Нужен ли перевод паспорта гражданина белоруссии для купли продажи квартиры

Обновлено: 25.04.2024

Тысяча долларов, 105 базовых величин, справедливое вознаграждение за работу риелтора — называйте как хотите, но горечь от расставания с немалой суммой при покупке и без того недешевых квадратных метров от этого вряд ли станет меньше. В нашей стране редко какие сделки купли-продажи недвижимости происходят без участия посредников. За большинством предложений стоят агентства, которые строго охраняют все подступы к квартирам, блюдя интересы собственника (и, конечно же, свои). Безусловно, риелторы и агенты, призванные проверить чистоту сделки и провести ее от начала до конца, возьмут на себя все заботы, прошерстив, перетряхнув и изучив прошлое объекта, выставленного на продажу. Но ведь все это можно сделать и самому. Если вы задумались о покупке жилья, располагаете временем, а также имеете запас сил и упорства, эта статья — для вас.

Чтобы полностью отказаться от услуг риелторов и взвалить заботы на свои плечи, надо иметь немало мужества. Как ни крути, покупка жилья для многих из нас становится событием всей жизни, и любая ошибка в этом деле может стать фатальной. Поэтому большинство предпочитает все же расстаться с немалой суммой, принеся таким образом своеобразную жертву богам недвижимости (как правило, с покупателя специалисты берут за свои услуги 105 базовых величин, в лучшем случае — 90). О том, как сэкономить более 2000 рублей, проверить квартиру, ее хозяев, оформить сделку и передать деньги, рассказывает адвокат Сергей Зикрацкий.


Правоустанавливающие документы на недвижимость

— В первую очередь необходимо проверить, кому и на каких основаниях принадлежит жилье. К правоустанавливающим документам можно отнести свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, технический паспорт, а также документ, показывающий, на основании чего возникло право собственности.

В свидетельстве о государственной регистрации будут обязательно указаны наименование недвижимости, адрес объекта, количество квадратных метров, а также имя того, кто является собственником, и дата возникновения права собственности. Вид этого документа знаком многим: плотный лист бумаги формата A4 фиолетового цвета. Но таким свидетельство было не всегда: раньше оно печаталось на белом листе. Поэтому если вы покупаете старую квартиру, пугаться непривычного вида документа не стоит — просто проверьте наличие печати и подписи исполнителя. А информация в нем будет та же.



Следующий этап — изучение документов, показывающих, на основании чего возникло право собственности. Я всегда спрашиваю у людей, как и почему они стали хозяевами этой недвижимости, а потом прошу показать подтверждающие их слова бумаги. Это могут быть договор купли-продажи, договор приватизации, свидетельство о праве на наследство, договор с застройщиком, справка от застройщика об исполнении дольщиком (держателем облигаций) своих обязательств.


Чаще всего у собственника есть оригинал одного из этих документов, хуже, когда в наличии имеется только копия. Но бывают случаи, когда не сохранилось ни того, ни другого. Впрочем, из ситуации есть выход. Чтобы узнать основания приобретения собственником квартиры, необходимо будет заказать выписку из ЕГРНИ — Единого государственного регистра недвижимого имущества. Ее можно взять в Агентстве по регистрации и земельному кадастру по месту нахождения объекта недвижимости. Немаловажно, что воспользоваться этой услугой может не только собственник, но и абсолютно любой человек, надо только знать адрес и заплатить госпошлину. С учетом того, что справка платная, заказывать ее лучше тогда, когда вы уже точно определились с объектом.

В этой выписке будет содержаться информация о собственнике, об основаниях возникновения права собственности, а также из нее можно будет узнать, не утаил ли продавец нюанс в виде какого-либо обременения (арест, залог, уже заключенный договор купли-продажи с пока еще не перешедшим правом собственности). По большому счету без выписки можно обойтись: во время сделки нотариус или регистратор проверит эту информацию. Но я советую побеспокоиться о себе заранее: во-первых, чтобы сделка не сорвалась в последний момент, а во-вторых, если вы собираетесь внести предоплату или даже оставить небольшой залог, необходимо быть уверенным в том, что квартира чиста.

Проверяем неведомое прошлое квартиры


В развернутой копии лицевого счета будет отражена информация обо всех жильцах, которые регистрировались в жилье и выписывались из квартиры с того момента, как продавец стал собственником. И только. Все, что было до этого, — секрет (а ведь там может быть история длиной в десятилетия). Поэтому если продавец владеет недвижимостью недолго, узнать, кто и как прописывался и выписывался из квартиры раньше, можно через риелторов и агентства недвижимости. Им эта информация доступна — не разглашая тайну чужой жизни, они могут проанализировать ситуацию и сказать, есть ли подозрительные моменты. Однако в этом случае вам придется оплатить услуги агентства недвижимости.

На практике некоторые РСЦ (ЖЭСы) предоставляют расширенную выписку обо всех прописанных и выписанных за все время существования квартиры по запросам нотариусов для совершения сделки. Но это дело случая: закона, обязывающего РСЦ предоставлять все сведения нотариусам, нет. По сути, проверка многолетнего прошлого прописанных в квартире— самое слабое звено в цепи действий при самостоятельной покупке. Поэтому при возникновении сомнений или недостаточности сведений из выписки, предоставленной продавцом, не стоит пренебрегать услугами специалистов: это тот случай, когда точно надо обращаться в агентства недвижимости. Они имеют доступ к такой информации и могут проконсультировать, а вы в дальнейшем решайте, стоит покупать жилье или нет.


Бояться того, что на момент заключения договора купли-продажи в квартире будет кто-то прописан, не сто́ит. Наш Жилищный кодекс в этом плане достаточно прогрессивный и позволяет собственнику без проблем через суд выписать несобственников (даже несовершеннолетних). Но в любом случае еще до того, как вы ударили по рукам, надо поинтересоваться у нынешнего хозяина квартиры, когда и куда он будет выписываться (вместе с семьей). Желательно не только получить четкий ответ на этот вопрос, но и увидеть подтверждающие документы (на квартиру родителей, на покупку другой квартиры). Однако самый оптимальный вариант предельно прост: все должны быть выписаны еще до совершения сделки. Это значит, что людям есть куда уехать и что они не доставят вам хлопот.


Не забудьте проверить, оплачены ли коммунальные услуги. Сейчас это очень просто сделать через ЕРИП. Если по-хорошему, долгов не должно быть ни по одному из пунктов.

Идеальный продавец — кто он?

— Пренебрегать проверкой собственника тоже не стоит. Посмотрите его паспорт на предмет того, нет ли следов подделки. Такое, конечно же, маловероятно, кроме того, подлинность главного документа еще будет дополнительно проверятся регистратором или нотариусом, но бдительность лишней не будет.

Дальше проверяем семейное положение: состоит ли человек в браке. Увы, эта информация не всегда есть в паспорте (знаю случаи, когда штампы были не на своих страницах). Идеальный вариант для покупателя следующий: квартира приобретена в браке, и собственник по-прежнему находится в официальных отношениях со своей второй половиной (которая даст свое согласие на сделку письменно, заверив его нотариально или непосредственно во время заключения договора купли-продажи). Если есть брачный договор, где определена судьбы квартиры, — просто замечательно. Также не вызывает вопросов жилье, приобретенное человеком до вступления в брак или полученное в дар или по наследству.


Если же собственник сейчас не в браке, то нам надо узнать, состоял ли он в браке на момент приобретения квартиры, имеет ли его бывшая вторая половина права на это жилье. Если паспорт не менялся, нужные нам данные будут отражены в нем. Не заключался брак — нет вопросов. Был развод и совместно нажитое имущество? Значит, просим связаться с бывшей(им) супругой(ом), чтобы он(а) дал(а) свое согласие на продажу.

А вот если паспорт выдан недавно и чист, могут возникнуть проблемы. Информацию о прошлом проверить будет очень сложно. К сожалению, у нас нет единого регистра населения, в котором были бы все данные об актах гражданского состояния. То есть загс может выдать собственнику справку о том, что он не состоял (или состоял) в браке в какой-то период, но только по своей базе данных. Информации о других районах не будет, а ведь сейчас брак можно заключать в любом загсе города.

Но это общая беда, и риск есть в любом случае, вне зависимости от того, покупается квартира через агентство или самостоятельно. Нотариусы практикуют следующее: продавец пишет официальное заявление о том, что на момент приобретения квартиры он не состоял в браке и что в принципе лиц, которые могли бы претендовать на недвижимость, нет. Это не панацея, а всего лишь документ, по которому собственника в случае чего можно будет призвать к ответственности за мошенничество. В основном же информацию приходится принимать на веру.


Еще один эпизод проверки собственника (и его второй половины) — справки из психоневрологического и наркологического диспансеров. Если человек состоит на учете, заключать договор купли-продажи однозначно не стоит. Если не состоит, это означает всего лишь то, что гражданин на данный момент не обратился в профильное учреждение здравоохранения, но вовсе не гарантирует, что он полностью здоров и дееспособен. Так что сами оценивайте человека и откажитесь от сделки, если есть какие-то подозрения. Как и в случае с проверкой семейного положения, тут риски абсолютно одинаковы вне зависимости от того, участвует ли в сопровождении сделки агентство недвижимости.


Квартиру продают по доверенности — соглашаться или нет?

К сожалению, просто на основании нашего обращения нотариус информацию о действительности доверенности не выдаст, поскольку факты как выдачи доверенности, так и ее отзыва являются нотариальной тайной. Однако проблема все-таки решаема: сделку купли-продажи в таком случае надо совершать у нотариуса. У нотариусов есть реестр доверенностей (в том числе выданных другими нотариусами), и они смогут проверить полномочия представителя непосредственно перед сделкой.

Совершаем сделку


Договор составляет регистратор (нотариус). Используется, как правило, типовая форма, однако ничто не мешает внести в стандартный документ изменения. Специалисты реагируют на это абсолютно нормально и вносят не противоречащие закону правки. Когда же нам нужны изменения? Без них не обойтись, если продавец выписывается после совершения сделки (необходимо указать точный срок, когда он выпишется и съедет), если есть рассрочка или отсрочка платежа, если квартира передается новому собственнику не сразу, если она имеет обременения.

Что касается стоимости объекта, мой совет: указывайте в договоре реальную сумму сделки, не идите на поводу у продавца, который хочет по каким-то личным причинам занизить цифры (как правило, таким образом люди пробуют уйти от налога при продаже второй квартиры). Если в будущем что-то вдруг пойдет не так и сделка будет признана недействительной, вам вернут именно ту сумму, которая была указана в официальных документах, а не ту, которую вы реально заплатили.

Мы постараемся осветить наиболее часто задаваемые нотариусам вопросы, касающиеся купли-продажи недвижимости, подробно разобраться во всех необходимых документах и алгоритме действий.
Процесс продажи квартиры или жилого дома поначалу кажется весьма простой задачей - процедура купли-продажи гражданами жилья достаточно четко урегулирована законодательством. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Квартира и жилой дом являются объектами недвижимости. А это значит, что для совершения сделки купли - продажи нужно учитывать большое количество особенностей.
При нотариальном удостоверении договора купли-продажи недвижимости вся необходимая информация для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан проверяется нотариусом. Как правило, такого подхода более чем достаточно для защиты своих интересов при продаже или покупке жилья.

На вопросы отвечают нотариусы Брестского нотариального округа, осуществляющие нотариальную деятельность в Первой Брестской нотариальной конторе, Екатерина Острейко, Наталья Кулак и Ирина Савчук.

"Имеются ли особенности продажи квартиры, если продавец является гражданином Республики Беларусь, но постоянно не проживает на территории страны, а работает в Республике Польша?"
- В этих ситуациях действительно имеется особенность продажи жилого помещения. Так, если продавец является гражданином Республики Беларусь, но постоянно не проживает в стране, либо если продавец является иностранным гражданином, лицом без гражданства, в таких ситуациях необходима справка налогового органа по месту нахождения недвижимого имущества об уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость в отношении отчуждаемого объекта недвижимого имущества.

"Обязательно ли нотариусу для заключения договора купли-продажи квартиры представлять подлинники паспортов продавца и покупателя? Вероятно, в это время мне придется сдать паспорт на изготовление визы. Достаточно ли будет представить нотариусу копию паспорта, либо заверенную визовым центром или нотариусом?"

-При совершении любого нотариального действия, равно как и при заключении договора купли-продажи квартиры, нотариусу в обязательном порядке должны быть представлены документы, удостоверяющие личность сторон: продавца и покупателя.

"Могу ли я поручить выполнение всех действий по продаже моей квартиры своему приятелю, выдав ему нотариальную доверенность?"

- Да, конечно, Вы вправе предоставить по нотариально удостоверенной доверенности все полномочия, связанные с продажей квартиры, любому лицу.

В этом случае от Вашего имени будет действовать Ваш представитель, который предъявит нотариусу нотариально удостоверенную доверенность, а также свой документ, удостоверяющий личность.

"У какого нотариуса можно удостоверить договор?"

- В настоящее время договор купли-продажи квартиры можно заключить у любого нотариуса того нотариального округа, где расположено отчуждаемое жилое помещение. Поскольку Ваша квартира находится в Бресте, нотариально удостоверить договор отчуждения Вы вправе у любого нотариуса Брестского нотариального округа.


"Кем будет определяется стоимость моей продаваемой квартиры, которую я получил по наследству? Необходимо ли представлять нотариусу заключение компетентной организации о стоимости жилого помещения?"

- Существенным условием договора купли-продажи недвижимости является цена, то есть, в договоре купли-продажи квартиры в обязательном порядке указывается цена продаваемой квартиры. При отсутствии согласованного продавцом и покупателем в письменной форме условия о цене квартиры договор о ее продаже считается незаключенным в силу статьи 526 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Стоимость продаваемой квартиры стороны по договору определяют самостоятельно. То есть, к нотариусу продавец и покупатель приходят уже с готовым решением о цене квартиры. Представление каких-либо заключений о стоимости квартиры при нотариальном удостоверении Вашей квартиры не требуется.

"Как происходит расчет между покупателем и продавцом за продаваемую квартиру? Присутствует ли при этом нотариус? Расчет за квартиру должен быть в безналичном порядке или расчет может производиться наличными деньгами?"
- Все вопросы по порядку расчета за продаваемую квартиру стороны по договору решают самостоятельно. Именно продавец и покупатель определяются, как будет происходить расчет:
наличными денежными средствами:
в безналичном порядке, то есть, путем перечисления на счет;
расчет производится частично наличными денежными средствами, частично - в безналичном порядке.
Нотариус при проведении расчета между сторонами по договору за проданную квартиру, то есть, при самой передаче денег не присутствует.

  • Подача заявления об оформлении ПМЖ
    • консульский сбор за рассмотрение заявление – 175 евро; для детей
      до 14 лет – бесплатно;
    • ориентировочные сроки рассмотрения заявления – до 4-х месяцев.
    • консульский сбор – 40 евро; для детей до 14 лет — бесплатно;
    • ориентировочные сроки – до 3-х месяцев.
    • консульский сбор – 10 евро; для детей до 14 лет – бесплатно;
    • ориентировочные сроки – 1 день при личном обращении, до 10 дней при обращении по почте.

    Подать заявление об оформлении ПМЖ можно только по предварительной записи.

    До подачи заявления об оформлении ПМЖ граждане Республики Беларусь обязаны :

    • исполнить налоговые обязательства; (Информация по вопросам налоговых обязательств для граждан, оформляющих ПМЖ)
    • прекратить деятельность индивидуального предпринимателя – для граждан, осуществляющих такую деятельность на территории Республики Беларусь;
    • получить согласие военного комиссариата на оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь – для призывников;
    • исполнить алиментные обязательства в отношении физических лиц, на которых распространяется юрисдикция Республики Беларусь, либо урегулировать свои отношения с указанными лицами – для граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязаны содержать физических лиц, на которых распространяется юрисдикция Республики Беларусь;
    • возместить расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, – для граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязаны возмещать такие расходы.

    При получении заявления об оформлении ПМЖ гражданина Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь направляет документы гражданина для проверки на наличие соответствующих обязательств в компетентные белорусские органы. Решение о возможности оформления ПМЖ, паспорта серии РР и постановки на постоянный консульский учет принимается только в случае отсутствия данных обязательств на основании заключения соответствующих органов Республики Беларусь.

    Важная информация по оформлению ПМЖ.

    • Оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь граждан, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, допускается только после снятия временного ограничения их права на выезд из Республики Беларусь.
    • Граждане Республики Беларусь, у которых есть несовершеннолетние дети, оформляют ПМЖ за рубежом также для их детей.
    • Граждане Республики Беларусь, оформившие ПМЖ за рубежом, теряют прописку в Республике Беларусь.
    • Для несовершеннолетних детей, один из родителей которых имеет ПМЖ за рубежом и паспорт серии РР оформлять ПМЖ не нужно. Необходимо получить сразу паспорт серии РР и стать на постоянный консульский учет .

    Документы на оформление ПМЖ для граждан Республики Беларусь,
    достигших 14-летнего возраста:

    1. вместе с одним из его родителей (отец либо мать – гражданин Республики Беларусь, который также одновременно оформляет ПМЖ за рубежом);
    2. при наличии регистрации у одного из родителей, гражданина иностранного государства, в которое ребенок выезжает на ПМЖ (отец либо мать – граждане Итальянской Республики с регистрацией в Италии). Помимо указанных документов несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 леттакже представляются:
          1. Легализацию итальянских документовосуществляет префектура по месту регистрации\прописки граждан.
          2. Нотариально заверенный переводитальянских документов может также выполнить консульское должностное лицо Посольства (консульский сбор – 70 евро).

          Документы на оформление ПМЖ для граждан Республики Беларусь,
          не достигших 14-летнего возраста, которые представляет законный представитель ребенка (в т.ч. отец или мать):


          Администрация
          Советского района г. Минска


          220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,


          факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,


          sovadm@minsk.gov.by
































          Как подтвердить, что гражданин работает или учится за границей

          Граждане Республики Беларусь, работающие за границей или получающие образование в дневной форме получения образования за границей, при предъявлении подтверждающих документов, не включаются в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

          Предоставление документов, подтверждающих работу или обучение за границей, – это право, а не обязанность гражданина.

          Как подтвердить занятость

          Для подтверждения своей занятости указанным категориям граждан необходимо предоставить в постоянно действующую комиссию по работе с трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике, при администрации Советского района г. Минска документы, подтверждающие осуществление трудовой деятельности или обучение в дневной форме получения образования.

          Такими документами могут быть:

          для граждан, работающих за границей:

          • копия трудового договора (контракта);
          • копия свидетельства, разрешения, лицензии на осуществление адвокатской, нотариальной деятельности;
          • копии иных документов, подтверждающих факт трудовой деятельности;

          для граждан, получающих образование в дневной форме получения образования за границей:

          • справка из учреждения образования;
          • копия договора на оказание образовательных услуг;
          • копии иных документов, подтверждающих факт обучения.

          Обращаем внимание!

          Документы должны быть представлены с официальным переводом на русский или белорусский язык.

          Перевод должен быть официально заверен организацией, наделенной правом подтверждения правильности перевода документа в соответствии с законодательством страны, на территории которой осуществляется перевод:

          • нотариально;
          • апостилем;
          • иной существующей формой заверения официального перевода документов в соответствии с законодательством страны, на территории которой осуществляется перевод документа.

          Способ предоставления документов в комиссию

          Личное обращение: понедельник-четверг с 8:45 до 18:00, пятница с 08:45 до 16:45 г. Минск, ул. Дорошевича 8, каб.113

          Формат предоставления документов

          При направлении копий документов по электронной почте размер файла не должен превышать 5 Мб.

          Допустимы следующие форматы файлов: pdf, jpg, jpeg, png.

          Рекомендуемые сроки предоставления документов

          Первые списки трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, будут сформированы к 1 февраля 2019 г.

          В связи с этим документы, подтверждающие работу или обучение за границей, предоставляются в комиссию до 21 января 2019 г.

          С учетом того, что списки формируются ежеквартально, в дальнейшем при предоставлении документов в комиссию просим ориентироваться на сроки формирования списков на оплату услуг с возмещением затрат. В этой связи рекомендуется документы предоставлять в комиссию:

          до 21 апреля; до 21 июля; до 21 октября; до 21 января.

          Период, в течение которого гражданин не включается в список, определяется комиссией на основании предоставленных документов

          Скалкович Лариса Вадимовна

          Вашу квартиру хочет купить гражданин другой страны – радоваться или насторожиться? Если вы подобрали вариант дома и узнали, что продавец – иностранец, стоит ли переживать? Или же вы сами являетесь нерезидентом Беларуси и планируете приобрести недвижимость в нашей стране, к чему тогда готовиться?

          – По каким причинам, по вашим наблюдениям, иностранцы покупают недвижимость в Бресте? Граждане каких стран чаще всего это делают в настоящее время и как это было ранее?


          – Спокойная обстановка и размеренная жизнь в Беларуси, город Брест на границе с Евросоюзом – это аргументы, которые являются определяющими для иностранцев, переезжающих к нам. Чаще всего это граждане государств бывшего СССР (в лидерах – Россия и Казахстан), реже – ближайших европейских стран, например, Польши и Германии.

          В 2000-е годы недвижимость в Беларуси, в частности, в Бресте была более востребована у россиян. Покупали как для постоянной жизни, так и для сезонного проживания или сдачи в аренду. Сейчас такой яркой тенденции уже нет. Наметилась другая: из стран бывшего постсоветского пространства все чаще приезжают люди, имеющие здесь родственников и желающие на пенсии пожить именно в Беларуси.

          В подавляющем большинстве случаев и сейчас, и ранее покупатели-иностранцы каким-то образом связаны с Беларусью. Просто так, без каких-либо деловых контактов и родственных связей, не переезжают. В основном это жители Беларуси, которые в свое время уехали за рубеж, поменяли гражданство, и теперь хотят приобрести недвижимость на родине: с целью финансового вложения и извлечения прибыли от аренды, для своих родителей или просто для себя, чтобы иметь возможность приезжать домой. А если покупателями выступают иностранцы, у которых нет в Беларуси никаких корней, то, как правило, связующим звеном является заключение брака или предложение работы.

          – Что вызывает больше трудностей при работе с клиентами-иностранцами?

          – Бывает непросто объяснить сложность оформления сделки, обремененной обстоятельствами. Люди, имеющие опыт покупки или продажи недвижимости в других странах, полагают, что здесь все происходит аналогично. Зачастую многие убеждаются, что информация по этим вопросам, полученная из интернет-ресурсов, на деле малоприменима. Поэтому профессиональная риэлтерская помощь имеет существенное значение. Оформление может быть длительным по времени, и бывает, что сделка по различным причинам не может быть завершена. Трудно объяснить иностранному гражданину все нюансы наших реалий от приватизации до перерегистрации несовершеннолетних детей. К тому же, жители других стран чаще всего ограничены по времени пребывания, поэтому рассчитывают на быстрое разрешение вопросов, а это не всегда возможно по объективным причинам.

          - Мешает ли языковой барьер? Часто ли вам приходится прибегать к услугам переводчиков, сотрудничать с представителями посольств и консульств?


          – В нашем коллективе есть люди, которые владеют несколькими иностранными языками на профессиональном уровне. Кроме того, иностранцы часто приходят с сопровождающими – родственниками или друзьями, которые помогают в коммуникации. Многие понимают русский язык. При необходимости привлекаются переводчики. С дипломатическими представительствами мы контактируем постоянно. Готовим для клиентов образцы документов, которые впоследствии заверяются посольствами, консульствами или иностранными нотариусами.

          – Есть ли особенности оформления сделки, одной из сторон которой является гражданин другой страны?

          – При покупке квартиры есть определенные требования: иностранец должен иметь нотариально заверенный перевод паспорта на государственный язык и при совершении сделки должен присутствовать переводчик в случае необходимости. Для российских граждан нет ограничений, они могут приобретать квартиры на тех же условиях, что и граждане Беларуси.

          То же касается обратной ситуации: когда дом покупается у иностранного гражданина, то земля, как правило, находится в аренде (исключение – если недвижимость была получена им по наследству, тогда вид права может быть и пожизненно наследуемым владением, и частной собственностью). Но этого не стоит опасаться: аренда никак не ограничивает права пользования земельным участком.


          – Если иностранец покупает или продает недвижимость в РБ, он заплатит налог или какие-либо дополнительные сборы?

          – При покупке – нет. А при продаже иностранный гражданин уплачивает подоходный налог в размере 13% от дохода – разницы между ценой приобретения и ценой продажи. Это необходимо сделать до удостоверения сделки и полного расчета с покупателем, соответственно, иметь средства на его уплату. Но такая обязанность актуальна только в том случае, если он является нерезидентом страны. Если же он докажет свое резидентство, то есть, что находился в стране более 183 дней в году, то подоходный налог при продаже недвижимости не уплачивает.

          Кроме того, любой собственник недвижимости, независимо от вида гражданства, при продаже двух и более аналогичных объектов недвижимости в течение пяти лет, уплачивает подоходный налог. Исключение составляет продажа унаследованного недвижимого имущества гражданами Республики Беларусь, в этом случае подоходным налогом она не облагается. Однако граждане, не являющиеся резидентами страны, даже в случае, если продают недвижимость, доставшуюся в наследство, этот налог уплачивают.

          – Имеют ли иностранные граждане, у которых есть недвижимость в Беларуси, преимущества при получении визы или вида на жительство?

          – Поделитесь интересным случаем из вашей практики, когда одной из сторон сделки выступал иностранный гражданин.

          – За каждой сделкой стоит своя история, и нередко она глубоко трогает за душу. Например, к нам обратился молодой человек, родители которого эмигрировали в Германию, где он и родился. Заинтересовавшись своими корнями, через интернет он нашел в Бресте родственников и приехал, чтобы познакомиться с ними. Побывал в местах, где выросли его родители, и захотел приобрести здесь недвижимость. Специалист агентства помог подобрать вариант добротного домика в той же деревне, где полвека назад жили его белорусские бабушка и дедушка.


          Сложность сделки заключалась как раз в том, чтобы убедить продавцов расприватизировать землю, ведь только после этого иностранный гражданин сможет приобрести дом. Собственники жилого дома изначально отнеслись настороженно к такому требованию. Но наш клиент был полон решимости купить именно этот дом на своей малой родине. Мы смогли убедить продавцов, подобрав аргументы и обеспечив максимальную защиту, чтобы им же было спокойнее: покупатель передал задаток в довольно крупном размере в качестве обеспечения обязательств. Обе стороны по сделке остались очень довольны результатом.

          Вспоминается еще одна эмоциональная история, которая разворачивалась прямо на наших глазах. Молодожены – гражданин Италии и жительница Бреста – обратились к нам по вопросу покупки квартиры. Вместе с агентом нашли хороший вариант, заключили предварительный договор, передали задаток. А дальше все зависело от наших итальянских коллег, которые продавали квартиру клиента. Именно за вырученные деньги от этой продажи он планировал купить недвижимость в Бресте. Время шло, но в Италии дело не продвигалось. Жене совсем немного оставалось до родов, муж ездил на родину, чтобы разобраться в ситуации… В итоге супруги приняли вынужденное решение отказаться от совершения сделки. Но буквально в последний день наконец-то пришло радостное известие, что недвижимость в Италии продали. Продавцы квартиры пошли навстречу и согласились перенести сделку еще на две недели, чтобы покупатели успели произвести все расчеты. Ребенок у пары родился уже в новой квартире.

          – Так все же стоит ли опасаться сделок с иностранцами?

          – Не стоит, особенно, если вы работаете в связке с риэлтером, который знаком со спецификой процесса, знает требования к документам и понимает, как отвечать на вопросы гражданина другого государства с учетом особенностей и различий в законодательстве, существующих практиках и подходах. А неожиданные нюансы и дополнительные вопросы могут возникнуть в любой сделке, вне зависимости от того, гражданами какой страны являются продавец и покупатель.

          Мартынюк Марта Олеговна

          Пишу тексты, которые помогают разобраться в сложных вопросах

          Делюсь интересными историями из жизни агентства недвижимости, готовыми кейсами, практическими советами и мнениями экспертов. Рассказываю об объектах, трендах и ситуации на рынке. Собираю обратную связь, отвечаю на ваши вопросы, консультирую на всех этапах от начального интереса до успешной сделки


          Как учесть все нюансы при передаче недвижимости. Универсальные советы

          Что стоит знать, и зачем нужен риэлтер

          Один из обязательных этапов в сделке купли-продажи недвижимости – передача объекта новому владельцу. Важность этого действия нельзя недооценивать, что особенно актуально.


          Право на недвижимость по приобретательной давности: что это и как оформить?

          В этой статье мы попытаемся разобраться в вопросе – может ли человек претендовать на жилое помещение на том основании, что он длительное время в нем проживает.


          Налог на землю и недвижимость для пенсионеров

          Пенсионеры в Беларуси бывают разные. В зависимости от этого, а также ряда иных факторов законодательно определен перечень льгот для этих категорий граждан, которые мы решили рассмотреть в рамках этой статьи

          Логотип ЗАО АЛЬТЕРНАТИВА Брест

          ✅ Каковы особенности покупки квартиры, когда одной из сторон является гражданин другой страны?

          Их всего две. Покупая или продавая квартиру, иностранцу необходимо иметь нотариально заверенный перевод паспорта на государственный язык. Также в случае необходимости на сделке должен присутствовать переводчик.

          ✅ Если ли дополнительные условия или ограничения для граждан Российской Федерации при покупке квартиры в Республике Беларусь?

          Нет. Российские граждане могут приобретать квартиры на тех же условиях, что и граждане Беларуси.

          ✅ Какие вопросы дополнительно возникают при покупки иностранцем жилого дома?

          ✅ Если иностранец покупает или продает недвижимость в РБ, он заплатит налог или какие-либо дополнительные сборы?

          При покупке – нет. При продаже – подоходный налог в размере 13% от дохода, но только в том случае, если иностранный гражданин является нерезидентом страны. Если же он докажет свое резидентство, то есть, что находился в стране более 183 дней в году, то освобождается от уплаты подоходного налога при продаже недвижимости.

          ✅ Имеют ли иностранные граждане, у которых есть недвижимость в Беларуси, преимущества при получении визы или вида на жительство?

          Иностранец, владеющий жилой недвижимостью, имеет право на получение разрешения на временное проживание (РВП) в Беларуси сроком до 1 года с правом последующего продления. Имея РВП, иностранец может получить многократную въездную-выездную визу с правом на пересечение границы в течение срока ее действия неограниченное количество раз.

          ✅ Можно ли получить белорусское гражданство, купив недвижимость?

          В Беларуси это не практикуется. Однако если зарубежный гражданин является инвестором, вложившим не менее 150 000 евро в объекты инвестиционной деятельности (в том числе, в недвижимость) на территории страны, то ему выдается разрешение на постоянное проживание. Получение вида на жительство также возможно при условии непрерывного нахождения в Беларуси в течение 7 лет на основании РВП.

          Читайте также: