Порядок приобретения в собственность земельного участка для ведения крестьянского фермерского хозяйства

Обновлено: 16.05.2024

Наличие объекта вспомогательного использования, возведенного на земельном участке, переданном гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, не может повлечь возникновение права этого гражданина на приобретение земельного участка под данным объектом

Наличие объекта вспомогательного использования, возведенного на земельном участке, переданном гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, не может повлечь возникновение права этого гражданина на приобретение земельного участка под данным объектом в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Подпунктами 1 и 14 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (ст. 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Так, возведение на земельном участке объекта вспомогательного использования, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, не влечет возникновения у лица права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.

Установленный Классификатором видов разрешенного использования вид разрешенного использования земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (код 2.2) предусматривает возможность размещения жилого дома; производства сельскохозяйственной продукции; размещения гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования относятся здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.

Соответственно, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами.

Из приведенных правовых норм следует, что производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, расположенные на приусадебных земельных участках и обладающие признаками объекта недвижимости, являются объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту - жилому дому.

Право гражданина, являющегося правообладателем приусадебного земельного участка, самостоятельно определить очередность возведения указанных объектов и принять решение об их создании до начала строительства жилого дома не исключает правила о возможности приобретения такого участка в собственность путем выкупа на возмездной основе только после окончания строительства основного объекта.

Информация подготовлена по материалам, предоставленным гражданско-судебным отделом прокуратуры области.

Прокуратура
Пензенской области

Прокуратура Пензенской области

16 июня 2021, 11:42

Наличие объекта вспомогательного использования, возведенного на земельном участке, переданном гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, не может повлечь возникновение права этого гражданина на приобретение земельного участка под данным объектом

Наличие объекта вспомогательного использования, возведенного на земельном участке, переданном гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, не может повлечь возникновение права этого гражданина на приобретение земельного участка под данным объектом в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Подпунктами 1 и 14 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (ст. 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Так, возведение на земельном участке объекта вспомогательного использования, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, не влечет возникновения у лица права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.

Установленный Классификатором видов разрешенного использования вид разрешенного использования земельных участков "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (код 2.2) предусматривает возможность размещения жилого дома; производства сельскохозяйственной продукции; размещения гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Таким образом, к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования относятся здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.

Соответственно, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами.

Из приведенных правовых норм следует, что производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, расположенные на приусадебных земельных участках и обладающие признаками объекта недвижимости, являются объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту - жилому дому.

Право гражданина, являющегося правообладателем приусадебного земельного участка, самостоятельно определить очередность возведения указанных объектов и принять решение об их создании до начала строительства жилого дома не исключает правила о возможности приобретения такого участка в собственность путем выкупа на возмездной основе только после окончания строительства основного объекта.

Информация подготовлена по материалам, предоставленным гражданско-судебным отделом прокуратуры области.

Земельный кодекс > Глава V.1 Земельного кодекса. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ > Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При рассмотрении департаментом имущественных отношений Краснодарского края обращений юридических лиц и граждан-предпринимателей, представителей организаций, наиболее часто встречаются следующие вопросы, касающиеся предпринимательской и инвестиционной деятельности:

1. О порядке предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для реализации масштабного инвестиционного проекта.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 3.1 Закона № 3123-КЗ предусмотрено, что порядок принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта критериям, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

2. О порядке и условиях получения земельных участков сельскохозяйственного назначения без проведения торгов.

Действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков без проведения торгов.

Так, земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены крестьянским фермерским хозяйствам по специальной процедуре без проведения торгов в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6, статьей 39.18 Земельного кодекса, предусматривающей после поступления заявления о предоставлении участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства опубликование извещения о предоставлении участка, при отсутствии заявок от иных заявителей-фермеров – предоставление земельного участка осуществляется без проведения торгов заявителю.

Кроме того, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Условием предоставления земельных участков гражданам является наличие у них скота, учтенного в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления городских, сельских поселений и органами местного самоуправления городских округов.

1) развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства;

2) производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края";

3) создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян;

4) сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных для обеспечения кормами сельскохозяйственных животных из расчета не менее 3 условных голов на 100 гектаров земельных участков для сенокошения и пастбищ;

5) выращивания риса с соблюдением севооборота и урожайностью не менее 61,7 ц/га.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. О порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянского фермерского хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Кроме того, в силу статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае если после опубликования извещения о предоставлении земельных участков для указанных целей не поступило иных заявлений от заинтересованных лиц, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка гражданину, подавшему единственное заявление. При поступлении в течение 30 дней со дня опубликования вышеуказанного извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений должен принять решение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи (аренды) земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 7 статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

В случае, если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат утончению, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании земельного участка, которое является основанием для предоставления земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае, если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, уполномоченный орган заключает с заявителем договор аренды или договор купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

В случае, если земельные участки будут использоваться крестьянским (фермерским) хозяйством для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры), предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в аренду или собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не ограничивается и рассчитывается:

- в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров;

- в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара.

4. О порядке и случаях межевания земельных участков.

Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (инструкция по межеванию, утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года).

Установление и закрепление границ на местности земельных участков выполняют при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе правообладателя.

Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В извещении указываются:

информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

адрес или иное описание местоположения земельного участка;

кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

Подпункт 2 изменен с 11 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Фермерское хозяйство или КФХ – это вид бизнеса, который связан с ведением сельского хозяйства. Он предполагает объединение граждан на добровольной основе, совместно владеющих имуществом и осуществляющих производство сельхозпродукции или ведение смежной деятельности.

В российском законодательстве допускается возможность получения земель для организации КФХ.

Что для этого нужно и каковы особенности этой процедуры в России?

Законодательство


Деятельность фермерских хозяйств в России регулируется нормами Гражданского кодекса и ФЗ-74 (о КФХ).

земельный кодекс РФ

Здесь указывается на возможность владения КФХ индивидуальными предпринимателями и юрлицами, т.е. земля хозяйства может быть в собственности как физических, так и юридических лиц.

В качестве основных направлений деятельности фермерских хозяйств приводятся: производство и переработка с/х продукции и продуктов животноводства, ее транспортировка, хранение и продажа.

Участки КФХ могут использоваться для следующих нужд:

  • Растениеводство: выращивание свеклы, картофеля, зерновых, технических, масличных, кормовых культур, табака и пр.
  • Овощеводство, сбор и выращивание грибов, фруктов, винограда, ягод, орехов.
  • Животноводство: разведение овец, КРС, лошадей, мулов, ослов, коз, свиней, птицы, кроликов, оленей, шелкопряда, верблюдов, оленей, пчеловодство, разведение домашних и лабораторных животных, лягушек и червей.
  • Смешанное сельское хозяйство.

Землей в КФХ могут пользоваться ее члены для выращивания продукции исключительно для внутреннего потребления. Законом это не возбраняется.


В такой ситуации не требуется регистрация ИП или ООО.

кадастровые документы на участок

К имуществу от КФХ могут относится:

    ;
  • здания и сооружения;
  • хозпостройки (сарай, амбар и пр.);
  • мелиоративные и иные сооружения;
  • рабочий скот и птица;
  • с/х техника и оборудование;
  • инвентарь;
  • машины;
  • иное имущество.


При этом для некоторых видов деятельности КФХ не требуется выделение участка. Например, если фермеры занимаются переработкой овощей, то они могут делать это в арендованном помещении.

Кто имеет право на получение

Право на получение участков под КФХ в России имеют физические или юридические лица. На момент обращения за землей не обязательно регистрировать ООО и ИП (или другую форму собственности).


Но, если планируется продажа сельхозпродукции, то официальная регистрация бизнеса неизбежно потребуется.

нежилое помещение на участке

Организовать КФХ вправе как граждане России, так и лица, у которых нет российского гражданства (иностранцы).

Участок может быть выделен как в собственность, так и аренду на основании заявления.

Землю можно арендовать у государства или частного собственника в статусе физлица или компании. В некоторых случаях этот вариант поможет сэкономить немало времени на прохождении всех бюрократических процедур.

Требования к участку. Виды участков

покупка земли с домом

Участки, которые выделяются под крестьянские и фермерские хозяйства, относятся к землям сельхозназначения.

Они обязательно должны располагаться за пределами населенных пунктов.

В их состав могут входить различные участки, занятые водоемами, лесами, дорогами, коммуникациями, зданиями и сооружениями.

Особую государственную защиту в рамках с/х земель приобретают особо ценные сельскохозяйственные угодья.


Это земли, кадастровая стоимость которых на 10% выше среднемуниципального уровня; угодья ОПП и НИИ, искусственно орошаемые или осушаемые земли.

Участок земли в КФХ является неделимым: собственники имеют право на долю в нем без выдела ее в натуре. Разделить землю можно в случае прекращения работы КФХ.

Выделенный под КФХ участок должен использоваться по своему целевому назначению.

использование земельного участок

К видам сельхозземель по их возможному использованию можно отнести:

  • птицеводческие,
  • овощеводческие,
  • садоводческие,
  • цветоводческие,
  • пчеловодческие,
  • рыбоводческие,
  • виноградарские, охотничьи угодья,
  • для создания форелевого хозяйства,
  • сенокошения и выпаса скота,
  • создания защитных лесных насаждений.


Каждый субъект вправе самостоятельно определять предельное значение размера передаваемых земель.

Процедура получения

документы для получения участка

Для граждан предусмотрены несколько способов получения земли под КФХ. Среди них:

  • проведение аукциона по инициативе муниципальных властей или федеральных, если земли в госсобственности;
  • проведение торгов по инициативе граждан с правом выкупа участка в собственность;
  • выделение земли в аренду без торгов для льготников;
  • аренда без торгов на не состоящие на кадастровом учете участки (упрощенная схема).

При получении земли необходимо пройти несколько этапов.

Подбор подходящего участка

земля сельхозназначения

Для получения земли под КФХ для начала нужно подобрать оптимальный участок. Это можно сделать 3-мя способами:

  • Путем обращения в муниципалитет и уточнения информации о свободных землях.
  • Администрация должна предложить арендатору несколько вариантов на выбор.
  • Через участие в открытых торгах, информацию о которых можно найти на специализированных электронных ресурсах или в местных СМИ.
  • Самостоятельно найти землю через официальный сайт Росреестра (если на Дальнем
  • Востоке это будет сделать весьма просто, то в Московской области -практически невозможно).

После выбора участка можно обращаться в администрацию за одобрением.

Подача заявление на выделение участка

Для выделения участка гражданам нужно подать заявление в местную администрацию или уполномоченные органы власти.

земля сельскохозяйственного назначения

В нем указывается следующая информация:

  • для каких целей планируется использовать целей;
  • полномочия лица, который подает заявление (например, глава КФХ);
  • условия передачи земель в собственность (платно или бесплатно);
  • факты, которые подтверждают необходимость выделения запрашиваемой площади земли (численность КФХ, объемы производства);
  • заключенное соглашение об организации КФХ.


Если участок планируется арендовать на какой-либо небольшой срок, то в заявлении указываются конкретные временные рамки.

На рассмотрение поступившей заявки у администрации есть ограничения по времени. Если речь идет о получении земли в собственность или аренду, то это 14 дней. Для рассмотрения проекта по установке границ этот срок не более месяца.

Если планируется заключение договора купли-продажи или аренды, на его подготовку будет не более недели.

Проведение торгов по выбранному участку


В большинстве случаев другие желающие все же находятся, и стоимость аренды может существенно возрасти.

Постановка участка на кадастровый учет

документы для получения участка

В случае получения предварительного одобрения от администрации заявителю необходимо из собственных средств произвести работы по межеванию территории и постановке участка на кадастровый учет. В некоторых регионах расходы возьмет на себя администрация.

Кадастровый инженер проведет границы участка, топографическую съемку и оформит документацию. С полученными бумагами необходимо обратиться в Росреестр для оформления кадастрового паспорта.

Стоит отметить, что если в предоставлении земель в конечном итоге откажут, это не будет являться основанием для возврата затрат на оформление участка.

Заключение договора

После вынесения решения в пользу заявителя КФХ, администрация заключает договор купли-продажи или аренды. При оформлении аренды на срок более года документ подлежит обязательной регистрации в Росреестре.


В договоре прописываются все нюансы использования участка: размер аренды, возможность последующего выкупа земли, права и обязанности сторон.

По завершении действия договора у сторон есть несколько вариантов: расторгнуть его, пролонгировать или выкупить в собственность (если есть такая возможность).

Переоформление земли в собственность КФХ

оформление документов

Указанный этап не является обязательным.

Но Земельный кодекс предусматривает возможность выделения земли под КФХ в безвозмездную аренду с последующим переоформлением ее в частную собственность при условии использования по целевому назначению в течение 5 лет.

Возможно также выкупить землю у государства практически за бесценок после окончания аренды (если договор это позволяет).

Возможные причины для отказа

Государственные структуры могут отказать заявителю в предоставлении земли. Как правило, в числе причин для отказа значатся:

  • запрашиваемая площадь участка превышает границы, установленные государством;
  • неполная комплектность представленной документации;
  • в документах были выявлены неточности и несоответствия;
  • участок обременен правами третьих лиц.

Стоит учитывать, что на уровне субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные требования к заявителям и документации. Все нюансы стоит уточнять у местных властей.


Необоснованный отказ всегда можно обжаловать в судебном порядке.

отказ от приватизации последствия

Узнайте все про признание недействительным договора купли продажи земельного участка в нашем материале.

Какие последствия у вас будут в случае вашего отказа от приватизации? Наша статья как раз об этом!

Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по ссылке.

Возможности застройки

На территории земель КФХ допускается возможность застройки. В частности, здесь можно построить различные здания несельскохозяйственного предназначения: жилые, рекреационные и промышленные постройки. При этом площадь всех строений не должна занимать более 30%.

Процент застройки регламентируется сложившейся местной практикой и проектом застройки, утвержденным муниципалитетом.

расторжение предварительного договора

Жилые дома высотой не более 3 этажей допускается не только официально зарегистрировать, но и прописаться здесь. Для этого нужно указать причины, которые требуют постоянного нахождения фермера на территории КФХ. Это, например, кролиководство и птицеводство (кролики и птицы требуют постоянного ухода).

Возможность застройки земель КФХ опирается на нормы Гражданского кодекса, в котором указывается на необходимость соблюдения градостроительных, санитарных, пожарных и строительных нормативов при возведении постройки.

В Земельном кодексе также прописано право на возведение жилых и иных строений собственниками участков.


В законе о КФХ подчеркивается, что на землях сельхозназначения допускается строительство различных сооружений по желанию собственника.

При возведении капитальных строений обязательно предварительно получить разрешение на строительство. Порядок его оформления содержится в Градостроительном кодексе.

расторжение ипотечного договора

Тогда как некапитальные строения можно построить без получения дополнительных разрешений. Это, например, бытовка, навес, сарай и пр. Их оформление в Росреестре не обязательно.

Таким образом, россияне могут рассчитывать на получение в аренду или собственность земли для развития фермерско-крестьянского хозяйства. Под эти цели выделяются земли сельхозназначения, предназначенные для животноводства, растениеводства, овощеводства или смешанных форм деятельности.

Максимальный размер участка зависит от количества членов КФХ и региональных нормативов. Землю может получить любой россиянин или нерезидент РФ в статусе физического или юридического лица. Для получения участка нужно обратиться в местный уполномоченный орган с заявлением. Земля будет предоставлена на общих основаниях по результатам торгов. При немотивированном отказе в выделении надела земли его можно опротестовать.

Читайте также: