Льготные категории граждан для получения земельных участков без торгов

Обновлено: 17.05.2024

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно однократно в собственность граждан в следующих случаях:

1) если предоставление земельных участков осуществляется для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства:

- гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством право на получение земельного участка в собственность бесплатно;

- инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

- нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

- ветеранам боевых действий;

2) если предоставление земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах, в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется:

- лицам, работающим и проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет;

- пенсионерам, проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет;

- лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным;

- семьям, имеющим детей-инвалидов;

3) если предоставление земельных участков, расположенных в городских и сельских населенных пунктах муниципальных районов Новосибирской области, в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей (число детей на момент постановки на учет на бесплатное предоставление в собственность земельных участков);

4) если предоставление земельных участков в собственность для ведения садоводства, дачного строительства и огородничества осуществляется:

- инвалидам первой, второй и третьей групп;

5) если предоставление земельных участков осуществляется для жилищного строительства лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

6) если земельные участки находятся в фактическом пользовании граждан, имеющих на указанных земельных участках в собственности жилые дома, право собственности на которые у них возникло до вступления в силу настоящего Закона, в том числе при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на указанные земельные участки;

7) если земельные участки находятся в фактическом пользовании участников общей долевой собственности на жилые дома, расположенные на этих земельных участках, в том числе при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки, и хотя бы один из участников долевой собственности имеет в собственности долю земельного участка или имеет право получить земельный участок в собственность бесплатно;

Для следующих категорий граждан, введено требование о том, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно только в случае, если гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и состоит на таком учете по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1. граждан, имеющих трех и более детей;

2. ветеранов боевых действий;

3. семей, имеющих ребенка – инвалида;

4. лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

5. нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

6. лиц, работающих и проживающих в сельском населенном пункте не менее пяти лет;

7. пенсионеров, проживающих в сельском населенном пункте не менее пяти лет;

8. лиц, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных

Статья 4. Льготные категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков

К льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации из числа:

1) ветеранов Великой Отечественной войны;

2) инвалидов Великой Отечественной войны;

3) ветеранов боевых действий;

4) инвалидов боевых действий;

5) Утратил силу. - Закон Республики Крым от 05.03.2018 N 472-ЗРК/2018;

6) лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации либо пострадавших от политических репрессий;

7) бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); (п. 7 в ред. Закона Республики Крым от 12.01.2016 N 209-ЗРК/2016)

8) инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы;

9) лиц, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;

10) лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина;

11) лиц, воспитывающих ребенка-инвалида, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство) (п. 11 введен Законом Республики Крым от 05.03.2018 N 472-ЗРК/2018)

Статья 5. Условия предоставления земельных участков льготным категориям граждан 1. Предоставление земельных участков гражданам, указанным в статье 4 настоящего Закона, осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) гражданин постоянно проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также дате предоставления земельного участка; (в ред. Закона Республики Крым от 29.09.2015 N 140-ЗРК/2015)

2) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии с законодательством; (п. 2 в ред. Закона Республики Крым от 29.09.2015 N 140-ЗРК/2015)

3) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома, либо не используют жилое помещение на условиях социального найма. Данное условие не распространяется на льготную категорию граждан, указанную в пунктах 10 и 11 статьи 4 настоящего Закона; (в ред. Законов Республики Крым от 29.09.2015 N 140-ЗРК/2015, от 05.03.2018 N 472-ЗРК/2018)

4) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не отчуждали недвижимое имущество, указанное в настоящей части. (п. 4 в ред. Закона Республики Крым от 29.09.2015 N 140-ЗРК/2015)

2. Предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам осуществляется в порядке общей очередности в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. 3. Земельный участок, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Закона, предоставляется однократно по выбору заявителя в аренду или в собственность бесплатно.

В случае выявления недостоверных сведений, послуживших основанием для постановки в очередь на получение земельного участка, решение о передаче земельного участка подлежит отмене (договор аренды, в случае его заключения, - расторжению), а земельный участок - возврату в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Массив земель для предоставления участков льготной категории граждан будет определен после утверждения проекта генерального плана муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым.

Подготовка и утверждение генерального плана поселения осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время проект генерального плана муниципального образования размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования и находится на стадии согласования и утверждения.

Руководствуясь положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ориентировочный срок утверждения вышеуказанного документа территориального планирования – третий квартал 2018 года.

После утверждения проекта генерального плана, планируется проведение работ по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки, проекта планировки территории с проектом межевания территории, выполнению кадастровых работ в отношении земельных участков, прокладке инженерных сетей к массиву земель.

Информацию по интересующему вопросу граждане могут получить в отделе градостроительства, архитектуры и земельных ресурсов администрации города Бахчисарая Республики Крым.

В соответствии со Списком очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, размещенным на официальном Портале Правительства Республики Крым, о начале предоставления земельных участков льготным категориям граждан заявители будут проинформированы дополнительно.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Как приобрести и оформить земельный участок

Как приобрести и оформить земельный участок

В последнее время заявителей все чаще интересуют вопросы: куда обратиться и с чего начать процедуру приобретения и оформления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в рамках проводимой реформы земельного законодательства.

Правом предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделены органы государственной власти (федеральной, субъекта РФ) и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области земельных отношений (ст.9–11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Так, Законом №171-ФЗ внесены изменения, касающиеся порядка управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем, четко закреплена компетенция органов местного самоуправления в зависимости от муниципального образования, в пределах которого расположен соответствующий земельный участок. Отметим, что ранее подобной дифференциации законодательно не существовало.

Актуальность вопроса, связанного с распоряжением такими землями, обусловлена тем фактом, что до настоящего времени большие по объему площади земель не имеют реестровых собственников, при этом вовлечение указанных земель в хозяйственный оборот является объективно необходимым и должно положительно влиять на доходность различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе способствовать развитию рынка недвижимости.

Необходимо учитывать, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений распоряжаются земельными участками в своих границах с момента утверждения ими правил землепользования и застройки. До утверждения правил землепользования и застройки право распоряжения не разграниченными земельными участками в таких поселениях сохраняется за органами местного самоуправления муниципальных районов.

Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрены следующие основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

1. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или бессрочное пользование;

2. Договор купли-продажи в случае проставления земельного участка за плату;

3. Договор аренды;

4.Договор безвозмездного пользования.

Распоряжение публичным земельным участком всегда осуществляется в силу властного акта уполномоченного органа, который в одних случаях является самостоятельным основанием предоставления земельного участка (п.1 ст.39.1 ЗК РФ), а в других случаях является основанием для заключения соответствующего договора с заинтересованным лицом (пп.2 – 4 п.1 ст.39.1 ЗК РФ).

Согласно статье 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Вместе с тем, ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления публичных земельных участков без торгов как в собственность (пп. 1 – 10 п.2 ст.39.3), так и в аренду (пп.1 – 33 п.2 ст.39.6).

В отдельных случаях земельные участки могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам бесплатно. Так, в силу ст.39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно:

– лицам, с которыми заключены договоры о развитии земли в границах застроенных территорий;

– религиозным организациям, если они имеют в собственности недвижимость, расположенную на таких землях;

– лицам, ведущим садоводство и огородничество на землях некоммерческой организации;

– гражданам, которые получили земельные участки в безвозмездное пользование, при условии, что прошло пять лет со дня предоставления им земли, и если земли использовались в соответствии с установленным разрешенным использованием;

– гражданам, которые получили земельные участки в безвозмездное пользование, при условии, что прошло пять лет со дня предоставления им земли, и если граждане работали в муниципальном образовании в определенной должности;

– гражданам, имеющим трех и более детей;

– религиозным организациям для сельскохозяйственного использования, если участки находятся у них в бессрочном пользовании.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются исключительно за плату.

Если земельный участок предстоит образовывать или его границы нужно уточнять, в отношении данного земельного участка необходимо выполнить кадастровые работы (п.15 ст.39.15 ЗК РФ). После выполнения кадастровых работ и получения согласованного межевого дела следует обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Государственная регистрация права собственности, права аренды на земельный участок проводится на основании заявления правообладателя либо лица, действующего по доверенности (ст.16 Закона о регистрации от 21.07.1997 №122-ФЗ), а также:

– решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка, договора предоставления земельного участка за плату, договора аренды или договора безвозмездного пользования (ст.17, п.2 ст.25.2 Закона №122-ФЗ);

– квитанции об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация прав проводится в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (п.3 ст.13 Закона №122-ФЗ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно однократно в собственность граждан в следующих случаях:

1) если предоставление земельных участков осуществляется для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства:

- гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством право на получение земельного участка в собственность бесплатно;

- инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

- нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

- ветеранам боевых действий;

2) если предоставление земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах, в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется:

- лицам, работающим и проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет;

- пенсионерам, проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет;

- лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным;

- семьям, имеющим детей-инвалидов;

3) если предоставление земельных участков, расположенных в городских и сельских населенных пунктах муниципальных районов Новосибирской области, в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей (число детей на момент постановки на учет на бесплатное предоставление в собственность земельных участков);

4) если предоставление земельных участков в собственность для ведения садоводства, дачного строительства и огородничества осуществляется:

- инвалидам первой, второй и третьей групп;

5) если предоставление земельных участков осуществляется для жилищного строительства лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

6) если земельные участки находятся в фактическом пользовании граждан, имеющих на указанных земельных участках в собственности жилые дома, право собственности на которые у них возникло до вступления в силу настоящего Закона, в том числе при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на указанные земельные участки;

7) если земельные участки находятся в фактическом пользовании участников общей долевой собственности на жилые дома, расположенные на этих земельных участках, в том числе при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки, и хотя бы один из участников долевой собственности имеет в собственности долю земельного участка или имеет право получить земельный участок в собственность бесплатно;

Для следующих категорий граждан, введено требование о том, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно только в случае, если гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и состоит на таком учете по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1. граждан, имеющих трех и более детей;

2. ветеранов боевых действий;

3. семей, имеющих ребенка – инвалида;

4. лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

5. нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

6. лиц, работающих и проживающих в сельском населенном пункте не менее пяти лет;

7. пенсионеров, проживающих в сельском населенном пункте не менее пяти лет;

8. лиц, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных


Государство оказывает всяческие меры социальной поддержки отдельным категориям лиц. В рамках программы получения льгот можно рассчитывать и на земельные наделы, которые находятся непосредственно в государственной и муниципальной собственности. Однако, для того, чтобы стать обладателем земельного надела нужно простоять в очереди, а также соответствовать ряду предъявленных условий.

Каким требованиям должны отвечать желающие для того, чтобы встать в очередь на предоставление земли? Какие ещё нюансы будут сопровождать льготников на пути к заветной цели?

Законодательные основы


Все вопросы, связанные с предоставлением земельных наделов относятся к ведению Земельного кодекса Российской Федерации, в котором закреплены соответствующие нормы. Статья 39.19 этого нормативно-правового акта как раз рассказывает о нюансах предоставления участков, которые находятся в гос или муниципальной собственности для отдельных категорий лиц.

Отдельно действуют локальные нормативно-правовые акты, которые относятся к законам субъектов. Они также устанавливают свои правила, согласно которым граждане могут претендовать на наделы. Важно отметить, что законодательство субъектов не должно противоречить общему федеральному. Также, законы субъектов не имеют права ужесточать условия, которые предъявляются федералами.

Однако, увеличивать количество лиц, путем включения льготных категорий отдельных граждан, которые могут претендовать на землю, дозволено.

Кто может претендовать на помощь от государства?

Стоит отметить, что граждане могут получить земельный надел как из земель Федерального пользования, то есть общегосударственных, так и из земель муниципального образования.

Муниципалитет и Федеральные органы власти позволяют получить земельный надел и разным категориям граждан. Выясним, о каких лицах идёт речь.

На федеральном уровне

Перечень категорий льготников, который образовался на федеральном уровне не такой уж и большой. К ним относятся следующие граждане:


  • герои Российской Федерации;
  • герои труда;
  • герои СССР;
  • кавалеры ордена Славы;
  • герои соцтруда.

На этом список федеральных льготников исчерпан. Земель на федеральном уровне в субъектах не так уж и много, поэтому другие распространённые категории граждан остаются в ведении местных муниципалитетов и субъектов.

На региональном уровне

Что касается региональных властей, то для них предоставлен более широкий список.

Стоит отметить, что в каждом регионе категории льготников не идентичны, а значит, нужно ориентироваться на законодательство конкретного субъекта.

Но чаще всего встречаются следующие категории получателей земель, которые могут претендовать на объект недвижимости в виде надела:

  1. Многодетные семьи, где больше трех детей.
  2. Граждане, которые нуждаются в жилом помещении.
  3. Члены семьи Героя РФ, который погиб.
  4. Молодые специалисты.
  5. Дети, признанные сиротами.
  6. Военнослужащие.
  7. Ветераны Великой Отечественной войны.
  8. Работники Чернобыльской АЭС и ликвидаторы катастрофы.
  9. Пенсионеры.
  10. Молодые семьи, которые имеют одного и более детей.
  11. Семьи с ребенком-инвалидом.
  12. Инвалидность с первой по третью группу.
  13. Сотрудники ОВД.
  14. Работники из бюджетной сферы.
  15. Лица, которые приняли решение о переезде в сельскую местность.


Этот перечень тоже не является исчерпывающим, так как в каждом регионе свои особые условия проживания, значит, варьируются и категории. Считается, что в субъектах, где большое количество свободной и плодородной земли льготников больше.

Стоит отметить и лиц, которые пользуются отдельными привилегиями. Например, у них уже есть какие либо постройки, которые расположены на участке. Значит, граждане пользуются им на праве бесплатного владения. Правда, эти права предоставлены только на определенный срок. Такие лица могут также оформить право собственности на землю, так как в течение длительного времени государство не требовало возврата земли и сноса постройки.

Для каких целей дают надел?

После того, как гражданин получил земельный надел, он может воспользоваться им в своих целях. Однако главное, чтобы они не ухудшали состояние участка и не нарушали права, свободы и интересы других лиц. Как же может быть использован земельный надел:

  1. Чаще всего используется под индивидуальное жилищное строительство.
  2. Не реже используется для садоводства, и граждане за сажают его плодовыми деревьями.
  3. Ещё лица могут взять разрешение на ведении своего личного подсобного хозяйства.
  4. На участке разрешается строительство дачного домика. Правда, тогда там будет невозможно прописаться.
  5. На отдельных территориях, в соответствии с одобрением местных властей, можно осуществлять выпас скота.
  6. Тоже самое касается ведения фермерского хозяйства.
  7. Можно осуществлять кошение сена.


Однако, цели устанавливаются в индивидуальном порядке в зависимости от того, о какой льготной категории граждан идёт речь.

Однако, если участок получила многодетная семья, она заявляет, что она будет использовать его для дачного строительства, то администрация может запретить подобное, если выяснится, что у семьи нет постоянного места проживания. Тогда участок будет предоставляться только на условиях осуществления индивидуального жилищного строительства. Однако, в дальнейшем возможно оговорить дополнительные условия пользования участком, а также цели.

Виды наделов, которые могут предоставить бесплатно

Стоит сразу оговориться, что участки предоставляются не бесплатно. Получить их в собственность достаточно проблематично. Поэтому, земельные наделы выдаются только на условиях бессрочного или же срочного пользования. Срок использования составляет минимум 5 лет. Максимум устанавливается индивидуально.

В течение данного срока участок имеют право использовать люди, в соответствии со своими нуждами требованиями. Какие участки они получают? Гражданин может указать конкретный объект земельного надела, однако только при условии, что он на кадастровой карте не занят.

Также, предоставляются участки, которые соответствуют определённым требованиям:

  1. Данный земельный надел должен находиться в собственности федеральных органов власти или муниципалитета, который рассматривает заявки.
  2. Местонахождением данного земельного надела должен быть субъект Российской Федерации, где и проживает гражданин, обратившийся за участком.
  3. Законодательство устанавливает максимальные пределы площади, которые может получить гражданин или целая семья. Обычно, участок не может превышать 15 соток.
  4. Земельный надел должен быть оснащен четкими границами, значит, должна быть проведена процедура межевания. Кроме того, участку должен быть присвоен свой кадастровый номер.

Условия и особенности для разных категорий граждан

Военнослужащие


Эта категория граждан тоже подвергается некоторым условиям:

  1. Земля выдается в случае, если срок военной службы не менее 10 лет.
  2. Служба осуществляется в пределах субъекта, где гражданин собирается получать участок.

Площадь участка должна быть не менее 6 соток и не более 25. Также для военнослужащих на сегодняшний день в различных регионах действуют отдельные программы, которые предусматривают получение участка в случае, если служба не менее 15 лет.

Молодые специалисты

Молодые специалисты, которые переезжают в ту или иную местность должны тоже соответствовать некоторым требованиям:

  1. Они должны официально подтвердить свою нуждаемость в жилье. Это значит, что у них не должно иметься земельных наделов на праве собственности.
  2. Они должны осуществлять работу в сельской местности.
  3. Осуществлять работу в течение длительного срока в рамках профессии, которая была получена ими в высшем учебном заведении.
  4. Возраст молодого специалиста должен быть не больше 35 лет.

Также, субъекты Российской Федерации могут устанавливать конкретный перечень профессий, которые могут претендовать на земельный надел.

Многодетные семьи


Многодетным семьям предъявляются особые требования. В первую очередь они касаются количества детей. Для получения надела их должно быть минимум трое. Возраст детей на момент подачи заявления должен быть не больше 18 лет. Если ребёнок учится в высшем учебном заведении, то не больше 23. Подающие документы должны быть гражданами Российской Федерации.

Местом прописки должен являться тот субъект Российской Федерации, где осуществляется подача документов.

  1. Прописаны граждане должны быть в регионе не менее 5 лет.
  2. Также, у семьи на праве собственности должна отсутствовать какая-либо территория, которая могла бы использоваться под индивидуальное жилищное строительство, садоводство и так далее.
  3. Родители в обязательном порядке должны стоять в официальном браке, а дети должны быть официально оформлены.
  4. Чаще всего семьям предоставляется земельный надел под индивидуальное жилищное строительство или ведение хозяйства.
  5. Земля предоставляется в бесплатное пользование с возможностью дальнейшего переоформления прав собственности.
  6. Площадь не менее 6 соток и не более 15.
  7. Если родители были лишены родительских прав хотя бы на одного из ребенка, то государство откажет в предоставлении подобной услуги.

Также некоторые регионы могут предъявлять дополнительные требования. Например, часто можно столкнуться с таким требованием, как возраста отца или матери, который не должен превышать 35 лет.

Инвалиды


Инвалиды тоже имеют право на получение участка в пользование. К ним практически не определяется никаких требований. Главное, чтобы на момент подачи документов они оставались нуждающимися в жилье. Инвалиды получают участки вне очереди, правда, из представителей этой категории формируется своя небольшая очередь.

Предоставление происходит бесплатно. Однако в случае, если спустя годы гражданин решит переоформить участок в свою собственность, ему придется заплатить какую-то часть от стоимости. Также, инвалиды имеют право обращаться за получением участка только один раз. Но это касается не только данной категории, но и других вышеперечисленных.

Дети-инвалиды

Родители детей-инвалидов также имеют право на получение земельного надела. Для этого они должны собрать пакет документов, который подтверждает, что ребёнку действительно присвоена инвалидность. Так как родители являются официальными представителями, земельный надел может иметь сразу троих собственников: маму папу и ребёнка.

Ветераны труда и ВОВ

Ветераны Великой Отечественной войны и труда могут лично оформить на себя земельный надел. Однако, если за ветерана придёт оформлять документы его внук или иной родственник, то ему будет отказано.

Ещё одно очень важное условие, которое предъявляется к этой категории граждан, это нахождение в дееспособном состоянии. В силу возраста, герои Великой Отечественной войны не всегда отдают отчет своим действиям, чем могут воспользоваться корыстные родственники.

Необходимые документы


Для того, чтобы получить земельный надел, нужно не только соответствовать какой-либо категории, но также заранее подготовиться к подаче документов. В первую очередь, необходимо составить пакет бумаг, который будет принят специальной комиссией в администрации.

Однако, точный пакет бумаг стоит уточнить именно в вашем субъекте. Возможно, потребуются документы, которые на общероссийском уровне не играют никакой роли. Но примерный перечень выглядит следующим образом:

  1. Потребуется паспорт заявителя.
  2. Заявление, в котором содержится просьба предоставить земельный надел.
  3. Если обращается представитель, то доверенность, заверенная нотариально.
  4. Выписка о собственности гражданина из ЕГРП.

Остальные документы будут подготавливаться уже в зависимости от принадлежности к конкретной льготной категории.

Если это многодетная семья, то предоставляются свидетельства о рождении детей и свидетельство о браке. Если инвалиды, то многочисленные справки, которые подтверждают состояние здоровья и так далее.

На нашем сайте есть ряд публикаций экспертов о пользовании ЗУ, прочтя которые, вы сможете узнать:

  • Что такое государственный акт о праве пользования? ?
  • Каковы правила определения порядка пользования ЗУ в долевой собственности? и что делать в случае отказа?
  • Что такое плата за фактическое пользование землей?
  • Что такое и как происходит предварительное согласование?

Что нужно, чтобы пользоваться землей безвозмездно?

Для того чтобы использовать земли на безвозмездной основе, нужно чтобы она была в пользовании и владении гражданина некоторое время. Как только пройдет установленный срок, как правило, это не менее 5 и не более 20 лет, гражданин должен подготовить пакет документов и явиться в местную администрацию.

Так как за всё время пользования гражданина земельным наделом администрация или Федеральный орган власти не проявляли заинтересованность данным земельным участком, то следовательно, гражданин может оформить его в собственность. Правда, он должен будет предоставить небольшую сумму денежных средств, которая равна примерно ¼ от рыночной стоимости данного земельного надела.

К сожалению, многие льготники, которые проживают на территории Российской Федерации, не имеют представления о том, как получить земельный надел от государства бесплатно. Если вы тоже относитесь к льготникам, то в таком случае вам необходимо подробнее ознакомиться с материалом данной статьи для того, чтобы заявить государству о своих правах.

Читайте также: