Льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления

Обновлено: 03.05.2024

22.2. льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления: Налоги и налогообложение в Российской Федерации, Дмитриева Нина Георгиевна, 2004 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебнике рассмотрен механизм формирования налогообложе- ния с позиций действующего Налогового кодекса РФ и последних изменений налогового законодательства. Раскрывается сущность налогов, налоговой системы и организации налогообложения.

22.2. льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

• заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

• предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности

малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

• научные организации, опытные, экспериментальные и учебноопытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля и др.;

• учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые из соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (кроме курортных), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования;

• государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

• предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования;

• граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, в первые 5 лет с момента предоставления им земельных участков;

• участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, на которых распространяется законодательство РФ;

• инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от групп инвалидности;

• Герои Советского Союза, России, кавалеры ордена Славы трех степеней;

• граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий;

• санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Не облагаются земельным налогом:

• земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации;

• земли общего пользования населенных пунктов и т.д.

Право устанавливать дополнительные льготы предоставлено органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ (в пределах суммы земельного налога, находящейся в их распоряжении), а также органам местного самоуправления в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков.

В отношении льготы для религиозных объединений, на земле

которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, следует иметь в виду некоторые особенности ее предоставления.

Действие указанной льготы распространяется исключительно на религиозные организации, что объясняется следующим.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ

К памятникам истории и культуры народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3

Информация об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны таких объектов при формировании и ведении государственных земельного и градостроительного кадастров, иных информационных систем или банков данных, использующих данную информацию, содержится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

На каждый объект, включенный в Реестр, его собственнику соответствующим органом охраны этих объектов выдается паспорт объекта культурного наследия (ст. 21 Федерального закона № 73-ФЗ), в который вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и Федеральным законом № 73-ФЗ.

Таким образом, религиозная организация, на земле которой находятся используемые ею здания, охраняемые государством, имеет право на льготу по земельному налогу при наличии паспорта объекта культурного наследия на соответствующий объект и правоустанавливающего документа на землю под этим объектом, который должен содержать ссылку на отношение данного земельного участка к землям историко-культурного назначения.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации, и имеют право устанавливать льготы в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые

строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия, если принято наследство до наступления срока налогового учета. Налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследователя.

Налоги и налогообложение в Российской Федерации

Комментарии, рецензии и отзывы

22.2. льготы по взиманию платы за землю и порядок их предоставления: Налоги и налогообложение в Российской Федерации, Дмитриева Нина Георгиевна, 2004 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебнике рассмотрен механизм формирования налогообложе- ния с позиций действующего Налогового кодекса РФ и последних изменений налогового законодательства. Раскрывается сущность налогов, налоговой системы и организации налогообложения.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Собственники земли обязаны не только содержать свои участки в надлежащем состоянии, но и регулярно уплачивать за них налоговые платежи. Причем с учетом текущих цен на землю в итоге получаются довольно внушительные суммы. В связи с этим льготы по земельному налогу вызывают у населения все больший интерес. Сегодня мы поговорим о налоговых преференциях федерального уровня, а также рассмотрим примеры льготной политики отдельных муниципалитетов.

Рост налога на землю

Порядок расчета земельного налога

Прежде чем переходить к рассмотрению льгот, необходимо понять механизм расчета самого налога. Для этого будем руководствоваться главой 31 НК РФ, которая устанавливает общие принципы налогообложения земельных участков. Право же на установление более конкретных условий взимания данного сбора, например ставок, принадлежит властям муниципалитетов, так как зачисляется он исключительно в местные бюджеты.

  • 0,3% для сельхозугодий и участков для ведения личного подсобного хозяйства (сюда же входят дачи);
  • 1,5% для всех остальных разновидностей земли.

Федеральные льготы

  1. граждан с государственными наградами (Героев СССР и РФ, кавалеров ордена Славы);
  2. лиц с группой инвалидности (первой или второй);
  3. признанных инвалидами с детского возраста;
  4. участвовавших в военных сражениях (ветераны ВОВ и иных вооруженных столкновений);
  5. подвергшихся радиационному облучению в результате катастроф;
  6. участников ядерных испытаний.
Пример

Скворцов В. Г. владеет участком в Краснодарском крае площадью 800 м 2 и кадастровой стоимостью 1700000 рублей (2125 рублей за 1 м 2 ). Собственник является пенсионером, поэтому при расчете налога ему обязаны предоставить вычет в размере стоимости 600 м 2 его земельного надела. Землю Скворцов использует для садоводства в личных целях. Власти муниципалитета, в котором располагается участок, для данной категории земель установили пониженную ставку в размере 0,1%. В результате по итогам года пенсионеру будет начислена следующая сумма земельного налога:

ЗН=(1700000-2125*600)*0,1%=425 рублей.

Без применения вычета Скворцову пришлось бы заплатить 1700 рублей.

Освобождение от налогообложения

Новые дороги

Федеральное законодательство предполагает и полное освобождение от налогообложения земельных участков (ст. 395 НК РФ). Для физических лиц такая привилегия доступна только в случае принадлежности к дальневосточным, сибирским и северным коренным народностям. Причем не платят налог они только за те земли, которые используются для традиционных промыслов.

По большей части же освобождение от налогообложения земельных участков распространяется на госучреждения и юридические лица:

  • уголовно-исправительные учреждения;
  • юрлица в отношении территорий, занятых автодорогами;
  • религиозные объединения;
  • общественные организации инвалидов, а также юрлица, в которых они выступают учредителями;
  • организации, занимающиеся созданием и продажей изделий художественных народных промыслов;
  • фирмы, размещаемые в особых экономических зонах (льгота действует только в первые 5 лет владения землей);
  • судостроительные компании;
  • участники свободных экономических зон (на первые 3 года).

Помимо перечисленных категорий налогоплательщиков, налог не взыскивают с арендаторов земельных участков и лиц, получивших их в безвозмездное пользование. Также от налоговых платежей освобождены определенные категории земель, например лесной фонд (полный перечень – в ст. 389 НК РФ).

Пенсионеры на даче с ноутбуком

Кому положены льготы на местном уровне?

Помимо утверждения ставок налога, муниципальные власти наделяются полномочиями по установлению дополнительных видов льгот и категорий льготников. Приведем несколько примеров.

  • В Москве лица с госнаградами получают не вычет, а полное освобождение от налога на землю. А для инвалидов 1 и 2 группы, чернобыльцев, ветеранов боевых действий и многодетных семей предусмотрено уменьшение налоговой базы в размере 1 млн рублей.
  • В Санкт-Петербурге освобождение от налогообложения положено инвалидам с детства и 1 группы, родителям ребенка с ограниченными возможностями, многодетным семьям, ветеранам ВОВ и чернобыльцам. Пенсионеры Санкт-Петербурга также могут не платить налог, если их участки менее 2500 м 2 .
  • В ряде муниципалитетов Краснодарского края от налога на землю освобождены сироты и опекуны несовершеннолетних детей.
  • Узнать, кто имеет право на льготы по земельному налогу в вашем муниципалитете, можно в территориальной налоговой инспекции либо с помощью уже упомянутого справочного сервиса на сайте ФНС.

Отделение ФНС

Как заявить о своем праве на льготу?

Во всех регионах страны определенные категории граждан и некоторые юридические лица вправе оформить налоговые льготы по земельному налогу.

Платежи по ЗН (земельному налогу) поступают в бюджет города, района или области. В связи с этим процентная ставка и привилегии отдельным категориям лиц регламентируются как на федеральном уровне с помощью НК РФ, так и правовыми нормами, прописанными в законодательных актах муниципальных образований.

Кто имеет право на привилегию

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Для того чтобы понять собственникам земельных наделов, на какие привилегии они могут претендовать, в первую очередь стоит узнать о местных преференциях. Данную информацию можно узнать по вашему региону на сайте ФНС.

Если владелец з/у попадает под установленные муниципалитетом льготы, то он вправе их использовать вместе с определенными на федеральном уровне.

Если не попадает, то платеж за землю придется выплачивать в полном объеме.

Полное освобождение от уплаты налога

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

В ст. 395 НК РФ приведен краткий список категорий лиц, которые полностью освобождены от платежей по ЗН . К ним относятся:

  • Коренные жители, проживающие на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири и относящиеся к малочисленным народам;
  • Общины вышеперечисленных народностей, которые используют землю для того, чтобы сохранить уклад их жизни и традиционные промыслы.

Также не платят налог на землю люди, взявшие земельные участки в аренду или получили право на безвозмездное пользование наделом на определенное время.

Внимание! Федеральными законопроектами не предусмотрены иные категории граждан, которые вправе претендовать на преференции в области земельного налогообложения.

Местные управленческие органы имеют полное право расширить перечень льготников по ЗН .

Уменьшение базы налогообложения

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

НК страны предусмотрел целый круг лиц, в отношении которых база (цена земельного надела) ранее: до 1.01.2018 г., могла быть снижена на 10 000 руб. при исчислении ЗН . Сейчас вместо этой нормы действует так называемый налоговый вычет. Он предусматривает не учитывание при определении налоговой базы земельного участка (его части) в размере 6 соток (600 кв. м). Эта привилегия распространяется только на 1 участок земли, который находится на территории одного муниципалитета.

Снизить стоимость участка земли на 10 000 руб. имеют право:

    , а также лица, ставшие инвалидами в результате участия в ней или других военных событиях;
  • жертвы атомных аварий или других техногенных катастроф, а также их ликвидаторы и подвергшиеся лучевой болезни;
  • нетрудоспособные граждане, имеющие I и II группу инвалидности, в том числе, и инвалиды с детства;
  • герои СССР и РФ и кавалеры ордена Славы всех степеней;
  • пенсионеры и предпенсионеры достигшие 60 и 55 лет (мужчины и женщины).

Такой налоговый вычет с 2018 года действует и для граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ; ч. 6 ст. 3 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Если участок соответствует этому размеру (в 6 соток) или не превышает его, то он полностью освобождается от налогообложения. Если же превышает, то расчет налога идет только с параметров свыше 600 кв. м.

Такие привилегии есть у всех вышеперечисленных льготников, а также у пенсионеров и членов семьи военных, потерявших кормильцев.

О появлении нового льготного имущества необходимо уведомлять ИФНС до 1 ноября впервые наступившего для этой недвижимости льготного периода. Также следует учесть тот факт, что льготы имеют заявительный характер и не применяются автоматически. А это значит, что к предыдущему периоду они могут быть применены только в отношении 3 предыдущих лет. Поэтому о фиксации своего права необходимо позаботиться заблаговременно.

Особенности предоставления льгот

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

При начислении налога на землю существует ряд специфических особенностей, в которых следует разбираться собственникам земельных наделов.

Гражданам и ИП

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Все граждане, имеющие земельный участок, обязаны платить за него налог. Его величина обусловлена кадастровой стоимостью надела, которая устанавливается спецкомиссией.

Некоторые физические лица могут рассчитывать на льготы в области земельного налогообложения:

  1. Ветераны войны и других военных событий. Они имеют право на вычет 10000 руб. из кадастровой цены участка, тем самым снизив налоговое начисление.
  2. Преференция для пенсионеров. На федеральном уровне такая льгота предусмотрена с 2018 г. в отношении уплаты налога по кадастровой стоимости земельных наделов, не превышающих 300 кв. м (6 соток). В октябре 2018 г. льготу распространили и на предпенсионеров (55-60-летних граждан) в переходной период пенсионной реформы.
  3. Для семей, которые считаются многодетными. Эта категория лиц также не упомянута в списке НК . По статистике льготные условия для многодетных семей в области обложения налогом земельного участка предусмотрены редко. Однако такие муниципальные образования все же есть. Поэтому, имеется ли такое послабление, следует узнавать в налоговых органах каждого региона в отдельности.
  4. Для пенсионеров, ушедших на заслуженный отдых по линии военного ведомства. Привилегия на них не распространяется в законодательных актах РФ. Но данная группа граждан может войти в перечень льготников, обозначенных в законах местных органов.
  5. Преференция по ЗН для ветеранов труда. Ситуация с этой категорией граждан аналогична с ситуацией для пенсионеров по линии военного ведомства.
  6. Послабление по уплате налога на землю для людей, имеющих инвалидность. На уровне федеральных актов такие люди не имеют полного освобождения от бремени платежа за землю. Но лица, имеющие инвалидность I и II группы, вправе сделать вычет из налогооблагаемой базы в отношении 6 соток земельного надела.

Указанный налоговый вычет на 6 соток распространяется, помимо пенсионеров, также на следующих граждан:

Льготы на федеральном уровне

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Список преференций на федеральном уровне не является обширным. В основном он касается лишь юридических лиц. О том, какие граждане полностью освобождаются от уплаты налога на землю, и каким можно снизить кадастровую стоимость надела уже описывалось выше.

  • Относящиеся к Минюсту РФ;
  • Занимающиеся дорожным строительством;
  • Связанные с религиозной деятельностью;
  • Которые относятся к обществу, объединяющему граждан, имеющих инвалидность;
  • Занимающиеся развитием творческих способностей народа;
  • Представляющие особую экономическую зону.

Региональные льготы

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Местные органы самоуправления, которые являются получателями платежей по ЗН , часто дополняют и расширяют перечень льготников.

Совет! Чтобы быть в курсе всех преференций, действующих в данном муниципальном образовании, стоит посетить с целью получения консультации учреждение ФНС , которое расположено на территории нахождения земельного надела.

Все вышесказанное касается и юридических лиц, земля которых находится в ведении конкретного муниципалитета.

Элементы налогообложения

Плательщики налога

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Плательщиками земельного налога принято считать всех граждан, юридические лица и ИП с любым налоговым режимом, которые являются собственниками земли, наделены правом владения ею в течение всей жизни или правом пользоваться ею без ограничения времени.

Объект налогообложения

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Объект налогообложения при начислении ЗН в ст. 389 НК РФ четко обозначен. Начисление происходит на участки земли, которые находятся в субъектах Федерации, принявших законопроект о введении такого налога. При этом не применяется этот закон на земли:

  • Исключенные из оборота или на него наложен лимит;
  • Земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые в государственной собственности водными объектами;
  • На которых расположены многоквартирные жилые объекты.

База налогообложения

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Налоговой базой является кадастровая стоимость земли, установленная на 1 января того года, за который производится начисление. Так узнать кадастровую стоимость можно по кадастровому номеру участка на сайте Росреестра.

Весь год цена з/у, которая берется для исчисления налога остается неизменной.

Налоговая ставка

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Величину процентной ставки для расчета платежа за землю определяется территориальными органами управления. Она обусловлена категорией, к которой подходит надел и может корректироваться местной властью. Но наибольшее значение величины процентной ставки равно 1.5%.

В законодательстве также определен перечень исключений, где процентная ставка не должна быть больше 0.3 %:

  • земля, которая эксплуатируется в сельскохозяйственных целях;
  • земельный участок, который используется под животноводство, разведение садов или под подсобное хозяйство граждан;
  • земельный надел, который предназначен для строительства жилья;
  • з/у, который находится под жилыми домами.

Уведомление об уплате налога

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Гражданам России размер платежа за земельный участок рассчитывает ФНС , затем отправляет по месту проживания налогоплательщика уведомление, в котором расписывается величина платежа, срок, отведенный на его уплату и др.

Налоговые уведомления в текущем году направляются всем физическим лицам с апреля по сентябрь.

Порядок исчисления и уплаты налога

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Размер земельного налога, который необходимо оплатить за год, рассчитывается способом умножения налоговой базы на процентную ставку.

Расчет платежа для ИП

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Раньше у ИП возникало множество вопросов и трудностей при расчете налоговых платежей. Это было обусловлено тем, что земельный налог не входит в величину единого налога, который выплачивался по УСН .

Значит, его нужно было оплатить отдельно, так же как это делали бизнесмены, использующие общий режим.

Расчет платежа для физических лиц

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

Как рассчитывается земельный платеж для граждан, было описано выше. Стоит отметить, что физические лица не обязаны сами производить расчет платежа. Это делают специальные органы. Но если человек не согласен с расчетом налоговиков, то он вправе предоставить свой вариант начисления платежа.

Оплатить квитанцию, которая была доставлена гражданину, и рассчитана за нахождение у него в собственности земельного участка, следует до 1 декабря текущего года.

Последние изменения

Льготы по уплате земельного налога в 2022 году

В конце декабря 2017 г. Госдума приняла закон, расширяющий перечень федеральных льготников по земельному налогу. Теперь туда войдут еще и пенсионеры. Кроме того, изменен не облагаемый налогом минимум. После вступления закона в силу это будет кадастровая стоимость земельного надела до 6 соток включительно.

Обо всех изменениях будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

5. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

2) предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.

При предоставлении этой льготы следует руководствоваться Федеральным законом от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (часть вторая подпункта дополнительно включена с 31 августа 1995 года Изменениями и дополнениями N 1 Госналогслужбы России от 17 июля 1995 года; в редакции, введенной в действие с 16 октября 1999 года Изменениями и дополнениями N 6 МНС России от 20 августа 1999 года);

3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.

К указанным выше научным учреждениям и организациям другого профиля независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские институты, конструкторские организации, проектно-конструкторские и проектно-технологические институты, научно-технические центры, комплексные научно-исследовательские и проектно-конструкторские (технологические) организации, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" освобождаются от уплаты земельного налога только за землю, используемую для научных и научно-экспериментальных целей; *1)

4) учреждения* искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. К учреждениям социального обслуживания в соответствии со ст.17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4872) относятся:

* В соответствии со статьей 120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (сноска дополнительно включена с 16 октября 1999 года Изменениями и дополнениями N 6 МНС России от 20 августа 1999 года).

комплексные центры социального обслуживания населения;

территориальные центры социальной помощи семье и детям;

центры социального обслуживания;

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей:

социальные приюты для детей и подростков;

центры психолого-педагогической помощи населению;

центры экстренной психологической помощи по телефону;

центры (отделения) социальной помощи на дому;

дома ночного пребывания;

специальные дома для одиноких престарелых;

стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

(Абзац первый подпункта дополнен Изменениями и дополнениями N 4 Госналогслужбы России от 27 февраля 1998 года; дополнения вводятся в действие с 22.11.97 согласно статье 2 Федерального закона от 18.11.97 N 145-ФЗ; дополнен с 23 января 1999 года Изменениями и дополнениями N 5 Госналогслужбы России от 12 ноября 1998 года);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 1999 года Изменениями и дополнениями N 6 МНС России от 20 августа 1999 года).

Полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды определяются положениями об этих органах (абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 1999 года Изменениями и дополнениями N 6 МНС России от 20 августа 1999 года).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы (положения абзаца четвертого подпункта 4 Инструкции вступили в силу с 19.01.98) (абзац в редакции Изменений и дополнений N 5 Госналогслужбы России от 12 ноября 1998 года);

5) предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;

Налоговый кодекс не содержит единой нормы, которая давала бы ответ на вопрос, кто имеет право на освобождение от земельного налога. Но на практике льготы по налогу на земельные участки имеют многие граждане

Фото: beeboys/shutterstock.com

На федеральном уровне от уплаты земельного налога освобождаются представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов. Но местные власти могут устанавливать собственные льготы по земельному налогу.

Вместе с юристами рассказываем, кто может не платить налог на землю и что для этого нужно сделать.

Кто и когда должен платить налог на землю

Земельный налог относится к местным налогам. Порядок налогообложения земельных участков определен гл. 31 Налогового кодекса. Налог должны оплачивать организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или получившие в наследство. Если земли находятся на праве безвозмездного срочного пользования или арендованы, земельный налог платить не нужно. Налог уплачивается по месту нахождения собственности не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка. Ставки устанавливаются на местном уровне и не могут превышать:

  • 0,3% кадастровой стоимости социально значимых земель или тех, которые используются под дачные участки, жилые постройки, сельскохозяйственные земли или строительство частных домов;
  • 1,5% для прочих земель — в эту категорию обычно попадают участки, используемые для коммерческой деятельности.

Формула расчета земельного налога

Кто освобождается от уплаты земельного налога

Налоговый кодекс не содержит единой нормы, которая давала бы ответ на вопрос, кто имеет право на освобождение от уплаты земельного налога, отметил Антон Бибаров-Государев. Поскольку налог на землю относится к местным, а полученные средства граждан идут на содержание муниципального хозяйства и имущества, то и льготы на него устанавливают местные законодательные власти. На федеральном уровне от уплаты земельного налога освобождаются представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Право на получение налогового вычета имеют также льготники. Для них налогом не облагаются шесть соток земли. Данная льгота действует в отношении одного участка. Таким правом обладают лица, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ. К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • ликвидаторы техногенных аварий — чернобыльцы и граждане, имеющие аналогичный статус;
  • граждане, получившие инвалидность при техногенных катастрофах;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • пенсионеры;
  • многодетные семьи.

На местном уровне перечень налоговых льгот по земельному налогу может быть шире. Одни регионы могут полностью освободить от уплаты земельного налога ветеранов войны и многодетные семьи, другие — предоставить вычеты ветеранам труда и малоимущим. Например, в Москве для ветеранов и инвалидов действует дополнительное уменьшение налоговой базы по земельному налогу на одного налогоплательщика на 1 млн руб.

Как узнать о наличии льгот

Нужно ли заявлять о льготе

Но если вычет налоговой не был произведен, представить такие документы потребуется при условии, что они не были получены в рамках межведомственного взаимодействия, советуют юристы. Если земельных участков несколько, налогоплательщику нужно представить в налоговую уведомления о выбранном (одном) земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет. При непредставлении уведомления вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Читайте также: