Кто делит имущество погибшей матренин двор

Обновлено: 07.05.2024

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

История создания

Популярные сегодня темы

Звёздное небо невероятно прекрасно. Оно переливается миллионами звёзд, пестрит плавными переходами от ярко-голубого до чёрного. Да-да, даже на голубом небе иногда видны звёзды. Они словно белые веснушки космоса.

Сейчас уже сложно не верить в НЛО. Столько фильмов снято, книг написано, столько свидетельств… И хотя нет официального, но я хотел бы, чтоб пришельцы существовали.

Для меня, как и для многих других, самым памятным днём школьной жизни является первое сентября первого класса. Этот день – определённый рубеж: ты становишься чуть дальше от детства и чуть ближе к взрослой жизни

Человек уже очень давно ходит по земле. С его первого появления прошло уже много миллионов лет, но это лишь маленькая песчинка во всей истории планеты Земля. Сама жизнь зародилась ещё раньше, миллиарды лет назад,

Направление и жанр

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.

Смысл названия

Композиция и конфликт

Рассказ делится на три главы.

  1. Первая глава отведена под экспозицию: автор представляет нам своего героя и рассказывает нам о самой Матрёне.
  2. Во второй главе происходит завязка, когда обнажается основной конфликт произведения, а также кульминация, когда конфликт достигает наивысшей точки.
  3. Третья глава отведена под финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

Конфликт в произведении носит локальный характер между праведной старушкой Матрёной и окружающими, пользующимися её добротой в своих целях. Однако художественные особенности рассказа создают ощущение типичности данной ситуации. Таким образом, Солженицын придаёт этому конфликту всероссийский философский характер. Люди ожесточились из-за невыносимых условий жизни, и лишь единицы способны сохранить в себе доброту и отзывчивость.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.

Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.

В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.

Главные персонажи

Матрена Васильевна Григорьева — пожилая женщина, которая по своему состоянию здоровья была освобождена от работы в колхозе. Когда ее сокращают, у нее забирают часть участка земли. Это светлый, праведный человек, который был готов помогать всем, даже чужим людям, хотя никто из них не ценил этой помощи. Так, она берет к себе в квартиранты Игнатича — рассказчика.


У автора было свое восприятие быта женщины, он говорит о том, что богатством ее были:

  • фикусы;
  • старая кошка;
  • мыши и тараканы;
  • коза.

Она никогда не искала достатка, заработка и не наживалась на том, на чем бы могла.

Рассказчик Игнатич — прототип самого автора. Он отбыл ссылку в Азии и возвратился в Россию. Остановился на станции Торфопродукт, нашел свое пристанище у Матрены. Он добрый человек, но не любит большого скопления людей и радио, рассказчик ищет тихую жизнь. С Матреной у них как-то все по-родственному выходило. Она уважала его, помогла ему стать частью коллектива в поселке. Игнатич переживал за эту женщину, которая трудилась не покладая рук. Но даже он не смог понять всю суть и смысл жизни Матрены. Его глаза открылись только после ее трагической смерти.

Фаддей — возлюбленный Матрены. Читатель видит его уже шестидесятилетним мужиком, который все еще не мог простить ей предательства. Старость Фаддею незнакома, он до сих пор здоров, и седина его не тронула. Своей наглостью доводит Матрену до смерти. Даже когда ее не стало, мужчина не отступился от своего и в день поминок пришел за частью имущества.

Мария. Нельзя пропустить эту фигуру. Хоть Маша появляется только эпизодично, все же играет большую роль. Она единственная настоящая подруга Матрены. Тот человек, который действительно ее очень ценил и понимал.

Главные герои и их характеристика

На примере нескольких героев автор показал, как губительна для нравственности вся та несправедливая система, которая существовала в те времена.

Главные герои рассказа – яркие личности, без которых читатель не получил бы четкого представления об устройстве государства, его насущных вопросах мировоззрении самого А. И. Солженицына.

Игнатьич (рассказчик). С первых строк внимание привлекает Игнатьич, являющийся рассказчиком и несущий в себе элементы автобиографии писателя. Именно его глазами представлена Матрена, так как он становится на определенное время ее постояльцем.

Он представлен неторопливым, образованным мужчиной, который согласен на все условия проживания в доме, не требуя к себе внимания. Он внимательный, чуткий, так как замечает в Матрене всю душевную красоту и проявляет к ее судьбе необыкновенную жалость и сострадание, готовность помочь.

Матрена. Женщина, которая воспринимается местными жителями как помощник, но уважения к ней не проявляет никто. Матрена лишилась близких. Она имеет тяжелый недуг. Ее жизнь давно пошла под откос. Однако женщина не умеет жаловаться на жизнь, трудится за десятерых, старается думать об окружающих людях, а не о себе.

Родственник Матрены – Фаддей. Основное его качество – жажда наживы. Человек семейный, расчетливый. Несмотря на отношения с Матреной, пытается лишить ее дома и до смерти, и после ее гибели.

Приемная дочь Матрены – Кира. Положительный образ, она старается на протяжении многих лет помогать приемной матери.

Особой корыстью, жестокостью обладают сестры Матрены, которые делят имущество и на поминках.

Темы и проблемы. Тема рассказа – несправедливость в конце жизненного пути трудолюбивых людей, которые могут гордиться внутренней душевной красотой. Однако жесткая государственная система является препятствием для нормального их существования.

Автор предлагает читателю сразу несколько проблем, которые актуальны во все времена. Проблема отрешенности и одиночества, всепоглощающей любви к близким людям. Проблема непонимания между государством и простым человеком.

Таким образом, душа человека – это цель исследования автора. Женщина, которая страдает от физической и душевной боли, становится настоящим героем, примером для подражания для представителя любого поколения, так как способна показать истинную любовь к близким, терпение и проявленное милосердие.

Матрена как показатель ценителя природы, приверженца религии, становится гордостью автора.

  1. Жизнь советской деревни
    – Солженицын изображает жизнь советских крестьян, как тяжёлое испытание. Деревенский быт тяжёл, а сами крестьяне в большинстве своём грубы, а их нравы жестоки. Человеку приходится прилагать огромные усилия, чтобы остаться собой в такой враждебной атмосфере. Рассказчик подчеркивает, что люди истощены вечными войнами и реформами в сельском хозяйстве. У них рабское положение и никаких перспектив.
  2. Доброта
    – сосредоточием доброты в рассказе выступает Матрёна. Автор искренне восхищается старухой. И, хотя в итоге добротой героини окружающие пользуются в корыстных целях, Солженицын не сомневается, что именно так и надо жить — отдавать себя всего во благо общества и народа, а не набивать мешки богатством.
  3. Отзывчивость
    – в советской деревне, по мнению писателя, нет места отзывчивости и душевности. Все крестьяне думают лишь о своём выживании и не заботятся о нуждах других людей. Только Матрена смогла сохранить в себе доброту и желание помогать ближним.
  4. Судьба
    – Солженицын показывает, что зачастую человек не способен контролировать свою жизнь и должен подчиняться обстоятельствам, как Матрена, однако душой человека распоряжается только он, и у него всегда есть выбор: озлобиться на мир и зачерстветь, или сохранить в себе человечность.
  5. Праведничество
    – Матрена, в глазах писателя, выглядит, как идеал праведного русского человека, который отдаёт всего себя на благо других людей, на котором и держится весь русский народ и Россия. Тема праведничества раскрывается в поступках и мыслях женщины, в ее нелегкой судьбе. Что бы ни случилось, она не унывает и не жалуется. Она жалеет только других, но не себя, хотя судьба не балует ее вниманием. В этом и есть суть праведника — сохранить нравственные богатства души, пройдя через все жизненные испытания, и вдохновить людей на нравственный подвиг.

Критика

Сам Александр Твардовский восхищался работой Солженицына, называя его настоящим писателем, а его рассказ — истинным произведением искусства.

Л. Чуковская, которая вращалась в журналистских кругах, так охарактеризовала рассказ:

У некоторых людей с детства нет родителей, близких или друзей. Такие люди всю жизнь чувствуют себя одинокими и беззащитными, поэтому очень важно, чтобы окружающие им помогли хотя бы общением.

Достаточно вспомнить героиню рассказа А. И. Солженицина “Матренин двор” Матрену. Она потеряла своих близких: муж умер на фронте, шестеро детей тоже умерли. Это была очень добрая женщина, несмотря на то, что никто не помогал ей, она сама старалась помочь всем и даже согласилась отдать часть дома приемной дочери Кире, которая после замужества забыла о пожилой женщине. После смерти героини никто искренне не скорбил, а сестры и вовсе поделили все ее имущество.

Получается, что одиноки люди не только тогда, когда у них никого нет, но и когда никто не стремится помочь им или просто понять их.

Другие работы по этой теме:

  1. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Рассказ Солженицына “Матренин двор” повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются…
  2. В ПОИСКАХ ПРАВЕДНИКА Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу…
  3. Не стоит село без праведника. Русская пословица План I. Значение слова “праведник”. II. Жизнь или житие? 1. Жизнь Матрены. 2. Смерть Матрены. 3. Окружающие в…
  4. В рассказе “Матренин двор” Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из…
  5. …Есть она тот самый праведник, Без которого… не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе “Матренин двор”…
  6. ­Время Взгляд А. И. Солженицына на русскую деревню отличается суровой и жестокой правдой. Литературовед А. Д. Синявский о его рассказе “Матренин двор” писал, что это…
  7. В рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” образ праведника является ключевым. Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрена предстает…
  8. “Матренин двор” – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и…

Методические приемы: аналитическая беседа, сопоставление текстов.

П. Проверка домашнего задания.

Сам Иван Денисович не осознает окружающего абсурда, не отдает себе отчета в ужасе своего существования. Он покорно и терпеливо несет свой крест, как и Матрена Васильевна.

Но терпение героини сродни терпению святой.

Как раскрывается характер героини в рассказе?

Какова тема рассказа?

Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей,с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, — похоронили.

Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.

Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрёна, у неё необычная судьба. Её любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашёл…

Проблемы

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Основная идея

Чему учит?

Завязка сюжета

Микропересказ : Женщина всю жизнь работала в колхозе. Детей и мужа она потеряла, но сохранила доброту и бескорыстно всем помогала. После её нелепой и страшной смерти родные делят её дом и вспоминают о ней с укором.


Повествование ведётся от первого лица. В рассказчике угадывается сам Солженицын, который после восьми лет исправительно-трудовых лагерей был сослан на вечное поселение в пустынный казахский аул, но ссылка была снята, он вернулся в РСФСР и поселился в деревне. Деление пересказа на главы — условное, в оригинале — три главы без названий.

Приезд в деревню

Летом 1956 года Игнатич возвращался в советскую Россию.

Игнатич — рассказчик, мужчина средних лет, бывший заключённый, школьный учитель.

В областном центре он попросился на должность учителя математики где-нибудь подальше от города, и его отправили в место со странным названием Торфопродукт.

Торфопродукт оказался железно­дорожной станцией, с которой невозможно уехать — там никогда не было билетов. Посёлок стоял между торфяными низинами, по вечерам в клубе там играла громкая музыка, а местные пьяницы пыряли друг друга ножиками. Игнатич уже начал жалеть о тишине азиатской пустыни, когда на местном базарчике познакомился с женщиной и узнал от неё, что за посёлком есть целый ряд небольших деревенек.

Дом Матрёны

Новая знакомая отвела Игнатича в деревушку Тальново, где он снял угол в доме у пожилой Матрёны Васильевны.

Матрёна Васильевна Григорьева — одинокая женщина лет шестидесяти с лучезарной улыбкой, простая, честная, бескорыстная, доброже­ла­тельная, всегда готовая помочь.

Дом состоял из просторной избы с печью и отдельной горницы.

Кроме Матрёны и меня жили в избе ещё: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась.

Женщина предупредила, что готовить не умеет. Продуктов в Торфопродукт почти не привозили, и люди ели в основном картошку, сдобренную комбини­рованным жиром.

Здоровье и вера

Маша — близкая подруга Матрёны, дружат с детства, опекает подругу, ухаживает за ней во время приступов болезни.

Фельдшерицу вызвали только однажды. Она заставила Матрёну сдать анализы, посылала их в районную больницу, но дело заглохло.

Матрёна рассказывала, какие тяжёлые мешки таскала в молодости и как однажды остановила на ходу испуганного коня. Но бесстрашной она не была — боялась пожара, молний и поездов.

На Крещение Матрёна ходила в церковь за святой водой, но не была особенно религиозной, скорее даже суеверной язычницей.

Только в этом году святой воды ей не досталось: кто-то забрал её котелок.

Работа в колхозе и отношение к деньгам

Денег она не получала многие годы — пенсии ей не платили, родные почти не помогали.

А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учётчика.

Всю осень Матрёна добивалась пенсии и ходила по инстанциям за много километров от дома. Обнаружилось много несправед­ливостей — женщина была больна, но инвалидом не считалась; всю жизнь проработала в колхозе, а не на заводе, поэтому пенсия ей полагалась только за утерю кормильца. Мужа у Матрёны не было уже пятнадцать лет, и теперь добыть справки о его стаже было нелегко.

Остальное время она занималась хозяйством — копала картошку, добывала сено для единственной козы, подворовывала торф у треста, чтобы не замёрзнуть зимой.

Новый председатель урезал Матрёнин огород, оставив ей пятнадцать соток неплодородной песчаной земли, и за эти сотки заставлял её работать на колхоз бесплатно.

Соседям Матрёна тоже в помощи не отказывала — её звали копать картошку, вспахать огород. Денег за помощь она не брала, отказывалась.

К зиме жизнь Матрёны наладилась — ей стали платить пенсию, да и от жильца плата шла. Она справила себе валенки и пальто, в подкладку которого зашила двести рублей — себе на похороны.

Молодость, Фаддей и замужество

Однажды к Игнатичу пришёл Фаддей Григорьев и попросил поставить хорошую оценку своему сыну — самому злостному двоечнику в классе.

Фаддей Григорьев — высокий старик с чёрными волосами, чёрными широкими бровями и чёрной густой бородой, жадный, вспыльчивый, жестокий.

Борясь за высокий процент успеваемости, районные школы переводили из класса в класс даже самых отпетых двоечников, но Игнатич не хотел ставить незаслуженные оценки и отказал.

Поздно вечером Матрёна призналась, что когда-то чуть не вышла за Фаддея замуж, но он не вернулся с Первой мировой войны. Прождав три года, Матрёна вышла замуж за его младшего брата Ефима и переехала в дом, где и прожила всю жизнь — раньше он принадлежал Григорьевым.

Ефим Григорьев — муж Матрёны, брат Фаддея, пропал на войне.

Летом сыграли свадьбу, а осенью Фаддей вернулся из венгерского плена. От злости он чуть не зарубил топором Матрёну и родного брата.

Стал на пороге. Я как закричу! В колена б ему бросилась. Нельзя… Ну, говорит, если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!

Жениться на местной Фаддей не стал, разыскал в соседней деревне невесту с именем Матрёна, построил отдельную избу, наплодил детей. Сама Матрёна рожала шесть раз, и ни один ребёнок не выжил. Потом Ефим ушёл на Вторую мировую войну и пропал. Оставшись одна в огромной избе, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея Киру и недавно выдала её замуж за молодого машиниста.

Кира — младшая дочь Фаддея, воспитанница Матрёны, добрая, заботливая.

Теперь только Кира помогала одинокой старухе.

Трагедия на железно­дорожном переезде

Матрёна завещала Кире часть своего дома — горницу. Через несколько дней мужу Киры выделили участок земли. Чтобы удержать его, надо было срочно что-нибудь построить, но лес на торфяниках давно вырубили. К Матрёне зачастил Фаддей с просьбой отдать горницу, и та согласилась.

Февральским утром Фаддей с сыновьями мигом разобрали строение, но вывезти брёвна сразу не удалось — разыгралась метель, потом началась оттепель. Трактор с большим санным прицепом приехал только через две недели. Весь сруб на санях не уместился, и сыновья Фаддея на скорую руку сколотили ещё одни сани. Две ходки трактористу делать не хотелось, поэтому к трактору привязали оба прицепа.

Выехали поздно вечером, угостившись самогоном. Матрёна увязалась следом. Ночью к рассказчику пришли четверо в железно­дорожных шинелях. Пришедшие начали расспрашивать, с этого ли двора уезжал трактор и пил ли тракторист перед отъездом. О пьянке Игнатич умолчал, а после ухода незваных гостей бросился убирать остатки попойки. Железно­до­рожники ничего не объяснили, о беде рассказала прибежавшая вскоре Маша.

На переезде через рельсы самодельные сани застряли и начали разваливаться, Матрёна бросилась помогать мужикам. В это время со стороны станции шли два сцепленных паровоза с выключенными фарами, налетели на сани и раздавили суетившихся возле них людей, в том числе и Матрёну.

Похороны и раздел имущества

Отпевали и оплакивали Матрёну на следующий день. Хозяйством мигом завладели три её сестры, о которых раньше и слышно не было. Кирин муж, машинист, попал под суд, поскольку должен был предупредить о перевозке брёвен через пути, но не сделал этого.

Искорёженные рельсы на переезде ремонтировали три дня. Ремонтники грелись у костров, сложенных из остатков горницы, а первые, уцелевшие сани так и остались стоять у переезда и это терзало душу жадного Фаддея. Получив, наконец, разрешение, он свёз остатки горницы к себе во двор, а на следующий день похоронил сына и женщину, которую когда-то любил. Из Матрёниного наследства ненасытный старик вытребовал себе сарай, где жила коза, и забор, остальное разобрали сёстры. Искренне горевала по Матрёне только Кира.

Избу Матрёны заколотили, и Игнатич переселился к одной из её родственниц. Та рассказала об умершей много нового. Муж Матрёну не любил и имел любовницу; хозяйкой она была плохой, нечисто­плотной, за достатком не гналась и бесплатно помогала чужим людям.

Игнатич слушал эти неодобри­тельные речи и вспоминал чудесную женщину, которая о людях думала больше, чем о вещах, бесплатно работала на других, и, брошенная мужем, похоронившая шестерых детей, осталась открытой и общительной.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взята редакция рассказа из собрания сочинений в 30 томах, 2006 г. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Рассказ ведётся от первого лица. Рассказчик — Игнатич — после долгого отсутствия возвращается в Россию. Он хочет учить детей математике в небольшом тихом посёлке. Он нашёл работу в селе Высокое поле, но жить ему там не понравилось. Тогда его отправили в место со странным названием — Торфопродукт, но оттуда невозможно было уехать: в кассе всегда не было билетов.

Мужчина уже начал тосковать по жизни в жаркой азиатской пустыне, как встретил женщину, торговку молоком. Она рассказала, что неподалёку есть деревня Тальново. Автор попросил проводить его туда и помочь найти жильё. У самой женщины места в доме не было, поэтому сдать комнату она не могла. Её родственники тоже не смогли помочь. Так рассказчик со своей новой знакомой пришли к дому Матрёны.

Это была маленькая ветхая изба, в которой жила одинокая женщина лет шестидесяти — Матрёна Васильевна. Вместе с ней в доме жили тараканы, мыши и старая кошка, которую женщина подобрала из жалости. Несмотря на сомнительные условия, Игнатич стал квартирантом у Матрёны. Ему показалось, что именно такой жизни он и искал.

Вскоре оказалось, что Матрёна Васильевна много лет совсем не получала денег. Ей не платили пенсию, а родные не заботились о старушке. Каждый день она вставала с рассветом, ухаживала за старой кривой козой и готовила завтрак, состоящий из варёной картошки или ячневой каши.

Неожиданно наступила осень. Эта осень была особенно трудной для Матрёны. Она тяжело болела, но инвалидом не считалась. Пенсию ей не давали, потому что она работала в колхозе, а не на заводе и могла надеяться только на пенсию за умершего мужа — по утере кормильца. Но для этого нужно было собрать много документов, а потом ходить по соседним сёлам, чтобы поставить подписи. Одна подпись занимала у женщины целый день.

У Матрёны Васильевны было одно лекарство от всех проблем — работа. Целый день она трудилась по хозяйству: копала картошку, собирала сорняки, таскала мешки с торфом, чтобы зимой не замёрзнуть. Часто Матрёну звали на свой огород соседи. Им она тоже не отказывала и даже не брала денег за свой труд.

Неожиданно Матрёну валили с ног приступы болезни. Тогда она несколько дней лежала и не могла пошевелиться от боли. В такие дни к ней приходила подруга Маша. Она топила печь и помогала по хозяйству. Один раз Матрёне вызвали медсестру. Та приехала злая и сказала, чтобы женщина приходила сама, когда закончится приступ.

Зимой жизнь Матрёны Васильевны улучшилась. Кроме денег, которые ей платил Игнатич, она стала получать пенсию. Женщина смогла купить себе тёплую одежду и отложила деньги на похороны. Болезнь тем временем как будто отступила: приступов не было два месяца. Только одно горе случилось за зиму: кто-то украл в церкви святую воду, которую Матрёна взяла для себя. Ей показалось это плохим знаком.

Автор привык жить у Матрёны. Хозяйка не задавала вопросов о его прошлом, знала только, что он был в тюрьме. Игнатич тоже не расспрашивал Матрёну Васильевну. Старушка рассказывала, что она была замужем и родила шестерых детей, но все они умерли ещё маленькими. Потом она воспитывала девочку по имени Кира. Муж не вернулся с войны: тела не нашли и похоронного не было, но Матрёна стала считать его погибшим.

Однажды Игнатич вернулся домой и застал там гостя. Им был высокий старик с длинными чёрными усами — Фаддей Миронович. Его сын учился у рассказчика, поэтому он пришёл просить за него. Игнатич вспомнил, что и Матрёна не раз говорила про мальчика, но он каждый раз отказывал: Антошка был лентяем и получал одни двойки.

Рассказчик не выдержал и спросил, кем гость приходится Матрёне. Выяснилось, что Фаддей Миронович — старший брат её мужа. Женщина была влюблена в него и должна была выйти за него замуж, но Фаддея забрали на войну. Спустя три года после Первой мировой он не вернулся, тогда к Матрёне пришёл свататься младший брат — Ефим. Она согласилась и переехала в ту самую избу, где живёт сейчас. Летом они поженились, а осенью вернулся Фаддей — всё это время он был в плену.

Фаддей разозлился на Матрёну, сказал, что если бы Ефим не был его братом, убил бы обоих. Все деревенские женщины хотели за Фаддея замуж, но он не женился: искал девушку с именем Матрёна. В конце концов он нашёл себе невесту в соседнем селе. Они построили отдельный дом, родили шестерых детей, но брак не был счастливым. Не раз супруга Фаддея приходила к своей тёзке и жаловалась, что муж её бьёт.

В 1941 году Фаддея на войну не взяли из-за слепоты, а Ефим ушёл. Ушёл и не вернулся даже спустя 11 лет после войны. От одиночества Матрёна попросила у Фаддея младшую дочку на воспитание. Киру она вырастила как родную и выдала замуж за машиниста. Только та теперь изредка помогала старухе.

Матрёна заранее составила завещание и оставила воспитаннице часть своей избы — небольшую пристройку. Но тут выяснилось, что мужу Киры дали кусок земли. Чтобы сохранить его в собственности, нужно было что-то на нём построить. Фаддей настаивал, что нужно разобрать пристройку Матрёны и поставить на той земле. Женщина, хоть и завещала её Кире, не хотела, чтобы её дом ломали при её жизни.

Матрёна не спала две ночи, мучилась, но в итоге согласилась. Фаддей с сыновьями разобрали пристройку, но увезти её сразу не получилось. Две недели на улице стояла жуткая метель, и трактор не смог бы выехать. Всё это время Матрёна была сама не своя: сначала от неё отказались три сестры за то, что женщина отдала пристройку, а потом сбежала кошка.

Наконец в трактор загрузили тяжёлые брёвна. В честь этого устроили праздник, мужики выпили самогона и отправились в село к Кире. Матрёна ушла провожать их, но спустя три часа так и не вернулась. Рассказчик не переживал: он решил, что женщина проводила трактор и пошла к подруге.

Ночью к Игнатичу пришли четверо мужчин в железнодорожных шинелях. Они спрашивали про хозяйку, отсюда ли уехал трактор и выпивали ли водители перед отъездом. Игнатич всё рассказал, но про самогон умолчал. Мужчины не объяснили, зачем приходили, и исчезли.

Матрёна Васильевна так и не появилась, но вскоре пришла её подруга Маша. Она покачивалась, а в глазах замерли слёзы. Она рассказала Игнатичу, что на железнодорожном переезде сломались сани, на которые положили пристройку. Матрёна бросилась помогать мужикам, а в это время по железной дороге шёл поезд. Машинист не увидел людей на рельсах, и поезд задавил всех, кто чинил сани.

Утром привезли тело Матрёны. Вся деревня пришла на похороны, но большинство лишь из любопытства. В стороне напоказ плакали сёстры Матрёны, о которых раньше не было слышно. Они ждали, когда смогут забрать её хозяйство себе.

Искренне переживали из-за смерти только Кира и другая Матрёна — жена Фаддея. Сам Фаддей на гроб взглянул только мельком, а больше переживал за брёвна, которые остались на переезде. После похорон устроили поминки, но на них никто не говорил об умерших, а только обсуждали друг друга.

Дом Матрёны заколотили, пока не настанут тёплые деньки. Рассказчик на время переехал к родственнице женщины. Эта родственница постоянно осуждала Матрёну. Она говорила, что Матрёна была плохой хозяйкой, неряшливо одевалась, а Ефим изменял ей. После этих слов Игнатич понял, какой на самом деле была Матрёна. Она жила в бедности, всё отдавая другим людям. Всю жизнь она работала бесплатно и всем помогала, потеряла мужа и шестерых детей, но сохранила доброту и искренность.

  • Матрена – одинокая, болезненная женщина лет 60-ти.
  • Рассказчик – постоялец Матрены. Бывший заключенный. Учитель.
  • Фаддей – сосед. В прошлом жених Матрены. Родной брат мужа.
  • Кира – воспитанница Матрены. Дочь Фаддея.

Сто восемьдесят четвертый километр от Москвы в сторону Мурома и Казани оставался для пассажиров поезда загадкой. На этом участке железнодорожного полотна составы резко замедляли ход. Люди выходили в тамбур, льнули к стеклам, строили различные догадки по этому поводу, но знали истинную причину снижения скорости только двое. Машинист и автор.

Глава 1

В 1956 году автор возвращается в Россию. Надоела ему жаркая пустыня. Захотелось туда, где лес и нет изнуряющего пекла. Никто и нигде его не ждал. В областном отделе кадров он поинтересовался насчет должности учителя математики. Требование одно, подальше от железной дороги. Свободное местечко нашлось в деревне Высокое поле.

Место оказалось прекрасным. Здесь хотелось жить и умереть, но это не то что ему было нужно. Пришлось вернуться в отдел кадров и попросить, чтобы перенаправили в другое место. Другим местом оказалась станция со странным названием Торфпродукт.

Вопрос с жильем на новом месте помогла решить одна из местных женщин, торгующая на станции молоком. Она отвела приезжего к Матрене, проживающей в селе Тальново, одинокой женщине лет шестидесяти. Дом у нее оказался старым, но добротным. Помимо хозяйки в доме жили кошки, тараканы и мыши.

Здоровье подводило Матрену. Иногда приходилось по несколько дней лежать в кровати. Как только отпускало немного, женщина начинала хлопотать по дому. Утро у нее начиналось в четыре часа. Кормила козу, готовила скудный завтрак. С продуктами здесь была напряженка. Ели одну картошку, сдабривая ее жиром.

Прослышав про пенсионный закон Матрена стала выбивать пенсию. Контора находилась далеко. Мотаться приходилось по несколько раз в разные места. То печать не там поставят, то срок действия справки истечет. Быстро оформить не получалось.

К Матрене часто обращались за помощью соседи. Не справлялись они со своими приусадебными участками. Она никому не отказывала. Всем старалась помочь. Причем денег за работу не брала.

Суета наступала для Матрены, когда подходила очередь кормить козьих пастухов. Такие обеды сильно ударяли по ее бюджету. Приходилось покупать масло, консервы, сахар. Себе она такой продуктовый набор позволить не могла.

Настроение женщины испортилось в Крещение. В церкви забрали ее ведерко со святой водой, оставив на праздник без воды и без ведерка.

Глава 2

Матрена прошлым постояльца особо не интересовалась, в отличие от любопытных соседок. Одно она знала точно, что отсидел он свое, но вникать, за что не стала. Сам он тоже не лез с разговорами. Вряд ли ее жизнь была интересной.

Замуж Матрена вышла до революции. Родных у мужа не было. В его доме ей пришлось тащить все хозяйство на себе. Родилось у них в браке шестеро детей. Все они умерли рано. Муж пропал на войне. После смерти детей, женщина взяла на воспитание девочку Киру.

Как-то раз в гости пожаловал старик Фаддей Григорьев, просить за своего сына Антона. Парень учиться не хотел. Был заядлым двоечником. Учителя, боясь испортить статистику успеваемости, переводили его из класса в класс. Антон об этом прекрасно знал. Так зачем лишний раз напрягаться с домашними заданиями.

После ухода Фаддея, Матрена рассказала, кем он ей приходится. Это родной брат ее мужа. Она должна была выйти замуж за него, но Фаддей не вернулся с войны. Прождав жениха три года, Матрена выходит замуж за Ефима. Только свадьбу отыграли, Фаддей так как тут. Все это время он был в венгерском плену. Такая злость его взяла. Если бы не брат родной, порубил бы всех топором. Долго после этого искал себе невесту с таким же именем. Нашел. Женился, но не по любви. Часто поднимал руку на жену, а она в слезах прибегала и жаловалась другой Матрене. Их все шестеро детей были живы.

Кира была дочерью Фаддея. Десять лет воспитывала ее Матрена, пока не отдала замуж. Горницу по завещанию она отписала ей. Вскоре Кира сама наведалась в гости. Молодым, чтобы удержать выделенный участок земли, необходимо что-нибудь на нем построить. Горница для этого вполне подходила. Фаддей зачастил в гости, уговаривая при жизни отдать горницу. Матрене было не жалко отдать ее. Она боялась начинать ломать крышу дома.

Разбирали горницу по досочкам. Вывезти сразу не получилось. Помешала сильная метель. На одни сани доски не входили. Сыновья Фаддея наспех смастерили вторые. Самодельные сани привязали к трактору и тронулись в путь. Матрена пошла всех провожать. Больше ее никто не видел.

Внимание автора привлекли громкие голоса. Он сразу понял, что это к ним в дом. Стук в ворота подтвердил предположение. Четверо в железнодорожных шинелях начали задавать вопросы. Уже потом от прибежавшей соседки Маши открылась страшная правда.

Сани, сколоченные на скорую руку, застряли на рельсах, начав разваливаться на части. В это время шли два сцепленных паровоза. Из-за шума трактора поезд не было слышно. Огни его были выключены, да и шел он задом. Машинист не успел затормозить, наехав на людей. В числе погибших была Матрена.

Глава 3

Наутро то что осталось от Матрены привезли на санях. В доме началась подготовка к похоронам. Помыли полы. Вынесли цветы. Занавесили зеркало. Полдеревни сбежалось посмотреть на мертвую, больше из любопытства. Плакали напоказ, обвиняя Фаддея с семьей в ее гибели. Искренними были только Кира да жена Фаддея. Девушка словно безумная ходила от одного гроба к другому, в котором лежал брат. Мысли ее блуждали. Скоро суд над ее мужем. Сам старик на похороны не пришел. Его больше беспокоило, как побыстрее уцелевшие сани с переезда вернуть в деревню. Даже о погибшем сыне он думал меньше, чем о них.

После смерти хозяйки избу заколотили. Постоялец вынужден был переселиться в другой дом. Его взяла на постой одна из родственниц Матрены. Золовка о Матрене ни одного хорошего слова не сказала, даже осуждала ее. Нечистоплотная, глупая, за обзаводом не гналась. Муж ее не любил. Имел на стороне любовницу. Не нравилось ему, что она одевалась как все деревенские бабы. Ему хотелось, чтобы жена выглядела культурно, а не абы как. Слушал ее постоялец и словно о другом человеке речь шла. Он точно знал какая она была на самом деле. Чудесная женщина, думающая о чужих людях больше чем о себе. Добрая, бескорыстная, с чистой и светлой душой.

Читайте также: