Наличие частной собственности необходимое условие существования государства факт или мнение

Обновлено: 10.05.2024

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Собственность – это экономическая категория, характеризующая особенности общественных отношений относительно какого-либо имущества.

В экономике субъекты используют факторы производства для получения выгоды или прибыли, поэтому встает вопрос о разграничении прав владения и пользования хозяйственными объектами. Имущество, принадлежащее собственнику, может быть применено для экономических отношений.

Собственность представляет собой совокупность экономических и юридических аспектов. Права относительно действий с имуществом в России регулируются Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Нормативно эти документы признают существование трех форм собственности:

  • Государственная.
  • Частная.
  • Муниципальная.

Возникновение отношений собственности происходит лишь при наличии двух субъектов, заинтересованных в сделке. Тот, кто контролирует имущество, является его владельцем, обладает всей полнотой информации о нем. Так же это лицо принимает решения о порядке пользования имуществом. Оно может отчуждать его, распределять доход от его применения.

Под собственностью понимается не только имущество, но и некоторый пакет прав, которым наделяется его владелец. Право собственности закрепляет за субъектом возможность распоряжаться объектами. Оно необходимо для того, чтобы соблюсти интересы каждого участника отношений, защитить его имущество, установить границы его владения.

Имущественные права заключается в следующих элементах. Право владение выражается в удержании вещи в собственном владении, то есть обладание вещью. Право распоряжение заключается в возможности отчуждать, изменять, обременять имущество. Так же собственник может пользоваться имуществом для получения доходов и иных выгод. Относительно имущества могут быть установлены ограничения и запреты, которые заключается в применении ответственности, обозначенные в законодательстве действия.

Готовые работы на аналогичную тему

Установление режима частной собственности

Одной из форм собственности является частная собственность. Она выражается в закрепленном за частным лицом праве на владение и использование определенного имущества. Частная собственность может быть:

  • Кооперативной.
  • Акционерной.
  • Интеллектуальной.
  • Авторской.

Если рассматривать государство в качестве частного лица, то его собственность может считаться частной. Единственный вид собственности, который не подходит под это определение – общественная собственность.

Марксисты были первыми, кто стали исследовать право собственности в конце 19 века. Маркс утверждал, что капиталисты распространяют свою власть на средства производства, тем самым эксплуатируя трудовые ресурсы для получения личной выгоды. Сегодня частная собственность является одним из фундаментальных прав человека. Ее особенности рассматриваются с точки зрения имущественного права.

Особенности распоряжения имуществом в данном правовом режиме заключается в том, что собственник может продать, подарить, завещать его по своему усмотрению без согласования с другими лицами. Частное право владения является неотъемлемой частью рыночных отношений. С помощью имущества предприниматели извлекают дополнительный доход, либо получают иную выгоду.

В России частная собственность была упразднена в период советской власти. Она порицалась, считалась неприемлемой. Восстановление института частного владения имуществом состоялось после 90-ых годов. Российская Конституция и Гражданский кодекс регулируют право собственности. Законодательство предусматривает исключение из его состава некоторых видов имущества.

Факторы, влияющие на установление режима частной собственности

Существует ряд факторов, которые определяют переход имущества в частное владение. Среди них отмечают:

  1. Величину потерь в случае, если доступ к имуществу будет не ограничен.
  2. Размер издержек, связанных со спецификацией и защитой прав собственности.
  3. Особенности переговоров, в результате которых имущество получает новый статус.

Частная собственность является полной противоположностью общественной. Проблема возникает в том случае, если несколько человек имеют доступ к имуществу и начинают исключать друг друга из пользования им. В итоге не один из субъектов не может реализовать свое право полностью, поэтому имущество не используется эффективно. Самым крайним случаем станет невозможность использовать имущество в принципе.

Главной особенностью частного имущества является факт того, что собственник может исключить другие лица из управления им. То есть, любое другое лицо, не наделенное правом собственности на данное имущество, не может распоряжаться им без разрешения его владельца. Собственник имеет исключительное право на получение результатов от использования имущества. При этом он несет ответственность за влияние этих результатов на другие лица, как собственник имущества. Если исход использования имущества будет негативным, то собственник не сможет разделить эти последствия с другими лицами. Получается, что частное имущество с одной стороны позволяет получать весь доход от его пользования, но в с другой стороны, требует полной ответственности за любые негативные последствия.

Таким образом, управление частной собственностью считается целесообразным только при наличии вышеперечисленных факторов. То есть, частное владение имуществом оправдано тогда, когда величина потерь будет больше от общественного использования. Изменения относительно имущества могут осуществляться в ходе переговоров, при возникновении тразнакционных издержек. Институциональные изменения в национальном хозяйстве так же определяют особенности эксплуатации частной собственности. Часть издержек идет на защиту прав собственности. Важную роль играет размер альтернативных издержек, которые необходимы для установления права собственности. Но основным мотивом для установления права частной собственности является величина потерь от сохранения всеобщего доступа.


О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие государства

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Википедия же говорит, что государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

    Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

  • единство территории;
  • законодательная деятельность;
  • суверенитет;
  • монополия на применение силы (легальное принуждение);
  • обязательность членства (гражданство);
  • налоговые сборы;
  • публичная власть.

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

  • государственные символы;
  • единый язык общения;
  • армия;
  • национальная валюта.

Государственные символы

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

К внешним функциям государства относятся:

  • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
  • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
  • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
  • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ООН.
  • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Примеры президентских республик: Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который победил на выборах парламентской партии.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Великобритания, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865).

Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Люди существует в материальном мире, и само человечество материально.
Человеческое тело материально, и для его существования необходимы определённые материальные условия, а иначе - смерть, мрак и тлен.
При чём, человечество не просто зародилось в некой благоприятной природной среде. Оно активно меняет эту среду под себя - тем самым, создавая себе материальные условия существования.
В любой природной среде, даже в довольно неблагоприятной.


Итак, человечество само создаёт материальные условия собственного существования.
Подобно тому, как человек выделился из прочих животных, благодаря своей особой способности к постоянной разумной трудовой деятельности, человечество стало отличаться от животного стада тем, что само создаёт условия своего существования, организовав материальное производство. Мы люди, потому что у нас есть производство, и мы в нём работаем. И, наоборот, у нас есть производство, и мы поэтому люди.

Во-первых, непременным условием того, чтобы каждый человек мог вообще жить, является существование самого человеческого тела, а, стало быть, нам необходимо производить пищу, одежду, кров и тому подобные насущные материальные предметы.

Во-вторых, ещё одним условием для того, чтобы человечество было человечеством в полном смысле этого слова, необходимо производство всяких прочих предметов материальной культуры. Кистей и красок, статуй и фресок, заколок и вилок, дудок и барабанов и всякого прочего разного, что пристало человечеству в целом, ну, и конкретной культуре в частности.

Для всего этого нужно производить средства материального производства. И с помощью этих средств производства производить всё-всё-всё.

Человек вообще, как часть человечества, является существом не только прямоходящим, но и производящим. Человек, как известно, присваивает вещество природы и преобразует его во что-нибудь необходимое или просто полезное. Для себя, или для общества.
Сущность человека вообще связана с трудом.

И только с образованием общественных классов, материальный труд стал вроде не для всех. Он стал не радостью полезной деятельности и творчества, а тяжким уделом людей эксплуатируемых. Эксплуататоры тогда стали обеспечивать условия своего материального существования, не прибегая к труду, а удерживая в повиновении людей производящих, присваивая выработанный ими прибавочный продукт.

Как появилось достаточное количество продукта, чтобы его присваивать, так человеческое общество и расслоилось на отдельные классы. Классы - это про делёж материального продукта. Вот почему они находятся всегда в противоречии. Не было бы дележа, не было бы противоречий, не было бы и классов.


Чтобы держать много людей в повиновении на постоянной основе, нужно иметь грозную машину по их подавлению - в связи с этим, возник институт государства. Государство - это такой сложный механизм для того, чтобы объяснить человеку, почему вон та гора материального продукта, которую он наработал своим трудом, это не его продукт. И вот на те, с позволения Господина, одну чёрствую корку хлеба, только чтобы сил хватило завтра снова пахать.

Так, на протяжении всего исторического развития, общественные отношения - это отношения по поводу производства и дележа материального продукта, обеспечивающего материальные условия существования человечества. При чём, производство постоянно развивается, продукта всё больше и больше, но, господствующие эксплуататоры, понятно, не собираются довольствоваться вон той чёрствой коркой, а предоставляют это пролетариату.

Пролетариат, кстати - это как раз те люди, что обеспечивают материальные условия существования человечества. Ещё это умеет делать мелкая буржуазия - люди, у которых есть в собственности средства производства, и производящие с их помощью что-нибудь на продажу. Однако, большую часть продукта производит пролетариат, который не имеет собственных средств производства, а потому продаёт свою способность к труду мелкой буржуазии и капиталистам.

Интересная штука эта частная собственность. Средства производства, созданные людьми, принадлежат не всем людям, а вон тому хозяину. Ты хочешь участвовать в материальном производстве, обеспечить условия своего существования? Ну, иди попроси, может, хозяин допустит тебя к труду. Но, производить надо много, а получишь ты лишь минимум, необходимый для поддержания адекватного для работы состояния.

Кстати, государство охраняет, холит и лелеет частную собственность на средства производства. Людей воспитывают так, что право частной собственности представляется им чем-то необходимым и священным.

Так буржуа присваивает весь произведённый продукт, возвращая пролетарию ту самую корку хлеба, которая необходима для существования. Посмотрите, буржуй присвоил целую гору материального продукта, кинул корку пролетарию, и отправил его снова работать. Далее, он начинает распределять - какую часть продукта потребить самому, какую вложить в производство, какую отдать интеллигенции.

Интеллигент ведь полезен для прибыли - он оказывает культурные, управленческие, образовательные, организаторские, медицинские и прочие совершенно необходимые услуги. Он хорошо эксплуатируется, ведь ему платят гораздо меньшую долю материального продукта, чем та, которую люди готовы отдать за эти услуги. С точки зрения буржуа, он такой же производитель прибыли, как рабочий.

Самое главное, интеллигент нужен и важен не только для прибыли, он нужен и важен для всего общества. Хоть и не обеспечивает непосредственно материальных условий существований человечества, тем не менее, его деятельность важна и даже необходима для общества. Ну, куда же мы без врачей, учителей, архитекторов, технологов, программистов, актёров, инженеров и представителей других профессий? Жизнь без них просто странно, и очень страшно, представить. С развитием производства, становится возможным прокормить огромное число этих нужных и важных людей, без которых человечество бы не могло быть человечеством.

И получается, что человек теряет часть своей сущности. Интеллигент сам не обеспечивает материальных условий своего существования. Отрывается от материального труда. А пролетарий, наоборот, превращается в орудие по производству материальных предметов. Про буржуев вообще лучше промолчать - сложно сказать, что в них остаётся истинно человеческого.

Конечно, в будущем человек сможет снова стать человеком в полном смысле этого слова - то есть, каждый будет производить свою часть материального продукта, вносить собственный вклад в общее производство. Но ничья жизнь и ничья личность больше не будет жертвой ради создания материальных условий для других людей. У того же самого человека, что обеспечивает себя и других материальным продуктом, в то же время будут все возможности проявлять себя в интеллектуальной, в творческой деятельности.

И никто уже не будет сидеть в ожидании того, что специальные второсортные люди обеспечат ему условия его материального существования.

Ну, и выводы:
1) брезгливое, пренебрежительное отношение к материальному труду, как к некой простой и примитивной, даже недостойной, деятельности - пережиток эксплуататорских формаций.
2) пока вы учитесь, творите, применяете свой интеллект, кто-то работает для того, чтобы обеспечить ваше материальное существование, и только дурак отнесётся с неуважением к этому факту.

Читайте также: