Может ли субъект рф или муниципальное образование зарегистрировать право собственности

Обновлено: 19.05.2024

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  1. Субъекты права собственности
  2. Формы (виды) права собственности
  3. Иные виды права собственности

В п. 1 ст. 212 ГК РФ перечисляются основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации. Вслед за ст. 8 Конституции в ней называются частная, государственная и муниципальная.

Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Субъектом права собственности может выступать практически любой субъект гражданских правоотношений: от государства до частных лиц. Ограничения в части приобретения права собственности могут быть установлены в отношении отдельных категорий субъектов при наличии достаточных оснований.

1. Субъекты права собственности

Субъектами права собственности могут выступать:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • Российская Федерация;
  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципальные образования.

Субъектов права собственности можно разделить:

  • на частных (граждане и юридические лица) и публичных (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). При этом действует правило: все то, что не отнесено к публичной собственности, является частной;
  • на естественных - граждан и искусственных - созданных гражданами. К последним относятся юридические лица и публичные образования;
  • на российских, иностранных и международных. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • по полной и ограниченной возможности участия в гражданском обороте. Граждане обладают такой возможностью тогда, когда становятся дееспособными, т.е. по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ), либо до достижения данного возраста, но в соответствии с законом вступившие в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ), либо эмансипированные (ст. 27 ГК РФ). Как правило, юридические лица обладают общей правоспособностью с момента государственной регистрации.

ГК РФ формулирует единое для всех субъектов понятие права собственности и наделяет их равными правомочиями. Реализуя, таким образом, принцип равенства субъектов, закон предоставляет им и равную степень защиты (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Вместе с тем, ограничения в части приобретения права собственности могут быть установлены в отношении отдельных категорий субъектов. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (объекты водоснабжения, дороги и т.д.). Закон также устанавливает особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, специфику владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, в собственности какого субъекта - гражданина, юридического лица, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования - оно находится.

Таким образом, в зависимости от субъекта закон определяет правовой режим использования собственником своих правомочий. Этот же критерий лежит в основе выделения форм собственности.

2. Формы (виды) права собственности

В ст. 212 ГК РФ представлено деление видов собственности по субъекту, т.е. в зависимости от того, кому она принадлежит. Иными словами, форма собственности определяется кругом и характером управомоченных субъектов. Различают следующие формы собственности:

1) частную собственность - собственность граждан и юридических лиц;
2) государственную собственность;
3) муниципальную собственность;
4) иные формы собственности.

Следует отметить, что понятия "формы права собственности" и "виды права собственности" как правило, отождествляются.

В собственности граждан и юридических лиц в силу закона может находиться любое имущество, количество и стоимость которого не ограничиваются. Исключение составляют отдельные виды имущества, которые в соответствии с законом не могут принадлежать частным лицам (п. 1 ст. 213 ГК РФ).

Частная собственность, т.е. собственность граждан и юридических лиц, в равной степени может быть как индивидуальной, так и коллективной (общей).

Частная собственность физических лиц. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане, призвана обслуживать исключительно их интересы. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам (ст. ст. 24, 25 ГК РФ). При этом на отдельные виды его имущества, перечень которых приведен в статье 446 ГПК РФ, взыскание обращено быть не может. В случае смерти собственника - физического лица принадлежавшее ему на праве собственности имущество переходит в порядке наследования к наследникам по закону или завещанию.

Частная собственность юридических лиц. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ). То есть, сам факт образования организации свидетельствует о том, что она наделяется участниками определенным имуществом. Исключение из данного правила составляют государственные и муниципальные предприятия и учреждения, для которых собственниками передаваемого имущества остается государство, субъект РФ или муниципальное образование. Указанным субъектам в большинстве случаев имущество передается на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

После прекращения деятельности юридического лица оставшееся имущество подлежит распределению между ее участниками пропорционально их долям.

Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества, которое используется такими субъектами исключительно для достижения целей, указанных в учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК РФ). Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации общественной или религиозной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в соответствии с целями, для которых она была учреждена.

Государственная собственность подразделяется на два уровня: 1) федеральная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации; 2) региональная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст. 214 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Государство осуществляет свои полномочия через систему органов государственной власти, каждый из которых наделяется собственной компетенцией. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным предприятиям и учреждениям. Имущество, составляющее государственную собственность, может быть передано иным юридическим лицам, например, на праве аренды, причем в большинстве случаев речь идет о долгосрочной аренде, позволяющей одновременно передать и обязанность несения всех расходов.

Государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Муниципальная собственность включает в себя объекты, принадлежащие: 1) городским поселениям; 2) сельским поселениям; 3) иным муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). Муниципальная собственность включает в себя как движимое, так и недвижимое имущество и принадлежит муниципальному образованию, а правомочия осуществляются соответствующими органами местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено во владение, пользование и распоряжение за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, субъектами права муниципальной собственности могут выступать все органы муниципального образования, которыми являются представительный и исполнительный орган.

Иные формы собственности. Понятие "иные формы собственности", хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК РФ не раскрывается. Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

3. Иные виды права собственности

В зависимости об объектного содержания в праве собственности можно выделить право собственности:

  • на землю и иные природные ресурсы (земельная собственность, лесная собственность и т.д.); (жилищная, коммунальная собственность); , строения, сооружения;
  • имущественные комплексы (предприятия); имущественные объекты;
  • интеллектуальные объекты и т.п.

Также ученые указывают, что в теории, исходя из различных оснований и научных целей, право собственности можно классифицировать на несколько видов и подвидов. Критериями такой классификации могут служить:

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  1. Субъекты права собственности
  2. Формы (виды) права собственности
  3. Иные виды права собственности

В п. 1 ст. 212 ГК РФ перечисляются основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации. Вслед за ст. 8 Конституции в ней называются частная, государственная и муниципальная.

Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Субъектом права собственности может выступать практически любой субъект гражданских правоотношений: от государства до частных лиц. Ограничения в части приобретения права собственности могут быть установлены в отношении отдельных категорий субъектов при наличии достаточных оснований.

1. Субъекты права собственности

Субъектами права собственности могут выступать:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • Российская Федерация;
  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципальные образования.

Субъектов права собственности можно разделить:

  • на частных (граждане и юридические лица) и публичных (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). При этом действует правило: все то, что не отнесено к публичной собственности, является частной;
  • на естественных - граждан и искусственных - созданных гражданами. К последним относятся юридические лица и публичные образования;
  • на российских, иностранных и международных. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • по полной и ограниченной возможности участия в гражданском обороте. Граждане обладают такой возможностью тогда, когда становятся дееспособными, т.е. по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ), либо до достижения данного возраста, но в соответствии с законом вступившие в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ), либо эмансипированные (ст. 27 ГК РФ). Как правило, юридические лица обладают общей правоспособностью с момента государственной регистрации.

ГК РФ формулирует единое для всех субъектов понятие права собственности и наделяет их равными правомочиями. Реализуя, таким образом, принцип равенства субъектов, закон предоставляет им и равную степень защиты (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Вместе с тем, ограничения в части приобретения права собственности могут быть установлены в отношении отдельных категорий субъектов. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (объекты водоснабжения, дороги и т.д.). Закон также устанавливает особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, специфику владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, в собственности какого субъекта - гражданина, юридического лица, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования - оно находится.

Таким образом, в зависимости от субъекта закон определяет правовой режим использования собственником своих правомочий. Этот же критерий лежит в основе выделения форм собственности.

2. Формы (виды) права собственности

В ст. 212 ГК РФ представлено деление видов собственности по субъекту, т.е. в зависимости от того, кому она принадлежит. Иными словами, форма собственности определяется кругом и характером управомоченных субъектов. Различают следующие формы собственности:

1) частную собственность - собственность граждан и юридических лиц;
2) государственную собственность;
3) муниципальную собственность;
4) иные формы собственности.

Следует отметить, что понятия "формы права собственности" и "виды права собственности" как правило, отождествляются.

В собственности граждан и юридических лиц в силу закона может находиться любое имущество, количество и стоимость которого не ограничиваются. Исключение составляют отдельные виды имущества, которые в соответствии с законом не могут принадлежать частным лицам (п. 1 ст. 213 ГК РФ).

Частная собственность, т.е. собственность граждан и юридических лиц, в равной степени может быть как индивидуальной, так и коллективной (общей).

Частная собственность физических лиц. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане, призвана обслуживать исключительно их интересы. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам (ст. ст. 24, 25 ГК РФ). При этом на отдельные виды его имущества, перечень которых приведен в статье 446 ГПК РФ, взыскание обращено быть не может. В случае смерти собственника - физического лица принадлежавшее ему на праве собственности имущество переходит в порядке наследования к наследникам по закону или завещанию.

Частная собственность юридических лиц. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ). То есть, сам факт образования организации свидетельствует о том, что она наделяется участниками определенным имуществом. Исключение из данного правила составляют государственные и муниципальные предприятия и учреждения, для которых собственниками передаваемого имущества остается государство, субъект РФ или муниципальное образование. Указанным субъектам в большинстве случаев имущество передается на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

После прекращения деятельности юридического лица оставшееся имущество подлежит распределению между ее участниками пропорционально их долям.

Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества, которое используется такими субъектами исключительно для достижения целей, указанных в учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК РФ). Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации общественной или религиозной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в соответствии с целями, для которых она была учреждена.

Государственная собственность подразделяется на два уровня: 1) федеральная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации; 2) региональная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст. 214 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Государство осуществляет свои полномочия через систему органов государственной власти, каждый из которых наделяется собственной компетенцией. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным предприятиям и учреждениям. Имущество, составляющее государственную собственность, может быть передано иным юридическим лицам, например, на праве аренды, причем в большинстве случаев речь идет о долгосрочной аренде, позволяющей одновременно передать и обязанность несения всех расходов.

Государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Муниципальная собственность включает в себя объекты, принадлежащие: 1) городским поселениям; 2) сельским поселениям; 3) иным муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). Муниципальная собственность включает в себя как движимое, так и недвижимое имущество и принадлежит муниципальному образованию, а правомочия осуществляются соответствующими органами местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено во владение, пользование и распоряжение за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, субъектами права муниципальной собственности могут выступать все органы муниципального образования, которыми являются представительный и исполнительный орган.

Иные формы собственности. Понятие "иные формы собственности", хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК РФ не раскрывается. Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.

3. Иные виды права собственности

В зависимости об объектного содержания в праве собственности можно выделить право собственности:

  • на землю и иные природные ресурсы (земельная собственность, лесная собственность и т.д.); (жилищная, коммунальная собственность); , строения, сооружения;
  • имущественные комплексы (предприятия); имущественные объекты;
  • интеллектуальные объекты и т.п.

Также ученые указывают, что в теории, исходя из различных оснований и научных целей, право собственности можно классифицировать на несколько видов и подвидов. Критериями такой классификации могут служить:


Амурские прокуроры защитили жилищные права более 300 сирот

Где-то детям, оставшимся без родителей, выделяли непригодные квартиры, а где-то и вовсе отказы.


Прокуратура в судебном порядке восстановила жилищные права сироты

Бывшая воспитанница детского дома Екатерина Манжуло обратилась в прокуратуру района имени Лазо Хабар.


Кого петербуржцы обязаны пускать в квартиру

Коммунальщики пошли по домам с проверками ПРАВО ИМЕЕМ Прописная истина: мой дом – моя крепость. П.

Амурские прокуроры защитили жилищные права более 300 сирот

Прокуратура в судебном порядке восстановила жилищные права сироты

Кого петербуржцы обязаны пускать в квартиру

Главное меню

Это интересно

Один из самых ранее прибыльных сегментов экономики в Украине под влиянием мирового финансового кризиса постепенно сдает позиции. По данным Госкомстата.

Насколько выгодно брать кредит под залог своей квартиры для покупки автомобиля, дачи или для открытия собственного бизнеса? Риски такого кредитования.

Главная Общие положения о государственной регистрации Право собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Право собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Имущественной основой деятельности публично-правовых образований является государственная и муниципальная собственность (ст. 214, 215 ГК). Обратим внимание, что государственная и муниципальная собственность, строго говоря, являются не особыми видами права собственности, а формами собственности, предусмотренными Конституцией. Как установлено ст. 214 ГК, государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут участвовать в имущественном обороте на равных началах с гражданами и юридическими лицами и приобретать права по общим основаниям. Особым способом приобретения права собственности публичными образованиями является разграничение (перераспределение) государственного и муниципального имущества.
Разграничение государственной и муниципальной собственности. Пунктом 5 ст. 214 ГК предусмотрено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в определенном законом порядке. Существует ряд правовых актов, регулирующих порядок отнесения (разграничения, перераспределения) публичного имущества к различным формам собственности.
В первую очередь это постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (в ред. от 21.07.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1). Данное Постановление определяет:
- объекты, которые относятся к федеральной собственности (Приложение 1 указанного Постановления);

  1. объекты, которые могут быть переданы в собственность субъектов РФ и муниципальных образований (Приложение 2);
  2. объекты, относящиеся к муниципальной собственности (Приложение 3).

Постановлением N 3020-1 также установлено, что объекты, не поименованные в
Приложениях 1-3, передаются в собственность субъектов РФ на основании предложений их органов представительной власти.
Постановление N 3020-1 не распространяется на земельные участки, недра, лесной и водный фонды. Основу разграничения определяют следующие критерии.

  1. Назначение объекта. Например, объект инженерной инфраструктуры города или объект жилищного фонда, находящийся в ведении местного Совета народных депутатов, подлежал отнесению к муниципальной собственности. По данному критерию разграничению подлежало только то имущество, которое существовало на момент принятия Постановления N 3020-1.
  2. Принадлежность объекта определенному предприятию. Например, предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации подлежали отнесению к федеральной собственности. Следовательно, все объекты, существовавшие на момент принятия постановления или приобретенные указанными предприятиями на законных основаниях, являлись федеральной собственностью.

Постановлением N 3020-1 было установлено, что право собственности субъектов РФ на имущество, отнесенное к государственной собственности или переданное из федеральной собственности, возникает с момента принятия постановления Правительства РФ о передаче. Если постановление не было принято в течение трех месяцев со дня регистрации в Мингосимуществе РФ представленных субъектом РФ перечней, то право возникало с момента принятия решения Верховного Совета народных депутатов данного субъекта о принятии объектов в собственность. Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-РП было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. После разграничения имущество в соответствии с составленными перечнями подлежало пообъектной регистрации в реестрах федеральной, государственной и муниципальной собственности, которые являются документами, подтверждающими права публичных собственников. Ведение реестров осуществляется соответствующим органом (комитетом) по управлению имуществом. В качестве оснований для внесения изменений в реестр публичной собственности указаны, например, постановления Правительства РФ, решения вышестоящих комитетов по управлению имуществом. Соответственно данные акты являются основанием для государственной регистрации прав.
Таким образом, Постановлением N 3020-1 было установлено, что Российская Федерация является собственником существующих государственных объектов недвижимого имущества, а субъект РФ или муниципальное образование приобретает право собственности на те объекты, которые в соответствии с установленной процедурой переданы Российской Федерацией в собственность соответственно субъекта РФ или муниципального образования.
Как было указано в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1 , 2 и 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Как указано в п. 36 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Таким образом, для недвижимого имущества, существовавшего по состоянию на 27 декабря 1991 г. и приобретенного в результате разграничения государственной собственности, правоустанавливающими документами являются:

и (или) до внесения сведений в реестр;

  1. утвержденный представительным органом власти муниципального образования перечень (выписка из перечня для конкретного объекта) недвижимости в соответствии с приложением 3 и решение уполномоченного органа по управлению имуществом субъекта РФ.

Положение об учете федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества". Форма выписки из реестра федерального имущества утверждена приказом Минэкономразвития России от 11.09.2007 N 30.
Земля подлежала разграничению в соответствии со специальным Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"*(72). Как было установлено ст. 2 данного Закона, основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований являлись постановления Правительства РФ об утверждении соответствующих перечней земельных участков.
Передача имущества из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. В настоящее время такая передача регламентирована федеральными законами. Так, ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определены:

  1. состав имущества, которое может находиться в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования;
  2. порядок передачи имущества из одной формы собственности в другую.

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374*(74) определен перечень
документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.
Уполномоченные государственные и муниципальные органы принимают решения о передаче имущества из одной формы собственности в другую. Право собственности на данное имущество возникает не с момента государственной регистрации, а с даты, устанавливаемой указанными решениями (ч. 11 ст. 154 Закона).
Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ч. 11.1 ст. 154) также регламентировано разграничение муниципального имущества между существовавшими муниципальными образованиями и образованиями, вновь созданными в соответствии с Законом о местном самоуправлении. Между городскими и сельскими поселениями, городскими округами, муниципальными районами муниципальная собственность разграничивается законами субъектов РФ. Право муниципальной собственности в этом случае возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта РФ.
Как установлено ГК к публично-правовым образованиям применяются нормы ГК об участии в имущественном обороте юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов. Поскольку Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен порядок передачи государственного и муниципального имущества, представляется, что между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями не могут заключаться гражданско-правовые сделки.
Приобретение имущества по гражданско-правовым основаниям. Согласно п. 1 ст. 124 ГК публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Это означает, что:

  1. правоотношение возникает на основании договора, а не властного предписания (акта) государственного или муниципального органа;
  2. изменение, расторжение договора осуществляется по соглашению сторон, а не на основе одностороннего волеизъявления органа;
  3. возможные споры в связи с заключением, исполнением договора рассматриваются в судебном, а не в административном порядке;
  4. государственное или муниципальное образование несет предусмотренную гражданским законодательством ответственность за нарушение обязательств;
  5. государство, муниципальные образования не имеют каких-либо преимуществ, привилегий по сравнению с другими субъектами гражданского права (по срокам исковой давности, возможности виндикации имущества и др.).

Для имущества, приобретенного публичным образованием в имущественном обороте, правоустанавливающими документами являются: договоры, свидетельства о наследстве, решения суда и др.
Если недвижимое имущество было приобретено в государственную (муниципальную) собственность после 31 января 1998 г., то такое право подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРП. Только после регистрации права собственности возможно распоряжение таким имуществом, в том числе передача (закрепление) в хозяйственное ведение или оперативное управление, приватизация и пр.
Особым, "опосредованным" способом приобретения права государственной и муниципальной собственности является его приобретение другими участниками имущественного оборота - государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии писем Минэкономразвития России от 27.03.2017 N Д23и-1631, от 27.04.2017 N Д23и-2383 по вопросам: возможности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты, как различного рода площадки, футбольное поле; государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 марта 2017 г. N Д23и-1631

Департамент недвижимости Минэкономразвития России в связи с обращением по вопросу возможности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты недвижимого имущества, как различного рода площадки, футбольное поле (далее - площадки), сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Более четких количественных и качественных характеристик таких объектов, как сооружения, а также иных критериев, позволяющих отнести их к объектам недвижимого имущества, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества, действующее законодательство не содержит.

По мнению Департамента недвижимости, при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации на площадки следует учитывать следующее.

Исходя из положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Согласно статье 55 ГрК РФ удостоверение выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, сооружение должно создаваться с соблюдением ряда условий - наличие земельного участка, предоставленного в установленном порядке, и разрешенное использование которого допускает строительство на нем данного объекта, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

По мнению Департамента недвижимости, установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, осуществляет кадастровый инженер при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями действующего законодательства.

Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Учитывая изложенное, вопрос отнесения площадок к объектам недвижимости должен рассматриваться на стадии получения разрешительной документации, а также при проведении кадастровых работ.

Вместе с тем, следует принимать во внимание позицию судов, в соответствии с которой вопрос отнесения подобных объектов к объектам недвижимости рассматривается не только исходя из качественных характеристик объекта, но и исходя из оснований возникновения прав на такие объекты (см. например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 305-ЭС15-12931).

Дополнительно обращаем внимание, что Концепцией изменений федерального законодательства, направленных на создание правового режима единого объекта недвижимости, разработанной на основании поручений Правительства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N ИШ-П13-5910, от 4 апреля 2016 г. N ИШ-П13-1858, предусматривается совершенствование оснований отнесения объектов к недвижимому имуществу, в том числе уточнение понятия недвижимости двумя дополнительными признаками: признания за вещью самостоятельного хозяйственного значения и обязательным кадастровым учетом вещи в качестве объекта недвижимости.

Врио директора
Департамента недвижимости
В.А.СПИРЕНКОВ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 апреля 2017 г. N Д23и-2383

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение по вопросу осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Отмечаем также, что решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

На основании пункта 6 раздела IV приложения 1 к постановлению 3020-1 предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно статье 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.

В этой связи, по мнению Департамента недвижимости, постановление N 3020-1 может являться основанием для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов, указанных в названном постановлении, которые были созданы до вступления в силу постановления N 3020-1.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такие объекты недвижимого имущества необходимо представление выписки из реестра федерального имущества, содержащей сведения о документе-основании возникновения права собственности Российской Федерации - постановлении N 3020-1.

В качестве документа, подтверждающего принадлежность объектов недвижимости к объектам связи (если из наименования объекта указанное не следует) полагаем возможным представление соответствующих документов, подтверждающих использование данных объектов по целевому назначению, представлены, например, письма органов местного самоуправления, подтверждающие размещение (использование в целях организации услуг почтовой связи) в таких объектах недвижимости организаций почтовой связи или используемых такой организацией объектов недвижимости в соответствующих целях.

При этом истребование документов, подтверждающих ведомственную принадлежность объектов, а также документов, послуживших основанием для включения указанных объектов в реестр федерального имущества, по мнению Департамента недвижимости, в ряде случаев является избыточным.

Врио директора
Департамента недвижимости
В.А.СПИРЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:

Читайте также: