Баба яга уносит братца иванушку от сестрицы аленушки за тридевять земель какое право нарушено

Обновлено: 17.05.2024

Кто такие Крошечка-Хаврошечка, Марья Моревна, Лихо Одноглазое, как можно сварить кашу из топора, из чего построена избушка лубяная, по сусекам – это где?

Ещё лет 10-15 назад трудно было найти ребёнка, который не любил бы сказки. Дети слушали и читали их с удовольствием. Всё изменилось, когда в нашу жизнь вошли гаджеты. Телефон, планшет, компьютер вытеснили процесс чтения книг. В лучшем случае малыш посмотрит мультфильм, созданный по сказке. Что делать? Читать! Покупать яркие книги со сказками и читать. Читать взрослым для ребёнка, читать ребёнку для мамы/папы/бабушки/дедушки, читать всей семьёй по очереди, читать сказки перед сном, рассказывать их по пути в садик, устраивать домашние сказочные представления.

Были в прошлом столетии такие деятели в образовании, которые предлагали убрать сказки из школьной программы. Сказку посчитали вредным жанром, утверждая, что вымысел и фантастика отвлекают внимание юного читателя от реальных проблем, что подобным отжившим явлениям нет места в советской школе (это 20-30 годы XX века). Да, есть среди сказочных героев такие, которые поступают неправильно, они могут быть злыми, опасными (как и в реальной жизни), но добрых героев намного больше (как и добрых людей в действительности). В сказке добро всегда побеждает зло (хотелось бы, чтобы и в реальности так всегда было). Как хорошо, что разум восторжествовал, и сказки продолжают жить в школьных учебниках! Нельзя лишать детей этого литературного жанра.

Предлагаю викторину, которая поможет определить самого главного, самого читающего ЗНАТОКА русских народных сказок. Викторину можно провести в классе, а можно поиграть в знатоков дома (взрослым будет интересно вспомнить сказки из своего детства)

Викторина для учащихся 1 класса

1. Какой овощ тянул дед, не мог вытянуть, звал на помощь всех домочадцев?
1) редиску
2) редьку
3) репку

2. Кто разрушил теремок в одноимённой сказке?
1) медведь
2) волк
3) чудо-юдо

3. От кого Колобок не смог уйти? 1) от зайца
2) от волка
3) от лисицы

4. На каких ножках стоит избушка Бабы Яги?
1) на деревянных
2) на курьих
3) на железных

5. У петушка красивый гребешок. Какой он?
1) бронзовый
2) серебряный
3) золотой (Петушок, золотой гребешок)

6. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
1) сороки-вороны
2) гуси-лебеди
3) утки-крякушки

7. Кто разбил золотое яичко? 1) дед
2) баба 3) мышка

8. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
1) в ягнёночка
2) в козлёночка
3) в телёночка

10. На чём летала Баба Яга? 1) на самолёте
2) на метле 3) на санях

Викторина для учащихся 2-4 классов

Сказочные загадки (нужно отгадать героя или название сказки)

1 . Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед (Баба Яга)

3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

4. В гости к бабушке пошла,
Пирожки ей понесла. По тропинке шла одна,
С волком встретилась она (Красная шапочка)

5. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт бедняжка (Снегурочка из одноимённой сказки)

8. Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (три медведя из одноимённой сказки)

Угадайте, кому из сказочных героев принадлежат эти слова:

Продолжи сказку:

4. «Глядь — а у Снегурочки щёчки порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и … а) улыбается б) хмурится в) плачет

10 . «Поди туда, не знаю куда, принеси то,…..
а) что хочешь б) что блестит в) не знаю что

Сказочные вопросы (3-4 класс)

1) Как звучит настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)

2) Назовите имя сказочного бессмертного злодея (Кощей)

3) Назовите транспортное средство Бабы Яги (Ступа с метлой)

4) Какие ещё сказочные транспортные средства вам известны? (Русская печка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, летучий корабль, конь, конёк- горбунок, серый волк)

5) К ак называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (Рукав платья Царевны-лягушки)

6) Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)

8) Уникальный солдатский рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента (Каша из топора)

9) Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы? (Трое. Все остальные – звери)

11). Что такое сусек? (Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

12). Где хранится смерть Кощея? (На кончике иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в сундуке, сундук висит на цепи на ветке дуба)

13). Почему Иван –царевич ездил на сером волке, ведь отправился он по поручениям царя на коне? (Волк съел коня)

15) . Кто был помощником Хаврошечки? (Коровушка)

17). Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу? (Вершки)

18). На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка? (На гуслях)

19). Где сидел Мальчик-с-пальчик, когда пахал поле? (В ухе у лошади)

20). Из чего дед сделал внучке смоляного бычка? (Из соломы, палок и смолы)

Трудно переоценить роль сказки в развитии ребёнка. Она пробуждает все доброе, что есть в человеке, формирует крепкие нравственные ценности, любовь к чтению, учит правильному общению, развивает речь. Читайте сказки!


Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Задачи:

Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;

С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;

Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;

Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;

Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

Оборудование: магнитофон, бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.

Ход мероприятия

( пословицы делятся на части, командам необходимо соединить части пословиц)

Не воровством добывают деньги, а трудом.

Легко воровать, да тяжело отвечать.

Хоть с умом воровать, а беды не миновать.

Незнанием закона никто не отговаривайся!

Шила в мешке не утаишь.

Каков грех, такова и расплата.

Один раз украл, а навек вором стал.

Знает кошка, чье мясо съела.

Дуракам закон не писан.

Меч правосудия не имеет ножен.

За худые слова летит и голова

Права влекут за собой и обязанности

(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. Приложение 2).

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)

Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)

Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)

Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)

Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)

Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку?(Право на свободу и презумпцию невиновности)

(из предложенных высказываний выбрать правильные и неправильные.Приложение 3)

правильно
1, 2, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 25, 26, 29

неправильно
3,4, 6, 9, 10, 12, 15,16, 18,21,22,24,27,28,30

(из предложенного слова составить как можно больше других слов)

(из предложенных анаграмм составить слова)

(распределить права и обязанности школьников)

Активность в приобретении знаний

Уважать мнение всех учащихся и учителей

Удобное рабочее место

Посещать школу в предназначенное для этого время

Защита личной собственности

Посещение школьных мероприятий

Не пропускать учебные занятия без уважительной причины

Вести себя корректно на переменах и на уроках

Деловое сотрудничество с учителем

Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности

Беречь школьное имущество

(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)

(по описанию назвать главного героя сказки. Приложение 4)

1 – козленочек; 2 – колобок; 3 – Кощей Бессмертный; 4 – лиса; 5 – Буратино; 6 – Спящая красавица; 7 – Золушка; 8 – Мальчик-с-пальчик; 9 – заяц; 10 – Красная шапочка

(по описанию правонарушения назвать сказку. Приложение 5)

Не воровством добывают деньги, а трудом.

Легко воровать, да тяжело отвечать.

Хоть с умом воровать, а беды не миновать.

Шила в мешке не утаишь.

Один раз украл, а навек вором стал.

Знает кошка, чье мясо съела.

Дуракам закон не писан.

Меч правосудия не имеет ножен.

За худые слова летит и голова

Права влекут за собой и обязанности

(распределить права и обязанности школьников)

Активность в приобретении знаний

Уважать мнение всех учащихся и учителей

Удобное рабочее место

Посещать школу в предназначенное для этого время

Защита личной собственности

Посещение школьных мероприятий

Не пропускать учебные занятия без уважительной причины

Вести себя корректно на переменах и на уроках

Деловое сотрудничество с учителем

Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности

Беречь школьное имущество

Содержимое разработки

Из предложенных утверждений, выбрать те которые являются правильными

Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Конвенции прав ребенка, независимо от богатства его родителей, цвета кожи, религиозных, политических и иных убеждений

Каждый ребенок имеет право на достойное образование, на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилье, питание и развлечения

На все, что изложено в Конвенции ООН могут рассчитывать только:

дети с темным цветом кожи

дети, которые любят молоко с пенками

на достойное медицинское обслуживание имеют право только дети врачей; на достойное жилище – дети строителей; на хорошее питание – дети поваров, на полноценное образование – дети учителей.

Каждый ребенок и его родители имеют право на особую заботу государства по охране их здоровья

Государство должно заботиться о здоровых людях. Все остальные должны лечить себя сами.

Каждый ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на заботу, а также специальное образование и медицинский уход.

Каждый ребенок имеет право на любовь и внимание окружающих его людей

Ребенок с физическими или психическими недостатками должен заботиться о себе сам.

Каждого ребенка нужно любить и выполнять все его желания. А сам ребенок не обязан ни о ком заботиться.

Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право быть гражданином своей страны и право на собственное имя.

Все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать имена им не надо. Дети должны обращаться к друг другу по кличкам или прозвищам. Гражданство, как не имеющее никакого значения отменяется.

Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своими родителями, кроме исключительных случаев.

Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование в средней школе.

Ребенка нужно разлучать с родителями, если они:

запрещают ему круглосуточно смотреть телевизор

регулярно проверяют дневник

заставляют есть кашу

Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование только по телевизору. Обязательными учебными предметами являются только музыка и физкультура.

В тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам лишается семьи, он имеет право на особую заботу со стороны государства.

Всех детей, лишившихся семьи, должен усыновить Президент страны.

Образование, игры и развлечения должны помочь ребенку стать культурным человеком. Об этом должны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка.

Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получить защиту и помощь в первую очередь.

Образование, игры и развлечения должны помочь вырасти ребенку здоровым и сильным. Культурным быть не обязательно.

Каждый ребенок первым прибежавший к месту получения защиты и помощи, первым их получает. Все остальные получают по подзатыльнику.

Ни один ребенок не может быть продан или куплен.

Ни один ребенок не может быть куплен или продан, но может быть заменен на более послушного и вежливого.

Ребенок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом и привлекаться к работе и занятиям, вредным для его здоровья, умственного и физического развития.

В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между всеми народами Земли.

Ребенок ни в коем случае не должен помогать родителям по хозяйству, в уборке квартиры, на своем столе и т.д., так как это непосильный для его возраста труд. Чтение интересных и полезных книг, выполнение домашнего задания являются вредными для здоровья, умственного и физического развития ребенка.

В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания в отношении знакомых ему народов. А с незнакомыми народами нужно драться.

В каждом ребенке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и способности должны служить всем людям.

В каждом ребенке должно воспитываться сознание того, что его энергия и способности должны служить только ему.

Содержимое разработки

По описанию назвать героя сказки

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев.

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду.

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

Содержимое разработки

По описанию правонарушения назвать сказку

В какой из сказок личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно?

В этой сказке говориться о коварстве красивой женщины при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимости больших затрат на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано?

В какой сказке речь идет о некоем спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили подойти ему к самому финишу. Но финал трагичен - проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает.

В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего?

В какой сказке один долго-долго-долгожитель, не пользующийся успехом среди женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с ней в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену?

Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сын царя и сжигают его.

В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого малолетнего ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом 20 века? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками.

Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, но не имеющую клейма, шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированны как незаконный захват жилища.

В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за непомерной тяги к стяжательству?

В этой сказке добрая рябая птица уступила свою собственность (золотое изделие) пожелавшим разделить его на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было уничтожено мелкой серой личностью.


-75%

Читайте также: