Особенности древневосточной цивилизации собственность на землю

Обновлено: 16.05.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

Особенности древневосточных цивилизаций.docx

Особенности древневосточных цивилизаций:

2. Коллективизм, как основа общественной жизни. Личные интересы подчинены общественным. Основная ячейка общества – община, которая определяет и контролирует все стороны деятельности человека. Вне общины человек не мог существовать.

3.Восточная деспотия, как основная форма социально- политического устройства общества. Во главе государства деспот, фараон, правитель, обладающий всей полнотой власти. В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека.

4. 2 вида собственности на землю:

1) общинная – принадлежит общине;

2) государственная, но верховным собственником всей земли было государство во главе деспота.

5. Патриархальное рабство. Раб – человек ограниченный в правах.

1. Классическое рабство. Раб не человек, а предмет собственности, вещь, принадлежащая свободному человеку.

2. Основная форма политической организации общества – это полис (город, государство в древней Греции и гражданская община в отдельный период древнего Рима). Полис – это город-государство, в котором свободные граждане имели равные политические права не зависимо от их имущественного положения. Верховный орган власти - верховное собрание.

3. Зарождение частной собственности. Не классическая частная собственность, а античный вариант. В античности верховным собственником земли являлась община. Семья имела надел земли, который нельзя было продавать.

4. Демократическая форма правления. Впервые появляется демократия и принцип защищенности. Имели право требовать минимум для существования. Появляются права человека, выборы.

Цивилизации Древнего мира

Первые цивилизации возникли в долинах великих рек Азии и Африки: Нила, Тигра и Евфрата на рубеже IV и III тыс. до н. э. Затем в долине Инда, Хуанхэ и Янцзы. Народы, населявшие эти долины, первыми в истории человечества создали образцы письменности, построили города с дворцами и храмами, ввели такое новообразование, как государство, поднялись до непревзойденных по сей день высот в культуре и искусстве. Через несколько веков во многом благодаря их влиянию и культурным контактам цивилизации появились и за пределами узких рамок речных долин. Народы Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной, Средней и Малой Азии создали свои уникальные центры культуры и государственности. Весь этот многообразный мир древних обществ получил название Древний Восток.

Духовную жизнь древневосточных обществ отличало необычайное многообразие. Она прошла сложные стадии развития — от архаических мифологических представлений морали Конфуция и Зороастра до универсальных мировых религий. Это был путь от древнейших форм анонимного, словесного и художественного творчества, где текст неразрывно связан с религиозным ритуалом, к авторским, индивидуальным произведениям поэзии и утонченного искусства,

В то же время необходимо отметить замедленный темп развития Древнего Востока. Ни экономиче-

ские, ни социальные, ни политические отношения не обрели той глубины и масштаба, какой они достигли в Древней Греции и Древнем Риме. На обширных просторах Древнего Востока проживало пестрое население, принадлежавшее к трем основным расам: европеоидной, монголоидной и негроидной. Расы подразделялись на народности, племена и этнические группы, говорившие на многочисленных языках, что разобщало жителей бескрайнего Древнего Востока. Именно здесь закон неравномерного исторического развития человеческого общества нашел свое яркое выражение. Однако непрерывно возраставшие военнополитические, торговые и культурные связи привели к превращению ранее разобщенных регионов в единый древневосточный мир, что ускорило поступательное развитие всемирно-исторического процесса.

Центром античного мира стали Греция и Италия, но его влияние распространялось на обширные территории вокруг Средиземного моря. Античное общество в период своего наивысшего развития охватывало пространства от Британских островов до Нильских порогов, включая пески Сахары, и от Испании до Месопотамии. Завоевания Александра Македонского раздвинули границы античного мира вплоть до Индии и Средней Азии. На этих землях античное общество существовало бок о бок с очагами древнейших цивилизаций Востока и с многочисленными варварскими народами, еще не вышедшими из первобытной стадии развития. От зарождения до гибели античного общества прошло более 15 веков — с XI в. до н. э. по V в. н. э.

На громадной территории, охваченной античной цивилизацией, существовали многообразные природные условия: многоводные реки с плодородными долинами, поднимающиеся до небес горы, непроходимые леса и безжизненные пески. Друг друга сменяли разнообразные климатические зоны: от субтропиков с жарким летом и мягкой зимой до районов с коротким летом и холодной, снежной зимой. Климат оказывал влияние на формирование многообразных форм повседневной хозяйственной и культурной деятельности на этих территориях. Однако по своим важнейшим структурообразующим чертам существовавшие здесь общества были близки между собой и представляли единую античную цивилизацию. Античному обществу на территории Европы предшествовала Крито-Микенская цивилизация, другое называние которой — минойская — дано по имени легендарного царя Миноса. Ее возникновение отмечено строительством в конце 3-го тыс. до н. э. первых дворцов на Крите. Крито-Микен-ская цивилизация существовала в эпоху бронзового века до конца 2-го тыс. до н. э. Ее закат и гибель совпали с вторжением многочисленных племен дорийских греков, разрушивших дворцы и основные центры микенского общества. Греция в XI в. до н. э. вновь впала в первобытное состояние.

На протяжении XI — IX вв. до н. э., получившего название гомеровского периода, на территории Балканского полуострова и островов шел сложный процесс разложения первобытнообщинных институтов и становления новой античной цивилизации.

С VIII в. до н. э. греческое общество вступило в эпоху цивилизационного развитая. Первый его этап называли архаическим. В его рамках сформировались основные элементы нового общества во всех сферах: социальной, экономической, политической, культурной.

Основным элементом античного общества становится особый, нигде более не встречающийся, тип государственного устройства — полис. Именно в эпоху полисного строя появились классическое рабство, развитые системы денеж-

ного обращения и рынка, демократическая республика, всегреческие спортивные состязания, театральные представления, философия и науки, были заложены основы греческой архитектуры, скульптуры и живописи. К концу архаического периода греки расселились по всему Средиземноморью, разнеся полис и достижения своей культуры от Испании до берегов Восточного Средиземноморья и от Египта до Крыма. Расцвет античной Греции пришелся на эпоху классики — V — IV вв. до н. э., когда все стороны древнегреческого общества, его духовной и художественной культуры достигли наивысшего и гармоничного развития. В этот период были созданы непревзойденные образцы во всех сферах древнегреческой жизни и деятельности. Выделяя этот взлет античной цивилизации, великий философ XIX в. Г. В. Ф. Гегель отмечал, что античное искусство именно тогда обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившие временную гармонию человека с природой и его политическим миром. Заключительный этап античной Греции открыли походы Александра Македонского. Победоносное завоевания Персидской державы привело к слиянию античного и восточного мира, что коренным образом повлияло на дальнейший ход исторического развития человечества. Этот этап принято называть эллинистическим, он просуществовал три века — до 30 г. до н. э.

Затем в Средиземноморье безраздельное господство переходит к Риму. По преданию, он был основан в 753 г. до н. э. Ромулом, ставшим первым его царем. После периода правления царей в конце VI в. до н. э. в Риме устанавливается республика. А в конце I в. до н. э. утверждается императорский режим. Риму удалось раздвинуть границы античного мира до максимальных пределов. Имераторский Рим просуществовал вплоть до его гибели в 476 г. н. э., которая ознаменовала закат античного общества и всего Древнего мира. Классическое рабство считалось главной чертой античности с XIX в. Долгое время его оценивали с морально-этических позиций, отмечая несовместимость рабства с человеческим достоинством. В XX в. к рабству стали подходить как к закономерному этапу исторического развития, исследуя его экономические, политические, социальные и культурологические аспекты.

Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.

Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные по времени части, то ясно, что вся первая половина истории это только история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла лишь на рубеже между этими двумя отрезками.

Почему древневосточная цивилизация появилась так рано? Потому что жаркий климат в сочетании с плодородными наносными почвами позволял получать от земли значительный прибавочный продукт даже при тогдашнем низком уровне техники земледелия. Например, семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт — главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу.

Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община в одиночку не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.

Особенности этих государств были следующие:

1) рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;

2) земля находилась не в частной, а в государственной или в государственно-общинной собственности;

В чем же причины такого положения? Прежде всего, в судьбах общины. В античных странах, а потом и у других европейских народов, общины распадались при рождении государства. Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, делили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках.

На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства.

Само государство, как было отмечено, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в уровнях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью.

Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль.

В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила: ее не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы.

Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие — что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи — что это затянувшийся переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу.

Хозяйство Древнего Египта

Экономическое развитие этих стран почти не шло — это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община - это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.

В качестве примера экономики стран Древнего Востока рассмотрим особенности хозяйства лишь одной из этих стран Древнего Египта. Первое, что бросается в глаза при анализе этого хозяйства, — то, что это было государственное централизованное хозяйство. Очевидно, эта особенность была следствием государственной собственности на землю.

Правда, здесь были частные хозяйства отдельных знатных людей, но лишь постольку, поскольку эти люди занимали определенное положение в государстве.

Богатство не определяло положение человека в египетском обществе, а определялось положением: человек мог быть лишь постольку богатым, поскольку занимал определенную должность.

Главным занятием населения было земледелие. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Земледелие всецело зависело от орошения. Ирригационная система делила все поля на верхние и нижние. Нижними назывались те, которые затоплялись во время разлива Нила. Для орошения этих полей создавались водохранилища, которые заполнялись водой во время разлива, а в сухое время года вода оттуда самотеком поступала на поля. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес.

Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Разбросав по полю посевное зерно, пускали затем на пашню скот, чтобы он копытами затоптал зерно в землю. При молотьбе тоже использовали скот: гоняли его по снопам, и он копытами вымолачивал зерно.

Государственным характером хозяйства определялось и положение крестьянина. Он жил своим домом со своей семьей и вел свое хозяйство, но даже быков для обработки земли он получал от государства на время.1

Проблема гармонизации экономики в различных странах сводится к наличию различных критериев проведения экономического исследования или действия. Следует помнить, что различие в этих критериях объясняется теми способами и теми представлениями, которые использовались в конкретной стране в конкретное время. Так, например, жесткая статусная структура общества сохранилась в Европе, начиная со времен феодализма. Поэтому для обеспечения целостности изучения экономических дисциплин следует обратить внимание на исследование классической модели феодальной экономики (Франция) и особенностей феодального хозяйства (Англия, Германия, Россия, Япония).

Читайте также: