Оценочная опись земельных участков что это

Обновлено: 16.05.2024

УТВЕРЖДЕНЫ
Первым заместителем
руководителя Росземкадастра
В.Кисловым
10 апреля 2001 года

Указания
для территориальных органов Росземкадастра
по проведению работ по инвентаризации сведений
о ранее учтенных земельных участках
ГЗК-1-Т.Р-11-02-01

_______________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации -
Письмо Минюста РФ от 20 июня 2001 года N 07/6236-ЮД.
_______________________________________________________________________________

1. Общие положения

Настоящие указания являются нормативно-техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре"* (далее - ранее учтенные земельные участки), к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.

1.1. Отражение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учету вновь образованных земельных участков и проводится с целью:

- обеспечения проверки представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра;

- обеспечения уникальности кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учете.

1.2. Подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись).

1.3. Инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.

1.4. В перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте.

2. Составление перечня ранее
учтенных земельных участков

2.1. В перечень ранее учтенных земельных участков последовательно включаются:

- земельные участки, которым присвоены кадастровые номера в соответствии со структурой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации (расположенные в порядке возрастания кадастровых номеров);

- земельные участки, которым присвоены кадастровые номера со структурой, не соответствующей указанной выше (расположенные в порядке возрастания кадастровых номеров);

- земельные участки, которым при проведении учета не присвоены кадастровые номера.

2.2. Для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся в комитете документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках:

- журналы учета кадастровых номеров;

- списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей.

2.3. При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра:

- во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах);

2.4. В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются:

- утвержденные материалы инвентаризации земель;

- сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.

2.5. Рекомендуемая форма перечня основана на форме списков плательщиков земельного налога и арендной платы и приводится в приложении 1. Заполнение перечня выполняется в соответствии с заголовками граф, за исключением граф "Категория земель" и "Разрешенное использование земельного участка", где помимо перечисленных сведений дополнительно записывается номер дела по номенклатуре дел организации, осуществляющей хранение документа, и через дробь номер документа в деле.

3. Составление инвентаризационного
плана земельных участков
и каталога координат точек границ
земельных участков

3.1. Для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка. Если графические описания земельного участка содержатся в нескольких документах, устанавливается следующая последовательность приоритетности применения документов:

- дежурная кадастровая карта (план) (в бумажном или электронном виде);

- материалы изысканий и обследований.

3.2. План выполняется в масштабе, позволяющем понять взаимное расположение и конфигурацию участков.

В качестве картографической основы для изготовления инвентаризационного плана (нанесения границ земельных участков, отраженных на планах, приложенных к правоудостоверяющим документам) применяется:

- топографическая основа соответствующего масштаба;

- картографический материал (адресная схема квартала), изготовленный для Всероссийской переписи населения 2002 года;

- чистый лист бумаги.

3.3. Земельные участки на инвентаризационном плане идентифицируются инвентаризационными номерами из графы 1 перечня. На плане инвентаризационные номера земельных участков размещаются примерно по центру участка и подчеркиваются одной тонкой линией.

3.4. На инвентаризационном плане проставляются номера узловых и поворотных точек границ земельных участков, использованные для обозначений точек в правоудостоверяющих документах.

3.5. Если ранее для идентификации поворотных точек границы земельного участка в правоудостоверяющем документе использовалась собственная нумерация точек, то на инвентаризационной схеме проставляются инвентаризационные номера точек, обведенные в круг. Присвоение инвентаризационных номеров точек осуществляется по порядку слева направо, сверху вниз, включая узловые и поворотные точки границ земельного участка, состоящего из свободных земель кадастрового квартала ("участок неучтенных земель"). Фрагмент инвентаризационного плана земельных участков приведен в приложении 2*.

3.6. С использованием подготовленного инвентаризационного плана составляется каталог координат поворотных точек границ земельных участков с указанием инвентаризационных номеров участков. При составлении каталога координат совпадающие значения координат точек записываются один раз. В соответствующих строках в графе "Примечания" делается ссылка на ту строку каталога, где записаны необходимые значения координат точек границ земельных участков (пример заполнения приведен в приложении 3*). При необходимости в графе "Примечания" записывается другая дополнительная информация, например, используемая система координат.

3.7. Список узловых и поворотных точек границ земельных участков в кадастровом квартале (пример заполнения приведен в приложении 4*) используется для установления соответствия между инвентаризационными номерами точек на инвентаризационном плане и номерами точек в каталоге координат. Инвентаризационные номера узловых и поворотных точек предназначены для идентификации точек при описании земельных участков в формах ГРЗ КР (Ф.1.7-Ф.1.9) и на дежурной кадастровой карте.

* Текст приложений в "Российской газете" не публикуется. - Примечание "КОДЕКС".

4. Оформление инвентаризационной описи

После подписи составителем и утверждением руководителем райгоркомзема оригинала описи (далее - подлинник) изготавливается второй экземпляр - копия (при изготовлении копии возможно использование копировально-множительной техники), которая подлежит заверению. Подлинник описи хранится в рай(гор)комземе, заверенная копия описи передается в орган кадастрового учета для дальнейшей работы. Передача описи оформляется актом приема-передачи.

5. Автоматизация работ по
инвентаризации сведений

5.1. При наличии соответствующих технических возможностей инвентаризационная опись составляется с использованием средств автоматизации. При автоматизированном способе составления инвентаризационной описи возможно использование программного комплекса "Единый государственный реестр земель" или программных средств на основе стандартных систем управления базами данных и геоинформационных систем с форматами представления данных, позволяющими импортировать сведения в указанный программный комплекс.

5.2. В случае использования программного комплекса" Единый государственный реестр земель" данные вводятся в программный комплекс в ходе выполнения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. По окончании этих работ осуществляется печать форм журнала учета кадастровых номеров, государственного реестра земель кадастрового района, дежурной кадастровой карты на соответствующий кадастровый квартал. Внесение сведений (соответствие внесенных сведений сведениям в исходных документах) удостоверяется руководителем земельного комитета. Инвентаризационная опись в данном случае представляет собой удостоверенные формы журнала учета кадастровых номеров, государственного, реестра земель кадастрового района, дежурной кадастровой карты.

5.3. В случае использования стандартных систем управления базами данных и геоинформационных систем осуществляется печать сведений базы данных на соответствующий квартал. Изготовленные таким образом и подписанные руководителем земельного комитета документы приравниваются к инвентаризационной описи и являются основанием для конвертации данных в программный комплекс "Единый государственный реестр земель". При наличии компьютерных баз данных делаются электронные (поквартальные) копии баз данных для конвертации их в программный комплекс "Единый государственный реестр земель кадастрового района".

Независимая оценка земли

Как правило оценка земли проводится одновременно с оценкой недвижимости, однако в ряде случаев может потребоваться отдельная и независимая рыночная оценка земельного участка.

В каких случаях востребована оценка рыночной стоимости земельного участка:

• Земельный участок является объектом ипотечного кредитования или используется в качестве залогового имущества;
• Земля вносится на баланс предприятия;
• Участок является объектом аукционной продажи;
• Участок сдается в аренду и необходимо определение годовой арендной платы;
• При заключении договора купли-продажи и в других схожих ситуациях.

Оценка стоимости земельного участка с точки зрения инвестиционной стоимости определяется обычно для различных нужд бизнеса: например, для привлечения новых инвесторов.
Ликвидационная стоимость определяется в случае необходимости срочной реализации участка, а кадастровая стоимость позволяет исчислять размер земельных платежей.
В зависимости от цели проведения оценки (определение кадастровой, инвестиционной, ликвидационной или же рыночной стоимости) экспертами используются различные методы.

Рыночная оценка земли и ее особенности

Оценка земельного участка

Оценка участка земли имеет свою специфику, связанную с тем, что при осуществлении процедуры имеют значение не только физические, но и юридические характеристики объекта. К последним относится, например, категория оцениваемых земель (земли лесного фонда, земли водного фонда, земли сельскохозяйственного назначения и так далее). Также оценка рыночной стоимости земельного участка невозможна без учета ограничений, которые могут быть наложены на использование определенной территории. Например, юридически может быть ограничена этажность строительства на участке или поставлены другие условия, которые обязан соблюдать собственник земли.

Независимая оценка земельного участка учитывает и другие факторы, такие как месторасположение участка, его удаленность от городского или районного центра, наличие проведенных коммуникаций, престижность района, рекреационные характеристики, наличие водных ресурсов и многие другие. При этом каждый фактор имеет различную степень влияния для земель разных категорий: при оценке сельскохозяйственных земель наиболее важны одни критерии, а при оценке земель населенных пунктов – другие.

Экспертная оценка земли: документация, порядок, сроки

Для оценки участка необходимо подготовить следующие документы:
1.Правоустанавливающий документ на объект оценки;
2.Кадастровый паспорт;
3.Информацию о существующих ограничениях по использованию конкретного участка;
4.Данные о наличии и текущем состоянии всех проведенных инженерных коммуникаций.

Также при наличии этих документов лицо, обратившееся за оценкой стоимости земельного участка, должно предоставить сведения о ставке арендной платы и выплачиваемых налогов и договор об аренде.

Порядок процедуры оценки земельного участка:

• Заключение договора на оценку объекта;
• Сбор и анализ необходимой информации, как о физическом, так и о юридическом состоянии объекта;
• Выбор методов оценки и проведение требуемых расчетов;
• Определение итоговой стоимости земельного участка;
• Составление официального отчета о выполненной процедуре.

Результат проведения оценки земельного участка

По окончании оценки собственник получает на руки письменный отчет о выполненной процедуре, который имеет доказательную силу. Основные требования, как к порядку самой процедуры, так и к оформлению ее результатов изложены в Федеральном законе, а также в Стандартах оценки.

Стоимость оценки земли

Уточнить, сколько стоит оценка земельного участка, и в какие сроки будет выполнена процедура, можно, связавшись с представителями палаты при помощи контактов, размещенных в соответствующем разделе сайта.

Регламент

• Стоимость услуги определяется в соответствии с действующими тарифами
• Оплата в форме наличного и безналичного расчета

5. Проведение Исполнителем расчета рыночной стоимости объекта оценки и оформление отчета об оценке объекта оценки

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 мая 2017 года N 226

(с изменениями на 9 сентября 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минэкономразвития России
от 12 мая 2017 года N 226

Методические указания о государственной кадастровой оценке

(с изменениями на 9 сентября 2019 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические указания о государственной кадастровой оценке (далее - Указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение).

1.2. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.

Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.

Результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в соответствии с настоящими Указаниями, не подлежат корректировке на вероятную величину доходов и расходов продавца, возникающих в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом недвижимости (в том числе связанных с налоговыми обязательствами продавца, возникающими (либо которые могут возникнуть) в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом).

Датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость в соответствии с настоящими Указаниями, является 1 января года определения кадастровой стоимости в рамках государственной кадастровой оценки, предусмотренного законодательством о государственной кадастровой оценке.

В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 июня 2019 г. N 318 "Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы", для целей Указаний под видом использования понимается такое фактическое использование объекта недвижимости.

В иных случаях под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

1.3. При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Указаний.

Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, моделей массовой оценки должен быть обоснован.

Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.

Под индивидуальной оценкой для целей Указаний понимается процесс определения кадастровой стоимости индивидуально в отношении объекта недвижимости на основе подходов к оценке (сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке).

1.4. В случае использования более одного подхода к оценке результаты, полученные с применением различных подходов, должны быть согласованы между собой с целью определения итоговой величины кадастровой стоимости. В случае проведения согласования путем взвешивания результатов, полученных с применением различных подходов, выбор использованных весов должен быть обоснован.

Выбранный способ согласования, а также все сделанные при осуществлении согласования результатов суждения и допущения должны быть обоснованы.

1.5. При определении кадастровой стоимости объект недвижимости оценивается исходя из предположения о возможности его добровольного отчуждения (передачи права собственности) на открытом рынке в условиях свободной конкуренции, а также с учетом того, что покупатель получает возможность полного и незамедлительного его использования в состоянии, в котором он был приобретен (передан) на дату определения кадастровой стоимости независимо от того, ограничен ли такой объект недвижимости в обороте, существует ли рынок такого рода объектов недвижимости и может ли он быть фактически отчужден.

Информация о событиях, произошедших после даты определения кадастровой стоимости, не может быть использована для определения кадастровой стоимости, за исключением случаев ее использования для подтверждения тенденций, сложившихся на дату определения кадастровой стоимости, когда такая информация соответствует сложившимся ожиданиям рынка на дату определения кадастровой стоимости.

1.6. При определении кадастровой стоимости на базе рыночной стоимости кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величины его рыночной стоимости, определенной на ту же дату.

1.7. Для построения модели оценки кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.

При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.

При отсутствии рынка объектов недвижимости или при наличии недостатка наблюдаемых рыночных цен на соответствующей территории определение кадастровой стоимости осуществляется на основе рыночно ориентированной модели оценки кадастровой стоимости с учетом всех экономических характеристик объекта недвижимости.

1.8. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетное учреждение исходит из того, что использование такого объекта недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием и назначением может быть продолжено без нарушения требований законодательства.

Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.

1.9. Определение кадастровой стоимости должно осуществляться на основе единства судьбы земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимости.

1.10. Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.

1.11. Определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременений (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными действующим законодательством Российской Федерации).

1.12. При определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением должны учитываться:

обеспеченность (наличие либо отсутствие) инженерной и транспортной инфраструктурой (наличие инженерного и транспортного обеспечения до границ земельного участка), социальной инфраструктурой;

характеристики окружающей территории земельного участка;

существующий рельеф земельного участка (при наличии информации о влиянии на стоимость).

При определении кадастровой стоимости земельного участка не учитываются:

улучшения земельного участка, которые поставлены на кадастровый учет и (или) бухгалтерский учет;

степень благоустройства (внутриплощадочные инженерные коммуникации (расположенные внутри установленных границ земельного участка), искусственные покрытия, малые архитектурные формы, за исключением сложившегося на дату определения кадастровой стоимости рельефа);

озеленение, за исключением естественных и искусственно созданных насаждений при оценке земельных участков сегментов "Сельскохозяйственное использование", "Использование лесов", указанных в главе IX Указаний.

Земельный участок для целей Указаний считается обеспеченным инженерной инфраструктурой в объеме подведенных к границе земельного участка инженерных коммуникаций при возможности их использования.

Наличие магистральных инженерных коммуникаций (линии электропередач, магистральные трубопроводы, коллекторы и прочее), проходящих по самому земельному участку или вблизи его границ, не дает основания считать земельный участок инженерно обеспеченным.

Для целей Указаний земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к любой из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможность въезда на этот земельный участок.

При этом необходимо учитывать в том числе вид подъездных путей (автомобильная дорога, железная дорога и прочее), классы автомобильных дорог (федерального, регионального или межмуниципального, местного значений, частная автомобильная дорога), категории железных дорог (скоростные магистрали, магистрали с преимущественно пассажирским движением и прочее).

1.14. При определении кадастровой стоимости зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (ОНС) учитывается неотделимое внутреннее инженерное оборудование, без которого эксплуатация этих зданий, сооружений, ОНС в соответствии с их видом использования и назначением невозможна или существенно затруднена.

При определении кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС исключается стоимость земельного участка, на котором он расположен.

При определении кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест не учитываются как часть объекта недвижимости:

все объекты, расположенные за границами ограждающих конструкций зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест либо при отсутствии ограждающих конструкций - за внешними границами опорных частей и (или) пятна застройки зданий, сооружений, ОНС;

предметы декоративно-прикладного искусства (для объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия));

влияние предпринимательской деятельности, осуществляемой в здании, сооружении, ОНС, помещении, машино-месте;

прочие объекты, влияющие на стоимость зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, но не относящиеся к неотделимым улучшениям зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест.

inventarizaciya zemelnyh uchastkov 1

Земельное право

Фото 1

Инвентаризация земельных участков проводится с целью выявления земли, которую применяют неправильно, нерационально, не для целевого назначения. Периодичность процедуры определяется российским, региональным правительством РФ. В регионах и муниципалитетах создаются уполномоченные органы, ведущие регистрацию описи земель. Инвентаризация является одной из важных задач государственного контроля использования земли.

Инвентаризация земли, чем регламентирована и когда нужна

Инвентаризация, учет, оценка земель — это получение достоверных сведений в отношении количества, качества земельных угодий Российской Федерации. Опись проводят при отсутствии или неполноте правовой документации на землю, разногласиях в бумагах фактической площади, местонахождении участков, изменении собственника. Также процедура даёт возможность установить, насколько завышена плотность строения, повлекшая дополнительную нагрузку на природный слой. Опись необходима при реорганизации предприятия или учреждения для создания отдельного баланса или соглашения о присоединении.

Подписанные решения описи земельных наделов служат основанием для создания правовых документов, установления и согласования пределов наделов, размежевания, записи в кадастре.

Для осуществления инвентаризации формируется комиссия с учетом особенностей региона на местах и определяется список участков. В нее включают: главу комитета по аграрным ресурсам, руководителя природоохранной, градостроительной, санитарно-эпидемиологической организации, уполномоченных лиц сельскохозяйственной, лесной отрасли, владельцев, пользователей, арендаторов наделов.

Процедура инвентаризации регламентирована:

Целями инвентаризации являются:

  • сбор сведений о количестве, качестве участков;
  • уточнение владельцев, пользователей земельных наделов с указанием пределов;
  • поиск неиспользуемых и неправильно используемых территорий;
  • охрана земельных запасов;
  • определение пределов участков, муниципальных единиц, их преобразование;
  • оформление плана объектов землеустройства;
  • формирование основных планов, карт.

Фото 2

В результате описи устанавливают владельцев, пользователей, арендаторов. Определяют и закрепляют границы, неиспользуемые и нерационально эксплуатируемые участки. Опись земли сельскохозяйственного назначения устанавливает качество, заселенность, закорчеванность почвы и другие данные. По итогам проводится государственная регистрация.

Особенности, порядок, цели и виды

Опись земельных ресурсов — серьёзная задача, которая требует от исполнителей высокого профессионализма. Результаты служат основой для вынесения решений о применении участков в будущем.

  • в субъектах Российской Федерации, муниципалитетах, административных, территориальных единицах;
  • на землях конкретных видов, местностях с опасностью образования губительного действия на почву;
  • для групп участков, обособленных наделов.

Органы по землеустройству города или района составляют соглашение с фирмами, имеющими разрешение на осуществление работ. Услуги оплачиваются из бюджетных финансов, которые формируются из доходов налога на землю и арендных платежей. Инвентаризация может проходить за счет собственных сбережений землепользователей.

В зависимости от целей, опись подразделяется на виды:

  • для установления платы лицам, которые будут арендовать участок;
  • для определения налога;
  • для установления местности муниципального района, количества, площади и местонахождения земельных наделов граждан, юридических лиц;
  • для собственных целей организаций государства, муниципалитета;
  • для определения стоимости участков;
  • для выделения гражданам под индивидуальное строительство, садоводничество, ведение подсобного хозяйства.

Для первичной описи необходимы следующие документы:

  1. Документ о праве собственности.
  2. Ситуативный план.
  3. Акт приемки в эксплуатирование.
  4. Соглашение аренды.
  5. Обращение частного лица.
  6. Гарантийное письмо от юридического лица.

Этапы проведения

Существуют три этапа проведения работ.

Подготовительный этап

На начальной стадии собирают необходимые данные и подвергают их исследованию. Осуществляется изучение кадастрового плана и подготавливается технический проект на проведение описи. На начальном этапе собирается информация:

  • прошлой описи;
  • о геодезических и топографических мероприятиях;
  • по отводу земли;
  • о генеральном плане;
  • о данных площадей частных застроек, съёмки о пользовании, аренде, собственности, отводу земельных участков.

На основании полученной информации составляется техническое задание:

  1. Основания проведения функциональных работ.
  2. Данные сторон при заключении договора.
  3. Цели инвентаризации.
  4. Список правовых документов, на основании которых происходит процедура.
  5. Ответственный орган, контролирующий работы.
  6. Информация о предшествующих инвентаризациях.
  7. Необходимость определения или восстановления границ.
  8. Список и тип работ.
  9. Система расположения.
  10. Главные и дополнительные требования.
  11. Время и обстоятельства предоставления данных описи.

Производственный этап

На производственной стадии проводятся землемерные замеры, которые точно определяют местонахождение и пределы участка земли. С этой целью применяют аэросъёмку, а также осуществляют картографо-справочные работы.

Проведение землемерных работ требуется для получения кадастровых данных о нахождении участков и определения их с соседними наделами. Происходит выявление фактов неправильного использования, самовольного захвата, ограничений, спорных пределов. Сбор смысловой информации и подтверждение съёмками.

Камерный этап

На камерном этапе происходит обработка результатов геодезических замеров, согласование и уточнение пределов участков. Также оформляется землеустроительная документация в виде отчёта.

Инвентаризация земли завершается исследованием полученной информации и их документированием. Специалисты подытоживают замеры, которые были выполнены на полевом этапе для формулировки геометральных и смысловых кадастровых параметров.

Камеральный этап может включать:

  1. Проверку производственных журналов.
  2. Формирование плана в масштабном отношении.
  3. Выравнивание сопоставимых сетей и аргументирование съёмки.
  4. Расчет расположения поворотных участков земли.
  5. Определение метража аналитическим способом.
  6. Формирование каталогов местонахождения.
  7. Оформление планов границ кварталов, общей территории.
  8. Составление карты.
  9. Заполнение списка кадастровых сведений.
  10. Составление отчета.

Кадастровый план включает сведения об объектах на территории, предприятиях, подземных и надземных коммуникациях. На основании плана формируется карта: границ административно-территориальных единиц, поселений, кварталов, участков, массивов, зон и их нумерация, а также границ территории особого режима использования.

Фото 3

Заключительный этап

На последней стадии оформляются материалы описи. Пояснение, каталог координации поворотных участков в местном порядке. Описание земли по территориям, элементам или населенному пункту.

Проведение таких действий позволяет установить географическое расположение объектов землеустройства, уточнение пределов, выявление нарушений земельного законодательства.

Ошибки и погрешности

Ситуативный план показывают условными значениями на основании требований нормативной и технической документации. Нормы возможных погрешностей:

Виды погрешностейДопустимый размер погрешностей
средние ошибки расположения линий незастроенной зоныне более 0.5 мм
погрешности на участках со строениями и объектами, включая поворотные точки пределов, углы капитальных сооружений, центры выхода коммуникаций, водоразборные установки, опоры ЛЭПне более 0.4 мм
максимальные ошибкидолжны быть не более 10% от общей нормы замеров

Точность плана расценивается по характеристикам средних несоответствий очертаний и предметов в отношении полевых измерений.

Другие важные моменты

При инвентаризации устанавливают:

  • территории, которые подлежат восстановлению;
  • земли лесного запаса, которые не заняты лесонасаждением, кустарниками или не ценными лесными породами;
  • возможность использования земли для индивидуального строительства, садоводничества, огородничества, дачного участка, сельских кооперативов;
  • последующее использование земли бывшими владельцами и лицами, которые арендуют надел;
  • перераспределения земли;
  • восстановление мелиоративных нарушений;
  • передача неиспользуемых территорий в государственный фонд.

Фото 4

По итогам описи на любое пользование землей оформляется дело с аргументированными подсчетами, графическим изображением, сведениями о площади, подписями участников комиссии на акте проведения работ.

Результаты описи земельных угодий рассматриваются администрацией на местах и направляются с планом в исполнительный орган субъекта РФ.

Материалы описи земель служат основой для переоформления владения на землю и внесения поправок в кадастровые документы.

Читайте также: