Может ли быть образован земельный участок из земель находящихся в государственной собственности

Обновлено: 09.05.2024

Как правильно написать заявление в исполнительный орган государственной власти на предоставление земельного участка в собственность в случае, предусмотренном п. 2.7 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ?

В соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Одним из таких случаев является указанный в вопросе п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 21.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ), согласно которому до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона № 137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

При этом согласно п. 2.8 ст. 3 Закона № 137-ФЗ в случае, предусмотренном п. 2.7 ст. 3 Закона № 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 К РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.

Согласно п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно устанавливается законами субъектов РФ. При принятии такого закона субъект РФ устанавливает и форму заявления о предоставлении земельного участка. То есть в первую очередь надо выяснить, принят ли субъектом РФ, в котором находится земельный участок, закон об установлении порядка предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно.

В случае если субъектом РФ в соответствии с п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в пп. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 39.14-39.17 ЗК РФ.

Пункт 1 ст. 39.17 ЗК РФ устанавливает, что именно должно быть указано в заявлении о предоставлении земельного участка без проведения торгов по всем основаниям. В вашей ситуации там должно быть указано:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

3) основание предоставления земельного участка без проведения торгов: п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ и п. 2.7 ст. 3 Закона № 137-ФЗ;

4) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок: собственность;

5) цель использования земельного участка;

6) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка в собственность по указанным вами основаниям должны быть приложены документы, указанные в п. 2.8 ст. 3 Закона № 137-ФЗ.


17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.

Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок

Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества

Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.

Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.

Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.

Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований

Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

ВС РФ не согласился с выводами окружного суда

Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Земельный участок образован в 2009 году для многоквартирной застройки, кадастровый номер присвоен. Дом построен и сдан в эксплуатацию в 2013 году. Однако земельный участок до июня 2018 года находился в собственности застройщика, право собственности прекращено в связи с отказом от права. С июня 2018 г. по настоящее время данные в ЕГРН о собственнике отсутствуют, вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом.

Перешел ли участок в собственность муниципалитета по факту отказа или в общедолевую собственность жильцам дома?

В Земельном кодексе есть норма, согласно которой при отказе собственника от права собственности на земельный участок в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, право собственности переходит в собственность соответствующего города федерального значения, в остальных случаях земельный участок поступает в собственность соответствующего муниципального образования, на территории которого таковой расположен.

Однако жилищное законодательство устанавливает, что земельный участок, образованный под многоквартирным домом, является общей долевой собственностью собственников помещений в данном многоквартирном доме. Если данный многоквартирный дом строился в соответствии с законодательством о долевом строительстве, то право собственности на земельный участок перешло собственникам квартир с момента регистрации права собственности на квартиру первого из них. Согласно закону государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Соответственно, отказ застройщика от права собственности не приводит к переходу данного земельного участка в собственность муниципалитета, поскольку на момент отказа право собственности на земельный участок уже не принадлежало данному застройщику.

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 ЗК РФ в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Также в соответствии с пунктом 1.1 статьи 19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Согласно части 1 статьи 16 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) отношения, связанные с возникновением права общей долевой собственности участников долевого строительства на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом N 214-ФЗ.

Так, пунктом 5 статьи 16 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц.

Отказ от права собственности на земельный участок относится к общим основаниям прекращения права собственности на имущество, предусмотренным статьями 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части второй статьи 236 упомянутого Кодекса отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

ФАС Северо-Западного округа указал, что "право общей долевой собственности на общее имущество жилого дома возникает с момента появления в одном доме нескольких собственников помещений, в общую долевую собственность которых земельный участок переходит с момента формирования и проведения в отношении его государственного кадастрового учета". Далее суд указал, что застройщик, не являющийся собственником каких-либо помещений в доме, не может быть и участником общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок. Заявление застройщика об отказе от права собственности на земельный участок фактически направлено на прекращение в соответствии со ст. 238 ГК РФ его права собственности на имущество, которое не может ему принадлежать. С учетом изложенного ФАС Северо-Западного округа подтвердил, что отказ Росреестра в регистрации прекращения права собственности застройщика является незаконным. Аналогичную позицию ФАС Северо-Западного округа занял и по другому делу (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2011 по делу N А56-95109/2009, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 по делу N А41-31970/11).


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам


Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Краткое руководство по образованию земельного участка

Краткое руководство по образованию земельного участка

Все мы знаем, что для совершения любых сделок с земельным участком он должен быть образован и поставлен на кадастровый учет. Для постановки земельного участка на кадастровый учет необходимо провести ряд действий для его образования. Земельный участок может образоваться как из другого земельного участка (раздел, объединение и т.д.), так и из земли. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

  1. проект межевания территории;
  2. проектная документация лесных участков (в отношении земель лесного фонда);
  3. утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В основном образование земельных участков осуществляется на основании схемы расположения или проекта межевания территории и только в лесном фонде на основании проектной документации.

Надо сразу отметить, что в случае образования земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, такое образование допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Также законом установлены пять случаев, когда образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Что же такое проект межевания территории и как узнать утвержден ли он на территории где вы хотите образовать земельный участок?

Проект межевания — это документ, устанавливающий границы земельных участков.

Он разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются в том числе границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Что делать если границы земельного участка в проекте межевания территории не соответствуют желаемым границам?

В проект межевания территории возможно внести изменения, для чего необходимо обратиться с соответствующим заявлением в адрес органа местного самоуправления.

В случае, если изменения вносятся в виде отдельного документа для территории одного квартала и не затрагиваются земли общего пользования (дороги, скверы, площади и т.д.), то изменения вносятся без проведения публичных слушаний.

Следующим шагом будет обращение в соответствующий орган местного самоуправления для принятия решения об образовании земельного участка. Если есть утвержденный проект межевания территории, то указываете реквизиты решения о его утверждении, в ином случае прикладываете к заявлению схему расположения земельного участка (схематичный чертеж для идентификации земельного участка).

В случае отсутствия оснований для отказа, орган местного самоуправления принимает решение об образовании земельного участка в виде одного из следующих документов:

  1. решение об образовании земельных участков (в случае, если образование земельного участка осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории и не требуется дальнейшее его дальнейшее предоставление);
  2. решение об утверждении схемы расположения земельного участка;
  3. решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  4. согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.

В этих решениях обязательно должно быть указано, что право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.

Решение об образовании земельного участка, принятое в целях дальнейшего предоставления земельного участка действует два года. В течение этих двух лет, заявитель должен обеспечить проведение кадастровых работ и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.

С кадастровым инженером заключается договор подряда на выполнение кадастровых работ, по которому он обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований законодательства. В результате выполнения кадастровых работ составляется межевой план, в котором отражаются все сведения, необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Межевой план составляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Такой межевой план открывается только через специальную программу, поэтому в договоре подряда желательно прописать условие о выдаче результатов услуг помимо электронного документа также в виде бумажного документа.

Документы на государственный кадастровый учет можно представить лично и дистанционно.

Лично документы можно подать:

  1. в подразделении Росреестра (в с. Майя Мегино-Кангаласского улуса и с. Томмот Алданского района).
  2. через МФЦ.

Документы можно подать в любое подразделение Росреестра, а также в МФЦ независимо от места нахождения недвижимости и места жительства (пребывания) заявителя.

  1. почтовым отправлением.
  2. в электронной форме через Единый портал госуслуг, сайт Росреестра или с использованием веб-сервисов.

Срок осуществления кадастрового учета составляет от 5 до 12 рабочих дней в зависимости от способа подачи и формы заявления.

Проведенный кадастровый учет земельного участка подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Ее выдадут только в случае, если вы указали это в заявлении, в случае если не указали, то необходимо дополнительно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (размер платы за выдачу сведений составляет если в виде бумажного документа, то 750 рублей для физических лиц и 2200 рублей для юридических лиц, а если в виде электронного документа, то 300 рублей для физических лиц и 600 рублей для юридических лиц).

Во избежание этого, необходимо предварительно на сайте соответствующего органа местного самоуправления или Геопортале города Якутска уточнить информацию о наличии утвержденного проекта межевания территории.

Читайте также: