Могут ли участки недр быть предметом отчуждения тест

Обновлено: 14.05.2024

г) могут в случаях, предусмотренных международным договором.

20. Государственной задачей системой лицензирования не является обеспечение:

а) равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

б) развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

в) осуществление контроля порядка предоставления лицензий;

г) необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

21. Исходя из Конституции РФ недра не могут находиться в собственности:

22. Какой из данных терминов не относится к горному праву:

а) полезные ископаемые;

б) государственный кадастр;

г) наследование участков недр.

23. Государственные органы вправе:

а) устанавливать предельные размеры участков недр, предоставляемые в пользование;

б) ограничивать вопреки условиям конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами;

в) устанавливать количество участков, предоставляемых в пользование;

г) устанавливать предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.

Указать один правильный ответ

1. Участки недр не могут быть предметом:

г) купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога.

2. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с:

а) комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр;

б) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

в) Федеральное агенство по недропользованию;

г) Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

3. Государственные органы вправе:

а) устанавливать предельные размеры участков недр, предоставляемые в пользование;

б) заменять конкурсы и аукционы прямыми переговорами;

в) устанавливать количество участков, предоставляемых в пользование;

г) устанавливать предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.

4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается:

а) после возмещения производственных затрат;

б) после возмещения затрат по рекультивации территории;

в) без возмещения производственных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов;

г) после возмещения затрат по демонтажу возведенных объектов.

5. Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых:

а) не подлежат ликвидации по истечении срока действия лицензии;

б) не подлежат консервации по истечении срока действия лицензии;

в) подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или досрочном прекращении пользования недрами;

г) не подлежат досрочному прекращению пользования недрами.

6. Государственному учету и включению в государственный реестр не подлежат работы:

а) по геологическому изучению недр;

б) по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых;

в) участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых;

г) лицензии на пользование недрами.

7. При пользовании недрами не уплачиваются следующие платежи:

а) регулярные платежи за пользование недрами;

б) плата за геологическую информацию о недрах;

в) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

г) чрезвычайные платежи.

8. К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

а) расположенные на территории субъекта РФ запасы меди от 300 тысяч тонн;

б) расположенные на территории субъекта РФ извлекаемые запасы нефти от 30 миллионов тонн;

в) расположенные на территории субъекта РФ запасы газа от 30 миллиардов кубических метров;

г) содержащие месторождения и проявления урана.

9. Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются:

а) Международной Хартией;

б) Международным соглашением;

г) Конституцией РФ.

10. Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения:

а) Президентом РФ об исключении их из федерального фонда резервных участков недр;

б) Правительством РФ об исключении их из федерального фонда резервных участков недр;

в) специально уполномоченным органом РФ об исключении их из федерального фонда резервных участков недр;

г) специально уполномоченным должностным лицом РФ об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

11. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

а) создание и ведение территориальных фондов геологической информации;

б) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

в) установление общего порядка пользования недрами и их охраны;

г) защита интересов малочисленных народов.

12. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

а) заключение международных договоров РФ по геологическому изучению недр;

б) установление размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах;

в) установление общего порядка пользования недрами и их охраны;

г) защита интересов малочисленных народов.

13. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

а) установление размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах;

б) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

в) создание и ведение территориальных фондов геологической информации;

г) защита интересов малочисленных народов.

14. Недра не предоставляются в пользование для:

а) регионального геологического изучения;

б) геологических работ по прогнозированию землетрясений;

в) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

г) если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей.

15. При определении границ горного отвода не учитываются:

а) качественный состав земли участка недр;

б) границы безопасного ведения горных и взрывных работ;

в) зоны охраны от вредного влияния горных разработок;

г) зоны сдвижения горных пород.

16. Участки недр предоставляются в пользование для геологического изучения на срок:

17. Участки недр предоставляются в пользование для добычи подземных вод на срок:

18. Лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные части не должны содержать:

а) право собственности на добытое минеральное сырье;

б) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

в) согласованный уровень добычи минерального сырья;

г) личные данные недропользователя, связанные с источниками финансирования.

19. Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр осуществляется:

а) Правительством РФ относительно участков недр федерального значения;

б) главой муниципального образования относительно участков недр, находящихся на территориях муниципальных образований;

в) органом госвласти соответствующего субъекта РФ относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения;

20. Имеют право, по своему усмотрению, в границах своего земельного участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспрастраненных полезных ископаемых, не числящих на государственном балансе:

а) собственники земельных участков;

б) землепользователи и землевладельцы;

21. Органом, осуществляющим от имени государства управление государственным фондом недр:

а) Конституционный суд РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) органы государственной безопасности;

г) Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

22. Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию госуслуг и управлению госимуществом в сфере недропользования является:

а) Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

в) Федеральное агенство по недропользованию

г) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

23. Право пользования недрами не прекращается:

а) по инициативе владельца лицензии;

б) если пользователь самостоятельно временно приостановил деятельность;

в) при возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) при нарушения использования недр существенных условий лицензии.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юрист, 2006. - 68с.

О конституционном в Суде Российской Федерации: ФКЗ от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ. (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447.

Об арбитражных судах Российской Федерации: ФКЗ от28.04 1995г. № 1- ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1995. - №18. - Ст. 1589.

О Правительстве Российской Федерации: ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ. (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст.5712.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11 1994 г. № 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 330.

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.-2006.- № 23.- Ст.2381.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01 1996 г. № 14-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. -1996. - № 25. - Ст.2954.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 г. № 22 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) //СЗ РФ. - 1997. - № 5. - Ст.610.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. - № 190 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. -2005. - № 1 (4.1). - Ст. 16.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07. 1998 г. № 146-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3814.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08. 2000 г. № 117-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) //СЗ РФ. -2001. - № 44. - Ст. 4147.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (часть 1).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) //СЗ РФ.-2002.- №1 (часть 1).

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) //СЗ РФ.-2002.- № 46.- Ст.4532.

О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.-1995.- № 47.- Ст. 4472.

О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.-1995.- № 10.- Ст.823.

О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.-1995.- № 49.- Ст. 4694.

О соглашениях о разделе продукции: Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.-1996.- № 1.- Ст. 18.

О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 12.07.1997 № 116 - ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ.-1997.- № 30.- Ст. 3588.

Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.-1998.- № 51.- Ст. 6273.

Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ.- 2004.- № 32.- Ст.3348.

Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник. - М., 2000.- 250с.

Антонов В.П., Бутолина Т.А. Установление ответственности за ранее нанесенный экологический ущерб при проведении приватизации в России: доклад группы экспертов .- М.: ГИМР, Минприроды РФ, 1996.

Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. - М., 1990.- 351с.

Байдаков С.Л., Серов Г.П. Правовое обеспечение национальной безопасности России в экологической сфере.- М.: МНЭПУ, 1999.

Байдаков С.Л., Серов Г.П.

Большой юридический энциклопедический словарь / Автор и составитель А.Б. Варихин. - М.: Кн. мир, 2000. - 719 с.

Винокуров А.Ю. Природоохранительная деятельность российской прокуратуры и основные пути ее совершенствования: монография. - М.: МНЭПУ, 2001.

Винокуров А.Ю. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о ядерной и радиационной безопасности: монография. - М.: МНЭПУ, 2000.

Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая Форма деятельности. - М., 1987.- 175с.

Даниленко О.В. Стимулирование охраны природы в народном хозяйстве. - М.: Наука, 1989.

Дальневосточный международный экономический форум: The Far-Eastern International Economic Forum : Хабаровск, 5-6 окт. 2006 г. : материалы в 8 т. Т. 3 : Топливно-энергетический комплекс и недропользование на Востоке России: стратегия эффективного развития : материалы круглого стола / Правительство Хабар. края ; [редкол.: Е. Н. Заяшников и др.]. - Хабаровск : ТОГУ, 2006. - 193 с.

Дубовик О.Л., Жалинский А.С. Причины экологических преступлений. - М.: Наука, 1988.

Еропкин М.И. О классификации мер административного принуждения // Вопросы советского административного права на современном этапе. - М., 1963.- С. 61-67.

Желваков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность: учебное пособие. - М., 1996.

Каверин А.М. Правовая охрана вод от загрязнения. - М.: Юрид. лит, 1977.

Завадская Л.Н. Механизм реализации права. - М., 1992.- 287с.

Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. - М., 1978.- 142с.

Краснова И.О. Экологическое право и управление в США .- М.: Байкальская академия, 1992.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 1996. – 644 с.

Лончаков А.П. Административно - правовая организация управления собственностью в промышленности.- Владивосток, 1989.- 261с.

Лончаков А.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: учеб. пособ. - Хабаровск, 1999.-101с.

Лончаков А.П. Предприятие в системе субъектов управления промышленностью. - Хабаровск, 1989.- 173с.

Лончаков А.П. Теория юриспруденции РФ: учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1996. - 130 с.

Лопатин В.Н. Менеджмент и маркетинг в экологии и природопользовании.- М.:НИА-Природа, 2001.

Миргазизова Р.Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации. - Новосибирск: Наука, 2000.

Мухитдинов Н.Б. Правовая охрана недр.- Алма-Ата: наука, 1986.

Певзнер М.Е. Горное право: учебник для вузов.- М.: МГУ, 2001.- 375с.

Правовое обеспечение охраны окружающей среды, экологической безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций при осуществлении промышленно – хозяйственной деятельности. - М.: АНКИЛ, 2002.

Природоресурсное право и правовая охрана окружающей среды: учебник. - М.: Юрид. лит., 1988.

Сперанский Л.В., Третьякова К.В. Международное право окружающей среды: учеб. пособ. М.: МНЭПУ, 1995.

Чубуков Г.В. Природоресурсное право Российской Федерации: учеб. пособ. - М.: МГИУ, 2003. - 232с.

Шишмаков В. Т. Проблемы и перспективы развития горнодобывающей промышленности Хабаровского края / В. Т. Шишмаков// Шишмаков В. Т. Социально-экономическое обоснование основных направлений стратегии развития Хабаровского края. - Хабаровск, 2007. - С. 79-94.

Похожие документы:

Б. И. Николаевского в гуверовском институте изжание подготовили Л. Флейшман > Р. Хьюз О. Раевская-Хьюз Paris • ymca-press Москва • Русский путь 2003 Эта книга

Заметный подъем в науке о русской литературе, которым отмечены последние два-три десятилетия, связан с пересмотром основных представлений о самом составе русской культуры XX столетия.


Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Вниманию недропользователей: как исключить риски в сфере экологии?

Вниманию недропользователей: как исключить риски в сфере экологии?

Наша республика богата полезными ископаемыми, ведётся большая работа по их промышленному освоению. В указанной связи серьёзно стоят вопросы охраны окружающей среды.

Какие права есть у граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться недропользователями при использовании участков недр и добыче полезных ископаемых? Что свидетельствует об их нарушении и какую ответственностью несут недропользователи за них? Об этом рассказал старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.

На основании каких документов возникает право пользования участками недр?

Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка - субъекты предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн. рублей.

Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесен ущерб в размере 2,5 млн. руб. и выше, в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.

То есть обычные граждане – не предприниматели не могут использовать осуществлять добычу полезных ископаемых?

- Не совсем так. Положениями ст. 19 Закона о недрах предусмотрены определенные гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые и подземных воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.

Что понимается под использованием для собственных нужд?

- Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
  • строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.

Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке, если он не собирается этот песок реализовывать, для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.

Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование участками недр?

- В первую очередь это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.

Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.

Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведение работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.

Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа на должностных лиц - до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - до 500 тысяч рублей.

Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.

Так, в 2018 году Управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий. В 2019 году – свыше 60 лицензий.

Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?

- Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.

Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.

Так, уже в текущем году, свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.

Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.

Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространенных полезных ископаемых и даже золота.

Зачастую берут лицензии на объемы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчетов, поскольку многие заблуждаются и думают, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчеты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.

Поэтому, хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.

Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?

- Действительно помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.

Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.

Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.

Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?

Ущерб, причиненный водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн. руб.

По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и по ст. 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта. юридическому лицу и его должностному лицу назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. руб..

Также, Якутской природоохранной прокуратурой в суд предъявлено исковое заявление о взыскании с Общества ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн. руб.

Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказано. В настоящее время предприятие находится в процессе банкротства.

Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.

Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?

- В случае, если предоставленный в пользование участок недр расположен на территории земель лесного фонда, то использование лесного участка без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – до 300 тысяч рублей.

К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнем или источниками повышенной опасности.

За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки), повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа до 600 000 рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также возможно с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

В случае совершения незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере, для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Значительным размером в указанной статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям, превышающий всего 5000 рублей.

Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 руб.

В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.

Как известно нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера. Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недрапользователями таких территорий?

Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.

Органом, оказывающим государственную услугу по организации проведения этноэкспертизы, является также Министерство РС(Я) по развитию Арктики и делам народов Севера.

В 2019 году вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.

Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.

В Якутии освоение месторождений полезных ископаемых зачастую сопровождается нарушениями законодательства об охране окружающей среды.

О чем нельзя забывать пользователям недр при геологическом изучении, разведке и добыче полезных ископаемых? Какие нарушения могут повлечь уголовную ответственность ?

С какими нарушениями законодательства в сфере добычи полезных ископаемых Вы чаще всего встречаетесь в своей практике?

Зачастую эти нарушения связаны с нарушением лицензионных условий пользования недрами, такие как: несвоевременная сдача предусмотренной законом отчетности, нарушение сроков разработки проектной документации, несоблюдение объемов добычи предусмотренных такой документацией.

К примеру, в текущем году за осуществление деятельности в отсутствие проектной документации по нашим мерам 11 золотодобывающих организаций привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Что делать недропользователю, если он понимает, что не может соблюсти определенные техническим проектом объемы добычи полезных ископаемых? Как не стать нарушителем?

Какие еще нарушения допускаются недропользователями?

Встречаются и более серьёзные нарушения, которые при определенных обстоятельствах могут повлечь уголовную ответственность.

Участки недр в целях добычи полезных ископаемых предоставляются в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

В случае если недропользователь вышел за пределы границ горного отвода и осуществил там добычу, в зависимости от объемов добычи и стоимости сырья свыше 2 млн. 250 тыс. руб., такая добыча расценивается как пользование недрами в отсутствие лицензии, а лицо, её совершившее, подлежит уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) с назначением наказания вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.

Кроме того, необходимо отметить, что добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, то есть при наличии у недропользователя лицензии на геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, до постановки запасов полезных ископаемых на баланс осуществлять промышленную эксплуатацию месторождения и добычу полезных ископаемых нельзя.

Все полезные ископаемые, изъятые из недр в ходе геологического изучения в виде проб, должны храниться в опломбированном виде у недропользователя и после окончания стадии геологического изучения могут быть истребованы территориальным фондом геологической информации.

Так, в текущем году в ходе проверки лицензионных дел природоохранной прокуратурой выявлен факт незаконной добычи юридическим лицом золота, в отсутствие лицензии на добычу и его реализации на сумму 26 млн. рублей. По материалам проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов), по которой предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет.

В условиях нашей республики пользование недрами зачастую осуществляется в лесах. Какие нарушения, связанные с использованием лесных участков, встречаются в деятельности недропользователей?

Недропользователями не всегда соблюдаются требования пожарной безопасности в лесах. В этой связи наша работа носит упреждающий характер.

Так, в преддверии пожароопасного сезона недропользователям внесены представления, по которым приняты меры по противопожарному обустройству лесов, обеспечению наличия необходимого противопожарного инвентаря.

За несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах статьей 8.32 КоАП РФ также установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 млн. руб.

Необходимо понимать, что в случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности статьей 261 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Так, в 2020 году имеется случай возгорания лесного массива в Томпонском районе в результате проведения взрывных работ работниками угольного разреза. В настоящее время по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 261 УК РФ.

Имеются ли какие-то специфические нарушения в зависимости от отраслей добывающей промышленности?

На территории республики крупные месторождения угля сосредоточены в Нерюнгринском районе. В этой связи на постоянном контроле находятся вопросы состояния охраны атмосферного воздуха.

В указанной сфере налажен обмен информацией с органами Роспотребнадзора, которые осуществляют контроль за превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ.

В нефтедобывающей отрасли зачастую вред наносится почве.

Так, в Мирнинском районе по факту разлива нефти при эксплуатации внутрипромыслового нефтепровода на Иреляхском месторождении по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 254 УК РФ (порча земли). Причиненный почве ущерб в размере 22 млн. рублей возмещен полностью.

В указанной связи недропользователи должны понимать необходимость налаженной системы производственного и экологического контроля на предприятиях. Добросовестное исполнение ответственными лицами своих обязанностей, а также усиленный контроль за их работой со стороны руководства предприятия - залог не только хорошей репутации и финансового состояния компании, но и экологического благополучия республики и отсутствие претензий со стороны контролирующих и надзорных органов.

Другим актуальным вопросом для недропользователей республики является сбор ископаемых мамонтовой фауны. Какие нарушения наиболее распространены при добыче палеонтологических ископаемых?

Несмотря на прямой запрет законодательства на использование технических средств, нередки случая использования высоконапорных мотопомп с целью размытия берегов водного объекта для облегчения извлечения ископаемых мамонтовой фауны. Вместе с тем, согласно ст. 11 Водного кодекса РФ пользование водными объектами осуществляется на основании договоров водопользования, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В указанной связи использование высоконапорных мотопомп с целью размыва берегов водного объекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, то есть самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий и влечет наложение административного штрафа до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя сроком до 90 суток.

В случае если безлицензионным сбором нанесён ущерб в размере 2 млн. 250 тыс. руб. и более, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство).

В случае если бивни мамонта или иные ископаемые были собраны незаконно, они изымаются в пользу государства.

Так, например, по заявлениям Якутской природоохранной прокуратуры свыше 170 кг ископаемой мамонтовой кости признано судом собственностью государства и передано на хранение в музеи мамонта республики.

Читайте также: