Лесная амнистия 2017 как оформить участок лесфонда
Обновлено: 11.05.2024
Во-первых, в том, чтобы установить приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра , лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда. Теперь, если в выписке из ЕГРН написано, что участок не является лесным, то этому, как правило, можно верить. Раньше верить было нельзя, поскольку лесная категория могла быть установлена иными документами.
Конечно, такое решение является очень спорным с точки зрения экологии, но все же необходимо отметить, что нормы "лесной амнистии" преимущественно касаются участков, предоставленных гражданам или организациям до 01.01.2016 года и де-факто уже потерянных для лесов. Новый закон не относится к ранее нетронутым лесам, что отчасти мирит с ним экологических активистов.
При этом не имеет значения:
Иные значимые положения "лесной амнистии".
Возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ, граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены в нарушением лесного законодательства.
Эта норма открывает массу возможностей, хоть и вызывает множество вопросов. В частности, неясно, обладают ли таким правом организации? Если нет, то почему? Какие именно обстоятельства необходимо доказывать суду, чтобы добиться удовлетворения такого иска? Что делать, если объект уже снесен, как самовольная постройка? Внятного ответа на эти вопросы закон пока не дает. Будем ждать разъяснений Верховного Суда.
Усложнена процедура оформления нелесных участков.
- расположенных в тех муниципальных образованиях, в границах которых нет лесничеств и лесопарков;
- тех муниципальных образований, где сведения обо всех границах лесничеств и лесопарков внесены в ЕГРН;
- расположенных в границах населенных пунктов;
- расположенных в границах территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН
- расположенных в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком.
Устранинены некоторые противоречия в сведениях различных документов о категории земельных участков.
Урегулированы противоречия между данными ЕГРН и лесного реестра
Упрощен порядок создания населенных пунктов на территории ранее созданных лесных поселков (вахтовых, военных и т.д.)
В статью 24 Градостроительного Кодекса РФ включены пункты 19-24, устанавливающие подробный порядок создания населенных пунктов на месте вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее - лесные поселки), или военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).
Порядок создания населенных пунктов на месте подобных образований и переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов является существенно более простым по сравнению с ранее существовавшим порядком. Норма признана закрепить де-юре статус этих поселений, как населенных пунктов со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Вывод:
В целом, этот закон, на мой взгляд, действительно может упорядочить один из наиболее сложных аспектов земельных отношений и сделать покупку земли менее рискованным мероприятием. В тоже время очень бы хотелось, чтобы его применение не повлекло бы на практике необоснованное исключение лесных участков из охраняемых земель лесного фонда под новое строительство.
Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая. Участок может быть любым - для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для сельхозпроизводства.
И не только считали. Лесные ведомства опровергали:
- право собственности на землю
- правомерность предоставления ЗУ в собственность граждан
выполненного органами муниципальной власти.
Земельные участки изымались у владельцев через суды. Земля возвращалась в лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации. Успешных для лесных ведомств результатов было немало.
Использование лесных земель регулируется Лесным кодексом РФ. Лейтмотив в порядке эксплуатации лесных земель:
- защита
- воспроизводство
- использование в соответствии с назначением
зачастую исключает возможность застройки.
На ЗУ на лесных землях построить что-либо было практически невозможно. Застройка была сопряжена:
- с получением разрешений лесного ведомства субъекта
- с разработкой проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду
- со сложной процедурой утверждения проектов освоения лесов
Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:
Реальное положение вещей:
- с лесными и муниципальными землями
- с земельными участками, предоставленными властями гражданам и юридическим лицам для различных целей
свидетельствовало о явных правовых неувязках во взаимодействии муниципалитетов и лесных ведомств.
Проблема спровоцировала полное или частичное наложении планов лесных земель и планов земель регионов, муниципалитетов, граждан и компаний. Собственники ЗУ узнавали об этом не сразу.
- о землях лесного фонда
- о границах лесных земель
- о наложении границ лесных и частных участков
в открытом для граждан доступе не было.
- в ЕГРН (ранее ЕГРП):
- фиксировал сведения о недвижимости
- присваивал участку уникальный кадастровый номер, являющийся подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на земельный участок (и постройки при их наличии)
- в ГЛР (государственный лесной реестр):
- регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
- к местоположению границ ЗУ
- к содержанию межевого плана
- регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
Существенными причинами противоречий этих реестров стала неразбериха в законодательстве.
До 2008 года в ЕГРН не было материалов о межевании земель лесного фонда на территории регионов. Лесные земли не ставились на государственный кадастровый учет. Их границы не имели координат. Они не отображались на публичной кадастровой карте
В ГКН не было сведений о площади каждого обособленного лесного участка. Их нельзя было определить в составе площадей земель лесфонда.
Сведения о предоставлении участков лесного фонда:
не вносились в ГКН до 01.01.2015 г.
В реестр предоставлялся единый правоудостоверяющий документ. Это было свидетельство о государственной собственности, полученное в 1992-1997 годах. Учёт земли вёлся в упрощённом порядке (без точного межевания).
Образовались ситуации пересечений лесных участков:
Границы лесных участков регистрировались в ЕГРН неточно:
- по картографическим материалам
- по данным лесоустройства
- без своевременного обновления
- без привязки к системе координат, установленной для ГКН
- без учёта существующих сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости
Сопоставление сведений ЕГРН об участках, находящихся в собственности граждан и компаний, с данными о ЗУ в реестре лесного фонда оказалось затруднительным или невозможным.
Собственники участков, попавших под бремя регистрационных дублей, пытались отстоять свои права в многочисленных судебных разбирательствах. Судебные решения, как уже было отмечено, далеко не всегда доказывали их правоту.
Небольшой казус получился с таким названием, ведь закон, в прямом значении амнистии, никого не амнистирует. Значимость его заключена в защите прав собственников земельных участков и законных интересов и имущественных прав Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда.
- дополнил отдельные статьи Лесного кодекса РФ
- установил срок до 1 января 2023 года:
- для устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН
- для приведения в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН:
- о границах территорий:
- ОКН (объектов культурного наследия)
- особо охраняемых природных зон
- в границах территорий ОКН
- в границах территорий особо охраняемых природных зон
- устранение противоречивых сведений ЕГРН об участках, границы которых пересекаются с землями лесфонда
- исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках
- применения принципиально новых положений, ранее законодательно не предусмотренных, направленных на защиту лесов - для исключения впредь возможности внесения в государственные реестры противоречивых сведений
Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР
- лесного реестра
- лесного плана субъекта федерации
- иных документов
Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.
Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.
Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.
Исключения
Положение закона о приоритетности сведений ЕГРН не лишено исключений. Так, верховенство сведений ЕРГН перед данными ГЛР не распространяется на следующие типы земельных участков (пункт 1 статьи 10 закона 280-ФЗ):
Закон полностью вынесен из сферы действия по землям в особо охраняемых природных территориях и стоит на страже лесов.
- ЗУ оказался в национальном парке или в заказнике
- выявилось пересечение границ ЗУ и лесных земель
собственнику ЗУ придётся обратиться в суд. Ему нужно доказать, что образование собственности на участок в лесном массиве было юридически достоверным и правильным.
- 8 августа 2008 года:
- люди получали участки на лесных землях законно
- собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
- 1 января 2016 года:
начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:
- лесных массивов
- лесных земель на особо охраняемых природных территориях
выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса.
Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008
Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:
- садоводство
- огородничество
- личное подсобное хозяйство
- дачное хозяйство
- индивидуальное жилищное строительство
Таким участкам можно присвоить более удобную для собственника категорию земель:
- земли сельскохозяйственного назначения
- земли населённых пунктов
соответствующую виду использования участка.
Вывести участок из состава земель лесфонда можно даже в случаях, когда:
Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:
Примечание
- для садоводства
- для огородничество
- для ведения личного подсобного хозяйства
не требует согласования той части границ ЗУ, что расположена в лесу.
Законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок согласования границ - 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).
До истечения этого срока исключается необходимость в согласовании местоположения части границы ЗУ на землях лесничества или лесопарка, при одновременном соблюдения следующих условий:
- земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
- смежным земельным участком является лесной участок
- собственник участка занимается уточнением положения границ ЗУ, смежного с лесным участком
- площадь ЗУ превышает более чем на 10% ту площадь, что указана в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах
органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе возразить против согласования местоположения границ ЗУ (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ).
Собственность на участки с возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года
- на здание
- на дом
- на иную постройку
Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:
- обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
- провести межевание
- внести в ЕГРН сведения:
- об участке
- о границах ЗУ (материалы межевого плана):
- чертёж
- описание участка на кадастровом плане территории)
Далее Росреестр произведёт:
- исключение ЗУ из состава лесных площадей:
- если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН – как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)
Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:
- лесного участка
- лесничества
- лесопарка
Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:
- право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
- право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка
Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.
После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка:
земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму.
Так установлено пунктом 7 статьи 60 4 закона 280-ФЗ.
5. Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)
По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.
До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.
Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен - в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.
Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.
Выводы
Федеральный закон 280-ФЗ - ёмкий по смыслу вводимых положений. Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения. Это статьи, касающиеся:
- вариантов согласования схем участков
- механизмов решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти:
- заниматься этими территориями
- присваивать территориям статуса полноценных населённых пунктов
- заниматься:
- развитием инфраструктуры
- обеспечением нормальных условий жизни населения
Если вы не сталкивались с процедурой регистрации строения или земельного участка в собственность, то вряд ли сможете оценить всю прелесть бумажной волокиты, которой сопровождается эта процедура сегодня. Долго и нужно придется ходить по инстанциям, доказывать свои права, при помощи документов, обращаться к геодезистам.
Я прошел через все эти инстанции, когда регистрировал свой участок и скажу вам, что заняла вся процедура почти полгода. Как мне рассказывали знакомые раньше, достаточно было заявить свои права на землю и просто поставить их на учет как собственность, без определения границ. Все понятно, быстро и не затратно.
К сожалению, российские власти посчитали, что такой подход неправильный и в чем-то они были правы, поскольку это привело к регистрации в собственность одного и того же участка дважды, а также, к различным юридическим казусам. Выход из такой ситуации был найден, когда появился закон о лесной амнистии. Если честно, то я сразу не понял, что это за такое, но со временем, разобрался. Сегодня расскажу вам об этом законопроекте подробнее.
С какой целью был разработан и принят ФЗ о лесной амнистии?
Очень долгое время никаких действий, направленных на урегулирование вопроса с регистрацией земли, в качестве объекта собственности конкретного лица, со стороны органов власти не предпринималось. Люди просто обращались с заявлением на свой дачный или садовый участок, и регистрация выполнялась по упрощенной схеме.
Внимание! Потенциальным владельцам земельного надела не требовалось определять границ территории и обращаться к геодезистам за проведением съемки.
По аналогии обстояло дело и с лесными участками. Достаточно было обратиться с заявкой, и лесная территория передавалась гражданину (фирме) в собственность. Результатом таких действий стало то, что некоторые участки прошли подобную регистрацию дважды, и собственники, вынуждены были обратиться в судебный орган с исковым заявлением. Сформировалась нагрузка не только на контролирующие ведомства, но и на судебные инстанции.
Какие положения закона действовали ранее в отношении лесных массивов?
Изначально, по закону, земля, находящаяся в границах лесного фонда не могла быть использована гражданами для ведения садоводства, а также, для строительства дач и жилья. С одной стороны, проживание на такой территории являлось очень комфортным и приятным, а с другой, не было почти никакой возможности зарегистрировать свой участок в собственность, даже при наличии законных прав на эту территорию.
Кто и при каких обстоятельствах можно воспользоваться данным правом?
В полную силу законопроект заработал лишь в 2020 году. До этого момента только немногие граждане знали о том, что данное право уже предоставлено и действует. Воспользоваться такой возможностью может любой гражданин, но с соблюдением некоторых условий и требований:
- Необходимо уточнить границы надела, обратившись к геодезистам.
- Право на землю должно было возникнуть у гражданина до 1.01.2016 года или на земле находится недвижимый объект, не предназначенный для нужд лесопользования с регистрацией права до указанной даты.
Помимо указанных требований, собственнику объекта и имущества потребуется подготовить необходимые документы, в первую очередь, обратившись к кадастровому инженеру. Специалист самостоятельно выполнит все обязательные действия по межеванию, где сделает отметку о возможности применения Лесной амнистии.
На каком этапе можно воспользоваться данным правом?
Срок действия госпроекта пока не установлен, поскольку в настоящее время он пользуется популярностью и уже очень многие граждане смогли в упрощенном порядке выполнить оформление земли в собственность.
29.07.2017 КГД РФ принял закон №280 — ФЗ, который получил название “лесная амнистия”. Целью его является устранение противоречий между государственным лесным реестром (ГЛР) и единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН). Дело в том, что некоторые земли одновременно взяты на учет и в лесном реестре, и в ЕГРН, в связи с чем возникли неясности относительно категории земли и видов разрешенного использования участка. Многие владельцы наделов, прилегающих к лесным угодьям, построили на них жилые дома, дачи, разбили сады и огороды. А это неправомерно, пока у земли “лесной” статус. С тех пор, когда вступил в силу закон, прошло два года. Как проходит лесная амнистия? Осуществились ли намеченные цели? Как оформить участок, входящий в состав в лесфонда?
Лесная амнистия в 2019 году: как разобраться со статусом земли
Вначале разберемся, что такое лесная амнистия, и почему закон назвали именно так.
- чтобы определиться с двойным статусом некоторых лесных участков (ЛУ) и оставить только один;
- защитить права правообладателей наделов, которые появились у них до принятия закона о лесной амнистии;
- предотвратить незаконные действия с ЛУ, которые способны нанести вред природе и окружающей среде.
Амнистия будет проводиться вплоть до 01.01.2023. До этого времени будут приниматься заявления от граждан и некоммерческих товариществ на оформление лесного участка с целью присвоения земли его расположения новой категории, определения новых границ и размеров.
Для чего и для кого предназначена лесная амнистия
Лесная амнистия предоставляет возможность перевести землю в другую категорию и тем самым узаконить существующее фактическое использование надела. Важно понимать, что это не разрешение всем покупать лесные участки с целью использования их для строительства, ведения ЛПХ, КФХ, либо выращивания для личного потребления плодов сельскохозяйственной деятельности. Напротив, с 2017 г. это невозможно. Амнистия делает исключения для граждан и некоммерческих товариществ, которые получили участки до 2016 г., закрепляя их права.
Граждане, которые успели до 2016 г. получить право на земельный участок, вправе требовать от ЕГРН присвоения земле той категории, которая указана в следующих документах:
- договоре купли-продажи, дарения, найма и др. видов сделок;
- свидетельстве о наследстве, ПНВ, праве бессрочного пользования;
- акте о наложении сервитута;
- решении ОМСУ о предоставлении земельного участка;
- свидетельстве собственника;
- выписки из ЕГРП или ЕГРН.
Например, если в правоустанавливающих/правоподтверждающих документах на участок из лесных угодий, оформленных до 2016 г., написаны категории земель “под поселение”, “сельхозназначения”, то он будет переведен из лесфонда в земли этих категорий:
- при отсутствии иных сведений в кадастре недвижимости;
- при обращении правообладателя в Росреестр с заявлением о переводе земли в категорию, соответствующую указанной в ПУД или ППД.
Однако последнее возможно только в том случае, если на момент обращения лица в ЕГРН надел не был переведен ранее из одной категории в другую.
Приоритет категорий земли при двойной регистрации участков
Вступивший в силу федеральный закон №280 о лесной амнистии расставил приоритеты для земельных участков с двойной регистрацией:
- Если участок числится в лесном реестре, а в базе ЕГРН, либо в правоустанавливающих (ПУД), правоподтверждающих документах (ППД) равообладателей ему присвоены другие категория, то действительной (приоритетной) считается категория, указанная в ЕГРН.
- При отсутствии данных в ЕГРН во внимание принимается категория, указанная в ПУД или ППД, но при условии возникновении права на землю до 01.01.2016 г.
Как оформить новый статус участок из лесфонда
Подать заявление об изменении статуса земли в ЕГРН можно:
- в МФЦ;
- на территориальном портале госуслуги, в том случае если эта услуга оказывается в регионе (она обычно называется приведением в соответствие сведений из лесного реестра и ЕГРН):
- нужно зайти в раздел Земля и строительство;
- перейти в подраздел, связанный с оформлением земельных участков;
- выбрать необходимую услугу.
К заявлению необходимо приложить документы (ПУД или ППД). По результатам обращения лица в Росреестр в течение 10 дней будут внесены изменения, касающиеся площади и границ лесного участка.
Если наделы были выделены гражданам, СНТ и ДНТ до 08.08.2008 г. для строительства жилых домов, ведения дачного либо подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, то они будут автоматически переведены регистрирующим органом в категорию земель с/х назначения или населенных пунктов.
При этом даже нет надобности в согласовании границ лесного надела с прилегающими к нему землями. Это правило распространяется и на наделы, образованные из подобных участков.
Что происходит с лесной амнистией в 2019 г.
Председатель комитета по природным ресурсам Николаев Н. предупреждал о том, чтобы ФЗ №280 не превратился в лесную амнистию, которой могли бы воспользоваться всякие жулики и правонарушители. Под нарушениями очевидно предполагалось разбазаривание земель лесного фонда, природного богатства России.
О чем говорит статистика
- По данным Российского Лесного Хозяйства обнаружено около 260 тыс. пересечений границ земельных участков на землях различных категорий с землями лесфонда. Площадь же спорных участков — свыше 3 млн. 700 тыс Га.
- По проверке Росреестра максимальное кол-во пересечений лесных угодий наблюдается с землями промышленных, энергетических и оборонных объектов, телерадиовещания, безопасности и спецназначния.
- На земли населенных пунктов приходится примерно 8700 пересечений.
Упорядочить границы лесных земель, которые в настоящее время только задекларированы, провести землеустроительные работы и привести в порядок земельный кадастр, спасти леса — таковыми остаются цели амнистии.
Насколько выполнены планы за прошедшие два года
Г‑н Николаев подчеркнул следующее:
- Данные о границах 50 % земель особо охраняемых территорий до сих пор отсутствуют в ЕГРН. Это позволяет предположить, что амнистия все-таки была проведена на землях ООПТ. А это недопустимо, так как приводит к потере лесных богатств.
- Землеустроительные работы, связанные с уточнением границ участков до сих проводятся некачественно, что приводит к такой ситуации:
- казус с двойственностью категории земли устраняется и бывший лесной участок относят к землям населенных пунктов или сельхозназначения;
- однако в реальности никаких изменений границ не происходит, и участок остается непригодным для строительства, так как на нем лес. �
Лесная амнистия продолжается. Остается надеяться, что до 2023 г. все существующие недочеты удастся устранить.
Читайте также:
- Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций
- Как оформить узкий участок земли
- Квартира находящаяся в вашей собственности учитывается как актив
- Могут ли у сироты забрать квартиру за неуплату коммуналки
- Что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии