Кто выгодно отличается от других в пользу имущества

Обновлено: 13.05.2024

Объект недвижимости может находиться в индивидуальной и общей собственности. В первом случае права на жилье принадлежат одному человеку, во втором — нескольким людям. Общая собственность на квартиру или дом может быть совместной и долевой.

От вида собственности на квартиру зависят возможности ее владельцев по распоряжению этой квартирой. Разбираемся, какие виды собственности существуют, чем отличается совместная собственность от долевой, какие плюсы и минусы у каждой формы владения.

В пошаговой инструкции расскажем, как заключить сделку купли-продажи жилья, находящегося в совместной и общедолевой собственности.

Какая бывает собственность

Благодаря приватизации с 1991 года доля частной собственности в жилом фонде России стала быстро расти. Большая часть бывшего муниципального жилья перешла в частную собственность проживающих в нем граждан.

Частная собственность может быть индивидуальной, принадлежащей одному человеку и общей — двоим и более лицам. В свою очередь, общая собственность может быть совместной и долевой.

Что такое общая совместная собственность на квартиру

Совместная собственность — это когда квартира в равной степени принадлежит всем собственникам жилплощади. Объект не разделен на доли, и права каждого владельца считаются равноценными.

Совместное право на недвижимость возникает по желанию владельцев или автоматически. То есть когда недвижимость покупается супругами. Стоит напомнить, что имущество, приобретенное в браке, считается общим.

Плюсы

  1. Все собственники в равной степени отвечают за содержание жилья. Оплата коммунальных платежей так же распределяется на всех владельцев общей совместной недвижимости.
  2. Совладельцы несут равную ответственность по исполнению налоговых обязательств. То есть налог на недвижимость вам начисляют в равной доле с другими собственниками.
  3. Каждый собственник объекта недвижимости вправе использовать имущественный налоговый вычет ― он распределяется между всеми владельцами квартиры или дома по договоренности.
  4. Если у вас возникла кредитная задолженность, то кредиторы не смогут даже через суд потребовать продажи общего имущества. То есть квартиру, находящуюся в совместной собственности, нельзя забрать за долги.

Минусы

  1. На совместное владение выдается один документ. Собственник не имеет права единолично оформлять документы. Если необходимо, то можно получить выписку повторно, но услуга платная.
  2. Если вы по договоренности с другими собственниками решили сдать жилье в аренду, учтите, что доход придется делить между всеми владельцами.
  3. Когда одним из владельцев является несовершеннолетний ребенок, любые сделки с недвижимостью совершаются с участием органов опеки.

Совместное распоряжение общим совместным жильем (продажа, дарение, завещание и т. д.) можно отнести как к плюсам, так и к минусам. К примеру, чтобы продать квартиру, придется получить согласие всех сособственников.

Плюс в том, что без вашего ведома не будет продан ни один квадратный метр. Но если сделка инициирована вами и кто-то из собственников на нее не согласен, то вам придется договариваться.

Как купить квартиру, которая находится в совместной собственности

Общая совместная собственность на квартиру не является препятствием для совершения сделок с жильем. Вы можете продать общую недвижимость, но прежде придется получить согласие на сделку других собственников. Согласие обязательно заверяется у нотариуса.

Если вы собираетесь купить квартиру, к примеру, у супружеской пары, то, скорее всего, жилье будет оформлено в общую собственность. Проверьте все документы, чтобы понять, совместно они владеют недвижимостью или нет.

Какие документы проверить:

  • свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру, если документы на жилье оформлялись до июля 2016 года;
  • выписка из ЕГРН;
  • паспорта супругов и свидетельство о заключении брака;
  • документ, на основании которого квартира была получена, к примеру, договор купли-продажи;
  • брачный договор, если документ был заключен и нотариально заверен.

Обратите внимание на дату заключения брака и дату регистрации квартиры. Вы найдете их в брачном свидетельстве и выписке ЕГРН (в свидетельстве о регистрации прав собственности). Если квартира появилась до брака — это личная собственность, и продать ее можно без согласия супруга.

Спросите у продавца квартиры о брачном договоре. В договоре, заключенном супругами, может быть указано, что для недвижимости, купленной в браке, устанавливается другая форма собственности, к примеру, раздельная или долевая.

Недвижимость не является общей совместной собственностью, если:

  • она появилась до брака;
  • ее подарили по договору дарения;
  • она получена в наследство одним из супругов.

Краткая инструкция

  1. Закажите выписку из ЕГРН, чтобы проверить право собственности.
  2. Убедитесь, что квартира приобретена в браке, а у супругов нет брачного договора.
  3. После согласования с продавцом подпишите договор купли-продажи.
  4. Если договор подписывает один супруг, проверьте наличие нотариально удостоверенного согласия на сделку от другого супруга.
  5. Оплатите государственную пошлину за регистрацию права.
  6. Подайте документы в Росреестр на регистрацию (при оформлении сделки у нотариуса документы подаст специалист нотариальной фирмы).
  7. Получите выписку из ЕГРН, подтверждающую переход права собственности на новую квартиру.

Что такое общая долевая собственность на квартиру

Долевая собственность — когда квартира находится в общей собственности с определением доли для каждого совладельца. Доли могут быть равными или неравными.

К примеру, один собственник владеет 1/3 жилплощади, а другой — 2/3. Или трем владельцам одного объекта недвижимости принадлежит по 1/3 жилплощади. Количество собственников недвижимости, а значит, и долей может быть самым разным.

Вы можете стать владельцем доли квартиры, дачи или другой недвижимости в результате наследования, сделки купли-продажи, приватизации и др. Переоформить в долевую можно и совместную собственность. Для этого потребуется согласие совладельцев или решение суда.


Плюсы

  1. Все собственники квартиры могут распоряжаться своей частью жилплощади. Вы вправе подарить, продать, завещать свою долю самостоятельно.
  2. Если у одного из владельцев арестуют имущество за долги, то доли других собственников жилья так и останутся в их владении.
  3. Каждый из собственников общедолевой недвижимости имеет свой пакет документов на жилье.

Минусы

  1. Не всегда доля в квартире — это отдельная комната. На вашу долю может приходиться лишь угол в этой комнате.
  2. Если нет возможности отделить вашу долю в отдельное помещение, и вы не можете договориться с совладельцами, то для определения порядка пользования жильем придется обращаться суд.
  3. Долевую собственность могут продать за долги. То есть если вы сильно задолжали, то кредиторы через суд могут взыскать средства от продажи вашей части недвижимости.

Как определяется доля

По умолчанию доли считаются равными. К примеру, если в процессе приватизации никто не высказывает особых пожеланий, жилплощадь распределяется именно так. Сколько будет собственников, столько и долей. Это соотношение меняется по соглашению или на основании решения суда.

При этом вы вправе договориться с другими собственниками и перераспределить доли так, как вам удобно. Если вы вложили в квартиру больше других, к примеру, потратились на ремонт, и можете это доказать, то можете подать в суд на пересмотр размера вашей части недвижимости.

Доля может переходить по наследству (целиком или поровну между наследниками), передаваться по договору дарения или другим способом, делиться или объединяться. Случается, появляются доли вроде 17/50 и даже 217/680.

Идеальная и реальная доли в квартире

Доля в квартире может быть выделена как идеальная или реальная (в натуре). То есть в первом случае доля не соответствует документально ни одной из комнат. Во втором — это отдельное помещение.

Пример: площадь одной комнаты в двухкомнатной квартире — 10 кв. м, площадь второй составляет 20 кв. м. Первая комната составляет 1/3 от жилой площади квартиры, а вторая — 2/3. Но квартира находится в общей долевой собственности двух людей и каждому принадлежит по 1/2 доли квартиры.

Каждый из участников такой долевой собственности имеет право бывать и в одной, и в другой комнате без согласия другого участника.

Реальная доля (часть, выделенная в натуре) не только соответствует площади конкретной комнаты, но и оформлена документально.

Пример: та же квартира с двумя комнатами площадью 10 кв. м и 20 кв. м. Теперь каждому совладельцу принадлежит отдельное помещение: одному собственнику 10-метровая комната, а другому — 20-метровая. Такие доли называют реальными, или выделенными в натуре.

Реальные доли выделены на местности, соответствуют площади комнат. При этом каждый совладелец имеет право не пускать в свою комнату другого сособственника.

Как купить долю в квартире

Вы легко можете выяснить, что квартира находится в долевой собственности: каждый из собственников прописан в реестре отдельно, а в выписке из ЕГРН будет указан размер доли.

Если вы решили купить квартиру целиком у долевых собственников, то проще всего собрать их всех вместе и заключить один договор. Если вы покупаете доли не у всех собственников, сделать это будет чуть сложнее.

Что необходимо учесть

По закону совладельцы имеют преимущественное право для получения предложения о покупке доли. Иными словами, прежде чем продавать постороннему гражданину свою часть в квартире, вы обязаны предложить выкупить ее другим владельцам недвижимости.

Для этого письменно извещаете совладельцев обо всех деталях планируемой продажи. Условия сделки должны быть такими же, как и для других покупателей. У сособственников есть один месяц для принятия решения. Только после этого вы можете продать свою долю.

Если же вы покупаете долю в квартире, то убедитесь, что все владельцы отказались от покупки. Отказ, как и предложение о покупке доли, обязательно должен быть письменным, заверенным нотариусом.

Если продавец нарушил преимущественное право других собственников на покупку, они в течение трех месяцев могут заявить об этом и через суд перевести права покупателя на себя. То есть если вы не проверите письменные отказы совладельцев, то рискуете потерять приобретенную долю.

Многие покупатели недвижимости делают выбор в пользу апартаментов, стоимость которых в большинстве случаев меньше стоимости обычных квартир. Но налог на имущество для апартаментов выше налога для квартир. Еще для апартаментов установлены более высокие тарифы на коммунальные услуги, а при покупке недвижимости нельзя вернуть налоговый вычет.

Рассказываем, как считают налог на апартаменты, сколько денег придется потратить на их содержание и почему нельзя вернуть налоговый вычет, как это делают покупатели обычных квартир.

Что такое апартаменты — к чему их приравнивают при определении налога

Понятие апартаментов существует, но оно не закреплено законодательно. С юридической точки зрения апартаменты относят к нежилым помещениям, хотя фактически в них можно проживать, даже оформлять временную регистрацию.

Закон приравнивает апартаменты к гостиницам. Из этого следует, что такая недвижимость не рассматривается в качестве объекта первой необходимости, как предусмотрено для жилых объектов. В связи с этим есть отличия в налогообложении — перечисления в бюджет для апартаментов определяются не так, как для квартир или домов.

Когда нужно платить налог — виды налогов для собственников апартаментов

Вопрос о налогообложении апартаментов возникает в трех ситуациях:

при продаже объекта;при сдаче недвижимости в аренду;при владении имуществом.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц должен платить тот, кто указан в качестве собственника в Едином государственном реестре недвижимости. Расчет налога начинается со дня, когда данные о новом владельце были внесены в реестр.

Законодательно апартаменты не приравнены к жилым помещениям, поэтому налог на имущество для их собственников рассчитывается исходя их того, что это нежилое помещение. Сумма налога будет зависеть от:

региона, в котором находится объект недвижимости;типа здания, в котором расположены апартаменты, вида их разрешенного использования;присутствия в здании, где находятся апартаменты, офисных помещений, общепита и других площадей, которые заняты под ведение предпринимательской деятельности;величины кадастровой или инвентаризационной стоимости.

При определении суммы, которую нужно заплатить за владение имуществом, используют налоговую базу. Налоговая база для апартаментов может устанавливаться на основании:

величины кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, за который собственник платит налог на апартаменты. Такой показатель используют при условии, что региональные власти успели его установить на начало года. Для этого по требованиям Налогового кодекса РФ сведения о кадастровой стоимости должны быть внесена в ЕГРН. Посмотреть кадастровую стоимость апартаментов в Москве, как и расположенных в другом городе, можно в выписке из ЕГРН. Она стоит 350 рублей. Бесплатно посмотреть кадастровую стоимость можно на сайте Росреестра;инвентаризационной стоимости объекта. Такой показатель используется при условии, что кадастровая стоимость не была определена. Инвентаризационная стоимость реже используется при расчете налоговой стоимости. Но она более выгодна для собственников объекта недвижимости, потому что в большинстве случаев инвентаризационная стоимость ниже кадастровой. Когда ее используют при определении величины налога на апартаменты, собственник платит меньше.

Пример расчета имущественного налога на апартаменты

В качестве примера рассмотрим порядок расчета налога на имущество для апартаментов, которые расположены на территории Москвы. Налоговая ставка по Москве в отношении объектов, которые не относятся к жилому имуществу, составляет 0,5% от кадастровой стоимости. Но она может быть больше, если в здании располагаются офисные помещения, общепит или другие площади, используемые для ведения бизнеса.

Предположим, нужно рассчитать налог на имущество для апартаментов, кадастровая стоимость которых составляет 8 млн рублей. Назначение здания не предусматривает размещения в нем офиса, общепита или других аналогичных объектов. Право собственности на апартаменты принадлежит супругам. Они владеют недвижимостью в равных долях – каждому принадлежит половина объекта.

При проведении расчетов сначала устанавливают налоговую базу. Для ее расчета умножают кадастровую стоимость на величину доли в собственности. Для доли каждого из супругов налоговая база составит:

Налоговая база = 8 000 000 х 1/2 = 4 000 000 рублей.

После определения налоговой базы вычисляют сумму налога к уплате. Для этого налоговую базу делят на 100 и умножают на размер налоговой ставки:

Сумма налога = 4 000 000/100 х 0,5 = 20 000 рублей.

При обозначенных условиях каждому из супругов за отчетный год нужно уплатить 20 тыс рублей.

Если бы супруги владели квартирой, размер имущественного налога для нее был бы меньше. При таком же размере кадастровой стоимости налоговая ставка составит 0,1%. Если пересчитать сумму налога для квартиры при аналогичных условиях, то она составит для доли каждого из супругов 4000 рублей.

Если здание, где расположены апартаменты, будет отнесено к другой категории, то сумма налога может быть больше для ее собственника. Например, если в помещениях расположены офисы, сумма налога будет считаться как 2% от кадастровой стоимости объекта.

Чтобы проверить информацию о величине налоговой ставки на конкретный вид апартаментов, нужно зайти в раздел справочной информации на сайте ФНС.

Налогообложение при продаже и покупке апартаментов

При покупке апартаментов новый собственник объекта недвижимости не платит налог. Его нужно платить в случае, если собственник получил доход, когда продал недвижимость. Необходимость его перечисления определяется в зависимости от срока владения объектом:

если право собственности оформлено на объект 5 лет назад или ранее, то налог на доход от продажи апартаментов платить не нужно;если право собственности оформлено менее 5 лет назад, продавец должен заплатить налог. Его величина определяется как 13% от разницы между стоимостью при его покупке и суммой, полученной от покупателя при продаже.

Сумму налога рассчитывают как 13% от полученного дохода. Но такой процент установлен только для тех лиц, которых относят к налоговым резидентам России. Налоговые резиденты — это те, кто проживают на территории страны более 183 дней в течение календарного года. Те, кто живет в России менее 183 дней в течение календарного года, считаются налоговыми нерезидентами. Для них налоговая ставка составляет 30%.

Величина налоговой ставки при продаже апартаментов индивидуальными предпринимателями будет отличаться и зависеть от системы налогообложения, на которой находится налогоплательщик.

Особенности налогообложения при продаже имущества

Налоговый кодекс РФ определяет, что по общему правилу доход от реализации объекта должен быть перечислен продавцом при условии, что срок владения объектом – менее 5 лет. Но есть исключения. Такой срок может составлять 3 года при соблюдении условия:

право собственности на объект получено в результате оформления дарственной. Но человек, оформивший дарственную, должен быть близким родственником нового владельца. Категории лиц, которых можно отнести к близким родственникам, указаны в Семейном кодексе РФ;право собственности возникло в порядке наследования;право собственности получено на основании подписанного между бывшим и настоящим владельцем договора ренты;право собственности получено после приватизации объекта.

Обозначенные условия действуют только для жилых объектов. В случае продажи апартаментов срок владения помещением для освобождения от уплаты налогов должен быть более 5 лет.

Доступен ли налоговый вычет на апартаменты?

Налоговый вычет позволяет покупателям возвращать часть потраченных на покупку средств. Это доступно для тех граждан России, которые имеют официальный доход. Вернуть можно 13% от суммы, потраченной на приобретение недвижимости. Максимальный размер вычета, который можно вернуть по состоянию на 2021 год – 260 тыс рублей.

Право возврата налогового вычета закреплено Налоговым кодексом РФ. Кроме земельных участков, при приобретении или застройке которых новые собственники получают деньги из бюджета, средства возвращают за покупку:

Чтобы получить налоговый вычет, собственники недвижимости могут самостоятельно обращаться в отделение ФНС. Предусмотрено и автоматическое оформление вычета. Это возможно, если банк, через который проводились средства при заключении сделки, выступает в качестве налогового агента. В таком случае собственнику объекта в личный кабинет на сайте ФНС приходит заполненное заявление, которое нужно подписать.

Налоговый кодекс РФ не содержит информации о том, что налоговый вычет положен за покупку апартаментов. Собственники нежилых помещений не могут его получить.

Закон не запрещает изменять статус объектов недвижимости. При определенных обстоятельствах апартаменты могут быть переведены в статус жилого помещения. Но даже в таком случае налоговый вычет не положен. Его можно получить только при условии, что объект имел статус жилого на дату приобретения.

Налоговый вычет предполагает возврат не только части средств, потраченных покупателем на приобретение жилья, но и процентов за использование кредитных средств. Такое право возникает, если для покупки объекта использовали ипотечный кредит. Максимальная сумма, которую можно вернуть в счет средств, потраченных на оплату процентов по кредиту — 390 тыс рублей. Но для этого нужно, чтобы кредит был потрачен на покупку земельного участка или объекта недвижимости, который относят к жилым помещениям. Если ипотечный кредит брали для покупки апартаментов, получить налоговый вычет нельзя.

НДФЛ при сдаче апартаментов в аренду

Те граждане, которые сдают недвижимость и получают доход от такой деятельности, должны платить налог. В обычных случаях сумма налога составляет 13% от суммы дохода. Задекларировать доход нужно до 1 мая года, который следует за отчетным. Перечислить налог необходимо до 15 июля.

Сумму налога можно уменьшить. Для этого собственник объекта должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Если выбрать упрощенную систему налогообложения (УСН), с полученного дохода нужно платить 6%. Но если не подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, налог будет больше, чем для физических лиц — 20% от полученного дохода.

Цена апартаментов и расходы на их содержание

Цена апартаментов при аналогичной площади помещения в большинстве случаев ниже, чем цена квартир. Например, апартаменты экономкласса без проведения отделочных работ могут обойтись на 30% дешевле квартиры. Средняя разница в цене составляет 10-15%.

Но сэкономив на приобретении апартаментов, их собственник потратит больше при оплате налогов — налог на имущество для владельцев жилых помещений ниже.

В домах и квартирах можно оформить как временную, так и постоянную регистрацию. Для апартаментов также доступна регистрация, но только временная. Постоянно прописаться в них нельзя. На это не влияет, кто хочет зарегистрироваться – собственник помещения или другой человек. Максимальный срок временной регистрации по закону не превышает 5 лет. Для апартаментов действуют общие правила – прописаться в них можно только на 5 лет.

Содержание апартаментов и оплата коммунальных услуг

В среднем тарифы на коммунальные услуги для апартаментов на 15% больше, чем для квартир.

Стоимость содержания апартаментов будет зависеть от типа здания, оказываемых услуг и тарифов управляющей компании, которая будет обслуживать его. Это может быть невысокая стоимость содержания при обычной уборке, вывозе мусора, оплате работы сантехника и электрика. Если это апартаменты бизнес-класса, элит-класса, где дополнительно оплачивают охрану, консьержа, садовника, то их содержание обойдется дороже.

Как заранее узнать налоговую ставку на имущество для строящегося объекта

Сведения введенных в эксплуатацию московских апартаментах, по которым определены максимальные тарифные ставки, размещены на сайте столичной мэрии. Объект попадает в такой перечень, если больше 20% его площади используется с целью размещения офисов, объектов торговли, предприятий общественного питания.

Часть владельцев апартаментов регистрируют право собственности на основании заключенного с застройщиком договора долевого участия. Это схема, аналогичная покупке квартир на стадии котлована. Но в таком случае редко можно заранее узнать — какая будет налоговая ставка по конкретному объекту. Это связано с тем, что при строительстве застройщик не всегда знает, какие помещения будут в возводимом здании. Но есть застройщики, которые сразу определяют категорию помещений строящегося здания. Если компания дает такую информацию, можно сразу определить, какая будет ставка при расчете имущественного налога.

Налогообложение и содержание апартаментов: что запомнить

Закон не относит апартаменты к категории жилых помещений. При налогообложении используются нормы, установленные для нежилых помещений.Собственники апартаментов платят налог на имущество, на доход от сдачи объекта в аренду и на доход от продажи.Размер налоговой ставки при оплате имущественного налога зависит от региона, в котором находится здание.На размер налоговой ставке при оплате имущественного налога дополнительно влияет категория здания и тип помещений в нем. Учитывают также процент площади, занятый в здании под офисы и другие категории помещений, предназначенных для ведения предпринимательской деятельности.Необходимость перечислять налог на имущество возникает с момента регистрации права собственности.Налог на имущество рассчитывается от кадастровой или инвентаризационной стоимости апартаментов.Налог от продажи нужно перечислять при условии, что право собственности на апартаменты возникло менее 5 лет назад.При сдаче апартаментов в аренду налоговые резиденты платят 13% от дохода, нерезиденты — 30%. Если сдавать апартаменты в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения, налоговая ставка — 6% от дохода.При покупке апартаментов их собственники не могут получить налоговый вычет.Средняя стоимость апартаментов ниже стоимости квартир аналогичной площади. Но на апартаменты выше налог на имущество и коммунальные платежи.В апартаментах можно зарегистрироваться. Но это может быть только временная регистрация, максимальный срок которой — 5 лет.

Чтобы избавить родственников от бюрократических процедур по разделу наследуемого имущества, многие собственники недвижимости предпочитают оформить передачу прав на квартиры, гаражи, земельные участки или дома заранее. Основным проблемой при этом становится выбор юридической формы оформления – дарственная или завещание. Плюсы и минусы есть у каждого варианта.

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Дарственная и завещание – основные отличия

Чем отличается дарственная от завещания? Юридически оба понятия подразумевают безвозмездную передачу прав собственности на любую недвижимость третьим лицам. Однако каждый из вариантов имеет свои особенности. Главное отличие – момент перехода прав собственности на объект:

  • при оформлении дарственной право собственности на недвижимость наступает в момент подписания договора дарения и после его соответствующей регистрации; наследник получает возможность лично распоряжаться имуществом только по истечении шести месяцев от смерти завещателя.

При выборе способа передачи прав на квартиру или другую недвижимость нужно учитывать и другие нюансы – стоимость и сложность процедуры оформления, вопросы налогообложения, возможность отмены сделанных распоряжений.

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Оформление дарственной

Факт передачи имущества в дар оформляется гражданско-правовым договором дарения. При этом одариваемым может быть как родственник дарителя, так и любое другое физическое или юридическое лицо. При составлении договора в обязательном порядке соблюдаются два условия:

  • предмет дарения (квартира, дом, земельный участок) должен быть полностью описан с указанием всех данных – всех характеристик, адреса, площади и прочего с приложением выписки из ЕГРН;
  • договор дарения безусловен, то есть не должен содержать ограничивающих условий – например, наступления у одариваемого определенного возраста, факта его вступления в брак, появления детей и прочее.

Дарственная не требует нотариального заверения, поэтому можно сэкономить на таких услугах. Однако квалифицированные юристы все-таки рекомендуют не пожалеть средств и дополнительно посетить нотариуса. В перспективе это может уберечь от проблем, если потребуется подтвердить дееспособность дарителя в суде при наличии других претендентов на его имущество.

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Перечень документов, которые потребуются для оформления дарственной на недвижимость для регистрации в Росреестре:

  • заявление о госрегистрации и смене собственника имущества;
  • квитанция (чек, платежное поручение) об уплате пошлины;
  • документы, удостоверяющие личность дарителя и одариваемого;
  • документы на недвижимость – кадастровый паспорт, свидетельство ЕГРН;
  • справка о стоимости объекта, заверенная в БТИ;
  • если дарится квартира или дом – справка о прописанных лицах.

Важно! Если в доме или квартире прописаны несовершеннолетние дети, на заключение договора дарения потребуется разрешение органов опеки.

В зависимости от требований местных органов власти и типа передаваемого в дар имущества от собственника может потребоваться дополнительная информация. Точный перечень необходимых документов придется уточнять на сайте Росреестра либо в отделения МФЦ.

Важно! Законодательство требует письменного, заверенного у нотариуса согласия на сделку от супруга (супруги) дарителя, если имущество было приобретено в законном браке. Если недвижимость покупалась в добрачный период, согласие второго супруга получать не нужно.

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Оформление завещания

Завещание можно составить в произвольной форме самостоятельно или обратиться за помощью к юристу. Чтобы оно имело законную силу, должны соблюдаться несколько условий:

  • оформление производится с обязательным нотариальным заверением;
  • текст завещания должен содержать все сведения об имуществе, исключающие возможность разночтений – выписку из ЕГРН, полный адрес, полные характеристики недвижимости;
  • указание в тексте данных предполагаемых наследников (паспорт, регистрация) и точной доли, выделенной им завещателем.

При составлении завещания юристы рекомендуют четко оговаривать свою волю, чтобы впоследствии не возникло разночтений или различных ее толкований. Бывает так, что не включенные в завещание наследники обращаются в суд в надежде произвести перераспределение имущества. Именно поэтому составленный документ должен быть максимально прозрачен.

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Можно оговорить порядок передачи имущества в случае смерти первого указанного наследника. Назначенный душеприказчик (исполнитель завещания) станет гарантом исполнения воли завещателя.

Важно! При составлении завещания нужно помнить, что существует несколько категорий наследников, выделение доли имущества которым предусмотрено законодательством в обязательном порядке. Это несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды, родители-пенсионеры. Если они не указаны в завещании, оно может быть оспорено в судебном порядке.

Что выгоднее – завещание или дарственная

Завещание или дарственная на квартиру – что лучше выбрать собственнику? Основные критерии, по которым можно оценить способ распоряжения своей недвижимостью – это сроки, сложность оформления и его цена.

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Стоимость оформления

Цена оформления дарственной зависит от стоимости передаваемой в дар недвижимости и близости родства дарителя и одариваемого. Для близких родственников это выглядит так:

  • за госрегистрацию самостоятельно составленного договора дарения пошлина составит 2000 руб.;
  • при составлении дарственной через нотариуса он возьмет 3000 руб. за услуги и пошлину 0,2% от цены жилья, но не более 50 000 руб.

Если одариваемый – дальний родственник или вообще чужой человек, то цена вопроса меняется:

  • при стоимости недвижимости до 1 млн. – 3000 руб. + 0,4% пошлины;
  • при стоимости от 1 до 10 млн.руб. – 7000 руб. + 0,2% пошлины;
  • при стоимости выше 10 млн.руб. – 25000 руб. + 0,1% пошлины (но не больше 100 тыс.руб.).

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Кроме того, при получении недвижимости в дар, одариваемый обязан уплатить налог с дохода (НДФЛ) в размере 13% от стоимости полученного имущества. От налогообложения в такой ситуации освобождаются только близкие родственники дарителя, к которым законодательство относит родителей, бабушек и дедушек, братьев или сестер, детей, внуков.

При оформлении завещания платить придется только за факт его заверения нотариусом – 100 руб. и за оценку наследуемого имущества. Основные расходы возникнут только в момент открытия наследственного дела и получения документа на право наследования – от 0,3 до 0,6% от стоимости недвижимости.

Сроки оформления

Сроки регистрации договора дарения не должны превышать 2 недель. В редких случаях на получение свидетельства ЕГРН уйдет месяц. На оформление завещания уйдет у нотариуса придется потратить несколько часов.

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Однако если объектом дарения становится только доля в квартире или доме, придется потратить время на выделении доли собственника (комнаты, хозяйственных помещений) в физическом выражении. Делается это через суд, для того, чтобы впоследствии защитить права других владельцев и избежать разночтений при пользовании совместным имуществом или возможной его продаже. После получения на руки судебного свидетельства, придется перерегистрировать собственность на каждого владельца в Росреестре.

Возможность изменить решение

Что проще аннулировать – дарственную или составленное завещание? В целом законодательство предусматривает возможность отмены отчуждения имущества, но сделать это не всегда легко.

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Отменить акт дарения можно только по серьезным причинам. Обратиться в суд в попытке признать договор дарения недействительным могут как родственники дарителя, так и он сам. Основными аргументами обычно являются:

  • недееспособность распорядителя имуществом – наличие у него зафиксированным психических заболеваний, нарко – или серьезной алкогольной зависимости;
  • нанесение дарополучателем физического вреда дарителю или членам его семьи с целью его устранения;
  • факт заключения договора дарения меньше, чем за полгода до банкроства дарителя как физического лица или ИН – в этой ситуации оспорить дарственную могут как родственники, так и судебные органы.

Владелец недвижимости может легко изменить свою последнюю волю, просто переписав завещание. В отличие от ситуации с договором дарения, это можно делать сколько угодно раз без больших временных затрат. В итоге после его смерти легитимным будет признано завещание с самой последней датой составления.

zaveshchanie-ili-darstvennaya-chto-luchshe

Что касается наследников, в пользу которых было отписано имущество, оспорить распоряжения покойного они смогут толь через суд. Если они не относятся к защищаемым законам категориям (инвалиды, пенсионеры-родители, дети до 18 лет), то причинами, по которым можно пересмотреть завещание будут:

  • доказанная недееспособность завещателя на момент составления распоряжения;
  • само завещание написано не рукой завещателя;
  • доказан факт принуждения завещателя к передаче имущества конкретным лицам;
  • в тексте завещания есть противоречащие закону пункты.

Завещание и дарственная – плюсы и минусы

Завещание или дарственная – что лучше для владельца недвижимости и для того, кому он хотел бы ее передать?

  • Завещание. Плюсы такого способа передачи прав на имущество в основном получает сегодняшний собственник. Это вариант безопаснее дарственной:
  • квартиру (дом, участок) получает именно тот, кому планировалось ее передать. Интересы других претендентов можно не учитывать;
  • стоимость оформления минимальна (100 руб. за услуги нотариуса);
  • завещание можно отозвать или изменить, если изменились обстоятельства;
  • завещатель продолжает владеть имущество до своей смерти – его никто не выселит и не отберет у него недвижимость.

что лучше - дарственная или завещание?

Минусы касаются в основном потенциального наследника:

  • право собственности на имущество перейдет к нему только после смерти получателя;
  • есть риск того, что наследодатель передумает и изменит завещание в пользу другого лица;
  • завещание может быть оспорено по факту открытия наследственного дела другими родственниками;
  • есть риск самому не дожить до момента получения наследства.

Плюсов при заключении договора дарения будет больше для одариваемого , и этот список не так уж мал:

  • переход права собственности в момент заключения договора – соответственно возможность распоряжаться подаренной недвижимость в полной мере;
  • отсутствие каких-либо условий при принятии дара и распоряжения им – ограничений по возрасту, семейному положению и прочему;
  • подаренная жилплощадь уже не станет объектом, на который смогут претендовать другие наследники;
  • подаренное имущество будет считаться только личным, а не семейным, если одариваемый состоит в браке.

что лучше - дарственная или завещание?

Минусы передачи недвижимости путем дарения:

  • высокая стоимость оформления сделки;
  • налог с дохода для дальних родственников в размере 13% от цены имущества;
  • сложность расторжения договора (для дарителя).

Универсального решения, которое было бы максимально комфортным для обеих сторон, нет. Выбирать приходится исходя из финансовой выгоды, отношений внутри семьи, уровня доверия между владельцем недвижимости и тем, кому он планирует ее передать.

Российские коммерческие банки предлагают своим клиентам различные услуги, среди которых особенно популярны кредиты. В статье рассмотрим основные отличия нецелевого кредита от ипотеки, их особенности, плюсы и минусы.

Содержание:

Кредит или ипотека - сводная таблица

Нецелевой кредит

Ипотека

На любые расходы

В среднем до 700 тыс. руб. (без обеспечения) и до 3 млн. руб. с поручителем или с обеспечением

От 12 % (часто находится на уровне 17-19 %)

От 9 % (возможны госпрограммы по более низкими ставками)

Срок принятия решения

От нескольких часов до 2 дней (если у клиента хороший ПКР*, то возможно одобрение в течение 10 минут)

От 1 дня (в связи с большим количеством документации)

*ПКР – персональный кредитный рейтинг

Кредит или ипотека - подробно

Рассмотрим отличия более подробно:

  • Цель нецелевого кредитования определяет сам заемщик, это может быть: ремонт, поездка в отпуск, покупка бытовой техники или электроники, покупка продуктов питания и т.д.; цель ипотечного кредита – покупка конкретного недвижимого имущества.
  • Срок – как правило, банки предоставляют ссуды на срок от нескольких месяцев до 5 лет; срок ипотечного обязательства значительно превышает срок обычного кредитования из-за размера заемных денежных средств.
  • Сумма обычного кредита может варьироваться от 10 тыс. руб. до 700 тыс. руб.; при ипотечном кредитовании, – суммы значительно больше обычного потребительского кредита.
  • Проценты по кредиту обычно выше процентов по ипотеке ввиду короткого срока использования заемных средств.
  • Срок принятия решения по ипотечному обязательству может занимать несколько дней и зависит от различных факторов: получает ли клиент зарплату на карту банка, если ли поручители или созаемщики и. т.д.; при обычном кредите банк также учитывает тот факт, является ли лицо клиентом учреждения, а также кредитную историю и уровень дохода.

Что такое ипотека?

Ипотека представляет собой вид целевого кредитования, предметом которого является приобретение жилой недвижимости как в новостройках, так и на вторичном рынке.

В чем заключается главная характеристика этого типа продукта

Важная отличительная черта банковского продукта заключается в том, что деньги выдаются строго под конкретную квартиру или дом.

Что такое потребительский кредит?

Потребительский кредит – это вид кредитования, который имеет нецелевой характер, т.е. выдается банком на любые расходы клиента.

В чем заключается главная характеристика этого типа продукта

Заемщик не обязан предоставлять подтверждение на что были потрачены заемные средства.

Как понять, что у вас ИМЕННО кредит

В кредитном договоре указана цель – потребительский кредит.

Главное отличие кредита от ипотеки?

Ипотечное обязательство – вид целевого кредитования, выдаваемый на покупку жилья. При этом сам объект недвижимости выступает в качестве залога по договору и находится под обременением кредитора до полного погашения задолженности.

Потребительский кредит выдается на любые цели заемщика. Отличия по целям и задачам этих продуктов:

  1. Цель ипотечного обязательства – покупка недвижимости; задача – доступность приобретения жилья для граждан.
  2. Цель кредитного обязательства – личные расходы заемщика; задача – удовлетворить потребности в заемных денежных средствах.

Отличия в условиях оформления, использования и обслуживания:

Оформление

Быстрое (можно онлайн)

Использование

Обслуживание

Залог; обязательное страхование имущества

Можно оформить без залога и страховки

Отличия в использовании денег

При ипотечном кредитовании банк перечислит деньги продавцу недвижимого имущества. А при потребительском – деньги предоставлены в распоряжение заемщика.

Отличия в требованиях к клиенту

Сравним требования к заемщику на примере Сбербанка:

Возраст на момент предоставления кредита

Не менее 18 лет

Не менее 18 лет

Возраст на момент возврата кредита по договору

Стаж работы

От 3-х месяцев на нынешнем месте работы

От 1 месяца на нынешнем месте работы (или от 6 месяцев, если не получаете зарплату на карту Сбера)

Привлечение созаемщиков

Созаемщиками по кредиту может выступать не более 3-х физических лиц, доход которых учитывается при расчете максимального размера кредита.

Гражданство

Какие ограничения есть у ипотеки и кредита

Недвижимость, находящуюся под залогом, нельзя обменивать, дарить без официального согласия залогодержателя

Нельзя прописать в ипотечную квартиру дальних родственников без уведомления банка

Нельзя делать перепланировку без согласования с банком

Нельзя перевести недвижимость в нежилое помещение

В чем преимущества и недостатки ипотеки и кредита?

Банк – гарант безопасности сделки

Расходы в виде страхования и оценки недвижимости и иные

Доступность и простота

Высокие процентные ставки

Можно взять в долг большую сумму

Обременение на недвижимость

Деньги можно тратить без контроля со стороны кредитора

Небольшой срок кредитования

Более низкие процентные ставки

Долгий срок кредитования

Гибкость при оформлении

Можно оформить налоговый вычет

Не нужен первоначальный взнос

Льготные программы кредитования

Требуется первоначальный взнос

Можно оформить без страховки

Что выгоднее - ипотека или кредит?

Если заемщик хочет купить на кредитные деньги жилье, то лучше оформить ипотечное обязательство.

В случаях, когда на недвижимость не хватает небольшой суммы и есть понимание, что кредит будет закрыт досрочно, можно воспользоваться потребительским кредитованием.

Видео с подробными пояснениями

Заключение

Оформить один из банковских продуктов не составит труда, но при выборе между ними заемщик должен оценить свое финансовое состояние и цель использования заемных денежных средств.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Давайте обсудим это




ИНН физического лица: что это такое, как получить, зачем нужен, кто и где его может получить, образец и расшифровка ИНН


Налоговая декларация 6-НДФЛ - что это такое, для чего нужно, как заполнить, примеры заполнения декларации, кому нужно сдавать, кому не нужно сдавать - эти и многие другие вопросы разбираются в статье на официальном сайте Юником24


ИНН физического лица: что это такое, как получить, зачем нужен, кто и где его может получить, образец и расшифровка ИНН

Что такое ИНН, расшифровка аббревиатуры и цифр документа, как получить физическому лицу, как получить ИНН ребенку, какие документы нужны - эти и многие другие вопросы мы раскроем в нашей статье на Официальном сайте Юником24. Читайте!



Что такое диагностическая карта, как ее получить, какие документы нужны, кому диагностическая карта не нужна, какие штрафы предусмотрены, если диагностика не сделана - эти и многие другие вопросы разбираются на Официальном сайте Юником24.





© Юником24, все права защищены. 109240, г. Москва, Котельническая наб., д. 17.

Читайте также: