Принцип правового равенства граждан подразумевает равенство граждан по отношению к собственности

Обновлено: 24.04.2024

Принцип равенства - это основополагающий конституционный принцип, необходимый для функционирования современного демократического государства. Прямого конституционного закрепления равенства прав граждан независимо от состояния здоровья в Конституциях советского периода не было, но следует отметить, что первая Конституция РСФСР от 1918 года [50] признала в ст.

22 равные права граждан независимо от расовой и национальной принадлежности. Аналогичные нормы были закреплены в ст. 13 Конституции РСФСР от 1925 года [51] [52] , в ст. 127

Конституции РСФСР от 1937 года . Принцип равенства по признаку пола был развит в ст. 126 Конституции РСФСР от 1937 года. Очень важным положением данной Конституции было гарантирование ст. 124 права социального обеспечения по старости, утрате трудоспособности, болезни, что можно расценивать как развитие равенства граждан независимо от состояния здоровья. Дальнейшее развитие принципа равенства нашло

отражение в ст. 32 Конституции РСФСР 1978 года, где были добавлены признаки, по которым не могли ограничиваться права граждан: происхождение, социальное и имущественное положение, образование, знание языка, отношение к религии, род и характер занятий, место жительства и другие обстоятельства. Это первая Конституция, которая оставила дискриминационные признаки открытыми и закрепила в ст. 40 право на охрану здоровья.

Действующая Конституция Российской Федерации от 1993 г. закрепляет принцип равенства в ст. 19 и определяет его дальнейшее развитие в национальном законодательстве.

Часть 1 ст. 19 устанавливает равенство всех перед законом и судом. Нормы закона общеобязательны для всех граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Все они обязаны выполнять требования закона, а в случае грубого нарушения норм права все на равных основаниях несут ответственность перед судом.

Равенство перед судом выражено в том, что каждый человек независимо от своего статуса имеет право на равную защиту своих прав и свобод в суде, на рассмотрение дел независимым и беспристрастным судом в одинаковом процессуальном порядке, право на одинаковую меру ответственности, а в случае несогласия с решением суда право на его обжалование.

Равенство перед законом и судом независимо от состояния здоровья - это равная обязанность человека и гражданина соблюдать предписания закона и право всех на защиту в суде, не связанное с состоянием здоровья [53] .

Мера ответственности для лиц с изменением состояния здоровья может отличаться от меры ответственности здоровых людей, исходя из принципа гуманизма, но в рамках закона.

Часть 3 ст. 19 Конституции РФ устанавливает гендорное равенство и наделяет женщину равными правами и свободами наравне с мужчинами, гарантирует создание государством равных возможностей для реализации прав и свобод женщинами. Государство предоставляет дополнительные социальные гарантии для женщин, исходя из роли женщины в семье, выравнивая возможности реализации её прав без ущерба материнству и детству.

Равенство мужчин и женщин независимо от состояния здоровья - это не равенство в здоровье, а возможность мужчины и женщины в равной степени осуществлять свои права и обязанности беспрепятственно по состоянию здоровья.

Состояние здоровья как дискриминационный признак признаёт и Конституционный Суд РФ. Так, не соответствующими пунктам 1, 2 ст. 19 Конституции РФ признаются решения о нежелательности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, если члены семьи

постоянно проживают на территории РФ (пункт 4.2) . Конституционный Суд РФ признаёт за психически больными те же права, что и за другими пациентами и запрещает отказывать психически больным предоставлять

информацию о состоянии здоровья только на основании психиатрического расстройства [56] [57] . Конституционный Суд РФ признал дискриминацию по состоянию здоровья при рассмотрении дела об увольнении граждан из органов милиции без компенсационных выплат при частичной утрате здоровья 2 . Следовательно, состояние здоровья - дискриминационный признак, препятствующий осуществлению человеком своих прав.

Часть 2 ст. 19 Конституции РФ закрепляет равноправие людей, оказавшихся в равных условиях, например, внутри одной социальной группы: инвалидов, ВИЧ-инфицированных, психически больных, больных туберкулёзом. Лица, принадлежащие к одной социальной группе должны иметь равные права и обязанности.

Данную позицию определяет Конституционный Суд РФ, который устанавливает, что позитивная дискриминация не является нарушением конституционного принципа равенства. «При равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе устанавливать для них

Фактическое равенство независимо от состояния здоровья достичь индивидам невозможно, так как абсолютно одинаковых людей, людей с одинаковым объемом прав и свобод, обусловленных состоянием их здоровья не существует. На это указывал ещё в 18 веке приверженец идеи равенства Ж.Ж. Руссо [62] , который выделял два вида неравенства людей: естественное (физическое) - различие по возрасту, здоровью, телесным и умственным силам, душевным качествам; политическое (социальное) - различие людей по финансовому и социальному положению.

По мнению Г.Н. Комковой, формальное равенство включает в себя равенство возможностей, то есть отсутствие в законе необоснованных льгот и привилегий, а также любых форм дискриминации [63] .

Признавая формальное равенство граждан независимо от состояния здоровья, государство выравнивает положение населения, уязвимых по признаку здоровья, обеспечивает им равный доступ к образованию, медицинской помощи, труду, передвижению по улицам города и общественным зданиям; выравнивает их финансовое положение, путем начисления социальных пособий, улучшает условия проживания, предоставляя им социальное жильё.

В настоящее время в определении правового равенства не существует единства. В.С. Нерсесянц правовое равенство рассматривает как «равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех

По мнению П.Р. Магомедовой, юридическое равенство - «свойство права, основанное на началах справедливости и подтверждающее сущность права как равной меры свободы и ответственности субъектов в условиях

Следовательно, формальное равенство не зависит от индивидуальных особенностей индивида. Оно обеспечено действующим законодательством и зависит от правовой культурой человека, так как, только зная свои права, можно реализовать формальное равенство. Равенство может быть реализовано тогда, когда субъекты права окажутся в условиях, указанных в гипотезах правовых норм, то есть вступят в правоотношения.

Правоотношения, по устоявшемуся мнению, это форма реализации права, закрепленная в законодательстве.

Реализация права человеком связана с его правоспособностью и дееспособностью. Каждый человек имеет равную правоспособность, она не зависит от состояния его здоровья, но осуществить свои личные, политические и социально-экономические права индивид может при наличии дееспособности, которая может быть ограничена законом или решением суда. Люди с изменением состояния здоровья наряду со здоровыми людьми имеют право осуществлять свои права и вступать беспрепятственно в правоотношения, за исключением лиц, лишённых дееспособности. Законодатель предусматривает дополнительную правовую защиту уязвимых групп населения по состоянию здоровья.

Формальное равенство независимо от состояния здоровья - это правоспособность и равное право вступать в общественные отношения, обеспеченное законом.

Формальное равенство обеспечивает равные возможности уязвимых групп населения, что характерно для социального государства. Россия как социальное государство (ст. 7 Конституции РФ) осуществляет перераспределение экономических благ, направленное на восстановление социальной справедливости, на обеспечение достойного существования уязвимых групп населения, в том числе по признаку здоровья. Для выравнивания доходов граждан при различных заболеваниях государством предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, социальные пенсии детям-инвалидам, страховые пенсии инвалидам первой, второй и третей групп, право на ежемесячную денежную выплату инвалидам. Государство предусматривает выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями. Политика государства предусматривает льготное обеспечение населения лекарственными средствами при различных заболеваниях, высокотехнологические методы лечения больных, контролирует качество и ценообразование лекарственных препаратов. Формальное равенство

личности в обществе обеспечивается конституционным принципом равенства.

С.О. Говорун к предназначению принципа равенства прав и свобод человека и гражданина относит его способность выравнивать социальные неравенства, предотвращать конфликты в государстве и обществе [70] [71] [72] .

В.Б. Сычев верно отмечает, что равенство является системообразующим принципом права, без которого права не существует, а также то, что принцип равенства предполагает существование субъектов права, в отношении которых необходимо изменение правового статуса личности, что обусловлено их отличием от других субъектов права'.

М.Л. Давыдова подчеркивает, что правовой принцип представляет собой основополагающее правило, выражающее суть правового регулирования общественных отношений [73] .

Конституционный принцип равенства независимо от состояния здоровья человека и гражданина защищает в большей степени права и интересы нездорового населения, но государство стремится защитить права и интересы всего населения, так как каждый член государства полноправен и ценен для общества. По этой причине следует проследить взаимосвязь рассматриваемого принципа с другими принципами равенства.

Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья человека связано с равенством перед законом и судом. Нормы закона общеобязательны для всех, кто находится на территории РФ, но для защиты инвалидов и лиц с определенными изменениями состояния здоровья законодательно установлены льготы и дополнительные социальные блага, что необходимо для выравнивания их возможностей и материального положения.

Равенство независимо от состояния здоровья человека не может быть ограничено расой, национальностью, знанием или незнанием языка, поэтому данные конституционные принципы дополняют друг друга при обеспечении равенства всех членов общества.

Равенство независимо от происхождения, должностного и имущественного положения находится в тесной взаимосвязи с равенством независимо от состояния здоровья. Очевидно, чем выше социальный статус, занимаемая должность, материальное положение человека, тем больше у него возможности осуществить свои права, даже если он имеет ограниченное состояние здоровья. Например, работающее население в случае болезни имеет более широкие права в системе здравоохранения, чем неработающее: право на компенсацию налогового вычета при оплате медицинских услуг [75] [76] [77] ; право на пособие по временной нетрудоспособности, право на направление на медико-социальную экспертизу для решения вопроса инвалидности при неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе в строго установленный

срок (не позднее 4 месяцев после выдачи больничного листа) .

Сельчане чаще всего обращаются за первичной медицинской помощью в центральные районные больницы, а не по месту жительства, при этом им необходимо дополнительно осуществлять оплату за проезд. Известны случаи неоказания скорой медицинской помощи. Реализовать право на труд инвалиду в сельской местности практически невозможно, так как здесь не создаются для них рабочие места.

Равенство независимо от состояния здоровья человека и гражданина не зависит от пола. Мужчина и женщина имеют практически равные права и обязанности независимо от состояниях здоровья. Оба принципа едины в обеспечении равенства.

Анализ взаимосвязи конституционных принципов позволил определить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья реализуется в одних случаях самостоятельно от других принципов равенства (расы, национальности,

языка, религии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям), а в других случаях связан с другими принципами равенства (равенством перед законом и судом, равенством независимо от происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства). Во взаимосвязи принципов выявляются слабые стороны нормативного регулирования равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья и определяются дальнейшие направления конституционного законодательного развития. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья необходимо рассматривать как основополагающий общеправовой принцип права, выполняющий координирующие функции и

распространяющий свое действие как на конституционное право, так и на другие отрасли.

В зависимости от закрепления равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья федеральные законы можно разделить на:

а) законы, которые содержат положение о равноправии человека и гражданина независимо от состояния его здоровья;

б) законы, которые не содержат положений о равноправии человека и гражданина независимо от состояния его здоровья.

В первой группе законов среди дискриминационных признаков законодатель в одном случае закрепляет общий признак (состояние здоровья), в других случаях специальные признаки (ВИЧ инфекцию, ограниченные возможности здоровья, инвалидность).

Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина находит развитие и в уставах муниципальных образований, но в перечне дискриминационных признаков, закрепленных в уставах, состояние здоровья человека мы не обнаружили.

Право на неприкосновенность частной жизни и жилища, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы, на определение и указание своей национальной принадлежности, на пользование родным языком, на свободу совести и вероисповедания, на информацию имеют все лица независимо от состояния здоровья.

Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, на свободный выезд за пределы Российской Федерации и на беспрепятственное возвращение может быть ограничено у тяжёлых психических больных и больных заразной формой туберкулёза, но необходимо заметить, что данные ограничения возникают только при решении суда о недобровольной их госпитализации. Право на въезд в Российскую Федерацию и пребывание ограничено в ряде случаев у иностранных граждан и лиц без гражданства с заразной формой туберкулеза и (или) инфицированных ВИЧ.

Политические права граждане Российской Федерации реализуют независимо от состояния здоровья, они свободно выбирают средства массовой информации и вступают в общественные объединения, имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Активное и пассивное избирательное право граждане России реализуют независимо от состояния здоровья, за исключением недееспособных граждан. Право на обращение в органы государственной власти использует, в первую очередь, население с изменением состояния здоровья для использования законодательно предусмотренных для них льгот и прав.

Социально-экономические права в Российской Федерации в связи с состоянием здоровья человека реализуются в обществе двойственно. C одной стороны, право частной собственности, включая право владения, пользования и распоряжения имуществом, право на медицинскую помощь и образование, право на труд принадлежит каждому независимо от состояния здоровья. C другой стороны, право на социальное обеспеченье возникает именно в случае изменения состояния здоровья: пособия по беременности и родам, социальные пособия инвалидам, бесплатное и льготное обеспечение лекарственными препаратами различных групп населения. Но как мы отметили ранее, позитивная дискриминация не является нарушением конституционного принципа равенства.

Таким образом, в содержание конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в РФ включены все группы прав.

Равенство прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации охраняется законом. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [86] в ст. 5.62 относит нарушение прав и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его признаков к административным правонарушениям, посягающим на права граждан, что влечет наложение административных штрафов. Уголовный Кодекс Российской Федерации в ст. 136 относит дискриминацию к числу преступлений, направленных против конституционных прав и свобод человека и гражданина, и предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до 5 лет.

Таким образом, конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья - ключевой принцип в национальном законодательстве РФ, который применяется в регулировании различных прав человека для широкого круга населения страны. Однако закрепление равенства прав человека и гражданина по признаку состояния здоровья пока еще не получило приоритетного направления в законодательстве РФ.

Бесспорно, закрепление в п. 2 ст. 19 Конституции РФ равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья позволило бы запустить мощный системообразующий механизм обеспечения равенства личности по признаку здоровья. В случае пересмотра главы 2 Конституции РФ предлагаем в и. 2 ст. 19 включить еще один признак - состояние здоровья и запретить ограничения прав граждан по ограниченным возможностям здоровья.

Принцип равенства, или иначе принцип недискриминации, является одним из наиболее значимых правовых принципов (основных правовых положений). Под равенством понимается право участников общественных отношений на равные правовые условия, равные критерии оценки их поведения, равное отношение правоприменительных органов и суда.

Субъектам правовых отношений не может оказываться какое-либо преимущество, вытекающее из их пола, расовой или национальной принадлежности, имущественного или должностного положения; вероисповедания и участия в общественно-политической деятельности.

В настоящее время принцип равенства закреплен в следующих актах:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 1);
  • Международный пакт о гражданских и политических По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Международный договор. подробнее правах 1966 г. (ст. 14, 26);
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 14);
  • Конституция РФ (ст. 19).

Содержанием правового равенства являются:

  • формально-юридическое равенство;
  • равноправие;
  • равная защита участников общественных отношений.

Принцип правового равенства не исключает дифференцированного правового регулирования, т. е. установления различных норм в отношении определенных групп субъектов. Такое регулирование может как ухудшать положение участников общественных отношений (например, правоограничения, вызванные фактом судимости), так и улучшать его (разнообразные льготы и привилегии, например для многодетных семей).

Разновидности равенства в праве

  1. Фактическое равенство. Оно предполагает, что субъекты правовых отношений действительно равны, т. е. имеют равные возможности реализовать свои права и исполнить обязанности независимо от каких-либо обстоятельств. Фактическое равенство, однако, представляется утопичной категорией, поскольку не учитывает естественных, природных различий между людьми, экономических и региональных различий между организациями и предприятиями.
  2. Формальное (юридическое) равенство. Эта разновидность равенства – равенство лишь по форме, которое проявляется в том, что с фактически находящимися в различных условиях субъектами обращаются, как с равными. Антиподом формального равенства выступают, с одной стороны, дискриминация, а с другой – произвол.

Готовые работы на аналогичную тему

Равенство как принцип гражданского права

Равенство участников гражданских отношений наряду с неприкосновенностью собственности, свободой договора, беспрепятственным осуществлением гражданских прав является основным началом гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

При этом в науке гражданского права равенство может быть рассмотрено:

  • с гносеологических позиций – как закрепленная в ГК РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Суды РФ подробнее идея, определяющая специфику гражданско-правового регулирования;
  • с онтологических позиций – как объективный социальный фактор, лежащий в основе формирования частного права в целом и гражданского права в частности.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений нашел применение в:

  • правотворчестве в сфере гражданских правоотношений;
  • установлении ограничений гражданских прав;
  • применении норм гражданского права судом и иными органами власти;
  • осуществлении гражданских прав и обязанностей конкретных субъектов.

Регулируя правовое положение участников гражданских отношений, принцип равенства устанавливает правоспособность как универсальное правовое состояние и определяет правовое положение субъектов конкретного гражданского отношения.

Функции принципа равенства участников гражданских правоотношений

В цивилистической науке выделяют следующие направления воздействия принципа равенства:

Равенство перед законом, равноправие — важнейший принцип демократии и классического либерализма согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа обычно называется дискриминацией.

Равноправие делает акцент на правах человека и их ограничениях. Предметом особого внимания является законодательная защита прав и равный доступ всех граждан к правовой системе.

Равенство перед законом включает одинаковую обязанность граждан соблюдать закон и равное отношение правоохранительных органов к различным нарушителям одних и тех же норм. Последнее тесно связано с принципом верховенства права, покольку требует, чтобы законы в равной степени относились к тем, кто их издаёт и кто обладает верховной властью [1] . Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан [2] .

Содержание

Обобщённость правовых норм

Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы [3] . Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации [4] .

Равный доступ к правовой системе

В силу социального неравенства, некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела [1] . Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.

В мире

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

В России

В Российской Федерации равенство перед законом декларируется в 19 статье Конституции:

  • 1. Все равны перед законом и судом.
  • 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  • 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Источники

См. также

  • Право
  • Права человека
  • Политические теории
  • Либерализм
  • Политическая философия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Равенство перед законом" в других словарях:

Равенство перед законом и судом — (англ. equality before the law and court) в РФ общеправовой принцип, установленный в ст. 19 Конституции РФ*, согласно которому все равны перед законом и судом. Право, закон выступает в качестве равной для всех меры человеческого поведения,… … Энциклопедия права

Равенство перед законом и судом — (англ. equality before the law and court) в РФ общеправовой принцип, установленный в ст. 19 Конституции РФ*, согласно которому все равны перед законом и судом. Право, закон выступает в качестве равной для всех меры человеческого поведения,… … Большой юридический словарь

Равенство всех перед законом и арбитражным судом — правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

РАВЕНСТВО ГРАЖДАН ПЕРЕД ЗАКОНОМ — один из принципов уголовного законодательства (ст. 4 УК РФ). Означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и… … Юридический словарь

РАВЕНСТВО ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ — общеправовой принцип демократического государства, исключающий существование особых законов и судов для привилегированных сословий и социальных групп. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед… … Энциклопедия юриста

равенство граждан перед законом — один из принципов уголовного законодательства (ст. 4 УК РФ). Означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и… … Большой юридический словарь

Равенство всех перед законом и судом — принцип гражданского процессуального права, согласно которому правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и… … Большой юридический словарь

Равенство всех перед законом и судом — конституционный принцип гражданского процессуального права, в соответствии с которым правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка,… … Правоведение: глоссарий

Равенство в политике — Р. как политический принцип играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Равенство как политический принцип — играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία ) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В. Т. Кабышев пишет, что конституционное понятие равенства есть конституционный принцип социального равенства, выражающий социальные связи человека в Российском государстве. Данный принцип сопрягается с категорией социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Равенство не следует понимать как преодоление существующих между людьми естественных различий, как унификацию их потребностей, вкусов и способностей. Равенство состоит в равной возможности людей трудиться, развивать свои способности и получать за свой труд справедливое вознаграждение, в равной доступности участвовать в решении хозяйственных и общественных дел. Вместе с тем всегда будет иметь место разное использование равных юридических способностей, талантов, трудолюбия и других качеств, определяющих ценность личности.

Конституционное понятие равноправия есть равное положение всех перед законом. Равенство закрепляется, прежде всего, в законах и означает, что каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами возможности, что из закона для него вытекают равные права и равные обязанности, и что осуществление прав и обязанностей обеспечивается ему на равных условиях. Из этого понимания равенства вытекает, что никто из членов общества не может ни иметь, ни добиваться для себя каких-либо преимуществ и привилегий, никто не может освобождаться от несения установленных по закону обязанностей.

В юридической литературе справедливо отмечается, что на практике встречаются нарушения принципа равноправия в результате противоречий между законом и подзаконным актом. Наиболее яркий пример подобного противоречия – введения моратория на применение смертной казни. Здесь имеет место двойное нарушение. Вместо того чтобы внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, официально закрепив в нем в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод отказ от применения смертной казни в мирное время, Президент Б. Н. Ельцин неопубликованным указом ввел в России мораторий на ее применение. Таким образом, прокурор, руководствуясь действующим Уголовным кодексом, в ряде случаев требует применения смертной казни в отношении конкретных подсудимых, а судьи оказываются перед дилеммой: руководствоваться Кодексом или названным указом. В силу этого возникает проблема обеспечения равенства прав перед законом и судом для отдельных подсудимых.[43]

Равенство всех перед судом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации) означает, что стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций и не существует каких-либо субъектов права, чьи действия или бездействия не могли бы быть оспорены в суде; государство гарантирует справедливое и беспристрастное рассмотрение дела на основании закона.

Равенство перед судом имеет различные аспекты:

– равноправие всех участников спора о праве (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации);

– признание авторитета и юрисдикции суда как арбитра в правовых спорах (ст.118 Конституции Российской Федерации);

– гарантия равной (одинаковой) для всех судебной защиты прав и свобод (ст. 18, 19, 45, 46 Конституции Российской Федерации);

– рассмотрение дела в одном и том же порядке, на основании одинаковых процессуальных правил (ст. 123 Конституции Российской Федерации);

– важнейшее проявление правового сознания и нравственный императив судей, присяжных и арбитражных заседателей, других правоприменителей.[45]

Неравенство перед законом и судом проявляется в неравенстве юридической ответственности. Примером здесь может служить правовая неприкосновенность отдельных категорий лиц (депутатов, судей). Такая неприкосновенность, с одной стороны, создает чувство безопасности, уверенности у этих лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей. Но с другой стороны, если возобладает тенденция увеличения числа лиц, обладающих иммунитетом от уголовной и административной ответственности, начнет терять смысл принцип равенства граждан перед законом и судом. Так, попытки органов прокуратуры получить согласие на возбуждение уголовного дела против депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заканчиваются, как правило, безуспешно.

Поэтому, во-первых, необходимо сократить круг лиц, обладающих подобным иммунитетом, во-вторых, нужно ограничить правовую неприкосновенность должностных лиц – она должна распространяться только на их служебную деятельность. За поступки в частной жизни они должны отвечать, как все граждане России.[46]

Равноправие граждан заключается в равенстве их прав и обязанностей независимо от имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Применительно к равенству прав и обязанностей граждан независимо от имущественного и должностного положения следует оговориться, что должностное положение нередко искажает идею равноправия, поскольку чиновники высшего и среднего ранга могут использовать свое должностное положение в узколичных интересах. Необходимость отделить реализацию должностных полномочий, обусловленных потребностями службы, от удовлетворения личных интересов – дело порой непростое и нелегкое. Поэтому безупречное равноправие в этих случаях – лишь идеал.[47]

Равноправие также состоит в правовом равенстве женщины с мужчиной.

На достижение равноправия женщины с мужчиной направлен ряд международных актов. Так, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. обязала все государства-участники:

A) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

Б) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

B) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

Г) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

Д) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

Е) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

Конвенция о политических правах женщин от 31 марта 1953 г. закрепила права женщин: голосовать на всех выборах, на равных условиях с мужчинами, без какой-либо дискриминации; занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом.

К сожалению, с реализацией данной нормы много проблем. Доля женщин среди безработных составляет до 70 % в сельской местности и до 80 % – в городской. Работодатели отказываются считаться с семейным положением женщин, отказывают в приеме на работу под надуманными предлогами. Доказать в суде факт дискриминации по признаку пола при найме на работу, равно как и при увольнении, практически невозможно. Не оспариваются прокуратурой, женскими и правозащитными организациями отдельные договоры найма на работу под условием, что женщина не будет иметь детей.

Низка доля женщин среди депутатов законодательных органов государственной власти и на руководящих постах в исполнительных органах государственной власти как на федеральном, так и регионально-республиканском уровне.

Испанский закон об обеспечении реального равноправия мужчин и женщин предусмотрел, что все испанские предприятия с численностью занятых более 250 человек отныне обязаны разработать планы обеспечения равноправия всех работников независимо от их тендерной принадлежности, а через восемь лет в руководстве всех этих предприятий должно быть не менее 40 % женщин. Уже на ближайших муниципальных выборах в населенных пунктах с численностью населения свыше 5000 человек и на выборах в руководящие органы автономных областей все политические партии должны будут представить списки кандидатов, в которых не менее 40 % мест будет отдано женщинам.[50]

Принцип равенства предполагает правовое равенство граждан, принадлежащих к любой национальности или расе. Можно выделить два способа обеспечения правового равенства граждан, независимо от национальности и расы:

1) обеспечение прав граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам наравне с другими гражданами государства;

2) закрепление специальных прав для коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.[51]

Конституция и все российское законодательство в целом обеспечивают для граждан различных национальностей равные юридические возможности пользоваться родным языком в государственных и общественных организациях, обучать детей на родном языке, публиковать печатные издания, вести передачи по радио и телевидению на национальном языке. Национальное равноправие граждан Российской Федерации выражается также в их праве развивать национальную культуру, быть представленными во всех государственных органах. Конституция Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Вместе с тем Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в своем докладе за 2006 г. отмечал нарастание в России националистических и ксенофобских настроений. Участились случаи насилия и массовых столкновений на почве расовой, национальной или религиозной нетерпимости. Активизировалась шовинистическая пропаганда.

Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодатель­ных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
“1. Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положе­ний, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, долж­ностным лицам и гражданам. При этом имеются в виду не только пре­доставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, воз­можность применения и реальное применение ответственности в со­ответствии с теми законодательными актами, которые регламентиру­ют осуществление правосудия.

Равенство перед судом не отличается существенно от по­нятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто пред­стает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальны­ми правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, неза­висимо от своего происхождения, социального, должностного и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроиз­водства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, дол­жны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (ска­жем, имущественного достатка или бедности, профессии или занима­емой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности су­допроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам . Но эти осо­бенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на воен­ной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не граж­данскими, а военными судами . Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, зак­репленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это приня­то во многих демократических странах мира, российское законодатель­ство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответ­ственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законода­тельных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвер­гнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предус­мотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответству­ющей палатой Федерального Собрания”.

Эти конституционные положения существенно уточняются и до­полняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.

Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст. 13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.

Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной. Она отражает стремле­ние иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма ост­рых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение по­стольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни. Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Представление о том, какие конкретно изъятия из конституцион­ного принципа равенства всех перед законом и судом предусматрива­ются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, напри­мер, со следующими актами:

  • ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
  • ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
  • ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.; Закона о статусе судей; Закона о прокуратуре;
  • ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безо­пасности” от 3 апреля 1995 г.;
  • ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Россий­ской Федерации" от 11 января 1995 г.;
  • ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
  • ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февра­ля 1997 г.
  • ст. 447-452 УПК;
  • ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Читайте также: