Может ли быть отчуждено имущество профсоюзов

Обновлено: 19.05.2024

Меню сайта

  Борьба за профсоюзную собственность

Профсоюзы не поделили собственность
Причиной наиболее известных судебных процессов и криминальных историй чаще всего является собственность. Слушание одного из таких дел состоялось в пятницу в зале заседаний Арбитражного суда Москвы. Предмет разбирательств — собственность профсоюзов.

Профсоюзная собственность, то есть собственность, находящаяся на балансе профсоюзных организаций, по российским законам является собственностью общественных организаций. Законодательством также определено, что право собственности (владения, пользования и распоряжения) должно быть подтверждено специальными документами — договорами купли-продажи, дарения, наследования и т. д. Если не вдаваться в юридические тонкости, то суть претензий общероссийского объединения профсоюзов "Соцпроф" к Федерации независимых профсоюзов России и Всеобщей конфедерации профсоюзов (Международной) связана именно с этими нормами.
"Соцпроф" в своем иске требует признать неправомочным договор пятилетней давности между ВКП и ФНПР о передаче российской части профсоюзного имущества ФНПР. Дело в том, что некоторые альтернативные объединения профсоюзов, в том числе и "Соцпроф", не получили ничего при разделе профсоюзной собственности. И не получат, так как речь не идет о пообъектном имущественном споре. Если сделка ВКП и ФНПР будет признана ничтожной и ответчиков признают ненадлежащими собственниками, то профсоюзная собственность опять станет государственной. Какой она и была на заре либеральных реформ.
Именно в результате реформ социалистическая собственность должна была обрести конкретного хозяина. В том числе и профсоюзное имущество. В этой связи любопытно проследить историю создания собственности советских профсоюзов, а также современный процесс ее преобразования.
Как создавалась, кем управлялась и куда делась эта определяемая союзным законодательством как "социалистическая" собственность профсоюзов? Какова ее структура? Исследование декретов и постановлений советской власти дает ответ на первые два вопроса. До 1933 года обеспечением охраны труда и социального страхования занимался Наркомтруд СССР, после ликвидации которого все его функции были переданы Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов (ВЦСПС). Находящаяся в управлении народного комитета собственность также перешла в управление ВЦСПС. В 1936 году кроме санитарно-курортных предприятий в ведение ВЦСПС была передана и сеть предприятий туристско-экскурсионного профиля. Окончательную победу ВЦСПС одержал в 1960 году. Высший исполнительный орган профсоюзов, которому были переданы дома отдыха, курортные поликлиники и пансионаты, принадлежавшие ранее органам здравоохранения, стал формировать и управлять фондом социального страхования.
Источниками возникновения и приращения управляемой ВЦСПС собственности являются: бюджетное финансирование, профсоюзные взносы, средства фонда государственного страхования, долевое финансирование объектов различными предприятиями и организациями. К 1990 году в СССР функционировало несколько тысяч предприятий, находящихся на балансе профсоюзов или управляемых ВЦСПС.
Ответ на вопрос, кому и почему досталась эта собственность, не был бы столь судьбоносным, если бы речь не шла об имуществе стоимостью в несколько миллиардов долларов. Любопытно, что ни госорганы, ни объединения профсоюзов не в состоянии точно оценить российскую часть наследия ВЦСПС. Некоторое представление о ее размерах может дать решение Верховного суда Украины, в прошлом году признавшего государственной собственность, находящуюся на балансе украинских профсоюзов, и оценившего ее в $2,5 млрд.
Распад СССР вызвал и распад общесоюзной системы профсоюзов. В 1990 году вместо расформированного ВЦСПС съезд профсоюзного движения образовал ВКП, объединившую республиканские профсоюзные движения. После парада суверенитетов и окончательного развала СССР в республиках были созданы самостоятельные объединения профсоюзов, в том числе и российская ФНПР, которая является, согласно ее уставу, "добровольным союзом профессиональных союзов РСФСР". ВКП же было реформировано в ВКП Международную, то есть в добровольный союз подобных ФНПР объединений профсоюзов ставших независимыми республик. Сегодня бывшим профсоюзным имуществом управляет АО "ЦСТЭ-Интур", президентом которого является зампред ФНПР Виктор Пугиев.
Если изучить действующее законодательство, то в действиях как профсоюзов и их объединений, так и госорганов можно обнаружить немало противозаконного. Например, до сих пор так и не выделена государственная доля в имуществе профсоюзов, чем Госкомимущество нарушило президентский указ, который ввел в действие программу приватизации. Привлеченное третьим лицом по делу ГКИ прислало отзыв на исковое заявление "Соцпрофа", предложив суду отклонить иск. Хотя буквально за несколько месяцев до суда имело совсем другую точку зрения.
Но гораздо важнее, что на главный вопрос — на основании какой нормы закона собственностью, передаваемой в течение десятилетий на праве хозяйственного ведения профсоюзам, владеет, пользуется и распоряжается даже не ФНПР, а акционерное общество — пока ответа нет. Судящиеся стороны имеют на этот счет абсолютно противоположные мнения. "Соцпроф" считает, что ВКП не являлась надлежащим собственником имущества и не имела права им распоряжаться, а значит, и ФНПР — такой же ненадлежащий собственник. Ответчики, ссылаясь на закон "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" заявляют, что профсоюзная собственность едина и неделима, то есть не может иметь никакого другого статуса.
Надежды истца на то, что суд даст ответ на этот вопрос, не оправдались: судья отклонила иск. Судья, естественно, прекрасно владеющая нормами АПК, акцентировала свое внимание не на сути исковых требований, а на том, является ли истец заинтересованным лицом. Теперь "Соцпроф" намерен обратиться в апелляционную инстанцию Московского арбитражного суда. Процесс обещает быть долгим и интересным, и "Коммерсантъ-Daily" будет внимательно следить за его ходом.

Выплатить до копейки пай в гаражном кооперативе советских времен и десятилетиями пользоваться своим боксом - оказывается, еще не значит получить основания считать себя собственником гаража. Так решили местные суды. Они отказали гражданину в просьбе оформить свою, как он был уверен, собственность.

Верховный суд подтвердил, что по закону стать собственником кооперативного гаража советских времен можно. Фото: Константин Завражин/РГ

Верховный суд подтвердил, что по закону стать собственником кооперативного гаража советских времен можно. Фото: Константин Завражин/РГ

Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ встала на сторону владельца гаража.

Эта история началась в районном суде, куда гражданин принес иск к гаражно-строительному кооперативу о признании за ним права собственности на свой бокс. Истец в заявлении указал, что еще в 1992 году полностью выплатил паевой взнос и с тех пор владеет этим боксом. Но спустя 15 лет городское управление Росреестра отказало ему в государственной регистрации права собственности на гараж. В решении написано, что отказано "в связи с непредставлением документов, подтверждающих создание ГСК объекта недвижимости и ввод его в эксплуатацию, либо документов, подтверждающих право собственности кооператива на передаваемый истцу объект недвижимого имущества". Гражданин пошел в суд. Но там проиграл. Апелляция с решением согласилась. Проигравший истец дошел до Верховного суда. Там дело изучили и объяснили, почему хозяин бокса прав в своих требованиях.

Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

Из дела видно, что в далеком 1987 году исполком горсовета разрешил строительство кооперативных гаражей. Районная власть своим решением разрешила организовать гаражно-строительный кооператив, а городская власть отвела под него участок земли. В 1999 году за ГСК городская власть "установила право пользования участком на условиях краткосрочной аренды". Спустя 13 лет договор аренды продлили.

Райсуд в решении написал - у ГСК земля в аренде и не доказано, что ему вообще выделили когда-то эту землю. По мнению суда, нет никаких доказательств, что ввод гаража-стоянки в эксплуатацию был произведен "в установленном законом порядке". Апелляция с таким решением согласилась.

А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с таким решением коллег не согласилась и объяснила, почему. Разъяснение высокий суд начал с Гражданского кодекса. Там в статье 130 дается определение, что такое "недвижимая вещь". Это участки земли, недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, переместить которые без "несоразмерного" ущерба для них - невозможно. Плюс к этому к таким объектам относятся не только готовые здания, но и недостроенные. К недвижимым вещам, естественно, относятся и гаражи (машино-места), но при условии, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений "описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке".

Еще Верховный суд напомнил про свой пленум (N25 от 23 июня 2015 года). Из материалов пленума видно, что по закону вещь является недвижимой либо из-за своих природных свойств, либо из-за прямого указания закона. Верховный суд подчеркнул - государственная регистрация прав на вещи "не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости". В том же Гражданском кодексе (статья 218) сказано, что граждане, члены жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных и иных потребительских кооперативов, которые полностью выплатили пай за квартиру, дачу, гараж или "иное помещение", приобретают право собственности на это имущество.

Фото: EPA

Вывод Верховного суда из этих разъяснений - в силу закона право собственности членов кооператива на недвижимость возникает с момента выплаты паевого взноса и не зависит от государственной регистрации данного права.

Местный суд, отказывая гражданину, сделал вывод, что участок специально под строительство гаража "как объекта капитального строительства" не выделялся, земля в собственности истца или ответчика не находится, а по договору аренды кооператив получил землю "без права возведения капитальных зданий и сооружений". На это Верховный суд ответил - местные суды не учли факт, что договор аренды заключен "значительно позже" возведения гаража, а землю дали в аренду для эксплуатации уже существующего гаража. Чиновники, подписывая договор аренды не могли не знать о наличии на этой земле гаража. А сам участок был передан кооперативу по акту приема-передачи без каких-либо условий.

Еще один важный момент, на который не обратили внимание местные суды, - на момент возведения гаража-стоянки как капитального строения и полной выплаты пая гражданином действовало законное распоряжение городского Совета о разрешении строительства и отведении под это участка. И было решение исполкома горсовета об организации гаражно-строительного кооператива.

На основании тех старых советских документов в деле Верховный суд делает вывод - строительство гаража на этом участке было разрешено ГСК уполномоченным органом госвласти. А еще в деле есть свежее письмо из управы, в котором подтверждено, что строительство ГСК шло "в установленном законом порядке". И судя по показаниям истца, некоторые члены ГСК оформили собственность на свои гаражи. Так что решения местных судов придется пересматривать.


В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

Первая часть комментируемой статьи устанавливает право профсоюзов защищать интересы работников в органах по рассмотрению трудовых споров в случае нарушения законодательства о труде. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами отнесена ТК РФ к основным способам защиты этих прав (ст. 352 ТК РФ). Трудовые права работников предусматриваются трудовым законодательством, содержание которого вытекает из ст. 5 ТК РФ, а также актами социального партнерства, трудовым договором. Общее содержание трудовых прав работников, которые могут защищаться профсоюзами, можно уяснить из ст. 21 ТК РФ.

Кроме защиты профсоюзами прав и интересов работников, ТК РФ устанавливает такие способы их защиты, как государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также самозащиту. Перечень органов государственного контроля, к помощи которых могут прибегнуть профсоюзы в реализации своего права на защиту, приводятся в гл. 57 ТК РФ. К ним ТК РФ относит: федеральную инспекцию труда, федеральные надзоры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, прокуроров.

В случае обращения профсоюза в федеральную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по индивидуальному или коллективному трудовому спору (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, согласно ТК РФ, являются комиссии по трудовым спорам (КТС), создаваемые в организациях, и суды (ст. 382 ТК РФ). Кроме того, профсоюз также вправе обратиться в государственную инспекцию труда с целью защиты прав и интересов работников (ст. 357 ТК РФ), следовательно, ТК РФ неявно относит федеральную инспекцию труда к органам, рассматривающим трудовые споры. Нельзя не учитывать возможности профсоюзов по урегулированию трудовых споров. Так, например, ТК РФ устанавливает среди форм социального партнерства такую, как участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ). Механизм реализации участия профсоюзов в досудебном рассмотрении трудовых споров включает в себя следующие права: урегулировать индивидуальный трудовой спор работника непосредственно в переговорах с работодателем (ст. 385 ТК РФ); выступить с инициативой создания в организации комиссии по трудовым спорам и делегировать туда на паритетных началах своих представителей (ст. 384 ТК РФ); представлять интересы работника при разрешении трудового спора в КТС (ст. 387 ТК РФ).

Часть вторая комментируемой статьи предусматривает право профсоюзов создавать юридические службы и консультации для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов. С точки зрения закона юридические службы и консультации представляют собой профсоюзные органы. Статья 3 настоящего Закона закрепляет за профсоюзами право создания любых профсоюзных органов и наделения их соответствующей компетенцией. В связи с этим юридические службы и консультации профсоюзов действуют на основании положений о них, принятых и утвержденных надлежащим образом. В функции этих органов включается оказание юридических услуг членам профсоюза по защите их прав – составление исковых заявлений и жалоб в суд, иные правоохранительные органы, представительство в суде и т. д. Представительство в суде профсоюзные юристы осуществляют на основании доверенности, которую выдает руководитель профсоюзной организации.

Глава III. Гарантии прав профсоюзов

Таким образом, можно сказать, что юридические гарантии профсоюзной деятельности – это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от возможных нарушений этих прав со стороны работодателей (их объединений), органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления. Гарантии призваны обеспечить наиболее эффективное осуществление профессиональными союзами своих правомочий в различных сферах жизнедеятельности современного общества.

Юридические гарантии профсоюзной деятельности подразделяются на:

– имущественные, принадлежащие профсоюзам как юридическим лицам (ст. 24);

– личные, предоставляемые профсоюзным активистам и членам профсоюза (ст. 25, 25, 27);

– обязанность государственных органов, работодателей и администрации в предусмотренных законом случаях оказывать содействие деятельности профсоюзов, привлекать профсоюзы к участию в решении вопросов, затрагивающих социально-трудовые интересы и права работников (ст. 28);

– надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов (ст. 29);

– юридическую ответственность за нарушение прав профсоюзов должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, работодателей, должностных лиц их объединений (союзов, ассоциаций) (ст. 30).

Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.

2. Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.

Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.

Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

3. Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

4. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

5. В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

6. Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

7. Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

Настоящая статья является основополагающей в регулировании имущественных отношений в профсоюзах, а также их взаимоотношений с государственными, муниципальными органами и общественными организациями. Пункт первый статьи закрепляет право собственности профсоюзов на принадлежащее им имущество. Как любой собственник профсоюзы могут владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Правомочие владения означает хозяйское господство собственника над принадлежащим ему имуществом и отражает юридический факт закрепления этого имущества за данным субъектом права (собственником). Пользование означает возможность собственника потреблять полезные свойства вещи (имущества) в своих целях, для удовлетворения собственных потребностей. Распоряжение является одним из самых фундаментальных правомочий собственника и позволяет ему определять судьбу вещи (имущества) вплоть до ее полного уничтожения. Обладая правомочием распоряжения, собственник осуществляет различные сделки с принадлежащим ему имуществом: отчуждение посредством продажи, сдачу в аренду, залог и т. д.

Имущество профсоюза является юридическим понятием и включает в себя совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в его собственности или принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В состав имущества включаются также деньги и ценные бумаги. Более полно содержательный характер имущества раскрывается в п. 5 настоящей статьи.

Понятие профсоюзного имущества до сих пор однозначного легального содержания не имеет. Некоторые специалисты считают, что все имущество профсоюзов является общим неделимым и принадлежит всему профсоюзу в целом и которым вправе распоряжаться только весь профсоюз в лице высшего руководящего органа (съезда), а не отдельные его организации или органы. В то же время другие специалисты подчеркивают, что наряду с таким имуществом существует и другое имущество, принадлежащее отдельным конкретным профсоюзным организациям как юридическим лицам, в противном случае приходится признать, что профсоюзные организации, являющиеся юридическими лицами, не вправе осуществлять полномочия собственника над принадлежащим им имуществом, что противоречит гражданскому законодательству. Автор придерживается точки зрения, что профсоюзное имущество действительно может быть как общим и неделимым имуществом профсоюза в целом, так и имуществом, принадлежащим отдельной конкретной профсоюзной организации, являющейся юридическим лицом.

В первом пункте комментируемой статьи подчеркивается целевой характер имущества профсоюзов, которое они должны использовать для выполнения своих уставных целей и задач.

Пункт 2 статьи устанавливает государственные гарантии по признанию, неприкосновенности и защите прав собственности профсоюзов. Конституция РФ гарантирует юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защиту, что означает одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых, не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права социалистической, в особенности государственной, собственности, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, права собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права.

Часть 2 п. 2 настоящей статьи устанавливает запрет на контроль финансовой деятельности профсоюзов, за исключением контроля за предпринимательской деятельностью профсоюзов. Под финансами профсоюзов понимается совокупность денежных фондов, т. е. финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных профсоюзных организаций. Финансовая деятельность профсоюзов связана с формированием, планированием, распределением, использованием и учетом их денежных доходов и накоплений, используемых на реализацию уставных целей профсоюзов. Основополагающими принципами финансовой деятельности профсоюзов является законность, независимость, соответствие уставным целям, подотчетность исполнительных руководящих профсоюзных органов высшим руководящим профсоюзным органам (собраниям, конференциям, съездам).

Профессиональные союзы являются разновидностью некоммерческих организаций, что в соответствии с законом означает, что профсоюзные организации не могут иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не могут распределять полученную прибыль между участниками (ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Таким образом, профсоюзы не вправе заниматься коммерческой деятельностью, в то же время они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, под которой понимается деятельность, направленная на извлечение прибыли, только в отличие от коммерческих организаций профсоюзы должны направлять полученную прибыль на уставные цели. Отсюда вытекает крайне важное значение уставов профсоюзов, которые должны как можно полнее раскрывать все виды деятельности профсоюзов, для того, чтобы можно было направлять полученные денежные средства на достижение соответствующих целей.

Независимость профсоюзов от органов государственной власти, неподотчетность и неподконтрольность им, в том числе запрет финансового контроля за их деятельностью, не означает, что профсоюзные органы не должны представлять любые формы отчетности, денежные документы для проверки налоговым органам. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 № 31н) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Профсоюзные организации как некоммерческие организации, являющиеся таковыми согласно части первой ГК РФ, составляют бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке по типовым формам, утвержденным Минфином РФ, и представляют ее в налоговые органы по месту своего нахождения.

Часть 4 п. 2 настоящей статьи предусматривает, что имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда. Это означает, что органы государственной власти не вправе своим решением лишать профсоюзы собственности. С середины 90-х годов ХХ в. многими судами России рассматривались многочисленные иски государственных органов к профсоюзам с попытками изъять принадлежащее им имущество (напр., дела № А44-478/02-С12 (2002 г.), № А56-18276/97 (1998 г.)), рассмотренные ФАС Северо-Западного округа). Характерным в этом отношении является постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 декабря 2002 г., принятое по делу № А56-24076/02 в связи с требованием Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга признать право долевой общей собственности на здание Дворца культуры (см. постатейные материалы). В постановлении суда приводится аргументированный анализ прав собственности профсоюзов на указанный объект спора. Суд заявил, что при рассмотрении спора о праве в порядке искового производства одного только заявления противоположной стороны о своих притязаниях на имущество без предъявления подтверждающих доказательств недостаточно.

Пунктом 5 настоящей статьи устанавливается открытый перечень имущества, которое может находиться в собственности профсоюзов и использоваться ими с целью выполнения уставных целей. Полученная в этом случае прибыль направляется на решение социальных задач и не может рассматриваться как объект налогообложения по налогу на прибыль. Характерным с этой точки зрения является постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2003 г. (см. постатейные материалы). Учрежденные профсоюзами организации приобретают при этом определенную самостоятельность, что не исключает их имущественной принадлежности профсоюзам (см. постатейные материалы – постановление ВАС РФ от 3.10 1995 г. по делу № 7303/94).

Читайте также: