учреждений социального обслуживания населения.
  33. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения.
  34. Коммерческая деятельность в системе социального обслуживания населения.
  35. Особенности экономической деятельности учреждений социального обслуживания различных форм собственности.
  36. Экономическая эффективность социальной работы: сущность, критерии, методы определения.
  37. Нормативно-правовая основа экономической деятельности в системе социальной защиты.
  38. Особенности бухгалтерского учета в деятельности социальных служб.
  39. Минимальные государственные социально-экономические гарантии различных слоев населения.

Вопрос 1. Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйства: понятие, особенности, значение.

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Принципы социального обслуживания:

приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:

комплексные центры социального обслуживания населения;

территориальные центры социальной помощи семье и детям;

центры социального обслуживания;

социально реабилитационные центры для несовершеннолетних;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

социальные приюты для детей и подростков;

центры психолого педагогической помощи населению;

центры экстренной психологической помощи по телефону;

центры (отделения) социальной помощи на дому;

дома ночного пребывания;

специальные дома для одиноких престарелых;

стационарные учреждения социального обслуживания(дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома интернаты для детей с физическими недостатками);

иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;

гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основания социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:

его опекуна, попечителя, другого законного представителя;

органа государственной власти;

органа местного самоуправления;

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания

социальное обслуживание на дому;

социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;

временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;

организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Материальная помощь оказывается в виде:

· средств санитарии и гигиены;

· средств ухода за детьми;

· одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

· специальных транспортных средств;

· технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:

· детям, оставшимся без попечения родителей;

· детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;

· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

· другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Вопрос 2. Принципы экономики в сфере социальной работы.

Принципы экономики социальной работы - это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.

Принцип гуманизма, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. Социально-экономическое благополучие человека - главная цель социальной работы.

Принцип социальной справедливости.

Социальная справедливость предполагает активное участие всех людей в экономической жизни и политических событиях общества. Экономическая справедливость предполагает создание правовых условий защиты собственности и нормальной предпринимательской деятельности, а также признание права на доход от нее, так и социально-экономическую поддержку детей, пенсионеров, инвалидов и всех тех, кто объективно не может обеспечить себя сам.

Принцип общественной целесообразности. Контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платой. Размер социальных пособий не должен быть выше заработной платы. Достигается соотношением пособий к законодательно устанавливаемой минимальной оплате труда (например, пособие на детей составляет 70 % от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума..

Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйства: понятие, особенности, значение.
Принципы экономики в сфере социальной работы.
Сущность, принципы, основные направления экономической политики
государства.
Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.
Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.
Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
Правовые основы экономики социальной работы.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_ekonomika.docx

Экзаменационные вопросы по дисциплине

  1. Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйств а: понятие, особенности, значение.
  2. Принципы экономики в сфере социальной работы.
  3. Сущность, принципы, основные направления экономической политики
  1. Объективная необходимость экономической поддержки населения в обществе рыночных отношений.
  2. Становление системы социальной защиты населения в условиях конкурентного рынка в ХΙХ – ХХ в.в. в цивилизованных странах.
  3. Сущность, принципы и основные направления социальной политики государства.
  4. Экономическая и социальная политика государства, их взаимосвязь.
  5. Правовые основы экономики социальной работы.
  6. Экономика – материальная основа социальной работы.
  7. Факторы соответствия между потребностями и платежеспособным спросом.
  8. Экономический статус как фактор дифференциации в социальной работе.
  9. Экономическое пространство социальной работы: понятие, структура, функции.
  10. Основные направления совершенствования экономики здравоохранения, образования, сферы труда и быта.
  11. Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования.
  12. Минимальные государственные социальные гарантии: понятие, показатели.
  13. Благосостояние населения: понятие, показатели, динамика.
  14. Экономическая функция семьи: понятие, значение, структура.
  15. Семейный бюджет: понятие, значение, структура.
  16. Социально-экономический потенциал семьи: понятие, структура, значение.
  17. Экономика семьи как часть экономического пространства социальной работы.
  18. Экономические особенности социальной поддержки населения в период становления общества рыночных отношений.
  19. Экономические, правовые, организационные условия улучшения социально-экономического статуса малообеспеченных слоёв населения.
  20. Организационно-экономический механизм системы социального обеспечения.
  21. Проблемы пенсионного обеспечения в России в конце 90 – х годов.
  22. Основные направления совершенствования системы пенсионного обеспечения.
  23. Финансирование системы социальной защиты населения.
  24. Программно-целевое финансирование социальной работы.
  25. Организация и оплата труда специалистов по социальной работе.
  26. Формы оплаты труда сотрудников социальных служб.
  27. Социальное страхование как экономическая основа социального обеспечения.
  28. Экономика и организация деятельности предприятий и учреждений системы социальной поддержки населения.
  29. Экономика деятельности управления социальной защиты населения на муниципальном уровне.
  30. Экономика деятельности Центра социального обслуживания населения.
  31. Экономика деятельности Центра помощи семье и детям.
  32. Экономика деятельности стационарных учреждений социального обслуживания населения.
  33. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения.
  34. Коммерческая деятельность в системе социального обслуживания населения.
  35. Особенности экономической деятельности учреждений социального обслуживания различных форм собственности.
  36. Экономическая эффективность социальной работы: сущность, критерии, методы определения.
  37. Нормативно-правовая основа экономической деятельности в системе социальной защиты.
  38. Особенности бухгалтерского учета в деятельности социальных служб.
  39. Минимальные государственные социально-экономические гарантии различных слоев населения.

Вопрос 1. Социальное обслуживание как отрасль народного хозяйства: понятие, особенности, значение.

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Принципы социального обслуживания:

приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности:

комплексные центры социального обслуживания населения;

территориальные центры социальной помощи семье и детям;

центры социального обслуживания;

социально реабилитационные центры для несовершеннолетних;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

социальные приюты для детей и подростков;

центры психолого педагогической помощи населению;

центры экстренной психологической помощи по телефону;

центры (отделения) социальной помощи на дому;

дома ночного пребывания;

специальные дома для одиноких престарелых;

стационарные учреждения социального обслуживания(дома интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, дома интернаты для детей с физическими недостатками);

иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;

гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Основания социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения:

его опекуна, попечителя, другого законного представителя;

органа государственной власти;

органа местного самоуправления;

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания

социальное обслуживание на дому;

социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;

временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;

организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Материальная помощь оказывается в виде:

· средств санитарии и гигиены;

· средств ухода за детьми;

· одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

· специальных транспортных средств;

· технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:

· детям, оставшимся без попечения родителей;

· детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

· гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;

· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

· другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Консультативная помощь оказывается в учреждениях социального обслуживания по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги заключаются в оказании помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания организуется в учреждениях социального обслуживания в дневное время. Предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Вопрос 2. Принципы экономики в сфере социальной работы.

Принципы экономики социальной работы - это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.

Принцип гуманизма, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. Социально-экономическое благополучие человека - главная цель социальной работы.

Принцип социальной справедливости.

Социальная справедливость предполагает активное участие всех людей в экономической жизни и политических событиях общества. Экономическая справедливость предполагает создание правовых условий защиты собственности и нормальной предпринимательской деятельности, а также признание права на доход от нее, так и социально-экономическую поддержку детей, пенсионеров, инвалидов и всех тех, кто объективно не может обеспечить себя сам.

Принцип общественной целесообразности. Контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платой. Размер социальных пособий не должен быть выше заработной платы. Достигается соотношением пособий к законодательно устанавливаемой минимальной оплате труда (например, пособие на детей составляет 70 % от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума..

Читайте также: