Органы опеки не осуществляли контроль за сохранностью квартиры

Обновлено: 03.05.2024

В случае если родственники, учитель в школе, соседи или просто неравнодушные люди заметят ненадлежащее исполнение обязанностей родителями по воспитанию и обучению детей, то они вправе обратиться в органы опеки и попечительства с соответствующим заявлением.

Содержание статьи:

ПОЛЕЗНО: смотрите видео с советами адвоката по составлению жалобы на родителя ребенка, а также звоните нам уже сегодня, чтобы получить ответ на свой вопрос

Как написать в опеку на проверку семьи?

Заявление о нарушении прав ребенка составляется в письменном виде и направляется в территориальный отдел органов опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

В обращении должно содержаться следующее:

  • наименование территориального органа, в который обращается заявитель
  • фамилия, имя, отчество и адрес проживания заявителя, его контактные данные
  • сведения о несовершеннолетнем и его семье (ФИО, место проживания, год рождения ребенка)
  • основания, послужившие причиной для обращения в органы опеки и попечительства. Чаще всего, такими основаниями выступают плохие жилищные условия ребенка, наркомания/алкоголизм родителей, оставление детей в опасности, жестокость по отношению к ребенку и т. д.
  • просьба проверить изложенные обстоятельства и принять меры по защите законных интересов несовершеннолетнего
  • подпись заявителя, дата составления, документы, подтверждающие основания, послужившие причиной для обращения в органы опеки и попечительства

Порядок проведения проверки органов опеки

Обязанность родителей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей закреплена ст. 63 и ст. 64 Семейного кодекса РФ (СК РФ). Согласно указанным статьям, они несут полную ответственность за развитие и воспитание ребенка, должны защищать интересы детей перед третьими лицами, обязаны обеспечить ребенка питанием, одеждой, лечением, создать условия для получения образования.

Органы опеки и попечительства обязаны контролировать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, в связи с чем, осуществляют плановые и внеплановые проверки условий их жизни.

Основными целями указанных проверок являются:

  • сохранность имущества несовершеннолетних;
  • контроль за надлежащим воспитанием и обучением подопечных;
  • оценка бытовых условий проживания, здоровья, внешнего вида несовершеннолетнего, отношения в семье, обеспечения удовлетворения потребностей ребенка.

Осуществление проверок уполномоченными лицами осуществляется по месту жительства несовершеннолетнего. Плановые проверки проводятся 1 раз в течение месяца после назначения опекуна, а затем – 1 раз в 3 месяца в течение первого года.

Далее проверки производятся один раз в полгода. Внеплановая проверка осуществляется вне указанных временных периодов, проводится на основании акта органов опеки, поводом для составления которого может послужить поступившее устное или письменное обращение о нарушении прав несовершеннолетнего. Проверка завершается составлением акта о наличии/отсутствии нарушений прав и законных интересов несовершеннолетнего.

В какое время приходит опека с проверкой?

Порядок проведения проверки органом опеки и попечительства

Обязанность предупреждать о своих визитах на органы опеки и попечительства не возлагается, но это не означает, что они могут приехать с проверкой в любое время дня и ночи.

Например, в ночное время (с 22:00 до 06:00) уполномоченные лица могут приезжать только совместно с сотрудниками полиции, имея на то веские основания. Кроме того, стоит отметить, что опека не проводит рейды по квартирам, ее неожиданному визиту всегда предшествует какое-либо событие, например, жалоба или обращение, поступившее в государственный орган от учителя, врача, соседей и иных лиц с просьбой осуществить проверку.

На практике неожиданный визит сотрудников опеки, с целью проверки условий проживания несовершеннолетнего, происходит редко. Обычно, они по телефону сообщают о своем намерении произвести выезд на дом и согласовывают время визита, которое, чаще всего, приходится на дневное время в течение рабочей недели.

Можно ли не пускать органы опеки?

Не пустить представителей органов опеки в дом можно воспользовавшись конституционным правом на неприкосновенность жилища. Дело в том, что не пускать в дом посторонних не является нарушением закона. В этом случае, органом опеки и попечительства будет составлен акт об отказе в доступе в жилище. Не пустив уполномоченных лиц опеки в дом, следует понимать, что это, скорее всего, приведет к конфликту с государственным органом.

Сотрудники опеки могут вызвать полицию, которая, при наличии сведений о совершенном или готовящимся преступлении, без решения суда вправе осуществить проникновение в квартиру. Поэтому, в случае если нет желания пустить органы опеки в дом из-за их внезапного визита лучше заявить уполномоченным лицам, что доступ будет предоставлен после посещения их территориального органа и согласования времени для проведения проверки.

Как подготовиться к приходу органов опеки?

В любом случае, дом и вещи ребенка следует привести в порядок, обратив внимание на следующее:

  • общее состояние жилища, то есть, должно быть чисто
  • наличие своего места для ребенка, если не комнаты, то хотя бы ее часть. Даже если ребенок еще маленький и спит с родителями у него должно быть свое спальное место. Если речь идет о школьнике, то у него должно быть место для занятий
  • наличие продуктов питания, игрушек и одежды, соответствующих возрасту ребенка
  • отсутствие доступа к предметам, опасным для здоровья ребенка

ВАЖНО: на время проверки не будет лишним позвать друзей или знакомых. Присутствие третьих лиц всегда дисциплинирует проверяющие органы.

Как бороться с органами опеки?

Органы опеки и попечительства – это государственный орган, который должен действовать в рамках закона. Законодатель предоставляет гражданам право на обжалование действий должностных лиц путем направления заявления в вышестоящий орган, уполномоченному по правам человека, в прокуратуру или суд. Поэтому, при взаимодействии с органами опеки, как и с любым иным государственным органом, следует обращать внимание на детали, которые в дальнейшем помогут выиграть спор у государственного органа.

Для борьбы с органами опеки понадобятся:

  • ФИО должностных лиц, осуществляющих проверку семьи
  • аудио, видео или фотофиксация действий сотрудников опеки
  • запись телефонных разговоров с должностными лицами
  • наличие копии акта, составленного проверяющими
  • иные сведения, подтверждающие незаконность действия уполномоченных лиц органов опеки

В любом случае, следует помнить, что сотрудники опеки – это должностные лица, выполняющие свои обязанности, поэтому, лучше всего, взаимоотношения с ними строить в форме диалога. Иными словами, не стоит избегать проверок и иными способами препятствовать их, а лучше выяснить основания, послужившие проверке и, при их наличии, в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения.

ПОЛЕЗНО: подробнее про порядок обжалования действий органов опеки и попечительства по ссылке на нашем сайте

Адвокат по проверкам органа опеки в Екатеринбурге

  • проведение консультаций по возникающим у доверителя вопросам
  • подготовка клиента к диалогу с должностными лицами, разъяснение его прав
  • присутствие при проверке жилого помещения уполномоченными лицами с разрешением возникающих вопросов
  • оспаривание актов органов опеки и попечительства
  • иная защита прав и законных интересов доверителя


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"


Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Порядок проведения проверки органом опеки и попечительства
Порядок проведения проверки органом опеки и попечительства
Порядок проведения проверки органом опеки и попечительства


Дети-сироты при определенных условиях имеют право на предоставление им жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством.

Предоставление жилья детям-сиротам
Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем (п. п. 1, 4, 5, 7, 9 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).
Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством, в частности законодательством г. Москвы (п. п. 1, 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Приложение N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

2. Обращение с заявлением о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и принятие решения по нему
В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее — Комиссия) (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления N 430-ПП; п. 1.2 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения.
Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет (п. 2.1 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения (п. п. 2.3, 2.4 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Вместе с заявлением представляются:
документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот;
документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия (в случае обращения с заявлением законного представителя ребенка-сироты);
документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
справка, выданная медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на льготы по предоставлению жилого помещения по состоянию здоровья.
Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 — 2.8 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.
В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. п. 3.1, 3.2, 3.5 — 3.10 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Если Комиссией в порядке межведомственного взаимодействия не будет получено решение Городской межведомственной комиссии о возможности самостоятельного проживания лица из числа детей-сирот (в случаях, когда такое решение необходимо), Комиссией выносится заключение о временном проживании такого лица в жилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за организацией социального обслуживания г. Москвы либо организацией г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для его адаптации к самостоятельному проживанию (п. п. 2.6.10, 3.13 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
При этом вселенное в указанное жилое помещение лицо вправе обратиться с новым заявлением о предоставлении жилого помещения в установленном порядке (п. 3.16 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).

3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения
Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.
Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 — 4.7, 4.9 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).
Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.8 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548).
При этом обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может считаться надлежащим образом исполненной в случае предоставления им жилых помещений, не соответствующих требованиям законодательства (например, в доме, признанном аварийным) (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Органы государственной власти субъекта РФ осуществляют контроль за использованием и сохранностью выделенных жилых помещений (пп. 14.3 п. 2 ст. 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; п. п. 4.11 — 4.12 Приложения N 3 к Постановлению N 430-ПП).

Обратите внимание! Приобретение нанимателем специализированного жилого помещения для детей-сирот либо членами его семьи иного жилого помещения в собственность не является основанием для расторжения договора найма специализированного жилого помещения (п. 11 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

4. Переоформление договора найма специализированного жилого помещения
По окончании срока действия договор найма специализированного жилого помещения может быть продлен на новый срок неоднократно, если пользователь жилого помещения находится в трудной жизненной ситуации, или же подлежит расторжению с заключением в отношении данного жилого помещения договора социального найма (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ).
При этом действующее законодательство не содержит требований об установлении нуждаемости нанимателя в жилых помещениях на момент истечения срока действия договора найма специализированного жилого помещения (п. 12 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Глава надзорного ведомства поручил прокурорам на системной основе контролировать и оперативно реагировать на ситуацию с предоставлением жилья детям-сиротам по всей стране.

Игорь Краснов: Вопросы защиты жилищных прав детей-сирот стоят в ряду приоритетных направлений. Фото: Иван Егоров

Игорь Краснов: Вопросы защиты жилищных прав детей-сирот стоят в ряду приоритетных направлений. Фото: Иван Егоров

- Вопросы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоят в ряду приоритетных направлений работы органов прокуратуры, - заявил Игорь Краснов в беседе с корреспондентом "РГ". Вот как выглядит эта ситуация по мнению Генерального прокурора.

- К сожалению, практика показывает, что десяткам тысяч таких ребят приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это недопустимо. Поэтому я поручил провести прокурорам по всей стране соответствующие проверки и при необходимости принять соответствующие меры реагирования, - подчеркнул Игорь Краснов.

Жилье сиротам в нашей стране обязаны выдавать, после того как им исполняется 18 лет. Именно так гласит закон, действующий уже почти четверть века - с 1996 года. Раньше, особенно в 90-е, было хуже: детей, только вышедших из детдомов, просто обманывали или обкрадывали.

Например, выдавали небольшую сумму наличными вместо квартиры, просто заставляли написать отказ от квартиры или уговаривали подарить ее "детскому дому".

Сейчас такие случаи, скорее, исключение, чем правило. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый "детдомовский" закон - 159-ФЗ или просто "забывают" о нем. Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру. Стоит при этом напомнить, что деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет. Так, по данным Министерства просвещения РФ, по состоянию на 1 января 2020 года численность сирот, состоящих на учете для получения жилого помещения, составила 277,4 тысячи человек. Из них 181,7 тысячи - в возрасте 18 лет и старше. То есть в этом году почти 182 тысячи сирот должны были получить квартиры. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот жилья, которое положено по закону, - нет. Они ждут его годами в очереди, которая не особо двигается.

Фото: Love portrait and love the world / Istock

"Российская газета" вместе с надзорным ведомством попыталась разобраться, почему так происходит.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить сумму исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, и цены за квадратный метр в регионе.

После этого квартиры сиротам регионы либо покупают у застройщика, либо строят сами и выдают их. То есть так должно быть. Но фактически получается, что регионы либо плохо планируют, либо у них просто нет средств в региональном бюджете.

Но это еще не все. По данным надзорного ведомства, во многих регионах не соблюдается порядок финансирования расходов на покупку жилья сиротам за счет бюджетных средств, а также допускается неэффективное и незаконное их расходование.

Кроме того, выявлены многочисленные факты предоставления сиротам жилья, которое не соответствует нормативным требованиям, а попросту - непригодного для жизни или аварийного. Вот в этих всех хитросплетениях по поручению Генерального прокурора и должны разобраться прокуроры на местах. И не просто разобраться, а добиться получения квартир сиротами по всей стране.

Первые результаты этой работы уже есть. В этом году прокуроры пресекли почти 9600 нарушений закона и восстановили права около 5 тысяч молодых людей из числа детей-сирот, имеющих право на обеспечение жильем. Кроме того, в интересах сирот прокуроры предъявили в суды свыше 4 тысяч исков, большинство из которых уже удовлетворено.

Кроме того, по материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел по фактам неисполнения должностными лицами обязанностей по обеспечению сирот жильем, предоставления им квартир ненадлежащего качества, а также неправомерного расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Например, Ачинская городская прокуратура Красноярского края провела проверку после обращения 8 сирот о предоставлении им администрацией района квартир ненадлежащего качества.

В этом году прокуроры пресекли почти 9600 нарушений закона и восстановили права около пяти тысяч детей-сирот, которым обязаны предоставить жилье

Выяснилось, что в этих квартирах отсутствовали вентиляция и в отдельных комнатах отопление, имелись недостатки внутренней отделки. При вскрытии вентиляционных окон сотрудники прокуратуры вообще обнаружили муляжи вентиляции. Снаружи по всему периметру дома не было отмостки, тротуаров, проездов, парковки, озеленения и пандусов. При этом, согласно документам, здание являлось нежилым, но менее чем за месяц его реконструировали и ввели в эксплуатацию как жилой дом. После чего администрация купила в нем сиротам "благоустроенные" квартиры за 6,6 млн рублей.

По данным прокуратуры, фактически купленное жилье находилось в аварийном состоянии и было непригодным для проживания. Но, несмотря на это, сироты были в него заселены, с ними были заключены договоры специализированного найма жилых помещений. После вмешательства прокурора и поданных исков суд обязал администрацию района расторгнуть старые договоры найма и обеспечить сирот новыми квартирами. На собственника здания, который продал квартиры сиротам, возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве.

В Новосибирской области суд удовлетворил иск прокуратуры о взыскании с осужденного бывшего главы муниципалитета почти 33 млн рублей. Между администрацией Татарского района и "Корпорация "СтройСиб" были заключены 5 контрактов на строительство 37 квартир для сирот. Чиновник знал, что платить нужно только после принятия дома в эксплуатацию, однако он заранее подписал платежки на 35 млн рублей. В итоге компания деньги получила, но дома так и не построила.

В Якутии по материалам прокуроров возбуждено уголовное дело о предоставлении сиротам жилья в аварийных домах. Администрация района "Усть-Майский улус" по договорам найма передала 12 сиротам квартиры в новом доме, который по факту оказался небезопасным для проживания и мог рухнуть в любой момент.

Кроме того, прокуроры обнаружили, что на строительстве еще и "сэкономили", не выполнив все работы, предусмотренные сметой. В то же время передаточный акт руководство района подписало без каких-либо замечаний. По результатам проверки возбуждено уголовное дело по статье о халатности. Прокурор обратился в суд с исками для того, чтобы сиротам предоставили новое жилье - безопасное и качественное.

Также после вмешательства прокуроров за последнее время сироты получили благоустроенные квартиры сразу в нескольких российских регионах.

Так, в Крыму, в Джанкойском районе, четверо молодых людей - вчерашних детдомовцев долгое время снимали комнаты или жили у знакомых. После вмешательства прокурора и заявления иска в суд администрация Джанкоя обеспечила сирот благоустроенными квартирами. Еще одна сирота из Ленинского района Крыма в 2018 году через суд добилась получения квартиры, однако жилье ей так и не дали. Как выяснила прокуратура, за два года администрация Ленинского района даже не попыталась найти дополнительные деньги на покупку квартиры для сироты. Не принял никаких эффективных мер и судебный пристав, в чьем производстве находилось исполнительное производство. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования девушке предоставили благоустроенную квартиру.

В Краснодарском крае благодаря вмешательству прокуратуры 5 молодых людей также получили квартиры, которых ждали четыре года.

Как отметили в Генпрокуратуре, подобные примеры есть и в других регионах страны. И еще раз подчеркнули, что программа-максимум надзорного ведомства - восстановить права всех сирот, не обеспеченных жильем.

После публикации "РГ" и возбуждения уголовного дела о халатности против чиновников сложная ситуация с квартирами для молодых людей, оставшихся без родителей, в Воронежской области, похоже, сдвинулась с мертвой точки. Департамент соцзащиты провел аукционы по приемлемым для застройщиков ценам, приобрел 130 квартир и начал вручать ключи тем, кому государственное жилье положено по закону. Однако ни 130, ни даже 1300 квартир проблему не решат. Слишком долго местные власти не обращали на нее внимания. Ключи от купленных в 2020 году квартир выдают тем, кто должен был получить их в еще в прошлой пятилетке.

До последнего времени чиновники крайне неохотно покупали жилье для сирот. Все проведенные с этой целью в начале 2020 года аукционы были признаны несостоявшимися: цены на "квадраты" там предлагались намного ниже рыночных, и строительные компании просто не принимали участия в торгах. Чиновников это не смущало - они раз за разом назначали новые тендеры на заведомо нереальных условиях и констатировали, что ничего не вышло.

Фото: Сергей Иванов

"Мы нащупываем цену, которая будет минимальной", - так оценила процесс директор регионального департамента соцзащиты Ольга Сергеева.

После вмешательства прокуратуры и прессы ("РГ-Неделя" написала о ситуации в № 148 от 8 июля 2020 года) о жилье для сирот заговорили на совещаниях в областном правительстве. Уже в день выхода статьи было объявлено, что закупочная цена на аукционах будет повышена до 43,5 тысячи рублей за квадратный метр против прежних 39.

Вскоре СКР возбудил против чиновников департамента уголовное дело о халатности. Подробности расследования не раскрываются, но результат налицо: делопроизводство оживилось, власти приобрели 130 квартир, 22 уже передали хозяевам.

В соседней Тамбовской области, в Мичуринске, для сирот строят 40 квартир. До конца года ключи от собственного жилья получат 277 человек

О правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сирота — это человек, временно или постоянно лишённый семейного окружения. За этим сухим определением судьбы многих людей. Эта тема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего и духовного человека. Не по своей воле дети становятся сиротами. И от того, насколько порядочно и справедливо к их судьбе относятся общество и государство зависит их дальнейшая судьба и их позитивное или негативное влияние на общество.

О правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сирота — это человек, временно или постоянно лишённый семейного окружения. За этим сухим определением судьбы многих людей. Эта тема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего и духовного человека. Не по своей воле дети становятся сиротами. И от того, насколько порядочно и справедливо к их судьбе относятся общество и государство зависит их дальнейшая судьба и их позитивное или негативное влияние на общество.

Какие права есть у сирот? Почему они нарушаются? И где сиротам найти защиту?

  1. Какие права предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и где они могут о них узнать?

Детей сирот, которые воспитываются в специальных учреждениях, они сейчас называются центры по устройству детей-сирот в семьи, с их правами должны ознакамливать работники этих центров, а детей, которые находятся в приемных семьях, под опекой попечением – их опекуны и попечители. Также они могут ознакомиться с текстом Федерального закона самостоятельно в сети Интернет, набрав его название.

В сфере образования дети сироты имеют право:

- на бесплатное обучение на подготовительных отделениях ФГОУВПО при наличии среднего общего образования;

- преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного сдачи ЕГЭ и при прочих равных условиях;

- бесплатное получение второго среднего профессионального образования.

В период получения профессионального образования сироты находятся на полном государственном обеспечении, т.е. получают ежемесячно средства на питание, одежду, постельные принадлежности (от 5 до 7 тыс. руб. ежемесячно), а также получают государственную социальную стипендию, ежегодное пособие на учебную литературу в размере 3 - месячной стипендии. Гособеспечение и стипендия сохраняются за сиротами в период академического отпуска по медицинским показаниям.

Кроме того, сироты имеют право на бесплатный проезд на городском, пригородном транс (кроме такси), а один раз в год - к месту жительства и обратно к месту учебы

После окончания ССУЗов и ВУЗов, а также в случае трудоустройства сразу после выпуска из центра (детского дома), дети сироты при выпуске также получают пособие на приобретение одежды, обуви, постельного белья и мебели (в сумме от 80 до свыше 140 тыс. руб.), а также единовременное денежное пособие в сумме 15 тыс. руб.

Необходимо отметить, что дети, проживающие в приемных семьях, находящиеся под опекой (попечением), также пользуются всеми указанными выше льготами, в том числе получают ежемесячно пособие на свое содержание в размере 20-23 тыс. руб.

В сфере здравоохранения дети-сироты имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, проведение диспансеризации, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета; получение путевок в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), оплату проезда к месту лечения (отдыха) и обратно.

И конечно, к самым жизненно важным правам относится предоставление детям-сиротам жилых помещений, потому что большинство из них относится к социальным сиротам, родители которых злоупотребляют алкоголем, не работают, не имеют жилья. У детей-сирот есть право на получение жилья по достижении совершеннолетия и окончании обучения в центре.

  1. Какие нарушения детей-сирот выявляются прокурорами?

Например, в 2018 году нами были проверены права воспитанников центров по устройству детей-сирот в семьи, выявлены такие нарушения, как непринятие мер по защите их имущественных прав, на получение алиментов, при организации питания.

В Алданском районе из 60 воспитанников только 20 регулярно получают алименты и пенсии, при этом в службу судебных приставов в 2017 году направлено всего 3 запроса, в 2018 - 4, которые оставлены без ответа.

В Вилюйском центре дети недополучали овощи, фрукты, рыбу, молоко. В центре Алданского района в меню и в наличии отсутствует колбаса, сметана, творог, кофейный напиток, какао, кондитерские изделия, морепродукты. Практически ежедневно воспитанники получают овощи и молоко в объемах, заниженных почти в два раза от установленных нормативов. Такие нарушения выявлены и в остальных центрах, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны Роспотребнадзора и органов опеки. По результатам прокурорской проверки Минтрусоцразвития приняты меры к их устранению.

  1. А с какими жалобами в основном обращаются дети-сироты в органы прокуратуры и в какой сфере наиболее часто нарушаются их права?

Практически все обращения детей-сирот в органы прокуратуры касаются либо отказов органа опеки в постановке на учет нуждающихся либо предоставлениянекачественного жилья.

Таких детей на учете Минтрусоцразвития республики в настоящее время состоит 2000 человек. Из-за того, что государство длительное время, фактически до 2005 года вообще не финансировало расходы на приобретение жилья детям-сиротам, в настоящее время в данной очереди состоит 335 человек старше 23 лет. За 10 лет квартиры получили 3872 лица данной категории.

Но конечно, это малая доля от тех, кто так и не получил от государства квартиры, потому что в свое время органы опеки, руководители детских домов не принимали меры по поводу лишения родителей прав, при этом направо-налево назначали детям опекунов, направляли их в детские дома; не ставили их на учет нуждающихся.

Следствием неисполнения своих обязательств социальным государством, причём, не только в Якутии, в целом по России, является следующая страшная статистика: 30 процентов выпускников детских домов не имеют определённого места жительства, 20 – совершают преступления, 10 – заканчивают жизнь суицидом. Конечно, тут влияет целый ряд факторов, однако одни из основных - это и отсутствие постинтернатного сопровождения, недостаточность социальных служб, работников органов опеки, но прежде всего это непредоставление жилья.

  1. Что-то изменилось за последние годы?

Необходимо отметить, что в течение последних лет республика старается в полном объеме финансироватьрасходы на приобретениежилья для детей-сирот, правда этот процесс растягивается иногда на 2 и более лет, что связано со сроками строительства (цикл 2 года), но также несвоевременным выделением бюджетных средств, их предоставлением не в полном объеме, а также безответственным отношением муниципалитетов к их освоению, нарушениями при подготовке конкурсной документации, неисполнением своих обязательств подрядчиками.

  1. Какова на сегодняшний день ситуация с обеспечением жильем детей-сирот?

В 2019 году должно быть обеспечено жильем 1029 детей-сирот, из которых право на его получение у 575 возникло еще в 2018 году и ранее. На эти цели государственным бюджетом предусмотрено 1млр 300 млн. руб. Однако в настоящее время приобретено только 114 квартир, освоено около 300 млн. руб. Также в проекте госбюджета на 2020 год пока предусмотрено 637 млн. вместо 1 млрд 250 млн. руб., а жильем необходимо обеспечить 787 детей-сирот (у 323 возникает право в 2020 году). В этой связи мы также написали отрицательной заключение на проект госбюджета, настаиваем, чтобы органы государственной власти выполняли требования Федерального закона.

  1. Скажите, а какие шансы получить жилье у лиц, которые вовремя не встали на учет нуждающихся в жилье, и которым в настоящее время уже 30-40 и более лет?

К сожалению, даже при наличии статуса лиц, оставшихся без попечения родителей, этим лицам придется доказывать уважительность причин, почему они не встали на учет органов опеки до 23 лет. Как правило, это нарушения и бездействие руководства организаций для детей-сирот, опекунов и попечителей,отсутствие контроля за их работой со стороны органов опеки,которые сами должны истребовать необходимые документы в случае их не предоставления. Такая норма сейчас даже появилась в федеральном законе. А в возрасте от 18 до 23 лет такие сироты не всталив свое время на учет, так как не знали о своих правах, да и средств государство тогда не выделяло.

При этом незнание закона не является уважительной причиной пропуска срока обращения.Пленум Верховного суда РФ от 20 ноября 2013 года указал, что состояние здоровья лиц из числа детей-сирот и ненадлежащее исполнение обязанностей работников опеки и образования являются основанием для признания уважительными причин несвоевременного обращения по поводу постановки на учет нуждающихся в жилье.

Между тем, судебная практика в республике не учитывает данные положения. Так, решением Якутского и Верховного суда республики было отказано в постановке на учет нуждающихся выпускнику коррекционной школы для детей-сирот М., который с рождения страдает серьезным заболеванием, и которого ни работники спецшколы, ни органы опеки до 18 лет не поставили на учет, а после 18 он сам в силу заболевания не мог собрать необходимые документы.

Также не согласны с судебной практикой, которая отказывает в установлении юридического факта отсутствия родительского попечения детям сиротам, в отношении которых работники центров либо опекуны не выходили в суд по поводу лишения родительских прав, что впоследствии повлекло невозможность встать на учет нуждающихся в жилье. Если лица, обязанные обращаться в суд по поводу лишения прав родителей до достижения ребенка 18 лет этого не сделали, а ему такое право не предоставлено, то как после 18 лет доказать, что фактически ребеноквоспитывался в детдоме либо у опекуна и был лишен родительского попечения? Только путем установления юридического факта, так же как, например, факт совместного проживания. Ведь после совершеннолетия, когда ребенок становится дееспособным и может сам в суд обратиться, уже нельзя лишить родителей прав. Следует полагать, что подобные судебные решения не основаны на нормах права.

  1. А каков порядок обеспечения жильем детей-сирот?

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание опекунов, попечителей, работников центров по устройству детей-сирот в семьи, что дети-сироты должны быть поставлены на учет нуждающихся в жилье в 14 лет. При этом необходимы документы, подтверждающие, что у ребенка умерли родители (или единственный родитель), либо они лишены (ограничены) в родительских правах. Эти факты подтверждаются либо свидетельством о смерти родителей, справкой ЗАГС, что второй родитель вписан со слов другого, а также судебными решениями. Также подтверждается статус лица, оставшегося без попечения родителей - решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими, умершими.

В период пребывания ребенка в центре либо под опекой, сохраненное за ним жилье должно находиться под контролем органа опеки, чтобы лишенные прав родители не привели его в негодность, не могли им распорядиться. К сожалению, такие случаи имеют место. Либо местные администрации распределяют квартиры сирот другим лицам. Свободные квартиры (если ребенок сирота) могут с согласия органа опеки сдаваться в поднайм, а за счет оплаты возмещаются коммунальные платежи, остаток должен зачисляться на счет ребенка.

По закону, жилье должно предоставляться детям сиротам по достижении ими 18 лет, и только при наличии отдельного заявления – в более поздние сроки, например, после возвращения из армии, окончания ССУза или ВУЗа. Учитывая, что новое жилье строится два-три года, лучше такие заявления писать заранее.

Жилье предоставляется на 5 лет, оно является специализированным, не может в течение этого срока быть приватизированным. Эти меры направлены на защиту детей-сирот от мошенничества, фиктивных браков. Если сирота за 5 лет не социализировался, то этот срок может быть продлен.

  1. В средствах массовой информации появляются публикации, связанные с предоставлением детям-сиротам некачественного жилья. Кто в этом виноват и что делать в таких случаях?

Да, действительно, такие факты ежегодно выявляются прокурорами. Конечно, в каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны, но чаще всего это вина подрядчиков в некачественном исполнении строительных работ, нарушении сроков их исполнения, а также отсутствия контроля со стороны заказчиков-муниципалитетов. Иногда бывают даже случаи оплаты невыполненныхработ, как например, в Таттинском районе. В этой связи в отношении замглавы администрации было возбуждено уголовное дело, впоследствии прокурор района заставил выделить из местного бюджета 3 млн. руб. на завершение строительства. По представлению прокуратуры Вилюйского района устранены недостатки строительства на общую сумму 1,5 млн. руб., в т.ч. проведена замена и ремонт системы отопления.

В целях усиления контроля прокуратура республики добилась возложения контроля за созданием жилфонда для сирот на Министерство строительства и архитектуры РС(Я).

  1. Что Вы можете посоветовать детям-сиротам, их опекунам, попечителям, каким образом им защищать свои права, куда обращаться?

Если нарушены права в сфере образования, то нужно в первую очередь письменно обратиться в образовательную организацию (если касается поступления, стипендии, государственного обеспечения,проезда к месту учебы, общежития и т.д.) В случае неполученияпособия при выпуске из центра для детей-сиротпри последующим трудоустройстве – сначала к руководству данного центра, затем вМинистерство труда и социального развития республики.При нарушениижилищных прав-в орган опеки либо также Министерство труда и социального развития республики, которое ведет государственный реестр нуждающихся в жилье детей-сирот.Если касается выплат на санаторно-курортное лечение - в Фонд социального страхования. В случае неполучения ответа либо отказа, с которым сироты не согласны, необходимо обращаться в органы прокуратуры по месту жительства, а действияработников министерств обжаловать в прокуратуру республики.

Читайте также: