Основаниями прекращения права постоянного бессрочного пользования земельным участком могут быть

Обновлено: 06.05.2024

Земельные участки достаточно объёмная и щекотливая тема, которая содержит в себе массу полезной информации. Сегодня речь пойдет о прекращении прав на постоянное пользование землей.

Многие ошибочно думают, что такое право дает полную свободу действий. Но нет, использовать землю можно только следуя законам Российской Федерации.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком: юридические основания

Право пожизненного владения землей можно прекратить как решением властей, так и по собственному желанию.

По ст. 45 Земельного Кодекса РФ прекращение бессрочного пользования принудительно происходит при:

  1. нарушении правил использования земельного участка.
  2. При нужде государства.

Право бессрочного пользования земельным участком прекращено может быть по собственному желанию, если:

  • гражданин отказывается от земли по различным причинам;
  • покупка земельного участка.

Чтобы осуществить прекращение права бессрочного пользования на земельный участок, юридическое лицо должно получить разрешение органа, подтвержденное документально.

Федеральным органам и учреждениям отказаться от прав не предоставляется возможным.

В каком виде может быть реализовано прекращение прав?

Руководствуясь статьей 45 ЗК РФ, прекратить право постоянного бессрочного пользования земельным участком, можно добровольно или принудительно.

Добровольный

При желании отказаться от прав на участок требуется подать заявление в исполнительный орган. Прекращение прав вступает в силу с момента оформления прекращения этого права.

Принудительный

Принудительно отказ от права постоянного бессрочного пользования земельным участком осуществляется исключительно после вступления в силу судебного акта об лишении пожизненного (бессрочного) пользования земельным участком.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы устраните нарушение, которое является причиной изъятия, то можете избежать судебных разбирательств.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Как осуществить прекращение права постоянного (бессрочного) пользования без суда (добровольно)

  1. Прийти в Комитет и подать отказное заявление.
  2. К заявлению вам нужно будет приложить такие документы:
    • бумаги, свидетельствующие о вашем праве на участок (оригинал);
    • удостоверяющий документ собственника;
    • бумагу, имеющую согласие органа, регистрировавшего юр. лицо;
    • кадастровый паспорт.
  3. Ожидать решение власти месяц после подачи вашего заявления.
  4. Получить копию решения на протяжении 3 дней после принятия.

Как осуществить пользоваться земельным участком путем суда (принудительно)

  1. После нахождения нарушений эксплуатации земельного участка вы должны оплатить штраф и устранить их.
  2. Вместе с этим вы получаете предупреждение, которое содержит:
    • перечень нарушений;
    • промежуток времени, который дан на устранение проблемы;
    • упоминание, что игнорирование приведет к лишению земельных прав;
    • ваши права, о которых вы сможете заявить, если начнутся судебные разбирательства.
  3. В случае, если вы не исправите допущенные нарушения, дело о прекращении прав попадает в суд.
  4. После истечения 10 дней с вынесения приговора, гос. структура отправляет акт и бумагу о гос. регистрации в организацию, где совершаются сделки по недвижимости.
  5. Так как по закону лишение прав не избавляет от ответственности, вам придется ответить за свои совершенные действия, возместить ущерб.
  6. Вы можете обжаловать решение, вынесенное судьей.

ВАЖНО! В процессе судебных разбирательств предоставление документов не требуется, так как заявление о нарушениях подается третьими лицами.

Отказ от права постоянного бессрочного пользования земельным участком – что это и как отказаться?

Отказ от права постоянного бессрочного пользования земельным участком – желание избавиться от земли, например, по ненадобности. На данный момент право постоянного (бессрочного) пользования не совсем удобно, сейчас существуют иные формы владения землей.

Грубо говоря, это право не дает полноценно использовать земельный участок. Для расширения этих возможностей, владельцы часто выкупают участки, либо же, не желая тратить время – отказываются от них.

Как отказаться от своих правовых привилегий? Всё просто: вам нужно написать заявление в Комитет и предоставить некоторые бумаги:

  • бумаги, свидетельствующие о вашем праве на участок (оригинал);
  • удостоверяющий документ собственника;
  • бумагу, имеющую согласие органа, регистрировавшего юр. лицо;
  • кадастровый паспорт.

Более подробно изложено в нашей инструкции, расположенной выше.

Права и возможности после суда

Судебное решение регламентируется пунктом 2 ст. 54 Земельного Кодекса РФ. Гражданин имеет как права так и возможности.

Перед тем как суд вынесет решение, соответствующие органы обязаны дать данные о том, исполнили ли они свои обязательства, а также исполнил ли их собственник.То-есть это — выплатил ли владелец земельного участка административный штраф, выдали ли ему документ, который указывает на то, что требует исправления.

В случае отказа от выплаты штрафа и отсутствие исправлений пришло ли ему уведомление о возбуждении дела.

Бывает что владелец исправляет нарушение и оплачивает штраф. В таком случае ему дается возможность пользоваться своим участком как он пользовался до этого.

Если происходит полное игнорирование со стороны собственника – он лишается своих прав на земельный участок.

Суд также может обязать возместить ущерб территории, а после этого лишить права пользования земельным участком.

Если были допущены какие-либо нарушения со стороны государственных структур, человек может бороться за свои права в суде.

  • руководствуясь ЗК ст. 60 вы сможете восстановить права на землю путем подачи апелляции в течение 10 дней до вступления в силу решения суда;
  • руководствуясь ЗК ст. 61 вы сможете не платить административный штраф, если он окажется неправомерным.

ЗК РФ, Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

  1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
  2. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Благодаря этим законам правообладатель может быть застрахован от несправедливости по отношению к нему.

На нашем сайте вы можете найти и другие материалы, которые посвящены теме права пользования ЗУ. Ознакомьтесь с тем:

    и разрешенное использование наделов;
  • когда нужно и как оформить акт на право пользования;
  • каковы особенности использования земель сельскохозяйственного назначения, запаса, а также водного и лесного фондов;
  • чем грозит использование земель не по целевому назначению;
  • что такое право общего и безвозмездного пользования.

Чтобы не допустить появления различных проблем, с каждым вопросом нужно детально ознакомиться. Вопрос о прекращении права постоянного пользования земельного участка не стал исключением. Вооружившись данной информацией вы сможете быть уверены, что никаких неприятных ситуаций в процессе не возникнет и отказаться, либо же вернуть свой земельный участок для вас окажется самой легкой задачей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

1. Общие замечания. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком (далее также ППНВ) – живое ископаемое российского частного права. По сути, ППНВ является наследником эмфитевзиса, чиншевого владения и предусмотренного Проектом Гражданского уложения права наследственного оброчного владения.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г. такой подход подтвердил. Земля объявлялась общим достоянием всего советского народа, состоящим в исключительной собственности государства и предоставляемым только в пользование (ст. 3).

Новый Земельный кодекс Российской Федерации предусмотрел в ст. 21 (Федеральным законом № 171-ФЗ ст. ст. 20 и 21 Земельного кодекса РФ, посвященные праву постоянного (бессрочного) пользования и праву пожизненного наследуемого владения земельным участком, уже признаны утратившими силу), что предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается, однако ППНВ земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином ранее, сохраняется (п. 1).

Поскольку оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, каким-либо сроком не ограничивается (ч. 3 ст. 3 Вводного закона), можно предположить, что ППНВ еще долго будет существовать в российском праве.

2. В соответствии с комментируемыми нормами право пожизненного наследуемого владения – ограниченное вещное право на земельный участок, которое может принадлежать только гражданину. По всей видимости, комментируемая норма имеет в виду любое физическое лицо, которое может и не быть гражданином России и при этом получить такое право по наследству, например.

В случае множественности лиц отношения между ними должны строиться по правилам об общей собственности по аналогии закона.

Объектом ПНВ могут быть только земельные участки, находящиеся в публичной собственности (ст. 265 ГК), а основанием возникновения ПНВ может быть лишь принятое публичным собственником решение о предоставлении земельного участка во владение.

Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

1. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

2. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Право пожизненного наследуемого владения исторически возникло как функциональный аналог права собственности, что и предопределило его содержание. Публичный собственник, передавший земельный участок гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, фактически утрачивает какие либо правомочия собственника, оставаясь, по сути, лишь обладателем голого права.

ППНВ предполагает право владельца владеть и пользоваться земельным участком, возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Обладателю ППНВ принадлежат посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации (п. 2 ст. 40 ЗК). Это согласуется со ст. 136 ГК, в соответствии с которой плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Владелец участка на праве ПНВ, возведший на нем самовольную постройку, как и собственник участка, может требовать признания за ним права собственности на эту постройку на основании п. 3 ст. 222 ГК. Однако если это не удастся, ему необходимо иметь в виду, что (как и собственник) он может утратить право на участок по правилам ст. 54 ЗК.

Обладатель ППНВ на основании ст. 305 ГК имеет возможность прибегнуть к виндикационному и негаторному искам для защиты своего права – в том числе и против собственника.

Собственник вправе изъять земельный участок у владельца лишь в предусмотренных законом случаях. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть прекращено принудительно в случаях, указанных в п. 2 ст. 45 Земельного кодекса – при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Под использованием участка с нарушением требований законодательства понимается использование его не по целевому назначению или если такое использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом; создание или возведение на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком осуществляется на основании судебного решения об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания) – п. 1 ст. 54 ЗК.

Изъятие принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в общем, по тем же правилам, что и изъятие участка у его собственника. При этом даже размер возмещения в случае прекращения права пожизненного (наследуемого) владения земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка (подп. 2 п. 3 ст. 56.8 ЗК).

Интересно отметить, что если для государственных нужд изымается земельный участок, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию и предоставленный гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, всю рыночную стоимость этого участка получит гражданин, муниципальное же образование не получит ничего. Это хорошо иллюстрирует содержание права собственности на участок, переданный в ПНВ.

Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.

1. Комментируемая норма устанавливает запрет на распоряжение земельным участком, допуская переход права пожизненного наследуемого владения лишь в порядке универсального правопреемства.

1.2. В то же время помимо распоряжения mortis causa ППНВ не исключает возможность распоряжения, не направленного на отчуждение ППНВ.

Не противоречит смыслу ст. 267 ГК и передача имущества, например, в аренду, тем более что ст. 617 ГК прямо говорит о последствиях перехода право пожизненного наследуемого владения на сданное в аренду имущество к другому лицу.

1.3. Обладатель ППНВ имеет возможность отказаться от своего права на земельный участок по правилам ст. 53 ЗК, направив заявление собственнику земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Стоит помнить, однако, что этот подход может применяться только в тех случаях, когда находящиеся на земельном участке строения отчуждаются физическому лицу, поскольку только граждане могут обладать ППНВ. В случае же отчуждения строения иному субъекту его право на землю должно иметь иной характер (аренда).

1.5. Те же правила должны применяться и при залоге строения.

1.6. Судебная практика и комментаторы сходятся в том, что обращение взыскания на земельный участок, находящийся в пожизненном наследуемом владении, невозможно.

Вряд ли такое решение справедливо. Право пожизненного наследуемого владения не является имуществом, забронированным от взыскания, и подобное изъятие, не имея разумных оснований, лишь понапрасну нарушает права кредиторов. Если же на участке есть постройки, принадлежащие должнику на праве собственности, они могут стать объектом взыскания со всеми вытекающими для судьбы земельного участка последствиями.

Ответ: Согласно законодательству РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество, передавать права владения, пользования и распоряжения имуществом, обременять его, распоряжаться им иным образом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 209, ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ – далее ГК РФ).

Следовательно, никто не может лишить гражданина земельного участка, если он уже имеет Свидетельство на право собственности и откажется заниматься перерегистрацией. Право за гражданином сохраняется. Однако у таких земельных участков будет отсутствовать регистрация в Едином государственном реестре недвижимости.

Но существуют случаи, определенные законодательством, когда земельный участок, находящийся в собственности гражданина, может быть изъят. Согласно нормам ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством:

•изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда.

Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (ст. 237 ГК РФ);

•отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (ст. 239 ГК РФ):

·земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ);

·земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ)).

А именно: выполнение международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкция объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (ст. 49 ЗК РФ);

•реквизиция (ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ) – в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков;

•конфискация (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ) – земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Вышеуказанные случаи изъятия земельных участков распространяются на земельные участки независимо от того, существует ли регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствует.

Кроме того, с 1 января 2018 года вступит в силу запрет на любые виды сделок с земельными участками, которые не имеют официальных границ. На сделки с такой недвижимостью без границ вступает законодательный запрет. Без проведения обязательной процедуры определения границ (межевания) земельного участка собственник не сможет распоряжаться своим земельным участком. Это значит, что продать, подарить, передать по наследству земельный участок, границы которого не установлены, будет невозможно, независимо от того, имеется или нет свидетельство на право собственности на этот участок.

Отсутствие межевания не повод для лишения права собственности. Если к январю 2018 года у участка не будет четких границ, он выпадает из оборота, это значит, что его владельцы не смогут распоряжаться своей собственностью: завещать, продать, сдать в аренду и т.д. Наследники, вступившие в права наследования, не смогут зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о его местоположении.

Следовательно, внесение в кадастр сведений о границах является гарантией прав собственников, позволяет адекватно начислять налог на имущество и избежать административных штрафов, а также сведет к минимуму возникновение земельных споров.

Поэтому правообладателям земельных участков уже сейчас следует задуматься об определении местоположения границ своих объектов недвижимости во избежание проблем до вступления в силу всех грядущих изменений.

Вопрос: В соответствии с п. п. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, кто должен осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка (гражданин или орган местного самоуправления), если границы населенного пункта не закоординированы и не стоят на кадастровом учете?

Ответ: ЗК РФ предусматривает процедуру приобретения земельных участков путем продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Ст. 39.11 ЗК РФ устанавливает подготовку и организацию аукциона по продаже земельного участка. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

В данном случае гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо подготавливает схему расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Изготовление схемы земельного участка можно поручить кадастровому инженеру, имеющему соответствующий квалификационный аттестат. Далее гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения данного земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка.

Следует отметить, если утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, то координаты характерных точек границ земельного участка выдает уполномоченный орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица.

При этом обеспечение выполнения кадастровых работ и государственный кадастровый учет земельного участка (на основании заявления) осуществляется гражданином или юридическим лицом в целях образования земельного участка, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.

Вопрос: Земельный участок принадлежит одному человеку. Вид использования – ведение крестьянского фермерского хозяйства. Категория земель – земли с/х назначения. Площадь 32900 кв. м. Можно ли поделить данный земельный участок на несколько участков?

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Собственник земельного участка вправе разделить его на несколько земельных участков. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

При этом следует отметить, что исходный земельный участок, из которого образуются новые земельные участки, при разделе должен в обязательном порядке являться уточненным и быть поставленным на государственный кадастровый учет.

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

  • использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;
  • порче земель;
  • невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
  • невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 года. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарии к ст. 45 ЗК РФ

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, - это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

  • перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;
  • в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, - использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды - см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 - 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ.

См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2001 г. N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

Читайте также: