Обладание властью в средневековье обязательно сочеталось с обладанием собственностью какова причина

Обновлено: 25.06.2024

Почему у нас, в России, с самого зарождения государственности всё одно и то же? Сколько ни пробовали, а воз и ныне там. Только при каждой попытке как будто бока себе обдираем — теряем территории. И сейчас то же самое, — снова вместо капитализма очередной феодальный реванш.
В.Спицын

Народ нынче запряжен в узду, оседлан, и под веселое сиянье голубого экрана, резво везет их в светлое, феодально-олигархическое будущее.
О.Бубнофф

Маркс и Энгельс, известные нам как критики капитализма и теоретики смены экономических формаций, не предвидели, ведать не ведали, что вслед за коммунизмом последует неофеодализм. Причем не в теории, а на практике. Реалии наших дней — ярчайшее свидетельство не просто деградационных исторических процессов, но — совковой густопсовости, по сравнению с которой Темные века порой кажутся не просто естественными, но в чем-то превосходящими современность.

Дабы это продемонстрировать, перечислю и прокомментирую черты нынешнего неофеодолизма.

Дремучесть средневекового человека, верящего в песьеголовых людей и необходимость сожжения ведьм, питалась невежеством. Безграмотность, необразованность, примитивность были естественным состоянием народных масс: абсолютное большинство не имело доступа к образованию и пребывало в мире химер и религиозного дурмана.

Нынешняя дремучесть — гораздо ущербнее и трагичнее средневековой: народные массы не просто получили доступ к образованию, в том числе — высшему, но обитают в безбрежном океане информации, получить которую можно простым нажатием клавишы. И каков же результат суперинформированности? Не просто нулевой, но — отрицательный: имея неограниченный доступ к информации, большинство питается жалкими примитивами проплаченной государством пропаганды и верит не просто мощам и реликвиям, уже даже не распятым пророкам, но — распятым мальчикам, возникшим в больном сознании одной психопатки.

ДИКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

Зарождавшийся в ранних 2000-х строй — вовсе не дикий капитализм, а неофеодализм. Выпуклой чертой средневекового общества была кастовость, наиболее ярко выраженная в Индии и восточных деспотиях. Социальные этологи рассматривают этот предмет шире, чем это присуще рабовладению или феодализму, считая человеческие отношения на низких стадиях развития в значительной степени сходными с иерархическими отношениями у животных.

Практически все организации Темных веков, — властные структуры, политические движения, церковь, армия, — носили иерархический характер и не имели социальных лифтов, позволяющих людям менять свое положение в социуме. Кастовость подразумевала также изолированность, замкнутость, обособленность разных социальных страт, а также материальное и социальное неравенство, практическую невозможность смены социального положения.

Чудовищная бесстыжесть открыто демонстрируемого бабла зашкаливает…

Политолог И.В.Павловский обратил внимание на то, что в современной России подобно тому, как феодалы получали земельные наделы у монарха, олигархия получает от президента крупные активы. Олигархии присуща средневековая клептократия, при которой контролируемое мошенниками правительство использует преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу. Для клептократии характерна вертикально интегрированная коррупция.

Беглый поиск в Интернете позволит узнать, что дети нынешних топ-чиновников буквально взлетают по карьерной лестнице, тогда как талантам уготовано только одно продуктивное поприще — бегство из страны.

Важной чертой неофеодализма является замыкание правящей верхушки в некую несменяемую и никому не подконтрольную касту, обладание властью в которой неразрывно связано с обладанием собственностью. В этом обществе всё более активно применяется внеэкономическое принуждение. В верхних социальных слоях всё большее значение начинают играть личные и родственные связи. Коррупция постепенно легитимизируется, превращается в нечто обыденное, законное, необходимое. И всё это — на фоне средневекового экономического, культурного, социального застоя и деградации. Ползучей архаизации общества.

Современное общество, таким образом, вынуждено оставить позади иллюзии, навеянные мыслителями эпохи Просвещения.

Таким образом, нынешний неофеодализм выступает как дурная реинкарнация средневекового феодализма.

К третьему десятку правления Путина в РФ сформирована вполне развитая феодально-монархическая система, при которой абсолютное большинство россиян так и остались в своем замшелом крепостничестве и совковом феодализме.

Почему у нас, в России, с самого зарождения государственности всё одно и то же? Сколько ни пробовали, а воз и ныне там. Только при каждой попытке как будто бока себе обдираем — теряем территории. И сейчас то же самое, — снова вместо капитализма очередной феодальный реванш.
В.Спицын

Народ нынче запряжен в узду, оседлан, и под веселое сиянье голубого экрана, резво везет их в светлое, феодально-олигархическое будущее.
О.Бубнофф

Маркс и Энгельс, известные нам как критики капитализма и теоретики смены экономических формаций, не предвидели, ведать не ведали, что вслед за коммунизмом последует неофеодализм. Причем не в теории, а на практике. Реалии наших дней — ярчайшее свидетельство не просто деградационных исторических процессов, но — совковой густопсовости, по сравнению с которой Темные века порой кажутся не просто естественными, но в чем-то превосходящими современность.

Дабы это продемонстрировать, перечислю и прокомментирую черты нынешнего неофеодолизма.

Дремучесть средневекового человека, верящего в песьеголовых людей и необходимость сожжения ведьм, питалась невежеством. Безграмотность, необразованность, примитивность были естественным состоянием народных масс: абсолютное большинство не имело доступа к образованию и пребывало в мире химер и религиозного дурмана.

Нынешняя дремучесть — гораздо ущербнее и трагичнее средневековой: народные массы не просто получили доступ к образованию, в том числе — высшему, но обитают в безбрежном океане информации, получить которую можно простым нажатием клавишы. И каков же результат суперинформированности? Не просто нулевой, но — отрицательный: имея неограниченный доступ к информации, большинство питается жалкими примитивами проплаченной государством пропаганды и верит не просто мощам и реликвиям, уже даже не распятым пророкам, но — распятым мальчикам, возникшим в больном сознании одной психопатки.

ДИКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

Зарождавшийся в ранних 2000-х строй — вовсе не дикий капитализм, а неофеодализм. Выпуклой чертой средневекового общества была кастовость, наиболее ярко выраженная в Индии и восточных деспотиях. Социальные этологи рассматривают этот предмет шире, чем это присуще рабовладению или феодализму, считая человеческие отношения на низких стадиях развития в значительной степени сходными с иерархическими отношениями у животных.

Практически все организации Темных веков, — властные структуры, политические движения, церковь, армия, — носили иерархический характер и не имели социальных лифтов, позволяющих людям менять свое положение в социуме. Кастовость подразумевала также изолированность, замкнутость, обособленность разных социальных страт, а также материальное и социальное неравенство, практическую невозможность смены социального положения.

Чудовищная бесстыжесть открыто демонстрируемого бабла зашкаливает…

Политолог И.В.Павловский обратил внимание на то, что в современной России подобно тому, как феодалы получали земельные наделы у монарха, олигархия получает от президента крупные активы. Олигархии присуща средневековая клептократия, при которой контролируемое мошенниками правительство использует преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу. Для клептократии характерна вертикально интегрированная коррупция.

Беглый поиск в Интернете позволит узнать, что дети нынешних топ-чиновников буквально взлетают по карьерной лестнице, тогда как талантам уготовано только одно продуктивное поприще — бегство из страны.

Важной чертой неофеодализма является замыкание правящей верхушки в некую несменяемую и никому не подконтрольную касту, обладание властью в которой неразрывно связано с обладанием собственностью. В этом обществе всё более активно применяется внеэкономическое принуждение. В верхних социальных слоях всё большее значение начинают играть личные и родственные связи. Коррупция постепенно легитимизируется, превращается в нечто обыденное, законное, необходимое. И всё это — на фоне средневекового экономического, культурного, социального застоя и деградации. Ползучей архаизации общества.

Современное общество, таким образом, вынуждено оставить позади иллюзии, навеянные мыслителями эпохи Просвещения.

Таким образом, нынешний неофеодализм выступает как дурная реинкарнация средневекового феодализма.

К третьему десятку правления Путина в РФ сформирована вполне развитая феодально-монархическая система, при которой абсолютное большинство россиян так и остались в своем замшелом крепостничестве и совковом феодализме.

Со времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьезные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и общие черты. Одной из таких черт являлось сходство в устройстве общества.


Конный воин. Средневековая статуэтка

Средневековье было неспокойным временем. Короли часто враждовали друг с другом, вели долгие войны. В этих условиях собирать народное ополчение правителям государств становилось все труднее. Крестьяне-общинники предпочитали не воевать, а работать на своих участках, поэтому Карлу Мартеллу во Франкском королевстве, Альфреду Великому в Англии и другим правителям пришлось создать постоянное войско. Его основу составила конница, а не пеший строй, как раньше.


Что значит условная собственность на землю?

К концу XI века феодализм господствовал в Западной Европе. В таких странах, как Франция и Италия, переход к нему состоялся раньше, в Англии и Германии – несколько позже.

К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности. Крестьянам следовало обрабатывать господскую пашню, ремонтировать дороги и мосты, строить амбары феодала, чистить хозяйские пруды, то есть работать на барщине. Другой повинностью был оброк. Зависимость земледельцев была разной: одни работали на феодала всего нескольких дней в году, другие трудились несколько дней в неделю.

Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян, которые без согласия хозяина не могли покинуть поместье, жениться, наследовать имущество. Но даже у них было свое жилище, орудия труда и участок земли. Начиная с XIV века барщина и оброк заменялись выплатой денег, а крестьяне могли выкупить личную зависимость.

Размер оброка, срок барщины, а также обязанности феодала по отношению к крестьянам определялись договором. Если он нарушался, крестьяне могли протестовать и даже поднимали восстания. Но мятежи жестоко подавлялись.


Феодальное поместье. Схема

Платя оброк со своего участка и обрабатывая господскую землю на барщине, зависимые крестьяне полностью обеспечивали феодала продуктами питания. Необходимые изделия изготавливали ремесленники, жившие в поместье, – кузнецы, ювелиры, сапожники, плотники. В каждой деревне производилось практически одно и то же, поэтому торговля между поместьями была развита очень слабо. Денег у крестьян почти совсем не было, а феодалы покупали только то, чего не было у них в поместье, – соль, оружие, предметы роскоши. С течением времени феодальное поместье превратилось в маленький замкнутый мирок, где господствовало натуральное хозяйство.


Используя схему и текст параграфа, назовите основные части феодального поместья.

Благодаря натуральному хозяйству феодалы были почти полностью независимы в хозяйственном отношении. Эта независимость феодалов подкреплялась и их политическими правами.


Сражающиеся воины. Средневековый рисунок

Больше всего от войн между феодалами страдали крестьяне, жившие в поместьях противников. Их дома сжигались, посевы вытаптывались, скот угонялся. Междоусобные войны значительно ослабили центральную власть в странах Западной Европы. Западноевропейские государства распались на части. Начался период феодальной раздробленности. Лишь в XII веке были сделаны первые шаги по образованию единых западноевропейских государств. Стали расти города, оживилась торговля, усилилась королевская власть.


Столкновение отрядов феодалов. Средневековая миниатюра

Такое представление об устройстве общества было очень прочным и сохранялось на протяжении всей эпохи Средневековья. Считалось, что людей на сословия поделил сам Господь Бог, и существование каждого из них необходимо для нормальной жизни всего общества. Средневековые мыслители порой сравнивали общество с человеческим телом, где крестьяне – это ноги, прочно стоящие на земле, воины-феодалы – руки, крепко держащие меч, священники и монахи – грудь, хранилище души, а король – мудрая голова, управляющая всем телом.


Почему деление общества на сословия сохранялось на протяжении многих веков?

К XI веку в большинстве стран Западной Европы утвердился феодализм, главным признаком которого является условная собственность на землю. Поскольку земля – основа хозяйственной жизни в Средние века – принадлежала феодалам, все общество называется феодальным.


Феодальные повинности — обязанности зависимых крестьян, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

Барщина — принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк— платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.

Натуральное хозяйство — хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Политика — область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением.

Сословие — группа людей, имеющих закрепленные законом права и обязанности, передаваемые по наследству.

(Христианский писатель Адальберон Панский)

1. Что такое феод? Как он связан с военной службой? Почему короли давали феод во временное пользование, а не навсегда?

2. Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?

3. Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?

4. Что такое натуральное хозяйство?

5. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?

6. Что такое сословия? Какие сословия существовали в средневековом обществе?

В документе XIII века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор, отдавали одного или двух поросят и несколько кур, чистили мельничные канавы, приносили лепешку и вино к столу феодала, жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары, привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка, сдавали ячмень для пива. Определите, какие из вышеназванных повинностей составляли барщину, а какие – оброк.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Феодальное сопротивление

Феодальное сопротивление Мифы и реалии опричнины Могла ли революция не вызвать контрреволюции, или по крайней мере серьезного противодействия тех, кто терял привилегии, власть, имущества? Английская и французская антифеодальные революции вызвали отчаянное

§ 10. Феодальное общество

§ 10. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать

Феодальное королевство

Феодальное общество и его кризисы

Феодальное общество и его кризисы /85/ Центральноевропейское общество средних веков и раннего нового времени – так же как и общество всей остальной Европы – было глубоко аграрным по своему характеру. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Высшие слои – знать

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы

Феодальное распыление Европы.

Феодальное распыление Европы. Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности Изменения в сословной структуре. В XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по истории Средних веков 6 класс Волкова Вако

Верховным собственником всей земли в средневековом государстве считался король. При этом часть угодий принадлежала ему лично, а часть он раздавал баронам и Церкви в награду за верную службу. Тем самым король стремился заручиться их преданностью и поддержкой в будущем. В свою очередь барон жаловал часть полученных земель рыцарям, а те – более бедным рыцарям или оруженосцам. Тех, кто предоставлял землю, называли сеньорами, а тех, кто её получал – вассалами. Сам земельный надел получил название феод.

Какие преимущества и какие обязательства были связаны с владением землёй?

Главным обязательством при получении земельного надела – феода, была необходимость службы тому, кто эту землю предоставлял. Вассал был обязан верно служить своему сеньору и по первому его призыву был обязан явиться в полном вооружении и на коне, а также привести с собой отряд вооруженных рыцарей. В случае невыполнения вассалом условий службы, сеньор мог отобрать у него феод.

Стр. 91. Вопросы к иллюстрации

Подумайте, в какой ситуации король одного государства мог стать вассалом другого. К каким трудностям могли привести такие отношения между королями?

Король одного государства мог стать вассалом другого только в том случае, если он владел землёй в этом государстве. К примеру, Вильгельм I Завоеватель, до того, как стать королём Англии, был герцогом Нормандским и соответственно – вассалом короля Франции. Заняв английский престол, он сохранил за собой Нормандию и тем самым остался вассалом французского короля. Такие запутанные отношения могли привести к трудностям в случае войны между этими государствами. Например, если бы между Англией и Францией разгорелась война, то формально английский король должен был воевать против себя же самого. В мирное время подобных проблем не было.

Стр. 91. Документ №1

1. О каких нарушениях вассалом его долга говорится в источнике?

В источнике говориться о 3-х нарушениях, за которые вассал лишался феода. Первый из них – самовольный уход с поля боя, оставив при этом своего сеньора в опасности. Второй – нападение на самого сеньора или на его замок. Третий – убийство близких родственников сеньора (брата или племянника).

2. Объясните, почему за эти проступки вассал лишался феода.

Указанные проступки, за которые вассал мог лишиться феода, были нарушением всех возможных законов, традиций и обычаев. Вассал должен был верно, служить своему сеньору. О какой верности могла идти речь, если бы он бросил на поле боя того, кому он был обязан подчиняться? Это уже прямая измена своей клятве. То же самое можно было сказать про нападение на сеньора и убийство членов его семьи. Такие поступки были преступлениями. Тем более, что убийство прямо осуждала христианская церковь.

Стр. 92. Вопросы в конце параграфа

1. Почему владение землёй являлось главной ценностью, показателем статуса человека в средневековом обществе?

Владение землей было показателем статуса человека в средневековом обществе потому, что на этом была основана существовавшая в то время феодальная лестница. Чем больше земли вассал получал от сеньора, тем больше он мог содержать вооруженных рыцарей, и тем сильнее и могущественнее он становился. Соответственно положение человека определяло количество принадлежавшей ему земли.

2. Заполните таблицу.

Права на землю, отношение к земле
Король Считался верховным собственником всей земли в государстве. Имел право пожаловать земельные наделы преданным ему баронам и князьям в обмен на их верную службу и поддержку.
Князья, бароны Получали от короля земельные угодья, а взамен должны были выполнять все его приказы. Имели право передавать полученные земли по наследству, при условии, что их дети или внуки тоже продолжали служить королю. Часть полученных земель они могли жаловать рыцарям, которые находились у них на службе.
Рыцари Получали от князей и баронов земельные наделы, а взамен были обязаны явиться к ним по первому призыву и выполнять их распоряжения. Имели право передавать полученные земли своим детям, при условии, что наследники тоже продолжать служить их сеньору. Часть земель могли быть пожалованы более мелким рыцарям или оруженосцам, которые состояли у них на службе.
Крестьяне Работали на земле, которая им не принадлежала. Военным делом не занимались. Их основной задачей была работа на поле. Перейти в другое сословие они не могли.

3. Объясните, кто и с какой целью отдавал землю в пользование, а кто и зачем её брал. Какие права на феод имел его держатель?

Сеньор отдавал землю в пользование вассалу для того, чтобы он мог прокормить себя, а также иметь возможность приобрести необходимое вооружение и снаряжение (в т.ч. конём). Если количество земли было значительное, то вассал имел возможность набрать на службу более бедных рыцарей, награждая землёй из своего надела. Таким образом, он являлся к своему сеньору не один, а в сопровождении отряда вооруженных людей, что автоматически повышало его статус и положение в обществе.

Держатель феода считался его собственником до тех пор, пока пребывал на службе у своего сеньора и выполнял все его распоряжения и пожелания. В противном случае – сеньор имел право забрать феод у вассала и передать его другому, более верному человеку. Также держатель феода мог передать его по наследству при условии, что его сыновья будут продолжать службу тому сеньору, который пожаловал данный земельный надел.

Сеньор

Сегодня для тебя наступил особенный день, отважный рыцарь. Ты вступаешь ко мне на службу и будешь служить мне до самой смерти или до тех пор, пока не освобожу тебя от обязанностей. Ты согласен?

Вассал

Да, мой господин. Согласен. Я буду Вашим верным слугой до тех пор, пока Господь не призовёт меня к себе.

Сеньор

Клянешься ли ты хранить верность мне и как преданный вассал явиться в мой замок по первому зову?

Вассал

Клянусь в верности вам, мой сеньор. По первому требованию являюсь в Ваш замок на боевом коне, с оружием и в доспехах.

Сеньор

Клянешься ли ты выполнять беспрекословно все мои приказы, требования и желания и если в этом будет необходимость – отдать за меня свою жизнь?

Вассал

Клянусь, что буду честно и добросовестно выполнять все ваши приказы, господин. А если так будет угодно Господу, то и не пожалею своей жизни ради вас.

Сеньор

Клянешься ли ты сохранять в тайне все секреты, которые станут тебе известны?

Вассал

Клянусь, что сохраню все ваши секреты и унесу их с собой в могилу.

Сеньор

Вот и хорошо. Взамен я обещаю тебе щедро вознаграждать тебя за верную службу. Пока что жалую тебе небольшой замок на берегу озера и два поля с двадцатью крестьянами.

Вассал

Благодарю тебя, мой сеньор.

Сеньор

Если ты будешь и дальше таким усердным и храбрым на поле боя, то получишь еще больше земель. И крестьян, которые их обрабатывают.

Вассал

Да, мой господин. Обещаю храбро сражаться за Вас во всех войнах и битвах.

Сеньор

Все полученные земли, замки и крестьян ты сможешь передать своим сыновьям. Но только если они будут тоже служить под моим знаменем и воевать за меня.

Вассал

Клянусь, мой сеньор, что мои сыновья тоже выберут путь служения Вам и Вашей семье.

Сеньор

И самое главное! Помни, что в случае нарушения клятвы, измены или иного злодеяния я лишу тебя всего пожалованного имущества. И ты останешься таким же бедным, как в день поступления ко мне на службу.

Вассал

Клянусь, мой сеньор, что этого никогда не произойдет. Моя верность и преданность Вам будет безграничной. В противном случае – пусть земля покроет меня с головой.

Сеньор

Хорошо. Я запомню твои клятвы. И воздам по заслугам. А теперь, встань, рыцарь, и займи свое место среди моих людей. Не забывай, что с этого момента твоя жизнь целиком и полностью принадлежит мне.

5. Каким образом Церковь оказалась включена в систему феодальных отношений? *В чём заключались особенности её положения в сравнении со светской знатью?

Церковь получала право на владение земельными угодьями аналогично со светской знатью. Епископы, аббаты и священники, наравне с князьями и баронами, могли получить феод от короля на правах несения воинской службы и выполнения его приказов. Однако особенность положения Церкви состояла в том, её главной функцией была помощь христианам в спасении их душ. Поэтому для неё существовал ещё один путь для получения земельных наделов – дарения и пожертвования. Очень часто светские владыки (короли, герцоги, графы или рядовые рыцари) передавали в дар монастырям или храмам целые поместья. Взамен, монахи и священники должны были постоянно молить Господа о спасении души дарителя, а также его потомков. Таким образом, постепенно в руках Церкви были сосредоточены огромные земельные ресурсы и соответственно – огромная власть и богатство.

Читайте также: