Может ли муп арендовать имущество

Обновлено: 16.05.2024

Частая практика злоупотреблений со стороны муниципальных образований: вместо того, чтобы надлежащим образом оформить передачу имущество унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, фактическая передача или не оформляется, с целью сохранение имущества от требований кредиторов, которые могут быть предъявлены в ходе исполнительного производства или банкротства.

Судебная практика исходит из того, что право хозяйственного ведения возникает уже из самого факта передачи имущества унитарному предприятию, несмотря на отсутствие предусмотренной ст. 131 ГК РФ государственной регистрации вещного права на недвижимое имущество.

АС Волго-Вятского округа:

- Постановление от 25.10.2019 по делу № А82-26251/2018:

"Следовательно, действующим законодательством предусмотрено право учредителя унитарного предприятия наделить последнее имуществом, в том числе на праве хозяйственного ведения, но при этом не установлено сроков совершения действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения и наступления определенных правовых последствий для субъектов их не совершивших, отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятия на переданное ему имущество не влечет признания этого права отсутствующим при наличии самого факта передачи имущества. Определяющим при установлении момента возникновения законного права владения имуществом на праве хозяйственного ведения по смыслу изложенных норм является факт передачи имущества предприятию";

- Постановление от 19.09.2019 по делу № А82-22083/2018: дословно аналогичный вывод;

- постановления от 15.02.2019 по делам №№ А39-9754/2017 и А39-9755/2017:

"Ссылки заявителя на отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации, а также права хозяйственного ведения Предприятия на спорный объект, не принимается во внимание, так как по правилам пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества".

АС Поволжского округа:

- Постановление от 24.07.2018 по делу № А65-21515/2017:

"В указанных судебных актах суд также признал несостоятельными доводы ответчиков о том, что у МУП "Экоресурс" право хозяйственного ведения на вышеуказанные пять объектов недвижимости не возникло, поскольку отсутствует регистрация права хозяйственного ведения за МУП "Экоресурс";

- Постановление от 18.02.2016 по делу № А57-21347/2012:

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает в силу статьи 299 ГК РФ у этого предприятия с момента передачи имущества. При этом под передачей следует понимать вручение соответствующего имущества приобретателю. Согласно статье 224 ГК РФ имущество считается врученным с момента его фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица".

АС Уральского округа:

- Постановление от 24.04.2018 по делу № А76-18080/2015:

"В то же время отсутствие государственной регистрации вещного права не свидетельствует об отсутствии у лица права владения вещью, полученной им по законной сделке.

Учитывая, что срок государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении имущества, переданного предприятию собственником, законом не ограничен, в том числе осуществление государственной регистрации возможно и в период конкурсного производства для целей формирования конкурсной массы, отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, находившееся в законном владении и пользовании должника, не может послужить препятствием для признания сделки недействительной. В данном случае сделка признана недействительной по п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве, установлены все обстоятельства, необходимые для применения указанной нормы права; отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество само по себе не свидетельствует о правомерности действий собственника имущества по изъятию имущества, предоставленного предприятию при его создании в целях реализации деятельности, предусмотренной Уставом. Судами также правомерно принято во внимание, что на момент совершения спорной сделки денежные обязательства предприятия не исполнены, в дальнейшем возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве) должника."

- Постановление от 24.01.2017 по делу № А34-3925/2015:

"…отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество само по себе не свидетельствует о правомерности действий собственника имущества по изъятию имущества, предоставленного предприятию при его создании в целях реализации деятельности, предусмотренной Уставом. Судами также правомерно принято во внимание, что на момент совершения спорной сделки денежные обязательства предприятия "Теплосервис" не исполнены, в дальнейшем возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве) должника".

В случае, если это имущество вместо передачи в хозяйственное ведение было передано в аренду, такая аренда является притворной сделкой, прикрывающей хозяйственное ведение - подробное обоснование этого приведено в Постановлении АС Уральского округа от 22.06.2020 по делу № А60-53643/2018:

"Основывая свои требования на вышеуказанных договорах аренды, Администрация заявила требования о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 143 803 руб. 42 коп. по договору аренды N 01-А-17 от 25.05.2017, задолженности в размере 310 089 руб. 67 коп. по договору аренды N 02-А-17 от 13.09.2017.

Исходя из вышеназванных правовых норм, рассмотрев доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что Администрация (учредитель и единственный участник МУП "ТСК" ГО Дегтярск) не наделила МУП "ТСК" ГО Дегтярск имуществом на праве хозяйственного ведения, необходимым для осуществления основной деятельности, а передала имущество в аренду, при этом официально, на сайте Администрации, для неограниченного круга лиц, указала, что объекты по оспариваемым сделкам переданы в хозяйственное ведение, приняв во внимание, что имущество, переданное МУП "ТСК" ГО Дегтярск по договорам аренды, является его основными средствами и используются последним в целях, для которых должник был создан, суды первой и апелляционной инстанций признали договоры аренды от 25.05.2017 и от 13.09.2017 притворными сделками, совершенными с целью прикрыть сделку по передаче имущества МУП на праве хозяйственного ведения, применили к договорам аренды от 25.05.2017 и от 13.09.2017 правила о передаче имущества в хозяйственное ведение и, соответственно, отказали в удовлетворении заявления Администрации о включении требования по названным договорам аренды от 25.05.2017 и от 13.09.2017 в реестр требований кредиторов МУП "ТСК" ГО Дегтярск.

В данном случае необходимо учитывать, что правовая природа унитарного предприятия хоть и предполагает определенную сепарацию от своего собственника, в то же время ключевые управленческие решения относительно предприятия-должника зависят от воли собственника, именно собственник обязан наделить предприятие имуществом, необходимым ему для ведения уставной деятельности.

Исходя из конкретных обстоятельств спора, судами правомерно указано, что передача в рассматриваемом случае в аренду муниципальному предприятию имущества, составляющего основные средства, используемые в целях для которых такое предприятие создано, и нахождение у муниципального предприятия имущества - основные средства, используемого в уставных целях на праве пользования по договорам аренды противоречит требованиям гражданского законодательства".

В связи с поступающими обращениями о применении положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - НКО) Минэкономразвития России и ФАС России сообщают.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования (в том числе права аренды) в отношении государственного и муниципального имущества. Указанной нормой предусмотрена возможность передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества по общему правилу только по результатам проведения торгов (конкурса или аукциона).

В то же время в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции закреплены случаи, когда передача права аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможна без проведения процедуры торгов.

Статья 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) требует обязательного проведения оценки объектов оценки при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, при определении стоимости объектов оценки в целях их передачи в аренду. При этом в силу статьи 5 Закона об оценочной деятельности право аренды является объектом оценки.

Вместе с тем, согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 92, если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной.

Также в соответствии с указанным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица - незаконным, решения органа юридического лица - не имеющим юридической силы.

Таким образом, по общему правилу органы власти и местного самоуправления при передаче государственного и муниципального имущества в аренду вправе устанавливать размер ставки арендной платы, отличающийся от рыночной стоимости, определенной оценщиком (ниже или выше ее уровня). Для случаев заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на торгах органы власти и местного самоуправления по собственному усмотрению устанавливают в качестве начальной (минимальной) цены договора арендную плату или плату за заключение договора, размер которых определяется в ходе проведения конкурса или аукциона.

Пунктом 1 части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции предусмотрено, что размер арендной платы по заключаемому на новый срок договору аренды государственного или муниципального имущества определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии МСП) органы власти и местного самоуправления оказывают имущественную поддержку субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Такая поддержка осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными, региональными или муниципальными программами развития субъектов МСП.

В силу статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО) органы власти и местного самоуправления вправе оказывать имущественную поддержку социально ориентированным НКО путем передачи государственного или муниципального имущества (в том числе по льготным ставкам арендной платы).

Таким образом, Законом о развитии МСП и Законом об НКО установлены особые условия предоставления государственного и муниципального имущества субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированным НКО. В частности, указанным категориям лиц государственное или муниципальное имущество может быть передано, в том числе на новый срок, по льготным (отличным от рыночных) ставкам арендной платы.

В связи с изложенным при заключении на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества с субъектами МСП, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированными НКО в рамках предусмотренной Законом о развитии МСП и Законом об НКО поддержки указанных лиц размер арендной платы может определяться в том числе без учета оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.


С начала текущего года государственные (муниципальные) учреждения в своей работе должны применять положения Федеральных стандартов бухгалтерского учета, в том числе ФСБУ "Аренда". О том, как правильно отражаются в учете объекты, находящиеся у учреждения в аренде или безвозмездном бессрочном пользовании, мы поговорим в этой статье.

Операционная и финансовая (неоперационная) аренда

Начиная с 01.01.2018 г. операции по договорам аренды и безвозмездного пользования отражаются в бухгалтерском учете организаций государственного сектора в соответствии с нормами федерального стандарта "Аренда", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее - Стандарт "Аренда") и федерального стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт "Основные средства"). Все стандарты по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора применяются во взаимосвязи. Кроме того, специалистами финансового ведомства в Письме от 13.12.2017 N 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (СГС "Аренда") доведены до учреждений методические рекомендации по его применению.

В целях отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетному учреждению следует применять Федеральные стандарты во взаимосвязи с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).

В 2018 году учет безвозмездно полученного, а также арендуемого недвижимого имущества осуществляется на балансовых счетах учреждений.

Отметим, что договор аренды по определению является возмездным[1], так как предполагает предоставление имущества во временное владение и (или) пользование за плату[2]. Если из условий договора, поименованного как договор аренды, следует его безвозмездность, он может быть классифицирован как договор безвозмездного пользования (договор ссуды)[3].

Стандартом "Аренда" предусмотрены два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен и зависит от квалификации заключенного договора.

Отнесение конкретного договора к тому или иному виду аренды, а также оценка возникающего в соответствии с ним объекта бухгалтерского учета осуществляется на более раннюю дату из следующих дат[4]:

  • дата подписания договора аренды (имущественного найма) либо договора безвозмездного пользования;
  • дата принятия субъектом учета обязательств в отношении основных условий пользования и содержания имущества, предусмотренных договором.

При операционной аренде учреждение-арендатор получает имущество во временное пользование. Право оперативного управления на этот объект к нему не переходит. Учреждение пользуется имуществом и за это перечисляет собственнику арендную плату. Сюда попадает и тот случай, когда учреждение пользуется имуществом безвозмездно. Права остаются у собственника, но арендная плата равна нулю.

Признаки операционной аренды

Признаки неоперационной аренды

1. Срок аренды меньше срока полезного использования имущества.

2. Общая сумма арендной платы ниже справедливой стоимости передаваемого имущества

1. Срок аренды по договору сопоставим со сроком полезного использования имущества.

2. Сумма всех арендных платежей равна справедливой стоимости передаваемого имущества.

3. Когда договор аренды закончится и арендатор выплатит собственнику выкупную стоимость, к нему переходят все права на имущество.

4. Арендатор имеет приоритетное право продлить договор аренды на дополнительный срок. При этом арендная плата будет прежней.

5. Убытки или прибыль от изменений справедливой стоимости имущества относят на арендатора. Например, арендодатель увеличит арендные платежи. 6. Арендатор платит арендные платежи в рассрочку

Важно: если объект соответствует одному или двум признакам операционной аренды и при этом имеет хоть один признак неоперационной аренды, такой объект нужно признать неоперационной (финансовой) арендой[5].

У государственных (муниципальных) учреждений в основном имущество, переданное (полученное) в аренду, признается объектом операционной аренды. Финансовая аренда в настоящее время не распространена среди учреждений госсектора, но теоретически может быть.

Неоперационная (финансовая) аренда предполагает, что учреждение выкупит имущество в рассрочку. Сюда можно отнести имущество казны, которое госорган передал в пользование коммерческим или некоммерческим организациям, а также имущество по договору лизинга.

Таким образом, классификация договора аренды (безвозмездного пользования) относится к сфере профессионального суждения бухгалтера и осуществляется на основании критериев, перечисленных в п.п. 12 и 13 СГС "Аренда"[6].

В соответствии с рекомендациями Минфина РФ нужно вести раздельный учет объектов при обычной аренде (операционной аренде), безвозмездном пользовании, и также при лизинге (финансовой аренде). Стандарт обязателен при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2018 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2018 года.

Как определить стоимость безвозмездно переданного имущества?

Право пользования объектом учета аренды на льготных условиях (в том числе безвозмездно) принимается к учету по справедливой стоимости, что означает величину арендных платежей, которые могли бы быть без льготы. Здесь необходимо отметить, что разница между общей суммой минимального арендного платежа по операционной аренде на льготных условиях и суммой минимального арендного платежа, рассчитанного на рыночных условиях (по рыночной (справедливой) стоимости арендных платежей), отражается обособленно в составе отложенных доходов от операционной аренды на льготных условиях.

Объекты, принимаемые на баланс, на основании вновь заключенных в 2018 году договоров безвозмездного пользования, принимаются к учету по их справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен[7].

При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа (п. 55 СГС "Концептуальные основы. ", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н).

В то же время, если в учреждении имеются "переходящие" на 2018 год договоры безвозмездного пользования, договоры аренды, по которым в 2017 году и ранее объекты недвижимого имущества должны были учитываться на забалансовом счете 01 по стоимости, указанной передающей стороной или ввиду ее отсутствия по условной стоимости 1 объект - 1 рубль, то в межотчетный период осуществляется их перенос на баланс по указанной в договоре стоимости в первом случае и по справедливой стоимости - во втором. Перенос осуществляется на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"[8].

Отобранные в ходе инвентаризации недвижимые объекты финансовой аренды, в межотчетный период, согласно п. 58 СГС "Основные средства", следует отразить по кадастровой стоимости на счете 101 00. Если в учреждении отсутствует актуальная кадастровая стоимость объекта финансовой аренды, то он подлежит отражению на счете 101 00 в условной оценке, равной 1 рублю (п. 59 СГС "Основные средства", методические указания по применению переходных положений СГС "Основные средства" при первом применении, доведенные письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257).

Бухгалтерский учет объектов аренды

При операционной аренде (безвозмездном пользовании) у принимающей стороны объектами учета будут:

  • право пользования имуществом (счет 0 111 00 000);
  • обязательства по уплате арендных платежей (счет 0 302 24 000);
  • амортизация права пользования имуществом (счет 0 104 40 450);
  • расходы (обязательства) по условным арендным платежам (счета 0 302 00 000, 0 109 00 000, 0 401 20 000).

В соответствии с пунктом 21 СГС "Аренда" объектом учета операционной аренды является право пользования активом, принятое к бухгалтерскому учету. Объект амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором, методом, применяемым для амортизации объектов основных средств, аналогичных полученному в пользование имуществу.

Начисление амортизации права пользования активом (признание текущих расходов в сумме начисленной амортизации) осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей, причитающихся к уплате.

В бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

Признано право пользования объектами аренды (в расчетной сумме договора аренды)

Начислена амортизация на право пользования активом (ежемесячно в расчетной сумме арендных платежей, причитающихся к уплате)

Признаны доходы текущего финансового года от полученного безвозмездно права пользования активом по операционной аренде (равномерно и ежемесячно)

Прекращено право пользования имуществом при прекращении действия договора безвозмездного пользования:

- в сумме договора, если аренда прекращается по сроку

- в сумме начисленной амортизации, если договор расторгается досрочно, одновременно производится корректировка отложенных доходов от безвозмездного пользования на сумму, соответствующую остатку по договору, отражается методом "красное сторно"

  • расчеты по арендным платежам (счет 0 205 20 000);
  • информация об объектах имущества, переданных в пользование (забалансовые счета 25, 26);
  • ожидаемый доход (счет 0 401 40 000);
  • доходы по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135).

Передавая объект основного средства в аренду, в бухгалтерском учете оформляются операции по внутреннему перемещению. В данном случае произойдет замена лица, ответственного за сохранность переданного объекта, т.е. вместо материально ответственного лица арендодателя с этого момента в качестве ответственного лица нужно указать руководителя арендатора или уполномоченное им лицо. Для этого нужно предусмотреть аналитику в рабочем плане счетов.

Одновременно с внутренним перемещением информация о стоимости переданного в аренду объекта основных средств отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031)[9].

В разд. 4 этой карточки отразите данные:

  • о юридическом лице, которому объект (часть объекта) передан в пользование.

При финансовой аренде у принимающей стороны объектами учета будут:

  • объект ОС (счет 0 101 00 000);
  • обязательства по уплате арендных платежей (счет 0 302 24 000);
  • расходы по условным арендным платежам (счета 0 302 00 000, 0 109 00 000, 0 401 20 000).
  • расчеты по арендным платежам (счет 0 205 20 000);
  • информация об объектах (забалансовые счета 25, 26);
  • ожидаемый доход (счет 0 401 40 122);
  • доход по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135);
  • доходы будущих периодов по процентным платежам (счет 0 401 40 000).

Дублировать объекты аренды на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" не нужно.

Учет санкционирования в арендных отношениях

Обязательства по операционной аренде отражаются в бухгалтерском учете по факту подписания договора аренды (пользования) имущества. Бухгалтерские записи, отражаются согласно Бухгалтерской справки (ф. 0504833) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов".

По текущим арендным платежам, принимаются обязательства (бюджетные обязательства) у арендатора, и у арендодателя. Доходы будущих периодов признаются еще и как увеличение плановых (прогнозных) назначений по доходам от операционной аренды.

В бухгалтерском учете учреждений в момент заключения договора отражаются записи:

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам текущего периода

Приняты обязательства по арендным платежам на текущий финансовый год

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению в году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года)

Приняты обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению в году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года)

Отражены принимаемые обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению во втором году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года)

Приняты обязательства по арендным платежам, подлежащие исполнению во втором году, следующем за текущим финансовым годом (рассчитываются за период с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года)

Отражены прогнозируемые доходы текущего финансового года

Отражены прогнозируемые доходы года, следующего за текущим финансовым годом

Отражены прогнозируемые доходы второго года, следующего за текущим финансовым годом

Если отношения прекращаются раньше срока, установленного договором, операции санкционирования сторнируются.

Отметим, что обязательства и доходы по условным арендным платежам также подлежат отражению на счетах санкционирования, причем они будут являться обязательствами и доходами текущего финансового периода. И поскольку здесь нет никаких изменений, мы не будем приводить записи этих бухгалтерских операций.

Имущество, полученное в безвозмездное бессрочное пользование, объектом аренды не является.

На практике встречаются ситуации, когда учреждение получает от другого учреждения, подведомственного тому же учредителю, по договору безвозмездного бессрочного пользования имущество.

Пунктом 10 ФСБУ "Аренда" установлено, что операции с имуществом при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий не рассматриваются как объекты учета аренды - положения Стандарта "Аренда" при отражении указанных операций (фактов хозяйственной жизни) не применяются.

У принимающей стороны объекты, полученные в безвозмездное бессрочное пользование, учитываются в 2018 году в том же порядке, в каком они учитывались и в 2017 году.

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Принцип представления информации в учете кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учета сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчетности.

[1] п. 1 ст. 423 ГК РФ

[3] п. 1 ст. 689 ГК РФ

[4] п. 11 СГС "Аренда"

[6] разд. III.1 Методических рекомендаций Письмо Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464

[7] п. 26 СГС "Аренда"

[8] Письма Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257, от 13.12.2017 N 02-07-07/83463

[9] разд. III.1 Методических рекомендаций Письмо Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464

Суд решил, что невозможно обязать ни государственные и муниципальные предприятия, ни собственника их имущества дать согласие на приватизацию имущества субъектом малого и среднего предпринимательства даже тогда, когда у последнего есть право на это


Адвокаты неоднозначно оценили выводы ВС. Один из них полагает, что государство обязано предоставлять имущество в таких случаях. Второй, напротив, подчеркнул, что проблема поддержки предпринимателей не должна решаться за счет исключительно государственного и муниципального имущества. Третий утверждает, что праву арендатора здесь корреспондирует обязанность продать имущество именно ему, но только в том случае, если решение о продаже будет принято.

В ноябре 2017 г. предприниматель обратился к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Воронежа и комбинату. В своих заявлениях он указал, что относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому хочет реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества в соответствии с Законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, № 159-ФЗ.

Предприятие отказало Сергею Думанову, сославшись на то, что оно не вправе продавать недвижимое имущество, переданное ему в оперативное управление администрацией города. Управление также отказало, указав, что помещение с 2006 г. закреплено на праве оперативного управления за комбинатом и что последний договор аренды в день обращения ИП уже не действовал.

В связи с этим Сергей Думанов подал иск в Арбитражный суд Воронежской области к управлению и предприятию. Гражданин потребовал признать незаконными их решения об отказе в реализации его преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения и обязать администрацию города передать указанный объект в собственность предпринимателя.

Суд удовлетворил иск, апелляция и кассация согласились с его позицией (дело № А14-297/2018). Две первые инстанции пришли к выводу, что права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности нарушены. Суды согласились с наличием у Сергея Думанова преимущественного права на приобретение помещения в собственность. Они указали, что именно управление уполномочено распоряжаться муниципальным имуществом, поэтому оно вправе изъять из оперативного управления предприятия имущество и оказать содействие в реализации арендатором его преимущественного права на приватизацию.

Управление посчитало принятые судебные акты незаконными и подало кассационную жалобу в Верховный Суд, который в Определении от 13 августа 2019 г. № 310-ЭС19-6352 согласился с ним.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к выводу, что принятие решения о возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является правом, а не обязанностью предприятия. В данном случае необходимо согласие собственника на отчуждение, однако решение о приватизации юрлицо принимает самостоятельно.

ВС подчеркнул: Закон № 159-ФЗ не предусматривает ни обязанность предприятия принять решение о совершении такой сделки, ни обязанность собственника недвижимого имущества дать согласие на его приватизацию. Принятие такого решения государственным или муниципальным предприятием и согласие собственника в данном случае являются добровольным волеизъявлением и не могут быть получены в принудительном порядке.

По мнению Экономической коллегии, исключительно собственнику принадлежит право распоряжаться таким имуществом, в том числе закреплять его на праве оперативного управления за каким-либо предприятием и изымать в случае использования не по назначению. При этом никто не вправе требовать от собственника принять решение об изъятии имущества из оперативного управления предприятия, в том числе и в целях предоставления его в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, сказал ВС, передача предприятием части закрепленного за ним имущества в аренду третьим лицам не является использованием имущества не по назначению. Это право охватывается понятием обычной хозяйственной деятельности данной организации.

Верховный Суд согласился с тем, что в соответствии с разъяснениями Информационного письма ВАС № 134 суд может признать наличие у арендатора права на приобретение такого имущества и обязать уполномоченный орган осуществить действия по реализации данного права. Однако это возможно только в том случае, если соответствующее предприятие получило имущество после опубликования Закона № 159-ФЗ и с целью исключительно воспрепятствовать реализации предпринимателем своего права на приобретение арендованного имущества в собственность.

В данном деле, подчеркнула коллегия, помещение находилось в оперативном управлении комбината с 2006 г., т.е. до опубликования Закона № 159-ФЗ. Кроме того, во всех договорах аренды, заключенных предприятием с Сергеем Думановым, было отражено наличие права оперативного управления арендодателя. Следовательно, муниципальный орган не осуществлял никаких действий, направленных на воспрепятствование реализации субъектом малого предпринимательства преимущественного права на приобретение арендованного им помещения.

На основе этого Суд решил, что у комбината и управления отсутствовала обязанность принять решение об отчуждении предпринимателю нежилого помещения, закрепленного за предприятием на праве оперативного управления. При этом соответствующее право субъекта малого или среднего предпринимательства может быть реализовано исключительно при наличии согласия этих лиц. Поэтому экономическая коллегия пришла к выводу, что суды безосновательно признали незаконным отказ муниципального органа и обязали совершить действия, направленные на отчуждение арендатору помещения. В этой части ВС принял новое решение по делу, отказав в удовлетворении требований истца.

По словам адвоката, преимущественному праву арендатора на приобретение недвижимого имущества корреспондирует не обязанность собственника или предприятия продать объект, а обязанность продать имущество именно арендатору в том случае, если решение о продаже имущества уже принято.


Вы здесь: Главная ЭКОНОМИКА Муниципальное имущество и имущественная поддержка Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и самозанятых граждан Вопрос-ответ

Вопрос-ответ

Типовые вопросы, возникающие при получении/оказании имущественной поддержки.

Вопрос: кто оказывает имущественную поддержку?

Ответ: имущественную поддержку субъектам МСП оказывают органы государственной власти и органы местного самоуправления. За получением имущественной поддержки в отношении объектов муниципальной собственности Сосновоборского городского округа следует обращаться в администрацию Сосновоборского городского округа.

Вопрос: на какой срок можно получить в аренду имущество из перечня для субъектов МСП?

Ответ: в соответствии с частью 4.3. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в утвержденные перечни для субъектов МСП, должен составлять не менее, чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего право аренды. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам МСП не должен превышать три года.

Вопрос: где можно узнать о свободных объектах, включенных в перечень для субъектов МСП?

Ответ: информацию о наличии свободных объектов можно получить в комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Сосновоборского городского округа:

- по адресу: ул. Ленинградская, д. 46, каб. 357;

Также перечень свободных объектов, включенных в перечень для субъектов МСП, размещен на официальном сайте Сосновоборского городского округа (здесь).

Вопрос: каким образом можно получить в аренду помещение, включенное в перечень?

Вопрос: может ли субъект МСП получить в аренду помещение, не включенное в перечень?

Вопрос: где можно получить информацию о свободных объектах, не включенных в перечень для субъектов МСП?

Вопрос: Возможно ли подать заявление на получение объекта из перечня через МФЦ?

Ответ: Да, такая услуга предоставляется в МФЦ. Порядок действий:

· ознакомьтесь с перечнем имущества для субъектов МСП, выберите подходящий для вас вариант. Проконсультируйтесь у сотрудника МФЦ, какие документы необходимо представить, чтобы получить имущество в аренду

· обратитесь в филиал МФЦ за получением муниципальной услуги по предоставлению в аренду имущества из перечня для субъектов МСП, представив заявление и требуемый пакет документов

· ожидайте результата и действуйте далее в соответствии с регламентом предоставления имущества в пользование.

Вопрос: каким образом производится расчет арендной платы за помещения?

Ответ: в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги по п редоставлению объектов муниципального нежилого фонда во временное владение и (или) пользование, утвержденным постановлением администрации Сосновоборского городског оокруга от 19/12/2019 № 4453, р азмер арендной платы при первичном заключении договора аренды в случаях, являющихся исключениями, указанными в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, определяется в соответствии с порядком определения размера арендной платы за объекты муниципального недвижимого и движимого имущества, установленным советом депутатов Сосновоборского городского округа. Размер арендной платы в случае проведения торгов на право заключения договора аренды определяется по итогам проведения торгов. Начальная цена права на заключение договора аренды определяется независимым оценщиком в размере рыночной стоимости ежемесячной арендной платы. Размер арендной платы при заключении договора аренды на новый срок, в соответствии с частью 9 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, определяется на основании оценки рыночной стоимости арендной платы.

Плата за пользование земельным участком (арендная плата за землю), относящимся к объекту недвижимого имущества, передаваемого в аренду, определяется: 1) до разграничения государственной собственности на земельный участок – в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и Правительства Ленинградской области; 2) за земельный участок, находящийся в собственности Сосновоборского городского округа – в соответствии с порядком определения размера арендной платы, утвержденным решением совета депутатов Сосновоборского городского округа.

Вопрос: можно ли сдать в субаренду помещение, включенное в перечень для субъектов МСП?

Ответ: В соответствии с ч. 4.2. ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ, в отношении указанного имущества запрещаются переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, передача третьим лицам прав и обязанностей по договорам аренды такого имущества (перенаем), передача в субаренду, за исключением:

- предоставления такого имущества в субаренду субъектам МСП организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- если в субаренду предоставляется имущество, являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;

- если имущество передается в субаренду лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 части 1 статьи 17.1. Федерального закона № 135-ФЗ.

При этом обязательным условием для передачи помещения в аренду является предварительное получение письменного согласия арендодателя.

Вопрос: можно ли выкупить арендуемое имущество, включенное в перечень для субъектов МСП?

Ответ: в соответствии с Фереральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, по истечении 3 (трех) лет аренды субъектом МСП помещения, включенного в такой перечень имущества, при условии, что такое помещение находится в перечне в течение 5 и более лет, такой субъект МСП вправе реализовать преимущественное право выкупа арендованного имущества.

Вопрос: через сколько лет аренды можно выкупить помещение, не включенное в перечень для субъектов МСП?

Ответ: через 2 (два) года.

Вопрос: можно ли арендуемое имущество выкупить в рассрочку?

Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ, о плата недвижимого имущества, приобретаемого субъектами МСП при реализации преимущественного права выкупа, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты такого имущества не должен составлять менее пяти лет. Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки принадлежит субъекту МСП.

Вопрос: можно ли оплатить стоимость объекта досрочно, если заключен договор купли-продажи с рассрочкой?

Ответ: в соответствии с ч.4 ст. 5 Федерального закона о № 159-ФЗ, о плата приобретаемого в рассрочку арендуемого имущества может быть осуществлена досрочно на основании решения покупателя.

Вопрос: какие последствия применяются к покупателю имущества в рассрочку в случае досрочной оплаты стоимости выкупаемого имущества?

Ответ: санкции к покупателю в данном случае не применяются, производится перерасчет процентов за предоставление рассрочки на дату погашения полной стоимости объекта.

Вопрос: какие еще платежи вносятся по договору купли-продажи объекта по преимущественному праву выкупа с рассрочкой платежа?

Ответ: в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ, н а сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества. С 22.06.2020 ставка утверждена в размере 4,5%.

Вопрос: какую имущественную поддержку оказывает администрация в период распространения новой коронавирусной инфекции?

Ответ: принято постановление администрации Сосновоборского городского округа от 08.05.2020 № 904 "О предоставлении отсрочки и рассрочки платежей" ( скачать ), в соответствии с которым :

1. Субъектам МСП, включенным в единый реестр субъектов МСП, ведение которого осуществляет Федеральная налоговая служба (далее - Единый реестр субъектов МСП), предоставляется:

1) по договорам аренды муниципального имущества (включая плату за аренду помещения и плату за пользование земельным участком) - отсрочка за период с 1 марта 2020 года по 31 мая 2020 года и рассрочка на уплату платежей до 01 ноября 2020 года на основании уведомления арендодателя.

2) по договорам аренды земельных участков и договорам на право размещения нестационарных торговых объектов - отсрочка платежей за 1 и 2 квартал 2020 года и рассрочка на их уплату до 01 ноября 2020 года.

2. Арендаторы - субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в Единый реестр субъектов МСП, осуществляющие свою деятельность в соответствии с условиями договоров аренды в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434, освобождаются от уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального имущества (в том числе земельных участков) за период с 1 марта 2020 года по 31 мая 2020 года путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды на основании обращений арендаторов.

Читайте также: