Кто осуществляет лесовосстановление на лесных участках свободных от аренды для заготовки древесины

Обновлено: 17.05.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Берег" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.05.2018, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.2018 по делу N А70-1549/2018

департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Берег" (далее - ООО "Берег", общество, ответчик) о расторжении договора аренды лесного участка от 15.03.2013 N 87/др (далее - договор аренды), об обязании ООО "Берег" передать арендуемый лесной участок по акту приема-передачи в состоянии для ведения лесного хозяйства с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования.

ООО "Берег" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области со встречным исковым заявлением к департаменту о признании недействительными отдельных условий, содержащихся в договоре аренды, а также дополнительном соглашении от 26.12.2016 N 1 к договору аренды.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства о назначении лесотехнической экспертизы. Между тем, для определения объемов лесовосстановительных и пожарных мероприятий, а также способов их выполнения необходимо заключение эксперта, по мнению заявителя.

Суды не проверили доводы общества о том, что договор аренды лесного участка N 87-др от 15.03.2013 содержит в себе заведомо невозможные условия исполнения обязательств, а именно, невозможность выполнения мер противопожарной безопасности и лесовосстановительных мероприятий.

Условия договора аренды земельного участка на момент его заключения имели недостоверные сведения о характеристиках лесного участка, об объемах использования, а также об объемах и сроках исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.

До 2015 истец по встречному иску не имел доступа к арендуемому лесному участку (до принятия постановления Правительства Тюменской области от 26.01.2015 N 19-П). После принятии Постановления Правительства Тюменской области от 26.01.2015 N 19-П доступ на участок разрешен только в период полного промерзания почвы.

Арендуемый участок является труднодоступным, почва на нем частично заболочена, имеет глубокие торфяные отложения, что не позволяет выполнить противопожарные минерализованные полосы, а также выполнить мероприятия по лесовосстановлению.

Оспариваемые условия договора аренды лесного участка N 87\др от 15.03.2013 являются по утверждению заявителя, явно обременительными и нарушающие баланс интересов сторон.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

В пункте 17 договора аренды лесного участка стороны определили, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего договора.

Согласно пункту 19 договора аренды лесного участка расторжение настоящего договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора.

Приложением N 6 к договору аренды является документ "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом земельном участке".

Департамент провел государственную экспертизу проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "Берег", и согласно заключению экспертной комиссии от 13.08.2013 N 29/87/др/ЭПО данный проект рекомендован к реализации на практике при использовании лесов на арендованном ООО "Берег" лесном участке для заготовки древесины.

В претензиях от 14.02.2014 N 591-14, 17.02.2014, 05.05.2015 N 1821-15, 07.05.2015, 11.04.2016 N 1770-16, 12.04.2016, направленных ООО "Берег", департамент указал, что за 2013-2015 годы ответчик не выполнил работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом земельном участке, предусмотренные приложением N 6 к договору аренды и проектом освоения лесов.

Арбитражный суд Тюменской области 24.11.2016 вынес решение по делу N А70-12866/2016, в соответствии с которым удовлетворил исковые требования ООО "Берег" к департаменту о внесении изменения в договор аренды, в том числе и в приложение N 6 к договору аренды. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу 24.12.2016.

Согласно указанному решению в 2014 году Уральским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" на территории Вагайского лесничества было проведено новое лесоустройство, и внесены изменения в Лесохозяйственный регламент Вагайского лесничества. Приказом департамента от 06.08.2015 N 98 были утверждены материалы таксации, выполненные Уральским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг". ООО "Берег" 29.08.2016 обратилось в адрес департамента с заявлением о внесении изменений в связи с проведением таксационных работ в 2014 году на предоставленном земельном участке.

В соответствии с судебным актом 26.12.2016 стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды, изменив в том числе и приложение N 6 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом земельном участке".

С учетом этого дополнительного соглашения департамент провел государственную экспертизу проекта освоения лесов и согласно заключению экспертной комиссии от 03.02.2017 N 29/87/др/ЭПО данный проект освоения лесов получил положительное заключение.

В претензии от 03.03.2017 N 1036-17, направленной 20.03.2017 ООО "Берег", департамент указал, что за 2016 год ответчик не выполнил следующие работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом земельном участке, предусмотренные приложением N 6 к договору аренды и проектом освоения лесов: организация дозорно-сторожевого поста в количестве 1 шт.; устройство защитных минерализированных полос - 15,1 км; уход за минерализированными полосами - 30,2 км; также не выполнены мероприятия по лесовосстановлению на 274 га, в связи с чем ООО "Берег" предложено оплатить штраф в размере 100 000 руб. на основании пункта 14 "б" договора аренды.

Неполное выполнение ООО "Берег" в 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017 годах работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом земельном участке, предусмотренных приложением N 6 к договору аренды и проектом освоения лесов, подтверждается также отчетами, составленными ответчиком и представленными обществом департаменту, а также предписаниями и актами, составленными департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.

Истец 15.12.2017 направил ответчику уведомление от 13.12.2017 N 7243-17 о расторжении договора аренды, с которым ООО "Берег" не согласилось.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с иском по настоящему делу.

ООО "Берег" обратилось со встречным иском о признании недействительным приложения N 6 к договору аренды в части установки предупредительных аншлагов в количестве 1 шт.; организации мест отдыха в количестве 1 шт.; организации дозорно-сторожевого поста в количестве 1 шт.; устройства защитных минерализированных полос протяженностью 15,1 км; ухода за минерализированными полосами протяженностью 30,2 км; проведения лесовосстановительных мероприятий на не покрытых лесом землях на 22,6 га, проведения лесовосстановительных мероприятий на лесосеках предстоящего периода на территории 29,3 га, комбинированные - 12,1 га; о признании недействительным приложения N 6 к дополнительному соглашению от 26.12.2016 N 1 к договору аренды в части установления и размещения объявлений (аншлагов) и других указателей в количестве 1 шт.; благоустройства зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 ЛК РФ в количестве 1 шт.; организации дозорно-сторожевого поста в количестве 1 шт.; устройство противопожарных минерализированных полос - 15,1 км; уход за минерализированными полосами (квартальными просеками, границами окружными с постановкой квартальных и граничных столбов) протяженностью 30,2 км; проведения лесовосстановительных мероприятий на не покрытых лесом землях на 3,6 га, проведения лесовосстановительных мероприятий на лесосеках предстоящего периода ежегодно в объеме и в сроки, установленные проектом лесовосстановления.

Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 24, 51, 60.1, 61 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 169, 450, 422, 619, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что общество пользуется имуществом с неоднократными и существенными нарушениями условий договора, в виде невыполнения проекта лесов в части охраны лесов от пожаров, в части защиты лесов, в части воспроизводства лесов, пришли к выводу об удовлетворении исковых требований департамента о расторжении договора аренды.

Возражения ООО "Берег" о невозможности выполнения им принятых на себя обязательств вследствие объективных причин, в том числе невозможности выполнения работ по лесовосстановлению в летний период, а также невозможности и нецелесообразности проведения работ по устройству минерализованных полос, суды признали необоснованными, поскольку как до издания постановления правительства Тюменской области от 26.01.2015 N 19-п "О заказниках регионального значения "Супринский" и "Тукузский" в Вагайском районе" (вместе с "Положением о государственном природном комплексном заказнике регионального значения "Супринский" в Вагайском районе"), так и после его издания, общество имело возможность проезда к арендуемому лесному участку по иным дорогам (лесным, грунтовым поселочным и полевым), что подтверждается представленными департаментом тематическими лесными картами: пространственное размещения развития дорожной сети на арендуемых лесных участках ООО "Вагай лес" и ООО "Берег" в масштабе 1:10 000.

Суды пришли к выводу об отсутствии каких-либо оснований считать оспариваемые условия договора аренды явно обременительными для общества и существенным образом нарушающими баланс интересов сторон.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Берег" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

ПРИКАЗ

___.___. 2019 № ___

О внесении изменений в лесохозяйственный регламент

Чаинского лесничества Томской области

2) в пункте 1.1.5 лесохозяйственного регламента:

первый абзац примечания к таблице 3 изложить в следующей редакции:

3) абзац второй пункта 2.1.2.1 лесохозяйственного регламента изложить в следующей редакции:

4) в пункте 2.6 лесохозяйственного регламента:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

б) второе предложение абзаца второго изложить в следующей редакции:

в) абзацы третий - пятый изложить в следующей редакции:

Использование лесов для ведения сельского хозяйства гражданами и юридическими лицами осуществляется на основании договоров аренды лесных участков. Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации.

5) в пункте 2.8.4 лесохозяйственного регламента:

7) пункт 2.12 лесохозяйственного регламента изложить в следующей редакции:

«2.12. Нормативы, параметры и сроки использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых

Использование лесных участков в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ) осуществляется в соответствии с Лесным планом Томской области и лесохозяйственным регламентом лесничества.

Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 ЛК РФ.

Договор аренды лесного в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых заключается на срок до сорока девяти лет без проведения торгов (часть 3 ст. 72 и часть 3 ст. 73.1 ЛК РФ).

На лесных участках, предоставленных в аренду в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Если выполнение работ в целях осуществления геологического изучения недр не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства, использование лесов в указанных целях допускается без предоставления лесного участка, установления сервитута на основании разрешений органов государственной власти Томской области в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьей 83 ЛК РФ.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута.

Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, принадлежит Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЛК РФ).

Места нахождения (хранения) древесины, являющейся собственностью Российской Федерации в соответствии со статьей 20 ЛК РФ, проектируются в проектах освоения и указываются в лесных декларациях.

При использовании лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 ЛК РФ. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.

Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры при использовании лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, подлежат рекультивации после завершения работ в соответствии с проектом рекультивации.

Леса, используемые в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, одновременно могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2 статьи 25 ЛК РФ).

Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых установлены Приказом Рослесхоза от 27.12.2010 № 515.

Установлено, что в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

Обустройство объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории.

В охранных и санитарно-защитных зонах соответствующих объектов рубка лесных насаждений осуществляется по согласованию с предоставившими лесной участок органами государственной власти.

При осуществлении использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых не допускается:

валка деревьев и расчистка лесных участков от древесной растительности с помощью бульдозеров, захламление древесными остатками приграничных полос и опушек, повреждение стволов и скелетных корней опушечных деревьев, хранение свежесрубленной древесины в лесу в летний период без специальных мер защиты;

затопление и длительное подтопление лесных насаждений;

повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;

захламление лесов строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором;

загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;

проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам, в том числе за пределами предоставленного лесного участка.

Лица, осуществляющие использование лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечивают:

регулярное проведение очистки используемых лесов и примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором;

восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек, аншлагов, элементов благоустройства территории лесов;

консервацию или ликвидацию объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, по истечении сроков выполнения соответствующих работ и рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации указанных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц;

8) в пункте 2.14 лесохозяйственного регламента:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

б) абзац девятый изложить в следующей редакции:

10) в пункте 2.17.3 лесохозяйственного регламента:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

б) абзац девятый изложить в следующей редакции:

в) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:

г) абзац двадцатый изложить в следующей редакции:

д) абзац тридцать пятый изложить в следующей редакции:

11) в пункте 3.1 лесохозяйственного регламента:

а) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

12) Таблицу 18 лесохозяйственного регламента изложить в следующей редакции:

Потенциально доступные рентабельные участки леса для аренды становятся все большей редкостью и имеются всего на 20% земельных угодий Российской Федерации. Аренда лесного участка для заготовки древесины становится проблемой. Причина – фактическая разница между прогнозируемым и реальным запасом материалов лесоустройства, которая может достигать 50 % . Полученные участки зачастую состоят из молодых насаждений, болот, не восстановившихся от предыдущей вырубки пустырей. В результате чего лесопользователи не получают значительной доли тех доходов, которые планировали.

Кто участвует в аукционе

Можно ли и как взять в аренду лесной участок без участия в аукционе (ст.39.6 Земельного Кодекса РФ)? Таким правом обладает льготная категория граждан:

  • многодетные семьи, кому необходим земельный участок для покоса сена и выпаса собственного домашнего скота;
  • ветераны труда;
  • другие.

Для всех остальных процедура оформления определена ст.73.1 Лесного Кодекса РФ (далее ЛК РФ): первый этап – победа в конкурсных торгах, затем оформление сделки.

Аукцмон по аренде леса

Этапы оформления аренды лесного участка

Рассмотрим порядок действий для получения участка в аренду:

  1. Выбор желаемого участка. Лесной участок – это земельный надел, принадлежащий государственному природоохранному фонду (ст.ст.7,8 ЛК РФ).
  2. Определение подведомственности объекта. Для этого подается заявка в учреждение ЕГРН.
  3. Подача заявления в соответствующую государственную администрацию.
  4. Представление пакета документов для участия в конкурсных торгах.
  5. За пять дней до начала аукциона кандидат получает уведомление о времени и месте проведения.
  6. После внесения аукционного задатка участник прикладывает к заявке чек. Непоступление задатка является отказом в участии.
  7. В назначенное время будущий арендатор участвует в проведении конкурса.

Протокол, пакет документов, которые сдавались для участия в конкурсе ранее, заявление на разрешение аренды желаемого участка необходимо подать в отдел по земле соответствующей администрации.

Арендодателем всегда будет выступать то учреждение, в ведомстве которого находится избранный надел. Если это федеральный орган, то стороной соглашения будет непосредственно Российская Федерация.
Протокол аукциона является основанием для заключения соглашения.

Уполномоченный орган путем межведомственного взаимодействия получает следующую информацию:

  • данные налогового учета;
  • документы, подтверждающие право собственности построенных объектов на лесном участке (если такие имеются).

После рассмотрения соответствия документов требованиям правовых норм, арендатора приглашают на оформление договора.

Оформление договора на аренду леса

Для заключения договора аренды лесного участка, необходимо предоставить документ, подтверждающий целевое его использование

Необходимые документы для оформления договора

Арендаторы лесных участков должны представить следующие документы:

  • заявление;
  • идентифицирующий личность документ (для физ. лиц и ИП);
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • документы, подтверждающие целевое использование земельного лесного надела (например, бизнес-план).

В заявлении обязательно указываются идентифицирующие данные заявителя, если организация – юридические реквизиты, место регистрации, контактные сведения, банковские реквизиты для совершения расчетов.

Также в заявлении сразу описывается местонахождение объекта, кадастровый номер и его целевое назначение. Максимальный срок рассмотрения – 30 дней.

Как взять лес в аренду под вырубку

В случае если вырубка леса происходит как реализация инвестиционного проекта, являющегося ключевым по значимости для государства, договор заключается сразу.

При аренде земель лесного хозяйства, предполагается вывоз части зеленых насаждений. В такой сделке заключаются два договора:

  • один на вырубку деревьев;
  • второй – на вывоз.

Цели использования леса в таком случае не имеют значения.

Особенности аренды по заготовке древесины

Не проводятся конкурсные торги, если цель аренды – заготовка древесины. Согласно лесосечным картам, с обладателями которых договоры аренды заключаются в первую очередь, работы проводятся по вырубке прогнивших, засохших деревьев. По окончанию работ составляется акт осмотра территории.

Составление договора аренды леса

В договоре аренды должны четко прописываться сроки и предмет соглашения, а также права и обязанности сторон

Договор аренды участка лесного фонда, его особенности

Основные положения:

  1. Полное и четкое определение сторон сделки с идентифицирующей информацией.
  2. Предмет договора – передача во временную эксплуатацию земельного участка, находящегося на учете в лесном фонде региона РФ.
  3. Детальное описание объекта соглашения – какова его площадь, особенности, наличие строений, коммуникации, прочее.
  4. Длительность аренды.
  5. Сумма регулярного платежа (ч.5 ст.73 ЛК РФ) – рассчитывается по методике расчета арендной платы лесных угодий, утвержденной Постановлением Правительства РФ 01.02.2016 №53.
  6. Права, обязанности контрагентов, включая третьих лиц, если предусмотрена переуступка аренды участка лесной зоны: например, письменное уведомление арендодателя. Возможность передачи арендатором участка третьему лицу возникает при заключении договора сроком на пять лет (ч.9 ст.22 Земельного Кодекса России).
  7. Внесение изменений регулируется ст. 74.1 ЛК РФ: договорные обязательства не подлежат изменению или отмене в том случае, если были заключены в результате торгов.
  8. Исключения: изменение целевого назначения либо изменение основных предписаний его ведения. Например, арендатором производилась вырубка деревьев, возраст которых не оговорен в контракте. Также изменения вносятся при форс — мажоре.
  9. Для внесения правок подается исковое заявление. Решение суда основываться на изменении качественных и количественных характеристиках арендованных лесонасаждениях. По этим причинам может осуществляться и расторжение правоотношений аренды лесного хозяйства.
  10. Ответственность сторон.
  11. Решение споров, судебная инстанция для их решения.
  12. Причины досрочного расторжения правоотношений, с детальным описанием возможных нарушений.

Приведем примеры:

  • нарушение регламента защиты участка от вредоносного воздействия микроорганизмов (ч.5 ст.60.1 ЛК РФ);
  • нарушение противопожарной дисциплины (ч.8 ст.51 ЛК РФ);
  • загрязнение отходами лесного участка (ч.5 ст.60.12 ЛК РФ);
  • отказ от восстановления эксплуатируемой природной зоны (ч.4 ст.61 ЛК РФ);
  • несвоевременного внесения оплаты по договору (ст.619 ГК РФ) и прочее.
  1. Реквизиты и подписи сторон.

К соглашению прилагаются:

  • акт приема-передачи участка;
  • регламент начисления арендной платы и ее расчет;
  • план с подробным описанием участка.

При заключении соглашения, где берется лес в аренду на 49 лет, или не менее десяти лет необходима его регистрация в ЕГРН (Едином государственном Реестре недвижимого имущества).

Перечень документов для регистрации

Список документов включает:

  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия арендатора заключать и подписывать подобные соглашения;
  • копия договора аренды, по которому право пользования переходит к заявителю, заверенная нотариально;
  • план участка с указанием площади.

Вместе с заверенными копиями документов представляются и подлинники.

После проверки и принятия решения о расторжении соглашения Госучреждение уведомляет об этом Росреестр для снятия с регистрации договора (срок три рабочих дня).

В случае добросовестной эксплуатации выбранного лесного участка у арендатора появляется возможность заключения последующего договора без проведения аукциона.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Деловая древесина для строительства
жилых домов на земельных участках,
предназначенных для индивидуального
жилищного строительства или ведения
личного подсобного хозяйства
с возведением жилого дома
на приусадебном земельном участке
на территории Челябинской области

Деловая древесина для капитального
ремонта и реконструкции жилых домов,
возведенных на земельных участках,
предназначенных для индивидуального
жилищного строительства или ведения
личного подсобного хозяйства
с возведением жилого дома
на приусадебном земельном участке
на территории Челябинской области

Деловая древесина для строительства
и текущего ремонта иных строений

Дровяная древесина для отопления
жилых домов с печным отоплением
(при отсутствии газового
или электрического отопления)

Дровяная древесина для отопления
нежилых помещений
(бань, хозяйственных построек)

Объем заготовки дровяной древесины для отопления жилых домов с печным отоплением (при отсутствии газового или электрического отопления) определяется из расчета 0,1 кубических метра дровяной древесины на 1 квадратный метр общей площади жилого дома, но не менее 5 кубических метров.

В целях устранения последствий стихийных бедствий и пожаров разрешается заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с гражданами, у которых утрачено или пострадало имущество (жилой дом, хозяйственные постройки), при наличии подтверждающих документов без учета периодичности предоставления соответствующего вида лесопользования, но в пределах максимального объема лесопользования, установленного законом.

Заготовка древесины для отопления осуществляется в первую очередь в порядке очистки лесных насаждений от захламленности, уборки ветровальных, буреломных, усыхающих, сухостойных, поврежденных болезнями, заселенных стволовыми вредителями деревьев при проведении выборочных и сплошных рубок, а также при проведении ухода за лесом и рубок в спелых и перестойных насаждениях.

При заготовке деловой древесины гражданину отпускается дровяная древесина, образующая от деловой древесины.

При заготовке дровяной древесины, находящейся на отведенном лесном участке, деловая древесина мягколиственных пород и тонкомерная древесина хвойных пород отпускаются в пределах норматива дровяной древесины, но в размере не более чем 50 процентов от объема отпускаемой древесины.

Стоимость получения древесины:

Ставки платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Челябинской области УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Челябинской области от 27.01.2015 г. № 22-П ( редакция от 20 декабря 2016г. №709-п отменена по решению суда с 01.01.2017г .).

Породы лесных насаждений

Ставка платы, рублей за 1 плотный куб. метр

Ольха черная, граб, ильм, липа

Осина, ольха белая, ольха серая, тополь

1. Ставки платы за единицу объема лесных насаждений применяются для определения размера платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан при проведении сплошных и выборочных рубок.

2. При заготовке сухостойной древесины при проведении сплошных и выборочных рубок ставки снижаются на 50 процентов.

За услуги (проведение выездов, составление технологической карты, заключение договора купли-продажи) лесничеством взимается плата. ( Услуги, предоставляемые Лесничествами по обследованию, материально-денежной оценке лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, отбору деревьев в рубку, являются платными согласно п. 17,18 постановлени я Правительства Челябинской области от 08.09.2011 г. N 314-П "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Челябинской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание". Калькуляция на услуги утверждается Приказом руководителя лесничества.)

Документы, необходимые для получения древесины:

Документы, необходимые для предоставления государственной услуги:

1) Заявление и документ, удостоверяющий личность. Заявление должно быть написано разборчиво. Представляемые документы не должны содержать подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные исправления. БЛАНК ЗАЯВЛЕНИЯ

2) Для выделения дровяной древесины для отопления жилого дома с печным отоплением: справка органа местного самоуправления о проживании заявителя в доме с печным отоплением и отсутствии газового или электрического отопления.

3) Для выделения дровяной древесины для отопления нежилых помещений: справка органа местного самоуправления о наличии нежилых помещений с печным отоплением.

4) Для выделения деловой древесины для строительства жилого дома на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области: документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности или пользовании земельного участка, и действующее разрешение на строительство.

5) Для выделения деловой древесины для капитального ремонта и реконструкции жилого дома, возведенного на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области: документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности или пользовании жилого дома, разрешение на строительство (при проведении реконструкции), справка, выданная органом местного самоуправления, о необходимости проведения капитального ремонта;

6) Для выделения деловой древесины для строительства и текущего ремонта иных построек: документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности или пользовании земельного участка, справка, выданная органом местного самоуправления, о необходимости проведения текущего ремонта.

В случае утраты или повреждения жилых домов, нежилых помещений, хозяйственных построек, наступивших в результате стихийных бедствий и пожаров, необходима справка, выданная территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Порядок рассмотрения заявления, выделения и заготовки древесины:

1. Для получения древесины для собственных нужд граждане обращаются с заявлениями в Лесничество (участковое лесничество) по месту проживания.

1.1. при рассмотрении заявок на получение дровяной древесины специалист Лесничества, ответственный за предоставление государственной услуги, в течение 15 дней принимает решение о выделении древесины или отказе в заключении договора купли-продажи.

1.2. при рассмотрении заявок на деловую древесину для строительства и капитального ремонта, для строительства и текущего ремонта иных строений лесничество (участковое лесничество) в течение 5 календарных дней направляет заявление, председателю комиссии, который совместно с членами комиссии в течение 15 дней рассматривает поступившее заявление, принимает решение о выделении деловой древесины или отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений. Решение доводится до заявителя в письменном виде.

1.3. при отказе по причине отсутствия достаточных объемов лесных насаждений с требуемыми качественными характеристиками и с согласия гражданина получить древесину в других лесничествах области заявитель обращается в Главное управление лесами.

2. На основании принятого комиссией решения руководитель лесничества направляет уведомление в участковое лесничество и заявителю для заключения договора купли-продажи или уведомление об отказе с указанием причины отказа.

Основаниями для отказа в выделении древесины заявителю являются:

а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нарушение сроков ее выделения,

б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными характеристиками и отказа в получении древесины в других лесничествах;

в) непредоставление заявителем полного пакета документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

3. Уполномоченный представитель Управления в Лесничестве (участковом лесничестве), ответственный за рассмотрение документов, в течение 5 календарных дней после определения объема вырубаемой древесины выдает заявителю квитанции на оплату услуг по обследованию, материально-денежной оценке лесных насаждений, отбору деревьев в рубку и на оплату лесных насаждений, предоставленных заявителю, и готовит проект договора купли-продажи древесины для собственных нужд граждан в трех экземплярах. Заявитель вносит установленную договором плату в срок не позднее 5 календарных дней.

4. Срок заготовки и вывозки гражданами древесины для собственных нужд составляет не более 12 месяцев со дня заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. В случае если гражданин не произвел заготовку древесины до окончания срока заготовки, указанного в договоре купли-продажи лесных насаждений, гражданин теряет право на получение древесины по данному договору.

5. Участковый лесничий организует осмотр места рубки мастерами, после приемки места рубки разрешает вывозку заготовленной древесины. За нарушение требований лесного законодательства начисляются неустойки в соответствии с условиями договора купли-продажи лесных насаждений.

Читайте также: