Население русских земель было обязано выплачивать дань называвшуюся

Обновлено: 13.05.2024

Налоговые системы появились еще в глубокой древности: когда одно племя покоряло другое, оно обкладывало его данью. Полюдье и есть способ сбора дани. Его установили в землях восточных славян в IX-XII веках.

Эту дань можно назвать первой попыткой молодого государства систематизировано взимать налоги с покоренных земель. Однако полноценно работающую систему сбора дани ввела только княгиня Ольга. До нее полюдье не было ничем нормировано.

сбор полюдья

Особенности системы

Современные историки ведут споры о том, в какой именно период истории Древнерусского государства возникло это явление. Некоторые считают, что своеобразная система сбора дани существовала еще до создания единого государства: племенные союзы постоянно воевали между собой, и победители обкладывали побежденных данью.

Однако несмотря на все споры официально версией считается та, которая говорит о введении полюдья князем Олегом.

древлянская дань

Связывали это с несколькими факторами:

  • При Олеге началось резкое расширение территорий Киевской Руси;
  • Покоренные территории обкладывались данью исключительно с целью прибыли: дань позволяла князю содержать двор и дружину;
  • Появление своеобразного налогового сбора есть не что иное, как свидетельство зарождения раннефеодального государства.

Дань собирали поздней осенью и зимой, когда крестьяне снимали урожай с полей и имели достаточно ресурсов, чтобы расплатиться с князем. Более того, князь с дружной нередко останавливалась на зимовье в одной из деревень своих подданных, до самой весны пребывая на их полном содержании.

История явления

Давайте подробнее рассмотрим вопрос о том, как собирали дань в Древней Руси.

Каждый год князь со своей дружиной объезжал подвластные территории. Точный период таких поездок – с ноября по апрель.

сбор полюдья

Что нам известно о полюдье из летописей и трактата?

  • С наступлением ноября, русский князь, возглавляя дружины, выезжал из Киева в объезд по деревням и поселениям покоренных племен.
  • К покоренным племенам, с которых собиралось полюдье, относились древляне, кривичи, дреговичи и другие восточнославянские племена, которые не сразу вошли в состав Киевской Руси.
  • Оставшись на зимовку в одном из племен, князь и его дружина оставались на полном обеспечении данников.
  • В апреле князь с дружиной возвращались в Киев, а уже оттуда, погрузив собранную дань на корабли, отправлялись в Византию, торговать. Ведь полюдье собиралось, в основном, вовсе не деньгами, а мехами, медом, воском, зерном – словом, теми припасами, которые можно было выгодно продать.
  • Дружина, сопровождавшая князя, была нужна не только для его охраны: если племя отказывалось выплачивать установленную дань, ее забирали силой.

Кстати, именно к введению полюдья принято возводить традицию кормления. Хозяин дома (в случае данников – все поселение), у которого останавливался гость, должен был кормить и поить его. Позднее такая форма древнейшего славянского гостеприимства трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Первая налоговая реформа

Разумеется, что обложенные данью племена были вовсе не рады такому стечению событий. Однако на протяжении нескольких десятилетий они терпеливо кормили своих князей и выплачивали дань.

После жестокой мести за мужа, княгиня Ольга, стала первой правительницей, проведшей налоговую реформу:

  • Теперь дань взималась не в каждой деревне, а в племенных центрах, на специально созданных пунктах сбора дани.
  • Получаемый налог переходил в руки княжеских наместников, откуда пересылался в Киев.
  • Под налоговой реформой прошла и административная: княгиня назначила специальных людей, которые занимались исключительно содержанием погостов, сбором дани, ее подсчетом и пересылкой в Киев.

Так было покончено с древней формой полюдья и кормлений, а размер налога был стандартизирован.

княгиня Ольга

Сбор полюдья значительно сократился во времена правления Святослава Игоревича, а после прихода к власти его сына, Владимира Красно Солнышко, прекратился вовсе. Последнее упоминание о сборе полюдья историки относят к 1190 году. До этого времени дань еще собиралась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако и здесь эта практика вскоре прекратилась.



Когда летописец детально перечислял, какие из восточнославянских племенных союзов вошли в состав Руси, то он описывал своим читателям государство Русь на одном из этапов развития (в первой половине IX века), когда Русь охватила ещё только половину племенных союзов.




Итак, процесс изготовления флота занимал зимнее время и часть весны (сплав и оснастка) и требовал усилий многих тысяч славянских плотников и корабелов. Он был поставлен под контроль пяти областных начальников, из которых один был сыном великого князя, и завершался в самой столице. К работе мужчин, делавших деревянную основу корабля, мы должны прибавить труд славянских женщин, ткавших паруса для оснастки флотилии. Численность торгового флота нам неизвестна; военные флотилии насчитывали до 2 тысяч судов.


Все эти расчеты, дающие, разумеется, лишь приблизительные итоги, показывают всё же, что за лаконичными строками источника мы можем и должны рассматривать упоминаемые в них явления во всем их реальном жизненном воплощении. И оказывается, что только одна часть того социального комплекса, который кратко именуется полюдьем, представляет собой значительную повинность. Постройка станов, транспортировка дани в Киев, изготовление ладей и парусов к ним — все это первичная форма отработочной ренты, тяжесть которой ложилась как на княжескую челядь, так и на крестьян-общинников.


Рассмотрим с таких же позиций само полюдье как ежегодное государственное мероприятие, раскроем, насколько возможно, его практическую организационную сущность. Трактат императора Константина содержит достаточно данных для этого.

Во-вторых, мы знаем, что полюдье продолжалось 6 месяцев ноября по апрель), то есть около 180 дней. В-третьих, мы можем приложить к сведениям Константина скорость перемещения полюдья (не забывая об ее условности), равную примерно 7—8 километрам в сутки.


Таким образом, мы должны представить себе полюдье как движение с обычной скоростью средневековой конной езды, с остановками в среднем на 2 — 3 дня в каждом пункте ночлега. В крупных городах остановки могли быть более длительными за счет сокращения пребывания в незначительных становищах. Медленность общего движения давала возможность заездов в стороны от основного маршрута; поэтому путь полюдья представляется не линией, а полосой в 20—30 километров шириной, по которой могли разъезжать на коне сборщики дани (данники, вирники, емцы, отроки и т. п.).

Самым обширным племенным союзом были кривичи. Дань, следуемая с них, должна была стекаться в их столицу — Смоленск. Он был перепутьем между Новгородом и Киевом и, как уже выяснено, поворотным пунктом большого полюдья. В силу этого нас не должно удивлять наличие под Смоленском огромного лагеря — города IX—X веков в Гнездове. Курганное кладбище IX—XI веков содержало около 5 тысяч могил, являясь крупнейшим в Европе. А. Н. Насонов имел все основания говорить:

Вот эта выросшая на местном корню племенная знать и могла быть промежуточным звеном между кривичской деревней и полюдьем киевского князя, которое никоим образом не могло охватить всей огромной территории кривичей.


Когда Игорь стоял уже у Дуная, император прислал к нему послов о мире. Игорь начал совещаться с дружиной, которая была рада без сражений получить дань с византийской империи:

Византийский писатель Лев Дьякон сообщает одну деталь о смерти Игоря:

Древляне, казнившие Игоря по приговору веча, считали себя в своем праве. Послы, прибывшие в Киев сватать за древлянского князя вдову Игоря Ольгу, заявили ей:

Всё это прекрасно объясняется полюдьем. Экспортная часть полюдья состояла из пушнины, воска и мёда; к продуктам охоты и пчеловодства добавлялась и челядь, рабы, охотно покупаемые на международных рынках и в мусульманском Халифате, и в христианской Византии. Знакомство с системой сбыта полюдья с особой убедительностью покажет государственный характер действий Киевской Руси IX—X веков.

В 1243 году после возвращения из похода в Центральную Европу Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. Оно включало земли волжских булгар, Половецкие степи, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии. На Руси это государство называли Золотой Ордой. Его столицей стал город Сарай (в переводе — дворец), основанный Батыем недалеко от теперешней Астрахани.

Русские люди называли жителей Золотой Орды ордынцами или татарами.

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость от неё. В 1242 году в северо-восточные княжества были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явиться к Батыю с изъявлением покорности.

Ханский язык

Поездки русских князей в Золотую Орду сопровождались унижением, нередко заканчивались смертью. За первые 100 лет монгольского владычества по приказаниям ханов в Орде было убито более 10 русских князей. После того как князь получал ярлык, в его княжество приезжал ордынский посол, в присутствии которого происходило торжественное возведение князя на престол. Великие князья владимирские совершали торжественный обряд посажения на великокняжеский стол в Успенском соборе Владимира при обязательном присутствии ханских послов. Эта процедура символизировала подчинение русских правителей ханской власти.

Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но постоянно вмешивались в них. Они могли произвольно изменить границы княжеств, препятствуя усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между русскими князьями. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю, боровшемуся против другого.

Баскаки. Художник С. В. Иванов

В 1257—1259 годах монгольские чиновники — численники — провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер. Кроме регулярной дани, с населения русских княжеств взимались и внеочередные платежи. Русским людям необходимо было принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами.

Сбор дани сопровождался грабежом и насилиями, уводом людей в рабство. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на население русских княжеств, была обязанность направлять воинов в монгольские войска, принимать участие в их военных походах. Во второй половине XIII века русские полки в составе ордынского войска участвовали в сражениях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

Если же русское население выказывало неповиновение ордынскому владычеству, отказывалось выплачивать дань, то ордынские ханы отправляли на Русь свои отряды. Они жестоко расправлялись не только с непокорными, но и со всеми русскими землями, лежавшими на их пути. Тем не менее полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.

Борьба русского народа против ордынского владычества

В 1245 году в Орду был вынужден явиться галицко-волынский князь Даниил Романович. И хотя его княжество в меньшей степени пострадало от нашествия Батыя, он заплатил большую дань и отказался от притязаний на Киев. Но, вернувшись из Орды, Даниил стал восстанавливать военные силы края и выступил против хана. Батый послал против Даниила в 1252 и 1254 годах огромное войско. Галицко-Волынская земля была разорена. И в 1259 году Даниил был вынужден вновь подчиниться Орде. После смерти Даниила Орда предприняла ряд нашествий в Юго-Западную Русь, которые окончательно подорвали её хозяйство, ослабили княжескую власть.

В 1257 году Орда послала в Новгород своих численников, стремясь подчинить Новгородскую землю. Начались народные волнения, продолжавшиеся около года. И тогда в Великий Новгород вместе с ханскими переписчиками прибыл Александр Невский, который в 1252 году получил в Золотой Орде ярлык на великое владимирское княжение. Победитель немцев и шведов подавил выступление новгородцев, направленное против ордынского порабощения. Конечно, Александр не был другом Орды. Но при наличии врагов и на западе, и на востоке он считал необходимым отражать нападение с запада и поддерживать мирные отношения с ханами, предотвращая их нашествия на Русь.

В 1262 году во многих городах — Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире и др. — начались народные волнения. Они были вызваны злоупотреблениями при сборе дани. Многие баскаки и сборщики выхода были убиты. И хотя ордынцы сумели подавить движение и жестоко наказать восставших, они были вынуждены пойти на некоторые уступки. Право сбора дани было передано русским князьям.

Последствия ордынского владычества

Ордынское владычество имело очень тяжёлые последствия для Руси. Были разрушены и разорены десятки городов, забыты многие ремёсла. Из русских земель в казну хана выплачивалась огромная дань. В своём хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказались отброшенными назад на 50—100 лет. Именно тогда началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских государств. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными.

В результате ордынского владычества изменился и характер княжеской власти. Русские князья часто бывали в Орде и видели, что хан обладает огромной властью, никто не имеет права перечить ему. И в этом князья видели источник могущества Золотой Орды. Вернувшись домой, они старались усилить свою власть, тем более что сделать это теперь было значительно проще. Жители княжеств сами были заинтересованы в сильном правителе, который мог бы защитить их от набегов ордынцев.

Вечевые традиции постепенно угасали. Ведь теперь те вопросы, которые раньше обсуждались на вече, решал ордынский хан. Эти политические перемены происходили ещё и потому, что наиболее древние и развитые города — Ростов, Суздаль, Владимир — пришли в упадок, уступив первенство новым центрам — Твери, Москве, Нижнему Новгороду, которые стали столицами самостоятельных княжеств уже при ордынском владычестве.

В то же время длительное общение Руси и Золотой Орды привело к обоюдному взаимному влиянию друг на друга в хозяйстве, быту, языке.

Итог
Таким образом, ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно привело к началу экономического отставания Руси от Западной Европы и к изменению характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

В 1243 году после возвращения из похода в Центральную Европу Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. Оно включало земли волжских булгар, Половецкие степи, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии. На Руси это государство называли Золотой Ордой. Его столицей стал город Сарай (в переводе — дворец), основанный Батыем недалеко от теперешней Астрахани.

Русские люди называли жителей Золотой Орды ордынцами или татарами.

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость от неё. В 1242 году в северо-восточные княжества были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явиться к Батыю с изъявлением покорности.

Ханский язык

Поездки русских князей в Золотую Орду сопровождались унижением, нередко заканчивались смертью. За первые 100 лет монгольского владычества по приказаниям ханов в Орде было убито более 10 русских князей. После того как князь получал ярлык, в его княжество приезжал ордынский посол, в присутствии которого происходило торжественное возведение князя на престол. Великие князья владимирские совершали торжественный обряд посажения на великокняжеский стол в Успенском соборе Владимира при обязательном присутствии ханских послов. Эта процедура символизировала подчинение русских правителей ханской власти.

Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но постоянно вмешивались в них. Они могли произвольно изменить границы княжеств, препятствуя усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между русскими князьями. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю, боровшемуся против другого.

Баскаки. Художник С. В. Иванов

В 1257—1259 годах монгольские чиновники — численники — провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер. Кроме регулярной дани, с населения русских княжеств взимались и внеочередные платежи. Русским людям необходимо было принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами.

Сбор дани сопровождался грабежом и насилиями, уводом людей в рабство. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на население русских княжеств, была обязанность направлять воинов в монгольские войска, принимать участие в их военных походах. Во второй половине XIII века русские полки в составе ордынского войска участвовали в сражениях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

Если же русское население выказывало неповиновение ордынскому владычеству, отказывалось выплачивать дань, то ордынские ханы отправляли на Русь свои отряды. Они жестоко расправлялись не только с непокорными, но и со всеми русскими землями, лежавшими на их пути. Тем не менее полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.

Борьба русского народа против ордынского владычества

В 1245 году в Орду был вынужден явиться галицко-волынский князь Даниил Романович. И хотя его княжество в меньшей степени пострадало от нашествия Батыя, он заплатил большую дань и отказался от притязаний на Киев. Но, вернувшись из Орды, Даниил стал восстанавливать военные силы края и выступил против хана. Батый послал против Даниила в 1252 и 1254 годах огромное войско. Галицко-Волынская земля была разорена. И в 1259 году Даниил был вынужден вновь подчиниться Орде. После смерти Даниила Орда предприняла ряд нашествий в Юго-Западную Русь, которые окончательно подорвали её хозяйство, ослабили княжескую власть.

В 1257 году Орда послала в Новгород своих численников, стремясь подчинить Новгородскую землю. Начались народные волнения, продолжавшиеся около года. И тогда в Великий Новгород вместе с ханскими переписчиками прибыл Александр Невский, который в 1252 году получил в Золотой Орде ярлык на великое владимирское княжение. Победитель немцев и шведов подавил выступление новгородцев, направленное против ордынского порабощения. Конечно, Александр не был другом Орды. Но при наличии врагов и на западе, и на востоке он считал необходимым отражать нападение с запада и поддерживать мирные отношения с ханами, предотвращая их нашествия на Русь.

В 1262 году во многих городах — Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире и др. — начались народные волнения. Они были вызваны злоупотреблениями при сборе дани. Многие баскаки и сборщики выхода были убиты. И хотя ордынцы сумели подавить движение и жестоко наказать восставших, они были вынуждены пойти на некоторые уступки. Право сбора дани было передано русским князьям.

Последствия ордынского владычества

Ордынское владычество имело очень тяжёлые последствия для Руси. Были разрушены и разорены десятки городов, забыты многие ремёсла. Из русских земель в казну хана выплачивалась огромная дань. В своём хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказались отброшенными назад на 50—100 лет. Именно тогда началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских государств. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными.

В результате ордынского владычества изменился и характер княжеской власти. Русские князья часто бывали в Орде и видели, что хан обладает огромной властью, никто не имеет права перечить ему. И в этом князья видели источник могущества Золотой Орды. Вернувшись домой, они старались усилить свою власть, тем более что сделать это теперь было значительно проще. Жители княжеств сами были заинтересованы в сильном правителе, который мог бы защитить их от набегов ордынцев.

Вечевые традиции постепенно угасали. Ведь теперь те вопросы, которые раньше обсуждались на вече, решал ордынский хан. Эти политические перемены происходили ещё и потому, что наиболее древние и развитые города — Ростов, Суздаль, Владимир — пришли в упадок, уступив первенство новым центрам — Твери, Москве, Нижнему Новгороду, которые стали столицами самостоятельных княжеств уже при ордынском владычестве.

В то же время длительное общение Руси и Золотой Орды привело к обоюдному взаимному влиянию друг на друга в хозяйстве, быту, языке.

Итог
Таким образом, ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно привело к началу экономического отставания Руси от Западной Европы и к изменению характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

Читайте также: