Могут ли по утерянному паспорту продать квартиру

Обновлено: 28.04.2024

В последнее время в СМИ все чаще обсуждаются случаи, когда владелец недвижимости узнает о том, что квартира или дом больше ему не принадлежат, но при этом он не подписывал никаких документов. Потерять жилье, в том числе и единственное, может любой гражданин — мошенники подделывают подписи собственников недвижимости на договорах купли-продажи, после чего сделка благополучно регистрируется через МФЦ, и осуществляется переход права собственности. И даже если пострадавшему собственнику удается доказать факт мошенничества и вернуть себе жилье, пострадавшей стороной оказываются добросовестные покупатели, которые приобрели эту недвижимость после ряда перепродаж. А преступники скрываются с деньгами и готовят новую аферу.

Так, в декабре 2020 года стало известно о двух подобных случаях, произошедших только в одной Кемеровской области. Герой первой истории — Денис, узнал, что перестал быть владельцем квартиры в центре Кемерова, когда он стал приводить в порядок документы на жилье, и ему понадобилась выписка из ЕГРН. Получив документ, мужчина с удивлением увидел, что собственник у квартиры уже другой. Сначала Денис решил, что в Росреестре просто перепутали данные, но вторая выписка подтвердила — владелец квартиры теперь некий Артем.

Денис продавать квартиру не собирался. И не подписывал никаких договоров или доверенностей. Мужчина начал выяснять, как квартира без его ведома могла перейти к другому владельцу. В итоге ему удалось найти договор купли-продажи, на основании которого был осуществлен переход права собственности. На договоре в простой письменной форме, который был подан в отделение МФЦ, подпись Дениса подделана.

И теперь следствию предстоит разбираться — был ли работник МФЦ в сговоре с квартирными аферистами, или его ввели в заблуждение, приведя вместо Дениса кого-то похожего.

У Дениса есть помощники и друзья, которые помогают ему в борьбе за квартиру. И это — не единственное его жилье. Второй же пострадавший от действий мошенников в Кемерове остался совсем один и оказался на улице.

Сейчас Василий вынужден ночевать в чужих подъездах. Он сирота, безработный и, кроме того, испытывает сложности с общением. Несколько лет назад парень потерял паспорт, но никому не сообщил об утере — процесс восстановления документа вызывает у него ужас. Видимо этой ситуацией и воспользовались мошенники.

Молодой человек обратился за помощью к знакомому психологу, который и поднял тревогу. Сейчас с его помощью Василий восстанавливает паспорт и другие документы. Психолог же уговорил молодого человека пообщаться с журналистами и обратиться в органы правопорядка, чтобы вернуть комнату.

Им можно подсунуть на подпись документ, значения которого они даже не поймут, силой или шантажом принудить пойти на сделку, которая лишит их права собственности. А можно просто подделать их подпись на документе в простой письменной форме. Дезориентированный, потерявший все, испуганный человек, порой, даже не знает, куда обращаться, чтобы восстановить свои права на собственность. И часто просто погибает.

Договор в простой письменной форме — излюбленный документ аферистов. По документу, который, по сути, никто детально не проверяет, несколько раз были проданы даже те квартиры, владельцы которых уже умерли некоторое время назад. Одна из недавних громких историй произошла в Липецке, где мошенники продали квартиру от имени женщины, которая умерла 8 лет назад. Сейчас наследник владелицы квартиры и ее новые собственники, добросовестные приобретатели, отстаивают своё право на владение недвижимостью в суде. И в любом случае одна из добропорядочных сторон окажется в проигрыше. А мошенников и след простыл.

Если бы сделки с недвижимостью подлежали обязательному нотариальному удостоверению, ни одна из этих историй не произошла бы. Мошенничество было бы выявлено еще на этапе подготовки к сделке.

Именно поэтому все больше экспертов говорят о том, что сделки с жилой недвижимостью нуждаются в обязательном нотариальном удостоверении.

Нотариальное удостоверение всех сделок с недвижимостью — обычная практика для большинства европейских стран. Ведь когда сделка удостоверена нотариусом, именно на нем лежит ответственность за ее юридическую чистоту и законность.

Перед удостоверением сделки нотариус обязательно проверяет личности сторон сделки (подлинность паспортов и их действительность), проводит тщательный предварительный анализ документов. Кроме этого, он обязательно беседует со сторонами сделки, чтобы удостовериться в том, что они действительно хотят заключить сделку и именно на тех условиях, которые заявлены в договоре. Нотариус убеждается в том, что ни продавец, ни покупатель не находятся под давлением, что их не принуждают к совершению данной сделки, и они понимают ее правовые последствия. Сторонам в обязательном порядке зачитывается договор и разъясняются его сложные пункты. А после удостоверения документа, нотариус в тот же день направляет пакет документов в Росреестр в электронном виде для регистрации прав собственности.

Нотариус не только высококвалифицированный и самый доступный для граждан юрист. Он единственный из профессиональных участников рынка недвижимости несет полную имущественную ответственность за свои действия. И в случае, если по вине нотариуса сторонам сделки нанесен ущерб, он будет возмещен в полном объеме. Для этого существует многоуровневая система страхования профессиональной ответственности нотариуса.

Паспорт — очень важный документ, который мы практически всегда носим с собой. Но его очень легко где-то случайно выложить и забыть. Разбираемся, что делать, если он утерян, и нужно ли платить штраф за собственную неосторожность.

1. Обратиться в полицию

Обратиться для подачи заявления можно в любое ближайшее отделение — не обязательно по месту жительства. Здесь потребуется подтвердить, что паспорт не украли, а он потерян, написать заявление и получить взамен талон — он подтверждает, что заявление принято.

Также сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении. Потеря паспорта попадает под статью 19.16 КоАП РФ (умышленная порча документа, удостоверяющего личность, или утрата по небрежности). Поэтому придётся заплатить штраф за административное правонарушение — в размере 100–300 ₽. Оплатить штраф можно в ближайшем к отделению полиции банке или в своём мобильном банке.

Шансов, что правоохранительные органы найдут паспорт, мало. Но обращение в полицию необходимо, чтобы утерянный документ признали недействительным (обновили данные в базе ОУФМС) и тот, кто его случайно найдёт, не смог им воспользоваться. Проверить, обновлены ли данные, можно на сайте МВД при помощи специального сервиса.

2. Подготовить документы для запроса нового паспорта

После визита в правоохранительные органы необходимо подать заявление на выдачу нового паспорта. Оно заполняется от руки или на компьютере, после чего распечатывается. Бланк можно загрузить на сайте МВД.


При заполнении от руки писать необходимо печатными буквами, чёрными или синими чернилами. Исправления не допускаются. В заявлении нужно обязательно указать реквизиты утерянного паспорта.

К заявлению потребуется приложить такие документы:

Дополнительный набор документов (при наличии):
• Свидетельство о заключении брака, о расторжении, о рождении детей, не достигших 14 лет.
• Копия документа воинского учёта: военный билет или справка, выданная комиссариатом.

У представителей других национальностей, а также россиян, которые постоянно проживают за пределами РФ, могут запросить документы, подтверждающие российское гражданство. Например, свидетельство о рождении.

Если какие-то документы у вас на иностранном языке, необходимо сделать нотариально заверенный перевод на русский.

3. Оплатить госпошлину


Если паспорт потерян при чрезвычайном происшествии, например при наводнении, госпошлину оплачивать не нужно.

4. Обратиться в Управление по вопросам миграции

Подготовленный набор документов вместе с квитанцией об оплате госпошлины и подписанным заявлением об утрате паспорта нужно отнести в подразделение по вопросам миграции МВД по месту жительства или временного пребывания.

Раньше это можно было сделать в МФЦ или в ФМС, однако после 2016 года этим вопросом занимается исключительно МВД. Произвести замену паспорта в МФЦ удастся только в Москве, где в отделениях сидят сотрудники МВД.

5. Дождаться выдачи нового паспорта

После подачи заявления о замене паспорта и пакета документов вам могут выдать на выбор справку о приёме заявления в произвольной форме или временное удостоверение личности РФ. Второй вариант важен для тех, кому во время ожидания необходима замена паспорта: например, если человек потерял документ перед путешествием. Для временного удостоверения в отделении потребуется сделать дополнительную фотографию.

Если документы подаются по месту жительства, то их должны рассмотреть в течение 10 календарных дней. Если вы обратились в другом городе, то срок увеличивается до 30 дней. Праздники и выходные не влияют на длительность ожидания, даже если заявление было подано 30 декабря.

Получить готовый паспорт может только гражданин, которому он предназначается. Родственники не могут этого сделать, даже если у них на руках есть доверенность. Если человек не может посетить отделение МВД по состоянию здоровья, то сотрудник отделения доставит документ на дом. Для этого родным нужно написать соответствующее заявление в МВД и приложить справку.

6. Сообщить банку новые паспортные данные

Если у вас есть банковский счёт, то необходимо обратиться в банк и сообщить о смене паспорта — это требование прописывается в договоре. Если этого не сделать, банк имеет право в любой момент заблокировать счёт, потому что документ, указанный в договоре, находится в списке недействительных.

В случае если у вас есть кредит, банк-кредитор тоже нужно уведомить о смене паспортных данных — новая информация будет внесена в прежний договор или в допсоглашение.

7. Проверить свою кредитную историю

Эксперты советуют проверять свою кредитную историю минимум раз в год, но если вы потеряли паспорт, то это стоит делать чаще (если паспорт попал в руки мошенников, они могли попробовать оформить на ваше имя кредит).


Читайте по теме:

Два раза в год свою кредитную историю можно получить бесплатно. Для этого нужно выяснить, в каких бюро она хранится (это можно сделать на Госуслугах) и обратиться к ним.


Кроме того, у пользователей есть возможность оформить подписку на изменения в своём кредитном рейтинге (она стоит 49 ₽ в месяц). Тогда каждый месяц вы будете получать на почту уведомления о состоянии вашего скорингового балла. Это позволит вам оперативно среагировать, если кто-то возьмёт на вас кредит. Как действовать в такой ситуации, можно прочитать в нашей статье.

Продажа и покупка квартиры: о чем не рассказал Росреестр

Росреестр: что делать, если вы продавец

  • Если вы не можете присутствовать на сделке, необходимо оформить нотариальную доверенность на продажу квартиры и представление документов в Росреестр на государственную регистрацию.
  • Если среди собственников квартиры есть лица, находящиеся под опекой и попечительством (например, дети, совершеннолетние недееспособные или ограниченно дееспособные граждане), необходимо запросить разрешение органов опеки и попечительства на заключение договора купли-продажи.
  • Если в квартире кто-то прописан, нужно решить вопрос о снятии человека с регистрационного учета. Это можно сделать на портале госуслуг или обратившись в МФЦ. Потом там же следует заказать выписку из домовой книги, которая позволит покупателю убедиться, что на жилплощади никто не прописан.
  • Приобретенная в браке квартира является совместно нажитым имуществом мужа и жены. Поэтому потребуется нотариально удостоверенное согласие супруга на продажу квартиры.

Обязательно проверьте покупателя

Если покупатель – гражданин РФ, рекомендуем проверить, действителен ли его паспорт, с помощью сервиса МВД России.

Если покупатель – юридическое лицо и договор купли-продажи предусматривает рассрочку оплаты, нужно внимательно проверить документы, в частности устав юрлица, и получить выписку из ЕГРЮЛ. В выписке должна насторожить информация о наличии недостоверных сведений об учредителях компании-покупателя или о ее юридическом адресе. Налоговая инспекция может начать процедуру исключения юрлица из реестра уже через полгода после внесения сведений о недостоверности. При пропуске трехмесячного срока на представление возражений в случае начала такой процедуры восстановить покупателя в реестре и получить оплату будет крайне проблематично (ст. 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Устав юридического лица может предусматривать необходимость получения согласия учредителей на совершение сделок по приобретению недвижимости или сделок, превышающих определенную сумму. На основании финансовой отчетности компании можно установить, не является ли такая сделка крупной (является, если стоимость квартиры превышает 25% балансовой стоимости активов компании). Если указанные критерии соблюдаются, крайне важно получить письменное согласие учредителей на совершение сделки в виде заверенной копии протокола общего собрания участников или акционеров. В противном случае сделка может быть оспорена (см., например, п. 4 ст. 46 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ), а продавец должен будет вернуть полученные денежные средства покупателю и вновь оформлять на себя квартиру.

Также желательно через сайт ЕФРСБ удостовериться, что в отношении покупателя – физического или юридического лица не возбуждено дело о банкротстве. Если это все-таки случилось, он, скорее всего, не сможет купить у вас квартиру без согласия арбитражного управляющего. А база судебных приставов позволит установить, не возбуждено ли исполнительное производство, которое может стать основанием для ареста банковских счетов покупателя и существенно затруднить расчеты по сделке.

Отнеситесь серьезно к выбору способа расчета по сделке

Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы Ирина Язева:

Хотелось бы обратить внимание продавцов недвижимости на ситуацию, когда денежные средства по договору купли-продажи квартиры передаются после регистрации перехода права собственности на имущество и когда покупка оплачивается не посредством аккредитива или использования банковской ячейки, а путем передачи наличных или перевода средств со счета покупателя на счет продавца. В таком случае у продавца нет никаких гарантий, что покупатель передаст денежные средства в срок, установленный договором купли-продажи. Если же для расчетов по сделке используется аккредитив или банковская ячейка, то продавец уже до передачи документов в уполномоченный орган на регистрацию уверен, что нужная сумма ждет его в банке и он без проблем сможет получить деньги при предоставлении договора с отметкой о регистрации перехода права собственности.

Помните о налогах

Расскажу еще об одном поучительном случае из практики: сделку купли-продажи сопровождал риелтор, и она была нотариальной. Но никто не объяснил продавцу, что он не является налоговым резидентом РФ, так как более 6 месяцев в году проживает на Кипре. В итоге для продавца стало неожиданностью, что он должен уплатить налог с дохода от продажи недвижимости в размере 30%. Продавец потерял 1/3 стоимости квартиры. Причем он мог этого избежать, просто въехав в Россию раньше.

Росреестр: что делать, если вы покупатель

Обязательно проверьте продавца

Порядок действий при покупке квартиры зависит от того, у кого она приобретается – у застройщика или на вторичном рынке. Процедуры проверки продавца в первом и во втором случаях существенно разнятся.

Проверить продавца – юридическое лицо можно так же, как и покупателя (см. выше).

Также мы рекомендуем выяснить, не обременена ли квартира правами третьих лиц (аренда, залог, рента и проч.), не является ли предметом судебного разбирательства. Следует понимать, что обременения не обязательно будут отражены в выписке из ЕГРН. Некоторые обременения, например право пожизненного проживания третьих лиц в квартире, могут фигурировать только в тексте документов ¬– оснований перехода прав на квартиру (договор купли-продажи, договор дарения и проч.).

Если квартира приобретается у застройщика, необходимо не только удостовериться в его правовом статусе, но и проанализировать лицензию, проектную документацию на объект, сроки сдачи дома в эксплуатацию, проверить наличие в базах судебных дел исков к застройщику о защите прав потребителей (многочисленность подобных исков может свидетельствовать о недобросовестном отношении застройщика к срокам передачи квартир в собственность дольщиков).

Проверьте бывших жильцов и не торопитесь с покупкой наследственного имущества

Также с осторожностью стоит отнестись к квартире, которая получена последними собственниками по наследству, если прошло менее 3 лет. Я бы не рекомендовала заключать договор, так как всегда возможно появление нового наследника, который не знал о смерти наследодателя (например, родственники не захотели ему об этом сообщить или не смогли, так как он живет за границей). Суды часто восстанавливают в правах таких наследников. В этом случае вам придется вернуть квартиру.

Проверьте наличие жильцов, которых выселить из квартиры не получится

Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы Ирина Язева:

Я бы рекомендовала быть осмотрительнее при покупке ранее приватизированных квартир. Следует проверить, не отказался ли кто из жильцов участвовать в приватизации.

По закону такие лица сохраняют право пользования квартирой даже в случае смены собственника. Если по условиям договора купли-продажи жильцы обязаны сняться с регистрационного учета по месту жительства уже после перехода права собственности, то могут всплыть неожиданные проблемы: лицо, отказавшееся от приватизации, передумает выписываться из квартиры, а судебная практика по таким делам не в пользу покупателя.

Оксана Оноприенко

Что входит в обязательный пакет документов для сделки купли-продажи?


Весь пакет документов, которые готовит продавец перед сделкой по недвижимости, условно можно разделить на 2 части – основную и дополнительную.

Документы из основной части пакета потребуются при регистрации факта передачи прав на жилье в результате сделки, в то же время дополнительные данные вправе потребовать покупатель, чтобы проверить законность продажи и технические особенности объекта.

Пакет основных документов составляют:

  • паспорт собственника-продавца (всех собственников, если таких несколько);
  • если же собственником является несовершеннолетнее лицо, потребуется его свидетельство о рождении, а также паспорт одного из родителей;
  • заверенный нотариально договор сделки купли-продажи объекта (или иной правоустанавливающий документ);
  • сведения из домовой книги о составе семьи, проживающей по данному адресу;
  • разрешение опекунских служб (в случае, если собственник квартиры – несовершеннолетнее лицо);
  • если продавец состоит в браке, потребуется также письменное согласие жены/мужа на реализацию сделки;
  • если интересы продавца представляет доверенное лицо, следует предоставить нотариальную доверенность и паспорт представителя.

К дополнительным документам, которые понадобятся при продаже имущества, относятся:

  • технический паспорт на объект как гарантия отсутствия незаконной перепланировки;
  • подтверждение отсутствия задолженностей по коммунальным платежам;
  • выписка из ЕГРН об имущественном объекте как свидетельство отсутствия каких-либо обременений на жилье (с 2017 года она действует вместо кадастрового паспорта).

Возможно ли продать квартиру без документов?


Отсутствие у собственника необходимой документации на квартиру зачастую выявляется вследствие затягивания с процессом корректного оформления жилья еще до того, как возникает намерение ее продать.

При этом покупателю может настолько понравиться сам объект, что даже перспектива самостоятельного оформления документов не повлияет на готовность ее приобрести.

По сути, продажа квартиры может быть реализована при наличии документов из основного пакета, указанного выше: без правоустанавливающего документа и справки о составе семьи регистрационные службы не освидетельствуют Договор сделки между покупателем и продавцом.

А вот дополнительных документов (техпаспорта, выписки из ЕГРН, справок об отсутствии задолженности) может и не быть, потому как их наличие – в частных интересах продавца.

Какие-либо пробелы или нестыковки в документации могут привлечь значительные проблемы новому собственнику – коммунальные долги, обременения и возможные претензии на право владения квартирой третьими лицами всплывают именно вследствие отсутствия полного перечня документов и юридической неосведомленности покупателя.

При этом даже будучи в полной уверенности в правовой чистоте объекта, покупателю следует понимать, что универсальной схемы регистрации имущественного объекта не существует: в зависимости от пути приобретения продавцом права собственности могут потребоваться различные документы, и процесс надлежащего оформления права владения затянется на несколько месяцев.

как в крыму получить землю лпх

Некоторые банки предлагают программы ипотеки для молодой семьи.

Мечтаете о бесплатном участке в Крыму? Об условиях его получения подробно написано здесь.

Необходимо составить договор задатка при покупке земли? Образец можно скачать здесь.

Возможна ли продажа квартиры без технического паспорта?

Технический паспорт – это документ, который отражает перечень основных технических параметров недвижимого объекта, а также сведения о его оценочной стоимости исходя из рыночной оценки жилищных объектов.

Оформлять технический паспорт на квартиру обязует собственников Статья 19 Жилищного Кодекса РФ, в которой аргументируется потребность государственного технического учета жилищного фонда.

Для реализации сделки купли-продажи квартиры ее техпаспорт не является основным, регистрация права собственности возможна без предоставления данного документа.

Однако, именно в интересах покупателя – убедиться в документальной фиксации всех технических параметров: соответствия реализуемой площади и отсутствия неузаконенной перепланировки.

Во избежание административных штрафов за нелегальные действия и прочие потенциально возможные неприятности, покупатель должен потребовать подтверждения сведений в техпаспорте, оформленном надлежащим образом.

Подытожив, отметим следующее: наличие расширенного и детализированного перечня документов на квартиру, являющейся предметом сделки купли-продажи – первый приоритет покупателя. Отсутствие или неполнота информации об объекте покупки может повлечь за собой не только долгие процедуры оформления права собственности, но и стать потенциальной угрозой лишения квартиры, в том числе и вследствие мошеннических схем.

Как восстановить удостоверение личности, если вы его потеряли или испортили?

Вас могут постичь неприятности в виде штрафа при проживании без основного документа. Для применения санкции не имеет значения причина отсутствия бланка: утеря или порча.

При обнаружении отсутствия паспорта и невозможности его найти необходимо обратиться в подразделение ГУВМ МВД, чтобы восстановить документ в установленном порядке.

Порядок восстановления российского паспорта

Если ваш паспорт украли, сообщите об этом в полицию. При обнаружении утери документа гражданин обязан обратиться за его восстановлением в течение одного месяца со дня утраты.

Чем скорее вы заявите в полицию об утрате, тем лучше для вас. Не позволяйте мошенникам пользоваться вашим бланком для совершения преступлений.

Восстановление папорта

Какие заявления подаются при утере паспорта?

Чтобы восстановить утерянное удостоверение, необходимо написать в УВМ МВД два заявления:

  • об утере. В нем следует указать место инцидента, дату утери, обстоятельства;
  • о выдаче нового паспорта вместо утраченного.

Образцы заявлений можно скачать в интернете на официальном сайте МВД или портале госуслуг.

Куда обращаться при порче паспорта, и какие заявления писать?

При порче порядок действий будет аналогичен описанному выше: необходимо подать в УВМ МВД два заявления.

В первом вы описываете обстоятельства порчи документа, дату, место происшествия. Одновременно подаете прошение о выдаче нового бланка взамен испорченного.

Временное удостоверение личности, которое выдается, пока готовится основное, позволяет:

  • совершать операции в банке;
  • покупать билеты для поездок внутри России.

С ним не получится:

  • пересечь государственную границу;
  • оформить прописку;
  • заключить брак.

Какие документы для восстановления необходимо предъявить?

Перед посещением территориального отдела УВМ МВД необходимо сделать 4 фотографии, уплатить госпошлину, чтобы предъявить оригинал квитанции работникам миграционного управления с заявлениями.

Чтобы все сведения из прежнего документа сохранились в новом, необходимо предъявить:

Срок восстановления российского паспорта

Установленный законом срок на изготовление нового документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, составляет 60 дней.

Если вы обратитесь за восстановлением в УВМ МВД по месту своего жительства, процесс займет около 10 дней

Госпошлина: где можно заплатить?

Когда речь идет об уплате госпошлины, всегда актуальным остается вопрос: где взять реквизиты для оплаты?

Их вы можете узнать:

  • в территориальном УВМ МВД;
  • в местном МФЦ;
  • через банкомат или терминал Сбербанка;
  • на сайте МВД России (там же можно распечатать квитанцию, после чего заплатить в банке).

Банковские реквизиты для уплаты госпошлины при замене паспорта в связи с утратой отличаются от реквизитов для первичной выдачи бланка или при его замене по возрасту.

Сбор могут не уплачивать дети-сироты или несовершеннолетние лица, оставшиеся без опеки родителей.

Госпошлина за утрату

Она составит 1500 руб ., штраф — 100-300 руб . Дополнительный штраф может назначаться при наступлении определенных ситуаций.

Вам грозит санкция, если в течение 30 дней после пропажи документа вы не обратились в УВМ МВД или МФЦ для его восстановления

Госпошлина за испорченный паспорт

Если бланк пришел в негодность, придется заплатить за выдачу нового государственную пошлину в сумме 1500 руб .

Порча паспорта случается, например, если вы его постирали вместе с одеждой или не уследили за ребенком, и он исписал документ ручкой.

В этом случае также придется заплатить 100-300 руб . за умышленное уничтожение или порчу документа, удостоверяющего личность гражданина, или небрежное его хранение по ст. 19.16 КоАП РФ .

Как восстановить российский паспорт в другом городе?

Восстановить главный документ можно в любом городе РФ. Для этого вам понадобится:

  • заполнить заявление по форме П1 о выдаче/замене;
  • уплатить госпошлину и принести квитанцию;
  • написать заявление об утрате или порче;
  • сделать 4 фотографии, две из них используют для временного удостоверения личности. Можно взять готовые фотографии, сделанные не позднее 2 месяцев назад;
  • предъявить талон-уведомление о регистрации происшествия.

Чтобы восстановить бланк в другом городе, вам следует:

  • обратиться в полицию с заявлением, в котором указать все обстоятельства утери документа. При заявлении о краже разбирательство может занять несколько месяцев, но если заявить об утере, факты будут проверены в течение 2-4 недель, и вы сможете быстрее оформить новый бланк;
  • подтвердить обращение в полицию талоном-уведомлением, который вам выдадут при приеме заявления;
  • ближайший паспортный стол выдает временное удостоверение личности, но получить его по месту временной регистрации намного легче;
  • запросить выписку из карточки регистрации жилого фонда с места постоянной регистрации. Основываясь на временном удостоверении личности, паспортный стол запрашивает информацию дистанционно;
  • заплатить штраф за утерю документа в ближайшем отделении банка;
  • сделать фотографии в количестве 4 штук размером 35х45 мм;
  • собрать стандартный набор бумаг для получения паспорта;
  • подождать окончания проверки обстоятельств по факту утери документа;
  • обратиться в ближайший УВМ МВД с заявлением о выдаче нового бланка.

Если у вас имеется возможность вернуться домой и обратиться за восстановлением паспорта по месту жительства, лучше так и поступить.

В этом случае срок восстановления будет минимальным — не более 10 дней с момента подачи заявления и всех бумаг.

Резюме

Процедура восстановления паспорта при утере или порче проста. В течение 30 дней нужно прийти в миграционное управление МВД и составить заявление. Вас попросят уплатить госпошлину.

Если у вас еще остались вопросы, мы готовы ответить на них. Предлагаем вам воспользоваться онлайн-формой и получить консультацию наших опытных юристов или позвонить по телефону, указанному на сайте.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Здравствуйте. Я потерял паспорт, прописки у меня сейчас нет, так как выписался с бывшего места жительства, а на новой квартире еще не прописался. Паспорт выдан отделом УФМС по району в котором я был прописан с рождения, прописываться сейчас я буду в другом районе. Куда мне сейчас обратиться для восстановления паспорта по утере? Что делать для замены паспорта при утере? Какие необходимо документы (есть сканы старого паспорта)? Взыскивается ли штраф по утере? Если да, то можно ли как то избежать штрафа, указав например причину не утеря а кража?

Согласно п. 15 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выдача и замена паспортов производятся подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина.

Обращайтесь в районное отделение ФМС. На период выдачи нового - от 1 месяца и более, Вы вправе просить временное удостоверение личности.

Паспорта выдаются гражданам:

  • в 10-дневный срок со дня принятия подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался этим же подразделением;
  • в 2-месячный срок со дня принятия подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным подразделением.

Статья 19.16 КоАП: Умышленные уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Для получения паспорта гражданина РФ в связи с его утратой или хищением Вам необходимо предоставить следующие документы:

Для проставления обязательных отметок во вновь выдаваемый Вам в связи с утратой или хищением паспорт необходимо иметь при себе также:

Читайте также: