Может ли дорога быть в частной собственности в лесу

Обновлено: 01.05.2024

Дорогу перекрыла её собственница, бывшая жена экс-премьера Карачаево-Черкесии Нурет Кайшева. По её поручению на повороте к предприятию установили шлагбаум и железную арку, под которой грузовикам никак не проехать.

Это не ваша дорога

Противостояние завода и собственника дороги тянется несколько лет, и за это время ситуация неоднократно накалялась, стычки между представителями сторон доходили чуть ли не до драк. В апреле 2021 года сотрудники завода и местные жители засняли на видео попытки другой стороны перекрыть дорогу бетонными блоками. Сторонники Кайшевой не просто угрожали физической расправой тем, кто мешает устанавливать заграждения, но и применяли силу, отталкивая местных жителей и заводчан.

В борьбу за 600-метровую дорогу включилось территориальное отделение Росимущества, которое также попыталось истребовать этот и другие участки земли, оказавшиеся в собственности у Кайшевой. Но добиться каких-то подвижек не удалось: всякий раз суды выносили решения в пользу собственника.

Но пока ситуация остаётся сложной. Заводу приходится привлекать специальный транспорт с кранами, чтобы перекидывать продукцию через дорогу и развозить её по магазинам. Представитель собственника по-прежнему не соглашается хотя бы временно пускать заводской транспорт по дороге.

Посёлок бездорожья

Прокуратура проверила законность перекрытия дороги к посёлку — но ничего сделать не смогла, так как она проходит по частной земле. Но местным властям она выписала предписание построить альтернативную дорогу к посёлку.

Оплатите проезд

Как дороги попадают в частную собственность

По закону, автомобильная дорога (часть земельного участка с полосой отвода и дорожным полотном) может быть государственной, муниципальной или частной.

Практически все российские дороги находятся в публичной собственности.

Физлицо может купить большой участок земли, поделить его на несколько частей и продать их другим людям. Но есть нюанс: новые собственники смогут попасть на свой участок только по частной дороге, так как вся инфраструктура между участками останется в собственности первоначального владельца. Закон не запрещает ему поставить шлагбаум и пускать только тех, кто платит за пользование дорогой.

Как решать такую проблему? Юрист советует воспользоваться правом на сервитут.

Часто поселковые дороги располагаются на неразграниченных муниципальных землях. По факту они принадлежат государству, но не стоят на балансе ни у какого конкретного субъекта. Соответственно, эти земли можно выкупить или приватизировать — и оформить в частную собственность.

Ситуации, подобные той, что произошла с Новотерским заводом, сейчас никак не регулируются, пояснил Ваге Рыбченко. Чтобы закрепить права на дорогу, администрации нужно размежевать земли и поставить дорогу на учёт как бесхозную, а потом уже оформить собственность. Пока местные власти этого не сделают, транспортная артерия никому не принадлежит.

Как измеряется стоимость проезда по частной дороге?

В противном случае можно попросить суд определить разумную рыночную стоимость проезда и получить право пользоваться участком автомобильной дороги. В таком случае плату за проезд определит эксперт-оценщик, исходя из средних цен по рынку.

Сколько таких дорог?

Проблема заключается в том, что владельцы частных дорог не ставят их на учёт в Едином государственном реестре автомобильных дорог (ЕГРАД), как того требует закон. И за это не предусмотрено никаких штрафов.

Можно ли что-то изменить

В 2015 году депутат Госдумы Андрей Туманов внёс законопроект об установлении обязательного публичного сервитута в ситуациях, когда объект общего пользования — дорога — оказался в частных руках.

По его словам, законопроект устанавливал правило: если один собственник препятствует в адекватном использовании смежного земельного участка, то устанавливается публичный сервитут. Так у человека появляется право доступа к своему имуществу.

Впрочем, положение граждан и сейчас трудно назвать хорошим. Ведь на деле получается, что любой человек может выкупить участок земли и манипулировать соседями, вынуждая их платить за доступ к своей собственности.

Все лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В данной статье будет рассмотрен вопрос возможности и способов передачи такой земли из федеральной собственности в частную: правовые особенности, использование. Также узнаете, как именно происходит процедура участия в аукционе.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Земельный фонд

Согласно статье 101 ЗК РФ (Земельного кодекса Российской Федерации) к землям лесного фонда относят лесные земли (земли, покрытые растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Также ЗК РФ определяет формы собственности на лес:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • у юридических лиц или же граждан.

Чаще всего покупаемые по сделке купли и продажи любые лесные участки находятся в собственности у государства.

Возможна ли покупка лесных земель?

Покупка лесного участка невозможна. Фактически, согласно статье 42 ЛК РФ, участок находится в Федеральной (государственной) собственности. Такие виды участков даются в долгосрочную аренду посредством торгов (от 10 до 49 лет), а если вам по какой-то причине необходимо получить клочок леса в собственность – необходимо сменить его категорию.

Можно ли использовать под строительство дома?

Строительство частных домов на лесных территориях строго запрещено. Это предусмотрено статьей 45 ЛК РФ, согласно которой разрешены лишь отдельные постройки, возведенные с соблюдением всех экологических норм и обеспечивающие защиту окружающей среды (времянки, жилища лесников, кемпинговые участки, рекреационные объекты, лечебно-оздоровительные учреждения, постройки для изучения недр и прочих исследований и другие).

Приобретение с готовым домом

Прежде чем покупать кусок леса с домом, необходимо проверить все документы. Сначала, необходимо понять статус участка – находится ли он в собственности у продавца? Имел ли он право строить на нем жилой дом или коттедж?

Если земля приватизирована и дом построен на ней на легальных основаниях, то сделка в данном случае основывается на обычной гражданско-правовой сделке путем заключения договора купли-продажи земли.

Законодательство

Лесной кодекс РФ и Земельный кодекс РФ – основные законодательные документы, определяющие порядок и правила пользования и владения лесом.

Данный закон устанавливает главенство Единого государственного реестра недвижимости над Государственным лесным реестром. Этот приоритет предусмотрен в сфере определения земельного участка к категории. Это должно помочь с согласованием схем участка и их границ.

Как получить во владение?

Получить лесные угодья во владение можно несколькими способами. Первый из них – изменить категорию лесного участка. Причем процедура смены категории очень продолжительная, требует сбора огромного количества документов и в конце вам никак не гарантирован благоприятный исход.

Гораздо проще взять землю в аренду. Тем более, что после 15 лет добросовестного пользования данного участка вы можете получить право собственности на используемый участок.

Аренда предусмотрена на срок от до 10 до 49 лет, однако при выполнении всех условий договора (своевременное внесение арендной платы, восстановление водных и земельных ресурсов и использовать экологическое природопользование) возможно ее продление.

На арендованной земле разрешается охота, занятие пчеловодством, выращивание и сбор урожая, вырубка лесов и проч. Земли леса передаются в аренду победителю торгов.

Внимание! Запрещено осуществлять переуступку аренды без согласование с арендодателем (государственным органом).

О том, можно ли купить или продать землю, если она в аренде, можно узнать в этой статье.

Существует две разновидности лесного пользования:

    Безвозмездное (бесплатное). Решение о бесплатном пользовании принимает орган местного самоуправления. Правом на безвозмездное пользование могут воспользоваться:

  • северные народы;
  • частные лица с определенным видом деятельности (например, пчеловоды);
  • лица, работающие в гособороне и охране лесов;
  • люди, представляющие официальную религию.

Как происходит покупка?

Статьей 75 ЛК РФ установлен порядок покупки лесных насаждений. Согласно кодексу лесные насаждения можно купить только под вырубку лесов.

На Официальном сайте Российской Федерации для информации о проведении торгов оперативно обновляется информация об аукционах лесных участка, пригодных для аренды и о торгах лесных насаждений для вырубки. Однако заготовка древесины происходит также на основе аренды участка.

Эти меры должны способствовать увеличению конкуренции среди среднего и малого бизнеса, а также легализации предприятий, осуществляющих незаконную вырубку лесов.

Проведение аукциона

Порядок проведения лесных аукционов установлен ЛК РФ, в частности главой 6 в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ.

Предмет аукциона: право аренды участков леса.

Для проведения торгов создается комиссия. В такую комиссию обычно входят:

  • представители власти субъекта РФ (председатель);
  • уполномоченные в сфере охраны окружающей среды;
  • представители федерального органа управления лесным хозяйством (заместитель председателя).

Извещение об аукционе должно направляться участникам не менее чем за 30 дней до официальной даты его проведения.

Больше о правилах проведения аукциона по продаже государственного земельного участка узнайте в отдельной статье.

Виды лесных конкурсов:

  • закрытые – физические и юридические лица, который получили специальное приглашение комиссии;
  • открытые – в них могут учувствовать все желающие.

По результатам победитель и председатель комиссии подписывают протокол о результатах аукциона. Этот протокол имеет юридическую силу и равен договору аренды.

В протоколе аукциона указываются:

  • виды лесопользования;
  • границы участка; размеры лесопользования;
  • плата за пользование участком и проч.

Тот, кто хочет получить в аренду участок фонда, направляют в лесхоз заявление.

В заявлении, помимо информации о лесном участке (место, цели и задачи лесопользования, экологические факторы приобретения), указываются:

  • ФИО;
  • место жительства;
  • паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан).

К заявлению прилагаются необходимые копии документов, удостоверяющих государственную регистрацию юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Если собирать все документы и делать все самостоятельно, расходы на аукцион небольшие – только за включение лесного участка в реестр и другие бюрократические затраты. Можно также воспользоваться услугами частных компаний, однако в данном случае расходы будут гораздо выше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

По мере прояснения ситуации с подготовленными Минприроды поправками к прошлогоднему постановлению Правительства РФ № 1509, фактически вводящими полный запрет на развитие лесоводства на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения , становится все более понятным, что большую роль в их появлении сыграли депутаты Государственной Думы Кашин и Николаев. Николаев и сам писал в своем телеграм-канале, что "мы достучались - постановление будет изменено":

Судя по публичным выступлениям, претензий к действующей редакции постановления № 1509 у него три.

Во-первых, то, что владелец неиспользуемой сельхозземли может заявить о выращивании лесов и отделаться от претензий Россельхознадзора. Действительно, может, и это правильно: земли, пустующие в течение уже двух-трех десятилетий, вновь вернутся в продуктивное хозяйство - лесоводство, дадут людям работу и средства к существованию; это может не нравиться депутату Николаеву, но для большинства людей и для страны это хорошо.

Во-вторых, то, что постановление создало лазейку для легализации через сельхозземли любого объема незаконно заготовленной древесины. Это просто неправда: на самом деле, такая лазейка была (наглядный пример - огромные рубки в верховьях реки в 2018 году Москвы под предлогом "расчистки сельхозугодий", и многие другие в разных регионах страны). Постановление 1509 в действующей редакции, хоть и не закрыло ее целиком, но сильно ограничило, введя требования к учету, маркировке, транспортировке и декларированию сделок с древесиной с земель сельхозназначения в соответствии с требованиями лесного законодательства. А предлагаемая новая редакция фактически открывает ее обратно.

В третьих, что "постановление по сути вводит частную собственность на леса", а "такое системное политическое решение явно не может приниматься просто решением Правительства". И в связи с этим депутат Николаев заявляет о подготовке парламентских слушаний на тему "могут ли российские леса быть частными?". И вот это - большое и очень опасное лукавство.

Дело в том, что значительная часть земель сельскохозяйственного назначения, особенно в густонаселенных районах с благоприятным климатом, уже находится в частной собственности. По данным Государственного доклада "О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2019 году", по состоянию на 1 января 2020 года в собственности граждан находились 106 630,9 тыс. га сельхозземель (27,9% от их пощади в России), и в собственности юридических лиц - 20 915,6 тыс. га (5,5%). А растущие на частных землях сельскохозяйственного назначения леса тоже являются частными ("если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения" - ст. 261 Гражданского кодекса РФ).

В этой же статье говорится, что собственник земельного участка вправе использовать это все по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законами - а вот требования законов по поводу лесов на сельхозземлях противоречивы. Статья 123 Лесного кодекса предусматривает существование и освоение таких лесов - а статья 78 Земельного кодекса не предусматривает возможность использования сельхозземель для лесоводства. До принятия прошлогоднего постановления № 1509, а также связанного с ним постановления № 1482 о признаках неиспользования сельхозземель по целевому назначению, за сам факт существования самовольно выросшего или выращенного леса на земле сельхозназначения собственник мог быть оштрафован на сумму до 700 тысяч рублей, а земельный участок изъят. Эти два постановления частично исправили ситуацию - позволили, при соблюдении некоторых формальностей, лесу на сельхозземле быть, а собственнику - его выращивать без опасения, что его за лес оштрафуют, а землю отберут.

Таким образом, частные леса на землях сельскохозяйственного назначения в России уже есть, и очень давно - со времени массовой приватизации сельхозземель в начале девяностых. Однако, до принятия правительством прошлогоднего постановления № 1509, собственник земли имел право только уничтожать такие леса, и даже был обязан уничтожать - а сохранять и выращивать права не имел.

То есть вопрос, если говорить о постановлении № 1509, не о том, появятся или не появятся в России частные леса (они на самом деле появились за три десятилетия до выхода этого постановления), а в том, получит ли собственник право не только уничтожать эти леса, но и сохранять и выращивать.

Действующая редакция постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 позволяет выращивать, сохранять и использовать леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения; а предлагаемая новая редакция - только уничтожать, или, в отдельных случаях, по разрешению специальной комиссии-"тройки", использовать для заготовки древесины, потом уничтожать оставшееся.

Но опасность инициативы Николаева не только в этом. Действующая редакция постановления 1509 позволяет выращивать частные леса вообще без приватизации государственной собственности - на тех землях, которые уже десятки лет принадлежат гражданам или организациям. И это очень важно: не растаскивать оставшуюся государственную земельную и лесную собственность, а налаживать эффективное хозяйство на той, которая уже была приватизирована давно.

Депутат Николаев почему-то отвергает этот подход, и затевает новую дискуссию по поводу того, могут ли российские леса быть частными. Возникает вопрос: если вариант развития лесоводства на землях и в лесах, уже находящихся в частной собственности, ему не нравится - не для того ли затевается эта дискуссия, чтобы в очередной раз подступиться к разделу и приватизации государственных лесов? В прошлый раз такая попытка была предпринята в 2004-2005 годах, при подготовке проекта нового Лесного кодекса РФ. Похоже, что в ближайшее время она может повториться еще раз.

Очевидно, что если попытка приватизации государственных лесов и земель лесного фонда будет предпринята сейчас, основная часть приватизированного окажется в руках организаторов-приватизаторов или контролируемых ими коммерческих структур, а основными проигравшими сторонами окажутся страна и большинство ее граждан. Поэтому от идеи приватизации лесов, растущих сейчас на землях лесного фонда, однозначно надо отказаться по меньшей мере на ближайшую пару десятилетий, а скорее и на более долгий срок. А развивать частное лесоводство надо на тех землях, которые уже принадлежат гражданам и организациям, или могут им принадлежать по действующему законодательству.

Вы можете поддержать нашу лесную работу и развитие этого канала, пожертвовав любую сумму на лесной фандрайзинговой странице Гринпис - ссылка . Гринпис существует только благодаря частным пожертвованиям сторонников. Это позволяет нам оставаться независимыми и продолжать работу по сохранению родной российской природы.

Что делать, если после покупки земли выяснилось, что участок находится в лесном или водном фонде ?!

Собственники земельных участков, расположенных рядом с лесом или непосредственно на его территории частенько сталкиваются с проблемами, связанными с распоряжением и общим землепользованием. Например, невозможно поставить выделенную земельную территорию на учет. Также государственные органы могут вынести официальный отказ в проведении гражданско-правовых сделок, связанных с участком земли.

Сложно подать иск в суд, связанный с изъятием земельного участка из собственности. И это далеко не первый перечень проблем, с которыми сталкиваются граждане, обладающие спорными участками земли. Расскажем о том, какой выход можно найти из подобной сложной правовой ситуации.

Какие могут быть причины возникновения семейных споров.

В Российской Федерации есть так называемый двойной учет. Одни и те же земельные территории могут обладать разным типом предназначения. Например, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов. Наиболее остро проблема с землями лесного фонда стоит в Новосибирской, Ленинградской, Красноярской, Иркутской области. Люди в данных территориях получившие землю много лет назад, даже еще при существовании Советского союза пытаются доказать свое право на пользование и распоряжение участками. Большинство граждан не могут оформить собственность либо сталкиваются с проблемами, связанными с регистрацией.

Причина проблем часто кроется в том, что не совпадают официальные сведения из Государственного реестра недвижимости и сделок с ним и данных из Лесного реестра Российской Федерации. Дело в том, что из-за этого органы лесхоза стали ставить участки земли на государственный учет. Именно по этой причине начали появляться расхождения в официальных документах. Гражданин мог попросту купить участок земли отнесенный под строительство своего дома, а потом обнаружить что он относится непосредственно к земельному фонду. В отдельных случаях люди столкнулись с требованием даже освободить участок и снести выстроенные постройки.

Можно ли решить территориальный спор связанный с землями лесного фонда в судебном порядке ?!

Обращаться приходится в суд и иски связаны с просьбой о признании права собственности на землю. По подобным категориям дел судебная практика носит достаточно противоречивый характер. Обычно в качестве истца выступает Росимущество и его представители требуют изъятия спорных участков у их владельцев. Само судебное разбирательство затягивается по причине дополнительных проверок сроков, явок, извещения, анализа формы документов. В результате этого выиграть судебное дело достаточно сложно и поэтому стоит обязательно заручиться поддержкой опытного юриста, хорошо разбирающегося в земельных правоотношениях. При рассмотрении гражданских дел судьи часто отдают предпочтение государственным организациям, ведь по закону земли лесного фонда считаются федеральной собственностью.

Что такое лесная амнистия и как она применяется к землям лесного фонда ?!

Отсутствие нормального регулирования земельных правоотношений привело к тому, что появился такой законопроект, как лесная амнистия. Он призван узаконить спорные границы земельных участков. Добросовестные собственники участков земли, расположенных в лесном фонде на основании лесной амнистии выведут свои земельные участки из лесных земель. Это поможет передвинуть границы и пользоваться в дальнейшем землей по закону без каких-либо проблем.

Какие документы могут быть нужны для лесной амнистии? Что может стать причиной отказа в ее проведении ?!

При обращении касательно проведения лесной амнистии надо подготовить не только заявление, но и предварительно собранный пакет документов. В него по закону включается следующая документация, такая как:

  • Копия паспорта гражданина РФ;
  • Нотариально заверенная доверенность если от имени собственника выступает его законный представитель;
  • Правоустанавливающие документы на объекты жилой недвижимости. Это может быть выписка из ЕГРН, свидетельство о вступлении в наследственные права, договор купли-продажи, дарения.

В приеме документов от заявителя может быть отказано в том случае, если им предоставлен не полный пакет всей необходимой документации. Также отказ выносится при явных ошибках, исправлениях, помарках в тексте заявления, фальсификации информации. Рассматривать заявление и пакет документов должны территориальные органы лесного хозяйства обращаться в которые заявитель должен по месту своего проживания. Например, в столице они представлены таким государственным органом, как Мособлкомлес. Срок рассмотрения документов и заявления в соответствии с установленными законодательными нормами составляет десять рабочих дней с момента регистрации заявления о регистрации права на лесную амнистию в соответствующем государственном органе. Результатом рассмотрения может выступать решение о том, что земельный участок приводится в соответствии со сведениями ЕГРН в порядок, и он не относится и не имеет пересечений с землями лесного фонда.

Читайте также: