Квартира как объект права собственности рб

Обновлено: 18.05.2024

Владелец квартиры в многоквартирном доме располагает правом не только непосредственно на квартиру, но и на объекты общей инфраструктуры.

В ст. 289 Кодекса приведена норма, которая определяет правовое положение квартиры в многоквартирном доме, и порядок причитающегося владельцу совместно с ней общедомового имущества. Далее мы осуществим рассмотрение квартиры как объекта имущественного права, что такое перепланировка, а также проанализируем некоторые другие аспекты по данному вопросу.

Понятие и характеристика помещений жилого предназначения

Жилое помещение – это изолированный объект, предназначенный для целей проживания граждан и отвечающий необходимым требованиям технической, пожарной безопасности и градостроительства.

Помещение, для определения за таковым статуса жилого, должно обладать определенными признаками, в том числе и касательно несущих конструкций, наличия особого оборудования, степени обустройства и технологической составляющей.

Помещение, определенное для целей проживания, признают недвижимостью, так как оно рассматривается как объект, перемещение которого не представляется возможным без нанесения для такового значительного материального ущерба.

Характеристика жилого помещения - это его площадь, которую получают в результате суммирования площадей составных частей, в том числе и площадей вспомогательного назначения.

Особенности квартиры как объекта имущественного права

ГК РФ и ЖК РФ определяют особенности отношений, вытекающих в результате использования гражданином квартиры, находящейся в многоквартирном доме.

В ст. 289 Кодекса приведено положение о том, что владелец квартиры в многоквартирном доме располагает правом не только непосредственно на квартиру, но и на объекты общей инфраструктуры.

Имущественное право на жилые строения

Помимо квартир, граждане могут обладать на праве собственности и домами. При этом встает вопрос определения права собственности на объекты, неразрывно связанные с такими строениями (участки земли, на которых располагаются жилые дома, надворные постройки и прочее имущество).

Действующее законодательство не признает выделения вспомогательных элементов инфраструктуры жилого дома как отдельных составляющих имущественного права.

Исходя из анализа норм законов, можно сделать вывод о классификации элементов инфраструктуры на:

  • главное строение, собственно и являющееся объектом права собственности;
  • вспомогательные элементы и объекты хозяйственного назначения, расположенные непосредственно рядом с жилым домом и призванные удовлетворять потребности проживающих в нем граждан.

Данное положение о неразрывности необходимо учитывать и при отчуждении жилого дома – гражданин не может продать отдельно жилой дом, а отдельно – земельный участок и вспомогательные элементы хозяйственного предназначения. В противном случае, возникнет два собственника одного объекта права, что категорически недопустимо.

Часть квартиры (комната) как объект права собственности

Законодательные положения, существовавшие ранее еще во времена СССР, регламентировали невозможность приобретения в собственность отдельных частей квартир. Вводом в силу части второй ГК РФ было окончательно ознаменовано закрепление за комнатой статуса отдельного объекта имущественного права.

Такое положение было введено законодателем в силу сложившейся социально-экономической ситуации на рынке недвижимости. Существовавший ранее запрет на проведение юридически значимых сделок с комнатами, по сути, обозначал ограничение определенного круга граждан в правах в связи с невозможностью последних осуществлять операции по купле-продаже частей квартир, в том числе и комнат.

В настоящее время юридические операции по купле-продаже комнат разрешены жилищным законодательством. Более того, ЖК РФ устанавливает, что при продаже комнаты у остальных собственников коммунального жилого помещения возникает преимущественное право приобретения.

Некоторое внимание заслуживает момент определения доли в праве собственности на общеквартирное и общедомовое имущество:

  • владелец комнаты располагает правами собственности на общеквартирное имущество, при этом доля пропорциональна площади соответствующей комнаты в коммунальном жилом помещении;
  • доля в праве собственности на общедомовое имущество в доме, в котором располагается коммунальная квартира, пропорциональна значению, полученному путем суммирования значения площади комнаты и соответствующей площади,

определенной исходя из доли в праве коллективной собственности, на общее имущество в коммунальном жилом помещении.

Модификация характеристик помещения жилого назначения, перепланировка

Характеристики квартиры могут модифицироваться – соответствующая процедура регламентируется жилищным законодательством.

В ст. 25 ЖК РФ законодателем прописано понятие – что такое перепланировка квартиры: перепланировка – изменение специфики архитектуры с обязательным внесением проведенных изменений в техпаспорт.

Чтобы перепланировка могла быть проведена на законных основаниях, владелец помещения предоставляет в соответствующий орган местной администрации:

  • документы, удостоверяющие право собственности на квартиру, перепланировка которой намечается;
  • проект, по которому будет осуществляться перепланировка;
  • техпаспорт на помещение жилого назначения, для которого осуществляется перепланировка;
  • согласие членов семьи заявителя (требуется, если производится перепланировка помещения по договору социального найма).

Данный перечень является исчерпывающим. Соответствующий уполномоченный орган предоставляет гражданину ответ о том, может ли быть проведена перепланировка, не позднее 45 дней с даты предоставления документации, на основании которой была запущена перепланировка квартиры.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Возврат ндфл за приобретенную комнату в 3- х комнатной квартире.

необходима консультация . Изначально в квартире проживала семья 4 человека (двое детей, муж и жена). После смерти жены, её муж официально женился второй раз и зарегистрировал новую жену в своей 3-х комнатной квартире. Однако, вскоре мужчина стал выпивать, и новая жена подала на развод. При разводе она потребовала для себя часть квартиры мужа. Суд вынес решение о предоставлении ей права на проживание в этой квартире с разделением лицевых счетов. Мужчина через год умер. В квартире на регистрационном учете остались дети и эта женщина. Старший ребенок приватизировал две комнаты из трёх и в последствии ( в 2003 году) продал их новому собственнику . Новый собственник получил налоговый вычет за две комнаты в трёхкомнатной квартире. В октябре 2017 года, женщина , проживавшая в третей комнате выписалась и переехала на новое место жительства в другой город. Оставшуюся комнату администрация города оформила в собственность ( с присвоением кадастрового номера) на себя и предложила выкупить эту комнату у администрации -собственнику двух комнат. Договор купли - продажи на оставшуюся комнату был оформлен в 2018 году. Налоговая отказывает в налоговом вычете(13%) по причине уже использованного права на возврат НДФЛ, хотя лимит на вычет не использован. Деньги взяты в долг у жены нового собственника и в банке. Возможно ли получение льготы по ндфл на третью комнату?

В п.11 ст.220 Налогового кодекса России указано, что возврат за жилье дается единожды в жизни. В понятие имущественного возмещения входят траты и на само жильё, и на оплату процентов при использовании кредитных средств.

Следовательно, каждый россиянин, уплачивающий НДФЛ, вправе раз в жизни использовать 2 000 000 рублей за расходы на жилплощадь и 3 000 000 рублей за расходы на погашение процентов для уменьшения налогооблагаемой базы.

Налоговый вычет со второй квартиры возможно дополучить, если с первой не была достигнута максимальная сумма, т. е. 2 000 000 рублей. (абз. 2 пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).

Разрешается компенсировать по такой же схеме и проценты — если за один объект вы не реализовали полностью свое право на возмещение 3 000 000 рублей, то налоговый вычет за квартиру можно вернуть во второй раз, т. е. с другого жилья, купленного с помощью банковских средств.

ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ СНОСЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ (КВАРТИР) РЕГУЛИРУЮТСЯ:

- статьей 140 Жилищного кодекса Республики Беларусь;

- пунктом 2 статьи 82 ЖК (вопросы отселения граждан, проживающих в жилых помещениях государственного жилищного фонда).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2017 № 154 разъяснять вопросы применения Указа № 58 уполномочены:

* Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь

* Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СНОСЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ (КВАРТИР)

Местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, обязаны до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры в блокированном или многоквартирном жилом доме (далее, если не установлено иное, - квартира) (доли в праве общей собственности на жилое помещение) реализацию одного из его прав на получение:

в собственность квартиры типовых потребительских качеств, а также в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости подлежащих сносу жилого дома или квартиры, строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), - денежной компенсации в размере данной разницы;

денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них (за прекращение права собственности на долю в общей собственности) в размере их рыночной стоимости, но не менее размера затрат, необходимых для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений.

Местный исполнительный комитет при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, обязан предложить собственнику жилого дома (доли в праве общей собственности на жилое помещение) дополнительно к правам, предусмотренным в пункте 4 настоящего Указа, реализацию одного из его прав на:

- строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем (долей в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;

- перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.

При этом в установленном порядке решаются вопросы о предоставлении землепользователю другого земельного участка взамен изымаемого.

Минский горисполком до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд обязан предложить собственнику сносимого жилого дома (доли в праве общей собственности на жилое помещение), находящегося на земельном участке в г.Минске, дополнительно к правам, перечисленным в пункте 4 настоящего Указа и части первой настоящего пункта, реализацию права на предоставление ему вне очереди и без проведения аукциона земельного участка на вещных правах, предусмотренных законодательством, для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь с выплатой денежной компенсации, предусмотренной в абзаце третьем пункта 4 настоящего Указа.

По ходатайству Минского горисполкома местный исполнительный комитет, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка в населенном пункте, выбранном собственником сносимого жилого дома (доли в праве общей собственности на жилое помещение), обязан предоставить ему такой участок при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами города и иного населенного пункта, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством.

Собственником может быть реализовано по выбору только одно из прав, перечисленных в пункте 4 или 5 настоящего Указа.

При сносе жилого дома, квартиры, строений, сооружений и насаждений при них местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, в порядке, предусмотренном законодательством, также обеспечивает возмещение лицам, чьи права ущемляются решением об изъятии земельного участка для государственных нужд, расходов, связанных:

с переездом, в том числе с изменением места жительства в пределах Республики Беларусь;

с временным пользованием другими жилыми помещениями, до предоставления жилого дома, квартиры в соответствии с настоящим Указом;

с оформлением права собственности на предоставляемые жилой дом, квартиру;

с оформлением документов в отношении земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого, и прав на него;

с возмещением убытков вследствие утраты движимого имущества в случаях, предусмотренных в части второй пункта 17 Положения о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков, утвержденного настоящим Указом.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

При необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд, на котором расположены объекты недвижимого имущества граждан или организаций, местный исполнительный комитет принимает решение о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества (далее - решение о предстоящем изъятии земельного участка).

Решение о предстоящем изъятии земельного участка принимается местным исполнительным комитетом в течение пяти рабочих дней после утверждения (согласования) акта выбора места размещения земельного участка.

Решение о предстоящем изъятии земельного участка может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в двухмесячный срок со дня его вынесения.

Местный исполнительный комитет обязан принять меры по реализации прав, предусмотренных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, в срок, определенный в решении о предстоящем изъятии земельного участка, который не может превышать двух лет со дня его принятия. По истечении указанного срока решение о предстоящем изъятии земельного участка считается утратившим силу.

Местный исполнительный комитет в течение трех рабочих дней после принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка направляет гражданину или организации, являющимся собственниками подлежащих сносу объектов недвижимого имущества, заказным письмом по месту жительства гражданина или месту нахождения организации копию названного решения (выписку из него) с указанием оснований такого изъятия и иных сведений, определенных в пункте 3 настоящего Положения.

После получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка собственник сносимого объекта недвижимого имущества не вправе без согласия местного исполнительного комитета, принявшего решение о предстоящем изъятии земельного участка, производить его раздел, продажу, мену, дарение, передавать в ренту, производить иное отчуждение подлежащего сносу объекта недвижимого имущества, а также передавать его в залог.

ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ СОБСТВЕННИКОМ О ВЫБОРЕ ОДНОГО ИЗ ПРАВ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ ЕГО С КОНКРЕТНЫМ ВАРИАНТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

В случае выбора собственником сносимого объекта недвижимого имущества одного из прав, предусмотренных в пункте 4 или 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, он подает соответствующее заявление в местный исполнительный комитет, принявший решение о предстоящем изъятии земельного участка. Данное заявление должно быть подано собственником в течение месяца со дня получения предложений по реализации его прав, предусмотренных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение.

Местный исполнительный комитет при рассмотрении заявления собственника сносимого объекта недвижимого имущества о выбранном способе реализации прав, предусмотренных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, ознакамливает его под роспись с конкретным вариантом (вариантами) предоставления соответствующих прав. При этом замена выбранного собственником конкретного варианта реализации его прав может быть осуществлена местным исполнительным комитетом только с согласия собственника сносимого объекта недвижимого имущества.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Минский горисполком при получении заявления собственника сносимого объекта недвижимого имущества, находящегося на земельном участке в г.Минске, о выборе права, предусмотренного в части третьей пункта 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, в течение семи рабочих дней направляет в адрес местного исполнительного комитета (местных исполнительных комитетов), в компетенцию которого (которых) входит принятие решения о предоставлении земельного участка в населенном пункте, выбранном собственником сносимого объекта недвижимого имущества, ходатайство о предоставлении такому собственнику вне очереди и без проведения аукциона земельного участка.

Соответствующий местный исполнительный комитет в течение десяти рабочих дней рассматривает ходатайство Минского горисполкома и информирует его о возможности удовлетворения этого ходатайства с указанием примерной площади, местонахождения земельного участка, возможных вещных правах на него либо об объективной невозможности предоставления земельного участка, в том числе подтвержденной генеральными планами города и иного населенного пункта, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством.

Минский горисполком в течение семи рабочих дней после получения информации из местного исполнительного комитета сообщает о его решении собственнику сносимого объекта недвижимого имущества, находящегося на земельном участке в г. Минске. При этом собственник сносимого объекта недвижимого имущества в течение месяца со дня получения информации из Минского горисполкома обязан в установленном законодательством порядке обратиться с заявлением о предоставлении выбранного им земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в местный исполнительный комитет, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка, а также подать в Минский горисполком заявление о предоставлении ему денежной компенсации.

В случае объективной невозможности, в том числе подтвержденной генеральными планами города и иного населенного пункта, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, реализации данным собственником права, предусмотренного в части третьей пункта 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, либо отказа собственника от предложенных ему вариантов земельных участков Минский горисполком обязан по выбору собственника обеспечить реализацию одного из его прав, предусмотренных в пункте 4 или части первой пункта 5 Указа.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

В случае, если заявление не подано в установленный срок или между собственником сносимого объекта недвижимого имущества и местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предстоящем изъятии земельного участка, либо по его решению лицом, которому предоставляется земельный участок, не достигнуто согласие в выборе права, определенного в пункте 4 или 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, или его реализации, а также если собственник не согласен с размером, способом и (или) условиями возмещения понесенных им убытков, местным исполнительным комитетом составляется протокол разногласий, который подписывается этим собственником, должностным лицом, уполномоченным соответствующим местным исполнительным комитетом, и лицом, которому предоставляется земельный участок (при его наличии).

Если собственник сносимого объекта недвижимого имущества откажется подписать протокол разногласий, в протоколе делается соответствующая отметка, заверяемая подписью лица, его составившего. Собственник, отказавшийся подписать протокол разногласий, вправе дать объяснение причин отказа, которое заносится в протокол или прикладывается к нему (о чем делается отметка в протоколе).

Местный исполнительный комитет либо лицо, которому предоставляется земельный участок, в двухнедельный срок со дня подписания протокола разногласий обращается в суд с иском о выкупе объекта недвижимого имущества либо о выселении собственника, членов его семьи и иных граждан, имеющих право владения и пользования этим объектом недвижимого имущества, с предоставлением им других объектов недвижимого имущества, отвечающих требованиям настоящего Положения и Указа, утверждающего настоящее Положение. При этом решение об изъятии и предоставлении земельного участка может быть принято местным исполнительным комитетом только после вступления в силу постановления суда.

ОЦЕНКА ПОДЛЕЖАЩИХ СНОСУ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ИХ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ

Оценка подлежащих сносу объектов недвижимого имущества с определением их рыночной стоимости, равной стоимости аналогичных объектов, не подлежащих сносу, а также оценка предоставляемых объектов недвижимого имущества осуществляются по рыночной стоимости в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615 "Об оценочной деятельности в Республике Беларусь". Данные оценки выполняются за счет средств местного исполнительного комитета либо лица, которому по решению этого местного исполнительного комитета предоставляется земельный участок.

В случае, если при реализации прав, предусмотренных в пунктах 4 и 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, рыночная стоимость предоставляемых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем или квартиры типовых потребительских качеств превышает рыночную стоимость подлежащих сносу объектов недвижимого имущества, разница в их стоимости с собственника не взыскивается.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КВАРТИРЫ

При определении размера общей площади не учитываются наниматели и граждане, которым предоставлено право владения и пользования жилым домом (квартирой) после получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка (за исключением собственника и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как собственника, так и членов его семьи, которым в установленном порядке предоставлено право владения и пользования жилым помещением).

В случае невозможности предоставления в собственность одной квартиры типовых потребительских качеств не менее общей площади, определенной в части первой настоящего пункта, собственнику могут быть предоставлены в собственность несколько квартир типовых потребительских качеств.

Гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на дополнительную площадь сверх установленной минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения, предоставляется дополнительная площадь в виде жилой комнаты или в размере 15 кв. метров общей площади.

При выборе лицами, являющимися участниками общей собственности, одного из прав, предусмотренных в пункте 4 или 5 Указа, утверждающего настоящее Положение, их доли в этом праве должны соответствовать их долям в праве собственности на подлежащие сносу объекты недвижимого имущества.

Организация или гражданин, являющиеся собственниками сносимого объекта недвижимого имущества, заселенного на основании договора найма жилого помещения, обязаны передать полученный жилой дом (квартиру) во владение и пользование гражданам, проживающим в сносимых жилых помещениях, на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

Подлежащие сносу объекты недвижимости (их части) не могут использоваться прежним собственником или иными лицами со дня реализации прав (в том числе по решению суда).

Местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, со дня реализации прав, несут права и обязанности, связанные с содержанием и охраной данного имущества.

Государственная регистрация прекращения существования сносимого объекта недвижимого имущества производится после его сноса.

В целях упорядочения вопросов распоряжения жилыми домами (квартирами) сельскохозяйственных организаций:

1. Установить, что:

1.1. сельскохозяйственные организации* вправе в порядке, установленном настоящим Указом, осуществлять продажу:

  • заселенных и незаселенных жилых домов (квартир), а также незавершенных законсервированных капитальных строений, создание которых в качестве жилых помещений разрешено в соответствии с законодательством, но не завершено, расположенных (располагавшихся на дату начала строительства (реконструкции), дату приобретения) в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (далее, если не предусмотрено иное, – жилые помещения), находящихся в государственной собственности и хозяйственном ведении, оперативном управлении либо безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций, в том числе построенных (реконструированных), приобретенных с государственной поддержкой**;
  • жилых помещений, построенных (реконструированных), приобретенных с государственной поддержкой и находящихся в частной собственности сельскохозяйственных организаций, а также в частной собственности и хозяйственном ведении сельскохозяйственных организаций;

* Для целей настоящего Указа под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, рыбоводство, предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, ветеринарных, мелиоративных услуг и услуг по обслуживанию сельского хозяйства, проведение научных исследований в области сельского хозяйства.

1.2. решение о продаже жилых помещений, указанных:

  • в абзаце втором подпункта 1.1 і подпункта 1.1 1 настоящего пункта, принимается в порядке, установленном соответствующими местными Советами депутатов;
  • в абзаце третьем подпункта 1.1 настоящего пункта, принимается высшим органом управления хозяйственного общества, производственного кооператива, собственником имущества частного унитарного предприятия или уполномоченным ими органом. При этом граждане* (кроме граждан, приобретающих жилые помещения на аукционе) должны быть проинформированы о принятом решении не позднее одного месяца со дня подачи ими заявления о приобретении жилого помещения;

* Для целей настоящего Указа под гражданами понимаются граждане Республики Беларусь, в том числе постоянно проживающие за ее пределами, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе не проживающие постоянно на территории Республики Беларусь, но имеющие право на приобретение жилых помещений в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

1.3. продавцом жилых помещений и стороной договора купли-продажи является сельскохозяйственная организация, а в случае продажи заселенных жилых домов (квартир), переданных в рамках реализации указов Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253 и от 14 июля 2016 г. №268, — местный исполнительный и распорядительный орган базового территориального уровня или уполномоченная им организация.

2. Продажа заселенного жилого дома (квартиры) осуществляется нанимателю этого жилого дома (квартиры), или с его согласия совершеннолетнему члену его семьи, или иному гражданину, которые в соответствии с законодательством имеют равное с нанимателем право владения и пользования этим жилым домом (квартирой) (далее – гражданин, проживающий в жилом доме (квартире).

3. Продажа сельскохозяйственной организацией незаселенных жилых помещений осуществляется гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этой сельскохозяйственной организации.

При отсутствии покупателей из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельскохозяйственной организации, эта сельскохозяйственная организация вправе продать незаселенные жилые помещения гражданам на аукционе с начальной ценой, равной оценочной стоимости жилых помещений, рассчитанной индексным методом. При этом оценочная стоимость определяется по результатам внутренней или независимой оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В случае, если аукцион признан несостоявшимся в силу того, что заявка (заявление) на участие в нем подана только одним участником либо для участия в нем явился только один участник, предмет аукциона продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 процентов.

При признании аукциона несостоявшимся, а также отказе единственного участника аукциона от приобретения жилого помещения по начальной цене продажи, увеличенной на 5 процентов, производятся повторные аукционы по продаже жилого помещения с понижающим шагом аукциона в 10 процентов от начальной цены продажи.

4. Цена по договору купли-продажи жилого помещения (за исключением незаселенного жилого помещения, продаваемого на аукционе), включая хозяйственные постройки, элементы благоустройства прилегающей территории, определяется по оценочной стоимости (но не выше рыночной).

При этом цена не должна быть меньше первоначальной (переоцененной) стоимости жилого помещения, отраженной в бухгалтерском учете сельскохозяйственной организации, принявшей жилое помещение в рамках реализации указов Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253 и от 14 июля 2016 г. № 268, на 1 января года, в котором осуществляется его продажа.

Оценочная и рыночная стоимость жилых помещений определяются по результатам независимой оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Дата оценки рыночной стоимости в текущем использовании жилого помещения устанавливается не ранее даты осмотра объекта оценки и (или) даты заключения договора на оказание услуг по проведению независимой оценки. При этом разница между датой оценки рыночной стоимости в текущем использовании жилого помещения и датой оценки его оценочной стоимости не должна составлять больше одного календарного месяца.

5. Оплата цены жилого помещения (кроме переведенной на гражданина суммы долга по льготному кредиту) осуществляется:

в рассрочку на двадцать лет без индексации платежей и внесения первоначального взноса ежемесячно равными долями:

    работниками сельскохозяйственных организаций, организаций социально-культурной сферы*, потребительской кооперации, постоянно проживающими и работающими в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, а также уволенными из этих организаций по основаниям, не предусмотренным в абзаце втором части второй настоящего пункта;

* Для целей настоящего Указа под работниками организаций социально-культурной сферы понимаются руководители и специалисты организаций здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, учреждений образования.

в рассрочку на три года без индексации платежей и внесения первоначального взноса ежемесячно равными долями – иными гражданами.

Сумма задолженности за приобретенное жилое помещение подлежит оплате равными долями ежемесячно без индексации платежей в течение трех лет с даты увольнения (за исключением увольнения из сельскохозяйственных организаций, иных юридических лиц, находящихся в процедуре ликвидационного производства):

* За исключением увольнения из сельскохозяйственной организации, включенной в перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253.

** Кроме увольнения при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (состояние здоровья, достижение общеустановленного пенсионного возраста, радиоактивное загрязнение территории и другое), а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора.

Гражданин вправе оплатить стоимость приобретаемого жилого помещения досрочно.

6. Средства от продажи жилых помещений в размере суммы средств республиканского и местных бюджетов, местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, инновационных фондов, формируемых в установленном законодательством порядке, направленных на строительство (реконструкцию), приобретение жилых помещений, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Средства от продажи жилых помещений, в том числе жилых помещений государственного жилищного фонда, в размере разницы между ценой жилого помещения и суммами бюджетных средств, указанных в части первой настоящего пункта, переводимого долга по льготному кредиту, а также средств, затраченных гражданином в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 8 настоящего Указа (далее – средства от продажи жилых помещений):

  • поступают в распоряжение сельскохозяйственных организаций;
  • подлежат перечислению в местный бюджет, если продажа жилых помещений осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня или уполномоченными ими организациями.

Требования, предусмотренные в частях первой и второй настоящего пункта, не распространяются на случаи реализации жилых помещений в процессе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

Средства от продажи жилых помещений, поступающие в распоряжение сельскохозяйственных организаций, зачисляются на специальные счета, открытые ими для этих целей в банках (далее – специальные счета), за исключением средств от продажи жилых помещений на аукционе.

Средства от продажи жилых помещений, зачисленные на специальные счета, имеют целевое назначение и направляются сельскохозяйственными организациями на:

  • строительство (реконструкцию), приобретение, содержание жилых помещений;
  • реконструкцию капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения;
  • оформление прав на жилые помещения и земельные участки для их обслуживания;
  • погашение задолженности (при ее наличии) по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В случае продажи жилых помещений на аукционе сельскохозяйственными организациями, в том числе жилых помещений государственного жилищного фонда, средства от продажи таких помещений зачисляются на текущие (расчетные) банковские счета этих организаций.

Специальные счета открываются банками независимо от наличия у них решений (постановлений) о приостановлении операций по счетам, постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах сельскохозяйственных организаций, принятых (вынесенных) уполномоченным в соответствии с законодательными актами органом (должностным лицом).

Режим функционирования специального счета устанавливается в договоре специального счета с учетом требований настоящего Указа.

Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на денежные средства, размещенные на специальных счетах, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по специальным счетам не осуществляется.

Требования, предусмотренные в части девятой настоящего пункта, не распространяются на случаи, когда обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, производится на основании исполнительного документа, вид взыскания по которому соответствует целевому назначению специального счета, а также на случаи, предусмотренные законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Уполномоченные органы (должностные лица) в случае неправомерного обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Перечисление выручки и иных денежных средств на специальные счета не допускается.

7. За нецелевое использование средств от продажи жилых помещений сельскохозяйственные организации привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательными актами.

Персональная ответственность за нецелевое использование денежных средств, находящихся на специальных счетах, перечисление выручки и иных денежных средств, не указанных в абзаце первом части второй пункта 6 настоящего Указа, на данные счета, непредставление в банки заявлений о закрытии специальных счетов возлагается на руководителей сельскохозяйственных организаций.

В случае принятия решения о продаже жилого помещения до государственной регистрации его создания и возникновения права собственности на него государственная регистрация создания отчуждаемого жилого помещения, государственная регистрация договора его купли-продажи, возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него осуществляются по заявлению гражданина, приобретающего данное жилое помещение, в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Сумма средств, подлежащая уплате гражданином по договору купли-продажи жилого помещения, уменьшается на сумму средств, затраченных гражданином на изготовление за счет собственных средств от имени сельскохозяйственной организации, местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня или уполномоченной им организации следующих документов:

  • ведомости технических характеристик;
  • технического паспорта;
  • землеустроительного дела на земельный участок, на котором расположено жилое помещение;
  • свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
  • заключений об оценочной и рыночной стоимости в отношении жилого помещения.

9. Соответствующие местные Советы депутатов, высший орган управления хозяйственного общества, производственного кооператива, собственник частного унитарного предприятия при установлении порядка принятия решений или принятии решений о продаже жилых помещений определяют стаж работы гражданина (но не более 15 лет), необходимый для приобретения жилого помещения с оплатой в соответствии с абзацами вторым–четвертым части первой пункта 5 настоящего Указа, а также основания для отказа в продаже жилых помещений.

9 1 . Сельскохозяйственные организации, в отношении которых открыто конкурсное производство, могут осуществлять продажу заселенных жилых домов (квартир), предусмотренных в абзацах втором и третьем подпункта 1.1 пункта 1 настоящего Указа, по договору купли-продажи на условиях, предусмотренных в пунктах 2, 4, 5 и 8 настоящего Указа.

Антикризисный управляющий принимает меры по выявлению заселенных жилых домов (квартир) и не позднее 7 календарных дней со дня их выявления направляет письменное предложение нанимателям жилых домов (квартир) об их приобретении.

Граждане, указанные в части первой пункта 2 настоящего Указа, в двухмесячный срок с даты получения предложения антикризисного управляющего обращаются в сельскохозяйственную организацию с письменным заявлением о приобретении (отказе от приобретения) занимаемого жилого дома (квартиры). На основании такого заявления антикризисный управляющий принимает решение о продаже заселенного жилого дома (квартиры).

В случае письменного отказа этих граждан от приобретения жилого дома (квартиры) либо неполучения в двухмесячный срок заявления о приобретении занимаемого жилого дома (квартиры) антикризисный управляющий осуществляет распоряжение такими жилыми домами (квартирами) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

Действие пунктов 1 (за исключением подпункта 1.1, подстрочного примечания к абзацу третьему подпункта 1.2 и подпункта 1.3), 3, 6, 7 и 9 настоящего Указа не распространяется на сельскохозяйственные организации, в отношении которых открыто конкурсное производство.

9 2 . В случае открытия в отношении сельскохозяйственной организации ликвидационного производства и при наличии у нее договоров купли-продажи жилых помещений, в том числе заключенных в период нахождения сельскохозяйственной организации в иных процедурах экономической несостоятельности (банкротства), предусматривающих для гражданина рассрочку платежей, не уплаченная на дату открытия ликвидационного производства сумма по такому договору уплачивается гражданином в бюджет базового уровня в соответствии с условиями рассрочки, предусмотренными договором купли-продажи.

В течение 20 рабочих дней после вступления в законную силу решения суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица антикризисный управляющий заключает с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня договор уступки требования с уведомлением гражданина о состоявшемся переходе прав кредитора к местному исполнительному и распорядительному органу базового территориального уровня, в том числе о новых реквизитах для оплаты гражданином стоимости жилого помещения, проданного сельскохозяйственной организацией в рассрочку.

11. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом.

12. Местным Советам депутатов в трехмесячный срок установить порядок продажи заселенных жилых помещений сельскохозяйственных организаций, находящихся в коммунальной собственности, проживающим в них гражданам.

13. Настоящий Указ вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением пунктов 11, 12 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования данного Указа.

Право собственности - есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Право собственности на недвижимое имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.

Отчуждение имущества от собственника другому лицу помимо воли собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом Республики Казахстан.

Члены потребительского кооператива (жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного), другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом в пользование, приобретают право собственности на указанное имущество.

Право собственности на недвижимое имущество может возникнуть на основании документов:

У физического лица:

  • договор купли-продажи;
  • договор мены;
  • договор дарения;
  • договор отчуждения с условием пожизненного содержания;
  • договор безвозмездной передачи;
  • брачный договор;
  • свидетельство о праве на наследство по завещанию (по закону);
  • договор приватизации;
  • судебные акты, вступившие в законную силу;
  • справки жилищно-строительного кооператива о внесении членом кооператива всей суммы паевого взноса;
  • договор о безвозмездной передаче;
  • договор передачи имущества в качестве компенсации вследствие сноса или реквизиции;
  • акт государственной приемочной комиссии или акт приемочной комиссии о приемке построенного объекта в эксплуатацию;
  • регистрационное удостоверение;
  • решения юридического лица о предоставлении имущества в счёт выделения доли из уставного капитала;
  • правовые акты исполнительных органов.

У юридического лица:

  • договор купли-продажи;
  • договор мены;
  • договор безвозмездной передачи;
  • предоставление недвижимого имущества в силу договорного обязательства;
  • договор или решение о передачи имущества в качестве компенсации вследствие сноса или реквизиции;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • решение о передаче имущества на баланс юридического лица;
  • судебные акты, вступившие в законную силу;
  • акт государственной приемочной комиссии или акт приемочной комиссии о приемке построенного объекта в эксплуатацию;
  • решение (учредительный договор, протокол собрания) о вкладе недвижимости в уставной капитал;
  • правовые акты исполнительных органов.

Правоустанавливающие документы представляются на регистрацию в двух экземплярах, один из которых является подлинником или нотариально заверенной копией. Подлинные экземпляры этих документов (или нотариально заверенная копия) после регистрации возвращаются заявителю.

При регистрации права собственности на земельный участок помимо правоустанавливающего документа, необходимо представить акт на право частной собственности на земельный участок.

Касательно оплаты по оказанию услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вы можете узнать в следующей полезной информации "Сколько стоит регистрация прав на недвижимое имущество".

Я хочу выкупить заброшенный объект. Как найти его хозяев?

Если объект свежий и проведено межевание, это несложно. Можно найти его на карте Росреестра, узнать кадастровый номер и запросить выписку из Росреестра с данными собственника. А вот если объект выдали еще до распада СССР, то непонятно, как действовать.

В нашем городе крупные предприятия и администрации давали много гаражей и участков в СНТ в собственность. Например, одному гаражно-строительному кооперативу выдали землю в пользование, на ней построили гаражи, которые часть владельцев затем оформили в частную собственность. За аренду земли собственники гаражей платят городу. В этом кооперативе много брошенных гаражей, и есть сведения только об их первых хозяевах-строителях. Но поскольку они либо умерли, либо сменили место жительства, их контакты неизвестны. А главное, данных о большинстве таких брошенных строений нет нигде, кроме, возможно, архива.

Как найти таких хозяев, чтобы выкупить брошенный объект?

Если коротко, то никак. Нет никакой централизованной системы поиска собственников заброшенной недвижимости или служб, которые специально этим бы занимались. Поэтому и универсального совета или способа, как найти владельцев брошенных объектов, я дать не смогу. Можно полагаться исключительно на случай, удачу, архивы или сарафанное радио. Например, искать через знакомых, друзей, соседей и так далее.

Но есть другие варианты, которые в теории могут помочь бороться с заброшенными постройками. Я расскажу, как у таких построек могут появиться новые хозяева и что для этого необходимо.

Как недвижимость получает статус бесхозяйной

Вы правильно написали, что самый очевидный способ найти собственников — заказать выписку из ЕГРН. Но только при условии, что объект поставлен на кадастровый учет. Еще можно поискать данные в различных архивах местной администрации — в теории они должны все хранить.

Но можно подойти к такой недвижимости с другой стороны и не искать собственника. Если у участка, гаража или другого объекта нет владельца, он неизвестен или от собственности отказались, такая недвижимость получает особый статус — бесхозяйной вещи.

Этот правовой статус недвижимость приобретает не просто так. Местная администрация должна провести поиск собственника. В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — этим занимаются органы исполнительной власти: администрации районов или профильные комитеты. Но на деле эта обязанность за ними по закону не закреплена и искать собственников они не обязаны.

Допустим, муниципалитет все-таки организовал поиск собственника и не нашел его. Тогда он обращается в местный Росреестр с заявлением о признании недвижимости бесхозяйной. После этого недвижимость будет находиться в таком статусе еще в течение года.

Если и за этот год собственник не обнаружится, муниципальная власть может обратиться в суд с заявлением о признании муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость. Муниципалитету понадобятся доказательства, что он принимал меры и искал владельца, но найти не смог. И по факту у недвижимости нет собственника.

Если суд признает муниципальную собственность на такую недвижимость, муниципалитет уже сможет ее реализовать, например, на торгах или оставить в своем ведении. Это основной способ, как у заброшенных зданий появляются новые хозяева.

Как победить выгорание

Как работает приобретательная давность

Кроме муниципальной власти право собственности на заброшенные объекты недвижимости могут приобрести физические и юридические лица, которые открыто пользуются этими объектами, даже если у таких лиц нет права собственности на них.

Но не каждое владение вещью приводит к возникновению права собственности на нее. Для этого должны соблюдаться несколько условий. Причем это обязательные требования, которые нужно подтвердить в суде. Расскажу о них подробно.

Пользоваться открыто. То есть владелец не должен скрывать, что пользуется имуществом. При этом он может принимать меры к сохранности этого имущества.

Допустим, вы владеете участком земли и построили на нем дачу. Участок по соседству заброшен, и хозяева много лет там не появляются. Поэтому на участке растет трава и появился борщевик. Вы ухаживаете за этим участком и даже посадили плодовые деревья, чтобы меньше косить. Чтобы туда не лазили чужие, огородили этот участок. То есть вы владеете брошенным участком открыто и ни от кого не скрываетесь.

Пользоваться добросовестно. То есть владелец, который получил недвижимость во владение, не знал и не должен был знать, что нет оснований, по которым у него могло бы возникнуть право собственности на эту недвижимость.

Здесь есть сложности. Если вы захотите со временем получить право собственности на заброшенную недвижимость, вам надо начать ею пользоваться. Но очевидно, что вы понимаете, что вы не ее собственник, то есть владеть ею вы начнете без правовых оснований, что вроде бы исключает добросовестность.

Эта формулировка расплывчатая, и судебная практика уточняет, что если вы пользуетесь недвижимостью и знаете, что у вас нет на нее прав, то это не исключает добросовестности. В каждом конкретном случае она будет зависеть от обстоятельств и рассматривается судом индивидуально. То есть знание о незаконности владения не исключает добросовестности.

Но есть и исключение. Владение признается незаконным и недобросовестным, если нарушены нормы уголовного права. Такое владение ни при каких условиях не может привести к возникновению права собственности.

Например, мужчина купил гаражный бокс в закрытом территориальном образовании — ЗАТО. Через 20 лет он подал иск, чтобы участок под гаражным боксом признали за ним по давности владения. Городской суд отказал ему, поскольку земля в ЗАТО не может находиться в частной собственности. Областной суд решил, что мужчина не мог не знать, что оснований для возникновения права собственности нет, а значит, не соблюдается принцип добросовестности. Решение суда первой инстанции оставили в силе.

Добиться рассмотрения кассационной жалобы истцу не удалось и он стал оспаривать норму гражданского кодекса о приобретательной давности в Конституционном суде. Суд сказал, что норма не противоречит Конституции, но конкретные действия истца нельзя считать недобросовестными. Позднее в законодательство внесли изменения, и теперь приобретатель признается добросовестным, пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен быть знать, что у другого лица не было прав отчуждать это имущество.

Пользоваться непрерывно. Давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности, то есть 15 лет. Если вы передали владение таким имуществом по наследству, это не прерывает течение срока. То есть если заброшенный участок по соседству косил еще ваш отец, а теперь открыто им владеете и косите его вы, то 15 лет будут считаться еще с того времени, когда участок косил отец.

Но есть нюансы. Например, если вы изначально взяли имущество в аренду или постоянное бессрочное пользование, такое имущество нельзя получить по статусу приобретательной давности. То же самое и с договоренностями. Если вы вступили в договорные отношения с владельцем — например, взяли у соседа участок в аренду, а он переехал в другой город, — вы не можете приобрести собственность в силу давности владения.

Только если одновременно выполняются все условия, можно приобрести право собственности на ничейное имущество в судебном порядке.

Что делать в вашем случае

Разыскивать хозяев заброшенных зданий — проблема муниципальной власти. Если власти не интересны строения, а вам хочется, чтобы собственника поискали, можно письменно обратиться к муниципалитету. Попросите найти собственников недвижимого имущества или принять его на учет как бесхозяйное, чтобы в дальнейшем его продали на торгах новым собственникам.

Если здание аварийное, можно указать, чтобы его приняли на учет для последующего сноса. Сносить аварийные строения можно по решению суда или местной администрации. При этом ставить объект на учет в качестве бесхозяйного необязательно.

Последний вариант: вы можете начать пользоваться гаражом в своих интересах, платить арендную плату, взносы и через 15 лет попытаться признать свое право собственности на него.

Что в итоге

Универсального способа, как найти хозяина заброшенной недвижимости, нет.

Вы можете попытаться признать объект бесхозяйной вещью. Для этого понадобится помощь местных органов власти и время. Сначала муниципалитет будет искать владельца, а потом по суду признавать недвижимость муниципальной собственностью и выставлять на торги.

Работающий способ — владеть недвижимостью открыто и добросовестно на протяжении 15 лет. После этого есть шанс оформить ее в собственность по приобретательной давности.



Под окном стоят заброшенные ракушки. лет 40 назад их выдавали инвалидам и ветеранам без права передачи в пользование. потом этими гаражами начали пользоваться их дети, потом их внуки. сейчас многие стоят вообще брошенные за ненадобностью. на сколько реально занять такой, привести в порядок и подать по праву приобретательной давности?

Владимир, ракушки не являются недвижимостью, так как не имеют неразрывной связи с землей, поэтому право собственности на них признать не выйдет

Владимир, не реально, так как земля муниципальная и объекты, скорей всего, не капитальные.


С двух сторон от моего участка умерли хозяева еще до того, как я купила свой. Дети-маргиналы, по-моему, у обоих, в наследство не вступали, вроде как нет денег. Мне теперь занимать эти участки и 15 лет ждать? )) Или попробовать связаться с наследниками?

Лина, приобретательская давность не распространяется на участки. Обращайтесь в правление СНТ или в администрацию района.

Seregin, конституционный суд вам прямо пишет обратное:

Читайте также: