Может освободить лицо от административной ответственности за земельное правонарушение

Обновлено: 17.05.2024

Освобождение от административной ответственности возможна в случаях: малозначительность, невменяемость, иные основания. Остановимся на каждом из пунктов.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам избежать или снизить ответственность, предусмотренную КоАП РФ: профессионально, на законных основаниях и в срок. Звоните уже сегодня!

Основания освобождения от административной ответственности

Малозначительность – это особая оценка последствий деяния, квалифицирующего как административное правонарушение. Применение меры освобождения от ответственности в связи с малозначительностью деяния является решением должностного лица или уполномоченного органа, ведущего дело об административном правонарушении. Малозначительность указывает на незначительный характер правовых последствий или их отсутствие.

Это отличается данное основание от всех других, где уполномоченный орган и его должностное лицо обязываются освободить от административной ответственности по законным основаниям.

Невменяемость лица – это его состояние, когда оно в момент совершения правонарушения не могло осознавать, что совершается правонарушение, не могло руководить своими действиями. Обычно такие лица являются недееспособными по решению суда, или имеют психические заболевания, слабоумие и другие расстройства.

Замена другим видом наказания так же является основание освобождения от серьезных последствий в виде большого наказания по КоАП РФ. Применяется данная мера, как правило, к лицам с особым статусом, для которых предусмотрены меры привлечения к ответственности по дисциплинарным уставам. Среди них – сотрудники ОВД, военнослужащие и т. д.

ПОЛЕЗНО: если полностью избежать ответственности не получается, то читайте и смотрите видео, как снизить административный штраф с помощью нашего адвоката

Ограничение административной ответственности

Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.

  • 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
  • 2 группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.

Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Освобождения от административной ответственности является мерой, которую применяет к нарушителю:

  1. Должностное лицо уполномоченного органа
  2. Уполномоченный орган
  3. Суд
  4. Происходит это в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае, если суд или должное лицо властного органа при рассмотрении обстоятельств административного правонарушения примут решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, они оформляют свое решение соответствующим образом. Обычно должностное лицо выносит отказ от привлечения к административной ответственности по какому-либо из оснований, а суд описывает основания освобождения в мотивировочной части решения.

При этом, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может влиять на свою судьбу путем обращения с ходатайством к должностному лицу или суду об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, невменяемости лица.

Ограничение мер административном ответственности как правило происходит в случае, когда вынесено решение о применении таких мер в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении или в случае, когда лицо подлежит применению административных мер.

Возможность применения таких мер рассматривается должностным лицом, вынесшим соответствующее решение, а также должностными лицами властного органа, уполномоченными исполнить решение о применении к лицу мер административной ответственности.

Как правило, лицо, имеющее право на ограничение мер административной ответственности, должно сообщить об этом тогда, когда узнало о применении к нему таких мер. Подразумевается, что такое лицо должно быть уведомлено о применении к нему мер административной ответственности и основаниях к их применению.

Незаконное освобождение от административной ответственности

Такое явление безнаказанности довольно часто встречающийся в адвокатской практике случай. Установить незаконность освобождения от административной ответственности могут установить:

  • Вышестоящее должностное лицо
  • Прокурор
  • Вышестоящая судебная инстанция

ВАЖНО: как правило, это происходит по заявлению (жалобе) заинтересованной стороны.

Самым распространенным случаем является незаконное освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности деяния. Должностные лица властных органов часто случайно или намеренно допускают такое освобождение, беря в расчет получение пострадавшим страховки за испорченную (украденную, уничтоженную) вещь или на основании возмещения правонарушителем ущерба пострадавшим, применения им иных мер устранения последствий. Такие основания не могут являться основания для освобождения от ответственности по малозначительности.

Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности

Освобождение от ответственности несовершеннолетних происходит, как правило, ввиду того, что какой-либо состав административного правонарушения предусматривает наказание для лиц, переступивших порог совершеннолетия.

По общим правилам, возраст административной ответственности – 16 лет.

Несовершеннолетний правонарушитель, достигший возраста ответственности, освобождается от ответственности решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основанием такого решения является применение к несовершеннолетним мерам воздействия, которые предусмотрены законодательством о защите прав несовершеннолетних.

ИНТЕРЕСНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители решают обратиться именно к нам

Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса

Субъектами малого предпринимательства являются небольшие, микропредприятия.

Применение мер административного характера к предпринимательским субъектам как правило связано с осуществлением контроля их деятельности надзорными, контролирующими и иными органами.

Субъекты малого предпринимательства, как правило, имеют соответствующие административные преференции. Среди них – ограничение административной ответственности.

Наш адвокат по административным делам поможет Вам, нужно только записаться на консультацию и совместно начать действовать на пути решения проблемы. Звоните прямо сейчас!

Отзыв о работе нашего адвоката в прекращении административного преследования


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Дополнительная информация по теме:

Продажа алкоголя несовершеннолетнему: помощь адвоката

Наш адвокат по административным делам проконсультирует и поможет Вам в проблеме продажи алкоголя несовершеннолетнему: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Жалоба на акт медицинского освидетельствования

Адвокат по административным делам поможет составить жалобу на акт медицинского освидетельствования: профессионально, выгодно и в срок.

Как вернуть водительские права: порядок, помощь адвоката

Наш адвокат по лишению водительских прав разъяснит порядок возврата удостоверения, а также поможет обжаловать постановление профессионально и в срок. Читайте подробнее на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры"

Что делать, если остановил сотрудник ДПС? Помощь адвоката

Наш адвокат по административным делам поможет разобраться с правами водителя и обжаловать действия сотрудников ДПС, если они были незаконными: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните!

Порядок отмены протокола об административной ответственности

Наш адвокат по административным делам поможет Вам в обжаловании протокола об административной ответственности: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Образец заявления об отмене постановления по ст. 14.19 КоАП РФ

Наш адвокат по административным делам в Екатеринбурге поможет составить заявление в суд об отмене постановления по ст. 14.19 КоАП РФ: профессионально и в срок. Читайте образец заявления на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры" прямо сейчас

Образец заявления о возбуждении административного дела

На нашем сайте вы сможете изучить образец заявления о возбуждении административного дела. При обращении в наше АБ "Кацайлиди и партнеры" г. Екатеринбург Вы получите квалифицированную помощь в вопросе. Звоните уже сейчас!

Как не лишиться прав за сплошную линию: помощь адвоката

Наш адвокат по административным спорам в г. Екатеринбург поможет выстроить защиту от лишения водительских прав за сплошную линию: профессионально и в срок. Звоните в АБ "Кацайлиди и партнеры" уже сегодня!

Что делать, если забыл права дома? Советы адвоката

Адвокат по административным делам советует, что делать, если забыл права дома, а также ответит на все интересующие Вас вопросы в комментариях. Оказываем юридические услуги и защиту прав водителей: профессионально, на выгодных условиях сотрудничества и с соблюдением срока.

Отказ от медицинского освидетельствования: помощь адвоката

Наш адвокат по административным делам поможет в вопросе привлечения к ответственности за отказ от медицинского освидетельствования: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните!


Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Освобождение от административной ответственности
Освобождение от административной ответственности
Освобождение от административной ответственности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Статья 2.9 КоАП РФ. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 2.9 КоАП РФ. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 2.9 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" содержатся следующие разъяснения:

Право суда освободить лицо от административной ответственности при малозначительности правонарушения

..Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Какое правонарушение является малозначительным?

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Когда правонарушение не может быть признано малозначительным?

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В п.п. 17 – 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" содержатся следующие разъяснения:

При малозначительности правонарушения суд освобождает лицо от административной ответственности

Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения. При этом, исходя из смысла статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицом, освобожденным от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, возмещению не подлежат.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности правонарушения

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного допустима только в исключительных случаях

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.

Освобождение от административной ответственности возможна в случаях: малозначительность, невменяемость, иные основания. Остановимся на каждом из пунктов.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам избежать или снизить ответственность, предусмотренную КоАП РФ: профессионально, на законных основаниях и в срок. Звоните уже сегодня!

Основания освобождения от административной ответственности

Малозначительность – это особая оценка последствий деяния, квалифицирующего как административное правонарушение. Применение меры освобождения от ответственности в связи с малозначительностью деяния является решением должностного лица или уполномоченного органа, ведущего дело об административном правонарушении. Малозначительность указывает на незначительный характер правовых последствий или их отсутствие.

Это отличается данное основание от всех других, где уполномоченный орган и его должностное лицо обязываются освободить от административной ответственности по законным основаниям.

Невменяемость лица – это его состояние, когда оно в момент совершения правонарушения не могло осознавать, что совершается правонарушение, не могло руководить своими действиями. Обычно такие лица являются недееспособными по решению суда, или имеют психические заболевания, слабоумие и другие расстройства.

Замена другим видом наказания так же является основание освобождения от серьезных последствий в виде большого наказания по КоАП РФ. Применяется данная мера, как правило, к лицам с особым статусом, для которых предусмотрены меры привлечения к ответственности по дисциплинарным уставам. Среди них – сотрудники ОВД, военнослужащие и т. д.

ПОЛЕЗНО: если полностью избежать ответственности не получается, то читайте и смотрите видео, как снизить административный штраф с помощью нашего адвоката

Ограничение административной ответственности

Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.

  • 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
  • 2 группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.

Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Освобождения от административной ответственности является мерой, которую применяет к нарушителю:

  1. Должностное лицо уполномоченного органа
  2. Уполномоченный орган
  3. Суд
  4. Происходит это в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае, если суд или должное лицо властного органа при рассмотрении обстоятельств административного правонарушения примут решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, они оформляют свое решение соответствующим образом. Обычно должностное лицо выносит отказ от привлечения к административной ответственности по какому-либо из оснований, а суд описывает основания освобождения в мотивировочной части решения.

При этом, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может влиять на свою судьбу путем обращения с ходатайством к должностному лицу или суду об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, невменяемости лица.

Ограничение мер административном ответственности как правило происходит в случае, когда вынесено решение о применении таких мер в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении или в случае, когда лицо подлежит применению административных мер.

Возможность применения таких мер рассматривается должностным лицом, вынесшим соответствующее решение, а также должностными лицами властного органа, уполномоченными исполнить решение о применении к лицу мер административной ответственности.

Как правило, лицо, имеющее право на ограничение мер административной ответственности, должно сообщить об этом тогда, когда узнало о применении к нему таких мер. Подразумевается, что такое лицо должно быть уведомлено о применении к нему мер административной ответственности и основаниях к их применению.

Незаконное освобождение от административной ответственности

Такое явление безнаказанности довольно часто встречающийся в адвокатской практике случай. Установить незаконность освобождения от административной ответственности могут установить:

  • Вышестоящее должностное лицо
  • Прокурор
  • Вышестоящая судебная инстанция

ВАЖНО: как правило, это происходит по заявлению (жалобе) заинтересованной стороны.

Самым распространенным случаем является незаконное освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности деяния. Должностные лица властных органов часто случайно или намеренно допускают такое освобождение, беря в расчет получение пострадавшим страховки за испорченную (украденную, уничтоженную) вещь или на основании возмещения правонарушителем ущерба пострадавшим, применения им иных мер устранения последствий. Такие основания не могут являться основания для освобождения от ответственности по малозначительности.

Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности

Освобождение от ответственности несовершеннолетних происходит, как правило, ввиду того, что какой-либо состав административного правонарушения предусматривает наказание для лиц, переступивших порог совершеннолетия.

По общим правилам, возраст административной ответственности – 16 лет.

Несовершеннолетний правонарушитель, достигший возраста ответственности, освобождается от ответственности решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основанием такого решения является применение к несовершеннолетним мерам воздействия, которые предусмотрены законодательством о защите прав несовершеннолетних.

ИНТЕРЕСНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители решают обратиться именно к нам

Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса

Субъектами малого предпринимательства являются небольшие, микропредприятия.

Применение мер административного характера к предпринимательским субъектам как правило связано с осуществлением контроля их деятельности надзорными, контролирующими и иными органами.

Субъекты малого предпринимательства, как правило, имеют соответствующие административные преференции. Среди них – ограничение административной ответственности.

Наш адвокат по административным делам поможет Вам, нужно только записаться на консультацию и совместно начать действовать на пути решения проблемы. Звоните прямо сейчас!

Отзыв о работе нашего адвоката в прекращении административного преследования


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Дополнительная информация по теме:

Кассационное обжалование административного дела: помощь юриста

Наш адвокат поможет осуществить кассационное обжалование по административному делу: профессионально, выгодно и в срок. Читайте подробнее порядок кассации на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры" уже сейчас

Образец заявления об отмене постановления по ст. 14.19 КоАП РФ

Наш адвокат по административным делам в Екатеринбурге поможет составить заявление в суд об отмене постановления по ст. 14.19 КоАП РФ: профессионально и в срок. Читайте образец заявления на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры" прямо сейчас

Порядок отмены протокола об административной ответственности

Наш адвокат по административным делам поможет Вам в обжаловании протокола об административной ответственности: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Отказ от медицинского освидетельствования: помощь адвоката

Наш адвокат по административным делам поможет в вопросе привлечения к ответственности за отказ от медицинского освидетельствования: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните!

Что делать при задержании на митинге? Советы адвоката

Наш адвокат по административным делам разъяснит, что делать при задержании на митинге, а также, как отстоять свои права максимально эффективно и без особых последствий в части ответственности.

Административная ответственность физических лиц: помощь адвоката

Наш адвокат по административным делам физлиц поможет отстоять свои права: профессионально и в срок. Читайте инструкцию на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры" прямо сейчас

Что делать, если забыл права дома? Советы адвоката

Адвокат по административным делам советует, что делать, если забыл права дома, а также ответит на все интересующие Вас вопросы в комментариях. Оказываем юридические услуги и защиту прав водителей: профессионально, на выгодных условиях сотрудничества и с соблюдением срока.

Жалоба на акт медицинского освидетельствования

Адвокат по административным делам поможет составить жалобу на акт медицинского освидетельствования: профессионально, выгодно и в срок.

Продажа алкоголя несовершеннолетнему: помощь адвоката

Наш адвокат по административным делам проконсультирует и поможет Вам в проблеме продажи алкоголя несовершеннолетнему: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Образец заявления о возбуждении административного дела

На нашем сайте вы сможете изучить образец заявления о возбуждении административного дела. При обращении в наше АБ "Кацайлиди и партнеры" г. Екатеринбург Вы получите квалифицированную помощь в вопросе. Звоните уже сейчас!


Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Освобождение от административной ответственности
Освобождение от административной ответственности
Освобождение от административной ответственности

Жерновой М.В., доцент, кандидат медицинских наук, соискатель ВНИИ МВД России.

Дорохов А.П., аспирант Дальневосточного государственного университета.

На современном этапе развития общества административная ответственность является наиболее распространенным видом ответственности, применяемым при нарушении земельного законодательства, в области охраны и использования земель.

Лица, виновные в совершении административных правонарушений в сфере земельных правоотношений, несут административную ответственность в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях в РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку административные правонарушения представляют собой негативное социальное явление, его результатом является посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого - обеспечить рациональное использование и охрану земель, защиту лиц, использующих земельные участки.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель - это один из видов юридической ответственности, заключающийся в применении в установленном процессуальном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к правонарушителям мер административного воздействия, сформулированных в карательных (штрафных) и восстановительных санкциях административно-правовых норм . При этом привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные правонарушения в области земельных правоотношений и возместить причиненный вред .

См.: Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М., 1997.
См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1.

Как основные меры воздействия административного характера на правонарушителей за совершение правонарушений в области земельных правоотношений, закрепленные действующим административным законодательством РФ, можно выделить предупреждение и административный штраф, размер которого варьируется в зависимости от статуса правонарушителя и может составлять для граждан от 300 рублей до 1500 рублей, для должностных лиц - от 1000 рублей до 5000 рублей, для юридических лиц - от 20000 рублей до 30000 рублей .

См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 2.

Предупреждение согласно ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании лица, которое выносится в письменной форме.

В силу положений ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в денежной величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда; стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Хочется также отметить, что за нарушение режима использования земельных участков в соответствии с положениями ст. 8.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях к правонарушителю - индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу может быть применен такой вид административной ответственности, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок) в области охраны и использования земель, а также наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение, которым, в свою очередь, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность .

См.: Усманова Л.Ф. Административная ответственность за экологические правонарушения в аграрном секторе экономики // Журнал российского права. 2001. N 8. С. 31 - 38.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие виды правонарушений в области охраны и использования земли, за которые установлена административная ответственность:

  1. в области охраны собственности - самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1); уничтожение межевых знаков (ст. 7.2); самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9); самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10); 5) проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14); незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);
  2. в области охраны окружающей природной среды и природопользования - несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1); нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); нарушение требований по охране и рациональному использованию недр (ст. ст. 8.9 - 8.11); нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования (ст. ст. 8.13 - 8.15); самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ст. 8.6); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных работ, мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);
  3. против порядка управления - нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного участка (ст. 19.9).

Приведенный перечень правонарушений в области охраны и рационального использования земель не является исчерпывающим. Следует также отметить, что иные виды правонарушений могут закрепляться в законах субъектов РФ .

См.: Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. "Положение о государственном земельном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 47.

Согласно требованиям ст. 23.21 КоАП РФ главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители; главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, их заместители и главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители по использованию и охране земель вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К числу таких дел относятся и дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. ст. 8.6 - 8.8 настоящего Кодекса.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Если виновным является юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено наказание. Привлечение виновного к административной ответственности не исключает его обязанности по возмещению причиненного ущерба. Кроме того, никто не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение.

Литература

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 2.
  3. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. Положение о государственном земельном контроле // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 47.
  4. Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М., 1997.
  5. Усманова Л.Ф. Административная ответственность за экологические правонарушения в аграрном секторе экономики // Журнал российского права. 2001. N 8.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

При определении вопросов о наказании несовершеннолетних лиц, совершивших административные правонарушения, исследованию аспектов возможности ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И (ИЛИ) ЕЕ ОГРАНИЧЕНИИдолжно уделяться серьезное внимание.

Данный правовой институт является не только гарантией прав, свобод и интересов лиц, совершивших правонарушения, но и составляющей таких базовых принципов отечественной правовой системы, как принцип гуманизма и принцип справедливости.

Все вышесказанное в полном объеме распространяется на всех субъектов права независимо от особенностей их административно-правового статуса. Однако применительно к несовершеннолетним субъектам деликтных отношений институт освобождения от ответственности и ее ограничения выполняет также и воспитательную функцию, поскольку в ряде случаев позволяет заменить наказание какой-либо иной мерой воздействия, предусмотренной действующим законодательством и более эффективно корректирующей психико-поведенческие основы личности несовершеннолетнего.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИзаключается в том, что лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от претерпевания лишений любого рода (материальных, моральных, личностных, организационных) и, соответственно, не пребывает в состоянии административной наказанности. Анализ действующего КоАП РФ позволяет выделить следующие основания для неприменения административной ответственности :

1) согласно ст. 2.7 не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случаях действия лица в состоянии крайней необходимости;

2) согласно ст. 2.8 не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

3) согласно ст. 2.9 при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием;

4) самостоятельное место занимает основание освобождения от административной ответственности, связанное с возрастными границами – от 16 до 18 лет. Согласно ч. 2 ст. 2.3, основываясь на учете конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить указанное лицо от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

ОГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИзаключается в том, что согласно КоАП РФ к некоторым категориям граждан в силу особенностей их правового статуса не применяются отдельные виды административных наказаний, а именно:

• возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ст. 3.6);

• конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ст.

• лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных законодательством случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (п. 3 ст. 3.8). Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (п. 4 ст. 3.8);

• административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и др. (ст. 3.9).

Федеральным законодательством предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих, судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих соответствующим иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории РФ.

Вопросы для самоконтроля

3. Каковы принципы правового положения и гражданства как элементы административно-правового статуса личности?

6. Какие права, свободы и законные интересы граждан в сфере государственного управления вам известны? Имеются ли особенности при определении данного элемента административно-правового положения применительно к несовершеннолетним лицам?

7. Какие общие обязанности граждан в сфере государственного управления вы знаете? Какие обязанности присущи административно-правовому положению несовершеннолетних?

9. Что представляют собой гарантии прав, свобод, законных интересов, обязанностей и ограничений как элемент административно-правового статуса личности и какие из них вам известны?

10. Каковы гарантии, являющиеся элементом административно-правового положения несовершеннолетних лиц?

11. Что представляют собой общие положения об административной ответственности? Как они проявляются при назначении административных наказаний несовершеннолетним?

12. В чем обнаруживаются особенности административной ответственности несовершеннолетних?

13. Какие основные параметры института и условия освобождения от административной ответственности вы знаете?

14. Каковы содержание понятия и условия ограничения административной ответственности?

Читайте также: